Какими качествами обладает настоящий лидер? Основные лидерские качества: каким должен быть настоящий лидер.

19.09.2019

При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, в последние годы многие ученые пришли к выводу, что лидеры действительно отличаются от других людей в нескольких важных отношениях .

Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения . Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации . В отличие от собственно управления, этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник – подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер – последователь".

Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления , Чередниченко И.П. с соавторами перечисляет наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности: 1) личностные черты лидера; 2) представления лидера о себе самом; 3) потребности и мотивы, влияющие на поведение; 4) система важнейших убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) стиль межличностных отношений; 7) устойчивость к стрессу.

1. На успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера, по мнению Чередниченко И. П. с соавторами, является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу. Авторы выделяют наиболее характерные черты мышления, присущие лидерам: гибкость, продуктивность, скорость и аналитичность мышления. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность.Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Необходимость скорости мышления объясняется тем, что тугодум в силу естественного отбора не может стать лидером. А если у лидера нет склонности к анализу ситуации, то он долго не сохранит свои властные позиции.

2. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

3. Лидер , как и каждый человек, имеет большой набор потребностей , каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

4. Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из-за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих-то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.

5. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется: а) подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; б) характеристиками мышления - здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности; г) предпочтением определенной величины риска; д) когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.

6. Стиль межличностных отношений . Личностные черты, имеющиеся в руководителе, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад его характера, определяет то поведение, которое он позволяем себе по отношению к другим людям. Братченко С.Л. различает 6 видов направленности в общении, которые и могут определять стиль межличностных у отношений в управленческой деятельности: 1) ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии; 2) ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе; 3) ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, стремление "вычислить" собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью; 4) добровольная "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, безразличие к пониманию себя с его стороны; 5) готовность "подстроиться" под собеседника, подчинение силе авторитета, уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым; 6) доминирование ориентации на "сугубо деловые" вопросы, "уход" от общения как такового .

7. Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.

Бэрон Р.С., с соавторами , рассматривая проблему ключевых черт лидеров, пишут, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость – желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; самоуверенность; креативность; мотивация лидерства – желание руководить и иметь власть над другими людьми (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики лидеров по Бэрону Р.С. с соавт.

Описание

Напористость

Желание успеха; амбиции; большая энергия; упорство; инициатива

Честность и прямота

Заслуживают доверия; надежность; открытость

Мотивация лидерства

Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей

Самоуверенность

Вера в собственные способности

Умственные способности

Ум; способность объединять и интерпретировать большое количество информации

Креативность

Оригинальность

Приспособляемость

Способность адаптироваться к нуждам своих подчиненных и к изменяющимся требованиям ситуации

Компетентность

Знание деятельности группы; знание соответствующих технических вопросов

Однако наиболее важной характеристикой лидера, как полагают авторы, является высокий уровень приспособляемости: способность осознавать, какие действия или подходы требуются в данной ситуации, и затем действовать соответственно им. Подчеркивается, что успешные лидеры в большей степени, чем другие люди, демонстрируют черты характера, приведенные в этом списке.

Рассматривая вопрос эффективного лидерства , Чалдини Р. с соавторами , отмечая, что лидеры действуют эффективно, если приспосабливают свой стиль к потребностям группы, обращают особое внимание на то, что есть некоторые лидеры, которые эффективны не потому, что изменяются сами, а вследствие того, что способны преобразовывать группу и вдохновлять ее на выполнение своих собственных целей. На основании ряда исследований психологи сделали вывод, что лидеры, способные не только вызывать одобрение своих подчиненных, но и добиваться высокой продуктивности, обладают определенными характеристиками. Людей, обладающих несколькими такими характеристиками, исследователи назвали трансформирующими (харизматическими) лидерами. Они формируют стремления и Я-концепции последователей, так что успех всей группы становится и личным успехом последователей, а цель лидера становится их собственной целью. Такие лидеры интеллектуально стимулируют своих последователей, позволяют им испытать свои жизненные позиции и ценности, убеждают последователей, что те лично играют значительные роли и вносят важный вклад в общее дело. Авторами перечисляются конкретные характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение по Чалдини Р. с соавт.

