Игровые тесты: World in Conflict: Soviet Assault. Игровые тесты: Tom Clancy"s H.A.W.X

03.05.2019

Невероятно жаркое лето 2010 года принесло на своих горячих крыльях не только засуху, дым с горящих торфяников и сорокоградусную жару. В июле текущего года компанией Nvidia был анонсирован мощный игрок средней ценовой категории, которого первой очень не хватало, дабы закрыть крупную брешь между GeForce GTX 470 и GeForce GTS 250.

Вышедшая недавно GTX 465 хоть и оказалась достаточно мощным и производительным решением, совсем не отличалась привлекательной ценой и приемлемым уровнем тепловыделения. Будучи сильно урезанной версией GTX 480, видеокарта сохранила все положительные и отрицательные черты своего старшего брата, включая неплохую производительность в DirectX 11, а вместе с ней горячий нрав и огромные аппетиты в плане энергопотребления. Запасы бракованных GF100 небезграничны, да и с такими тепловыми характеристиками нужно было что-то делать.

И вот калифорнийцы анонсируют полную замену видеокарте GeForce GTX 465, основанную на абсолютно другом чипе - GF104, с более холодным и экономным нравом и даже чуть большей производительностью. Недорогая PCB и менее навороченная подсистема питания, а также относительно недорогой в производстве GPU сделали своё дело – видеокарты на базе GeForce GTX 460 появились на свет не только мощными и холодными, но и совсем недорогими. По сравнению с потенциальным конкурентом Radeon HD 5830 GeForce GTX 460 выглядели более чем достойно, обеспечивая в среднем большую производительность при сравнимой цене.

Однако на сегодняшний день распространено невероятно огромное количество бывших лидеров среднего класса как на базе GT200b, так и на базе G92b. И если преимущество GeForce GTX 460 над GeForce 9800 GTX или 8800 GTS очевидно, то предсказать абсолютное преимущество первой над видеокартами GeForce GTX 260 или GeForce 9800 GX2 не так-то просто. Учитывая, что семейство GeForce GTX 2x0 продолжительное время успешно конкурировало даже с линейкой Radeon HD 5800, можно предположить, что запас прочности у этих видеокарт ещё остался, и они вполне могут обеспечить схожий с GTX 460 уровень комфортной игры в ряде современных игр.

Кроме того, есть немало и обладателей видеокарт линейки Radeon HD 4800, которую по праву можно назвать серией “Эпохи Возрождения” былой славы ATi, которую подразделение растеряло после выхода видеоадаптеров Radeon HD 2x00. В своё время Radeon HD 4870 шёл с GTX 260 на равных, обгоняя версию с 192 шейдерными процессорами и слегка уступая форсированной версии с их увеличенным количеством, а Radeon HD 4850 успешно соперничал практически со всеми реализациями калифорнийских плат на базе G92b.

Другими словами, на руках пользователей все еще остается очень большой “ходовой” парк видеокарт разных поколений и архитектур, которые, тем не менее, “дают прикурить”, и их скорости хватает практически для любых настроек и самых высоких разрешений. По итогам данного тестирования обладатели “прошлогодних” плат смогут сделать для себя вывод о целесообразности покупки новой видеокарты и решить – так ли будет оправдана покупка GTX 460, и на сколько от неё отстанет “старая гвардия”.

Герои тестирования

Немного предисловия. Все участники тестирования будут проходить тесты в двух режимах – работая на штатных заводских частотах и в разгоне под системой водяного охлаждения (СВО). Благодаря ей можно будет забыть об ограничениях по температуре, устанавливаемых воздушными кулерами, и разогнать видеокарты по максимуму. При этом, в ввиду некоторых обстоятельств (в основном из-за того, что большинство видеокарт автору не принадлежит), вольтмод проводиться не будет. Использование СВО здесь необходимо только для того, чтобы обеспечить “идеальные условия охлаждения” для достижения более высокого, чем под воздушной СО, разгонного потенциала.

GeForce 8800 GTX

Без сомнения, герой своего времени. Выпустив в конце 2006 года по-настоящему мощнейшее решение на базе революционного чипа G80, компания Nvidia как никогда раньше почувствовала себя лидером 3D графики. Сложное видеоядро с шейдерной архитектурой в момент списало некогда могущественные Radeon X1950 XTX и GeForce 7950 GX2 в утиль, предоставляя вдвое большую производительность по той же цене.

Однако, производительность GeForce 8800 GTX была прямо пропорциональна его энергопотреблению и тепловыделению – видеокарта получилась очень горячей и довольно часто выходила из строя из-за отпайки BGA шаров GPU или чипа NVIO.

Тем не менее, нужно отдать должное GeForce 8800 GTX: на протяжении почти двух лет она оставалась одной из самых мощных одиночных видеокарт и до подхода HD 4870 и GTX 280 уступала разве что двухпроцессорной GeForce 9800 GX2. Сейчас же 8800 GTX - частая гостья на барахолках, и продаётся по весьма низким ценам. Многие пользователи покупали её для второго домашнего ПК или использовали в качестве основной видеоподсистемы: производительности 8800 GTX до сих пор хватает в очень многих играх и приложениях.

Gainward GeForce 8800 GTX 768 Мбайт

Герой недавнего тестирования и бывший король 3D графики. Родная система охлаждения отжила своё, так что ей на смену была установлена мощная СО Zalman GV1000.

Частота GPU – 576 МГц, шейдерного домена – 1350 МГц, памяти – 1800 МГц.

Разгон

Видеокарте покорились не самые высокие частоты, несмотря на активное охлаждение холодной водой. Поскольку микросхемы памяти остались без радиаторов и обдувались только воздушным потоком, она разогналась хуже остальных компонентов видеокарты – всего “плюс” 90 МГц. GPU стабильно заработал на частоте 675 МГц, а шейдерный домен - 1566 МГц. Стареет, что тут сказать…

Geforce 9800 GTX

Видеокарты на базе GeForce 9800 GTX получили не самую добрую славу. Являясь по сути переименованными и слегка разогнанными версиями GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, они продавались по слишком завышенной цене и ничего глобально нового по сравнению с предыдущим флагманом собой не представляли, оказываясь даже чуть медленнее в некоторых тестах. Ни о какой замене GeForce 8800 GTX, конечно же, речи не шло, да и наступающая на пятки AMD со своей агрессивной ценовой политикой дала понять, что её продукт на базе Radeon HD 4850 быстрее и дешевле.

