Кое-что из того, что нужно знать о форматах объемного звучания.

22.05.2019

Термин «3D-звук» использовался настолько часто в разной технике, что сейчас уже сложно понять, что же именно он означает. Это может быть и простой алгоритм расширения стереобазы, и, например, бинауральная запись для наушников. Поэтому компания Auro особо подчеркивает, что в ее понимании 3D-звук - это звук в трех измерениях, когда схема расстановки колонок ведется по трем перпендикулярным осям (x, y, z), а запись и сведение делаются исходя из такой расстановки системы. О том, что творится внутри Auro-дорожек и почему бельгийская компания решила отвоевать себе рынок у Dolby Atmos и DTS:X, и пойдет речь.

История

Все началось с телефонного звонка в марте 2005 года. Немецкий продюсер Том Хапке загорелся идеей сделать микс в аудиоформате 2+2+2 и предложил заняться этим Вильфриду ван Балену (Wilfried Van Baelen), главе бельгийской студии Galaxy. Вильфрид поначалу отнесся к идее скептически: эта конфигурация предполагала квадрофоническую схему с двумя дополнительными каналами, установленными повыше фронтальных, и казалась оправданной в озвучке фильмов, но в чем же выиграет музыка от двух дополнительных фронтальных каналов, он не понимал. Пока не послушал классику в таком формате.

Звук оказался глубже, прозрачнее, объемнее, чем в «плоскостной» конфигурации 5.1, и побудил Вильфрида на эксперименты. Так как альбом необходимо было записать в форматах 2+2+2, 5.1 и 2.0, он взял за отправную точку схему 5.1 и добавил к ней пару фронтальных каналов, однако после ощутил дисбаланс: за фронтальную полусферу отвечали 6 каналов, в то время как за тыловую - всего 2. Его решение было простым - добавить еще больше каналов, и так тылы тоже обзавелись дополнительной парой спикеров, расположенных чуть выше. Конфигурация доросла до формата 9.1, но при этом не утратила обратной совместимости с форматом 5.1.


По словам Вильфрида, то, что он испытал, было сравнимо с его первым знакомством с квадрофоническим звуком. Колонки действительно исчезли, появилось ощущение присутствия на месте, где производилась запись.

Этот эксперимент и положил начало пятилетней истории разработки формата Auro 3D.

От уха до мозга

Вильфрид стал изучать принципы работы слухового аппарата, чтобы понять, почему же от добавления дополнительного звукового измерения у него настолько сильно изменилось восприятие звука и откуда возникло это ощущение погружения. В итоге он узнал, что такое всеобъемлющее впечатление создает диффузное поле за спиной.

Как известно, при сведении в стерео очень часто используется прием перехода звука из одного канала в другой, создающий иллюзию перемещения источника в горизонтальной плоскости. Вильфрид, продолжая эксперименты, захотел добиться похожего эффекта в вертикальной плоскости, но не преуспел. Сначала он считал, что проблема в оборудовании, но все оказалось интереснее: он услышал желаемый эффект, склонив голову набок и подойдя поближе к колонкам.


Суть в том, что диаграмма направленности человеческого слуха больше тяготеет к горизонтальной плоскости, и поскольку у людей нет уха на затылке, вертикальную составляющую мы соответствующим образом обработать не можем. В локализации звука человеку помогает разница в уровне сигналов, разница во времени восприятия сигнала левым и правым ухом и отраженные сигналы. На самом деле 90% звуков, которые воспринимает человеческое ухо - трехмерные отражения исходного сигнала. И находящиеся на уровне головы колонки воспроизводят именно те сигналы, которые впоследствии отражаются от пола.

По каналам, по объектам

Формат Auro-3D, в отличие от конкурирующих Dolby Atmos и DTS:X, не объектно-ориентированный, а поканальный. Для достижения «обволакивающего звука» к двум слоям колонок - классическому и второму, расположенному под углом 30 градусов к горизонту - Вильфрид добавил третий, установленный прямо над слушателем. Этот третий слой акустики получил название «глас Бога» и добавил третье измерение в звук - высоту. Если в стандартных кинотеатральных конфигурациях, даже в Dolby Atmos и DTS:X, слушатель окружен сферическим слоем звука, то в Auro-3D его как бы обволакивает полноценная полусфера.


В объектной технологии звукозаписи каждый источник звука прописывается отдельно, а в поканальной звук распределяется между разными каналами, а потом уже суммируется вместе в колонках. Например, при записи звука оживленной проезжей части в объектно-ориентированном формате не удастся выделить сами движущиеся объекты - машины, велосипеды, людей - для дальнейшего использования, нельзя будет получить отраженный от этих объектов трехмерный звук, равно как и прямой. В поканальной системе эта проблема решена путем упрощения, и именно здесь на сцену выходит вертикальная составляющая.

Третий слой колонок в Auro 3D создает вокруг слушателя «вертикальное стереополе», причем при любой схеме расположения акустики в Auro 3D. Сам по себе третий слой не помогает в локализации - он помогает в воспроизведении пролетающих над головой вертолетов, звездолетов и погодных эффектов, но человеческий слух мало восприимчив к поступающим непосредственно сверху звукам, да и в целом оттуда, с потолка, приходит мало звуковой информации. В этом виновата эволюция: так сложилось, что чаще всего на заре человечества опасность исходила примерно с того же уровня, на котором находился человек, а не сверху, и именно поэтому мозг усиленно обрабатывал отраженные от земли звуки.

Формат Auro 3D даже в сокращенной конфигурации, с меньшим количеством аудиослоев, способен воспроизвести вертикальное позиционирование источников звука, и поэтому прекрасно адаптируется к самым разным помещениям и системам. Кроме того, Auro 3D является единственным форматом 3D-звука на рынке, поддерживающим процесс мастеринга, основанный на смешивании всех каналов, чего не умеют форматы объектной записи. Фактически Auro 3D - единственный формат на рынке для музыки в 3D. При этом в век сжатых фоматов - MP3, AAC и других - Auro 3D имеет качество 24 бит/96 кГц.

На каждом устройстве

Технология Auro-3D Engine включает в себя декодер Auro-Codec и апмиксер Auro-Matic. С помощью этих двух алгоритмов и достигается универсальность системы. Декодер распознает и декодирует нативный звук в формате Auro-3D, в то время как апмиксер использует алгоритм повышающего распределения звука из моно, стерео, 5.1 и 7.1 в Auro-3D, при наличии, конечно, необходимого количества каналов. То есть фильмы, уже записанные на Blu-ray или даже DVD, и музыку, смонтированную в стерео, можно будет оценить в новом, максимально трехмерном формате.


Традиционно технология апмикса использует изменения в эквализации спектра и добавляет алгоритмы отражений. При разработке Auro-Matic инженеры не хотели слышать лишних ревербераций или фазовых неточностей, но хотели передать звук максимально близко к тому, как его слышал и задумывал автор. И разработали алгоритмы, связанные с HRTF (Head Related Transfer Function) - технологией, которая учитывает, как человеческое ухо воспринимает звуки в естественных условиях. Обладатели iPhone и iPad могут оценить работу алгоритма, ознакомившись с приложением Beautifyer (увы, не доступен в России).