Характеристика

Соответствующее поведение

Идеализированное влияние, или
«харизма»

Передает чувство «совместной миссии» последователям

Демонстрирует преданность своим последователям

Апеллирует к надеждам и желаниям последователей

Желает пожертвовать своими личными целями ради блага группы

Интеллектуальная стимуляция

Формирует открытость к новым способам мышления

Создает «большую картину», включающую разные взгляды на проблему

Желает принимать в расчет идеи, даже на первый взгляд «глупые»

Воодушевляющая мотивация

Убеждает последователей, что они обладают способностями выполнить больше, чем они сначала считали возможным

Подает остальным пример, к которому надо стремиться Представляет оптимистический взгляд на будущее

Индивидуализированный подход

Признает силы и слабости отдельного человека

Открыто интересуется благополучием других людей

Поддерживает усилия других, направленные на улучшение работы

Описывая ключевые черты харизматического лидера, Столяренко Л.Д. обращает внимание прежде всего то, что его индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, но лидер демонстрирует личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Во-вторых, харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер - подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. В-третьих, харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива, для общества в целом – благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т.д. Четвертое: харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. В-пятых, в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация - реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

Опровергая предположение о том, что природа трансформационного лидерства основана на определенных чертах характера, Р.С. Бэрон с соавторами утверждают, что оно в большей степени основывается на определенном типе реакций со стороны последователей. Такие реакции включают: 1) высокий уровень приверженности, преданности и уважения к лидеру; 2) увлеченность лидером и его идеями; 3) желание последователей принести в жертву свои личные интересы ради более значительной общей цели и 4) более высокий, по сравнению с обычным, уровень активности. Таким образом, делают вывод авторы, трансформационное, или харизматическое, лидерство подразумевает особый тип взаимоотношений "лидер – последователи", при котором лидер может "заставить обычных людей делать экстраординарные вещи перед лицом несчастья" .

Наиболее эффективные лидеры, по мнению Мескона М.Х. с соавт. способны нести ответственность за свое поведение, желают достичь поставленной цели, а также имеют образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую надо исполнить.

Адлер Ю.П., и Липкина В.В. также выделяют особую роль, которая имеет ответственность лидера и, кроме нее, – системное мышление и ценностный базис. "Ответственность – это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, – подчеркивают авторы. – Даже в тех случаях, когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность".

Системное мышление позволяет создать общее видение организации, адекватно оценить ситуацию, корректно осуществить постановку задачи. Только при системном подходе процесс может стать большим, чем сумма его элементов. Основной принцип системного мышления состоит в том, что любой процесс, объект или явление рассматривается как система.

Определяющим фактором при признании лидера группой являются ценности. При этом играет роль не только система ценностей группы, но и система ценностей организации и общества . В ходе исследований Далгаарда определились и основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество .

Мелиссой Х. были выделены четырнадцать ключевых черт глобальных лидеров: 1) мыслит глобальными категориями; 2) предвидит потенциальные возможности; 3) создает общее видение будущего; 4) способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия; 5) ценит в людях различия; 6) развивает командный подход к работе, чувство партнерства; 7) приветствует перемены; 8) демонстрирует знание технологий; 9) поощряет конструктивный вызов; 10) обеспечивает удовлетворение клиентов; 11) достигает успехов в соревновании с конкурентами; 12) демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции; 13) проявляет готовность к коллективному руководству; 14) действует в соответствии с провозглашенными ценностями .

Питер Сенге в своей книги "Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации" отмечает, что большинство выдающихся лидеров, с которыми ему случилось работать, "отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. Таких людей отличает "умение формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывали с ними собственное поведение" . В разработанной Сенге П. программе развития лидерских качеств автор акцентирует "индивидуальные дисциплины" – системное мышление, работу с интеллектуальными моделями и личное совершенствование. Эти дисциплины охватывают жизненно важные для лидерства умения: концептуализацию, общение и творческий подход. В свою очередь, природное лидерство, по мнению Сенге, не сводится к набору умений или знаний: люди в конечном итоге следуют за теми, кто во что-то верит и при этом способен достигать адекватных результатов. Иначе говоря, природным лидером становится тот, кто способен учиться .

