Учреждение государственной почты в древнем мире. Монастырская и университетская почты

03.07.2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов им. И.А. Куратова»

«Я К ВАМ ПИШУ…»

Письмо. Способы передачи писем.

Актуальность письма в наше время.

Выполнили: ученики 9 «Б» класса

Груздева Екатерина

Дроздова Ксения

Станкевич Андрей

Учитель: Тюлькина Е.П.

Сыктывкар. 2010.

Цель :

Познакомить учащихся с историей появления письма и почты, проследить насколько актуальны письма в наш век компьютерных технологий.

Задачи:

Воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитывать любовь к родному языку.

Рассмотреть способы передачи писем от истоков до наших дней.

Проследить насколько актуальны письма в наше время.

Оборудование: мультимедийный проектор.

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал “письмо” со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим “в письме сказано”, чем “в письме написано”.

2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Согласно легенде, греческий воин по имени Филиппид в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин , чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.

История почты тесно связана с историей письменности . Информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи.

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения “mansio pozita…” – “станция в пункте…” и произошло слово “почта”.

Письмо зародилось еще в древние времена: в Египте, Риме, Ассирии. В России письмо появилось в 8-9 вв.

Так как грамотных было немного, письма писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в письмовнике .

ПИСЬМОВНИКИ – сборники образцов документов, вышедшие непосредственно из делопроизводственной практики и содержащие стихийно сложившиеся нормы и правила, формулы речевой учтивости, вежливости, необходимые для написания частных и деловых писем.

Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных почтовых служб.

Основы русской почты – одной из старейших в Европе – закладываются в последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси. В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии – стране с самой развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала основным средством связи между образованными людьми. Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода. Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. Они позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки почты.

Первое упоминание о «Бутылочной» или «Морской» почте – около 1493 года. Долгое время эта почта использовалась не только как «средство связи», но и как средство исследования течений в морях и океанах.

Рассказывают, что в 1852 г. капитан американского судна нашел на берегу в Гибралтарском проливе бутылку, которую будто бы выбросил в море Христофор Колумб, возвращаясь в 1493 г. от берегов Америки в Испанию. По-видимому, Колумб опасался, что его ветхая каравелла может затонуть, и мир не узнает о важных открытиях, которые были сделаны им и его сподвижниками.

Записка, вложенная в бутылку, была адресована королеве Изабелле I. Капитан действительно доставил бутылку с запиской королеве Изабелле, но не первой, а царствовавшей 350 лет спустя, Изабелле II. Не исключено, однако, что эта история - одна из ловко осуществленных мистификаций, связанных с именем Колумба, а вся эта история - любопытный курьез. Если же записка принадлежала действительно Колумбу, то его бутылка - самая древняя во всей истории бутылочной почты.

Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, с большой скоростью (60-80 км/ч) пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы использовали голубей для военных, коммерческих и других целей.

Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей. Особое развитие получила голубиная почта в Египте.

Эти способности птиц человек стал использовать для получения информации с караванных путей.

В военные годы голуби передавали срочные донесения. За эти заслуги голубым даже поставлены памятники во Франции и Англии.

Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало побольше, ямщицкие почтовые тройки мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли самое сокровенное; рекомендательные письма открывали двери самых неприступных домов, а подметные (подброшенные) письма губили самые непорочные репутации.

В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок . Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки - столько проезжал почтовый дилижанс.

Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население. Современная почта своим появлением обязана государству и царю Алексею Михайловичу, его называли Тишайшим. Именно им в 1665 году учреждена служба «для пересылки государственных бумаг» – Ямской или Почтовый приказ. Но почту еще называют Немецкой: она отправляется лишь в Польшу и Курляндию, один раз в две недели…

Лишь при Петре Великом в 1718-1720 годах появится «правильная» почта, и свяжет Петербург со всеми знатными городами. Тогда появились почтовые станции на дорогах. Возчики почты именовались «почтарями», а лошади – «почтовыми».

А при Екатерине Великой, с указа 1781 года, началось осуществление грандиозного проекта: почтовыми дорогами должны были быть соединены не только губернские, но и все уездные города. Все дороги в империи стали почтовыми трактами.

С 1837 года у почтовых повозок появились колокольчики, чтобы, все, заслышав их, уступали всенепременно дорогу летящей тройке с ямщиком на облучке.

