Вилла адриана - загородная резиденция римских императоров. Всемирное наследие

03.03.2020

В 20 километрах к северо-востоку от Рима, на самом берегу реки Анио и прямо на живописных склонах Сабинских гор, поросших зелеными оливковыми рощами и виноградниками, расположился старинный итальянский город Тиволи. Историки предполагают, что он был заложен еще в XIII веке до нашей эры, как крупный узел и форпост, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.
Немного позже, привлеченные живописными видами, открывающимися с этих мест на Кампанью, а также поразительными по красоте водопадами, которыми так богата река Анио, представители римской знати старались обязательно построить в этих местах хотя бы одну из своих многочисленных вилл. С тех пор сам город, а также его окрестности стали настоящей сокровищницей образцов древнеримского зодчества. Правда, во время последней мировой войны авиация союзников своими ковровыми бомбардировками нанесла непоправимый вред региону, до неузнаваемости изменив его исторический вид

В Тиволи находятся две знаменитые виллы: Вилла Андриана и Вилла д’Эсте.

Вилла Адриана

Одним из самых известных римских императоров был Адриан. Свою популярность он получил как архитектор, художник и философ. Многие известные сооружения того времени были построены благодаря ему. Также император очень любил путешествовать, где его всегда сопровождала свита художников, проводящих зарисовки увиденных достопримечательностей. Не удивительно, что человек с такими интересами на склоне лет решил построить для себя что-то удивительное и в то же время спокойное, способствующее уединению и погружению в себя. Таким сооружением и стала вилла императора Адриана в Тиволи.


Местом для строительства был выбран участок, принадлежавший жене Адриана. Он находился у склона Тибуртинских гор в 30 километрах от Рима. Именно здесь в 125 году нашей эры началось строительство виллы Адриана в Тиволи. Строительство продолжалось вплоть до смерти Адриана. Говорят, что император лично разрабатывал проект для своего творения.

На огромной территории в 120 гектаров развернулись живописные пруды и парки. Здесь же расположены разнообразные постройки - библиотеки, театр, сады, покои императора, термы, музей, башня, храм, академия, здания для охраны, рабов, обслуживающего персонала. Здесь нашли отражения все путешествия императора Адриана, вилла императора Адриана объединила в себе египетскую, греческую, восточную культуры. Интересны и местные портики, они были умышленно занижены, чтобы император мог чувствовать себя выше.

Для украшения виллы императора Адриана в Тиволи сюда доставляли копии и подлинники известных на то время произведений искусства - фрески, кариатиды, скульптуры. Выделяется и общая продуманность сооружения, здесь все предназначено именно для спокойной жизни императора. Даже для того, чтобы избавиться от лишнего шума и надоедливого персонала, были оборудованы подземные дороги для повозок и людей

В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.

Несмотря на ухудшающееся с каждым годом состояние руин, ЮНЕСКО посчитало возможным внести виллу Адриана в число памятников Всемирного наследия как наиболее сохранившийся образчик императорской виллы и александрийского сада, типичного для Рима времён империи.

Золотая площадь — большой атрий в северо-восточной части виллы, почти квадратной формы размером 51×61 м с двойным портиком, состоящим в открытой части из 60 гранитных и мраморных с прожилками колонн.

Основные сооружения

Пойкиле (печиле) — огромная прямоугольная площадь размером 232×97 м с озером в центре, ограниченная 9-метровым укреплением, завершавшимся двусторонними портиками. В настоящее время сохранились только остатки стен; сами портики разрушены. Существует предположение, что на месте озера мог быть и ипподром.

Ченто камерелле («сто комнатушек») — маленькие помещения для рабов, примыкающие к Печиле.

Здание с тремя экседрами — примыкающее к Пойкиле здание в форме трилистника, чьё первоначальное предназначение остаётся неизвестным.

Малые термы

— бани, по всей видимости, предназначавшиеся для женщин. В них присутствуют типичные для римских терм фригидарий для холодных, калидарий для горячих и тепидарий для тёплых ванн. Последний находился в восьмиугольной комнате, накрытой когда-то куполом диаметром в 10,5 м. В малых термах был и бассейн с мраморными ступеньками и небольшие комнаты для потения, массажей, гимнастики и отдыха.

