Выбираем качественный звук: какие наушники нужны именно Вам? Выбираем наушники: советы ZOOM.

15.10.2019

Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

Чувствительность

Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.


Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

Мощность

А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.

Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.


Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Сопротивление

Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.


Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

Частотный диапазон

Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.


Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

Уши против цифр

В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.

В список предметов, которые человек носит с собой каждый день, на одно из первых мест можно смело поставить наушники для мобильного телефона, аудиоплеера и вообще всего, что может воспроизводить музыку. В транспорте, на природе, на утренней пробежке и даже на работе наушники сопровождают меломана. Самое важное их качество - это возможность слушать любимую музыку в любом месте, и тем самым абстрагироваться от окружающего мира. И если развитие музыкальных проигрывателей сделало музыку доступной, то наушники позволили ее персонализировать и взять с собой.

В комплект к мобильным телефонам и аудиоплеерам обычно уже входят наушники, но производители зачастую делают их «на сдачу». Они не отличаются хорошим качеством звучания или удобством, и очень быстро требуют замены. Но тут не все так просто. При выборе новых наушников можно просто запутаться в разновидностях шнуров, дужек, децибел, чаш и герц. Не всегда понятно, что кроется за этими словами, и какие характеристики действительно важны. Предлагаем вместе разобраться в этом, чтобы сделать выбор наушников взвешенным и рациональным.

Типы и размеры

Условно наушники можно разделить на две категории: «вкладыши», которые также называют «капельки» и полноразмерные наушники. Самая существенная разница в них - это диаметр диафрагмы, т.е. источника звука. Считается, что чем больше диафрагма, тем качественнее и полнее будет звучание, но тем большего размера окажутся сами наушники. Если во вкладышах диаметр диафрагмы редко превышает 9 мм, то в студийных мониторных головных телефонах («научное» название наушников) он может составлять 30 мм и более. В качестве переходного варианта предлагается масса наушников с диаметром диафрагмы 15 мм. Например, .

По нашему опыту, нельзя однозначно сказать, что маленькие наушники плохие, а большие хорошие. Во-первых, у каждого вида есть свои преимущества и недостатки для своего варианта использования. Кроме того, дорогие «вкладыши» могут звучать значительно лучше, чем дешевые полноразмерные наушники. Поэтому в любом сравнении важно всегда помнить о ценовой категории.

Наушники-«вкладыши» ценны тем, что не занимают много места - они компактны, их всегда можно носить с собой, просто положив в карман вместе с плеером. «Вкладыши» хороши для людей, которым необходим компактный вариант доступа к музыке в любое время, и за небольшую цену. Хотя, далеко не все «вкладыши» отличаются доступной ценой - есть среди них и hi-end модели для ценителей.

Наушники «вкладыши» и «вакуумные»

Вкладываемые в ухо наушники могут располагаться в ушной раковине, либо внутри ушного канала. Под словом «вкладыши» принято подразумевать первые, а вторые в народе называют «вакуумными» наушниками, а то и просто «затычками». В них обычно достигается лучшее звучание за счет глубокого размещения в канале и отсекания внешних шумов. Наушники этого типа плотно сидят в ушах, в них почти не слышно окружающие звуки. Хорошие «затычки» имеют сменные резинки различного диаметра из мягкого, качественного материала, который сведет к минимуму все неудобства от их размещения, а самые дорогие - выполняются по слепку, сделанному из ушной раковины и канала их будущего владельца. Такими устройствами пользуются на сцене артисты, для того чтобы слышать себя и звуковое сопровождение без грохота многокиловаттной акустической установки, играющей «в зал».

Впрочем, далеко не всем меломанам такие наушники нравятся. Многих пугает необходимость глубокого размещения, пользователи беспокоятся за сохранность слуха (хотя при использовании качественных наушников и разумной громкости музыки поводов для таких опасений нет). Другие же отвергают «затычки» просто потому, что хотят слышать не только музыку, но и звуки окружающего мира - в конце-концов, перемещаться по мегаполису с «отключенными» органами слуха может быть попросту опасно.