Самым большим письмом в мире является пергамент длиной 10 и шириной 7 м, отправленный персидским шахом турецкому султану Сулейману Великолепному в XVI веке.

Самое маленькое письмо имеет размеры 23 × 36 мм и было обнаружено в 1983 году в Почтовом музее Стокгольма. На письме, прошедшем все этапы почтовой обработки, имеется марка, в соответствии с действующим тарифом и погашенная штемпелем от 21 июля 1883 года.

Согласно «Книге рекордов Гиннеса», самым дорогим письмом считается послание Авраама Линкольна, написанное в 1864 году в ответ на прошение 195 мальчиков и девочек об отмене рабства. Письмо было продано за 3,4 миллиона долларов в частную американскую коллекцию.

Писали письма на Руси гусиными перьями. Для писания писем использовали орешковые чернила. Перья из левого крыла птицы ценились больше, так как их изгиб был удобнее для руки пишущего.

Такими перьями писали письма А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. И сами письма с течением времени становятся историческими документами.

В наше время, кажется, написать письмо гораздо проще, нужно только взять бумагу и ручку, однако писать письма - дело непростое, оно требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются или уравновешиваются взглядом, голосом, жестом. На листе бумаги перед нами голая фраза. Здесь во всем величии проявляются могущество и вечность слова.

Но в наш век компьютерных технологий мы слишком мало пишем письма. Нам легче быстро набрать на клавиатуре нужный нам текст (без ошибок, помарок…)… и… отправить другу в течение нескольких секунд одним лишь нажатием кнопки ENTER.

Мы провели исследование и получили следующие результаты.

Нами было опрошено 50 человек разного возраста и пола.

Итак, проведя исследование, мы выявили, что сейчас ма очень редко пишем письма, а если и пишем, то только тогда, когда нам надо переслать документы (деловое письмо) или когда нам надо поздравить человека с каким-либо праздником (поздравительная открытка внутри). Но мы не должны забывать, что есть такой эпистолярный жанр как письмо!!! Аккуратно оформленное, грамотно написанное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права.

Библиография.

1. Белинский В.Г. Сочинения А.Пушкина. Статьи 8 и 9. – Полн. Собр. соч., т.

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

3. Сержан Л.С., цит. соч.

4. Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П.СПб., 1879

5. Дмитриева Н.- Изображение и слово. М.1991.

Информация. Наверное, в нашем мире сложно назвать что-то еще, такое же неосязаемое и такое же плотное, пронизывающее все направления и постоянно скапливающееся вокруг нас. Сохранение информации появилось с первыми наскальными надписями, а вместе с необходимостью передавать ее на дальние расстояния зажглись сигнальные костры и зазвучали барабаны. Так родилась первая почта. В этой серии статей мы покажем вам, как работает этот важнейший сегмент нашей жизни, как он эволюционирует, каким был и каким будет: почта.

Люди научились говорить относительно давно, но человеческий голос несовершенен, когда речь заходит об отправке вестей подальше. Поскольку необходимость делиться информацией не просто накапливалась, но и увеличивалась экспоненциально по мере развития нашего мира, вместе с ней рождались и новые формы почтовой связи. От первых сигнальных барабанов, которые появились порядка 8000 лет назад, древние племена перешли к огню и дыму: их видно издалека, а сам факт зажигания дымного столба был неким сигналом. Африканские племена используют тамтамы для связи и до сих пор, а костры использовались даже индейцами XX века.

Первые зачатки почтовой связи родились в государствах древности вместе с появлением письменности: Месопотамии, Египте, Греции, Персии, Китае, Римской империи. По дорогам зашагали первые гонцы, позднее они пересели на лошадей. Вести и письменные сообщения передавались по принципу эстафеты. На Древнем Востоке правители нуждались в снабжении их постоянной информацией о происходящем на подвластных им территориях с рабовладельческим строем. Неудивительно, что это повлекло за собой развитие прообраза почтовой связи. Считается, что первое почтовое сообщение было отправлено порядка 5000 лет назад в Месопотамии в виде запечатанного глиняного письма.

Почта античности строилась на гонцах, которые устно, письменно, по морю, верхом, по суше, пешком - и чаще всего в военных целях - разносили вести по всем уголкам государств. Особое развитие такая система передачи вестей получила в Римской империи, а с ее падением (около 520 года н. э.) - перестала существовать и почта. В феодальной средневековой Европе XI–XV веков почта и связь как таковые отошли духовным и светским институтам. То есть почтой стала заниматься церковь. Об этом периоде мы поговорим позже.


