Влияние информационных технологий на жизнь человека. Негативное влияние информационных технологий на психоэмоциональное развитие детей

02.08.2019

Человеческая история насчитывает уже несколько тысячелетий. Путь от древнего человека с его примитивными орудиями труда до современной эры высоких технологий и величайших за всю историю открытий был тернист и труден.

Сегодня мы уже не представляем, как можно обойтись без столь привычных вещей как смартфон, планшет, навигатор или . Жизнь без выхода в интернет многим вообще кажется чем-то из ряда вон выходящим и недоступным пониманию. Давайте разберемся, в чем заключается влияние технологий на общественное развитие и всегда ли оно положительно.

Влияние информационных технологий на человека

Недооценить это влияние невозможно. Под информационными технологиями сегодня, в первую очередь, понимается все, что связано с хранением, управлением и передачей информации в цифровом формате. Прелесть развития технологий в этом направлении может оценить каждый: раньше, для того, чтобы найти информацию о чем-либо, необходимо было прочесть огромное количество книг. При этом, некоторые из них были доступны только в читальных залах крупнейших библиотек. Теперь же достаточно открыть поисковую систему и просто сформулировать вопрос.

Если сравнить уровень знаний нашего современника и, например, людей, которые жили в начале прошлого столетия, разница получается глобальная. Кроме того, возможность накапливать информацию в огромных количествах и быстро ее передавать на любые расстояния способствует ускорению всех процессов в науке, торговле, медицине, культуре и прочих отраслях человеческой деятельности. В этом заключается влияние информационных технологий на общество и его .

Не менее важно и влияние современных технологий в целом на человека. Благодаря их развитию на современном этапе возможно лечить многие заболевания, которые раньше не давали пациенту надежду на полноценную жизнь. Сегодня информация о проведении операций с использованием нанотехнологий порой просто фантастична.

Благодаря развитию технологии человечество смогло заглянуть вглубь океанов, начало исследование космоса, открывает тайны ДНК и пр.

Влияние технологий на человека усиливается с каждым годом. Они настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не в состоянии обойтись без тех благ, которые они дают.

Страшно представить, что будет с нами, если однажды по какой-то причине мы лишимся технологий.

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стре-мительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие лич-ности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с поло-жительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказать-ся "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрез-мерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества высту-пили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они ут-верждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоцио-нального и интеллектуального развития" детей.

Как показало тестирование, ученики начальных классов школ США, ак-тивно использующие компьютер, оказались, по выражению педагогов, "пугаю-ще ограниченными" в способности создавать собственные визуальные образы или идеи. А потому, ученые призвали власти страны ввести "мораторий на дальнейшее расширение использования компьютеров в дошкольном и началь-ном школьном образовании. Деятели науки предлагают подготовить офи-циальный медицинский доклад с оценкой тех угроз, которые использование компьютеров в процессе обучения несет для физического и эмоционального развития детей.

Японские и английские врачи также бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоми-нать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.

По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Ин-тернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди от-выкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходи-мы, а без каких можно и обойтись.

Отечественные врачи обратили внимание на возрастание зрительной нагрузки 32 у работающих за дисплеем уже довольно продолжительное время: 90 % пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил на-звание "компьютерный зрительный синдром". Предельно допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивности работы с монитором и органи-зации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно гово-рить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В тоже время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь подростка, что у него появится стремление все больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Обоснованным является и беспокойство родителей - компьютерные игры и Интернет могут стать носителями негативной и деструктивной информации для детей, оказать пагубное влияние на формирование личности ребенка.

Проблема кроется непосредственно в семьях. Работая дома с компьюте-ром, ребенок, как правило, предоставлен самому себе. Старшие чаще всего не обладают необходимыми навыками, чтобы ограничить его доступ к негативной информации в сети. Подростки быстрее своих родителей ориентируются в ас-сортименте рынка компьютерных игр и часто выбирают для себя именно те, которые и ведут к деструкции личности. А взрослые люди за недостатком вре-мени даже не удосуживаются поинтересоваться, чем же занято их чадо.

Отметим, что глобальная сеть Интернет, способна потенциально влиять на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме, она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную дест-руктивную роль. Из «сети» можно почерпнуть, как значимую для образования, позитивную, познавательную информацию, так и жесткую информацию, раз-рушающую личность подростка (извращенные и ритуальные убийства, канни-бализм, реальные изнасилования), порнографию, призывы к расовой и этниче-ской вражде, насилию и т. д.

Известно, что в сети Интернет уже существуют неофициальные консуль-тации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы спе-циальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие «симптомы», как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых раз-мышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значи-мых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремле-нии человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Виртуальные реальности еще не получили столь широкого распростране-ния, однако есть частные области, в которых остро стоит проблема „ухода" от реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными областями являются исследования изменений личности под влиянием инфор-мационных технологий — это: увлечение компьютерными играми, путешест-виями (навигацией) по компьютерным сетям и хакерство.