Лидерство – это постоянная, напряженная деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане. В связи с этим А.М. Первитская разграничивает лидерскую деятельность на актуальную и потенциальную. Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и (или) на свою собственную, актуальная лидерская деятельностьопределяется как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность– это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы. Рассматривая специфику лидерства как роли, автор подчеркивает, что эту роль лидеру не только "дают", но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту.

Таким образом, психологическую готовность к лидерству можно рассматривать как возможность мобилизации лидерского потенциала, который предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.

Хорошего лидера выделяют его качества. Независимо от того, пытаетесь ли вы начать свой собственный бизнес, управляете командой сотрудников или просто проводите встречи, ведете диалог, вы можете проявить себя в этом лидером. Настоящий лидер всегда имеет ответы на самые сложные вопросы. Настоящий лидер может вдохновить и замотивировать людей на выполнение работы. При этом, лидеру очень трудно. Лидеру не к кому обратиться за советом, т.к. все общаются за советом к нему.

В природе еще не существует волшебных курсов, которые сделают из любой тряпки успешного лидера. Люди часто спорят о том, что великие лидеры рождаются таковыми. От части, я с этим соглашусь. Определенному типу людей просто не присущи определенные качества, которые должны быть у лидера. Определенному типу людей стать идеальным лидером будет крайне сложно, т.к. через свою сущность не перешагнуть. Но если вы изучите основы лидерства, то вы сможете сформировать лидерскую позицию.

Итак, приступаем к изучению самых нужных лидерских качеств.

Лидер твердо уверен в собственных убеждениях, что вдохновляет окружающих его людей

Если человек твердо верит в свои убеждения, то чаще всего такой человек будет придерживаться своих ценностей в любых ситуациях, что влияет на общее виденье лидера и будущее компании. Но это не должно обозначать, что лидер игнорирует мнение всех людей, которые думают иначе. Хороший лидер – гибкий лидер. Хороший лидер будет прислушиваться к мнению окружающих, адаптировать свои идеи и развивать их, учитывая предложения своего коллектива. Адаптация собственных идей не является изменой собственных убеждений.

Исследования показывают высокую степень зависимости между чувством неопределенности и стрессом. Затяжное чувство неопределенности часто провоцирует , что очень пагубно для любой организации. Если ваши сотрудники не уверены в том, какое решение вы приняли на счет новой идеи, либо они чувствуют, что лидер слишком часто меняет свои решения, то они не смогут сосредоточиться на своей работе, а их продуктивность будет минимальной. Такого лидера чаще всего перестают уважать, а его указания не воспринимают в серьез.

Есть знаменитая история про бывшего главу Apple. Стив Джобс демонстрировал очень сильную позицию по своим убеждениям. К примеру, когда выпускали первый iPhone, многие говорили, что люди предпочитают традиционную клавиатуру, а сенсорной никто пользоваться не захочет. На такие доводы Джобс всегда отвечал, что люди привыкнут к этому. Вот так сильно он был уверен в правильности своих решений.

Лидер использует эмоциональный интеллект, чтобы улучшить отношения с клиентам и коллегами

Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей. Если человек это умеет, то он получает максимальный контроль над собственными эмоциями и понимает эмоциональное состояние окружающих. Это значительно помогает в ведении деловых переговоров, помогает делать хорошие продажи т.к. любой человек очень сильно зависит от эмоционального фона и многие поступки делает на эмоциях.

В одному из следований иностранной страховой компании Fortune было обнаружено, что люди с высоким эмоциональным интеллектом были более успешны. Они чаще получали высокие оценки и добавилась положительных результатов в работе. Это обосновано преимуществами эмоционального интеллекта. Такие чаще хорошо контролируют свои эмоции и поведение, лучше работают в команде с другими людьми, могут быстро разрешать конфликты, прежде чем они выйдут из-под контроля.

С чего начать развивать эмоциональный интеллект

Некоторые люди от природы имеют способности к этому, а другим приходится потратить несколько лет, чтобы освоить это на базовом уровне.

Если вы только начинаете развивать эмоциональный интеллект, то тратье больше времени на изучением чувств других людей. Если вы заметили положительные или отрицательные эмоции, то попробуйте проанализировать это. Почему человек чувствовал эти эмоции и что привело к этому?

