Наглядно информационные материалы. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в доу учебно-методический материал на тему

03.03.2020

Логопедический уголок традиционно играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт» предназначен для оформления уголка логопеда в средней группе. Он содержит рекомендации родителям по наблюдению за окружающим миром, проведению бесед с ребенком, примеры игр на формирование лексико-грамматических категорий и развитие мелкой моторики.

Занимаемся по теме «Транспорт»

Ребёнок должен знать:

  • Что такое транспорт и его назначение
  • Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)
  • Названия городского и междугороднего транспорта
  • Как называется транспорт, который перевозит людей
  • Как называется транспорт, который перевозит грузы
  • Кто управляет различными видами транспорта
  • Основные правила дорожного движения и дорожные знаки.

Расширяем и уточняем словарь:

ПРЕДМЕТЫ:

автобус, троллейбус, трамвай, машина,
автомобиль, метро, грузовик, поезд, пароход,
лодка, самолет; колесо, кузов, руль, двери,
сидения; шофер, водитель, летчик, капитан

ДЕЙСТВИЯ:

едет, катит, летит, стоит,
плывет, спешит, мчится,
везет, ломается, гудит
останавливается,

ПРИЗНАКИ:

грузовой, легковой,
пассажирский, водный,
воздушный, наземный,
подземный, удобный,
скорый, теплый, красивый, разноцветный

Рассказываем и объясняем:

Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите малышу назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.

Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть малыш сам покажет части грузовика, которые Вы назовёте.

Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».

Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.

Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспорт-ными средствами, называют по-разно-му. Расскажите ребёнку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому на-звать, чем управляет машинист, капи-тан, летчик, водитель.

Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев «Транспорт».

Будем пальчики сгибать (хлопаем в ладоши, стучим кулачками)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт, (загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Трамвай, метро и самолёт.
В кулак мы пальцы собирали, (сжимать и разжимать кулаки)
И транспорт правильно назвали. (сцепить пальцы в «замок»)
Играем и запоминаем:

«Назови транспорт ласково».

грузовик – грузовичок
трамвай – трамвайчик
лодка – лодочка
корабль – …
машина — …
самолет — …

Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие — нет

«Незнайка-путешественник».

Инструкция: Незнайка решил рассказать о своём путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их.

Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д.

Вместе с ребёнком придумайте и расскажите, на чем Ваша семья отправится в путешествие.

Например: Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете ит.д.

«Один – несколько — много».

1. «Один — несколько»

Инструкция: это автобус – а по городу ездят… автобусы.

Это поезд, а между городами ходят… поезда.

2. «Один – много»

Инструкция: это машина, а в городе много… машин.

Это самолёт, а в небе много… самолётов

«Сколько машин ты увидел?»

Считаем так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.

Один автобус, два автобуса, три автобусов, четыре автобуса, пять автобусов и так далее.

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864, г.Москва

Лиля Савчук

Театр начинается с вешалки, а группа с раздевалки. Как сделать так, чтобы вся нужная информация для родителей смотрелась гармонично и доступно? Какая информация интересна для родителей, какая не очень? Какая информация постоянная, какая обновляется? Как правильно расположить, куда повесить и поставить? Эти вопросы мучают каждого воспитателя. Предлагаю вашему вниманию свой вариант наглядно-информационного материала для родителей. Мы задействовали не только приемную, но и холл.

стенд "Для вас родители"

Здесь вся информация о графике работы медицинского кабинета, часы приема заведующего, контактные телефоны, сведения о педагогах. Эта информация постоянная.

Стенд "Информация родителям"

Здесь информация о режиме группы и сменная по знаменательным датам, праздникам, и т. д.

Стенд "Наши достижения"


Здесь размещены грамоты, дипломы, благодарности как воспитателям, так и детям группы.

Стенд "Знают все давно вокруг, непоседа-лучший друг"

Здесь мы выставляем фотографии детей с праздников, с экскурсий, с интересных открытых занятий и т. д.

Фотоальбомы:


1. "Мы пришли в детский сад".

2."Малыши, малыши, на прогулку мы пошли".

3."Жизнь замечательных детей".

4. "Наши праздники"

Папки передвижки


Информация по сезону (осень, зима, весна, лето)

Ширмы- раскладушки, презентации


Здесь информация меняется в зависимости от знаменательных дней, праздников,информация о здоровье, ПДД, ОБЖ ит. д.

Кармашки - потеряшки

сюда мы складываем потерявшиеся на время вещи.

"Одеваемся правильно"

Схема в какой последовательности надо одеваться на прогулку.

Теперь плавно переходим в холл.

Стенд " Мама, папа, я творческая семья"

Здесь мы выставляем совместные работы родителей и детей. Конкурсы лучшего рисунка, стенгазеты, и т. д.

Стенд "Непоседливые ручки"


Здесь выставляем детские работы по лепке и конструированию из бумаги.

Выставка детских работ"Радость своими руками"


Здесь родители и дети могут увидать рисунки детей, работы по аппликации.