Н.К. Рерих, «Гонец»

На секундочку задумаемся. Когда вы в последний раз пользовались услугами почты? Возможно, вам вспомнится посылка, которую вы забирали из отделения почты или непосредственно у курьера. Отправляли письма в какое-нибудь госучреждение. Вскрывали конверты в поисках денег в далеком несчастливом детстве. Посылая «письма счастья», тщательно «облизывая», как положено, каждый конверт, не указывая обратного адреса. Кажется, что почта отходит от нас, перевоплощаясь по большей части в службу доставки и уходя в «облако». На деле же почта эволюционирует. Новости и статья, которые вы сейчас читаете - пример эволюции вестей, прошедших длинный путь из обветренных рук или даже уст персидского гонца до изображения на вашем дисплее. Электронная почта, без которой мы не представляем свою жизнь, была невозможной без Интернета, а Интернет появился не так уж и давно - ему 50 лет даже нет. Вместо электронных писем люди отправляли только бумажные. И даже в будущем, когда, возможно, необходимости доставлять посылку уже не будет - нужный товар распечатается у вас на 3D-принтере, материализуется в телепортаторе или вы будете использовать исключительно виртуальные продукты - все это будет лишь эволюцией почты.

Информация не исчезает бесследно, не растворяется в черной дыре, она лишь принимает другую форму.

В мире не так много феноменов, или даже институтов, сложившихся в результате последовательного и независимого развития по всему земному шару. Навскидку можно назвать лишь самые грандиозные - письменность и языки, множество их; институт науки, впитавший изыскания ученых всего мира за многие тысячелетия; дело дипломатии и государственности, которые и в современное время не чураются норм, разработанных еще в Римской империи; художественная культура, временем расцвета которой считается Древняя Греция. Попробуйте включить сюда почту, и вы удивитесь, как прекрасно этот институт вписывается в этот ряд и включает лучшее из того, что могут придумать люди в разных уголках земного шара вместе и раздельно.

Средневековая церковь, будучи единственным и неповторимым органом власти, взяла на себя задачу централизации, которая была бы невозможна без собственной системы сообщений - монастырской почты. Курьеры от монастырей поддерживали связь между отдельными монастырями и главой церкви в Риме, между монашескими орденами и их братствами. Тогда же родились и станции для перемены лошадей, впоследствии перекочевавшие в Россию. Собственно, слово «почта» происходит от итальянского «statio posita in…», что означало станцию для перемены лошадей. Слово «почта» (post) впервые начали употреблять в таком значении в XII веке.

Европейские университеты середины второго тысячелетия, в которые, как сложилось исторически, учащиеся стекались из самых различных стран, чуть ли не пешком, по-ломоносовски, добирались, чтобы получить образование, использовали этот важный момент: за отдельную плату профессиональные гонцы университетской почты поддерживали связь между студентами и их семьями, иногда доставляя письма частным лицам.

Интересным явлением стала «почта мясников». По роду деятельности, европейский цех мясников, который ради закупок совершал обширные путешествия, взял на себя обязанности по перевозке писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это стало обязанностью мясников, взамен на что они получали определенные привилегии. Эта почта работала до конца XVII века и местами получила государственное значение.


Франц фон Таксис

И все же первой организованной почтой во всех смыслах этого слова считается почта, созданная членами рода Тассо (Тассис, Таксис). Почта Турн-и-Таксис просуществовала со второй половины XV века до 1867 года и внесла огромный вклад в развитие почтовой связи в Европе. Почта Таксисов содержалась на их средства, страх и риск, но неизменно оставалась частным предприятием, хотя императоры и притязали на ее установление. Почта Турн-и-Таксис важно перенимала все эффекты эволюции почты, оперативно привлекала к использованию почтовый штемпель и почтовую марку. 400 лет - неплохая история для частной почты.

Что касается почты России, русской почты, получившей развитие на территории тогдашнего русского государства, историки придерживаются мнения, что почтовую службу наши предки переняли у завоевателей-монголов. В тот смутный период на главных дорогах появились почтовые станции (о которых мы говорили выше), «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. Как вы догадываетесь, слово «ямщик» уходит корнями именно в эту легенду. А слово «почтальон» обрело себя в дореволюционной России с 1716 года (до этого почтовых служащих называли «почтарями»).