Лидер владеет в совершенстве искусством общения

Если вы лидер, то вам приходится часто общаться с другими людьми. Ни одна из проблем не обходится без вашего участия в ней. Вы будете регулярно проводить личные встречи, совершать звонки клиентам и регулярно вести переписку с клиентами. Стоит заметить, что не все разговоры будут приятными. К примеру, принять негатив клиента или сообщить коллеге про его увольнение.

Можно спросить любого успешного руководителя о том, какие навыки самые ценные для успеха, и они, вероятно, среди прочих назовут навыки общения. К примеру, миллиардер и серийный предприниматель Ричард Брэнсон называл общение самым важным умением, которым обладает лидер.

Коммуникация делает все процессы более плавными. Развитые навыки общения помогают более эффективно доносить до сотрудников различные инструкции и детали выполнения задач. Общение так же позволяет передать ваше настроение и степень важности через тон разговора. Соответственно, общение является объективным и субъективным средством воздействия на ваших слушателей.

Если вы решили стать настоящим лидером, то вам несомненно понадобиться огромная работа над собой. Ведь лидер обладает множественным набором психологических качеств и знаний для своей состоятельности.

Лидер (от англ. leader ) - первый, идущий впереди планеты всей 🙂 - человек, который в определенной группе людей пользуется признанием, авторитетом и обладает влиянием, которое определяется, как управленческая деятельность. Лидер принимает самые ответственные решения группы или организации и руководит всеми процессами в целом, при этом дает направление для дальнейших действий.

В данной статье мы будем говорить не о том , а о к ачествах лидера.

Качества лидера:

1) Уверенность в себе

2) Коммуникабельность

Без этого качества лидера трудно представить, умение налаживать контакты и быстро находить общий язык с коллективом важнейшее качество не только в этой стезе.

3) Умение постоянно учиться

Не для кого не секрет, что наш мир постоянно меняется все с большей и большей скоростью. Именно в связи с этим современным лидерам просто необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и вносить инновации в своем деле. Это значительно повысит вашу конкурентоспособность.

4) Целеустремленность

Очень важное качество, которое отделяет лидера от остальных людей. Он всегда знает, чего он хочет и что для этого нужно сделать. Ведь согласитесь глупо вести толпу, когда сам не знаешь куда.

5) Ответственность

Умение отвечать за свои слова, действия, решения неотъемлемое качество лидера. Тут уже не сможешь сказать «кто виноват?». Весь груз возможных неудач и провалов придется взять на себя, а вот успех делить со всеми.

6) Самодисциплина

Обычные люди легко позволяют себе все возможные слабости. Но лидер ни как не может позволить себе дать слабину и должен постоянно быть собранным и готовым к действию.

7) Умение общаться и слушать людей

Умение общаться и слушать людей одни из главных лидерских качеств. Именно с этого начинается лидерство. Вы должны не только общаться и убеждать людей на понятном языки, но и уметь выслушать и понять каждого человек, как отдельную личность.

8) Умения создать команду

Все мы понимаем, что без команды лидер перестает быть лидером. Поэтому умение создавать команду одна из ключевых качеств лидера. Дорого стоит притянуть и убедить людей идти под твоим знаменем.

9) Упорство

Лидер это тот человек, которые никогда не сдается и находится в постоянно активности. Он ищет ответы и решение до тех пор пока не найдет их.

10) Амбициозность

Лидер всегда стремиться к высоким целям и ярким результатам, при этом делает это осознанно не рисуя в воображении сказочных гор.

Поведение человека и лидерские качества личности определяют лидера. Такой человек способен организовать деятельность коллектива: принимать решения от лица всей группы, организовать работу, показать пример. Он доказал, что выбор его для управления целесообразен и оправдан. Он не пасует перед решением задач, которые могут показаться неразрешимыми. Лидерство и личность - понятия взаимосвязанные.

Лидер организовывает деятельность сотрудников

Основные черты характера лидера

К основным чертам характера лидера относят:

  • контроль над поведением и эмоциями;
  • позитивное видение;
  • устойчивость к стрессам;
  • готовность к переменам;
  • уверенность в успехе;
  • четкость в выражении мыслей;
  • готовность к преодолению трудностей;
  • умение грамотно распоряжаться временем;
  • способность к убеждению;
  • умение вести конструктивный диалог.

Лидер – сильная личность, способная не только решать задачи и преодолевать трудности, но и предвидеть их в будущем.