Сама по себе GeForce 9800 GTX в течение полугода до появления линейки HD 4800 пользовалась определённым спросом и отличалась достаточно высокой производительностью. Её последующее перевоплощение в GeForce GTS 250 дало видеокартам на базе G92b третье дыхание, а постепенно снижающиеся цены сделали её одной из самых популярных и недорогих графических плат на рынке.

Почему же в тестировании принимает участие именно 9800 GTX, а не 8800 GTS 512 или GTS 250? Первый графический ускоритель можно считать “средним арифметическим” этих трёх видеокарт, так что она будет демонстрировать в целом средние, обобщающие результаты от имени плат на базе G92b.

Asus GeForce 9800 GTX 512 Мбайт

Видеокарта Asus GeForce 9800 GTX работает на завышенных тактовых частотах и виной тому заводской разгон.

Для сегодняшнего тестирования частоты были искусственно понижены до рекомендованных:

Частота GPU – 675 МГц, шейдерного домена – 1688 МГц, памяти – 2200 МГц.

Разгон

Разогналась 9800 GTX очень неплохо - 849/2052/2484 МГц. Достойный результат.

GeForce 9800 GX2

“Левиафан” 9800 GX2 оброс рекордами ещё до своего появления. Его тяжеленная система охлаждения делала общую массу видеокарты столь высокой, что её не рекомендовали перевозить, будучи установленной в готовые корпуса – она могла вырвать слот PCI-E из материнской платы. Будучи сдвоенной версией GeForce 8800 GTS 512 Мбайт, видеокарта демонстрировала невероятные результаты скорости, заметно обгоняя некогда мощнейшую Radeon HD 3870x2 и выводя планку FPS до недосягаемого для других видеокарт уровня.

Однако калифорнийцы подставили подножку для самих себя, ведь появившаяся уже через полгода одночиповая GeForce GTX 280 не всегда оказывалась быстрее и шла со «стариком» на равных. Естественно, от мощнейшего монолитного флагмана, являющегося действительно новым и по-настоящему обновлённым наследником GeForce 8800 GTX, все ожидали гораздо большего, но GeForce 9800 GX2 оказалась слишком уж мощным решением, победить которое даже старшему брату оказалось не так-то просто.

Сегодня GeForce 9800 GX2 не самый частый гость в компьютерах пользователей. Но если он в своё время затыкал за пояс GeForce GTX 280, то можно предположить, что он сможет составить конкуренцию даже такому мощному новичку как GeForce GTX 460.

Asus GeForce 9800 GX2 1024 Мбайт

Видеокарта выполнена на референсном дизайне, но получила небольшой разгон, который был убран до рекомендованных тактовых частот. Итоговые значения:

Частота GPU – 600 МГц, шейдерного домена – 1500 МГц, памяти – 2000 МГц

Разгон

К сожалению, ввиду конструктивных особенностей GeForce 9800 GX2 установить обычный водоблок было невозможно. В итоге, это единственный участник тестирования, СО которого не была заменена. Несмотря на это, под референсным воздушным охлаждением видеокарта разогналась великолепно, достигнув частот 774/1944/2376 МГц.

GeForce GTX 260 216 sp

Первая версия видеокарт GeForce GTX 260 получилась действительно скоростной: 192 потоковых процессора, 448-битная шина памяти, 896 Мбайт DDR3 памяти – невероятно производительная начинка по меркам 2008 года. Но жёсткая конкуренция со стороны Radeon HD 4870 заставила Nvidia снизить цены на GTX 260, а вскоре выпустить улучшенную версию с большим количеством исполнительных блоков.

Появившаяся буквально через полгода форсированная GeForce GTX 260 с 216 потоковыми процессорами оказалась чуть быстрее HD 4870 и также получила большое распространение благодаря невысокой цене, доступности, тихой СО и отличной производительности.

Судя по названию, GTX 460 претендует именно на замену GeForce GTX 260, таким образом, в данном тестировании мы наглядно увидим, насколько новичок лучше своего предшественника, и так ли существенна разница, чтобы менять хорошо зарекомендовавшего себя “ветерана” на более свежего и мускулистого собрата.

Palit Sonic GeForce GTX 260 216 sp 896 Мбайт

Данному экземпляру, попавшему к нам уже будучи разогнанным производителем, были возвращены референсные частоты и убран искусственный разгон.

Итоговые тактовые частоты:

Частота GPU – 575 МГц, шейдерного домена – 1240 МГц, памяти – 2000 МГц

Разгон

Оверклокерский потенциал у GTX 260 просто великолепный – видеокарте покорились внушительные 790/1704/2404 МГц. Память взяла такие высокие частоты из-за того, что на ней остался заводской радиатор, снять который было просто невозможно: крепился он к памяти и чипу NVIO термоклеем и, несмотря на все усилия, так и не сдвинулся с места.

«…если вы хотите сравнительно дешево получить DirectX 11, то единственный выбор - GTX 460 и ее разогнанные версии. В своей ценовой категории у них нет конкурентов. Смотреть в сторону сомнительной GTX 465 даже не стоит, карта работает на уровне младшей вер

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Железный цех

И вот — новая попытка: NVIDIA представляет две видеокарты среднего ценового диапазона. Одна, GTX 465 , построена на знакомом нам GF100 , а вторая, GTX 460 , получила свеженький GF104 . Конкурировать они будут с AMD Radeon HD 5830 и HD 5850 .

Выйти из строя

ZOTAC GeForce GTX 465.

Начнем с GTX 465. В основе видеокарты лежит наш старый знакомый - GF100. Тот самый: дорогой, горячий и с тремя миллиардами транзисторов. На бюджетной плате он оказался не случайно. Давно известно, что чем сложнее процессор, тем больше брака при его производстве. Выкидывать частично неработающие кристаллы накладно, поэтому на их основе делают младшие версии. Так поступают все - и Intel , и AMD , и NVIDIA . Так получилось и с GTX 465.