Реформы Петра I привели к тому, что почтовая связь в России появилась во всех главных городах страны. Почтой занялось государство, были открыты первые почтамты, почтовые конторы, ввели должность почтмейстера. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) проложили свой путь в 1851 году. Что было дальше - вы знаете, вам в почтовый ящик упало первое в вашей жизни письмо. О том, как работает почта и какие ее элементы претерпели эволюцию, а какие остались неизменными, мы поговорим в следующий раз.

Невозможно описать словами, насколько далеко зашло влияние эволюции и революций в почтовой службе, на земле и на море. Почту наверняка можно назвать великим достижением человечества. Мир 1782 года, который последовал за американской войной за независимость, был заключен лишь после переговоров, растянувшихся больше чем на два года. Пруссия и Австрия воевали в 1866 году. Кампания заняла семь дней; и с момента объявления войны до формального заключения мира прошло семь недель. Очевидно, что временная разница в обоих случаях была обусловлена лишь тем, что в одном случае новости шли дольше, а в другом - быстрее.

Мы можем смотреть на прошлое со смешанным чувством - вспоминать наших легкомысленных предков, которые никуда не спешили и которым хватало времени на рефлексию; мы считаем те времена летаргическими, вялыми, спокойными.

Мы гордимся собственной эпохой как наполненной жизнью и активностью, спешкой и нервами, высоким электрическим напряжением. Но многие из нас знают цену этому водовороту жизненных событий и часто говорят: «Этот темп убивает». Сохранится ли этот темп на следующие сто лет? Скорее всего, да. Эволюция почты позволяет нам умещать больше действий в минуту жизни, как и эволюция многого другого, безусловно. Письма больше не идут неделями, посылки скоро будут доставляться мгновенно, связь практически лишилась каких-либо ограничений. Какой будет почта в будущем? Вы узнаете об этом первыми.

Испытания первых почтовых дронов уже начались…

История почты...

Почта происходит от немецкого слова - Post, итальянского - Posta, от позднелатинского - Posito, что означает - станция с переменными лошадьми, станция в пункте.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. Эти сведения знает каждый школьник. Однако ассирийцы еще в III тысячелетии до нашей эры применяли то, что может называться предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-«письмо» и табличка-«конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». До наших дней дошло два таких письма. Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

4000 лет назад неизвестный египетский художник на одной из стен погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой руке - открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существование почты в те далекие времена. Документальные материалы о почтовых сообщениях мы имеем и среди других памятников древней культуры.

Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии(558 - 486 года до нашей эры) почтовая связь была налажена очень хорошо. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому. Эта была так называемая эстафетная почта.

Славилась и древнеримская почта. Она играла огромную роль в управлении громадной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили «Statio posita in…”(Станция расположена в …). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово ПОЧТА (“Posta”).

Документально подтвержденные сведения о возникновении почты в Китае относятся к очень отдаленным временам. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027 - 249 года до нашей эры). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618 - 907 года до нашей эры) уже назначали генерал - почтмейстеров.

Эстафетная почта Китая доставляла императорские приказы и сообщения императору с необыкновенной быстротой. На древней китайской гравюре мы можем видеть, как выглядел китайский пеший почтовый гонец. Хотя работа и нелегка, но любимый зонт должен скрасить гонцу трудности далекого путешествия.

В арабском Халифате к 750 году все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы - пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 год).

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем».

В Греции почтовая система была достаточно хорошо налажена в виде сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они называлисьгемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самый известный из этих курьеров был Филиппид, который по преданию Плутарха в 490 году до н.э. донёс в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым Марафоном в истории. Филипид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своём штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 года имели регулярную почту. Следует отметить, что почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы - завоеватели только в 16 веке.

Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно преодолевалось гонцом в высоком темпе. Характерная особенность почты инков и ацтеков заключалось в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Думаю, что современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда и самолеты.

Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней известно очень мало.

Но, практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого касательства. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов («почта мясников»), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты.

Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза.

Ганза - торговый и политический союз северогерманских городов в 14 - 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере мы видим уже зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и- Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 году Франц Таксис становится генерал - почтмейстером Нидерландов. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис - Ламораль становится имперским генерал - почтмейстером.

Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку «Турн» Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 году, получив ее в качестве пожалования короля.

