Компьютерные игры. за и против

15.05.2019

Широкие возможности

Ребенок может научиться читать и считать, получить навыки в изучении иностранных языков, просматривая развивающие мультфильмы и программы. Если есть реальные способности к рисованию, музыке или еще чему-либо, то найти им применение в компьютерном мире гораздо проще.

Компьютерные игры

Помогают в развитии памяти и внимания, логического мышления, учат ребенка анализировать свои действия, развивают фантазию и творческие способности. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта , но и для развития их моторики.



Организация рабочего места

Порядку на столе способствует его правильное наполнение необходимыми атрибутами. Никаких безделушек и ненужных использованных бумажек в виде «оригами» на столе не должно быть. И, наконец, самый главный враг – пыль. Ее не должно быть ни на столе, ни на экране монитора.


Но есть масса аргументов ПРОТИВ

Нагрузка на зрение

Страх, что ребенок испортит себе зрение, пожалуй, является самым главным страхом всех родителей. Недаром офтальмологи забили тревогу в связи с глобальной компьютеризацией и даже придумали специальный термин - «компьютерный зрительный синдром», который встречается практически у всех пользователей, как маленьких, так и взрослых.


Испорченная осанка

Работа за компьютером заставляет ребенка длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате долго приходится сидеть в неподвижном состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей, нарушением осанки.


Психическая нагрузка

Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического развития детей. У многих хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Также имеются большие трудности в общении, появляется неуверенность в себе. Одновременно дети культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким.


Компьютерная зависимость (игромания)

Проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Дети и взрослые играют в компьютерные игры, посещают интернет-кафе, игровые клубы. Производство игр для компьютеров – это мощная индустрия, и, к сожалению, дети неизбежно попадают в ее сети. Игромания – это психологическая зависимость человека от компьютерных игр, которая влияет на его физическое и психическое здоровье.


Симптомы, которые свидетельствуют о компьютерной зависимости

1. Большую часть свободного времени (6–10 часов в день) ребенок проводит за компьютером. У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных.


2. На родительский запрет сидеть за компьютером школьник реагирует агрессивно или становится тревожным.


3. Ребенок обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.


4. Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более агрессивным.


5. Ребенок, увлеченный игрой или общением в интернете, забывает про еду и личную гигиену.


6. Школьник трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер


Как же поступить - оградить ребенка от современного чуда техники или нет? Вопрос, конечно, сложный, но вполне решаемый. Компьютер, как всякий предмет обихода, может быть и полезным, и вредным для ребенка. Просто во всем нужно знать меру, а также следовать нехитрым, но действенным рекомендациям.


И самое главное: компьютер в жизни ребенка не должен играть главенствующую роль по сравнению с другими видами деятельности и тем более наносить ущерб здоровью.

Люди играли всегда. По крайней мере, с античных времен точно. Принцип агона, например, пронизывал все поры древнегреческой культуры. Игры посвящались богам — Зевсу, Аполлону, Посейдону. Постепенно игра уступила место спорту, где важнее стала победа, а не участие. Причем победа любой ценой. Отсюда – многочисленные допинговые скандалы нашего времени. Голландский мыслитель Й.Хейзинга – теоретик игровой концепции культуры. Собственно, и главный его труд называется «Homo Ludens» — «человек играющий». Ребенок в игре творит целый мир. Игра может стать делом всей жизни, например, театр или кино.

ЭВМ – предок современных КПК и прочих гаджетов – конечно, создавался не для игр, а для работы. Постепенно размеры уменьшались, а сервис совершенствовался. Дать разгрузку мозгам, устроить небольшую релаксацию – вот те факторы, что привели к появлению первых компьютерных игр. В конце концов, не цифрами едиными жив программист. И ему надо отвлекаться от трудов праведных.

По историческим меркам возраст компьютерных игр – это возраст поколения нынешних тридцатилетних. Первые игры появились в начале 80-х гг. прошлого века. Тетрис, Змейка, Пакман и иже с ними. А затягивали эти игры нешуточным образом.

Спустя несколько лет вышел первый «Принц Персии» — игра хоть и кажущаяся примитивной на фоне многочисленных ее поздних ремейков, но с имитацией настоящих звуков и хорошо проработанным сюжетом. В нее «резались» целыми офисами.