В более глобальном плане можно говорить о возможности аутизации (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Ин-тернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах дея-тельности либо происходит полный отказ от нее.

Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть «сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области». Применение информационных технологий при конкретных дей-ствиях или видах деятельности может оказывать влияние на другие виды дея-тельности и даже на всю личность в целом. Войскунский А.Е. выска-зывает мнение, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет-аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения.

Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реаль-ности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.

Самая первая и главная причина возникновения компьютерной зависимо-сти - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет се-бя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать си-туацию. Психологическая невозможность совладать с желанием насы-титься новой информацией, и есть компьютерная зависимость.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции, выде-ляют «опыт потока» - особое состояние поглощенности деятельностью, при ко-тором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровож-дается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудше-нию психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Мюррей К. полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «гло-танием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобраз-ным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному.

Вхождение современных информационных технологий в обиход средне-статистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо сво-их прямых функций компьютерные игры, информационные сети, средства multimediaпрямо или косвенно могут влиять на увеличение агрессивности поведения. Неготовность сознания человека на пороге XXIвека к тому количест-ву всевозможной информации, которое обрушивают на него электронные СМИ в дополнение к традиционным телевидению, радио и прессе может привести и все чаще приводит к стрессам и снижению эмоциональной устойчивости.

СМИ и продукты индустрии электронных развлечений на современном этапе развития способны стимулировать как кратковременный рост агрессив-ности индивида, так и отреагирование неразрешенных внутренних конфликтов, которые не могут быть разрешены в реальном мире по причине возможной не-адекватной оценки со стороны социального окружения.

Искусственный или «виртуальный» мир, создаваемый электронными иг-рами и информационными сетями, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов, как в реальной жизни, однако если в реальной жизни «добро» и «зло» существуют в некоей растворенной форме, и не столь очевид-ны, то виртуальном мире они, чаще всего, встречаются в «чистом» виде. Это обусловливает неадекватность использования навыков, интернализируемых в личность подростка из мира виртуального, в мире реальном.

В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрас-тание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подрост-ков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные от-клонения.

И.С. Кон доказывает, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Для эмоциональной сферы подростков характерна психическая не-уравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к де-прессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения и ос-лабление всех видов условного торможения. Подростки могут реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. У девочек наблюдается повы-шенная слезливость, обидчивость. У мальчиков - двигательная расторможенность.

В подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается не который конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблю-даются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как по-вышенная агрессивность, тревожность, страхи.

В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негатив-ных последствиях их распространения, связанный с тем, что "в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно". С другой стороны, Н.А. Носов подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, чем измененные состояния сознания (интерес к которым сильно возрос в последнее время), достигаемые при помощи наркоти-ческих средств.

В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий. Многие дети одержимые желанием победить компьютер. Однако психологи предупреждают о "наркоти-зирующем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивно-го и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. В Японии в Анг-лии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались ком-пьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнитель-ность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыль-чивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.

Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с други-ми нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные усло-вия для работы детей и взрослых. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упраж-нения. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, по-этому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но пра-вилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную при-вычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражне-ний, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.

Из работы С.А. Шапкина вытекает, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в сла-бой степени. Так, согласно наблюдениям, увлечение детей школьного возраста компьютерными играми изменяет имеющиеся у них предпочтения способов проведения досуга лишь на несколько недель, после чего дети возвращаются к привычным занятиям и прежним увлечениям.

Анкетирование позволило прояснить ряд аспектов: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка; место компьютера в жизни ре-бенка; место телевидения в жизни ребенка; отношение родителей к свободному времени ребенка.

При анализе первого блока анкеты мы учитывали: возрастной и полороле-вой аспекты. Исследование показало, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увле-ченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9-й и 11-й классы - это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является эмоционально-личностное общение со сверстниками. Процент детей, посе-щающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев - нулевой, это говорит о низ-ком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. Все выше сказан-ное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вы-тесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сде-лать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютерными игра-ми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.

Оказалось, что 45,2 % детей и подростков проводят за компьютером боль-шую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36,3 % -уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 19,2 % - до 2 часов в день. Дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, не-жели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

39,1 % детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27,2 % считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 19,4 % детей не задумывались над этим вопросом и 14,3 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Следовательно, большин-ство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании, наибо-лее предпочитаемыми компьютерными играми называют: стратегии - 32,2 %; «стрелялки» - 26,1 %; 19,2 % - приключенческие игры, 14,3 % - квесты.

52,1 % мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22,2 % - в «стрелялки»; 15,3 % - в стратегии и 11,6 % - в квесты.

Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии - так от-ветило 42,2 % опрашиваемых; на втором месте - «стрелялки» - 32,1 %; 16,3 % -квесты и 10,8 % - приключенческие игры. 54,2 % опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27,1 % не представля-ют своей жизни без компьютера и 19,6 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Как видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре до-суга мальчиков - подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в от-ношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового пе-риода -и в 7, и в 9, и в 11 классах.