На новой плате из 16 блоков SM (Streaming Multiprocessors, потоковые мультипроцессоры) работают только 11. В итоге от 512 CUDA-ядер осталось 352. Это почти на треть меньше, чем у GTX 480. Также резко упало число текстурных блоков - с 64 до 44 штук. Движков тесселяции - главной гордости NVIDIA - тоже осталось всего 11 вместо 16. Урезали и конвейер на выходе. Количество блоков растеризации сократили с 48 до 32 штук, а шину памяти сузили до 256 бит. В итоге максимальный объем GDDR5 уменьшился с 1,5 до 1 Гб.

С частотами GTX 465 намудрили. Графический процессор и потоковые ядра работают на скорости GTX 470 - 607 и 1215 МГц соответственно. А вот GDDR5 запустили на 3200 МГц, что очень мало.

С пылу с жару

Референсную GTX 465 нам прислала компания ZOTAC . Внешне видеокарта не отличается от GTX 470. Печатная плата полностью закрыта пластиковым кожухом. На процессоре стоит большой алюминиевый радиатор с пятью теплопроводными трубками. Охлаждается плата по принципу турбины: 70-мм вентилятор забирает воздух из корпуса, прогоняет его через все элементы и выкидывает наружу через панель ввода/вывода. Для работы GTX 465 требуется 200 Вт и две 6-pin вилки. Количество видеовыходов не изменилось - два DVI и один mini-HDMI.

Следующий

Интересно, что больших надежд на GTX 465 с самого начала не возлагали - даже производители признавались, что ждут от NVIDIA что-нибудь более дешевое и быстрое. В итоге NVIDIA выдала новый кристалл GF104 и первую видеокарту на нем - GTX 460.

Отличия между GF100 и GF104 - в деталях. Процессор также построен на основе больших кластеров под названием Graphics Processing Clusters. В первом чипе Fermi таких кластеров было четыре, облегченный вариант получил два. В каждом из них стоит четыре SM-блока - получается всего восемь SM-блоков и столько же движков тесселяции. Но если раньше на один SM-блок приходилось по 32 CUDA-ядра, то в GF104 их количество увеличилось до 48 штук. В два раза больше стало текстурных блоков - 8 единиц на один SM. А это значит, что в максимальной комплектации на GF104 приходится 384 CUDA-ядра, 64 текстурных блока и 8 движков тесселяции. Задний конвейер GF104 оснащается 32 блоками ROP, 256-битной шиной памяти и максимум 1 Гб GDDR5.

К сожалению, NVIDIA не спешит выпускать GF104 в полной комплектации. В версии для GTX 460 отключен один SM-блок, и на новой плате осталось 336 CUDA-ядер, сократилось количество движков тесселяции и исчезло 8 текстурных блоков (их, как видите, 56 вместо 64).

Но зато с частотами плате повезло. За счет того, что количество транзисторов в GF104 сократилось до 1,95 млрд, NVIDIA удалось уменьшить тепловыделение и увеличить скорость работы. Процессор GTX 460 работает на 675 МГц (всего на 25 МГц меньше, чем у GTX 480), CUDA-ядра запущены на 1350 МГц, а память GDDR5 получила нормальную скорость 3600 МГц.

Внешние признаки

NVIDIA выпустила два варианта GTX 460. Процессоры у них одинаковые, различия в заднем конвейере и объемах видеопамяти. Есть версия с 1 Гб, а есть с 768 Мб. И если отсутствие 256 Мб GDDR5 - мелочь, то потеря 64 бит на шине памяти и 8 блоков растеризации скажется при игре в высоких разрешениях.

Внешне две версии неотличимы. Карты собирают на короткой, 21 см, печатной плате. Система охлаждения оригинальная. Впервые за долгое время NVIDIA отказалась от турбины: в стандартном варианте на кристалл ставят алюминиевый кулер, радиатор которого опирается на процессор медным основанием и двумя теплопроводными трубками. Конструкцию венчает 70-мм вентилятор. Требования к питанию у GTX 460 скромные: всего 160 Вт, которые обеспечивают две 6-pin вилки. Видеовыходы остались такими же, как и у GTX 465: два DVI и один mini-HDMI.

Не во сне, а наяву

ZOTAC GeForce GTX 460 1 Гб.

На тесты к нам попали две GeForce GTX 460, и обе с 1 Гб GDDR5. Первую нам предоставила ZOTAC. Эта плата соответствует техническим параметрам NVIDIA, но отличается дизайном: инженеры ZOTAC поставили на GTX 460 проверенную временем турбину и изменили набор видеовыходов - помимо двух DVI появились полноразмерный HDMI и DisplayPort.

Вторую версию GeForce GTX 460 прислала компания Palit . Это была разогнанная модель карты: скорость процессора увеличили до 800 МГц, потоковые процессоры заставили работать на 1600 МГц, а память и вовсе догнали до 4000 МГц.

Несмотря на повышение частот, плата уменьшилась в размерах. Версия Palit короче на 2 см. Систему охлаждения оставили референсной: радиатор, две трубки и ярко-оранжевый вентилятор. Набор выходов оригинальный. Есть два DVI, полноценный HDMI и VGA для старых мониторов.

Противостояние

Найти конкурентов картам NVIDIA было проще простого. У AMD есть две нужных платы - Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850, первая стоит на уровне GTX 460, а вторая обойдется чуть дороже GTX 465.

AMD Radeon HD 5830 на тесты представила компания Sapphire . На борту стоит чип Cypress с 1120 потоковыми процессорами, частотой 800 МГц и 1 Гб памяти на скорости 4000 МГц.

Radeon HD 5850 пришла от Gigabyte . К сожалению, плата нам попалась с заводским разгоном: кристалл работал на 5% быстрее положенных ему 725 МГц, и перед тестами нам пришлось снизить скорость до нормальных значений. В остальном все стандартно: 1440 потоковых процессоров и 1 Гб памяти частотой 4000 МГц. Система охлаждения у Gigabyte оригинальная: огромный алюминиевый радиатор, четыре тепловых трубки и пара вентиляторов. Отметим, что обе видеокарты AMD длиннее GTX 460 на 3-6 см - в HTPC такие не поставишь.