Большие термы

— бани для мужчин, отделённые от малых служебным двориком. Обширную прямоугольную площадь на заднем плане занимала палестра для упражнений на открытом воздухе, рядом находился сферистерий — закрытое помещение для игры в мяч. В центре соседней прямоугольной комнаты была раздевалка с выходом в калидарий.

Ближе к малым термам были тепидарий и лаконикум (сауна с горячим воздухом) в виде круглого зала с апсидой. Позади располагался фригидарий. В различных частях терм видны следы сети отопления двойного типа: влажное на основе горячей воды и паров, производимых большими котлами, и сухое на основе горячего воздуха от дровяных печей.

И пар, и подогретый воздух циркулировали в специальных помещениях с двойным дном и по тонким каналам внутри стен.

Канопус

Канопа — водоём размерами 119×18 м в долине между возвышенностями, укреплёнными опорными конструкциями. Это сооружение напоминает египетское поселение около современного Абукира, известное в древности своей роскошью. Там утонул фаворит Адриана Антиной. Вдоль длинной стороны водоёма помещены слепки четырёх кариатид (копии статуй из Эрехтейона) и двух силенов.

Музей Канопы расположен в древних зданиях tabernae (лавки, трактиры), которые ограничивали справа долину Канопы. В музее выставлены 4 кариатид, 2 носителя корзин, статуи Марса, Меркурия и Венеры, а также римские копии с греческих оригиналов: Амазонка Фидия, Амазонка Поликлета, Нил и Тибр, крокодил из мрамора, мужские мраморные бюсты, колонны и столбы, копия Венеры Книдской.

Претория

— огромный комплекс в несколько этажей, предназначавшийся для обслуживания. Он находится слева от Канопы и является одним из лучше всего сохранившихся зданий виллы Адриана.

Четырёхсторонний портик с рыбным прудом на склоне холма. В задней стене пруда были выбиты ниши для рыбаков. На передней стене открывались большие панорамные террасы на обширную равнину.

Нимфей — пространство прямоугольной формы между портиком и печиле, ранее считавшееся стадионом.

Термы с солнечным отоплением — баня в виде большой угловой круглой комнаты с широкой ванной и пятью окнами на юго-западной стене

Библиотечный двор размером 65×52 м.

Гостеприимный двор состоявший из десятка спален для приёма преторианцев

.

Павильон Темпе — большая панорамная терраса.

Греческая библиотека

Островная вилла

— кольцевой канал, окружающий круглый остров с маленькой виллой, которая состояла из комнат вокруг дворика с колоннадой и рельефным фонтаном. Вокруг канала расположена кольцеобразная арочная галерея, ограниченная цилиндрической стеной, вдоль которой идут 40 ионических колонн. Изначально на остров вели два деревянных подъёмных моста, управляемых только изнутри. Сейчас они заменены кирпичными мостами. Раньше Островную виллу называли Морским театром.

Зал философов

Башня Роккабруна (башня коричневой крепости)

Круглый храм частично воссоздан в 1958 году из обломков. В центре стоит слепок римской копии Венеры Книдской, хранящейся в музее Канопы.

Морской театр


Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы. Строительство и последующее обслуживание были настолько масштабными, что соседний Тибур испытал большой демографический и экономический подъём.


Мозаика из виллы Адриана

Вилла была построена в соответствии с римской архитектурной традицией, когда художественная тонкость исполнения гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

Названия многих частей виллы были даны императором Адрианом в честь наиболее запомнившихся ему мест Римской империи. Их перечень был помещён в книге «Августовская история» Элио Спарциано. Однако только Канопа может быть достоверно опознана, а все другие соответствия придуманы в более позднее время.

Мозаика с голубями.римская копия


Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века Диоклетиан отреставрировал виллу, а позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя.

Затем последовал период запущенности. В VI веке здесь разбивали лагеря армии готов и византийцев. Разрушения и расхищения продолжались до первых археологических раскопок в XVI веке, когда были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира.

Дворец императора

Систематические раскопки на вилле никогда толком не велись, однако именно отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной, Капитолийские Кентавры и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д’Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи.