В свое время Auro-Technologies столкнулась с интересной проблемой: разработчики оборудования не стремились внедрять технологию Auro-3D из-за того, что не было соответствующего контента, а создатели контента не использовали Auro-3D формат из-за того, что его не на чем было воспроизводить. Поэтому компания решила самостоятельно выпустить ресивер, поддерживающий Auro-3D, и со временем за ней подтянулись и остальные. Сейчас помимо линейки продуктов от компании StormAudio все больше и больше производителей внедрили Auro-3D в свое AV оборудование: среди них Denon, Marantz, Steinway Lyngdorf, Macintosh, Trinnov, Theta Digital, StormAudio, ATI и Datasat.


Интерфейс настроек инсталляции Auro-3D в процессоре Trinnov Altitude 32

Помимо домашних и недомашних кинотеатров и аудиосистем Auro-3D занял место и в автомобильной промышленности. Совместно с компанией Continental разработчики создали в автомобиле уникальную встроенную систему трехмерного звука, и первые автомобили, оборудованные системой Auro-3D, увидят свет в 2017 году. Звуковое поле такого плана меняет атмосферу для водителя, позволяет ему расслабиться и почувствовать себя комфортнее, и даже, по мнению некоторых, будто бы расширяют пространство салона. Как считает Вильфрид, при прослушивании музыки в 3D наш мозг меньше напрягается, чем при обработке стереофонограммы - отсюда и дополнительный комфорт.


Автомобиль Porsche Panamera с установленной системой от Burmester, которая умеет работать с Auro-3D-звуком

Сейчас уже есть порядка 200 альбомов, записанных в формате Auro 9.1, а совсем немного - в формате 10.1, с использованием наивысшего канала. Область использования этого канала достаточно специфична - он нужен для воспроизведения именно тех звуков, которые доносятся непосредственно сверху, а в музыке расположенных над слушателем объектов обычно не бывает. Даже записи живых концертов не нуждаются в «гласе Бога», потому как в концертных залах, как правило, меньше отражений. Среди двух сотен альбомов в формате 9.1 встречаются не только классические композиции, но также и джаз, и рок, и популярные исполнители, и даже танцевальная музыка.


Также формат захватит и мобильные устройства. В сочетании с бинауральной технологией Auro-3D для мобильных устройств сможет создавать трехмерный иммерсивный звук сразу в смартфоне и передавать его в наушники: система способна как декодировать оригинальный Auro-3D контент, так и воспроизвести всю стереофонтеку, фильмы и прочие медиафайлы в звуковом формате Auro-3D при помощи апмикса.


Интерфейс программы Wwise с опциями для работы с Auro-3D-звуком

Особняком стоят видеоигры. Технология Auro-3D позволит создавать звуковые ландшафты, которые подарят игрокам совершенно иные ощущения. Компания заключила партнерство с Audio-Kinetics и внедрила формат в программу Wwise для создания звука для компьютерных игр. Версия AuroWwise поддерживает 3D-звук для интерактивных средств массовой информации и игр, сохраняя при этом все функциональные возможности. Первой игрой в формате Auro-3D станет Get Even, которая выйдет весной 2017 года. С колонками, правда, по мнению Вильфрида, такое звучание все равно не сравнится.

Сколько нужно колонок?

Для домашних кинотеатров минимальная рекомендованная конфигурация - 9.1, оптимальное решение - 11.1, а в особо крупных залах следует воспользоваться Auro 13.1. Места необходимо столько же, сколько и для оптимального размещения систем 5.1 и 7.1. Разработчики протестировали работу Auro-3D в самых разных помещениях - с высоким потолком, низким потолком, в сухой и влажной среде, и поняли, что система оказалась действительно гибкой.


Сейчас уже появился новый формат AuroMax - это гибридный, канальный и объектно-ориентированный формат, который использует конфигурацию от 20.1 до 26.1. Формат AuroMax - совместная разработка компаний Auro-Technologies, Barco и Iosono, и используется в полноценных кинотеатрах. В домашних кинотеатрах, по мнению разработчиков, необходимости в такой максимальной конфигурации нет, но слово заказчика - закон. Правда, места потребуется еще больше, чем на 13.1-канальную версию.

По мнению Вильфрида, даже миллион колонок не сможет воспроизвести окружающий нас мир натурально - наши уши слишком умны для того, чтобы их можно было так обмануть. Поэтому цель Auro-3D - не задействовать как можно больше каналов, а наоборот, добиться максимально обволакивающего звучания с наименьшим числом динамиков. Потому и не стоит пытаться уместить в небольшом кинотеатре 26.1-канальную конфигурацию - в ней просто не будет смысла, эффект от дополнительных каналов не перекроет потраченных на установку сил, нервов и денег. Лучше обойтись 11.1-канальной версией.

Для широкоформатных кинотеатров и киностудий

В 2011 году Вильфрид начал партнерство с бельгийским производителем видеооборудования Barco. Эта фирма стала использовать системы Auro-3D в своем оборудовании для кинотеатров, и в том же году впервые установила систему Auro 11.1. Первым фильмом в таком формате стала лента «Red Tails», снятая Джорджем Лукасом. Сейчас по всему миру системами Auro 11.1 by Barco и AuroMax оборудовано более 550 кинотеатров.


В России на сегодняшний день таким звуком оснащены главный премьерный кинозал «Октябрь» и 27 кинотеатров в Москве и других городах. Оборудование Auro-3D уже установлено в двух студиях - «Пифагор» и «Нева-Фильм». Всего более 100 студий по всему миру создают и дублируют фильмы в формате Auro-11.1 by Barco.

Прежде всего, формат хорош тем, что для студий и кинотеатров обходится дешевле. Официальный сайт Auro-3D указывает такие плюсы:

Отсутствие платы за лицензию

Минимальный объем усилий по распространению

Возможность использовать созданный контент в этом формате на системах Auro- 11.1 by Barco

Удобный переход от DCP к эквивалентному качеству на Blu-ray

Простота последующего преобразования

Возможность записи в формате Auro-11.1 by Barco непосредственно на съемочной площадке

Отсутствие необходимости в дополнительном мастеринге DCP и ключах

Дополнительные каналы кодируются непосредственно в мастер 5.1 (7.1)

Полная совместимость с миксом в 5.1 (7.1)

Не нужно тратить время на дополнительную перезапись в другом формате

Возможность использовать функцию «up mix» для готовых фильмов в формате стерео, 5.1, 7.1 для воспроизведения в Auro-11.1 by Barco

Где контент?

Поначалу, когда формат только зарождался, контента было мало. Но сейчас ситуация изменилась: в формате Auro-3D есть и музыка, и фильмы. Списки фильмов и музыки, а также будущих кинотеатральных релизов, опубликованы на сайте Auro-3D.

Хотите получить качественный объемный звук в своих наушниках или на домашнем кинотеатре совершенно бесплатно? Читайте эту инструкцию.