Таблица 1
Сравнительная таблица технических характеристик
Характеристика NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460 AMD Radeon HD 5830 AMD Radeon HD 5850
Ядро GF100 GF104 Cypress Cypress
Количество транзисторов 3 млрд 1,95 млрд 2,15 млрд 2,15 млрд
Техпроцесс 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм
Количество потоковых процессоров 352 шт. 336 шт. 1120 шт. 1440 шт.
Частота графического ядра 607 МГц 675 МГц 800 МГц 725 МГц
Частота потоковых процессоров 1215 МГц 1350 МГц 800 МГц 725 МГц
Тип, объем памяти GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб
Частота памяти 3200 МГц 3600 МГц 4000 МГц 4000 МГц
Шина данных 256 бит 256 бит 256 бит 256 бит
Количество текстурных блоков 44 шт. 56 шт. 56 шт. 72 шт.
Количество блоков растеризации 32 шт. 32 шт. 16 шт. 32 шт.
Интерфейс PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16
Цена на сентябрь 2010 года 7500 руб. 8000 руб. 7000 руб. 10 000 руб.

Кто кого

Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (800 МГц/4000МГц).

Под новые видеокарты NVIDIA мы собрали систему на материнской плате Gigabyte GA-X58A-UD9 , поставили на нее процессор Core i7-920 , разогнали его с 2,66 до 4 ГГц и добавили три планки памяти Kingston HyperX DDR3-1666 по 2 Гб каждая. Работала система под управлением Windows 7 Ultimate 64-bit .

На тестах у нас были два синтетических бенчмарка (3DMark Vantage и Unigine Heaven Benchmark 2.0 ), три игры на DirectX 10 (Crysis , Devil May Cry 4 , Resident Evil 5 ) и две игры на DirectX 11 (Colin McRae DiRT 2 и Aliens vs. Predator ).

Для начала посмотрите на стандартные версии плат. Первое место в 3DMark Vantage получила Radeon HD 5850. А вот на втором неожиданно оказалась GTX 460, которая обошла не только HD 5830, но еще и GTX 465. В Unigine Heaven Benchmark 2.0 ситуация повторилась, только теперь от GTX 460 отстали еще и обе платы AMD.

Sapphire HD 5830.

Результаты выровнялись в приложениях DX10, где лидерство уверенно удерживала Radeon HD 5850. На последней позиции ожидаемо оказалась HD 5830, которая обошла карты NVIDIA только в Crysis. А вот GTX 460 и GTX 465 бились насмерть. За счет более высоких частот на процессоре и памяти GTX 460 не только держалась на уровне старшей сестры, но и обогнала ее в Crysis.

С тестами в DX11 положение не изменилось. Дополнительные движки тесселяции GTX 465 не помогли. В DiRT 2 она умудрилась отстать от младшей версии на 12%. Не получилось и уверенной победы над AMD: в AvP старшая из «радеонов» на 16% обогнала GTX 465.

Ну и на сладкое - результаты разогнанной версии GTX 460. Сумасшедшие 800 МГц на процессоре просто разгромили конкурентов. Даже HD 5850 отстала на 5,2%.

Итоги

Подведем черту. GeForce GTX 460 - выше всяких похвал. Низкое энергопотребление, высокие частоты работы и огромный разгонный потенциал. Новый кристалл даже без дополнительного охлаждения легко разгоняется до 850 МГц, чем и пользуются производители.

Gigabyte Radeon HD 5850 GV-R585OC-1GD.

А вот GTX 465 получилась неинтересной. Мы вообще не понимаем логику NVIDIA: зачем выпускать урезанный GF100, если на руках был практически готовый GF104? Единственный логичный вариант - заработать дополнительных денег.

Об этом говорит и ценовая политика NVIDIA. Когда мы только начали готовить этот материал, за GTX 465 просили порядка 9500 рублей. После того как в продаже появилась GTX 460 за 8500 рублей, старшая версия быстро потеряла в цене - на момент сдачи номера за нее хотели 7500 рублей. Сама же GTX 460 за месяц продаж успела подешеветь до 8000 рублей.

А вот цены на платы AMD практически не изменились. За HD 5850 до сих пор просят 10 000 рублей, а за HD 5830 - 7000 рублей. В принципе, политика понятна, карты в продаже почти год, и пока не выйдет новая линейка Radeon - обвала цен можно не ждать.

* * *

Заключение у нас простое: если вы хотите сравнительно дешево получить DirectX 11, то единственный выбор - GTX 460 и ее разогнанные версии. В своей ценовой категории у них нет конкурентов. Смотреть в сторону сомнительной GTX 465 даже не стоит, карта работает на уровне младшей версии, но при этом сильнее греется и кушает больше энергии. AMD пока предложить нечего: Radeon HD 5850 слишком дорога, а экономить 1000 рублей и покупать HD 5830 мы не рекомендуем, она очень слаба в DX11.