Основная причина для нервов у хозяина любых наушников - запутанные провода. В топовых вкладышах она решена с помощью маленькой коробочки для наушников, с которой они продаются. Если в комплект к вашим наушникам она не входит, ее можно приобрести отдельно. Она не занимает много места, и снимает проблему запутанных проводов. Яркими примерами таких наушников являются модели Koss Twins и KEB4. Придуманы также и другие способы «борьбы с проводами», но обычно достаточно приучить себя складывать и вынимать их из кармана строго определенным образом, чтобы забыть об этой проблеме.

Полноразмерные наушники

И все же только в полноразмерных наушниках можно достигнуть наилучшего звучания. Однако это еще не значит, что купив первые попавшиеся большие наушники, вы сразу же получите желаемое качество - за него, как и везде, нужно платить. Зато в таких наушниках можно демонстративно отрешиться от окружающего мира и без лишних слов продемонстрировать окружающим, что ты их не слышишь. Слушать музыку в полноразмерных наушниках удобнее дома или на рабочем месте - на улице и в транспорте окружающие люди обычно смотрят на меломана в полноразмерных наушниках как на инопланетянина. Впрочем, для кого-то это, наоборот, желанный эффект.

Полноразмерные наушники обладают лучшей долговечностью, чем «вкладыши», а большой размер позволяет реализовать максимум музыкальных возможностей.

Такие наушники конструктивно могут иметь чаши нескольких типов: открытые, полузакрытые и закрытые. Эта характеристика влияет на звуковоспроизведение на низких частотах, на слышимость звука в наушниках окружающим, а также на степень изоляции от окружающего мира. Музыка в них также слышится по-разному.

Открытые (слева) и закрытые (справа) наушники

Закрытые наушники обычно лучше воспроизводят тяжелую музыку - в них чувствуется напор, драйв, плотность звука. Для поддержки НЧ звук резонирует в закрытом объеме чаши, что дает лучшую отдачу на басах. В то же время открытые наушники обычно более детальны, лучше передают стереоэффект, их звучание «открытое» и «легкое», а звук воспроизводится с минимальным искажением. В то же время, слушая музыку в открытых наушниках, вы приобщите к ней и всех окружающих, что им явно не понравится.

Крепление и удобство

Одна из самых важных характеристик наушников - это удобство. Если они неудобны для вас, то какое бы классное они не давали звучание, долго их не послушаешь. Поэтому креплению нужно уделить особое внимание.

«Вкладыши», помимо обычного варианта крепления, могут крепиться с помощью дужки на ухо или через шею. Это удобно для тех, кто носит головные уборы или совершает пробежки. Для девушек и парней с длинными волосами такой вариант крепления позволит не испортить прическу и не будет доставлять неудобств. Модели с дужкой на ухо не должны давить или оттопыривать его, иначе вы не сможете носить такие наушники более нескольких часов.

Модели наушников с дужкой крепления на ухо: Sennheiser MX 680 Sport, Aircoustic SPO 6061 и Sennheiser PMX 680 Sport

Существуют также наушники, спроектированные специально для занятий спортом. Они имеют более эргономичное крепление и не спадают при активных движениях. К примеру модели и Panasonic RP-HS200E-K. У компании Sennheiser присутствует даже линейка таких наушников, сделанная совместно с Adidas, в которую входят , и .

Полноразмерные модели обхватывают голову дужкой сверху, которая выполнена из пластика или металла. Кроме того, дужка может иметь возможность удлиняться и укорачиваться. При большей стоимости мониторных наушников они являются долгосрочным вложением, поэтому стоит особое внимание обратить на материал и качество изготовления.