Таким образом, информационные технологии в стремительно изменяю-щемся мире становятся все более значимым фактором существования и разви-тия детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окруже-нием. Современные информационные технологии существенно трансформиро-вали структуру их досуга, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом перестраивается информацион-ная среда, изменяются характеристики учебного процесса.

Исследование подтвердило, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим, а неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлечен-ность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной дея-тельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.

Современная среда функционирования организаций, управление в них и информационное обеспечение управления находится под воздействием революционных изменений в производстве и технологиях, прежде всего информационных.

В настоящее время информационная сфера приобретает принципиальное значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Информационная составляющая в деятельности людей постепенно выходит на первый план. Появление новейших технологий, построение глобальных, национальных и региональных информационных сетей и систем открывает не только технические, но и экономические возможности для объединения информационных ресурсов цивилизации и обеспечения доступа к ним массового пользователя. Это влечет за собой изменение во всех сферах человеческой деятельности, формирование информационного общества. Отметим ряд тенденций, появившихся в обществе, в связи с развитием ИТ.

1. Появление и развитие новых бизнес-моделей (Бизнес-модель – способ организации внутренней и внешней деятельности компании (предприятия). Прежде всего, это создание виртуальной экономики. Различные формы электронной коммерции и торговли – проявление такой экономики. Считается, что виртуальная индустрия станет одним из главных источников процветания и факторов развития экономики в течение последующих 10 лет.

2. Изменение форм конкуренции. Раньше конкуренция заключалась в основном в соревновании по цене и качеству, в новых условиях – это конкуренция по скорости изменения бизнес-моделей и продуктов. Такая конкуренция часто разрушает старые промышленные структуры: скорость изменения бизнес-моделей оказывается более важной, чем разработка новой продукции. В связи с этим технология становится основной ведущей силой и определяет развитие бизнеса. Она позволяет даже маленьким организациям стать большими игроками на международном рынке. Это – огромный стимул для маленьких и средних организаций к внедрению технологий. Проблема заключается в том, что зависимость таких организаций от правильно выбранной технологии весьма велика. Важнейшее условие их выживания – наличие необходимой информации, основанной на ИТ и информации, получаемой из сети Интернет, и умение менеджеров пользоваться этой инфраструктурой.

3. Возрастание необходимости в актуальной, своевременной информации для управления по мере увеличения скорости изменений. Ввиду того, что скорость изменений становится таким важным фактором, менеджеру важно иметь самую актуальную информацию. Подобная ситуация приводит к усилению роли ИС в организации, а также требует, чтобы ИС была самой современной. Кроме того, необходимо расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих работу с базами данных, имеющих разнообразную структуру данных и содержащих мультимедийные объекты с гипертекстовыми ссылками. (Гипертекст – метод представления текста, изображения, звука и видео, связанных друг с другом произвольной ассоциативной памятью.)


4. Создание локальных, многофункциональных проблемно - ориентированных ИС различного назначения на основе мощных персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей.

5. Способность к взаимодействию. С повышением значимости информационного продукта возможность проведения идеального обмена этим продуктом между компьютером и человеком, или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Среди прочих, это и проблема совместимости технических и программных средств.

6. В процессе глобализации бизнеса подразделения организации оказываются разбросанными по всему миру. Вследствие этого организации вынуждены шире использовать ИТ для поддержки управления.

7. Сокращение сроков планирования во многих отраслях до 3-5 месяцев.

8. Разделение труда на уровне управленческих функций за пределами организации: передача функций управления из одной организации нескольким другим.

9. Протекание аналогичных процессов на технологическом и производственном уровнях. Организации перешли к созданию сетей, технологических цепочек. Они объединяются для того, чтобы каждая организация могла осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и передавать подрядчикам те операции, которые последними могут быть выполнены быстрее, эффективнее, с меньшими затратами.

10. Размывание границ между отраслями. В настоящее время организациям приходится не столько специализироваться на одной узкой области, сколько развиваться в области нескольких технологий.

11. Рост удельного веса отраслей, относящихся к созданию, использованию и передаче информации. Формирование большого числа промышленно функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. Появление новых возможностей концентрации и распределения информации, накопления, хранения и передачи знаний. В результате появляется возможность осуществления распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения. Развитие систем коммуникаций позволяет соединить рабочие места для обмена сообщениями и коллективной работы.

12. Усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг). Информационный продукт в виде информации для слуха, зрения и осязания генерируется по запросу пользователя, и существуют средства доставки продукта в удобное время в удобной форме. Происходит включение в ИС элементов интеллектуализации интерфейса, алгоритмов экспертных систем, систем машинного перевода, распознавания образов и других технологических средств.