Таблица 2
Синтетические тесты
3DMark Vantage
Модель видеокарты GPU CPU Overall
ZOTAC GeForce GTX 465 11 674 42 636 14 264 100
ZOTAC GeForce GTX 460 1 Гб 12 556 40 963 15 188 106
14 586 43 660 17 500 123
Sapphire HD 5830 12 781 17 594 13 720 96
14 832 17 597 15 427 108
Unigine Heaven Benchmark 2.0
Модель видеокарты FPS Overall Соотношение производительности, %
ZOTAC GeForce GTX 465 16,7 421 100
ZOTAC GeForce GTX 460 1 Гб 16,9 426 101
Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (800 МГц/4000МГц) 19,6 494 117
Sapphire HD 5830 10,5 266 63
Gigabyte Radeon HD 5850 GV-R585OC-1GD 11,4 288 68
Таблица 3
Игровые тесты (кадров в секунду)
Название игры, настройки ZOTAC GeForce GTX 465 ZOTAC GeForce GTX 460 1 Гб Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (800 МГц/4000МГц) Sapphire HD 5830 Gigabyte Radeon HD 5850 GV-R585OC-1GD
Crysis 1.2.1 (DX10)
VeryHigh, 1680x1050, AF 16x 27 30 33,68 29,45 35,56
VeryHigh, 1920x1080, AF 16x 25,43 26,05 29,11 31,77 33,82
25,97 29,8 33,71 29,42 38,53
24,91 26,06 29,1 25,75 33,76
Соотношение производительности, % 100 109 121 113 137
Resident Evil 5 (DX10)
1680x1050, AA 4x, AF 16x 89,9 88,2 103,3 80,9 106
1920x1080, AA 4x, AF 16x 83,1 81,6 94,7 73 88
1680x1050, AA 8x, AF x16x 83,7 83 97,4 74,5 92,4
1920x1080, AA 8x, AF 16x 76,4 76,2 87,5 67 90,5
Соотношение производительности, % 100 99 115 89 113
Devil May Cry 4 (SC2, DX10)
SuperHigh, 1680x1050, AA 4x, AF 16x 110,43 107,11 129,73 - -
SuperHigh, 1920x1080, AA 4x, AF 16x 96,09 98,51 112,97 90,41 116,9
SuperHigh, 1680x1050, AA 8x, AF x16x 95,67 101,25 118,6 - -
SuperHigh, 1920x1080, AA 8x, AF 16x 93,25 92,97 104,71 77,74 114,8
Соотношение производительности, % 100 101 117 89 122
Colin McRae DiRT 2 (Demo, DX11)
Ultra, 1680x1050, AA 4x, AF 16x 59,7 66,6 76,5 39 47,7
Ultra, 1920x1080, AA 4x, AF 16x 60,2 66,5 76,9 39 49,3
Ultra, 1680x1050, AA 8x, AF 16x 59,6 66,7 76 39 49,6
Ultra, 1920x1080, AA 8x, AF 16x 58,7 66,6 75,4 38,8 49,1
Соотношение производительности, % 100 112 127 65 82
Aliens vs. Predator (Demo, DX11)
VeryHigh, 1680x1050, AF 16x 40,3 38,9 45,2 46 50,6
VeryHigh, 1920x1080, AF 16x 35,9 34,7 46,3 41,1 45,3
VeryHigh, 1680x1050, AA 2x, AF 16x 33,1 32 37,1 24,4 32,2
VeryHigh, 1920x1080, AA 2x, AF 16x 29,3 28,5 32,9 21,7 33,3
Соотношение производительности, % 100 97 117 96 117
Соотношение цены, % 100 106 106 97 133
Соотношение производительности, % 100 103,6 119,4 90,4 114,2

Наверняка многие задавались вопросом о том, можно ли сэкономить при покупке игрового компьютера класса hi-end или же они комплектуются исключительно дорогими деталями? Сэкономить, безусловно, можно, это не зависит от класса системы. Вся разница между low-end и hi-end компьютерами заключается в том, что в случае с hi-end решениями наличие приличной суммы денег позволяет более творчески подходить к решению задачи. При этом, если постараться, удастся неплохо экономить на "железе". Сегодня, на примере графической составляющей ПК мы попробуем продемонстрировать творческий подход к выбору видеокарты и заодно постараемся немного сэкономить.

Сначала давайте определимся с условиями задачи. Первое и самое главное - мы хотим собрать мощный игровой компьютер, способный показывать приемлемую частоту смены кадров во всех современных играх, как минимум в Full HD разрешении и на максимальных настройках качества картинки. Как показали наши предыдущие исследования, для достижения такой цели вполне достаточно приобрести один современный ускоритель класса hi-end.

Итак, предположим, вы уже отложили энную сумму денег и готовы идти в магазин. Однако прежде, чем вы сделаете окончательный выбор, мы рекомендуем изучить альтернативный подход к решению задачи. Для этого давайте сначала посмотрим, как обстоят дела с ценами на современные топовые видеоускорители:

  • AMD Radeon HD 5870 1 Гб ~ 12300 рублей.
  • NVIDIA GeForce GTX 480 1.5 Гб ~ 15300 рублей.
  • AMD Radeon HD 5970 2 Гб ~ 19000 рублей.

Нынешний король 3D-графики, Radeon HD 5970, является самым дорогим решением. Оно и понятно, максимальная производительность обеспечивается силами двух GPU Cypress - отличное решение для бескомпромиссного геймера. Далее идёт GeForce GTX 480 на базе чипа NVIDIA GF100 и, наконец, с “отставанием” в 3000 рублей тройку замыкает ускоритель Radeon HD 5870, который немного уступает по производительности видеокарте GeForce GTX 480.

Любое из представленных решений позволит вам достичь поставленной выше цели, но можно ли решить эту задачу иначе? В нашем предыдущем материале мы рассматривали весьма перспективное решение - ускоритель GeForce GTX 460, который показал достойную производительность при сравнительно невысокой цене. Интересно, получится ли за стоимость, сравнимую, скажем, с ценой GeForce GTX 480, собрать тандем из GeForce GTX 460 и получить аналогичную производительность? Попробуем. Давайте прикинем, сколько будет стоить SLI-связка из двух видеокарт GeForce GTX 460:

  • 2 x GeForce GTX 460 768 Мб ~ 12500 рублей
  • 2 x GeForce GTX 460 1 Гб ~ 14000 рублей

Итак, пара видеокарт GeForce GTX 460 768 Мб обойдётся в сумму, сравнимую со стоимостью Radeon HD 5870, а две видеокарты GeForce GTX 460 с 1 Гб видеопамяти окажутся примерно на 1300 рублей дешевле, чем один ускоритель GeForce GTX 480.

В нашем распоряжении оказались две видеокарты GeForce GTX 460 1 Гб, и мы попробуем выяснить, сможет ли производительность такой SLI-связки превзойти скорость одиночной GeForce GTX 480.

