Лучшие фирмы микрофонов. Область применения микрофона

21.04.2019

Эту статью я вынашивала очень долго. Не писала исключительно потому, что не находилось в окружении звукорежиссера - асса. К счастью, теперь он есть). Зовут Максим Шустов. К нему я и отправилась на уютную питерскую студию HOREX, где и провела вечер минувшего дня.

Отпоив чаем и устроив экскурсию по владениям, Максим рассказал о звукорежиссерских находках, разобрал при мне микрофон и даже показал образец, полностью собранный вручную в Германии... В общем, я много чего узнала, но главное – из миллиона микрофонов действительно стоящих наберется с десяток!

Микрофон для подкастера

Это тот самый случай, когда качество звука должно быть хорошее, но покупать микшерный пульт, предусилитель, трансформатор и кучу другой терминологии) человек не станет.

Идеальное решение - USB конденсаторный микрофон, не требующий фантомного питания, то есть вам не нужно будет покупать микшер, через USB соединение все уладится само собой. Также не потребуется дополнительного программного обеспечения, указанные ниже модели работают со стандартными драйверами ОС. Потребуются лишь микрофон, компьютер и звуковой редактор)

Замечу, желающим делать подкасты, но обходиться без микрофона и специального софта,прямая дорога на статью о .

SHURE PG27 USB – 9495 рублей

Модель не дешевая, но это SHURE- бренд, у которого за плечами история и несколько действительно настоящих хитов. Микрофон будет давать отличный звук по ряду причин: он конденсаторный, что существенно лучше динамического, кардиодный (не будет ловить посторонние источники звука), имеет широкую диафрагму (для речевых и вокальных микрофонов выбираем именной такую мембрану), он отлично улавливает частотный диапазон, то есть и жирный низ, и прозрачный верх.

К сожалению, из-за того, что микрофон имеет усредненные характеристики нельзя говорить о его особенности.Это качественный чистый и прозрачный звук, без завалов и задираний, НО без изюминки.

ART M-ONE U - 4740 рублей

Компания ART на российском рынке представлена не так давно, но за океаном её продукты пользуются стабильным спросом уже более 20 лет. Микрофон M-ONE U из серии оптимального соотношения цены и качества .Судите сами: хорошая сборка, широкая чувствительная мембрана, четкая кардиоидная направленность, не дающая посторонним звукам вмешиваться в процесс звукозаписи, - и все это за приемлемую цену.

Особенности: микрофон не отличается теплотой звучания и немного окрашивает верхний диапазон частот. Думаю, что подкастерам -девушкам он будет в самый раз.

BLUE YETI – 5590 рублей

Это подкастерский хит! Долгое время заветные лавры украшали мембрану микрофона Rode Podcaster. Но сейчас успех перебрался на сторону голубого йети. Чем хорош?! YETI позволяет записывать звук в стерео! Об этом как раз и говорят три огромные буквы на его теле - TНX. Дело в том, что THX -стандарт кинотеатров, и сейчас такой сертификат получает только самая лучшая техника, работающая со звуком. Еще из достоинств:

  • поразительная чистота и четкость звука, не характерная для usb - микрофонов
  • возможность выбирать одну из диаграмм направленности: кардиоида, восьмёрка, круг.
  • встроенный предусилитель для наушников, он позволяет мониторить записываемый сигнал без какой-либо задержки.

Микрофон для звукозаписывающей студии

Октава МКЛ-5000- 29 900 рублей

Начнем с того, что это ламповый микрофон. От транзисторного он отличается тем, что улавливает четные гармоники, и голос от этого очень теплый. Нечетные гармоники, например, дают эффект совершенно противоположный. Голос как бы металлизируется и кажется более холодным.

В ходе разговора с экспертом я сделала вывод, что, несмотря на российское происхождение микрофона, он очень, очень, очень хорош. Это как бы такой Neumann, но только собранный в Туле . Оказывается, там не только самовары с пряники умеют делать, но вот и отличные студийные вещи.

Возвращаясь к МКЛ-5000, скажу, что у микрофона широкая мембрана, несколько диаграмм направленности, очень ровная частотная характеристика, делающая микрофон одним из самых любимых в звукорежиссерском мире, наконец, ламповый каскад, выполненный на лампе военной серии!!! Именно каскаду микрофон и обязан сочным, но прозрачным звучанием. МКЛ-5000 красиво окрашивает верхний диапазон частот и придает плотность низким тембрам. Как результат - уникальное звучание и огромная любовь со стороны дикторов.

Rode K2 - 24 640 рублей

Это тоже ламповый конденсаторный микрофон с теплым звучанием и ровной частотной характеристикой. Эксперт звукозаписывающей студии HOREX так и не решился ответить на вопрос, какой же микрофон лучше - Rode или Октава. Хотя, первый, например, собирается не в Туле, а Австралии. Но, с другой стороны, куда там зеленому континенту до нерва военных ламп)

В общем, сухие факты сообщают, что Rode K2 - лучший студийный микрофон 2004 года , он дешевле Октавы и, к тому же, имеет широкую позолоченную мембрану, обеспечивающую большой динамический диапазон и отличную чувствительность, K2 отлично подчеркивает тембр и без искажений передает тонкости звучания как мужских, так и женских голосов. В общем, Rode K2 не просто так стал флагманом компании.В течение долгого времени инженеры подбирали оптимальные технические составляющие и, соединив их, создали по-настоящему отличный микрофон.