Помимо прочего, на вилле есть целая сеть подземных туннелей, которые использовались слугами для перехода от одного строения в другое. В 1998-м году на вилле были обнаружены руины храма, который археологи считают храмом Антиноя, фаворита Адриана. Раскопки на территории виллы продолжаются по сей день. Среди уже найденных произведений искусства — мраморная статуя Антиноя, античные мозаики, копии древнегреческих статуй и т. д. Увидеть эти артефакты можно в Ватиканских и Капитолийских музеях.

Урания и Гермес

У Адриана было множество увлечений: ораторство, рисование, поэзия, охота и конечно же архитектура! Архитектор — самоучка, Адриан лично спроектировал свою виллу. По его задумке, вилла должна была стать тем самым местом, где можно было бы укрыться от хаоса Рима.
Адриан много путешествовал по огромным территориям Римской Империи (за 21 год правления в общей сложности он всего 12 лет провел в Риме). Но поскольку он явно отличался склонностью к красоте и искусству, то на своей вилле он воссоздал наиболее интересные архитектурные решения, которые встретил в пути. Здесь есть уголок Египта, Греции, Азии, утопающие в огромном парке

Вибия Сабина

Флора и Парис

Говорят, что Адриан не любил свой дворец на Палатинском холме в Риме, поэтому последние годы своего правления он провел на вилле. Его огромный двор обитал на вилле постоянно, а почтовое сообщение позволяло поддерживать регулярный контакт с Римом, который находится в 29 км от Тиволи. После Адриана вилла служила загородной резиденцией нескольким императорам, но в период падения Римской империи была заброшена и пришла в упадок. А в 16-м веке кардинал Ипполито II д"Эсте перевез большую часть мраморных статуй виллы в свое владение неподалеку — на Виллу д"Эсте.

Библиография:

A. Betori, Z. Mari, "Villa Adriana, edificio circolare noto come Sepolcro o Tomba: campagna di scavo 2004: breve sintesi dei resultati", in Journal of Fasti Online,

www.fastionline.org

E. Salza Prina Ricotti, Villa Adriana il sogno di un imperatore (2001) Hadrien: tresor d"une villa imperiale, ed. J. Charles-Gaffiot, H. Lavagne (1999. Milan)

W. L. MacDonald and J. A. Pinto, Hadrian"s Villa and its legacy (1995)

A. Giubilei, "Il Conte Fede e la Villa Adriana: storia di una collezione d"arte", in Atti e Memorie della Società Tiburtina di Storia e d"arte; 68 (1995), p. 81-121

J. Raeder, Die Statuarische Ausstattung Der Villa Hadriana Bei Tivoli (1983) R. Lanciani, La Villa Adriana (1906)

January 16th, 2013

В этот день нас внезапно оказалось трое - непрошеный спутник возник из темных туч, пригнанных ветром с побережья. Яркое, раскрашенное колокольным звоном римское утро уже часам к девяти затянула сумрачная пелена и по черепичным крышам, капотам машин, асфальту дорог забарабанил мелкий холодный дождь. Это никак не изменило наших планов - очень хотелось в Тиволи.

Добраться на виллу несложно: нужно доехать до станции Ponte Mammolo синей ветки В (конечная направление - Rebibbia ). Выйдя из здания станции, сразу же попадаешь на автобусную стоянку - здесь - выбрать автобус до Тиволи. В нашем случае он был единственный на свей стоянке, мирно мок под дождем и ждал нас. Дальше мы ориентировались по подсказкам местных жителей, чтобы попасть на виллу, нужно выходить на небольшой развязке Strada Provinciale Maremmana Inferiore , там, где от нее на юго-восток отходит Via Della R оsolina . Указателей «Вилла Адриана - Туда» здесь нет, но кто-нибудь из местных обязательно подскажет. Иначе автобус увезет дальше, в горы, в центр Тиволи. От остановки автобуса пройдем несколько кварталов по Виа Росолина, свернем на Via di Villa Adriana - тут уже есть указатель, - и вот они, билетные кассы, охраняемые бдительными стражами - черным котом и большим бежевым псом (в памяти всплыла картинка из «Энциклопедии собак» - мареммоабруццкая овчарка).