13. Интеграция всех бизнес-функций в одну модель. Организация должна производить свою продукцию качественно и очень быстро, при этом хорошо чувствовать изменения на рынке и в технологиях. Такая деятельность невозможна без построения сложных ИС, в которых все бизнес-функции интегрированы в единое целое. Эта модель может быть представлена в электронном виде и является информационной моделью организации. Наличие таких моделей означает, что менеджеры в организациях должны понимать их возможности, быть готовыми к принятию решений по их внедрению и адаптации, а также уметь работать в их среде.

14. Изменение роли информации. Информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. Согласно современным представлениям ИС будут играть все большую роль и в достижении стратегических целей фирмы. Это приводит к новым требованиям к ИС и их функциям. ИС должны порождать основанные на информации изделия и услуги, которые обеспечат фирме конкурентное преимущество на рынке.

15. Влияние ИС на организацию. Воздействие организации на ИС. ИС становятся все более дорогостоящими и диктующими свои специфические условия правилам ведения бизнеса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и сущность информационных коммуникаций. Анализ положительных и отрицательных черт информационного общества. Становление глобального информационного сообщества как составная часть процесса глобализации - феномена современного развития цивилизации.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Рассмотрение результатов теоретико-методологического анализа понятия престижного потребления. Изучение особенностей данного феномена. Характеристика средств массовой информации в условиях современного общества. Исследование становления социальной мысли.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2017

    Особенности культуры аниме, история ее распространения в мире и России. Изучение мнения молодежи о положительных и отрицательных сторонах японской анимации, анализ ее влияния на жизнь поклонников. Выявление наиболее популярных жанров и персонажей аниме.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Изучение основных аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи. Характеристика типологии современных СМИ. Социологическое исследование особенностей их влияния на сознание личности, в частности, на социализацию подростков.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2013

    Социально-антропологические аспекты в изучении истории компьютерных игр. Синхронные и диахронные взаимосвязи в игровой цифровой культуре молодежи. Некоторые аспекты культурного влияния и взаимодействия современных цифровых игровых технологий на молодежь.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2013

    Ознакомление с истоками возникновения фанатизма как особого способа поведения. Изучение основных аксиологических аспектов фанатизма. Рассмотрение особенностей современных кумиров. Общее иследование проблемы диагностики, а также профилактики фанатизма.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Краткий анализ существующих концепций современного развития общества, воссоздающих внутреннюю логику общественного прогресса и определяющих его ближайшие перспективы: теорий постиндустриализма, информационного общества, постмодернити, постэкономической.

    Актуальность данного исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК) стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со всех сторон.

    Их можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно.

    Имеющиеся данные англоязычной литературы об ухудшении здоровья пользователей ПК носят отрывочный и часто противоречивый характер. При этом логика рассуждений такова: раз нет однозначных доказательств вреда, значит, нет и самого вреда. Однако некоторые данные о стрессовом воздействии компьютеров на зрение, возникновении патологических изменений в глазах, учащении эпилептических припадков всё же опубликованы. Замечен также дискомфорт мышечной ткани, кожных покровов.

    Особое внимание хотелось бы уделить проблеме влияния ПК на психику человека.

    Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека.

    Данная цель предполагает решение следующих задач:

    • анализ понятия «компьютерной зависимости»
    • определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости
    • обзор специфических компьютерных стрессоров
    • проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления компьютерной зависимости.

    Объектом нашего исследования выбраны группы детей среднего и старшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся 8-11 классов, в количестве – 45 человек.

    Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику подростков.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

    Донская Академия Наук Юных Исследователей

    Наименование секции: Психология

    Исследовательская работа

    Тема: «Влияние информационных технологий на психику человека»

    Сумарокова Ирина Геннадьевна, 11 класс,

    НОУ Экономический лицей г. Гуково

    Руководитель:

    Бояринева Яна Юрьевна,

    преподаватель математики и информатики

    Г. Ростов-на-Дону

    2010 г.

    Введение

    Признаки компьютерной зависимости

    Механизмы компьютерной зависимости

    Формирование компьютерной зависимости

    Плюсы и минусы компьютерной зависимости

    Новая болезнь человека третьего тысячелетия

    Игра или работа?

    Острый стресс

    Компьютерные стрессы

    Как не допустить в свою жизнь специфические "компьютерные" стрессы

    Экспериментальная часть

    Сведения об испытуемых и использованные методики

    Анализ результатов

    Введение

    Научно-технический прогресс, набравший к концу прошлого столетия огромную скорость, стал базой для создания компьютера, без которого современный человек уже практически не может жить. Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. Вполне вероятно предположить, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета. Многие организации, компании и фирмы уже не могут осуществлять свою деятельность без компьютерных сетей.

    В настоящий момент компьютер – незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчет в том, что очень часто буквально зависим от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла. Уже сегодня компьютерные системы внедрены в такие сферы деятельности, как банковское дело, системы безопасности, медицина, производство, наука и другие важные отрасли. Но даже не этим ограничивается зависимость человека от компьютера.