С каждым новым выпуском (обновлением) операционной системы Windows 10, разработчики не перестают удивлять пользователей различными полезными мини-функциями. Стоит лишь перейти в какие-либо параметры системы, устройств, персонализации, конфиденциальности и т.д., непременно можно найти, на первый взгляд сразу не слишком заметные, но очень полезные настройки.

И кто бы не говорил, Майкрософт разрабатывает свою операционку, в первую очередь, для нас с вами. Все эти заявления о том, что они собирают конфиденциальные данные, следят за нами — ерунда!

Грамотный юзер настроит работу системы так, что передача секретной информации другой стороне будет сведена к минимуму. Не хотите сбора данных о ваших предпочтениях, отключите такую возможность. Надоела реклама — заблокируйте её отображение. Боитесь вирусов и других вредоносных приложений — пользуйтесь официальным, а не взломанным софтом!

И наконец, если не нравится сама Windows, найдите замену в виде или MacOS. Но сейчас поговорим не об этом!

Последнее обновление системы поставляется с новой функцией «Пространственный звук». Если её активировать, то вы непременно получите ощущение, что звук играет вокруг вас, а не через наушники. Если сказать немного по-другому — он будет 3D или объемный.

Как вы можете убедиться, здесь Майкрософт никак не навязывает эту функцию пользователю, так как по умолчанию она отключена. А дальше мы узнаем, как её включить.

ОБЪЕМНЫЙ ЗВУК

Windows 10 умеет транслировать пространственный звук при помощи комбинации специального драйвера, приложения и наушников. Эта технология предназначена для улучшения качества звучания, в первую очередь, ваших наушников.

Для включения необходимо:

  • кликнуть правой кнопкой мышки по значку в системном трее и нажать на «Устройства воспроизведения»;
  • выбрать «Динамики» и нажать на кнопку «Свойства»;
  • перейти на вкладку «Пространственный звук» и выбрать его формат из раскрывающегося списка (Windows Sonic или Dolby Atmos for headphones).

DOLBY ATMOS

Это технология объемного звука для создания в реальном времени динамически отображаемой звуковой среды. Для её работы требуется специальное приложение из магазина Store. Если вы выберете этот вариант и нажмете кнопку «Применить», он автоматически установит приложение Dolby Access.

Существенным плюсом приложения является поддержка улучшения звучания и для домашнего кинотеатра, в случае аппаратной поддержки им технологии Dolby.

Настройка не заставит пользователя вникать в дебри сложных параметров. Просто выберите соответствующий профиль на стартовом экране и приложение автоматически настроит оборудование.

WINDOWS SONIC

Включает интегрированный пространственный звук в Xbox и Windows, с поддержкой сигналов как для объемного звучания, так и для их высоты. Аудио сможет быть передано без необходимости изменения кода.

Теперь итог! В моем случае, даже самые простые и дешевые наушники при выборе формата Dolby Atmos изменили свое звучание, на порядок качественнее первоначального. Что получилось у вас? Жду ответа в комментариях.

Настоятельно прошу вас заглянуть в . Наша группа в Facebook ждет вас.

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части разрешается только с письменного разрешения автора.

Ч то такое трехмерный звук и почему по этому поводу возникает так много споров? Как соотносится понятие "трехмерное, пространственное звучание" со способностью человека воспринимать звук двумя ушами? Эти вопросы часто задают себе как пользователи так и профессионалы. Дело в том, что повсеместное использование понятий 3D (3D графика, 3D звук) вносят сумятицу и неразбериху в головы простых пользователей. Зачастую эти понятия используются, мягко говоря, не совсем уместно, что вносит дополнительный раздор в их употребление и правильное понимание. 3D графика - тема не этой статьи. Здесь же мы остановимся на трехмерном звуке.

Реализация пространственного звучания (3D звука) в том или ином виде, применительно к компьютерной технике, используется для придания естественности звуку в компьютерных играх или фильмах, для создания полного ощущения погружения в процесс игры или просмотра фильма. Такая постановка задачи делает недостаточным использование обычного стереофонического звучания. Это связано с тем, что стерео сигнал, приходящий к слушателю от двух физических источников звука, не обеспечивает объемного звучания, а определяет расположение мнимых (слышимых) источников лишь в той плоскости, в которой расположены реальные (физические) источники звука. Кстати, как ни парадоксально, "stereophonic" на самом деле обозначает "трехмерный звук" (от греч. "stereos" - пространственный, трехмерный, цельный). Таким образом, обычного стерео сигнала не достаточно для создания полного реализма звучания, когда источники звука могут находиться в трехмерном пространстве. Также заблуждением является мысль, что объемное звучание обеспечивается квадрофонической системой (два источника перед слушателем и два сзади). Дело в том, что также, как и в стереофонической системе, здесь все четыре источника находятся в одной плоскости, что не позволяет создать полное ощущение трехмерного звучания.

В целом можно обозначить три основных способа реализации пространственного звучания:

расширение стерео базы (Stereo Expansion) - специальная обработка уже имеющегося стерео сигнала и, таким образом, расширение кажущегося звукового поля (имитация расширения расстояния между источниками);

позиционирование звучания (Positional 3D Audio) - оперирование с множеством отдельных звуковых потоков и расположение каждого из них в пространстве вокруг слушателя;

виртуальный (мнимый) окружающий звук (Virtual Surround Sound) - использование определенного числа звуковых потоков с целью воспроизведения истинного звучания с помощью ограниченного числа физических источников звука.

Что это все означает на практике? На практике это означает, что метод расширения стерео базы относительно прост в реализации и очень часто находит применение в стерео фонической бытовой технике. Однако, в той же степени, на сколько проста его реализация, сам метод не дает ощущения "трехмерного звучания" в том понимании, в котором мы его себе представляем, по причине обеспечения звучания лишь в одной плоскости. Не достаточно также и применения так называемого панорамирования. Панорамирование (panning) - это управление уровнем сигнала в каналах, в не зависимости от частоты сигнала. Панорамирование позволяет создавать иллюзию перемещения мнимого источника сигнала где-то между физическими источниками (разумеется, в одной с ними плоскости).

Для создания более или менее реалистичного объемного звучания необходимо что-то принципиально другое. Попытаемся в этом разобраться.

Как ни странно, но вся проблема в устройстве слухового аппарата человека. Оказывается, что он на столько не совершенен, что даже в реальной жизни мы можем столкнуться с трудностями, связанными с неточностью восприятия звуковых сигналов и определения их пространственного месторасположения. Все дело в том, что все мы живем на планете Земля и все время существования человека его основная пища и враги находились в плоскости, параллельной земле. Поэтому, два уха, расположенные по обеим сторонам головы, позволяют нам определять расположение источников звука только лишь в горизонтальной плоскости (бинауральный эффект). При этом мы очень плохо различаем звук идущий спереди и сзади. Способность оценки человеческим ухом (слуховым аппаратом) расположения источников звука в вертикальной плоскости также крайне ограничена. Кроме того, тело слушателя, в частности, голова, уши и туловище, является, как известно, препятствием на пути распространения звуковых колебаний. Взаимодействуя с телом звук отражается, затухает и искажается, что приводит к восприятию слушателем не исходного, а измененного звучания. Все это создает трудности имитации пространственного звучания.