Цербер притомился и спит

Кроме нас, желающих наведаться на виллу в «такой ужасный дождь» ((с) - по словам девушки в кассе) не было. Поправив рюкзак, мы шагнули в тень высоких черных кипарисов.
Территория виллы гигантская (как предполагается, не менее 10 кв.километров), раскопано и доступно для осмотра далеко не все, но, даже несмотря на это, экскурсия займет почти целый день. Оставив на потом греческий театр слева, мы слали медленно подниматься по склону пологого известкового холма, который когда-то император Адриан выбрал для строительства своей загородной резиденции.

Адриан, без сомнения,относился к числу людей, одержимых тягой к путешествиям. Исколесив за десять лет всю империю, император даже скончаться умудрился не дома, в роскошных чертогах виллы, а в Байях. Место, выбранное императором-скитальцем для строительства гигантской виллы, находится в 25 километрах к северо-востоку от Рима, у подножия горной гряды. Строительство было начато в 118 году и закончено в 134 году, за четыре года до смерти Адриана.

Особо понравившиеся места Адриан увековечил в прекрасных постройках виллы: Печиле, Академия, Афинский Лицей в Греции, долина Темпе в Тессалья, Канопа в Египте . На вилле было все необходимое: огромный комплекс терм, пруды и бассейны, библиотека, театр, места для созерцания, роскошные сады. Не были забыты и казармы для личной гвардии.

Первое сооружение, встречающее туристов, - Печиле (Pechile , другое встречающееся на звание - Пойкил, в честь одноименной галереи в Афинах) - огромная площадь в виде вытянутого прямоугольника размером 232 на 97 метров, с северной стороны ограниченная высокой стеной, через ворота в которой и попадаешь сейчас на виллу. В центре Печиле находится глубокий бассейн, где в зеленоватой воде стоят большие черные рыбины.

Бассейн нехудожественно обнесен красно-белыми ленточными заграждениями, видимо, для защиты от рыбаков-любителей и случайных шустрых детей. По краям бассейна во времена Адриана располагались портики, причем спланированы они были так, что при любом положении солнца половина колоннады обязательно оказывалась в тени и прогуливаться там можно было в любое время. Назначение Печиле не вполне ясно - возможно, бассейн находился там изначально и был окружен колоннадой, возможно, это место использовалось как ипподром или стадион. Рядом с Печиле находятся помещения для обслуги и рабов, так называемые «Сто комнат» (Cent о Camerelle ). Сто комнат максимально удалены от жилых и развлекательных частей виллы. Если присмотреться, то рядом с Печиле кое-где можно увидеть раскопанные подземные коридоры - инфраструктура виллы предусматривала скрытое перемещение обслуги, чтобы не мозолила глаза и не портила пейзаж.

Подземные коридоры. Некоторые так широки, что внутри могла пройти небольшая повозка или тележка

Дом с тремя экседрами, слева видны загадочные алтари

Двор Дома с тремя экседрами

Тончайшая резьба на базе однй из колонн

Интересное здание в форме листа клевера, почти примыкающее к Печиле - это Дом с тремя экседрами , богато украшенное небольшими колоннадами оно, вероятно, использовалось для гимнастических упражнений. Внутри здания находился фонтан. В экседрах сохранились остатки загадочных то ли столов, то ли алтарей - сложенные из кирпича невысокие столбики, увенчанные плоскими мраморными столешницами.

Одна из экседр

Пройдя немного дальше, попадаем к небольшим женским (малым) термам, внутрь которых, пока никто не видит, можно проникнуть по деревянным мосткам. Своды терм не обрушились и кое-где на них видны следы росписей, традиционный пурпурный веселый цвет. Здесь все уютное, камерное, вполне сопоставимо по размерам с современным спа-комплексом. Женские термы имели свой собственный бассейн.

Малые термы. Все очень компактно и уютно

Роспись потолка

Кое-где сохранилось плиточное покрытие пола

Справа от малых терм расположены циклопические арки Мужских (Больших) терм - мощное и весьма впечатляющее сооружение. К термам примыкал служебный двор, палестра для занятий спортом, а также закрытая зала для игры в мяч. Мужские термы были оборудованы двойной системой отопления, предусматривавшей подачу горячего сухого воздуха и горячего влажного пара. Хорошо сохранился купол кальдария, а в углах арок кое-где можно увидеть остатки штукатурки с росписями.

