Вопрос: Прогнозирование социально-экономического развития региона. Стратегическое планирование развития муниципального образования

23.02.2018

> Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

> Понятие, сущность и принципы прогнозирования социально-экономического развития регионов

Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Одним из таких сравнительных преимуществ является наличие трудовых ресурсов с относительно высокой профессиональной квалификацией и низкой заработной платой. Подходы и методы стимулирования развития депрессивных районов могут быть определены как общие и секторальные. Наиболее типичными формами воздействия государства на развитие депрессивных районов являются: - государственные планы регионального развития, которые полностью финансируются государством. Они охватывают развитие общей ТПК, в т.ч. инвестиции для урбанизации, научно-исследовательские учреждения, технополитики и т.д. этот тип программирования используется в территориально ориентированных государственных закупках. - Государственная помощь для создания различных видов инфраструктуры.

Несмотря на бурное развитие теории прогнозирования, понятие "прогноз" не получило единого, четкого определения. В литературе можно встретить его разные интерпретации. Поэтому, исходя из существующих подходов к определению прогноза, можно сформулировать его следующим образом. Прогноз -- это научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем.

Для технической инфраструктуры относительная доля государственных расходов в некоторых развитых странах достигает 75% от стоимости объектов и объектов. Государство также помогает социальной инфраструктуре, производственной инфраструктуре и рыночной инфраструктуре. - Экономическое стимулирование отдельных отраслей и отраслей. Используются как фискальные механизмы, так и кредитные и денежные механизмы. - Помощь предприятиям и корпорациям в реальном бизнесе. Он практикуется как государственное предпринимательство, так и территориально ориентированные государственные закупки.

Под прогнозированием социально-экономического развития региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки соответствующей региональной политики.

Резюме прошлого опыта программирования в депрессивных областях позволяет дать некоторые общие рекомендации по улучшению деятельности: - Положительным эффектом может быть улучшение объекта программирования. Применяются как консолидация области путем надлежащего присоединения соседних территорий, так и ее открытие в большей степени путем сосредоточения внимания на эффективных взаимосвязях. - Использование внутрирегиональной концентрации программных событий повышает эффективность программных воздействий.

Здесь основное внимание уделяется квалификации кадров - участников процесса программирования. На практике в дополнение к региональным программам освоения новых районов, слаборазвитых и депрессивных районов разрабатываются программы для областей роста, трансграничного сотрудничества, планирования регионов и других стран в соответствии с конкретной территориальной конфигурацией проблем. 27. Методы и модели для регионального анализа - представляют собой определенный способ, набор правил для последовательной обработки, анализа и оценки данных.

Выяснение сущности прогнозирования неразрывно связано, как отмечается в литературе, с необходимостью "выработки специфически прогностической системы понятий", в том числе "правильного определения понятия "прогноз" и отграничения его от таких понятий, как предвидение, предсказание, план, программа, проект, ожидание, предположение, гипотеза".

Методы анализа количественно и качественно исследуют взаимосвязь между процессом пространственного размещения производства и возникающими из него явлениями - миграцией, урбанизацией, демографическими и другими. Методы регионального анализа ищут ответы на 2 вопроса: Каково нынешнее положение территориальной системы? В каком направлении движется территориальная система?

Эти методы исследуют: - Природные ресурсы в регионе - Население, трудовые ресурсы, поселения. - Объем, темп и структура производства. - Жилищно-коммунальные хозяйства - Образование и наука - Здоровье - Туризм - Экологический статус территории. При выборе метода учитываются некоторые основные операции. - Назначение объекта. - Создание информационного массива. - Определите требования, которые должны выполняться массивом. - Определение метода.

Прогнозирование не обладает директивным характером. Другими словами, качественное отличие прогноза от конкретного плана заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.

Результаты применения методов регионального анализа должны быть представлены в виде отчета, содержащего: Для кого и кем было проведено исследование. Общее описание исследования. Размер и характер образца и описание методов испытаний. Время исследования. Характеристика лиц, которые проводили исследование. Фактические результаты и выводы. Эти методы служат для создания оптимальных решений. К ним относятся: математическое программирование - линейный, нелинейный, динамический, стохастический, симплекс-метод, транспортная задача; теории игр и других.

В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

1) демографическая ситуация в регионе;

Большая часть обследованных элементов в территориальных единицах является статистическими агрегатами. Анализ этих агрегатов использует статистические показатели. Моделирование экономических и социальных процессов в территориальных единицах - достигается с применением математических и статистических методов. Объектом моделирования является территориальная единица с ее экономическими и социальными процессами. Моделирование достигает: экспериментирует и подражает многим вариантам. Описание сложных процессов, явлений и зависимостей.

2) состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;

3) будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;

4) основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);

5) величина и динамика спроса населения на товары и услуги;

Высокая точность и оптимизация. Описание геоэкономических процессов и явлений. Процесс моделирования может быть ориентирован на три основных направления: Анализ отношений. Математические и статистические модели можно классифицировать. В соответствии с ориентацией: - структурные модели - функциональные модели. По характеру: - детерминированные модели - стохастические модели. По типу: - линейные модели - нелинейные модели. В зависимости от того, находятся ли они в определенный момент или в развитии. - статические модели - динамические модели Модели оптимизации.

6) платежеспособный спрос населения на отдельные товары и услуги;

7) темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса.

Важно определить критерий оптимальности - показатель, отражающий степень экономических целей. Таким образом, можно использовать: - степень выполнения обязательств перед национальной экономикой; - степень удовлетворения местных потребностей; - Достижение и поддержание определенного экономического потенциала региона. - Региональный анализ должен включать: Экономическую оценку природных ресурсов. Региональный анализ населения, трудовых ресурсов и занятости. Региональный анализ состояния и перспектив производства.

Региональный анализ социальной деятельности. Региональный анализ территориального развития и городских структур. Он ориентирован на большие временные горизонты, и процедура обычно колеблется от 6 месяцев до 3 лет. Участниками процесса Форсайт могут быть представители региональных правительственных структур, университетов, представителей частного бизнеса, торговых палат, неправительственных организаций, местных СМИ, экспертов и отдельных граждан. Форситское прогнозирование финансируется его организатором, государственным и частным секторами.

С целью разработки прогнозов социально-экономического развития проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям:

· демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);

· природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);

Четыре «столпа» регионального развития. Потенциальные преимущества региональных листов. Преимущества, связанные с долгосрочными возможностями, направленными на повышение конкурентоспособности региональной системы. Преимущества сетей, связанных с построением или укреплением взаимопонимания и выгодных обменов между участниками на местном уровне. Финансовое учреждение не изменило своего прогноза экономического развития нашей страны по сравнению с его предыдущим прогнозом, сделанным в январе. Всемирный банк снизил свой прогноз роста мировой экономики в этом году до 2, 4% по сравнению с прогнозами на 2, 9% в январе.

· социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);

· региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);

· уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);

Это сокращение связано с замедлением темпов роста в развитых странах, сохраняющимися низкими уровнями цен на сырьевые товары, слабыми сторонами мировой торговли и сокращением потоков капитала. Банк отметил в своем июньском обзоре по глобальной экономике, что развивающиеся рынки, зависящие от экспорта сырья, изо всех сил пытаются адаптироваться к снижению уровня нефти, цветных металлов и другого сырья, что составляет примерно половину пересмотра прогноза в сторону понижения для роста мировой экономики.

Всемирный банк уже ожидает аномального роста этих экономик только на 0, 4% - значительно ниже прогноза роста на 1, 2% в начале года. В то же время страны с развивающейся экономикой, которые импортируют сырье, работают лучше, но выгоды от более низких цен на энергоносители и другие сырьевые товары происходят медленно, сказал Всемирный банк.

· производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);

· экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым классифицируются прогнозы. Некоторые из них рассмотрены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

В настоящее время ожидается, что ВВП этих стран вырастет на 5, 8% по январскому прогнозу роста на 5, 9%. Для еврозоны он прогнозирует увеличение ВВП региона на 1, 6% - значительно ниже январского прогноза роста на 1, 7%, несмотря на исключительные меры стимулирования в поддержку роста, достигнутого ЕЦБ, и положительного влияния более низкой энергии и цены на другие сырьевые материалы.

Конец близок - в зависимости от того, что вы определяете для «рядом» и где вы живете. Две недели назад легенда хедж-фондов, Стэнли Друкмиллер, сделала важное заявление о том, что кризис вот-вот ударит, и инвесторы должны освободить свои пакеты акций. Он и другие, у кого такие взгляды, были предметом широких дискуссий среди экономистов - больше о том, когда следующий глобальный кризис будет связан с американским спадом, чем о том, будет ли кризис. Кризис уже поразил многих - в зависимости от того, где вы живете, и каких активов вы владеете.