Отделка чашек в полноразмерных наушниках называется амбушюры. Их выполняют из различных материалов - кожи и кожзаменителя, велюра, поролона. В любом случае, покупая большие наушники для долгого прослушивания, важно их примерить - уши должны целиком размещаться внутри амбушюр. Да и вообще, независимо от типа, наушники не должны давить и вызывать дискомфорта. Конечно, человек ко всему привыкает, но зачем же создавать себе лишние хлопоты, если можно их заранее избежать?

Звуковые характеристики

Говорят, современные акустические системы - и наушники в том числе - выбирать надо не по техническим характеристикам, а на слух. И действительно, нам же предстоит их слушать и получать удовольствие, а не измерять параметры и выверять линейность. Но все же знание и понимание основных электроакустических характеристик лишним не будет никогда, если тема качественного звуковоспроизведения вас действительно волнует.

Человеческий слух различает звуки с частотой колебаний от 15-20 Гц и до 18-22 кГц. Соответственно, все музыкальные произведения содержат звуки в этом диапазоне, иначе человеческое ухо их просто не услышит. Условно весь диапазон частот разбивается на низкие, средние и высокие частоты. В идеальном случае хорошие наушники должны охватывать весь диапазон - от самых низких частот (15 Гц) и до самых высоких (25 кГц). Это гарантирует, что вы услышите все записанные звуки. Однако охваченный диапазон еще не гарантирует качество воспроизводимой музыки. Очень важно, чтобы на всех этих частотах звук воспроизводился с минимумом искажений! А это уже будет посложнее выразить в простых цифрах…

Соответствие входного сигнала в наушники и его громкости на выходе отображается в виде графика амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Чем ровнее линия на графике и чем меньше ее пики и провалы, тем ровнее будет звучание на разных частотах. Но не стоит слишком увлекаться изучением графиков АЧХ - дело в том, что для их построения используются особые конструкции, заметно отличающиеся от формы человеческого уха (и тем более - от формы конкретно вашего уха). А значит, и отдача на разных частотах для вашего уха будет несколько иной, чем для измерительной установки. Поэтому такие графики можно использовать только для сопоставления, причем только в пределах моделей от одной фирмы. Разные условия измерения АЧХ у разных производителей делают бессмысленными сравнения между разными торговыми марками.

Звуковое давление (SPL) измеряется в децибелах (дБ, dB), и представляет собой показатель, говорящий о громкости источника звука по сравнению с заданным. Чаще всего в качестве заданного используется порог чувствительности человеческого слуха, он принимается за 0 дБ SPL. Что касается максимального уровня, то барабанная перепонка - эластичный орган, и выдерживает пиковое звуковое давление выше 130 дБ, но крайне короткие отрезки времени. При постоянном воздействии громкой музыки может наступить постепенная деградация слуха. Этот процесс легко отследить по тому, как на знакомых композициях через некоторое время хочется добавить громкости на 1 единицу больше. На самом деле же, если вам дороги ваши уши, поступить стоит ровно наоборот - сделать немного потише, а то и вообще выключить плеер. И надеяться, что слух восстановится через определенное время.

Что же касается наушников, то в их спецификациях часто указывают другой показатель - dBm, или децибел на 1 милливатт подведенной мощности. Иногда его называют чувствительностью . При равной величине сопротивления (импеданса) сравниваемых наушников большее число dBm говорит о том, что наушники будут громче.

Важной характеристикой является полное электрическое сопротивление наушников, оно же - импеданс . Если вы хотите получать максимум громкости и качества, необходимо, чтобы импеданс наушников и выходное сопротивление звукоусиливающей аппаратуры были согласованы друг с другом. Для этого стоит изучить инструкцию вашего плеера либо телефона - на наушники какого импеданса рассчитан его выход?

Наушники для портативных устройств в среднем имеют сопротивление от 32 до 55 Ом. В этих пределах на импеданс можно не обращать особого внимания - главное, чтобы источник звука «тянул» 32-омную нагрузку. В других случаях действует правило: выходное сопротивление источника должно быть меньше либо равным сопротивлению нагрузки (наушников).