Палестра Больших Терм

Под сводом, за колоннами, находился бассейн

Замыкает банную площадь прекрасно сохранившееся здание Претории - казарм личной гвардии. Это многоэтажное сооружение, сверху донизу прорезанное узкими арками, вероятно, выполнявшими роль окон. К сожалению, все проемы забраны решетками и даже подобраться, чтобы заглянуть внутрь, нельзя. Перед Преторией расположен дабиринт каких-то хозяйственных помещений. в которых кое-где сохранилась расписанная штукатурка.

За Преторией перед нами открывается спокойная водная гладь самого знаменитого сооружения виллы - Канопы . Между двух холмов в узкой долине устроен бассейн 119х18 метров, обнесенный колоннадой и украшенный статуями. Сооружение посвящено памяти фаворита Адриана - красавца Антиноя, утонувшего в 130 г. в Ниле у города Каноп при невыясненных, как бы сказали сейчас, обстоятельствах. После смерти Антиной был обожествлен как умирающий и воскресающий бог.

В конце бассейна располагалось сложное в архитектурном плане сооружение, которое, вероятнее всего, было посвящено богу Серапису. Вот как описывает его Поль Гиро: За Пойкилом тянулась удлиненная равнина, которую археологи назвали Канопом. В глубине ее была обширная ниша или абсида, которая служила в одно и то же время и храмом, и водоемом. В середине абсиды в особом углублении стояла, вероятно, статуя Сераписа. У боковых стен в меньших нишах были изображения других египетских богов. Со всех концов здания обильно текла вода. Она лилась по мраморным ступенькам или через целый ряд бассейнов, расположенных один выше другого, и стекала наконец в полукруглый водоем. Через этот водоем был перекинут мостик, украшенный колоннами, которые поддерживали свод; по этому мостику можно было перейти с одного края бассейна на другой и вблизи любоваться водопадами. Вода текла под мостом и выливалась в канал, занимавший всю середину долины; он имел двести двадцать метров в длину и восемьдесят в ширину. Здесь стояли изящные суда, сделанные, без сомнения, по образцу александрийских гондол, и предназначенные для императора и его друзей; до сих пор еще на набережной можно видеть остатки лестницы, по которой они сходили на суда, когда хотели прокатиться по каналу. На одном берегу его найдены были развалины около двадцати двухэтажных зал, осененных прекрасным портиком. Может быть, это было подражание тем гостиницам, в которых с таким удовольствием останавливался и отдыхал путешественник, отправлявшийся в Каноп.

Даже сейчас Серапеум представляет собой внушительное зрелище, в бассейне лежат остатки рухнувшего свода. Две лесенки ведут наверх, но они - обманки, дальше дороги нет.

Над Канопой растут пинии, в тени которых хорошо устроить небольшой привал. Правда, мы прятались там не от солнца, а от дождя, рябившего зеленую воду Канопы.

А вот отдохнув, стоит углубиться в оливковую рощу за зданием маленького музея Канопы - там располагается интересное, незаслуженно забытое путеводителями сооружение - обзорная башня Rocca Bruna . Башня стоит на самом краю холмистого плато и с нее открывается прекрасный вид на Кампанью, далекий Рим и возвышающиеся невдалеке Тибуртинские горы. К обзорной площадке сейчас, как и во времена Адриана, ведет пандус, достаточной скользкий во время дождей. Известно, что Адриан увлекался астрономией - возможно, именно в этой башне он следил за движением небесных тел.

Вдоволь налюбовавшись пейзажем, отправляется обратно, к личным покоям императора.

Эта часть виллы очень запутана, но осмотреть стоит все.

Золотая площадь . Дождь льет как из ведра

Смысловым центром здесь является Золотая Площадь (Piazza D Oro ), почти квадратный атриум 51 на 61 метр, как и Печиле, окруженный двойной колоннадой. В центре южной стороны площади находился элегантный восьмиугольный зал, соединявшийся с императорским дворцом посредством крытой галереи - возможно, здесь происходили официальные аудиенции.