Shure SM7b – 20 000 рублей

Это классический микрофон для студий и радиостанций даже не смотря на то, что он динамический. Поклонниками этого микрофона явно являются мужчины, их баритоны, обертоны и нижние ноты раскрываются на все сто, чего не скажешь о нотах женских. Я работала на этом микрофоне и помню вечную борьбу с гейном и ползунком эфирной дорожки! Ну, не хочет он работать с высокими нотами и все!

Тем не менее, это бюджетный студийный вариант, он кардиоид, имеет дополнительную ветрозащиту, надежно защищен от воздействия электромагнитных полей и снабжен переключателями, которые ослабляют низкие и усиливают средние частоты (не забудьте их отыскать, если пишите женщин, а то они также невзлюбят этого представителя рода микрофонного, как и я)

Микрофон для радиостанции

Буду вам советовать Нойман и только Нойман . Хотя в стороне, безусловно, не должны оставаться отличные производители, которые уже давно стали даже не легендами, а иконами стиля. Каждый звукорежиссер знает Telefunken - микрофонную элиту, ее стоимость иногда просто космическая, ту же Violet Design – они и вовсе вручную собирают каждый свой микрофон и славятся просто невероятным звучанием. Но все это изыски, в них не пристало ежедневно болтать, дышать и хохотать ди-джям. Пусть они делают это в Нойман!

Neumann TLM 103 – 49 600 рублей

Neumann TLM 103- один из лучших микрофонов среднего ценового сегмента и один из самых недорогих в ноймановском модельном ряду.Для тех, кто связан со звуком, он своего рода must have.

Сочетание наработанного с годами ноймановского опыта, немецкого качества и передовых современных технологий действительно впечатляют: микрофон обладаем низким уровнем собственных шумов, имеет широкую позолоченную мембрану и способен выдержать самое высокое звуковое давление. Его в принципе можно назвать самым универсальным микрофоном в мире. TLM 103 используют и вокалисты,и музыканты, и радиостанции. Пожалуй,это типичный микрофонный бестселлер)

Neumann M 149 Tube - 222 400 рублей

Neumann M 149 Tube один из самых совершенных микрофонов, созданный когда - либо инженерами Нойман! Да, стоит он дорого, но характеристики и качество звучания полностью оправдывают средства, вложенные в его покупку.

В микрофоне присутствуют и переключатели диаграммы направленности (их аж 9), и аттенюаторы, и частотные фильтры. Одним словом, это один из лучших микрофонов современности , который присутствует на самых дорогих и качественных студиях и радиостанциях! Если вы смогли купить Neumann M 149 Tube и грамотно им воспользоваться - вы в элите звукозаписывающей индустрии, не меньше.

Максим Шустов и Юлиана Романова

P.S. О своих любимых микрофонах пишите в комментариях!

Как и обещал, начинаю серию статей о домашней звукозаписывающей студии. Первым и основным предметом, который нам понадобиться при записи вокала к песням - это, конечно, микрофон. Поэтому сегодняшнюю статью посвящаю именно этому аксессуару.

Начну с того, что расскажу о типах микрофонов. Полная классификация их достаточно обширная, и напрямую зависит от того, какой источник звука будет записываться. В нашей домашней студии, микрофон нам нужен в основном для записи вокала, то разобраться нам нужно только в некоторых типах. Для себя я, например, выделил два основных типа микрофонов: динамические и конденсаторные.

Динамические микрофоны - это наиболее часто встречающиеся микрофоны, принцип действия которых основан на преобразовании действия звуковой волны в механические колебания диафрагмы, прикрепленной к катушке индуктивности. В связи с тем, что в изготовлении микрофоны этого типа достаточно просты, стоимость их, как правило, невысока. Используются в основном на концертах, либо в студиях на репетициях. Внешнего напряжения для работы таких микрофонов не требуется.

Конденсаторные микрофоны - это микрофоны более сложной конструкции, роль диафрагмы в которых выполняет металлическая мембрана, являющаяся также одной из обкладок конденсатора (собственно, поэтому они и называются конденсаторными). Когда звуковая волна начинает воздействовать на мембрану, сжимая или расширяя её. Из-за этого происходит изменение емкости конденсатора, вследствие чего постоянное напряжение преобразуется в переменное. Для работы конденсаторных микрофонов требуется внешнее питание (фантомное), которое обычно составляет 48 В и подается, как правило, через микшерный пульт. Бывает, что используется питание в 9 В, в этом случае оно подается батарейкой или, например, по USB кабелю. В сам конденсаторный микрофон встраивается предварительный усилитель, способный согласовать выходное сопротивление микрофона с входным сопротивлением микшерного пульта или усилителя, к которому он подключен. Микрофоны конденсаторного типа более сложны в изготовлении, эксплуатироваться должны бережнее, но обладают очень качественными частотными характеристиками, поэтому стоимость их выше динамических. Очень часто такие микрофоны используются для записи звука в студийных либо домашних условиях. Для нашей домашней студии как раз то, что нужно, такой мы и будем выбирать.