Классические студийные наушники Sennheiser HD600 имеют имперданс 300 Ом

Профессиональные наушники имеют сопротивление в 120, 300 или 600 Ом. И хотя их в принципе можно включить в плеер, рассчитанный на 32-омные устройства, звучание их при этом окажется слишком тихим. Для «раскачки» таких наушников может потребоваться специальный усилитель. Либо, если речь о компьютере - звуковая плата с выделенным усилителем для высокоомных наушников.

Провода

Длина провода имеет большое значение, однако еще важнее является его прочность и долговечность. При выборе первого параметра главное - не вдаться в две крайности: 5-метровые и более шнуры, которые нужны для студий звукозаписи, будут абсолютно излишни, если источник находится на расстоянии вытянутой руки. И наоборот, слишком короткие шнуры, которые не позволяют «дотянуть» плеер до кармана рюкзака, тоже непрактичны. К счастью, здесь все просто - если наушники рассчитаны на применение с портативной техникой, длина их шнура редко превышает 1,5 м. А самые длинные провода - у наушников для телевизоров, иногда до 7-10 м.

Студийные мониторы AKG 240 оснащаются двумя парами подсоединяемых кабелей из бескислородной меди

Дорогие полноразмерные наушники часто оснащаются отсоединяемыми сменными проводами - если кабель вышел из строя, его можно просто заменить. Это очень большой плюс, так как поломка кабеля составляет 80% всех типичных проблем с наушниками вообще. Если же провод несменный, обратите внимание на его толщину и тип оплетки. Кстати: витой провод, хоть и выглядит оригинально, давно признан неудобным (так как все время норовит стащить наушники с вашей головы) и потому вышел из моды.

Беспроводная система Sennheiser RS 120 II

Для компьютерной техники придуманы также и беспроводные системы, состоящие из докстанции-передатчика и наушников с приемником. Они обеспечивают беспроводную передачу на расстояние от 15 до 150 метров (в зависимости от типа канала - инфракрасный или радио). Существуют и Bluetooth-стереогарнитуры, которые широко применяются с мобильными телефонами, однако их максимальный радиус действия достигает 10 метров. Беспроводными могут быть и наушники-«вкладыши», например , но это достаточно дорогая профессиональная система. Некоторые модели оснащены ИК-датчиками, но они должны находиться в постоянной видимости проигрывателя, что не удобно в портативном варианте использования. В целом же качество звучания беспроводных наушников чаще всего заметно уступает их проводным аналогам - из-за потерь при компрессии аудиосигнала для его передачи «по воздуху».

Микрофон

Если наушники будут использоваться не только для прослушивания музыки, но и для разговоров по Skype или общения в сетевых играх, то следует обратить внимание на модели со встроенным микрофоном. Полноразмерные варианты подойдут для использования в паре с компьютером. Но для прогулок по улицам они достаточно громоздкие и лучше выбрать что-то поменьше размером, например, «вкладыши» Razor. Оптимально, если микрофон можно отвернуть либо отсоединить от наушников на период, когда он не нужен.

Игровые наушники

Отдельный подвид наушников - геймерские. От продукции для меломанов их обычно отличает яркая расцветка и специфическое звучание, в котором прежде всего ценится точность позиционирования звуков. Считается, что игрок должен всегда иметь возможность на слух определить, откуда по нему ведут огонь. Кроме того, геймерские наушники обычно делаются полноразмерными и удобными для длительного ношения, так как игровые баталии часто растягиваются на несколько часов.

Игровые наушники

Есть также особый подвид геймерских наушников - многоканальные системы. Они появились с выходом на рынок 5.1-канальных игровых приставок и звуковых плат. Чаще всего в таких наушниках диафрагм по-прежнему две (в конце-концов, ушей у среднестатистического человека тоже все еще двое), а специальный блок проводит предварительное микширование 5.1-канального сигнала в стереофонический 2.0. Однако чаще всего это можно сделать и на самом компьютере/приставке, и потому особой необходимости в подобных системах нет.