Зал для приемов

Сохранились фрагменты мраморного мощения Золотой площади.

Посмотрим основные помещения дворца.

В специальном здании находились казармы вигилиев (vigilii ), ночной стражи, охранявшей покой обитателей виллы в темное время суток.

Казармы - простое строение без затей

Развлечения ради во дворце был устроен рыбный пруд (peschiera ) - бассейн, ограждение которого имело специальные ниши для любителей порыбачить. Отсюда открывается прекрасный вид на долину Тиволи.

Зал дорических пилястр , в одном углу которого сохранились шесть квадратных колонн, украшенных штукатуркой, вероятнее всего, использовался судебной администрацией.

Сам дворец, точнее, та часть помещений, которые использовались как частные жилые покои императора, построена самой высокой точке холмистой террасы - в прежние времена оттуда, должно быть, открывался эффектный вид.

Отдельные покои были отведены под большую библиотеку с садом, в котором находится очень интересный фонтанв виде двух восьмиугольных небольших бассейнов, соединенных каналом. Библиотека делилась на римскую и греческую.

Фонтан и канал

Партер перед библиотекой

Недалеко от библиотеки находится Зала Философов , огромный купол которой хорошо сохранился. Здесь полагалось предаваться философским размышлениям и вести соответствующие беседы.

Зала философов

Одно из уникальнейших зданий античности - так называемый Морской Театр (Teatro Marittimo ), известное также как Вилла на острове. Это круглое в плане сооружение сложной архитектуры, примыкающее к Зале Философов. В центре его, окруженное каналом, облицованным белым мрамором, находилось причудливое скопление крошечных комнат, объединенных маленьким квадратным двориком - в центре его, вероятно, находилась статуя или фонтан. Для каких целей использовалось это чудесное строение - неизвестно. Возможно, император обретал там уединение, поднимая перекидной мостик через канал. Мы обошли Виллу на острове по периметру, удивляясь ее легкости и изяществу.

Во дворце сохранилась большая панорамная терраса, хозяйственные помещения нижних ярусов, множество безымянных покоев и двориков.

Известно, что Адриан, тяжело болевший в последние годы жизни, планировал воспроизвести на вилле Тартар и Елисейские поля, но было ли это желание реализовано и где - до сих пор остается загадкой. Если посмотреть на план виллы на официальном сайте музея http://www.villa-adriana.net/ , то видно, что вся восточная часть (Верхние дворы, где, возможно, и находилась воссозданная Долина смертной тени (Inferi )) закрыта для туристов.

Давя ногами сизые оливки, отправились в обратный путь - мимо черных кипарисов, спящих рыб Печиле, под моросящим дождем. На верхней парковке стоит небольшой домик с реконструкцией виллы - ее удобнее и понятнее осмотреть после посещения.

Перед выходом с виллы заглянули и в Греческий театр - печальные, скрытые землей руины.

После смерти императора вилла использовалась в качестве летней резиденции, император Диоклетиан даже осуществил ее реставрацию. Однако Константин Великий вывезя в Константинополь множество ценностей и скульптур, фактически положил начало ее разграблению, довершенному готами и, в более позднее время, - ренессансными любителями бесплатного мрамора. Однако тихие, поросшие оливами и розовым олеандром холмы скрывают еще много интересного.


кот возмущен - он не собака, но его не пускают тоже

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.


Портик Печиле © Silvana Bottoni / Flickr.com

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов - просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» - круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём - небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.


«Морской театр» © Foto Regione Lazio

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор - учёные полагают, что здесь был нимфей - и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.


Каноб / Shutterstock.com

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину - узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине - полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя - юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.


Термы с солнечным отоплением / Shutterstock.com

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий - это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.


Храм Венеры / Shutterstock.com

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой - трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте - шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.


Фонтан Нептуна и Органный фонтан © M.Maselli / Flickr.com

Сад виллы д’Эсте - это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды - одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.


Вилла д’Эсте, вид от Фонтана Нептуна © Marina99 / Shutterstock.com

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.