А там уже не за горами были и первые «стрелялки» — «Doom», «Quake», «Wolfenstein» и др. До сих пор в Сети имеется несколько ресурсов для любителей поностальгировать по старым играм, которые шли исключительно на приставках типа Dendy. Что ж, значит у нас по-прежнему имеется выбор.

Не сразу, но все-таки забили тревогу в связи с компьютерными играми учителя, родители и психологи. И были на то серьезные причины. Высказываться «за» никто не считал нужным – почти все дружно, не сговариваясь, делали акцент на негативных сторонах «видеомании».

Зависимого ребенка или подростка видно сразу – он плохо социализирован, у него бегающий или, наоборот, остановившийся взгляд, нервные движения руками и ногами. Друзей «живьем» почти нет – все его друзья там, на просторах «мировой паутины». И ему невдомек, что Сеть – это одиночество, это всего лишь виртуальный «костыль», способ ухода от реальности. А реальность все равно «достанет» — рано или поздно.

Другая опасность, подстерегающая того, кто увлекается видеоиграми, — опасность спутать реальный мир с миром виртуальным. Игра все-таки должна оставаться игрой и не претендовать на что-то большее. Таковыми, к слову, и были аркады 90-х годов, выполненные в формате 2D. Платформенные приключения персонажа, который выглядел как герой какого-нибудь диснеевского мультфильма (или на самом деле являлся им), умеющего бегать, прыгать, сражаться с врагами и побеждать в конце. Ничего напрягающего, хоть уровни и усложнялись с каждым разом. Но игра воспринималась именно как игра. А с выходом квестов и шутеров, где кровища хлестала рекой, где автоматные очереди сыпались направо и налево, подростки стали терять чувство реальности. Были случаи, когда им хотелось воплотить виртуальный мир в унылую повседневность. В США, где достать и даже купить огнестрельное оружие – не проблема, молодая поросль устраивала кровавую «баню» обывателям – в колледже, гимназии, магазине, просто на улице. С самоубийством в конце. Разумеется, не виртуальным.

Был бы жив старик Фрейд, он сразу поставил диагноз – компьютерные «стрелялки» есть не что иное, как способ сублимации. Вместо того, чтобы проявлять естественный интерес к противоположному полу, парень сидит целыми днями за компьютером и проходит уровень за уровнем, игру за игрой. И бывает, что с летальным исходом. Ресурсы молодого организма тоже не беспредельны.

Какой бы такой аргумент привести в защиту видеоигр? Пожалуй, один найдется. Если игра не является тупым «мочаловом» или «рубиловом», а предполагает стратегическое мышление или установление логических связей между объектами, тогда увлечение ею вполне оправдано. А еще оптимальнее – разнообразить игры, время от времени переключаться с шутера на стратегию, со стратегии на квест, с квеста на логическую головоломку.

Другой аргумент «за» связан с познаниями в области английского языка. Другой язык ведь в наших школах изучается сейчас параллельно с родным языком. А дети восприимчивы к звучанию чужой речи и схватывают ее быстрее. И компьютерные игры в той или иной мере тоже способствуют запоминанию ряда специфических слов-терминов.

То или иное отношение людей к видеоиграм, в конце концов, значения не имеет. Они есть и они востребованы. Не было бы спроса – тогда и проблемы бы не было. А так – игре все возрасты покорны.

Павел Николаевич Малофеев

Многие родители, купив своему ребенку компьютер или карманную электронную игру, вздыхают облегченно, так как этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения (по обучающим программам) или развития (по развивающим программам), а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игрыи т.п. Сегодня притягательность компьютера не сравнить ни с телевизором, ни с любым другим занятием. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями и так далее... И однозначного ответа все равно нет.

Мы надеемся, что приведенные ниже факты помогут вам сделать правильный выбор.