Что же происходит внутри нас? Приемником сигнала в человеке является барабанная перепонка, скрытая ушной раковиной. При восприятии звука, мозг как бы декодирует получаемый от барабанной перепонки сигнал, интерпретируя его определенным образом для правильного определения пространственного местоположения источника/ков звука. И именно это рассуждение взято в основу всех существующих на сегодня технологий создания пространственного звучания.

Оказывается, если произвести специальную обработку звукового потока с учетом максимального числа особенностей восприятия звука слуховым аппаратом, то, возможно, удастся имитировать пространственное звучание даже с использованием всего двух источников (колонок или наушников). Необходимо подчеркнуть, что любой алгоритм создания 3D звука реализовывается с помощью алгоритмов фильтрации (оперирующих с амплитудой и частотой звукового сигнала) той или иной сложности, которые определенным образом "обманывают" слуховой аппарат, "заставляя его считать", что то, что он слышит, расположено в трехмерном пространстве вокруг слушателя.

Одним из таких алгоритмов (способов) является HRTF - Head Related Transfer Function. Посредством этого алгоритма звук можно преобразовать специальным образом, что обеспечит прекрасное 3D звучание, рассчитанное на прослушивание в наушниках (пояснение этому можно найти чуть ниже). Следует отметить, что HRTF (в том или ином виде) является основой создания множества существующих на сегодня методов создания объемного звучания. Однако мы не даром заговорили о HRTF как об одном из алгоритмов, так как этот алгоритм в чистом виде (впрочем, как и все остальные) не является единственным и совершенным. Все дело в том, что HRTF неодинаков для различного слушателя и, тем более, для различных положений головы (если речь идет о воспроизведении не через наушники). Безусловно, есть способы найти сбалансированный HRTF для всех слушателей, но такой подход не обеспечивает высокочеткое восприятие звука для каждого, и уж тем более не решает проблему с поворотами головы. Наверное, именно поэтому стандарт на HRTF не существует до сих пор.

Конечно, если в качестве источников звука будут выступать наушники, закрепленные на голове слушателя, то их расположение относительно головы слушателя не будет изменяться, какие бы повороты головы не производились. В этом случае, как мы сказали, с использованием HRTF может быть достигнуто высококачественное пространственное звучание. В случае же, если источниками являются, например, две колонки, то, кроме всего прочего, для создания естественного пространственного звучания необходимо, в частности, точно отслеживать повороты слушателем головы для соответствующей корректировки сигналов от каждого физического источника. Кроме того, при воспроизведении звука через наушники, сигнал от каждого канала попадает только в соответствующее ухо, а при воспроизведении через колонки сигналы могут смешиваться, в результате чего появляются перекрестные искажения. Этот недостаток частично устраняется с помощью специального устройства - бифонического процессора.

Итак, как мы сказали выше, при использовании в качестве источников звука колонок, возникает проблема необходимости расположения слушателя строго в определенной области пространства между источниками звука. Эта область называется Sweet Spot. При отсутствии возможности контролировать положение слушателя в пространстве относительно источников звука при прочих равных условиях, Sweet Spot накладывает строгие ограничения на расположение слушателя. Это значит, что как только слушатель покидает область Sweet Spot, звучание, создаваемое источниками, перестает восприниматься слушателем как пространственное. Поэтому, при создании технологий объемного звучания перед разработчиками возникает проблема расширения области Sweet Spot.

Одним из эффективных методов решения этой проблемы является введение дополнительного третьего источника звука, когда слушатель становится независимым от области Sweet Spot. Трехканальные системы объемного звучания часто используются в бытовой аудио и видео аппаратуре. Существуют также многоканальные (трех-, четырех- и более) расширения этого метода.

Однако наряду с проблемами реализации трехмерного звучания с помощью HRTF, у любой системы звуковоспроизведения есть проблемы другого плана. Так, например, наушники слабо справляются с воспроизведением фронтальных сигналов. При использовании наушников также возникает проблема локализации звукового сигнала внутри головы слушателя, а также эффект бесконечного расширения стерео базы. Конечно, существуют способы борьбы с этими эффектами, однако всех проблем это не решает. Двухканальные системы плохо обеспечивают восприятие слушателем звучания сзади. В реализации многоканальных систем слабым местом является необходимость достаточно точного расположения источников сигнала, потому что как раз это зачастую сделать затруднительно. Кроме того, здесь также существует проблема звучания в одной плоскости.

Таким образом, создание настоящего качественного пространственного звучания затруднено как необходимостью учитывать все особенности слухового аппарата человека, так и необходимостью динамического отслеживания положения слушателя относительно источников звука, а также учета особенностей звукопередачи последних. По этому, сложно сказать, какая схема создания 3D звука более совершенна. Гораздо легче сказать, что все существующие схемы далеки от совершенства, и все технологии 3D звука, построенные на использовании HRTF или других алгоритмов, имеют массу недостатков, так как просто невозможно создать универсальную схему, учитывающую все вышеперечисленные особенности слуха, источников звука и их расположения относительно слушателя.

В качестве справки отметим, что для создания библиотек HRTF используется искусственный манекен KEMAR (Knowles Electronics Manikin for Auditory Research) или специальное "цифровое ухо". В случае использования манекена суть измерений состоит в следующем. В уши манекена встраиваются микрофоны. Звук воспроизводится источниками, расположенными вокруг манекена, а запись производится с микрофонов. В результате, запись от каждого микрофона представляет собой звук, "прослушанный" соответствующим ухом манекена с учетом всех изменений, которые звук претерпел на пути к уху. Расчет HRTF производится с учетом исходного звука и звука, "услышанного" манекеном.

Следует сказать также, что мы рассмотрели лишь одну сторону реализации полноценного пространственного звучания. Дело в том, что на ряду со сложностями, связанными с "правильной" передачей объемности звучания, при создании игр возникают также проблемы корректной имитации различных физических свойств звука (эффектов отражения от различных поверхностей, поглощения и искажения звука). Грамотная реализация этих свойств также коренным образом влияет на ощущение слушателем пространственности звучания. Однако, эта проблема в основном касается аккуратности механизмов, закладываемых разработчиками в игры. Что же касается рассмотренной нами выше проблемы <донесения> трехмерного звука до пользователя (а вернее, до его нервной системы), то она остается не решенной, так как идеальные модели реализации трехмерного звучания еще не найдены.

У вас есть телевизор, Blu-ray плеер, игровая консоль, но для финальной картины вам не хватает оглушающе объемного звука. Имеет смысл приобрести ресивер, так как подвод всех кабелей может стать сложной задачей, особенно в сравнении с подключением DVD-плеера к вашему телевизору. И это не упоминая о том, что все должно быть размещено правильно, а уровни – корректно установлены. Начните с Шага 1, указанного ниже, для правильной установки в первый раз, и вы сможете вернуться к наслаждению тем, что любите.