Формальное и неформальное лидерство

Лидерство может быть формальным и неформальным.

Формальным лидером является официальный руководитель коллектива. В редких случаях он вызывает симпатии сотрудников, максимум - уважение. Неформальный – это лидер, неофициально признанный большей частью группы. Ему больше симпатизируют. Но его принятие решений контролируется и руководителем.

Неофициальный лидер часто появляется в коллективе при авторитарном стиле управлении. При таком стиле официального руководителя воспринимают тираном, а социально-психологический процесс в коллективе - неблагоприятным, нуждающимся в сильном лидере. При либеральном или демократическом стилях управления неформальный лидер появляется крайне редко. Руководителя никто не боится, и для отстаивания своих интересов помощь не нужна.

Решение неформального лидера контролируются официальным руководителем

Качества руководителя

Деловой лидер должен быть настойчивым, решительным и способным отдавать приказы, принимать решения, контролировать и направлять деятельность коллектива. Лидер на работе должен уметь :

  • определять постановление задач группы, которой он руководит;
  • конструктивно доносить их до служащих;
  • убеждать в необходимости поставной цели;
  • мотивировать максимум сотрудников на быстрое выполнение задач;
  • поддерживать авторитет в коллективе;
  • сохранять спокойствие независимо от ситуации;
  • оперативно реагировать на любую смену обстановки;
  • широко и позитивно мыслить;
  • достигать поставленных целей, несмотря на препятствия;
  • прислушиваться к мнению других;
  • строить правильные вопросы;
  • идти на риск;
  • строить долгосрочные планы и достигать результата;
  • сбрасывать балласт.

Проблема лидерства и руководства состоит в том, что не всегда руководитель наделен качествами лидера. Помимо качеств, руководитель должен уметь вести себя по-лидерски.

Демонстрация качеств

Качества лидера демонстрируются словами, интонацией, способом ведения беседы, мимикой и жестами, уверенностью и твердостью во взглядах.

  1. Уверенный человек соблюдает осанку.
  2. Не отводит взгляда от глаз собеседника.
  3. Улыбается только в соответствующих ситуациях.
  4. Уважительно относится к собеседнику.
  5. Одевается соответственно занимаемой должности.

Основные виды

Стремление к лидерству - это желание занять достойное место в обществе. И оно свойственно всем людям. Согласно стилю принятия решений в коллективе и методов подхода к разрешению задач, определяются виды лидерства: авторитарное, либеральное или демократическое.

Авторитарный лидер

Авторитарное лидерство предоставляет руководителю возможности автономно принимать решения, а также подразумевает подчинение всех членов коллектива руководству. Выполнение принятых решений контролируется. Руководитель имеет право критиковать и без объяснения причин применять меры для наказания подчиненных, что вызывает массовое недовольство в коллективе.

  • высокая вероятность принятия ошибочных решений;
  • безынициативность и пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность коллектива;
  • тяжелая моральная обстановка.

Такой стиль целесообразен только в критических ситуациях: авария или угроза жизни. Авторитарный стиль способен подавить массовые недовольства.

Либеральный лидер

Либеральному виду присуще отсутствие контроля, четкости в требованиях. Существует возможность непредсказуемых мер наказания.

Такая личность проявляет тенденцию регрессии, характеризуется отсутствием стимула работать, недовольством сотрудников руководством и всей работой. Климат в коллективе неблагоприятный. Негативное влияние людей друг на друга выражается скрытыми конфликтами.

Демократический лидер

При демократическом виде человек привлекает коллектив к обсуждению наиболее важных задач и целей, принятию решений. Группе предоставляется определенный уровень свободы в обсуждении и стимулировании рабочей активности.

Такой лидер является наиболее эффективным. Высокая вероятность принятия верных решений, хорошие показатели производительности труда, благоприятная психологическая обстановка. Такой вид лидерства - показатель профессионализма руководителя и хорошего лидера.

Лидерство и руководство

Довольно часто путают лидерство и руководство. Но это не слова-синонимы. Для того чтобы понять, что такое лидерство и руководство, необходимо рассмотреть их различия.