Ламораль Таксис, новый генерал - почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против «дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами». Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность - таков был девиз почты Турн-и-Таксис. Именно этот девиз, строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простые люди и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ. Все это имело огромное значение для общества.

В 1850 году почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К этому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки.

Именно поэтому 1 января 1852 году вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Выпускала почта Турн-и-Таксис и маркированные конверты.

История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 году, когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

В 1973 году в Бельгии вышла марка, посвященная почте Турн-и-Таксис. Одной из первых почтовая служба Таксисов появилась на территории Бельгии. Служащие этой своеобразной империи имели широкие права и привилегии. На почтовой марке отражена одна из них. На правом боку, сидящего на коне курьера, виден почтовый рожек.

В то время только служащие дома Таксисов имели право трубить в него. Звук рожка предупреждал почтовые станции о приближении курьера, на смену которому готовилась смена. Сигнал рожка освобождал от подорожной платы, в ночное время открывал городские ворота, заставлял встречный транспорт сворачивать с пути, уступая дорогу спешащему с почтой курьеру.

Услышав звук рожка, сменщик готовил своего коня, чтобы принять почту и немедленно отправиться далее. Гонцы обязаны были двигаться со скоростью не менее мили в час. В случае нарушений они подвергались штрафам.

В 17 веке Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые «почтовые крестьяне». Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

Обычно посылали батрака, который бежал, трубя в рожек, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. «Почтовые крестьяне» работали круглый год, независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они, то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибала во время шторма.


Русская почта является одной из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к 10 веку. В киевской Руси существовала обязанность населения с названием «повоз». Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Еще до татаро - монгольского нашествия в России существовали почтовые дороги и почтовые станции. Просто захватчики стали использовать их для организации своей почты. Они ввели натуральную повинность для населения, названную «ям». Ям - это обязанность населения предоставлять лошадей и людей (какой же хозяин способен передать свою кормилицу в чужие руки!) для перевозки грузов и почты.

Татаро-монгольское иго сгинуло, но тюркское слово «ям» осталось в русском языке в качестве названия одной из многочисленных повинностей русского населения (вспомним самые известные - барщина, десятина и т.п.). Ямами стали называть почтовые станции, где гонцы меняли лошадей. С 16 века ямы находились в ведении Ямского приказа, предшественника Почтового департамента России (1782 год). Да и слово ямщик имеет те же корни. Хотя интересно отметить, что вначале ямщиками называли станционных смотрителей, и только позднее значение этого слова изменилось на современный лад: ямщик - человек, непосредственно управляющий лошадьми почтовых троек.

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684): …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют.


Четкая почтовая служба в России появилась, однако, только при царе Алексее Михайловиче. Организатором «правильной» почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 - 1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва - Вильну). На почтовом блоке, выпущенном к 100-летию русской почтовой марки хорошо видны наиболее яркие страницы истории русской почты.



Как видно из этих кратких примеров, развитие почты в различных странах имело немало отличий, но, в принципе, эволюция почты различных стран шла достаточно похожим путем. Начиналась она с доставки сообщений и приказов сильных мира сего, на каком то этапе она стала обслуживать и нужды других людей. Да и принципы построения достаточно похожи.


История почты развивается дальше. У почтовиков появляется форменная одежда. Появляются знаки почтовой оплаты и коллекционеры их. Совершенствуются способы доставки и защиты информации от любопытных глаз. Создается Всемирный почтовый союз. Появляются все новые и новые средства связи.

С 1677 года в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в «немецкие» страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Помимо международных отправлений, «немецкая почта» доставляла так же купеческие письма и правительственные бумаги по России. Благодаря «немецкой почте», в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты. Примечательно, что «немецкую почту» от западноевропейских отличало то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе доставкой писем в основном занимались частные предприятия.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури — общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен еще в XVII веке во Франции.
В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 13 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.

Но, на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта , работающая при помощи странствующих монахов. Но, слава богу, цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые . Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в 16-17 веках Во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно стали доступным и любимым средством связи. (В 19 веке, после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма , появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках):.
Интересные письма.

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это - безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всём» . Эти слова принадлежат Халифу Абу Джефару Мансуру - багдадскому халифу, правившему в VIII веке.

Впрочем, важность почтовой связи для контроля над своими владениями и связи с чужими прекрасно понимали правители, жившие задолго до Мансура.