    Компьютер сравнительно недавно вошел в нашу жизнь и закрепился в ней навсегда. Теперь ни одно предприятие, ни одно учебное заведение не обходится без компьютерных технологий. С одной стороны, компьютер значительно облегчил жизнь, а с другой – человечество столкнулось с такой глобальной проблемой, как формирование зависимости от компьютерных игр и Интернета.

    Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека.

    Данная цель предполагает решение следующих задач:

    • анализ понятия «компьютерной зависимости»
    • определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости
    • обзор специфических компьютерных стрессоров
    • проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления признаков компьютерной зависимости.

    Объектом нашего исследования выбраны группы детей среднего и старшего школьного возраста. Выборку составили учащиеся 8-11 классов, в количестве – 45 человек.

    Практическая ценность работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния компьютеров на психику подростков.

    1. Появление компьютерной зависимости

    Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

    По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

    По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

    1. Одной из причин является жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
    2. Другой причиной может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
    3. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
    4. Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
    5. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
    6. Заниженная или завышенная самооценка ребенка может послужить толчком к обращению к виртуальной реальности. Чтобы хоть как-то снять это напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
    7. Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
    8. Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

    В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют необходимых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками. Полностью трансформируется режим дня и ночи – близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком.

    Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются, прежде всего, при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

    У многих людей возникает вопрос о том, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера. Ответ напрашивается как бы сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком, и вот результат! Однако, к несчастью, ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер. А когда мамы и папы, кроме того, еще и совершенно не интересуются машиной, не любопытствуют, что именно делает ребенок за компьютером, то процесс полностью выходит из-под контроля. Поэтому ребята просиживают у компьютера все время, пока родители на работе, обмениваются дисками с друзьями, одноклассниками, скачивают музыку, картинки, заставки для мобильных телефонов и списывают из Интернета заданные домашние работы, доклады.

    Психолог М. Гриффитс делит зависимых игроков на две категории. Первые любят играть в сети группами. Это так называемые ролевые игры. Главное для них – похвала группы в случае победы. В отличие от них вторые используют компьютер для бегства от чего-либо, от каких-либо проблем. Иными словами, в формировании компьютерной зависимости «участвуют» те же психологические факторы, что и в формировании зависимости к психоактивным веществам.

    1.1 Признаки компьютерной зависимости

    Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг.

    Рассмотрим эти признаки:

    когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

    если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

    ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

    ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

    подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

    сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

    чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

    прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

    когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

    происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

    ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

    он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

    Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

    Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

    начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

    начал проводить ночи у компьютера;

    начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

    как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

    забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);

    находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;

    2.1 Игра или работа?

    В конце ХХ в. все обстояло немного по-другому. Компьютер считался атрибутом финансового благополучия. Дома его имели немногие, но если это становилось известно, то им завидовали. Сейчас же это обыденно, уже никто не удивляется его наличию. Знание компьютера требуется при приеме на работу. Но не всегда его наличие гарантирует и его знание. В последнее время люди покупают его для того, чтобы играть. Первый вопрос консультантов в магазинах «Для каких целей компьютер приобретаете?» Ответ «Для игр» считается распространенным, ему уже не удивляются. Нередко люди стесняются в этом признаваться и стараются сделать серьезный вид, чтобы не выдавать зависимость.

    Игровая зависимость обусловлена еще тем, что партнеры могут играть, не видя друг друга. Для этого всего лишь достаточно иметь дома компьютер, подключенный к Интернету.

    В настоящее время сеть очень развита, поэтому обновленные версии игрушек появляются очень часто. Как производителям игр, так и поставщикам Интернета это очень выгодно. Как правило, игры проходят за несколько уровней, каждый из которых требует немалого количества времени, а ведь это очень выгодно, потому что время – деньги (услуги Интернета обходятся недешево).

    О зависимых от компьютера людях можно говорить бесконечно много, но от этого навряд ли что-то изменится. Отказаться частично или полностью от технократического развития тоже было бы нелогично. Пути решения проблемы найти сложно. Каждый из нас зависит от чего-то, но не у всех эта зависимость приобретает столь угрожающие формы. Конечно, можно дать сугубо психологический совет: попытаться перебороть себя и найти более достойное применение своим силам и знаниям. «Лично мне пришлось добрую треть века брести на ощупь в этом дремучем мире, прежде чем передо мною стала проясняться та истина, что в 99 случаях из 100 человек ни в чем не осуждает себя, независимо от того, насколько он прав или нeпpaв». Эти слова принадлежат психологу Дейлу Карнеги. На мой взгляд, они полностью подтверждают мысль о том, что переубедить человека невозможно.

    3. Острый стресс

    Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной и репродуктивной системах, на зрение и костномышечном аппарате человека.

    Всем знакома ситуация, когда мы включаем компьютер, а на экране вместо привычного сообщения, мы видим сообщение в котором написано, что диск С не найден или загрузочный сектор диска поврежден. А мы уже забыли, когда и куда дублировали свою информацию.… В этот момент психологи называют наше состояние «Острый стресс».