Подводим итоги

На этапе выбора размера наушников желательно уделить больше внимания рассуждениям о том, где вы будете чаще всего использовать наушники, и насколько вам важно при этом слышать окружающий мир (а также его отношение к вашей музыке). За рулем велосипеда или при пробежках лучше использовать обычные вкладыши либо открытые наушники - вам необходимо слышать, что происходит вокруг. Но важно, чтобы они хорошо держались. А вот для домашнего прослушивания или же в общественных местах - лучше закрытые, чтобы не беспокоить окружающих. Если не можете определиться, выберите полузакрытые наушники. «Затычки» же порекомендуем тем, кто часто ездит в метро либо летает самолетом - и там, и там уровень окружающего шума очень затрудняет прослушивание музыки.

Ну и самое главное - если для вас действительно играет роль качество звучания, постарайтесь не экономить на наушниках. В мире аудио действует незыблемое правило «цепочки» - ваша система будет хороша ровно настолько, насколько хорош ее самый слабый компонент. И что толку от записей в lossless-формате, крутой звуковой платы или дорогого плеера, если дальше пользователь оденет на голову дешевые «одноразовые» наушники? И наоборот, приобретение дорогостоящих «мониторных» наушников может привести к необходимости пересмотра всего своего музыкального «арсенала» - ведь в них очень хорошо будут слышны слабые места как самих записей, так и воспроизводящей их аппаратуры.

Удачного вам выбора!

По вертикали на графике АЧХ указывается уровень звукового давления, в мировой практике выражается в децибелах (дБ). Значения могут указываться относительными, а могут быть абсолютными в SPL (Sound pressure level - уровень звукового давления). Если значения указаны в SPL и указано, при каком уровне напряжения или мощности, то можно вычислить чувствительность наушников. Зная чувствительность наушников, можно вычислить, с какой громкостью будут играть наушники при подаче определенного уровня сигнала.


Разные наушники при подаче одинакового уровня сигнала с усилителя играют с разной громкостью. Наушники с высокой чувствительностью играют громко, а наушники с низкой чувствительностью играют тихо.

На графике показаны наушники с разной чувствительностью, для дальнейшего примера сопротивление наушников примем равным 32 Ом. Это важно для того, что бы связать мощность с выхода усилителя и чувствительность, выраженную по отношению к мощности, а не напряжению. Ниже предлагается наглядная табличка.


Зависимость от чувствительности

наушники с высокой чувствительностью (зеленый) наушники с выше средней чувствительности (желтый) наушники со средней чувствительностью (красный)
к напряжению на 1 кГц, В 133 121 108
Чувствительность по отношению к мощности на 1 кГц, мВт 118 107 94
Подаваемое напряжение на наушники для достижения громкости в 120 дБ, В 0.23 0.8 3.6
Подаваемая мощность на наушники для достижения громкости в 120 дБ, мВт 1.6 3 405
Соотношение длительности работы усилителя от одинаковой батареи 1 раз 2 раз 250 раз
Если у усилителя максимальный уровень напряжения для 32 Ом равен 0.3 В / 3 мВт, то максимальная громкость наушников будет равна, дБ SPL 122 111 98

Чувствительность по отношению к напряжению берется прямо из графика АЧХ, там, где линии графика пересекают 1 кГц, по вертикальной шкале берется значение в дБ. По отношению к мощности значение отдельно пересчитывается. Знание чувствительности необходимо как для расчета максимальной громкости, которую могут развить наушники при использования конкретного усилителя, так и для расчета энергопотребления.

Для перевода чувствительности из дБ/В в дБ/мВт и наоборот предлагается ниже табличка.