Шаги

Часть 1

Расположение динамиков

Количество динамиков, которые вы будете подключать, определяет тип объемного звука, который вы получите в итоге. Самые распространенные схемы: 2.1, 5.1 и 7.1. 2.1 –это два фронтальных динамика и сабвуфер (обозначаемый как.1). 5.1 – это два фронтальных динамика, центральный и два динамика объемного звука и сабвуфер. 7.1 –это два фронтальных, один центральный, два динамика объемного звука, два тыловых и сабвуфер. Следуйте следующим пунктам до правильного расположения доступных вам динамиков.

Часть 2

=Сабвуфер

Часть 3

=Фронтальные динамики

    Расположите фронтальные динамики с обеих сторон от телевизора. Убедитесь в том, что динамики расположены в соответствующих местах, если они маркированы.Фронтальный динамики должны быть расположены на одинаковом расстоянии от телевизора: обычно это расстояние составляет около метра.

    Выберите угол расположения динамиков. Каждый динамик должен быть направлен точно в направлении центра зоны размещения слушателя.

    Поднимите динамики. Для наилучшего качества звука фронтальные динамики должны быть подняты на уровень ушей слушателя. Вы можете использовать стойки для динамиков для домашней стереосистемы.

    • Если вы используете систему типа 2.1, то вы закончили с установкой динамиков и можете перейти к секции Подключение Динамиков.

    Часть 4

    =Центральный канал

    Часть 5

    =Канал объемного звука

    Часть 6

    =Задний канал

    Часть 7

    Подключение динамиков
    1. Разместите ресивер у своего телевизора. Все системы объемного звука проходят через ресивер. Ресивер передает входящий сигнал и посылает аудиосигнал на все присоединенные динамики. Ресивер должен быть расположен возле вашего телевизора, чтобы к нему могли дотянуться кабеля, и вам необходимо пространство вокруг него, чтобы он мог должным образом вентилироваться.

      Выключите всю аппаратуру. При установке динамиков существует возможность удара электротоком. Чтобы быть в безопасности, выключите все и отсоедините от розеток.

      Обследуйте подключение ваших динамиков. Некоторые системы объемного звука имеют порты для каждого динамика, так что вы можете правильно подключить все штекеры. Другие используют соединители для подключения проводов к ресиверу. Если ваша система использует соединители, то вам понадобятся кусачки для провода, которыми можно обнажить контакты от защитной оболочки.

      Начните пропускать кабели. Сделайте все возможное для того, чтобы спрятать проведенные провода. Это не только будет выглядеть лучше, но и обезопасит людей и животных от запутывания в них и повреждения ваших динамиков.

      • Если вы можете, то пропустите провода под ковром или через стены. Это позволит вам добиться наиболее презентабельного внешнего вида вашей системы.
    2. Соедините динамики. Если кабеля ваших динамиков уже имеют разъемы, то просто подключите их в соответствующие порты на задней панели ресивера. Если вы используете стандартные кабели для соединения динамиков с ресивером, вам нужно будет пройти через несколько дополнительных шагов.

      • Отмерьте длину ваших кабелей. Отмерьте нужную вам длину кабеля от катушки. Отмерьте немного большую длину кабеля, чем вы отмерили, чтобы обеспечить себе зазор для того, чтобы спрятать провод и без проблем подключить его.
      • Оголите один конец. Используйте кусачки, чтобы оголить два сантиметра изоляции с кабеля. Вы увидите две раздельных жилы. Убедитесь в том, что вы не сняли слишком много изоляции с провода, иначе вы можете коснуться его или вызвать короткое замыкание.
      • Провода, соединяющие динамики, состоят из двух различных кабелей: положительный и отрицательный. Оба они абсолютно одинаковы, но должны быть присоединены к динамикам и ресиверу. Для примера, если вы подсоедините один из двух проводов к положительно заряженной клемме динамика, то вам необходимо присоединить тот же провод к положительной клемме ресивера.
    3. Присоедините сабвуфер. Большинство сабвуферов присоединяются к ресиверу посредством стандартного RCA-кабеля. Вы можете приобрести дорогие кабели для сабвуфера, но в большинстве случаев вы не услышите разницы в сравнении со стандартным кабелем.

      • Порты на ресивере обычно обозначены как "sub out" или "sub preout".
      • Если ваш сабвуфер не имеет множества входов, присоедините только один, отмеченный как "LFE in" или крайний левый, если обозначений на нем нет.
      • Используя ручки на задней части сабвуфера, установите громкость на половину и выключите фильтр низких частот переводом ручки в верхнее положение.

    Часть 8

    Подключение вашего оборудования

    Постарайтесь избежать установки ваших устройств (DVD-плеера, спутникового ресивера, и.т.д.) одного над другим. Это может привлечь к тому, что все они будут генерировать слишком большую температуру, что может привести к поломке оборудования. Также отметьте, что некоторые старые устройства могут использовать оптическое соединение для передачи объемного звука, в то время как все современные устройства используют протокол подключения HDMI.

    1. Подключите все HDMI-устройства к ресиверу. Большинство современных ресиверов поддерживает вход и выход по протоколу HDMI, что позволяет вам подключать HDMI-совместимые устройства к ресиверу, а затем подключите ресивер к телевизору.

      • Если доступно возможность подключить множество HDMI, то подключайте устройства в том порядке, в котором вы хотите чтобы они отображались в меню ресивера.
      • HDMI передает аудио и видеосигнал, поэтому нет необходимости подключать другие кабели.
    2. Если вы используете старое оборудование,не поддерживающее HDMI, вы можете присоединить его через компонентный кабель. Это кабели с пятью разъемами: три для видео и два для аудио.

      • Подключите три видео разъема соответствующих цветов в устройство, которое вы хотите подключить.
      • Подключите два аудио разъема соответствующих цветов. Убедитесь в том, что они также подключены и к видео выходу, так как в противном случае звук не будет идти вместе с видео.
    3. Присоедините все компонентные устройства. Существуют также старейшие модификации, использующиеся до сих пор: три композитных разъема с одним разъема с одним штекером для видео и двумя для аудио. Это соединение передает сигнал самого низкого качества из тех, которые поддерживают системы объемного звука.

      • Присоедините желтый (видео) штекер к одному из доступных совпадающих входов, а затем присоедините аудио кабеля к соответствующим аудио выходов.
    4. Подключите телевизор к ресиверу. Для получения наилучшего результата используйте HDMI соединение для присоединения телевизора кс выходным портом ресивера. Вы можете использовать и другие типы соединения, но в результате вы получите более низкое качество. Большинство современных телевизоров поддерживают HDMI.

Данная статья основана на моей дипломной работе по теме «Разработка принципов имитации объемного звучания в развлекательной сфере», кафедра информационных технологий, МАИ 2011 год. Для адаптации текста вырезаны сухие статистические данные, язык сделан более живым, вставлены отсылки к книгам и статьям, которые я могу порекомендовать. Затронутые вопросы будут интересны тем, кто еще только изучает механизмы локализации звука. Программная часть в статье не затрагивается. Для дополнительного интереса из статьи не вырезана практическая часть создания бинаурального манекена-микрофона.