    Отметим основные из них.

    • Потеря информации - безусловно, на первом месте.
    • Неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера
    • Информационные перегрузки.
    • Игры и Интернет-зависимость

    Воздействие одной и той же стрессовой ситуации на разных людей может быть совершенно различным. Что станет шоком для конкретного человека, зависит исключительно от него самого, его мировоззрения, его убеждений, его системы ценностей, силы его характера, его психологической устойчивости.

    Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.

    Реакция на стрессовые ситуации, заложенная природой в наш организм много веков назад, направлена на то, чтобы при опасности моментально подготовить организм к взрывным действиям: сражаться с врагом или убегать от него.

    3.2. Как не допустить в свою жизнь специфические "компьютерные" стрессы:

    "Ведите нестрессовый образ жизни"!

    Образ жизни - это наша повседневная жизнь - каждый день и ночь, каждая неделя, каждый месяц, каждый год. Составными частями образа жизни являются распорядок дня и режим питания, двигательная активность и качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими и обстановка на работе, и многое, многое другое. Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

    Научитесь оставаться спокойным в самой острой ситуации. Не позволяйте оппоненту разозлить вас. Пусть злятся и нервничают другие!

    Сделайте своим лозунгом: " положительные эмоции и уверенность в себе! ". Прямо сейчас, с сегодняшнего дня, с этой минуты. И стрессы, шок и депрессия будут обходить вас стороной.

    4. Экспериментальная часть

    4.1 Сведения об испытуемых и использованные методики

    Исследование проводилось в НОУ Экономический лицей г. Гуково. В исследовании принимали участие 45 человек, возраст которых от 13 до 17 лет. Для выявления признаков компьютерной зависимости и способствующих этому психологических состояний были предложены следующие методики:

    • Тест «Скрытый стресс»
    • Тест «Коммуникабельны ли вы?»
    1. Тест «Скрытый стресс»

    Позволяет выявить скрытый, накопившийся стресс и вовремя обратиться за профессиональной помощью или постараться изменить что-то в отношениях с человеком, подверженным компьютерной зависимости. Всем известно, что даже незначительные повседневные неприятности существенным образом воздействуют на нервную систему человека. Любые, часто повторяющиеся негативные события накладывают свой отрицательный отпечаток на психику человека, и такое негативное повседневное влияние может послужить фоном для развития психических нарушений у лиц с компьютерной и интернет-зависимостью.

    В тесте предложено девять ситуаций, которые могут оставить след на психике. Человеку предлагается выбрать те ситуации, которые больше всего нервируют.

    1. Вы хотите позвонить по телефону, но требуемый номер постоянно занят.
    2. Вы выполняете работу, а кто-то непрерывно дает вам советы.
    3. Когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами.
    4. Если с кем-то разговариваете, а кто-то постоянно вмешивается в вашу беседу.
    5. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей.
    6. Если кто-то без причины повышает голос.
    7. Вам неприятно, если в одежде, интерьере присутствует комбинация цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом.
    8. Когда вы при встрече, здороваясь с кем-либо за руку, не чувствуете ответного пожатия.
    9. Когда разговариваете с человеком, который все знает лучше вас.

    Интерпретация результата теста:

    Если опрашиваемый пометил более пяти ситуаций, то можно предположить, что даже бытовые проблемы оказывают на вашу психику сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни. Родственники должны понимать, что результат в пять из девяти ситуаций – это уже повод обратить свое внимание на поведение своего ребенка или человека, которые стремятся любую свободную минуту к компьютеру.

    1. Тест «Стремление к новым играм»

    В данном тесте учащимся лицея было предложено ответить на ряд вопросов:

    1. Можете ли вы завершить работу, если она вам не интересна?
    2. Преодолеваете ли вы внутреннее сопротивление, если требуется предпринять что-то неприятное?
    3. Оказываясь в конфликтной ситуации, способны ли вы оценить ситуацию объективно?
    4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
    5. Можете ли вы утром встать пораньше, если в этом нет особой необходимости?
    6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
    7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
    8. Сможете ли вы не изменить своих намерений, даже если они вызывают страх?
    9. Будете ли вы принимать неприятные лекарства, если вам рекомендует врач?
    10. Сдержите ли вы данное обещание, если выполнение принесет много хлопот?
    11. Сразу ли вы соглашаетесь на командировку в незнакомый город?
    12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
    13. Относитесь ли вы неодобрительно к должникам?
    14. Сможет ли интересная телепередача заставить вас отложить работу?
    15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными не были обращенные к вам слова?

    Интерпретация результата теста

    1. Если на все вопросы ответили «да»: сильная воля, устойчивый характер, твердость убеждений, но это крайность, которая может отрицательно влиять на окружающих и самого отвечающего.
    2. Если среди ответов преобладают ответы «да»: склонность к переменам, устойчивость силы воли максимальная.
    3. Наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому ответившие на все вопросы «нет» или в большинстве «нет».
    4. Золотая середина – преобладание ответов «иногда».