Вилла д’Эсте. Фреска «Пир богов» © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.


Вилла д’Эсте. Аллея ста фонтанов © JIPEN / Shutterstock.com

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

В предместье Рима, на живописных просторах Тибуртинских гор, в окрестностях древнего городка Тиволи находится одно из главных сокровищ Лацио. Вилла Адриана, являющаяся на сегодняшний день уникальнейшим памятником архитектуры Древнего Рима, привлекает внимание своими колоссальными размерами. По словам археологов, летняя резиденция властителя империи в античные времена занимала площадь не менее 300 гектар, на ее территории располагалось порядка 30 сооружений, роскошные сады и несколько искусственных водоемов. Именно здесь проходили торжественные празднества с участием высокопоставленных лиц, принимались важные политические решения и миновали будни императоров на протяжении нескольких столетий.

Вилла Адриана - многовековая история императорской резиденции

В 117 году нашей эры за престол римской империи встал Публий Элий Траян Адриан -двоюродный племянник и преемник Траяна. За два десятилетия своего правления, Адриан успел возвести большое число колоссальных сооружений, многие из которых сохранились до наших дней. Говорят, император сам создавал проекты своих сооружений, однако этот факт остается покрыт слоем многовековой пыли и с уверенностью заявлять об архитектурных способностях властителя мы не можем.
С давних времен на территории вблизи античного города Тибур, название которого сегодня звучит как "Тиволи", располагались роскошные домусы представителей римской знати. Одна из таких вилл, существовавшая еще в I веке до н.э. и на месте которой впоследствии император построил свою летнюю резиденцию, принадлежала прадедам Вибии Сабины -супруги Адриана.




Никаких достоверных сведений о начале строительства императорской виллы вблизи Тибура найдено не было, однако исследователи, изучив руины античных сооружений, сделали вывод, что работы проводились минимум в три этапа: в периоды с 118 по 121 года, далее с 125 по 128 и с 134 по 138 года. Вдоволь насладиться своим творением Адриану так и не удалось, император скончался 10 июля 138 года.




На протяжении двух последующих столетий императоры Рима продолжали использовать виллу в качестве летней резиденции, поддерживая ее состояние в должном виде. Однако дальше вилла Адриана постепенно пришла в запустение. Существуют предположения, что уже в IV веке император Константин вывез с ее территории многие скульптуры и декоративные элементы в Константинополь, а начиная с VI века правительственная тибуртинская резиденция постоянно подвергалась нашествию варвар.
Первые раскопки в этом месте были произведены в XVI веке. Античные скульптуры, барельефы и другие произведения искусства, найденные на территории виллы Адриана, переместили в музеи. Большинство из них сейчас хранятся в фондах Музеев Ватикана.

Архитектура виллы Адриана и ее сооружения

По заключениям исследователей, территория, на которой располагалась вилла Адриана, в античные времена занимала площадь не менее 300 гектар. В состав комплекса сооружений входило порядка 30 зданий различного предназначения, а также зоны отдыха с искусственными водоемами и парками.




Помимо основного дворца, где размещались императорские покои, на территории усадьбы располагался Гостеприимный Двор, предназначавшийся для преторианцев - телохранителей императора, а также помещения для содержания рабов и казарма охранников.
Кроме этого на вилле Адриана находились греческая и римская библиотеки, большой библиотечный зал, зал философов, академия, несколько храмов и святилища языческих богов, а также театр.



Одной из важнейших составляющих жизни древних римлян являлось посещение бань, поэтому ни одна роскошная резиденция, тем более императорская, не обходилась без данных сооружений. Не территории виллы Адриана были построены сразу несколько бань: Малые и Большие Термы, а также бани с солнечным отоплением. Помимо

помещений с горячими, теплыми и холодными ваннами, в таких сооружениях были предусмотрены залы для потения, гимнастики, игры в мяч, специальные комнаты для массажей и отдыха, раздевалки, а также спортивная площадка для занятий на открытом воздухе и упражнений в борьбе.


Для обслуживания столь большой виллы была оборудована целая система подземных тоннелей, по которой рабы могли спокойно передвигаться, не тревожа покоя высокопоставленных особ.



Похожие статьи