Но прежде, чем перейду к конкретным моделям, хочу добавить, что помимо описанных выше типов существует ещё один интересный тип микрофонов - ламповые . Хотя, если быть точным, ламповые микрофоны являются всего лишь разновидностью конденсаторных микрофонов. Интересны они тем, что за счет использования вместо полупроводниковых элементов ламп накаливания, звук становится более натуральным и как выражаются профессиональные звукорежиссеры, «теплым». Единственный минус ламповых микрофонов - эта их заоблачная стоимость, исчисляемая в несколько тысячах долларов.

Стоит оговориться, что сейчас в некоторых магазинах появились относительно недорогие модели ламповых микрофонов (например, Behringer T-1 , Behringer T-47 - стоимостью около 7,5 тыс. рублей), но использовать их профессионалы, почему-то не советуют. Конкретных отзывов об использовании именно этих микрофонов, к сожалению не нашел, но в качестве микрофона для домашней студии я их всё же рассматривать пока не буду (не считаю, что это действительно оправдано).

С типами более-менее разобрались, теперь переходим ко второму вопросу, который должен возникать: по каким параметрам выбирать микрофон?

Первым и наиболее важным параметром для нас является динамический диапазон, а именно те частоты, которые микрофон сможет воспроизвести и записать. Человеческое ухо воспринимает звуки частотой от 16 Гц до 20 кГц , так что для нашей студии будем выбирать микрофон с близким к указанному динамическим диапазоном.

Вторым актуальным параметром при выборе записывающего устройства является направленность (диаграмма направленности). Существует их всего три:

  1. Круговая или всенаправленная характеристика - в этом случае микрофон сможет записать любой источник звука расположенный вокруг него на 360 градусов.
  2. Направленная (кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида) характеристика - записывается только источник звука, расположенный непосредственно перед диафрагмой.
  3. Двунаправленная (восьмерка) характеристика - микрофон воспримет источник звука, расположенный перед ним и за ним.

Здесь тоже несложно, для записи вокала нам наиболее подойдет вторая диаграмма направленности, а, точнее, кардиоида (наиболее распространенная).

Собственно, основное мы знаем, теперь переходим к описанию конкретных марок.

Behringer С-1 и Behringer С-1U
(3 460 руб. и 4 910 руб.)

Самый недорогой микрофон конденсаторного типа с 16 мм диафрагмой. Отличается достаточно ровной АЧХ (амплитудно-частотной характеристикой), повышающейся только при записи высоких частот (порядка 10-20 кГц), и малошумящей схемой, что позволит записать кристально чистый. Микрофоны Behringer С-1 и Behringer С-1U отличаются только способом подключения. В случае с Behringer С-1U микрофону не требуется внешнего питания и использования микшерного пульта, так как в комплекте имеет USB кабель, с помощью которого он и подключается к компьютеру.

Частотный диапазон: 40 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
136 дБ
Масса (нетто): 0,53 кг

AKG Perception 120
(6 130 руб.)

Качественный конденсаторный микрофон с отличной сборкой, подойдет под самые различные нужды в домашней студии. Обеспечивает качественную детализацию и чистоту звука. Имеется переключаемый басовый фильтр. Кроме этой версии с обычным шнуром XLR, выпущена версия с USB проводом.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 130 дБ (150 дБ при переключении басового фильтра)
Масса (нетто): 0,46 кг

Audio-Technica AT2020 USB
(7 770 руб.)

Студийный конденсаторный микрофон с высококачественным А/Ц конвертером, который позволяет записывать звук точно таким, каким его слышите вы. Отличается встроенным разъемом для наушников, позволяющим осуществлять мониторинг звука в реальном времени, а также отдельными регуляторами громкости и усилителя. В комплекте имеется крепление для стойки и защитный чехол для переноски. Выпускается с обычным шнуром XLR и со шнуром USB, для быстрого подключения к компьютеру.

Частотный диапазон: 20 Гц - 16 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,39 кг

Октава МК 319
(9 050 руб.)

Российский профессиональный микрофон, который считается легендарным. Отличается максимально достоверным звуком и его «прозрачностью». Для использования с повышенным уровнем звукового давления на микрофоне имеется специальный переключатель «-10 дБ». Питание фантомное (48 В), шнур стандартный XLR.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 122 дБ
Масса (нетто): 0,51 кг

ART M-ONE U
(10 260 руб.)

Ещё один микрофон с USB проводом, сразу подключаемый к компьютеру. Отличительной чертой микрофона является большая 32 мм диафрагма, которая сможет передать все красочные нюансы голоса. Поставляется в комплекте с жестким держателем для стойки.

Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц
Диаграмма направленности: кардиоидная
Максимальный уровень звукового давления: 138 дБ
Масса (нетто): 0,47 кг

На этом, наверное, и все. Здесь я привел только те микрофоны, которые, по отзывам, больше всего подходят для использования в домашних мини-студиях. Сильно дорогие микрофоны я рассматривать не стал, так как это не всем по карману. А какой из них использовать, и использовать ли вообще, выбирать вам. Для себя, на данный момент, планирую купить AKG Perception 120 или Behringer С-1U .