    3. Тест «Коммуникабельны ли вы?»

    Тест предложен В. Ф. Ряховским, вопросы теста и интерпретация приводятся без изменений. Тест оценивает уровень общительности человека.
    Инструкция : Предлагаются 16 вопросов, на которые следует ответить одной из трех альтернатив: «да», «нет», «иногда».

    1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
    2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
    3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
    4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
    5. Любите ли делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
    6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?
    7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
    8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам долг?
    9. В ресторане или в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
    10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
    11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?
    12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
    13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не принимаете?
    14. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли промолчать и не вступить в спор?
    15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
    16. Как вам удобно излагать свою точку зрения (мнение, оценку): в письменном виде или в устной форме?

    Интерпретация результатов

    30 – 32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваш недостаток, так как страдаете от этого только вы сами. Но и близким вам людям тяжело приходится. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Необходимо направить усилие на общительность, необходимо контролировать себя.
    25 – 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, любите одиночество, и поэтому у вас, вероятно, небольшой круг друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту закономерность своего характера и бываете недовольны собой. Но в вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности вы ведь приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
    15 – 28 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой среде ощущаете себя вполне комфортно. Новые проблемы вас не волнуют. И все же с новыми личностями сходитесь с оглядкой, в спорах и пари участвуете неохотно. В ваших выражениях чаще преобладает сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, стоит лишь захотеть.

    14 – 18 очков. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, очень терпеливы во взаимоотношениях с другими людьми, поддерживаете свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идете на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неуместные неадекватные поступки вызывают раздражение.
    9 – 13 очков. Вы весьма общительны, порой, быть может, слишком сильно. Любопытны, общительны, любите выражать свое мнение по разным вопросам, что иногда может вызывать раздражение окружающих. С удовольствием знакомитесь с новыми людьми. Вам нравится быть в центре внимания, никому не отказываете в требованиях и мольбах, хотя не часто можете их исполнить. Бывает, взорветесь, но быстро остываете. Вам не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с потенциальными трудностями. При необходимости, конечно, вы сможете себя заставить не отступать.
    4 – 8 очков. Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите находиться в центре всех дискуссий, хотя сложные вопросы могут вызвать у вас головную боль и даже хандру. С удовольствием берете слово по каждому вопросу, даже если не имеете представления о нем. Везде ощущаете себя как дома. Хватаетесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до завершения. По этой причине работодатели и коллеги относятся к вам с сомнением и недоверием. Задумайтесь над этими фактами. Все в ваших руках.
    3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы болтливы, многословны, ввязываетесь в дело, которое к вам не относится. Беретесь судить о предметах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной всевозможных конфликтов в вашем близком кругу. Вспыльчивы, обидчивы, часто действуете необъективно. Ответственная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще всюду – трудно с вами. Да, вам бы улучшить себя и свой характер! Прежде всего воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье – такой стиль жизни не протекает безнаказанно.

    1. Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

    Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр были предложены вопросы-утверждения, опрашиваемые должны ответить, верно или нет данное утверждение.
    1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?
    2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?
    3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?
    4. У вас есть боли в запястьях?
    5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?
    6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?
    7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?
    8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?
    9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?
    10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?
    11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?
    12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?
    13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?
    14. В последнее время у вас было сильное желание играть?
    15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?
    16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

    Интерпретация результатов: Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25% и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

    4.1 Анализ результатов

    1. По результатам исследования на наличие скрытого стресса 39% опрошенных пометили более пяти ситуаций, что свидетельствует о том, что даже бытовые проблемы оказывают на их психику сильное негативное влияние. Следовательно, необходимо обратить особое внимание на стиль жизни ребят. Их родственникам нужно задуматься над поведением своего ребенка, который стремится любую свободную минуту проводить за компьютером.

    Диаграмма 1

    1. Обработав данные теста «Стремление к новым играм», я получила следующие результаты:
    • у 88% учащихся преобладает ответ «да» в ответах. Это значит, что они склонны к переменам, но обладают устойчивой силой воли и могут противостоять психологическому воздействию, в том числе и компьютерному.
    • 12% ребят наиболее подвержены переменам, стремлению ко всему новому, а значит и к новыми компьютерным играм.

    Диаграмма 2

    1. По результатам теста Ряховского «Коммуникабельны ли Вы?» явно некоммуникабельных, закрытых, неразговорчивых, замкнутых, любящих одиночество или наоборот болезненно коммуникабельных, болтливых, многословных людей среди опрошенных ребят нет, что очень радует.

    При этом 18% лицеистов достаточно общительны и в незнакомой среде ощущают себя вполне комфортно. И все же с новыми личностями сходятся с оглядкой, в спорах и пари участвуют неохотно. В выражениях чаще преобладает сарказм без всякого на то основания. Эти недостатки при желании исправимы.