Хочу выразить благодарности Борису Климову за создание эксклюзивных иллюстраций, а так же Надежде Гурской за анализ и правки текста.

Введение

Основная цель виртуальной реальности «погрузить» человека в пространство игры, действия на экране (фильм, мультфильм, 5D кинотеатр) настолько, чтобы на время он забыл о реальности мира окружающего.

О понятиях «Immersion», а так же «Suspension of Disbelief» по отношению к звуку и музыке можно прочитать в книге Winifred Phillips – A Composer’s Guide to Game Music.

Объемное звучание – залог того, что человек сможет ощутить эффект «присутствия». Восприятие звукового пространства, очевидно, было востребовано еще задолго до появления средств записи звука: на протяжении веков создавались помещения, такие как храмы, театры, концертные залы, где обеспечивалось «погружение» слушателя в звуковое пространство путем создания естественного акустического эффекта - реверберации. Научные исследования поведения акустики в концертных залах фирмой «Bose» показали, что приблизительно 11% доходит до слушателя напрямую, остальной процент звука приходит в отраженном виде от стен, пола и потолка и других объектов вокруг слушателя, тем самым создавая объем звука. С информативной точки зрения 25% информации об окружающем мире, получаемой человеком, приходится на звук.

Подход к звуку в современных кинотеатрах приучает слушателя к тому, что звук может и должен быть качественным и реалистичным. Профессиональными разработчиками современных игровых приложений работе со звуком отводится до 40 процентов бюджета и временно-людских ресурсов. С другой стороны некоторых разработчиков игр и приложений ещё надо убедить потратить время и средства на реализацию качественного звука.

На тему различных подходов интересно почитать статьи «Озвучивание компьютерных игр» 1 и 2 части от Кристофера (свободно ищется в интернете).

Восприятие звука человеком

Человеческий слух способен воспринимать звук в диапазоне от 16-20 Гц до 15-20 кГц. Звуки с частотой ниже 20-30 Гц (инфразвук) воспринимается не органом слуха, а осязанием, например, через вибрацию поверхностей. Частоты предельных нижних значений слышимого спектра могут восприниматься через резонансы внутренних органов человека. При небольшой интенсивности звук низкой частоты оказывает дополнительное эмоциональное воздействие (например, популярный эффект sub drop).

Уменьшение диапазона слышимых частот связано с изменениями во внутреннем ухе и с развитием возрастной нейросенсорной тугоухости. К 60-и годам слышимый диапазон на верхней границе становится не выше 10-12 кГц. Так как основной контингент развлекательной сферы люди молодые, то воспринимаемый слухом диапазон должен учитываться в полной мере. Но и специалист по звуку должен обладать полноценным слухом, слышать неестественность и неполноту тембра, мочь выявить резонансы. И что не маловажно - беречь слух от перегрузок. Многие люди в музыкальной-звуковой сфере испытывают постоянные нагрузки от звукоусиливающей техники и громких акустических инструментов (как и я сам, за более чем 12 лет игры на ударных инструментах). Современный человек подвержен негативному воздействию окружающих шумов, что снижает его чувствительность, притупляет верхние границы частот раньше естественной тугоухости. Не нужно пренебрегать такими средствами защиты слуха, как беруши. Также негативное влияние могут оказывать звуки низких частот.

Подробно с негативным воздействием звука (в том числе технического) можно ознакомиться в книге Чедд Г. – Звук.

Восприятие звука индивидуально, оно зависит от конфигурации (формы) ушной раковины, физиологических особенностей, возраста и от психологического настроя в конкретный момент. В рассматриваемой сфере восприятия звука также зависит от:
- средств воспроизведения (динамики воспроизводящего устройства, наушники, колонки, многоканальные системы),
- помещения в котором осуществляется прослушивание,
- качества средств преобразования (например, реализация звукового процессора, движка),
- соблюдения принципов создания правильной звуковой картины, если речь идет о саунд-дизайне.

Механизмы локализации источника звука человеческим слухом

Способность человека локализовать источник звука в пространстве строится на принципе бинаурального слуха. Бинауральное (от лат. bini - «два» и auricula - «ухо») строение слуховой системы заключается в различном восприятии звуковых сигналов пришедших на правое и левое ухо. Алгоритм локализации источника звука:
- звуковой сигнал, исходящий от источника звука и переотражений помещения, попадает во внешнюю часть слуховой системы, где конфигурация ушной раковины позволяет передать во внешний слуховой канал уже частотно обработанный сигнал,
- сигнал проходит в барабанную перепонку человека, в силу вступают механизмы внутреннего уха,
- из внутреннего уха информация поступает в отделы головного мозга, где на основе анализа сравнения сигналов, поступивших с каждого из слуховых каналов, делаются выводы о расположении звукового источника.

Человеческий мозг сравнивает информацию, пришедшую из барабанных перепонок, с той информацией, которая уже хранится в памяти.

Рис. 1. Строение внешней части слуховой системы человека

Подробно об устройстве внешнего и внутреннего слуха и о многих другом можно прочитать в книге Ирины Алдошиной и Роя Приттса – Музыкальная Акустика, глава «Восприятие звука. Основы психоакустики»

Для определения месторасположения звукового источника в пространстве слуховая система использует основные механизмы локализации: по разнице во времени, по разнице интенсивности, по разнице амплитудно-частотного спектра. К вспомогательным механизмам относятся отражения звука от туловища и плеч человека, реверберация, окклюзии (звук, прошедший через препятствие), обструкции (звук отфильтрованный препятствием), эффект Доплера, эффект Хааса (эффект предшествования). Не стоит забывать про эффект психологического восприятия: при несоответствии источника в видимом пространстве со звуком или нарушении синхронности качество локализации резко падает.

Определять пространственное положение источника звука приходится при наличии звуковых помех. Существуют естественные механизмы помехоустойчивости слуховой системы. Один из них проявляется в бинауральном освобождении от маскировки. Феномен состоит в том, что локализовать звуковой сигнал на фоне статичных помех (например, шумов окружения) легче.

Пару слов о прозрачности звучания. Приведу известный пример. Представим несколько контурных рисунков животных, наложенных друг на друга. Опознавание совмещенных в пространстве рисунков тем сложнее, чем ближе формы изображенных животных (термин форма имеет тот же смысл, что и в звуковом сигнале). Если же эти рисунки разнести в пространстве, то задача определения животного по форме становится значительно проще.

Локализация по временной разнице (фазовая локализация)

Данный механизм работает на частотах от 300 Гц до 1,5 кГц. За счет разницы между положением левого и правого уха звук, приходящий от источника, расположенного под углом к фронтальному направлению, затрачивает различное время для достижения барабанных перепонок.


Рис. 2. Схематичный пример фазовой локализации

При одинаковом времени, затрачиваемом для достижения сигнала левого и правого уха, данный механизм будет локализовать источник в азимуте 0 и 180 градусов. Различное время достижения барабанных перепонок приводит к появлению фазового сдвига. Слуховая система различает фазовый сдвиг до 10-15 градусов. С повышением частоты, а соответственно, с уменьшением длины звуковой волны, фазовый сдвиг сигналов, пришедших от одного и того же источника к разным ушам, увеличивается. Как только сдвиг достигает значения, близкого к половине длины звуковой волны механизм перестает работать. Человеческий мозг не может однозначно определить, отстает ли звуковой сигнал в одном из слуховых каналов от другого или, наоборот, опережает его.