Говоря про стоимость, можно вспомнить известную поговорку: «Хорошее дешевым не бывает». Но возникает вопрос - а насколько дорогим должен быть качественный микрофон?

Основной правило звучит так: приобретать надо такой микрофон, который будет соответствовать вашим и только вашим запросам. Студийные микрофоны сильно отличаются от обычных бытовых - и не только более высоким качеством или повышенными техническими характеристиками. Прежде всего, для них четко определены области применения.

Микрофон следует подбирать с учетом того, где, в каких целях и с каким оборудованием вы будете его использовать. Каждый микрофон имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны в сравнении с другими моделями. Из-за этого на профессиональных студиях звукозаписи, как правило, бывает несколько микрофонов для разных задач. И, конечно же, не имеет смысла тратить тысячи долларов на студийный микрофон фирмы или Neumann, если вы собираетесь производить запись семейных торжеств в доме, где с акустикой большие проблемы.

Типы микрофонов


Студийные микрофоны можно условно разделить на две большие группы: для вокала (голоса) и инструментальные. Если вы собираетесь купить один из них, его купить, вначале нужно определиться, для чего конкретно он нужен.

По типу устройства микрофоны бывают ленточными, динамическими и конденсаторными. Эти названия определяют, как звук преобразуется в электрический сигнал.

Конденсаторные микрофоны дают качественный звук с хорошей передачей высоких частот. Преимущественно их используют в студиях для озвучивания вокала (голоса) и акустических инструментов. Таким микрофонам обычно нужно дополнительное питание (называемое также фантомным, потому что по одному кабелю передается и напряжение питания, и звуковой сигнал): они гораздо качественнее динамических. Могут иметь относительно небольшой размер.


Динамические микрофоны применяются в основном для озвучивания гитар и барабанов, в работе не требуют фантомного питания.

Устройство динамического микрофона

Ленточные микрофоны дают теплый, мягкий звук и применяются чаще всего для озвучивания гитар и духовых инструментов. Также не требуют фантомного питания.



Направленность

Еще один параметр, который надо принимать во внимание при выборе конкретной модели: характеристика направленности микрофона. Не вдаваясь в физические подробности, можно сказать, что это показатель того, как микрофон принимает звук с различных направлений.

Существуют ненаправленные (всенаправленные), воспринимающие звук с любого направления микрофоны, которые подходят при записи объемного звучания на студиях, для передачи чистого, естественного звука на живых выступлениях, изолированного от шумов (вызванных ветром или дыханием), а также для пресс-конференций. Зачастую их называют «omni» от английского «omnidirectional» – «всенаправленный». Они не имеют эффекта «приближения»: когда источник звука находится на расстоянии около 1-2 сантиметров от микрофонной сеточки, то появляется заметное увеличение отклика низких частот.

Плоский настольный всенаправленный конференционный микрофон

«Двунаправленные» (или «восьмерки» - так их называют из-за формы диаграммы направленности) применяются в студиях при записи двух разных источников звука, когда требуется меньшее, чем у ненаправленных микрофонов попадание в микрофон посторонних шумов. Кроме того, они полезны, когда требуется сильное отсекание звука (например, при записи вокала певца, который одновременно играет на гитаре). Такие микрофоны нечувствительны к звукам с боков.

«Двунаправленный» микрофон

Следующий тип принимает звук только с одного направления. Диаграмма направленности этого микрофона - кардиоида - напоминает нарисованное сердечко: такие микрофоны чувствительны к звукам источников, находящихся непосредственно напротив, и нечувствительным к тому, что происходит позади. Фактически, это «рабочая лошадка» для записи вокала и инструментов. Он хорошо воспринимает звук от близко расположенных источников и изолирует запись от окружающих шумов, как на сцене, так и в студии.

Суперкардиоидные микрофоны (которые иногда называют «пушкой») лучше всего воспринимают звук спереди микрофона, частично подавляют звуки сбоку и сзади, имеют более узкий, чем кардиоида, передний лепесток направленности. Хорошо подходят для записи реалити-шоу в студии.

Диаграмма направленности гиперкардиоида - остронаправленная, подходит для изоляции посторонних звуков. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются для записи музыкальных инструментов.

Компании и модели

Основные «игроки» в области разработки и производства студийных микрофонов, как правило, зарубежные. Давайте немного познакомимся с ними и их продукцией.

Behringer

Немецкая компания (сейчас принадлежит холдингу Music Group) была основана Ули Берингером в 1989 году в городе Виллих, Германия.

Наиболее известные модели обеих компаний, которые выбирают профессионалы - это , и другие.

Вряд ли найдется в мире профессионально работающих со звуком людей человек, не слышавший об американской компании, которую кратко называют Shure. Она специализируется на создании и производстве профессионального студийного оборудования. Компания была основана Сидни Н. Шуром в 1925 году как The Shure Radio Company. Каждый, кто считает звук важным средством своего самовыражения, стремится заполучить для работы ее продукцию.