Соотношение чувствительности дБ/В и дБ/мВт

95 дБ/мВт 98 дБ/мВт 100 дБ/мВт 105 дБ/мВт 110 дБ/мВт
12 Ом, дБ/В 114 117 119 124 130
16 Ом, дБ/В 113 116 118 123 128
24 Ом, дБ/В 111 114 116 121 126
32 Ом, дБ/В 110 113 115 120 125
50 Ом, дБ/В 108 111 113 118 123
85 Ом, дБ/В 106 109 111 116 121
100 Ом, дБ/В 105 108 110 115 120
300 Ом, дБ/В 100 103 105 110 115
600 Ом, дБ/В 97 100 102 107 112

Если наушники на графике АЧХ на 1 кГц пересекают по вертикали значение 125 на 1 кГц и сопротивление наушников равно 50 Ом на 1 кГц, то смотрим строчку для 50 Ом. Значение 125 видно в столбце 110 дБ/мВт, что и есть чувствительность данных наушников в соотношении дБ/мВт. Если известно, что у наушников сопротивление 85 Ом, а чувствительность 105 дБ на 1 кГц, то смотрим строчку для 85 Ом и столбец 105 дБ/мВт, получаем значение 116 дБ/В. На таком уровне по вертикали будет пересекать график АЧХ значение 116 дБ по вертикали на 1 кГц.

Sony XBA-A1AP

5 490 .-

В корзину

В избранное

Сравнить

Bowers & Wilkins P5 S2

Товар в наличии в интернет-магазине

15 990 .-

В корзину

В избранное

Сравнить

В паспортных характеристиках зачастую пишется чувствительность наушников. Однако из-за отсутствия жесткого стандарта к конструкции измерительного стенда, у разных производителей чувствительность не сопоставима. К примеру, Sennheiser CX 550 Style II и AKG IP 2 обладают одинаковой чувствительностью, но в паспортных данных указано 114 дБ/1В на 1 кГц для CX 550 и 123 дБ/1В на 1 кГц для IP 2. На нашем стенде чувствительность наушников составила 128 дБ / 1 В на 1 кГц. Возникает закономерный вопрос, если данные так различаются, то стоит ли на чувствительность обращать внимание? Т.к. каждый производитель для определенных типов наушников использует зачастую один стенд, то благодаря нашим измерениям можно делать относительную поправку на чувствительность. Так же следует учесть, что разные производители измеряют чувствительность на разных частотах, например Sennheiser и AKG приводят чувствительность относительно 1 кГц, а Beyrdinamic по стандарту IEC 60268-7 - 500 Гц, что при разных АЧХ наушников дает разные результаты. Так же производитель может указать среднее значение для определенного частотного диапазона или наоборот пиковое значение по всему частотному диапазону. Производитель может привести чувствительность с поправкой на громкость звука представленного не для гармонического, а для шумового сигнала. В данном случае значение чувствительности будет ниже на 9 дБ.


Высокие значения чувствительности по отношению к 1В не должны пугать. Если у наушников вкладышей/затычек чувствительность оказалась на уровне 130 дБ/В, и при этом у наушников сопротивление 32 Ом, то в пересчет на мВт это будет всего 105 дБ, подобную цифру можно увидеть на многих коробках. Для примера взглянем на максимальное выходное напряжение у среднестатистического плеера.

Большинство плееров на низкоомной нагрузке выдают лишь 0.2~0.3В, что позволяет развить давление в данных наушниках лишь до 110 дБ. Однако это значение справедливо для синуса, а для музыкального сигнала с учетом его энергетической плотности значение опуститься еще примерно на 9~12 дБ и составит не более 101 дБ. В метро уровень шума на уровне 95 дБ. Получается, что вкладыши/затычки будут играть лишь на 6 дБ громче. Дополнительную разницу даст шумоизоляция затычек закрытого типа.


Так же важно, что чувствительность дает довольно приблизительные данные о том, с какой громкостью будут играть наушники.