GeForce GTX 460 768Мб GeForce GTX 460 1 Гб GeForce GTX 470 GeForce GTX 480
Техпроцесс GPU, нм 40 40 40 40
Кластеры обработки графики, шт. 2 2 4 4
Кол-во потоковых мультипроцессоров 7 7 14 15
Кол-во ядер CUDA 336 336 448 480
Кол-во текстурных блоков 56 56 56 60
Кол-во блоков ROP 24 32 40 48
Частота GPU, МГц 675 675 607 700
Частота ядер CUDA, МГц 1350 1350 1215 1401
Эффективная частота видеопамяти, МГц 3600 3600 3348 3696
Объём видеопамяти, Мб 768 1024 1280 1536
Ширина шины памяти, бит 192 256 320 384
Пропускная способность видеопамяти, ГБ/с 86,4 115,2 133.9 177.4
Поддержка DirectX 11 11 11 11
Максимальный TDP, Вт 150 160 215 250
Рекомендованная мощность БП, Вт 450 450 550 600
Предельная температура GPU, °C 104 104 105 105
Примерная стоимость по данным , рублей 6200 7500 10250 15000

Если внимательно посмотреть на характеристики GeForce GTX 460 1 Гб и представить их в SLI-тандеме, то “бицепсы” GeForce GTX 480 уже не кажутся столь пугающими. С большой долей вероятности можно сказать, что пара видеокарт GeForce GTX 460 1 Гб в режиме SLI окажется быстрее, чем один ускоритель GeForce GTX 480. Другой вопрос, насколько, и во всех ли играх. Это мы проверим чуть позже, а пока давайте поговорим о том, что еще может потребоваться потенциальному владельцу SLI-системы.

Во-первых, для работы SLI-связки необходима специальная материнская плата с поддержкой этой технологии. Это вряд ли будет проблемой, поскольку большинство hi-end компьютеров базируется на системной логике и процессорах компании Intel. Более того, даже не самые дорогие современные материнские платы на чипсетах Intel X58/P55 в полной мере поддерживают технологию NVIDIA SLI.

Во-вторых, для работы SLI-тандема нужен мощный блок питания. Впрочем, одиночные hi-end ускорители тоже потребляют немало энергии, так что блок питания компьютера, способный вытянуть GeForce GTX 480, наверняка сможет справиться и с парой GeForce GTX 460.

В-третьих, совместимость с играми. На сегодняшний день, пожалуй, не осталось ни одной игры, которая бы работала на SLI или CrossFireX системе хуже, чем на одиночной видеокарте. И проблем с совместимостью у “парочек” ничуть не больше, чем у “одиночек”.

Чтобы проверить наши доводы на практике, мы использовали два графических ускорителя на основе GPU NVIDIA GF104, один из которых произведён компанией Gainward, а другой изготовлен на мощностях ZOTAC. Для более подробного ознакомления с этими ускорителями вы можете обратиться к нашему предыдущему обзору . Здесь же мы приведём лишь несколько фотографий использованных ускорителей.

Графические гиганты Nvidia и AMD продолжают сражаться с возможностями технологий производства, чтобы выпускать революционные GPU каждые полтора года.

Удовлетворить потребностям любителей высокой производительности нелегко. Действительно, вспомните, с каким отчаянием фанаты Nvidia воспринимали одну задержку за другой перед выходом на рынок GeForce GTX 480 . Видеокарта, в конце концов, вышла на рынок, при этом она оказалась весьма мощной, но вместе с тем горячей и дорогой (впрочем, фанаты Nvidia были вполне удовлетворены подобной комбинацией, чего нельзя сказать про нас).

Те же качества перешли и на производные менее дорогие модели, поэтому наше разочарование GeForce GTX 465 вряд ли кого-то удивило. Потребовались серьёзные изменения дизайна, прежде чем технология оказалась готова для проникновения на массовый рынок.

Долгожданная эволюция появилась на свет в виде GPU Nvidia GF104. По цене дешевле половины GeForce GTX 480, Nvidia представила 1-Гбайт GeForce GTX 460 , которая обеспечила лидирующую производительность в своём классе при намного меньшем тепловыделении - карта оказалась настолько хороша по соотношению производительность/цена, что мы выдали ей награду "Рекомендованная покупка". Мы были настолько впечатлены производительностью GeForce GTX 460, что сразу же задались вопросом: обойдут ли две эти карты флагмана GTX 480 в тестах? Компания Sparkle Computer выслала в нашу лабораторию все видеокарты, которые были необходимы для поиска ответа на заданный вопрос.

Примечание для фанатов AMD: данная статья фокусируется на сравнении производительности двух GeForce GTX 460 в конфигурации SLI с одной GeForce GTX 480. Если вам интересен детальный анализ, как GeForce GTX 480 работает по сравнению с конфигурациями Radeon на нескольких GPU, включая Radeon HD 5970 и Radeon HD 5870 в CrossFire, то обратитесь к обзору Asus ARES .


CPU Intel Core i7-980X (3,33 ГГц, 12 Мбайт общего кэша L3)
Разгон до 4,00 ГГц при +100 мВ, 160 МГц BCLK
Материнская плата Gigabyte X58A-UD9 BIOS F3 (05/28/2010), Intel X58 Express, LGA 1366
Память Kingston KHX16000D3ULT1K3/6GX (6 Гбайт), DDR3-2000 на DDR3-1600 CAS 7-7-7-21
Видеокарты GTX 460 Sparkle GeForce GTX 460 1 GB (x2 для SLI)
700 МГц GPU, GDDR5-3600
Видеокарта GTX 480 Sparkle GeForce GTX 480 1.5 GB, 700 МГц GPU, GDDR5-3696
Видеокарта Radeon Diamond Radeon HD 5870 1 GB, 850 МГц GPU, GDDR5-4800
Жёсткий диск для ОС Western Digital VelociRaptor, 600 GB (WD6000HLHX), 10 000 об/мин, SATA/600, кэш 32 Мбайт
Звук Встроенный HD Audio
Сеть Встроенная Gigabit
Блок питания OCZ-Z1000 1000 Вт модульный, ATX12V v2.2, EPS12V, 80 PLUS Gold
Программное обеспечение
ОС Microsoft Windows 7 Ultimate 64-bit
Видеокарты GeForce ForceWare 258.96
Видеокарты Radeon AMD Catalyst 10.6
Чипсет Intel INF 9.1.1.1020

Sparkle предоставила нам одну видеокарту GeForce GTX 480 и две GeForce GTX 460. Каждая видеокарта оснащена переходником с mini-HDMI на стандартный HDMI, переходником DVI-I на VGA, в комплект поставки входит CD с различными бесплатными утилитами, инструкция по установке и два переходника питания.