Как в любой сфере человеческой деятельности, в профессиональном звуковом оборудовании существуют топовые изделия, которые остаются популярнейшими на многие и многие годы. Таковыми являются, безусловно, микрофоны и . Естественно, схемы этих моделей постоянно совершенствуются, обновляются технологии изготовления, модернизируются детали. Однако конструкция в целом остается прежней, и все то же легендарное звучание радует слушателей и артистов уже не одно десятилетие.

Австралийская компания производит большое количество самых разнообразных микрофонов, в том числе и студийных. Компания была основана мужем и женой Генри и Астрид Фридман в 1967 году, после их эмиграции из Швеции в Австралию.

К примеру, одна из моделей компании, является победителем конкурса Electronic Musician 2004 Editor’s Choice Award как микрофон с самым низким уровнем собственного шума.

Больше, чем просто техника


Микрофоны «одушевляются» человеком, как никакой другой прибор. Исполнители и дикторы наделяют их своими характерными чертами и «повадками». И вообще, отношение к микрофону больше напоминает отношение к музыкальному инструменту, чем к техническому прибору.

Мы рассказали вам о самых различных моделях студийных микрофонов, но количество методов их использования столь велико и разнообразно, что советы можно давать до бесконечности. Главный учитель здесь - практика и ее критическое осмысление.

Сложность выбора микрофона под вокал заключается в неоднозначности характеристик данного устройства с точки зрения раскрытия индивидуальных голосовых качеств исполнителя. В идеале каждый пользователь стремится выбирать модель, которая бы наилучшим образом подчеркивала достоинства его вокала и также скрывала недостатки. Определить, насколько конкретный микрофон сможет справиться с этой задачей, не так просто. Более того, даже покупка дорогостоящей премиальной версии с передовыми рабочими показателями не будет гарантией его эффективной работы в разных условиях применениях. И все же выбрать оптимальный микрофон для вокала можно, если в комплексе учитывать его эксплуатационные свойства, не забывая о функциональных особенностях и конструкционной эргономике.

Основные критерии выбора

Рабочие свойства микрофона дают понять, насколько точно может раскрыть вокальные данные конкретная модель. Это не означает, что он позволит лучшим образом их отразить, но сам факт наличия такого потенциала является основой для выбора. Итак, внимание рекомендуется обращать на такие показатели, как чувствительность, амплитудно-частотный диапазон и особенности направленности. Это главные характеристики, которыми отличаются микрофоны вокальные разных моделей. На практике эти параметры могут влиять на детализацию звучания, отсутствие или присутствие завалов отдельных частот, стабильность поддержки громкости и т. д.

Амплитудно-частотный спектр в аудиоаппаратуре чаще всего представлен одинаковыми значениями, поэтому особого внимания на эту величину не обращают. Тем не менее в случае с микрофонами важна каждая деталь и учет импульсной частотной характеристики имеет большое значение. Например, если выбирается микрофон для записи вокала, то эта характеристика определит, насколько эффективной будет реакция устройства на электрические импульсы. В совокупности чувствительность, частотный спектр и тип направленности прибора обеспечат тот или иной характер взаимодействия не только исполнителя с микрофоном, но и связку с дополнительным оборудованием. Не стоит забывать, что в процессе записи и воспроизведения участвует также другая специализированная техника. Микрофон как минимум должен соответствовать качественными характеристиками основному оборудованию. И напротив, если был приобретен высококачественный современный микрофон, то его функция может быть неэффективной при использовании в комплексе с бюджетной аппаратурой. Например, эксплуатационные показатели могут не раскрыться, даже если используется дешевый акустический кабель.

Чувствительность микрофона

От чувствительности зависит уровень напряжения, которое формируется на выходе микрофона в процессе звукового воздействия. Иными словами, это электрическая отдача акустического импульса, получаемая в момент исполнения вокальных партий. Обычно для оценки этого показателя используется понятие звукового давления, но специалисты все же рекомендуют использовать комплексный подход, то есть учитывать и частоту синусоидального сигнала звуковой волны, и выходное напряжение. Как же влияет чувствительность микрофона на качество его работы? На первый взгляд может показаться, что высокое значение как таковое свидетельствует о возможности раскрытия широкого потенциала вокальных данных. Но это не совсем так, и как раз чувствительность демонстрирует обманчивость высоких эксплуатационных показателей как прибора.

Чувствительность лишь дает информацию о способности устройства улавливать сигнал с той или иной силой, что будет выражаться в мощности обратной отдачи с воспроизведением звука. Однако качество работы микрофона именно с точки зрения акустических свойств в минимальной степени зависит от чувствительности, поскольку высокую степень восприимчивости мембраны могут свести к нулю искажения и помехи, значимость которых также возрастает. Несмотря на для вокала должен подбираться с учетом оптимального показателя чувствительности. Если планируется выступление на сцене, то этот показатель должен быть высоким, но для студии звукозаписи нет потребности в усилении восприимчивости. К слову, для универсальных нужд оптимальным выбором станет цифровая модель, так как она позволяет гибко настраивать величину чувствительности под конкретные задачи и условия применения устройства.