Уголок благодарности "Родителей за все благодарим


Подробно о нем я писала в прошлом году. В шариках кармашки, в них мы вписываем самых активных родителей.

Смайлики с благодарностями


Их мы приклеиваем на дверцу шкафчика,вписываем имена родителей, и за что их благодарим. Многие против этого, но мы используем этот метод не первый год. И многих родителей это стимулирует. В конце года награждаем самых активных родителей грамотами и медалями.

Раздевалки у нас не большие



Конечно не забываем про списки на шкафчики, на чешки. Используем даже двери для объявлений, приглашений, сведений о том, чем мы занимались сегодня


На шкафчиках стоят подставки с папками где все работы детей, каждый родитель может посмотреть, чем занимался их ребенок.

Для родителей предлагаем консультации, буклеты, памятки в распечатанном виде. Стихи и песни в распечатанном варианте.

Буду рада, если кому- то это пригодится.

Разделы: Работа с родителями

Семья во все времена является основным институтом, ответственным за развитие и воспитание ребенка. “Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка” (п.1 ст. 44 Закона “Об Образовании в РФ”). Наиболее значимым документом, ориентирующим на партнерство семьи и ДОО является ФГОС ДО (Стандарт). Одно из важных положений Стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей в образовательную деятельность, - требует пересмотра вопроса организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.

Основные задачи организации взаимодействия с семьями воспитанников – психолого – педагогическое просвещение родителей, информирование о деятельности ДОО. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога – привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.

Одной из наиболее эффективных форм является наглядная информация, позволяющая педагогу без непосредственного контакта с родителями организовать информирование и педагогическое просвещение. Соблюдая современные требования к оформлению информационных стендов для родителей (единый стиль, красочность оформления, актуальность, динамичность, “читаемость” содержания материала), я увлеклась оформлением в группе и приемной стендов, ширм с использованием картинок, фонов и шаблонов, скаченных в Интернете. Приложение 1.

Работа интересная и кропотливая. Но как показывает практика, информацией на стендах интересуются только 45% родителей. Большинство современных мам и пап, в силу своей занятости, даже не читают информацию на стендах, а если читают, то бегло, невнимательно. В такой ситуации трудно говорить об их педагогическом просвещении. Возникла необходимость поиска других эффективных форм наглядного информирования.

Буклет – простая и доступная форма взаимодействия с семьями воспитанников. Его можно взять с собой и в свободное время ознакомиться с содержанием. Материал в нем излагается кратко, доступно, только самое главное. Создавая информационные буклеты, следует руководствоваться следующими требованиями:

  • Актуальность, новизна информации.
  • Оригинальность подачи темы.
  • Единство стиля (рамка, шрифт, картинки, цветовая гамма).
  • Ссылка на издание, включая авторство и год публикации.
  • Не стоит злоупотреблять декоративными элементами и картинками.
  • Правила и советы оформляются в виде разделов, тезисов.

Буклеты могут быть подготовлены к родительскому собранию, к изучению какой-либо темы с рекомендациями для родителей. Они доступны для родителей в приемной. Красочно и необычно оформленное место их “проживания”, безусловно, привлекает внимание мам и пап. Тематика буклетов может быть самой разнообразной. Например: “Секреты воспитания вежливого ребенка”, “Как избавить ребенка от страхов?”, “Развивающие игры из подручных материалов”, “Игрушечное хозяйство 2-3 летних детей”, “Этот сложный возраст. Кризис трех лет”. Приложение 2.

Выпуск групповой газеты – не новая, но очень эффективная форма наглядной пропаганды педагогических знаний, информирования родителей о деятельности детского сада, о жизни детей в группе. Начиная работу над созданием первого выпуска, я сомневалась в её эффективности. Но обратившись к родителям с данной идеей, я нашла единомышленников. Теперь у нас работает целая творческая группа родителей, у каждого свои роли, мы активно включились в сюжетно-ролевую игру “Редакция газеты “Кнопочки”.

Название газеты - “Кнопочки”. Выходит один раз в месяц. Члены редколлегии создали эмблему группы, определились со стилем оформления газеты. Содержание включает постоянные рубрики: “Новостёнок”, “Гуляй да присматривайся”, “В кругу семьи”, “Семейная академия”, “Азбука здоровья”, “Поздравляем”, “Благодарим”, “Спрашивали? Отвечаем”. Приложение 3.

Девиз нашей газеты “Добрые вести в каждый дом!” И нам это удается, ведь свежий выпуск газеты родители получают по электронной почте и сами решают, что с ней делать. Большинство родителей довольны, не смотря на свою занятость, они всегда в курсе событий группы, детского сада, при необходимости могут получить ответ на интересующий вопрос. Подшивка всех выпусков газеты также размещается в приемной и доступна всем желающим.

В чем эффективность такой формы сотрудничества с семьями воспитанников?