Максимальная разница во времени, соответствующая полному смещению источника звука вправо или влево, не может быть больше 630 мкс.

Расстояние между правым и левым ухом взрослого человека составляет 0,15 м-0,20 м, если брать среднее значение по полу. При источнике, излучающем звуковую волну с частотой 20 Гц и скорости звука в 340 м/с, длина волны будет составлять 17 м. Соответственно, если человек повернется к источнику одной стороной, то фазовый сдвиг сигналов, пришедших в одно ухо, а затем в другое, будет составлять примерно 1,1 % от всего периода 20 Гц волны (локализации на таких низких частотах невозможна). Физиологически точность локализации зависит от размера головы, то есть расстояния между ушами. Чем больше это расстояние, тем с большей разницей приходят звуковые сигналы в каждое ухо.

При излучении звука источником, расположенным под определенным углом к фронтальному направлению, уровень звукового давления на барабанные перепонки в разных ушах будет различным. Это связано с тем, что одно ухо будет находиться как бы «в тени», которую создает голова, а также с тем, что звуковые волны выше 1000 Гц сравнительно быстро затухают в пространстве.


Рис. 3. Схематичный пример локализация по уровню интенсивности

Данный механизм является достаточно эффективным, но в диапазоне звуковых частотах от 1600 Гц. При длине звуковой волны, сравнимой с диаметром человеческой головы, дальнее от источника ухо перестает находиться в «акустической тени», что обусловлено явлением дифракции звуковой волны на поверхности головы. При этом опытным путем было выявлено, что способность человеческим слухом определения угла между двумя источниками в горизонтальной плоскости в области частот 1500-2000 Гц резко снижается.

Такой механизм способствует определению расстояния до источника звука. Однако уровень звука от слабого, но близко расположенного источника может быть таким же, как от мощного, но удаленного на значительное расстояние. При таких условиях локализации способствует следующий механизм.

Локализация по разнице амплитудно-частотного спектра

Механизм основывается на возможности анализа мозгом АЧ провалов и подъемов определенных частот в сложном сигнале. Звук, приходящий под углом 90°, содержит как низкочастотные, так и высокочастотные составляющие, а в спектре звука, действующего на дальнее ухо, высокочастотных составляющих будет меньше - экранирующее воздействие головы. Кроме того, звуковой сигнал по-разному отражается от участков ушной раковины, происходит усиление и ослабление различных участков звукового спектра.

Данный механизм отвечает за локализацию фронт-тыл и вертикальную плоскость. Изучение фильтрующего действия головы и ушных раковин слушателя позволило ввести понятие пеленговых полос. При локализации человек анализирует не весь спектр приходящего звука, а лишь изменения некоторых частот. Такие полосы сформировались эволюционно, слух выработал собственную систему отслеживания и предупреждения опасности, достаточно точно локализуя откуда исходит угроза.

Изменения в полосах от 16 до 500 Гц и от 2 до 6 кГц отвечают за локализацию передних источников звука. Полоса от 0,7 до 2 кГц - изменение тембра источников, которые могут располагаться сзади.

Сигнал со сложным спектральным составом локализуется лучше, а ощущение направления «фронт-тыл» формируется преимущественно теми полосами направления, в которых сосредоточена большая часть мощности сигнала. Чистые тона, которые, практически не встречаются в природе локализуются хуже сложных сигналов. Так, чистые тона свыше 8000 Гц поддаются локализации с трудом. Невозможно определить и местоположение источников звука низкой частоты - менее 150 Гц.

Локализация в вертикальной плоскости гораздо хуже, чем в горизонтальной. Без психологического, зрительного воздействия практически невозможно создать имитацию объекта, который должен располагаться, например, сверху. Этот звук должен быть как минимум привычный и ожидаемый.

Гибсон Д. в своих книгах и видео выдвигает концепцию о вертикальном расположении инструментов в музыкальном миксе по их звуковысотности (тесситуре) или форманте (область усиленных частичных тонов), так как в вертикальной плоскости звуковоспроизводящая техника построена по такому же принципу. За счет акустического кроссовера с определенными границами сложный сигнал делится на полосы частот. В трехполосной системе снизу расположен woffer предающий НЧ, в средней части mid-driver для СЧ и tweeter в верхней части системы для передачи ВЧ. А sub-woffer передает часть информации через пол. Такой подход интересен, но не подходит для многих систем, например, при использовании наушников или любой другой системы без разделения на полосы.

Подробнее с описанными принципами можно ознакомиться в книге Гибсон Д. - Визуальное руководство по звукозаписи и продюссированию.

Тем не менее уменьшение интенсивности низких частот психоакустически помогает «приподнять» объект, сделать его легче.

Перемещение источника звука

До 1960-х годов изучение способности человека локализовать источник звука в пространстве в основном касалось неподвижных источников звука. После же началось исследование восприятия человеком и движущихся источников звука: определялись основные характеристики восприятия.

В ходе исследований оказалось, что для того, чтобы у человека возникло ощущение движения звука, необходимо определенное время - временное окно. Оно колеблется от 0,08 до 0,12 с. Локализовать же короткий неподвижный звук (например, щелчок длительностью порядка 0,001 с.) достаточно легко.

Так же человек может различать скорость движения источника звука: чем она выше (в определенных пределах), тем тоньше эта способность. Если источник звука движется со скоростью 90°/с (движение по полупериметру перед головой испытуемого), человек различает изменение скорости на 15%; а при скорости движения 360°/с - на 5,5%.

Если источник является неподвижным, то для его локализации человек подсознательно совершает микроперемещения головы, на порядок повышающие точность определения положения источника в пространстве.

Эффекты

Для того чтобы правдоподобно передать звук от движущегося источника, необходимо учитывать (эффект изменения частоты звука от источника при нерадиальном перемещении его относительно слушателя). По субъективному ощущению эффекта звук резко меняет тон - становится более высоким при приближении объекта и более низким при его удалении. В игровой сфере эффект Доплера играет значимую роль. Особенно, если речь идет об авто симуляторах и других приложениях связанных с быстрым перемещением объектов. Эффект Доплера распространённым плагином для секвенсоров, а также, на сколько мне известно, существует во многих звуковых движках.

Одним из основных эффектов создания пространства является эффект реверберации (процесс многократного переотражения звукового сигнала от различных поверхностей с постепенным уменьшением его интенсивности). У моделируемой реверберации существует ряд параметров - время раннего отражения, время позднего отражения, скорость затухания, процентное соотношение «сухого» сигнала с обработанным. Эти параметры указывают на размер помещения и место источника звука в нем относительно слушателя. В работе я использую исключительно конволюционные (сверточные) ревербераторы, применяя к ним импульсы реальных помещений. Не вдаваясь в подробности технологии сам импульс представляет из себя шумовой «слепок» помещения (wav файл), который модулирует исходный звуковой файл, тем самым помещая его в имитируемое пространство. В музыкальной сфере конволюционные технологии давно используются, так в оболочке Kontakt (4,5) от NI конволюционный ревербератор с набором импульсов имеется в списке стандартных эффектов.