Учет параметров направленности

В некотором смысле с чувствительностью связана и направленность микрофона. Показатель чувствительности, как уже отмечалось, выражает способность устройства улавливать силу далее преобразуя ее в напряжение. Диаграмма направленности, в свою очередь, указывает на то, с какой именно стороны прибор воспринимает сигнал наилучшим образом. Например, всенаправленные микрофоны вокальные одинаково работают с боковой чувствительностью, в обработке передних и задних звуковых волн. Двунаправленные модели обычно ориентируются на работу с боковыми сторонами, но не воспринимают сигналы спереди и с заднего направления.

Наиболее популярны однонаправленные модификации, в которых предусматривается три диаграммы направленности на выбор. Что это значит на практике? Это схемы захвата звучания, которые представлены кардиоидной, суперкардиоидной и гиперкардиоидной моделями диаграмм. При этом все три варианта нечувствительны к внеосевому и заднеосевому звучанию, которое исходит от источников, расположенных позади или сбоку. Например, традиционная диаграмма кардиоидного типа по своей форме охвата напоминает сердце. В такой конфигурации устройство игнорирует звуки в передней зоне и отчасти - сбоку. Гиперкардиоидная и суперкардиоидная конфигурации отличаются тем, что оставляют узкие зоны охвата звукового спектра сбоку и в передней части. Современный микрофон для вокала в некоторых исполнениях предусматривает и возможность настройки зон чувствительности. Это круговые или мультидиаграммные модели, которые позволяют переключать устройство на разные направления захвата в зависимости от условий применения - например, в студии или на сцене.

Частотный диапазон

Амплитудно-частотный спектр определяет коридор величин, в рамках которых будет формироваться выходной сигнал. На данный момент сегмент вокальных моделей представляет устройства, работающие в диапазоне 80 Гц - 15 кГц. Это оптимальный спектр именно для вокального прибора. Если же требуется профессиональный микрофон для вокала, том-томов и малых барабанов, то лучше обращаться к версиям с диапазоном от 50 Гц. Аппараты, работающие с частотами от 30 Гц, уже относятся не просто к профессиональным, а к специализированным, которые используются для нестандартных задач звукозаписи.

Частотный спектр может быть связан с чувствительностью. Так, если восприимчивость сигнала определяет, насколько микрофон способен улавливать ходящий сигнал, то частотный спектр свидетельствует о способности прибора работать с передачей выходного сигнала в разных уровнях. Это очень важная зависимость именно в плане индивидуального выбора. Даже при номинальной поддержке вышеупомянутого спектра разные микрофоны по-своему могут обрабатывать частоты. Одни модели лучше работают с верхними диапазонами, а другие - с нижними. Причем громкость микрофона как средство коррекции показателей частотной обработки и воспроизведения не поможет. Значение имеет именно базовый потенциал способностей справляться с пиками и спадами выходного сигнала. Также следует учитывать так называемый эффект близости. Он выражается в том, что по мере приближения микрофона к источнику звучания низкий спектр частот становится более детальным и глубоким. По сути, это явление относится к искажениям, но в некоторых случаях звукоинженеры используют его именно как дополнительный акустический эффект.

Динамический или ленточный микрофон для вокала?

Рабочую основу представляет комбинация катушки индуктивности и чувствительного элемента в виде мембраны. В процессе воздействия звукового сигнала происходит изменение напряжения в катушке под действием и самой мембраны с ее колебаниями. Причем катушка работает в условиях постоянного действия магнитного поля. Это оптимальный микрофон для голоса, который рассчитан на использование в рамках концертов. Конструкция отличается массивностью корпуса и наличием специального крепления для удержания в руке. Что касается рабочих свойств, то они ориентируются на живую запись с игнорированием внеосевых звуков.

Модели ленточного типа, напротив, имеют хрупкую конструкцию и более чувствительную внутреннюю начинку, которая ориентируется на более точную и детализированную обработку сигналов. Вместо мембраны в таком микрофоне используется тонкая лента, за счет колебаний которой и происходит изменение показателей напряжения. Работа ленточного устройства характеризуется мягкой восприимчивостью, что позволяет с большей эффективностью применять его в звукозаписи, причем не только голоса, но и музыкальных инструментов. Впрочем, микрофон для студийной записи можно найти и в линейках с динамическими моделями. Обычно это универсальные устройства, благодаря настройкам которых можно решать разные задачи.

Если говорить о работе с записью инструментальных звуков, то обращать внимание стоит и на специализированные модификации. Например, те же динамические микрофоны выпускаются в версиях для барабанов, том-томов, духовых инструментов и т. д. Обычно такие модификации обеспечиваются широким спектром параметров регуляции, как в показателе чувствительности, так и по направленности захвата сигнала.

Чем отличается конденсаторный микрофон для сцены?

Данная версия вокального микрофона в своей внутренней конструкции предусматривает содержание чувствительной тонкой ленты и металлической пластины. Такая комбинация и образует своего рода конденсатор, на который от сетевого источника или аккумулятора подается заряд. Непосредственно колебания напряжения происходят за счет взаимодействия вибрирующей ленты и пластины. Это хороший микрофон для звукозаписи в студии, но в открытых концертных площадках он проявляет себя не лучшим образом. При этом существуют разные модификации Например, пользуется популярностью целая линейка устройств, рассчитанных на работу с музыкальными инструментами - от струнных до ударных.