Классификация прогнозов

Однако наиболее подходящей к социально-экономическим прогнозам будет являться классификация социально-экономических прогнозов по временному критерию. С точки зрения этого критерия прогнозы социально-экономического развития делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

Долгосрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-летний период. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Затем он распространится на миллиарды других людей, охватывающих большую часть американского населения. Если вы живете в других местах, таких как Греция, Бразилия и Пуэрто-Рико, вы, вероятно, стали свидетелями значительного падения ваших реальных доходов и уровня жизни. Если вы пенсионер, и вы живете со сберегательными ставками, вы заметили снижение ваших доходов в результате очень низких процентных ставок, поддерживаемых Федеральной резервной системой.

Это, в свою очередь, подпитывало спрос на большие государственные расходы и, следовательно, большую задолженность. Люди покупают государственные облигации и ценные бумаги США, потому что считают, что они имеют реальную ценность. Их ценность связана с тем, что правительство имеет право извлекать реальные средства из частного сектора, в основном за счет налогов, для выплаты процентов и основной суммы долга. Налогообложение - это сила Конгресса, но когда Федерация вводит процентные ставки ниже тех, которые рынок будет налагать или даже под инфляцию, он фактически налагает налог на имущество - как отмечают все те, у кого есть сберегательные счета.

Среднесрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население).

Правительство США не намерено не обслуживать долг, потому что оно продает облигации в национальной валюте и печатает банкноты - хотя реальная стоимость основной суммы и процентных ставок может быть снижена за счет инфляции. Страны, которые не продают облигации в национальной валюте, такой как Греция или Аргентина, по-видимому, не выполняют своих обязательств, поскольку у них нет иностранной валюты для оплаты основной суммы и процентов. Государства США, города и территории, такие как Пуэрто-Рико, также не могут служить своим долгом, потому что они не могут печатать доллары США, в которых деноминированы их облигации.

Долгосрочные и среднесрочные прогнозы служат основой для определения стратегического выбора региона, обоснования целей устойчивого, сбалансированного развития, их количественных параметров или нормативов с учетом сильных сторон и диспропорций региональной системы, возможностей финансового обеспечения, предполагаемого влияния внешних условий.

Краткосрочные прогнозы разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население.

Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем. "При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем".

Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экономических прогнозах всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии экономики и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходимость оценки как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций; определение возможной области их расхождения, т.е. оценку вероятности реализации выявленной тенденции.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития предприятия и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тенденций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т.е. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих путей развития хозяйства.

Принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также достоверность и точность прогнозов.

Цель регионального прогнозирования и планирования - обеспечение комплексного и наиболее эффективного социально-экономического развития региона. Его назначение заключается в обосновании направлений и перспектив развития региона, предоставлении информационного материала для выработки экономической и социальной политики и принятия соответствующих управленческих решений. Усиливается его вероятностный характер в связи с большой степенью неопределенности в рыночной экономике.

Прогнозы любого типа немыслимы без определенной системы задач и целей. При этом следует учитывать, что все цели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому при составлении и реализации прогнозов следует стремиться к определенной совместимости целей, и, кроме того, требуется обстоятельный учет всех видов ресурсов, необходимых для достижения той или иной цели. Для современных экономических систем важно соблюдение следующих основных условий. Во-первых, обязательное достижение соответствия между спросом и предложением на все виды ресурсов, товаров и услуг и создание условий и предпосылок для достижения подобного равновесия. Внешним проявлением достижения подобной сбалансированности в рыночной экономике выступает отсутствие излишков и в меньшей степени дефицитов. Во - вторых, составление системы целей прогнозов и затем их конкретная реализация на основе достижений научно - технического прогресса и научно - технической революции. В - третьих, соблюдения соответствия между факторами производства на всех уровнях, от спецификации каждого зависит и оптимальная их комбинация. Таким образом, в условиях рыночной экономики при составлении прогнозов необходимо дать ответы на следующие вопросы: для кого осуществлять производство и реализацию; из чего осуществлять производство; каким образом должны осуществляться производство и реализация?

В важную задачу прогнозирования входит выявление и исследование потребностей всех экономических объектов и субъектов с последующим адекватным их отражением в системах прогнозов различного уровня и детализацией. При этом следует учитывать, что уровень структура частных, коллективных и общественных потребностей находится в непрерывном развитии и должны соответствовать реальным условиям воспроизводственных процессов и требованиям экономических законов рыночных отношений. Научно разработанные и обоснованные прогнозы, объективно необходимые в рыночной экономике, позволяют оптимально достичь цели общественного развития в каждый конкретный промежуток времени, служат основной для создания эффективной сбалансированности экономических систем.