Поддержка установки до семи видеокарт обусловила выбор X58A-UD9 для нашей тестовой платформы. Менее дорогие материнские платы на чипсете Intel X58, конечно, тоже вполне удобно подойдут для тестов конфигурации 2-way SLI, поскольку данный чипсет поддерживает две видеокарты x16 с полной пропускной способностью.


Нажмите на картинку для увеличения.

Мы выбрали шестиядерный процессор Intel Core i7-980X как самую мощную модель в лагере Intel, пусть даже современные игры вряд ли умеют должным образом использовать больше четырёх потоков CPU. Конфигурация SLI в играх может загрузить несколько ядер CPU до упора, поэтому мы разогнали процессор до 4,00 ГГц.

Видеокарту Diamond Radeon HD 5870 мы добавили в наши тесты для сравнения. Кроме того, мы рекомендуем обратиться к обзору Asus ARES , в котором вы получите довольно подробный анализ конфигураций CrossFire в дополнение к нынешнему ограниченному тесту SLI.

Тесты и настройки


3D-игры
Aliens Vs. Predator Benchmark Alien vs Predator Benchmark Tool

Call of Duty: Modern Warfare 2 Campaign, Act III, Second Sun (45 sec. FRAPS)
Test Set 1: Highest Settings, No AA
Test Set 2: Highest Settings, 4x AA
Crysis Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool
Test Set 1: Highest Quality, No AA
Test Set 2: Highest Quality, 4x AA
DiRT 2 Run with -benchmark example_benchmark.xml
Test Set 1: Highest Settings, No AA
Test Set 2: Highest Settings, 4x AA
S.T.A.L.K.E.R.: Call Of Pripyat Call Of Pripyat Benchmark version
Test Set 1: Highest Settings, No AA
Test Set 2: Highest Settings, 4x MSAA
Синтетические тесты
3DMark Vantage Version: 1.0.1, GPU and CPU scores

Не самая современная, но всё ещё достаточно мощная видеокарта Nvidia GeForce GTX 460 уже не встречается в продаже, хотя по-прежнему обладает неплохими характеристиками. Показатели карты подходят даже для некоторых современных игр, хотя и не позволяют установить ни высокие, ни даже средние настройки. А поддержка большинства 3D-технологий и эффектов обеспечивает максимальное погружение в игровой процесс.

Основные характеристики GTX 460 включают в себя такие показатели:

  • Частоту ядра, которая может быть равна 650–778 МГц, в зависимости от версии видеоадаптера и размеров его памяти.
  • Частоту процессора, которая ровно вдвое превышает аналогичный параметр ядра.
  • Частоту памяти, достигающую 4000 МГц.
  • Скорость передачи данных – от 86,4 до 115,2 ГБ/с.
  • Поддержку технологий DirectX 11 для повышения производительности и NVIDIA PhysX для получения реалистичной физики в играх.
  • Разрешение экрана до 2560 x 1600 пикс.

Среди характеристик Nvidia GeForce GTX 460 есть поддержка 3D-очков, позволяющая видеокарте работать вместе с виртуальными шлемами, просматривать трёхмерные изображения и видео. В том же списке – одновременная работа с тремя дисплеями, позволяющая в полной мере оценить технологии NVIDIA 3D Vision.

Есть у карты и такие особенности как быстрое сглаживание краёв для улучшения качества картинки, поддержка работы с портами PCI Express 2.0., формата звука 7.1 и видео с дисков Blu-Ray с разрешением FullHD.

Обзор видеокарты

Продолжить обзор GTX 460 можно с описания внешнего вида устройства:

  • Чёрный цвет платы, на которой расположены ее отдельные элементы, неплохо гармонирует с цветовым оформлением всего видеоадаптера;
  • Система, отвечающая за охлаждение видеокарты, накрывает почти всю поверхность платы, не считая подсистему питания, хотя в процессе работы воздух от вентилятора всё равно на неё попадает;
  • Длина платы достаточно большая для того, чтобы не мешать подключению к ней периферийных устройств – мониторов, проекторов, телевизоров.

Максимальное энергопотребление GTX 460 при полной загрузке достигает 160 Вт, что требует не только установки в слот PCI-e, но и дополнительного питания. Высокое значение TDP предполагает и наличие серьёзного охлаждения – из-за этого трубки выступают за пределы платы почти на 20 мм. Такой размер ограничивает установку карты внутри тонкого системного блока.

Какой блок питания нужен для GTX 460

Одним из главных параметров любого элемента ПК можно назвать его мощность, от которой зависят и характеристики блока питания десктопного компьютера. Как показывает практика владельцев видеокарты GTX 460, для неё достаточно 500-ваттного БП. В документации на видеоадаптер указана минимальная мощность в 450 Вт.

При выборе подходящего блока питания для компьютера с такой картой следует знать о необходимости ориентироваться не на указываемую производительность, а реальную. Настоящая мощность совпадает со значением из документации у качественных блоков с сертификатами 80 PLUS Gold. Показателей 500-ваттного БП хватит и для работы других устройств недорогого игрового ПК, который собирали на основе GTX 460 в начале 2010-х годов.

Как разогнать видеокарту Nvidia GeForce GTX 460

Выполняя разгон GTX 460, следует знать о возможности увеличить показатели на 20–23%, что позволяет обеспечить примерно такую же производительность, как у более дорогой и мощной модели GTX 465. Дополнительные проверки показали неплохой потенциал видеокарты для увеличения мощности видеопроцессора GF104.

Максимальный разгон видеокарты Nvidia GeForce GTX 460 увеличил частоту карты с 675 до 830 МГц, а при попытке превысить рекомендованное значение напряжения получилось достичь почти 900 МГц.

К некоторым моделям видеокарт GTX прилагаются фирменные программы для увеличения производительности – например, у фирмы Zotac есть утилита Fire Storm.