  • Родители своевременно получают объективную информацию о деятельности ДОО, о жизни детей в группе. Мы не навязываем свое мнение, родители сами решают, что делать с данной информацией.
  • Мы не ограничиваем родителей во времени. Выпуск газеты имеется в каждой семье. С содержанием они могут ознакомиться в любое удобное для них время.
  • Любой родитель может стать корреспондентом газеты, обсудить на её страницах волнующие проблемы развития, воспитания детей.
  • Современных родителей, особенно молодых, (в нашей группе 72% - родители в возрасте до 35 лет) привлекает общение по электронной почте. Для них это просто, привычно, удобно. Мы идем им навстречу.

Безусловно, такие формы оформления наглядной информации для родителей, как буклет и групповая газета, способствуют налаживанию сотрудничества между семьями воспитанников и педагогами ДОО. Родители активно принимают участие в оформлении газеты, нужную и интересующую информацию о деятельности ДОО, о воспитании и развитии детей имеют всегда под рукой. При таком сотрудничестве обе стороны настроены на положительное и результативное взаимодействие, исключаются конфликтные ситуации, недопонимание и недоверие.

Литература.

  1. Метенова Н.М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. – Ярославль, ООО “ИПК “Индиго”, 2011.
  2. Левшина. Сотрудничество с семьей в создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика. - 2013 - №2.
  3. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Елена Латышева
«Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №49»

«».

Разработала : Латышева Елена Александровна

Березники,2015г

Тема «Наглядно- информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ ».

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями , содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Наглядно- информационные формы условно разделены на две подгруппы :

1. Задачами одной из них - информационно -ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

2. Задачи другой группы - информационно -просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое , а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т. д. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями , задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся :

Записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,

Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;

Фотографии,

Выставки детских работ,

Стенды, ширмы, папки-передвижки.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности :

Натурная,

Изобразительная,

Словесно-образная,

информационная .

Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника.

Рссмотрим группу информационно-ознакомительных форм .

Уголок для родителей . Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка . В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей . Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части :

Материалы информационного характера : правила для родителей , распорядок дня, объявления различного характера;

Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят , как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.

1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза .

2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд . Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией : родителям о правах ребенка , ОБЖ родителям (правила личной безопасности, родители и второй ребенок , советы врачей, родители и их обязанности и пр.

3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер. Информацию дополнить красочными рисунками.

4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Можно представить такую информацию в виде фотоуголка «С вашими детьми работают» . В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка , цветочной полянки, в искрах салюта, помещаются фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми и облегчает общение родителей с педагогами .

Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован . Для этого предлагаются новые подходы к оформлению . Информационные уголки оформляются по единому сюжету : по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Выбор формы и названия такого стенда остается за воспитателем : «Заботливым родителям » , «Взрослым о детях» , «Для вас, родители » и т. д.

На стенде могут быть представлены : режим дня; расписание занятий; план мероприятий на месяц; объявления; условия проведения конкурсов; меню на день; словарь добрых слов и выражений; адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.

Информация , размещаемая на стендах должна удовлетворять нескольким требованиям : она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.

Конкретность. Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.

Краткость. Информация , подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей, актуальной для данной группы, без нравоучений.

Должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например : «Рады сообщить вам!» , «Наши успехи» , «Музыкально-поэтический уголок» .

Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации . Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.

Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером.

Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям » , лучше написать : «Секреты воспитания вежливого ребенка» , «Что делать, если ребенок дерется» . Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как : «Вести из столовой» , «Смак» , «За обе щечки» . А обыденное название «Сетка занятий» - на «Наш день» , «С утра до вечера» , «Вот как мы живем» , «С понедельника до пятницы» , «Чем мы занимались» , «Наши дела»

В информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика «Благодарим» . Благодарность тем родителям , которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.

Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми .

Выставки, вернисажи детских работ. (Рисунки,поделки по аппликациям,лепки, дети сами располагают свои работы,чтобы родители могли любоваться ими).

Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы.

Например : выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду» , «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха» , «Зима пришла» и т. д.

Информационные листы . Они могут нести в себе следующую информацию :

информацию о дополнительных занятиях с детьми

Объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

Просьбы о помощи;

Благодарность добровольным помощникам и т. д.

Папки–передвижки. «Как мы живем» . Знакомим родителей с интересными событиями,которые проходят в нашей группе,музыкальные и спортивные мероприятия,как весело живется нам в детском саду, которые сопровождаются фотоотчетом. Формируются по тематическому принципу : «Чтобы наши дети не болели» , «Роль отца в воспитании детей» и т. д В перспективе планирую.

Родительская газета оформляется самими родителями . В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи» , «Моя мама» , «Мой папа» , «Я дома» и т. д. Создание видеофильмов.

Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье» , «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

К данным формам работы с родителями можно отнести и

оформление фотомонтажей ;

Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка» , «Наша жизнь день за днем» , «Воспитание со всех сторон» ;

Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех» , «Мама и я, счастливые мгновения» , «Папа, мама, я - дружная семья» ;

Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой» , «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Родители стали проявлять интерес к жизни группы,научились выражать восхищение детской деятельности.

Похожие статьи