В некоторых исполнениях конденсаторные устройства дополняются специальными переключателями, расширяющими акустические возможности прибора. Так, система roll-off предназначена для коррекции частотного диапазона на низком уровне. Также с его помощью при необходимости можно понижать чувствительность - эта функция особенно важна при использовании микрофона в студии. Но следует учитывать, что дополнительная оснастка опциями повышает и ценник модели. Ответ на вопрос о том, сколько стоит микрофон с переключателем roll-off, может предполагать суммы порядка 40-50 тыс. руб. Правда, это касается продукции известных фирм, славящихся хорошим качеством. Распространены и широкомембранные конденсаторные модели. Эти версии отличаются крупной конструкцией и большим диаметром мембран порядка 3 см. Они также предназначены для звукозаписи, но по большей части в любительских нуждах.

Модель Shure SM-58

Американская компания Shure относится к лидерам в сегменте производства звукового оборудования. В данном случае рассматривается модель динамического микрофона SM-58, которая подходит для использования на концертах и в студийной звукозаписи. Данный микрофон «Шур» хорош не только основными рабочими характеристиками, но и эргономикой конструкции. Разработчики этой фирмы традиционно выпускают компактные ручные модели с удобными формами и эта версия полностью укладывается в концепцию комфортного минимализма.

Что касается акустических возможностей, то начинка заточена на глубокую обработку всех основных оттенков голоса. Устройство работает с кардиоидной диаграммой направленности, что позволяет рационально разграничивать области целевого и стороннего звучания. Частотный диапазон варьируется от 50 Гц до 15 кГц. Данный спектр позволяет рассчитывать на раскрытие возможностей вокала с ясным и прозрачным звучанием. Вопрос о том, сколько стоит микрофон в этом исполнении, также не разочарует поклонников марки: ценник в среднем составляет 10 тыс., что неплохо для качественного устройства такого уровня. Особенно если учесть наличие технологических особенностей, которые выражаются и в оригинальной конструкции, и в устройстве коммутационных систем.

Модель Neumann U 87 Ai

Высококачественная и технологичная модель, предназначенная для профессиональной Данное устройство некоторые специалисты рассматривают как эталон студийных микрофонов на сегодняшний день. Аппарат отличается несколькими диаграммами направленности, среди которых круговая, восьмиобразная и кардиоидная. И если микрофон «Шур» в модификации SM-58, скорее, рассчитан на использование одного определенного спектра охвата звука, то в данном случае пользователь может с помощью селектора выбирать наиболее подходящую конфигурацию по узким направлениям. Кроме того, предусматривается и возможность выполнения среза частот и понижения сигнала. Это касается обработки нижнего спектра.

Если говорить о конструкционных особенностях, то они выражаются в увеличенном размере мембраны, применении разъема нового поколения XLR3F, а также в отключаемом аттенюаторе на 10 дБ. Данная модель оптимально подойдет и для любительских задач, поскольку эргономика настройки и управления реализована по традиционной схеме. Но, есть и недостаток, которым обладает этот микрофон. Цена устройства составляет порядка 220-230 тыс. По этой причине данную модификацию в основном применяют крупные музыкальные студии и телекомпании, которым необходимо обеспечивать высококачественное чистое звучание.

Модель Sennheiser MK 8

Немецкий производитель Sennheiser, скорее, известен традиционным акустическим оборудованием, а также наушниками для профессионального и любительского использования. Но и удачные микрофоны нередко появляются в семействах данной марки. В частности, хороший микрофон в исполнении MK 8 можно использовать и в домашних условиях, и в студийной записи. Это конденсаторная модель с двойной диафрагмой, характеризующаяся точной и мягкой трансляцией звучания. Для максимального раскрытия вокальных данных разработчики предусмотрели возможность использования круговой, расширенной, суперкардиоидной и стандартной кардиоидной конфигураций направленности.

Примечательна и другая особенность модели. Дело в том, что пользователь MK 8 получает возможность адаптации микшера любого типа к аудиотракту через трехступенчатый аттенюатор. Вообще, набор аксессуаров в комплекте с данной моделью сделал устройство практически универсальным, во всяком случае, это касается каналов подключения модели к сторонней аппаратуре помимо микшера. Отдельного внимания также заслуживают и высококачественные системы фильтрации, которые при необходимости могут устранить и упомянутый эффект приближения к источнику звучания, и воздействие структурного шума. В целом же можно констатировать, что это технологичный, функциональный и просто качественный микрофон. Цена модели, правда, тоже немаленькая и составляет порядка 50 тыс.

Как выбрать оптимальный вариант?

В выборе микрофона сложно ориентироваться на конкретные характеристики, не имея четкого понимания о будущей эксплуатации устройства. Так, отличия в подходах к выбору обуславливаются не только сферой применения, но и тонкостями технической организации рабочего процесса. Значение имеет и способ подключения, и требования к записи, а также возможные внешние воздействия на конструкцию аппарата.