Аргументы "ЗА":

Компьютерные игры развивают у ребенка :

    быстроту реакции;

    мелкую моторику рук;

    визуальное восприятие объектов;

    память и внимание;

    логическое мышление;

    зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

классифицировать и обобщать;

аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

добиваться своей цели;

совершенствовать интеллектуальные навыки.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив паззл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично» или «ты просто гений», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Аргументы "ПРОТИВ":

Плохо то, что при несоблюдении режима дня компьютер превращается из друга во врага. Проще говоря, большинству детей очень трудно остановиться, оторваться от увлекательной игры и переключиться на другие занятия. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий. Необходимо помнить, что маленький ребенок – это очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Нерегламентированные занятия на компьютере на фоне постоянно увеличивающейся информационной нагрузки могут ускорить неблагоприятные изменения самочувствия ребенка, повлиять на его психику, поэтому появляется возможность получить в лице собственного ребенка будущего компьютерного фаната, погруженного в искусственный виртуальный мир, уводящий его от реальной жизни.

Проблема «золотой середины» - когда компьютер является другом и помощником, но не единственным источником удовольствия, остро стоит во многих семьях. Практически, у каждой семьи свои рецепты того, как ограничить время, проводимое ребенком за компьютером и оградить его от «компьютерной зависимости». Ведь вопрос о том, чтобы запретить компьютерные игры, уже не ставится. Речь идет только о разумном ограничении времени общения детей с компьютером и о том, чтобы не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное - живое общение.

    Покупайте для вашего ребенка компьютер и дисплей хорошего качества, не экономьте на здоровье детей.

    Расположите компьютер на столе вуглу комнаты, задней частью к стене, в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране не было бликов.

    Правильно организуйте рабочее место ребенка. Подберите мебель, соответствующую его росту.

    Делайте ежедневную влажную уборку в помещении, где используется компьютер.

    Проветривайте чаще комнату, для увеличения влажности воздуха установите аквариум или другие емкости с водой.

    Протирайте экран чистой тряпочкой или губкой до и после работы на компьютере.

    Рядом с компьютером поставьте кактусы: эти растения поглощают его вредные излучения.

    Помните!!! Без ущерба для здоровья дошкольники могут работать за компьютером не более 15 минут, а близорукие дети и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем 3 раза в неделю, через день.

    После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Как правильно подобрать компьютерную мебель для ребенка

Для детей ростом 1150 – 130 см рекомендуемая высота стола – 54 см., высота сидения стула (обязательно с твердой спинкой) – 32 см.; выше 130 см – соответственно 60 и 36 см.

Расстояние между ребенком и дисплеем не менее 50 – 70 см (чем дальше, тем лучше).

Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Посадка устойчивая: ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра.

Пространство между корпусом тела и краем стола – не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

Как выбрать игру для вашего ребенка

    Обратите внимание на то, чтобы игра была русифицирована.

    Системные требования детских игр, как правило очень невысокие, вам нужно посмотреть, подойдет ли игра к вашей операционной системе.

    Желательно брать игры, где указан примерный возраст ребенка, на которого ориентирована игра (правда, если ваш ребенок не может справиться с заданием, не расстраивайтесь, очень часто производители завышают требования к игрокам).

    Игры должны соответствовать возрасту как по содержанию, так и по качеству оформления.

    Старайтесь выбирать игры отечественного производителя.

Как познакомить ребенка с игрой

    Первый раз играйте вместе с ребенком, по ходу игры объясняйте, что нужно делать и как. Если ребенок еще не умеет читать, то тем более ему нужна ваша помощь, особенно если нет звуковой подсказки.

    Если в игре есть герои сказок или мультфильмов желательно познакомиться с ними (героями) заранее.

    Также нужно объяснитьребенку стратегию игры: где лучше подпрыгнуть, где пробежать и почему, а также объяснить значение очков на экране: количество очков, количество жизней и т.д.

    Попробуйте поиграть сами и попросите ребенка подсказывать вам: вы увидите, как он будет рад вашим совместным успехам.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье-сберегающих технологий.

С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.
Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного и младшего школьного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого -появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.
Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.
6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10-15 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. (Родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)

Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:
. на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;
. проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;
. достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;
. посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;
. важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;
. для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;
. хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;
. длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;
. в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии. В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера....


Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная. Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации. Существует множество специальных разработок для школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети при помощи компьютера намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает.
Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром». Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни.

Кто подвержен игромании?

Подростки, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям. Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных. Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию. Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению. В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным. Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене. С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером. Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время.

Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир.
Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить.

Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности.

Похожие статьи