Звуковые системы. Бинауральная система

Существует два основных подхода по организации современных звуковых систем в помещении: многоканальные системы и двухканальные системы (в том числе и наушники). В многоканальных системах звук передается из мониторов, размещенных спереди и сзади от слушателя (либо вокруг него).

Подробно с монофоническими, бинауральными, стереофоническими и многоканальными системами и их тонкостями можно ознакомиться в книге Ю. Ковалгина - Стереофоническое радиовещание и звукозапись.

Для усиления пространственного эффекта производители пытаются продвигать концепции систем уже не пяти-, а шести-, семи- и даже девятиканальные. Увеличение количества каналов требует усложнение работы звукорежиссера, увеличения количества акустических систем, коммутационных проводов, применения более сложных усилителей, а, следовательно, позволяет увеличивать доходы с продаж.
Не всем потребителям необходимы многоканальные аудиосистемы. Для кого-то это неприемлемо по экономическим соображениям, кто-то не может выделить под систему домашних развлечений помещение в жилом помещении. Кто-то по очевидным причинам предпочитает пользоваться наушниками (в ночное время суток, при перемещении в транспорте и т.д.).

Всего два уха обеспечивают человека всей необходимой информацией об объекте, это значит, что для ее передачи достаточно всего лишь двух громкоговорителей. При использовании бинауральной записи кажущиеся источники звука в случае применения наушников оказываются вынесенными за пределы головы слушателя в то место, где расположены действительные источники звука. В отличие от этого, при прослушивании через наушники сигналов обычной стереофонии кажущиеся источники звука ощущаются как расположенные внутри головы слушателя.

Появление реверберации затрудняет оценку азимута кажущихся источников звука в тыловой области, где слушатели вместо истинного направления часто указывают соответствующее ему зеркальное фронтальное направление. Данное явление возникает особенно часто, когда время стандартной реверберации в помещении прослушивания превышает 0,3 с.

Правильная передача пространственной информации при воспроизведении с помощью двух мониторов возможна, но даже незначительное (около 9-15 см.) смещение центра головы слушателя влево или вправо от этой точки приводит к тому, что локализация кажущихся источников звука оказывается невозможной вне фокуса осей мониторов.

В оптимальной точке прослушивания бинауральная система обеспечивает звучание, уверенно предпочитаемое обычному стереофоническому. Однако ее применение весьма ограничено: воспроизведение с помощью наушников, переносная аппаратура радиовещания и звуковоспроизведения, компьютерное моделирование. Бинауральная звуковая система мало пригодна для условий коллективного прослушивания.

При воспроизведении бинаурального сигнала через акустическую систему из-за попадания сигнала правого канала в левое ухо слушателя и наоборот возникают перекрестные искажения.

В реалиях игрового саунд дизайна записанные бинауральные аудио файлы не применяются, потому как невозможно изменять их положение в пространстве, нет виртуального источника и виртуального слушателя, это не моделирование.

Алгоритмы

Основной алгоритм, использующий основные механизмы локализации звука человеком, реализован в HRTF (Head Related Transfer Functions - функции перемещения звука относительно слушателя. Количественно HRTF определяются обратным интегральным Фурье преобразованием коэффициентов под названием HRIR (Head Related Impulse Response), которые в первом приближении определяются отношением давлений на барабанную перепонку уха звуковой волны в свободном пространстве (free field) и в реальном пространстве с учётом головы человека, ушных раковин, его корпуса и других препятствий.

HRTF представляет собой сложную функцию с четырьмя переменными: три пространственных координаты и частота. При использовании сферических координат для определения расстояния до источников звука больших, чем один метр, принимается, что источники звука находятся в дальнем поле (far field),значение HRTF уменьшается обратно пропорционально расстоянию. Большинство измерений HRTF производится именно в дальнем поле, при этом количество переменных уменьшается до трёх: азимут (azimuth), высота (elevation) и частота (frequency). Действие HRTF зависит от частотного диапазона обрабатываемого сигнала: только звуки со значениями частотных компонентов в пределах от 3000 Гц до 10000 Гц могут успешно интерпретироваться с помощью функций HRTF. Если сигнал от источника звука не содержит особую частоту, влияющую на разницу между фронтальными и тыловыми HRTF функциями, то такой сигнал никогда будет локализован по направлению фронт-тыл.

HRTF моделировался при помощи манекена KEMAR (Knowless Electronics Manikin for Auditory Research) и специального «цифрового уха» (digital ear), разработанного компанией Sensaura. В ушах манекена размещаются микрофоны, а вокруг манекена - акустические колонки, в результате происходит запись того, что слышит каждое «ухо». Получаемые при таком моделировании результаты используются для пополнения базы данных по HRTF, которые затем могут быть использованы для интерактивного выбора параметров при воспроизведении позиционируемого 3D звука (в базе данных компании Sensaura накоплено более 1100 HRTF). Необходимость в такой базе данных объясняется, во-первых, различием размеров и формы головы и ушных раковин манекена и потенциального слушателя и, во-вторых, определяемых этими параметрами так называемой зоны sweet spot, в которой корректно воссоздаётся эффект звучания в вертикальной плоскости и гарантируется правильное определение местоположения источников звука в пространстве. Чем больше область sweet spot, тем большую свободу действий имеет слушатель. Поэтому разработчики постоянно ищут способы увеличить область действия sweet spot.

Компания QSound при реализации технологий с HRTF опирается не только на математические методы, но и на апробацию слушателями (таких прослушиваний было проведено около 550 тыс.). Специалисты компании Sensaura после серии опытов определили, что HRTF в чистом виде «работает» только при воспроизведении через наушники. Моделирование звука в этом случае тривиальная задача: каждый динамик контролирует соответствующее ему ухо. Однако при воспроизведении того же самого звука через колонки правое ухо слышит также звук, призванный «обманывать» с точки зрения трехмерности левое, и наоборот. Для исключения этого явления требуется добавить в звук дополнительные компенсационные вычисления. Удачные алгоритмы компенсации были разработаны, они получили название Transaural Cross-talk Cancellation (TCC). Решена задача была с помощью другой идеи инженеров Sensaura. Она заключается в том, что функции HRTF действуют только для среднестатистического уха, так как выведены с помощью одного манекена или усредненных показаний большой группы людей. Sensaura разработала цифровую модель уха, в которой можно задавать параметры ушной раковины. С помощью этой цифровой модели сочетанием разных параметров можно воспроизвести форму практически любого уха. Получившийся драйвер цифрового уха работает так: при его установке человек слушает ряд тестовых звуков и настраивает параметры драйвера, чтобы наилучшим образом ощущать трехмерность звука. Индивидуальные параметры слушателя записываются в специальный «профиль», он впоследствии и используется приложениями.

Похожие статьи