Общие прогнозы социально-экономического развития России и ее регионов основываются на частных прогнозах: природно-ресурсных, демографических, научно-технических и др. Особо выделяется прогноз государственного сектора экономики, включающий характеристики его функционирования, получения и использование доходов от распоряжения государственным имуществом, содержащий оценку эффективности использования федеральной и региональной собственности и т.д.

Региональные власти руководят деятельностью по плановому регулированию развития своих территорий. Вопросы регулирования касаются прежде всего социально-экономических аспектов развития. Для этого области, края и республики страны разрабатывают прогнозы, планы и программы развития, которые могут включать следующие основные направления:

· создание благоприятных условий для эффективной работы предприятий, находящихся в регионе;

· внедрение мер по стимулированию инвестиций в реальный сектор экономики;

· оздоровление финансового состояния действующих на территории фирм;

· обеспечение стабильного поступления налоговых сборов в бюджет;

· меры по приоритетному развитию местных товаропроизводителей;

· проведение социально-ориентированной тарифной и ценовой политики;

· обеспечение защиты социально-экономических интересов региона на федеральном уровне и др.

Нормативно-правовая база регионального планирования находится пока в стадии формирования. Лишь в третьей части регионов страны уже определены правовые основы плановой работы. В половине регионов страны имеются законы или нормативно-правовые акты, регламентирующие разработку региональных целевых программ. Однако во многих регионах по-прежнему отсутствуют правила разработок прогнозов и планов, не сформулированы требования к перечню, структуре и содержанию плановых документов, которые определяются регионами самостоятельно исходя из своих нужд и интересов.

Кто и как на региональном уровне планирует показатели? В каждом регионе в рамках исполнительных органов власти выделяются структурные подразделения, занимающиеся плановой и прогнозной работой. Они разрабатывают концепции, прогнозы, программы и планы. Составлением бюджетных планов занимаются специалисты самих региональных властей. Для обоснования проектов стратегических планов, целевых программ, индикативных планов иногда привлекаются участники из других учреждений и организаций, в том числе находящиеся вовне территории. Созданные в регионе прогнозы в дальнейшем могут использоваться при принятии решений по вопросам развития территории.

Региональное планирование включает следующую примерную последовательность разработки планов:

1-й этап - составление концепции развития. Этап включает анализ среды деятельности, оценку преимуществ и недостатков, выявление имеющихся ресурсов, а также внешних и внутренних факторов воздействия, обоснование целей и задач развития, в ходе чего определяются стратегическое приоритеты и основные направления развития;

2-й этап - разработка программ развития и бизнес-планов, выявление оценки их эффективности. Большинство региональных программ социально-экономического развития, принятых за последние годы, можно условно разбить на группы: а) традиционных, б) логично увязанных с концепциями развития; в) содержащие конкретные механизмы реализации;

3-й этап - мониторинг реализации и использование механизмов обратной связи. В ходе этого этапа вносятся коррективы в действующие планы региона.

Планы региональных и местных бюджетов являются составной частью бюджетной системы страны. Для регионального уровня в бюджетном планирование характерно использование принципов: а) единства, т.е. связи с бюджетной системой страны; б) самостоятельности, что означает возможность использования полученных доходов в соответствии с приоритетами территории. Для нормального функционирования бюджетной системы региона важна правильная реализация указанных принципов и основополагающего принципа бюджетного федерализма: формирование собственной доходной базы территориальных бюджетов. А это предполагает разделение функций уровней государственной власти и наличие механизма распределения доходной базы средств между разными уровнями бюджетов страны.

Доходная часть бюджетного плана региона может состоять из собственных, заемных средств и средств бюджетного регулирования. Собственные средства территории образуются за счет региональных налогов, отчислений от регулирующих налогов и некоторых дополнительных источников, например, надбавок к федеральным и региональным налогам. Заемные средства регионального бюджета состоят из бюджетных ссуд, краткосрочных кредитов коммерческих банков и доходов от выпуска субфедеральных и муниципальных займов на инвестиционные цели. Средства бюджетного плана включают дотации, субсидии, субвенции, трансферты из фонда финансовой поддержки регионов, средства по взаимным расчетам и ряда других фондов. Основными расходами регионального бюджета вступают территориальные затраты на образование, социально- культурные мероприятия, здравоохранения и управления. В отличии от региональных местных бюджетные планы ставят целью обоснование суммы своих доходов и их использования для целей роста благосостояния отдельного муниципалитета (города, района и др.).