С такими показателями видеопроцессор может использоваться в более современных и требовательных к ресурсам играх, и даже для добычи криптовалют. Хотя для этого желательно придерживаться определённых рекомендаций:

  • майнинг на GTX 460 требует хорошего охлаждения, способного компенсировать серьёзный перегрев элементов видеокарты – для этого можно установить несколько дополнительных кулеров или внешних вентиляторов;
  • автоматическое управление температурой с помощью видеокарты не обеспечивает достаточно эффективное охлаждение;
  • контролировать температуру устройства лучше всего с помощью специального программного обеспечения (например, RealTemp) – максимальное значение не должно превышать 95-100 градусов;
  • выбрать алгоритм и вид криптовалюты, которые будут добываться с помощью карты.

Эффективный майнинг GTX 460 возможен только, если выбрана подходящая валюта и алгоритм. Оптимальный вариант криптовалюты – Dash (бывший DarkCoin), которая считается одним из самых перспективных альткоинов и позволяет заработать быстрее, чем более популярные «биткоины» или «Этериум».

Выбор алгоритма для такой сравнительно слабой карты тоже не такой большой – одним из вариантов, не слишком перегревающих видеопроцессор, можно отметить Х11. Определяясь с конкретным приложением для майнинга, можно отдать предпочтение одной из популярных программ CCminer-KBomba, работу с которой поддерживает GTX 460.

Тестирование в играх

Для проверки возможностей карт использовались игровые приложения, которые запускались на ПК со старшей и младшей версиями устройства. Выполняя тесты в играх GTX 460, владельцы компьютеров с этой видеокартой получили такие результаты.

  • В среднем, для большинства игр GTX 460 1024Mb показала примерно такие же значения fps, как и большинство других моделей с 1 Гб GDDR5. Версия с 768 Гб памяти тоже сравнима с видеокартами, похожими на неё по цене и по техническим характеристикам. Разница между двумя вариантами составляет около 15–20%. На максимальных настройках обе модели немного отстают от Radeon HD 5850.
  • В игре Borderlands результаты проверки карты вполне приличные – 1-гигабайтная версия оказалась почти такой же производительной, как GeForce GTX 465. При переходе на максимальные настройки игрового процесса отставание увеличилось с 10 до 25%. Между собой GTX 460 отличаются в пределах 15%.
  • В приложении Dead Rising 2 показатели тестируемой гигабайтной видеокарты не позволяют поиграть с разрешением FullHD – показатели отстают от флагмана GTX 465 на 24% (60 fps на FullHD против 74 fps). С другой стороны, похожая по параметрам Radeon HD 5830 показывает ещё менее впечатляющие результаты.
  • В игре Crysis младшая версия выдаёт при расширении 1028 х 1024 всего 22 fps. Старшая обеспечивает 23-25 fps, в зависимости от сцены. Карта GTX 465 показала 25-30 fps.
  • В игре Split производительность обеих карт сравнима с показателями Radeon HD 5830 – все три графических процессора поддерживают до 40–43 fps. Разница друг с другом составляет около 7%.
  • Если играть на компьютере с такими картами в популярную игру Dirt 2, то при разрешении 1920х1200 тестируемые видеокарты показали неплохие результаты: младшая – 40 fps, старшая – 46 fps. Radeon HD 5830 выдаёт меньше – 40-43.

Подведение итогов позволяет сказать, что карты GeForce GTX 460 с двумя вариантами памяти получили от производителя неплохие характеристики, позволяющие им конкурировать в некоторых играх даже с более дорогими моделями. В большинстве случаев видеопроцессоры 460-й версии превзошли Radeon HD 5830 и держались почти на уровне GTX 465. Заметное отставание было замечено только в некоторых приложениях – например, Aliens vs. Predator или Just Cause 2.

Отличные результаты были показаны в Split и DiRT 2, даже при использовании DirectX 9. Загружая DirectX 11, можно сделать GTX 460 еще лучше перед похожими по уровню и ценовой категории версиями AMD. Однако при попытке сравнить тестируемые модели со старшими устройствами от Nvidia, было обнаружено отставание, вполне оправдываемое разницей цен.

Сравнение цен разных производителей

Видеокарта выпускалась целым рядом производителей, причём в разных вариантах – с 1 Гб и с 768 Мб памяти GDDR5, а также с небольшим отличием в частотах. В списке компаний можно было найти и такие известные бренды как Gigabyte и Asus, и менее популярные, но всё равно выпускающие качественное оборудование, марки типа Zotac, Inno3D, Palit и Gainward.

Табл. 1. Сравнительные характеристики видеокарт GTX 460.

Марка видеокарты Объём памяти, Мб Частота памяти, МГц Частота ядра, МГц Последняя актуальная цена, тыс. руб.
Gigabyte 1024 3400–4000 675–815 3,9–4,5
Asus 1024 3600–4000 675–775 3,6–5,1
Zotac 1024 3600–4000 675–810 3,6–4,8
Palit 1024 4008 778 4.2
Inno3d 1024 3400 650 4
Gainward 1024 3600 700 4.2
Gigabyte 768 3600 715 4.2
Zotac 768 3600 710 3.4
Palit 768 3600 675 3.6
Gainward 768 3600 675 3.6
Asus 768 3680 700 3.9
Inno3d 768 3400 650 3.9

Несмотря на то, что понятия «актуальная цена Nvidia GeForce GTX 460» не существует из-за устаревания видеокарты и отсутствия её на рынке, сравнить показатели видеоадаптеров разных производителей можно. Но для этого придётся воспользоваться старыми прайсами, в которых указана стоимость устройств перед тем, как они исчезли из продажи. На вторичном рынке цены на все эти видеокарты, независимо от объёма памяти и частоты, примерно одинаковые.

Последние драйвера для GTX 460

Для того чтобы скачать драйвер для Nvidia GeForce GTX 460, достаточно зайти на сайт компании-производителя графического процессора и найти последнюю версию для своей операционной системы. Из-за популярности такой платформы как Windows 7 найти для неё управляющие программы проще, чем для других. Главное при этом – скачать драйвера GTX 460, которые совместимы с соответствующей версией системы – 32-х или 64-хбитной.

Похожие статьи