Основные различия лидерства и руководства

Лидерство

Руководство

неофициальные отношения официальные отношения
психологическая основа социальная основа
может быть руководителем может не быть лидерским
ставит и реализует цели самостоятельно ставит цели и способы их достижения посредством усилий подчиненных
лидерство основано на доверии, ведет за собой последователей подчинение коллектива обязательно , применяются меры наград и наказания

Основные сходства:

  • лидер и руководитель могут быть одновременно и тем, и другим;
  • являются представителями власти;
  • могут оказывать влияние на окружение.

Можно сделать вывод, что лидерство - это влияние на своих последователей без использования мер принуждения и наказания. Авторитет лидера зависит от его личностных качеств и способности защиты интересов группы.

Руководство оказывает влияние посредством применения официальных полномочий. Занимаемая должность наделяет руководящими полномочиями, но не лидерскими качествами.

Признаки лидера

Определить такого человека в группе довольно легко, его основными признаками являются:

  • высокая активность и инициативность при решении задач коллектива;
  • умение влиять на членов коллектива;
  • высокая информированность;
  • присущи личные качества лидера;
  • способность видеть ситуацию вне рамок признанных норм.

Функции лидера

Лидер должен не только уметь убеждать и быть активным, но и выполнять определенные функции. Функции лидера заключаются в следующем:

  • организовывать жизнедеятельность коллектива во всех сферах деятельности;
  • устанавливать правила и следить за их соблюдением группой;
  • официально представлять группу в своем лице;
  • нести ответственность за результаты деятельности коллектива;
  • координировать отношения внутри группы.

Заключение

Для того чтобы быть лидером, необходимо обладать не только определенными личностными качествами лидера, но и постоянно работать над собой, обоснованно верить в свою правоту. Уверенность в себе помогает преодолевать трудности и не пасовать перед проблемами. Развивайте такие лидерские качества, как спокойствие, логичность, способность взгляда со стороны. Развитие силы лидерских качеств непременно поможет вам заслужить уважение и признание среди сотрудников, родных и друзей.

Одними из главных тем для исследования современными науками, касающимися социальной психологии, являются лидерство и личность. По мнению ученых, формирование лидерства напрямую связано с поиском определенных черт личности, позволяющих обладать преимуществом ввиду своих психологических и физических характеристик. Лидер имеет главную роль в организации деятельности группы, к которой он относится, а также формирует и регулирует межличностные отношения ее участников.

Характеристика

Кто такой лидер? Существует множество определений, из которых можно сделать вывод: лидер - это человек, ведущий за собой других, имеющий авторитет и умеющий организовать и распределить деятельность группы. Определение лидерства означает еще и наличие у индивида определенных способностей, которые помогают ему вести за собой остальных. Эти способности формируются из психологических качеств личности, представляющих собой единение знаний, ценностей, умений и навыков, норм поведения. Лидер всегда видит общую картину и знает, как достичь цели, куда идти. Даже при неблагоприятных обстоятельствах он не опускает руки и целенаправленно движется вперед. Он всегда дисциплинирован, способен аналитически мыслить и помогает остальным достичь желаемого результата.

Основные качества

Многие исследователи в области социологии и психологии спорят, могут ли быть лидерские качества врожденными, или их нужно развивать. Но есть личностные и психологические качества человека, которые отличают их от других людей. Это сильные и волевые личности, открытые для критики и закрытые от неприятностей, они имеют такие черты характера, как:

  • контроль над эмоциями и поведением;
  • позитивный настрой;
  • готовность к переменам;
  • твердо верят в удачливость;
  • выражение мыслей коротко и понятно;
  • не опускают руки перед трудностями.

Перечисленные свойства характера волевого человека – это еще не все качества, присущие лидеру. Существует множество других, характеризующих сильную личность. К таковым относятся.

Спокойствие, честность, целеустремленность, надежность

Честному и целеустремленному лидеру верят и следуют за ним, т.к. он не боится трудностей и твердо следует своей цели. Такой человек надежный и никогда не подведет последователей, доводя дело до конца.

Открытость

Хороший лидер умеет выслушать и принять во внимание предложенные другими идеи, даже если они не соответствуют его планам. Умение рассмотреть альтернативное решение своему является положительным навыком для лидера. Открытость во взаимоотношениях между ним и его последователями означает доверие и уважение в коллективе.