    У 14% - нормальная коммуникабельность. Такие люди любознательны, охотно слушают интересного собеседника, очень терпеливы во взаимоотношениях с другими людьми, поддерживают свою точку зрения без излишней вспыльчивости. Без нежелательных переживаний идут на встречу с новыми людьми. Шумные компании и неуместные неадекватные поступки вызывают раздражение.

    34% учеников весьма общительны, порой, быть может, слишком сильно. Любопытны, любят выражать свое мнение по разным вопросам, что иногда может вызывать раздражение окружающих. С удовольствием знакомятся с новыми людьми. Им нравится быть в центре внимания, никому не отказывают в требованиях и мольбах, хотя не часто могут их исполнить. Им не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с потенциальными трудностями.

    Очень общительными можно назвать 34% ребят. Они всегда в курсе всех дел. Любят находиться в центре всех дискуссий, хотя сложные вопросы могут вызвать у них головную боль и даже хандру. С удовольствием берут слово по каждому вопросу, даже если не имеют представления о нем. Везде ощущают себя как дома. Хватаются за любое дело, хотя далеко не всегда могут довести его до завершения.

    Диаграмма 3

    1. Обработав результаты теста-опросника на выявление компьютерной зависимости, я получила, что у 50% опрашиваемых, выявлена психологическая зависимость от компьютера, хотя только начальная ее форма. Это значит, что стоит задуматься над этим результатом самим учащимся. Не долго ли они работают (играют) за компьютером? Таким детям стоит изменить стиль жизни, и как можно больше времени проводить в кругу семьи или друзей.

    Диаграмма 4

    Интересными являются те факты, что:

    • эйфорию и хорошее настроение во время компьютерных игр испытывают 45% опрошенных;

    Диаграмма 4

    • Чувство опустошённости, дурное настроение или раздражительность, когда не могут поиграть за компьютером, появляется у 34% ребят;

    Диаграмма 4

    • 11% лицеистов могут пропустить встречу с кем-либо ради компьютера;

    Диаграмма 5

    • 39% учащихся проводят более 3 часов в день в Интернете;
    • 8 % учеников легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу. Это не так много, радует, что большинство ребят ценят и понимают преимущества реального общения.

    Можно сделать вывод : дети стали более зависимы от компьютера и Интернета, у них появился интерес к легкому общению с помощью компьютера, чем обычному – с друзьями, теперь их самый лучший друг- это Интернет. Такая ситуация должна насторожить родителей. Нельзя создавать почву для формирования подобной зависимости. Обнадёживает тот факт, что по результатам проведенного исследования все же большинство опрошенных понимают преимущества реального общения, проводят в Интернете меньшую часть своего свободного времени, достаточно коммуникабельны и целеустремленны, обладают устойчивой силой воли и могут противостоять психологическому воздействию, в том числе и компьютерному.

    Список использованных источников

    1. Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004.
    2. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.
    3. Немов Р. С. Психология. Москва. «Владос». – 1999.
    4. Практикум по общей психологии/Под ред. А. И. Щербакова. М. 1990.
    5. С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова «Как справиться с компьютерной зависимостью» (http://www.fictionbook.ru)
    6. http://psynet.by.ru
    7. http://psychology.ru

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Влияние информационных технологий на психику человека Автор: Сумарокова Ирина Геннадьевна 1 1 класс, НОУ Экономический лицей г. Гуково Руководитель: Бояринева Яна Юрьевна преподаватель математики и информатики

    Цель работы – изучить различные аспекты воздействия компьютера на психику человека. Данная цель предполагает решение следующих задач: анализ понятия «компьютерной зависимости» определение признаков и механизмов формирования компьютерной зависимости обзор специфических компьютерных стрессоров проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов, с целью выявления компьютерной зависимости.

    Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Суть компьютерной зависимости - компьютер начинает управлять самим человеком.

    С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить.

    Механизмы формирования компьютерной зависимости Первый механизм – уход от реальности. Второй – принятие роли.

    В переводе с английского stress - давление, нажим, напряжение. Стрессы можно подразделить на: эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; кратковременные и долгосрочные; физиологические и психологические; информационные и эмоциональные.

    К специфическим компьютерным стрессорам относятся: Потеря информации. Неустойчивая работа, сбой и зависание компьютера. Информационные перегрузки. Игры и Интернет-зависимость.

    Экспериментальная часть исследования Объект исследования – дети в возрасте от 13 до 17 лет в количестве 45 человек. Были использованы следующие тестовые методики: На выявление состояния скрытого стресса. На определение уровня коммуникабельности. На наличие психологической зависимости от информационных технологий. На определение стремления к новым играм.

    Скрытый стресс

    Уровень коммуникабельности

    Психологическая зависимость от ПК

    Стремление к новым играм

    39% учащихся проводят более 3 часов в день в Интернете; 8 % учеников легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу. Это не так много, радует, что большинство ребят ценят и понимают преимущества реального общения.

    Только от нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.


Похожие статьи