Почта древнего Египта

Известно, что уже в 3 тысячелетии до н.э. у египетских фараонов была вполне организованная служба гонцов - как пеших, так и конных. Благодаря им, правитель мог передавать свои повеления в самые дальние уголки страны, общаться со своими коллегами-конкурентами, а также получать необходимую информацию о том, что творится за пределами столицы. Гонцы первыми сообщали фараону о мятежах или вторжении вражеских войск.
Насколько почётной была работа скорохода неизвестно, зато опасностей хватало, поэтому перед уходом в дальний путь гонец обязательно завещал своё имущество детям - мало ли что...

Почтовая связь Инков

Существовали свои скороходы и на обратной стороне земного шара - прежде всего, в царстве Великого Инки. Индейская почтовая служба называлась "часки", а гонцы делились на две категории: атун-часки и чуро-часки . Первые служили и подчинялись исключительно верховному правителю, а вторые - передавали посылки и донесения от всех прочих.
До прихода бледнолицых индейцы не знали лошадей, а на ламах быстро не доскачешь. Поэтому гонцы передвигались исключительно пешком. Хотя у инков и были дороги, из-за гористой местности долго и быстро бежать по ним было трудно. Поэтому через каждые 2-5 км стояли посты-чуклы. На них запыхавшихся гонцов ждали свежие часки, чтобы забрать сообщение или посылку и продолжить путь. Известно, что пятисоткилометровая дорога, по которой доставляли рыбу от побережья в столицу, преодолевалась где-то за два дня.

Если поручение не терпело малейшего промедления, часка извещал о своём приближении к чукле, трубя в специальный рожок. Были свои ритуалы и при доставке сообщения. Если оно было радостным, в волосы вплетали красные ленты и махали кинжалом. А вот грустные рекомендовалось передавать тихо, стоя перед Великим Инкой на коленях.
Своих гонцов инки готовили с детства. Тренировки и строгие наказания делали часки выносливыми и стойкими. Тайна переписки блюлась очень строго.

Сьеса де Леон, «Хроника Перу»:
«...в таком строгом секрете вели свои дела те, кто проживал на почтовых станциях, что ни по просьбе, ни под угрозами, никогда они не рассказывали о том, что собирались передать в сообщении, пусть даже уведомление уже ушло дальше».

Правда, до старости гонцы доживали редко: ведь одно дело - утренняя пробежка трусцой, а другое - гонка на пределе сил.

Почта северных народов

Что касается северных народов, то у них сформировалась весьма специфическая почтовая связь - кочевая. Например, едет северный абориген на оленьей упряжке, а по пути встречает другого. Если встречный ехал в необходимом направлении, то ему передавалось послание. Если к посланию было привязано перо, то это означало: случилась беда, гони оленей во весь опор. И не дай Бог, прикрепить эту срочную "почтовую марку" на обычное послание - ни один порядочный человек с тобой общаться потом не будет.

Почтовая служба древней Греции

В отличие от Египта и Империи Инков, Древняя Греция представляла собой некий конгломерат суверенных городов-государств (полисов). Поэтому централизованной регулярной почтовой службы у них не было. Каждый полис содержал своих скороходов, которых называли "гемеродромы " ("дневные гонцы"). Известно, что за час гемеродром мог пробежать 55 стадий (около 10 км). Неудивительно, что многие гонцы становились победителями древних Олимпиад, и наоборот - олимпийских бегунов-призёров брали работать гонцами.

Персидская почта

А вот у извечных врагов древних греков - персов - регулярная почтовая связь "ангарейон " была налажена куда лучше - во многом благодаря царю Киру II (VI век до н.э.).

Эффективность персидской почты определялась двумя условиями. Первое - хорошо оборудованная сеть дорог, которые вели от столицы к окраинам Персии. Второе - наличие на этих дорогах почтовых станций со своими управляющими. Обычно станции были удалены друг от друга на расстоянии дневного пробега лошади, и именно там гонцы отдыхали и меняли лошадей.



Важнейшие дороги Персидского царства.

Например, на, так называемой, "Царской дороге" протяжённостью 2500 км располагалось 111 станций. И если пеший гонец мог преодолеть такой путь за 90 дней, то всадники покрывали его буквально за 6-8 дней. Почтовая эстафета была фактически круглосуточной - послание дневного гонца тут же забирал на станции гонец ночной.

Похожую систему почтовой связи позже создадут и улучшат римляне, но о них мы поговорим в отдельной статье.

Похожие статьи