Творческий подход

Часто случается, что обыденный образ мышления не помогает решить проблему. Тогда необходимо расширить границы сознания и подумать по-другому, применить другой подход к делу. Лидером обычно является творческая личность, не испытывающая трудностей в таких вопросах. Он не отчаивается, а предлагает: «А что, если?». Расширенное мышление ведущего подталкивают последователей к подобному подходу поиска решения проблем.

Уверенность и ответственность

Для достижения поставленных целей лидер должен быть напористым, а также ответственным за оправдания ожиданий подопечных, поэтому он собирает все силы команды на решение задачи и подведение к конечному результату. Такая напористость часто воспринимается более «слабыми» людьми, как агрессивность. Но следует разграничивать эти понятия.

Чувство юмора

Это личное и важное качество «сильного» человека, помогающее снять скуку, разрядить напряженную обстановку в команде, а также способствует развитию корпоративного духа. Юмор является своеобразным видом власти, обеспечивающей контроль над членами группы.

Энтузиазм

Человек, с преданностью относящийся к своему делу, заслуживает доверия последователей. С помощью проявленного энтузиазма лидер становится вдохновителем и мотиватором. Несмотря на различие обязанностей, ведущий помогает остальным наравне с ними и не боится погружаться «в грязную работу».

Аналитическое мышление

Лидер всегда видит общую картину ситуации, но для детального ее изучения он может «разбивать» ее на отдельные части. Так, не упуская из виду конечную цель, ставит несколько маленьких, что ускоряет прогресс в этом направлении. Это основные личностные и психологические качества лидера. Они проявляются как в повседневной жизни, так и на работе. Также к качествам такой личности можно отнести:

  • настойчивость и решительность;
  • умение быстро определять цели и задачи и доносить их до подчиненных;
  • умение мотивировать и вдохновлять сотрудников;
  • умение оставаться невозмутимым в любых ситуациях;
  • быстрое и широкое мышление;
  • умение оперативно ориентироваться не на трудности, а на достижение поставленной цели;
  • идти на риск, но обоснованный;
  • необходимо четко понимать, от чего можно отказаться, а от чего нельзя;
  • прислушиваться к другим и обсуждать их идеи;
  • умение ускорять движение к цели или вовремя останавливать опасные процессы.

Можно сделать вывод, что лидерство и сильная, волевая личность – это неразделимые понятия. Лидер должен иметь множество различных черт характера, помогающих ему добиваться успехов на любом поприще. Но обладание ими, это еще не означает быть главным и вести за собой общество. Необходимо научиться правильно показывать их.

Демонстрация качеств

  • гордая осанка показывает уверенность;
  • спокойный и твердый взгляд, направленный прямо в глаза оппонента, указывает на сильную личность;
  • уместная и нечастая улыбка;
  • уважительные и располагающие манеры;
  • имидж должен производить хорошее впечатление.

При разговоре следует верить в собственную правоту и демонстрировать собеседнику преданность выбранному пути. Личность, характеризующая лидера, обладает уверенностью в себе и твердой волей, которые помогают в преодолении проблем и трудностей. Но что делать, если таковых качеств не наблюдается? Можно ли их развить? Изучение данного вопроса актуально и по сей день. Многие исследователи считают, что лидерские качества развить реально, стоит только долго и упорно работать над собой.

Формирование необходимых качеств

Развитие личности лидера необходимо начинать с детства, но, если момент уже упущен, не стоит расстраиваться, т. к. заняться саморазвитием никогда не поздно. Существует множество различных тренингов по формированию лидерских качеств, цель которых - создать четкий план по самостоятельному развитию, состоящий из конкретных шагов.

Для начала необходимо разделить свой план на несколько разделов для постепенного становления личности как лидера:

  • краткосрочные цели, достигаемые в ближайшее время;
  • цели среднего срока, которые нужно достигнуть за несколько месяцев;
  • долгосрочные цели, требующие года на самосовершенствование.

Говорят, что практика важнее теории, что в корне неверно. Без теоретического фундамента не получится стать лидером, а лишь сформируется умение копировать слова и поступки других людей с более выдающимися способностями. Для успеха на данном поприще необходимо научиться наблюдать и анализировать их деятельность и поведение, творчески применяя полученный опыт для решения собственных задач.