При этом в подборе устройства для универсальных нужд специалисты рекомендуют придерживаться усредненных характеристик, делая акцент все же на передовых технологиях. Например, стандартный разъем микрофона XLR для балансного подключения постепенно уступает место более выгодному формату XLR3F. Правда, подобные изменения преимущественно затрагивают именно аксессуары и внешнюю фурнитуру. Внутренняя начинка с конструкционным устройством тех же ленточных мембран сохраняет принципиальную конфигурацию с допуском незначительных корректировок. В любом случае рассчитывать на качественную реализацию технического устройства микрофона придется только в случае приобретения модели от крупного производителя. Даже если бюджетная модификация от малоизвестного изготовителя будет располагать схожими номинальными характеристиками, это вовсе не значит, что и на практике модель обеспечит то же качество звучания. Впрочем, бывают и такие исключения.

В наше время микрофон из устройства, которое необходимо узкому кругу людей превратился в популярный девайс. Его используют в сетевых играх, для озвучки видео роликов, общения с друзьями, клиентами и коллегами в Skype.

Микрофон нужен многим, но из многообразия представленных моделей рядовому пользователю бывает затруднительно сделать выбор.

Дабы разобраться с вопросом как выбрать микрофон для компьютера, стоит разобраться с основными техническими характеристиками данного устройства и с задачами которыми должен справляться купленный вами микрофон. Этим мы сейчас и займемся.

Конструкция

Для начала необходимо обратить внимание на конструкцию микрофона, она бывает нескольких видов:

Микрофон-петличка. Благодаря небольшой прищепке прикрепляется к одежде. Благодаря этому микрофон все время находится на одинаковом расстоянии от рта, поэтому движения головы не влияют на уровень звука. Такие девайсы весьма удобны благодаря своим небольшим размера, но хорошего качественного звука от них ждать не стоит.

Настольные устройства. Такие устройства имеют специальную подставку на которой располагается сам микрофон. Также на подставке могут располагаться дополнительные управляющие кнопки. Минусом подобной конструкции является то, что при движениях головой будет меняться расстояние до устройства и соответственно будет меняться уровень звука . Поэтому приходиться держать голову неподвижно.

Компьютерная гарнитура. Это наушники соединенные с микрофоном. Microphone прикреплен к наушникам с помощью специального держателя. Главный плюс такой конструкции в том, что расстояние от рта до микрофона все время одинаковое и уровень голоса не меняется.

Аудио-интерфейс

Существует два основных способа подключения микрофона к компьютеру:

1. Аналоговый - джек микрофона подключается в стандартный разъем аудио входа. Такой интерфейс имеет множество плюсов. У вас есть возможность включить в схему различную электронику для работы со звуком, например предусилитель. Но если вы не желаете применять дополнительное оборудование, то придется полностью положиться на звуковую карту компьютера . Если, звуковая карта встроена в материнку, то для профессиональных решений такая конструкция не подойдет. При простом общении вы не заметите разницы.

2. USB - микрофон подключается к USB разъему. Дорогие модели могут иметь встроенные предусилитель и другую различную электронику. В дешевых микрофонах дополнительной электроники нет.

USB микрофон не обладает такой гибкостью как аналоговый, но если подобрать достаточно дорогую модель, то ее функционал удовлетворит большинство рядовых пользователей.

Главные технические характеристики

Есть несколько главных технических характеристик, которые оказывает определяющее влияние на качество звука. Знание этих характеристик поможет вам разобраться в разнообразии ассортимента:

Звуковое давление - Данный параметр определяет максимальный уровень звука в децибелах, который может передаваться микрофоном без сильных искажений.

Направленность - определяет чувствительность микрофона к звукам, которые поступают с разных направлений. В основном встречаются не направленные устройства. Они одинаково улавливают звук из разных направлений и хорошо подходят для домашнего ПК. В некоторых случаях может потребоваться четкая запись конкретного звука, в таком случае используют односторонние микрофоны.

Уровень чувствительности - определяет минимальный уровень звука, который может уловить microphone. Девайсы с высокой чувствительностью также восприимчивы к лишним шумам. Поэтому, тут нельзя однозначно сказать, что хорошие показатели этой характеристики это хорошо.

Рабочий частотный диапазон - понятно, что чем больше у микрофона диапазон поддерживаемых частот, тем конечно же лучше. Только следует понимать: частота человеческой речи находится в диапазоне 0,1 - 10 кГц, а значит для записи речи вполне хватит девайса, который поддерживает данные параметры.

Механизм передачи звука

Существует два вида передачи звука:

Конденсаторный - звук передается благодаря изменению емкости в конденсаторах, которые располагаются между чувствительным мембранами. Для хорошей звукозаписи профессионалы рекомендуют приобретать микрофоны конденсатного типа, так как именно такие устройства применяются профессиональных студиях.

Динамический - при передаче звуковых волн применяется чувствительная мембрана, располагающаяся в магнитном поле. Данная конструкция более проста, поэтому чаще используется в бюджетном варианте.

Обзор моделей

Sven MK-630 - обладает отличными характеристиками звукового диапазона 30-16000 Гц. В комплекте имеется съемная и весьма удобная подставка. К минусам можно отнести не высокую чувствительность микрофона.

Похожие статьи