В примере показаны наушники с формально одинаковой чувствительностью 114 дБ/В как для частоты 500 Гц, так и 1 кГц. Однако видно, что у одной модели на АЧХ подняты низкие и высокие частоты (оранжевый график), а у другой наоборот низкие и высокие частоты завалены (голубой график). В итоге первые наушники субъективно будут громко играть, а вторые тихо, несмотря на формальную одинаковую чувствительность. По этой причине ориентироваться нужно именно на графики с АЧХ, в то время как данные по чувствительности без АЧХ могут не показать полной картины.


Стенд как таковой может настраиваться разными способами, по шуму в открытом или номинальном пространстве, по синусу или другому сигналу. В зависимости от способа, значения будут различаться, при чем различия могут достигать до 10 дБ и выше. Предпочтение отдается субъективной экспертизе, при настройке на синусах в районе низких частот и узкополосном шуме на высоких. Наш стенд откалиброван по розовому шуму с частотным диапазоном 300 Гц - 2 кГц при субъективном сравнении громкости сигнала между наушниками и акустической системой.

Это позволяет оценить громкость тех или иных наушников в соответствии с акустическими системами. По данному методу ранее рекомендовалось субъективно вычислять АЧХ наушников в ГОСТ 28728-89 (метод прямого измерения - сравнительная частотная характеристика наушников в свободном поле).


Стоит обратить внимание на то, что жесткого стандарта как такового не существует и это дает возможность производителям указывать данные из маркетинговых соображений. Можно указать большую чувствительность для лучших продаж определенной модели, как более чувствительной, а можно занизить значение, что бы здравоохранительные органы не попрекали за пособничество в потери слуха у молодежи. Так же некоторые производители могут приводить чувствительность наушников исходя из чувствительности капсюля, не учитывая, что итоговая чувствительность наушника в сборе будет отличатся. Таким образом к данным на коробках стоит подходить с осторожностью.


Мы предлагаем результаты измерений, сделанных в одинаковых условиях, что позволяет проводить корреляцию данных между собой. Особое внимание стоит обратить на то, что чувствительность для больших наушников и вкладышей/затычек измеряется в одних и тех же условиях, что позволяет сопоставлять чувствительность наушников между собой.


Нельзя не упомянуть и о погрешности измерений. В зависимости от посадки наушников итоговое значение может колебаться в районе 3-4 дБ. Для полноразмерных наушников итоговая АЧХ является средним значением между АЧХ для правого и левого наушника. Таким образом данные выглядят как 103 ±2 дБ/В.


Существуют исследования, результаты которых определяют связь между громкостью и значениями в SPL

Значения SPL в дБ

Звук/Громкость дБ
Порог слышимости 0
Тиканье наручных часов 10
Шепот 20
Звук настенных часов 30
Приглушенный разговор 40
Тихая улица 50
Обычный разговор 60
Шумная улица 70
Опасный для здоровья уровень 80
Пневматический молоток 90
Кузнечный цех 100
Громкая музыка (на дискотеке, концерте) 110
Болевой порог 120
Клепка, сирена 130
Реактивный самолет 150
Смертельный уровень 180
Шумовое оружие 200

Данные значения относятся к уровням громкости для акустических систем, с учетом повреждения внутренних тканей человека от низких частот. В наушниках низкие частоты действуют только на барабанную перепонку и не действуют на остальные участки тела - сердце, печень, мышечные ткани и т.п. По этому в наушниках порог на максимальную громкость, в целом выше, однако все равно следует помнить, что долгое прослушивание на высокой громкости до добра не доведет. Так же таблица показывает значения для гармонических сигналов. Т.к. музыкальный сигнал по спектральной плотности близок к шуму, то в целом громкость музыкального сигнала снижается на 9 дБ (из соотношения энергетической плотности синуса и шума, для синуса - 3 дБ, для шума - 12 дБ).