Для развития лидерских навыков в начале целенаправленного пути специалист по лидерству Д. Эдайр придумал упражнение, которое поможет достичь успеха. Оно заключается в списке ключевых целей, из которых необходимо выделить для себя некоторые и следовать им:

  • За год пройти несколько тренингов по самосовершенствованию.
  • Беседа с признанными лидерами для понимания идей лидерства.
  • Беседа с сотрудниками о том, за что они ценят лидера. Ответы нужно записать и обдумать.
  • За год прочитать несколько пособий по саморазвитию и определить на ее основе 5 практических шагов.
  • Выяснить точную информацию про мнение компании о себе, свой потенциал в ней.
  • Если на работе нет возможности для развития лидерских качеств, нужно сменить ее.
  • Выбрать длительный курс обучения по расширению знаний в определенной области.

Данное упражнение является очень действенным при условии полного погружения в самосовершенствование. При создании плана необходимо учитывать развитие в себе лидерских качеств. Это очень трудоемкая работа, но в результате успех не заставит себя долго ждать. Психологи, изучив биографии наиболее известных личностей, определили 10 качеств, необходимых для успеха на поприще саморазвития.

Движение к результату

Лидер всегда видит свою цель, знает, куда двигаться и что предпринимать для ее достижения. Для того чтобы научиться этому, можно читать истории успешных людей, книги по саморазвитию и мотивации.

Принятие решений

Человек с сильным, волевым характером боится принимать нелегкие решения. Для развития навыков принятия решений необходимо научиться принимать их в областях, где отказ не будет серьезным промахом. Его нужно проанализировать и не останавливаться на этом.

Риск

Настоящий лидер действует, несмотря на отсутствие гарантий положительного результата. Чтобы научиться рисковать, нужно анализировать задачу и составлять несколько вариантов ее решения, назначая шкалу для каждого от 1 до 5. Затем нужно продумать, пройдет ли все так, как задумано потом предпринимать соответствующие меры. Не стоит отчаиваться в случае проигрыша. Совершая ошибки и понимая их суть, лидеры «растут».

Мотивация людей

Лидер умеет четко изъяснять свои мысли и цели другим, внушает доверие и стремление к вершинам, о которых они и подумать ранее не могли. Под его руководством остальные члены группы пытаются совершенствовать свои личные и профессиональные качества. Как мотивировать других: нужно изучить потребности всех участников группы, побуждающие к активным действиям. Каждый из них должен понимать значимость своей работы в команде.

Создание команды

У лидера команда состоит из сильных и продуктивных личностей, где царит корпоративный дух и взаимопонимание. Для создания своей команды необходимо концентрироваться на мнениях других во время дискуссий, на их лучших качествах.

Самопознание

Хорошие лидеры стремятся к совершенству, осознавая недостатки и достоинства. Они открыты к критике и охотно меняют свои качества при необходимости. Для расширения познания нужно проводить анализ собственных действий и последствий. Можно спросить мнение других о том, какие изменения необходимы для улучшения лидерских качеств. Отличным опытом для самопознания будет ведения дневника с наиболее важными событиями. С его помощью можно отслеживать прогресс в совершенствовании навыков.

Личностная целостность

Целостность помогает не отступать от своих принципов, даже если другой путь более легкий и выгодный. Человека с такой чертой характера все считают надежным и примером для подражания. Активный поиск общения с друзьями, коллегами позволит трезво оценить целостность, сопоставляя свои представления о цели и ответственности с их мнением.

Самосовершенствование

Для этого необходимо часто общаться с людьми для обмена новыми идеями, анализировать поступки и слова как свои, так и опытных сильных личностей, читать литературу по теме лидерства.

Продуктивное общение

Хорошие лидеры могут с легкостью четко представить свои мысли, цели и идеи так, чтобы за ними шли последователи. Чтобы научиться подобному, нужно практиковать активное слушание, уметь видеть невербальные послания тела, доносить наиболее нужную информацию и просить ее повторить, важно научиться читать между строк в разговоре.

Активная взаимопомощь

Поощрение даже небольших успехов каждого из команды позволяет им раскрыть собственный потенциал, можно поручить некоторым свои обязанности. При развитии данных качеств успех в различных областях жизни не заставит ждать, главное - терпение и упорство, а также огромное желание изменить себя к лучшему.

Похожие статьи