Региональная политика государства в сфере финансов направлена на укрепление единства государственных финансов. Так, постоянно совершенствуется практика трансфертов в рамках реформы межбюджетных отношений. Трансферты распределяются на основе на индексе бюджетных расходов, определённых по региональным нормативам финансирования основных социально значимых расходов и оценок налогового потенциала регионов. Совершенствование межбюджетных отношений в государстве направленно на нормализацию механизма финансовой поддержки регионов страны, нуждающихся в ней. Государство усиливает свою составляющую в регионах посредствам косвенных методов регулирования, когда используются методы активной доходной и налоговой политик. В этой сфере проводятся меры по:

· федерально-региональному распределению финансовых средств;

· упорядочению региональных отношений по вопросам собственности,

· территориальной организации использования природных ресурсов, являющихся собственностью государства.

В региональном планировании и прогнозировании за последнее время стали проявляться новые тенденции:

1. Переход от краткосрочных и среднесрочных к долгосрочным планам и программам развития региона.

2. Формирование единой методологии разработки региональных планов с учетом стратегии развития территории.

3. Перерастание программ социально - экономического в общественные соглашения. Если раньше подавляющая часть плановых документов разрабатывалась администрациями регионов кулуарно, то сейчас после опубликования проекта в средствах массовой печати, к их обсуждению привлекаются представители бизнеса, общественности, науки и культуры.

4. Выбор разработчиков региональных планов документов. Региональные планы могут разрабатываться: а) силами самой власти; б) с привлечением внешних организаций; в) с созданием специальной структуры. Например, в ряде областей (Красноярский край, Орловская область и др.) создаются некоммерческие организации, в компетенцию которых входит проведения регулярного анализа и мониторинга стратегических документов территории и их научно - методическая поддержка. К числу внешних организаций могут относится научно - исследовательские центры, вузы и консалтинговые фирмы.

К ныне существующим недостаткам регионального планирования и прогнозирования можно отнести:

· отсутствие четкости в стратегических планах, которые во многом пока еще напоминают общи декларации, а документы управления;

· недостаточное внимание вопросам долгосрочных планов и программ, что связано с отсутствием стабильного фона для прогнозирования и планирования;

· слабая связь между долгосрочными и текущими планами;

· неглубокий и некомплексный анализ имеющейся среды деятельности, выявления тенденций развития и имеющихся ресурсов;

· слабая обоснованность блока целепологания;

· недостаточное активное использование современных принципов и методов в планировании; тяготение к отжившим и устаревшим подходам в планировании.

· отсутствие чёткой формулировки и научного обоснования стратегического выбора;

· отсутствие в стране системы территориального планирования; взаимоотношения между центром и регионами в основном ограничены рамками бюджетного федерализма и отраслевыми каналами и, соответственно, отсутствие должной связи региональных показателей с соответствующими показателями федерального уровня;

· особенное обоснование показателей социально экономического развития региона без должной увязки с другими уровнями управления, что влечет низкую эффективность такого документа;

· слабая поддержка программных мер действенными механизмами и их осуществления;

· отсутствие в планах механизма мониторинга.

Частью региональной системы регулирования социально - экономических отношений территории является деятельность местных (муниципальных) властей (городских, районных, сельских и поселковых). Сферой их воздействия является деятельность организаций и учреждений находящихся на их территории и входящих в их ведение. Это организации банковской системы, малого бизнеса, здравоохранения и медицинского страхования, правоохранительных органов, социальной защиты, образования, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и др. Для регулирования их деятельности местной администрацией также используются различные средства, в том числе планирование основных показателей работы. Экономическое предвидение местных властей затрагивает в основном такие сферы, как:

· определение экономического потенциала муниципального образования;

· состояние рынка труда (уровень безработицы, занятость населения по отраслям и секторам экономики);

· состояние инфраструктуры (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.);

· уровень жизни населения (динамика численности населения, отношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума, децильный коэффициент, индекс потребительских цен для территории и др.).

Таким образом, региональная система планирования может включать разработку прогнозов и планов, в том числе концепций, программ, стратегических планов, бизнес-планов и др. составной частью регионального планирования являются бюджетные планы территорий: области, края или республики. В практике регионального планирования имеются свои методологические особенности, отличающие обоснование их плановых документов от методологии федерального уровня. В стране продолжается процесс становления и совершенствования механизма регионального управления, составной частью которого является планирование и прогнозирование.

Похожие статьи