Представление чувствительности к напряжению удобны тем, что можно наглядно оценить зависимость громкости от подаваемого напряжения. Шаг в 6 дБ дает изменение напряжения в два раза. Зависимость изменения громкости от подаваемого напряжения логарифмическая. При выборе наушников можно так же сделать вывод, если у наушников А чувствительность равна 100 дБ, а у наушников Б - 106 дБ, то это значит, что наушники А будут играть с аналогичной громкостью как и наушники Б, если для них выставить у усилителя громкость в два раза выше.

С момента своего изобретения Александром Грэхемом Беллом во второй половине девятнадцатого столетия наушники претерпели большое количество изменений и твердо вошли в жизнь не только меломанов, не представляющих свою жизнь без музыки, но и всех любителей послушать радио по пути на работу или «прочесть» новую аудиокнигу, не мешая домашним. С появлением практически в каждом доме персонального и вовсе стали незаменимым атрибутом в каждой семье. Но все ли знают, как выбрать наушники и на какие аспекты при покупке этого аксессуара следует обратить внимание?

Первое на что нужно обратить внимание при выборе наушников, это При этом следует учитывать, что принцип «чем больше, тем лучше» в этом случае работает далеко не всегда. Так с «правильным» частотным диапазоном? Для начала важно знать, что человеческое ухо способно воспринимать частоты в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Начало этого отрезка отвечает за «басы», а вверху находятся высокочастотные звуки. Для важна не ширина а корректное воспроизведение частот именно в этом диапазоне, без завалов, «бубнения» или хрипов на нижних частотах и без скрежета или шипения на верхах и средних частотах. Как правило, все производители указывают основные технические характеристики своего товара, в том числе и амплитудно-частотные показатели, на упаковке или в прилагаемой инструкции.

Второй важной характеристикой при служит сопротивление. По сути, чем больше у аксессуара эта характеристика, тем более мощное устройство необходимо таким наушникам для оптимальной работы, и гораздо меньше влияния на звук этот источник оказывает. Проще говоря, к низкокачественному плееру можно подключить наушники с сопротивлением 8-16 Ом, но в полной мере насладиться музыкой не получится - от этого будут отвлекать треск внутренних процессов, шум усилителя и другие посторонние звуки. Если же подключить к такому плееру большие «мониторные» наушники с сопротивлением на 250 Ом, звук в них окажется очень тихим и плоским - наушники не станут играть, а будут «шептать». Оптимальный диапазон сопротивления для портативных устройств - это 32-64 Ом. Знание об этом подскажет, как выбрать наушники для плеера «правильно».

Еще одним значимым фактором, заметно влияющим на звук, является чувствительность. Чем больше эта характеристика, тем звук громче. Соответственно, чем меньше чувствительность и сопротивление, тем тише такие наушники будут воспроизводить звук.

Многие покупатели перед покупкой данного аксессуара задумываются, какие выбрать - вакуумные наушники или «обычные». В этом вопросе лучше всего ориентироваться на собственные ощущения во время пробного прослушивания и фактор удобства. Также следует помнить, что даже при выключенном звуке окружающий мир в вакуумных наушниках «глушится» довольно сильно, поэтому с таким устройством, желательно, очень внимательно переходить дорогу и вообще быть на улице более собранным.

И последней частью вопроса о том, как выбрать наушники, является акустическое оформление предстоящей покупки. В этом плане наушники бывают «открытыми», «закрытыми» и «полуоткрытыми». Помимо внешнего вида акустическое оформление влияет на звукоизоляцию - в «закрытых» наушниках внешний мир будет максимально «заглушаться» музыкой, а окружающие не услышат то, что играет у Вас в наушниках даже при воспроизведении на очень высокой громкости. Но в «закрытых» наушниках есть один минус - звук не выходит наружу из-за глухой задней стенки динамиков и может немного искажаться.

Одними из самых популярных производителей наушников на данный момент являются такие компании как «Koss», «Sennheiser», «Sony», «AKG» и «Philips», но есть целый ряд других производителей, обеспечивающих рынок наушников качественным и достойным внимания товаром.

Похожие статьи