Альтернативные операционные системы: macOS. Все, что нужно знать о Mac OS

28.08.2019

И, чтобы закончить эту тему, осталось рассказать об истории macOS и Linux (все другие ОС имеют менее 1% на пользовательском рынке), и начать я решил с первой. Отследить историю трех ОС выше никаких проблем не вызывало - последние две развивались вообще на наших глазах, ну а система от Microsoft всегда называлась Windows и тоже не настолько стара, чтобы информация о ней затерялась в анналах истории.

Изначально было принято решение писать об истории Mac OS X, но, чтобы рассказать о ней, пришлось бы «залезть» и в более ранние System 7 и Mac OS 8 и 9 - получилось бы достаточно странно. Так что давайте начнем с самого начала - компьютера Apple I и его прошивки, и будем медленно продвигаться вплоть до последней версии macOS X.

System Monitor - прошивка для Apple I

Про Apple I, выпущенный в 1976 году, было сказано уже очень много, и особо смысла повторяться нет. Вкратце - компьютер представлял собой одну плату и был основан на процессоре MOS Technology 6502 - ибо его конкуренты, Intel 8080 и Motorola 6800, стоили почти на порядок дороже, около 200 долларов против всего 25 за детище MOS: с учетом того, что Стивам Джобсу и Возняку нужно было сделать для продажи хотя бы 50 плат, а денег у них было не так много - эта экономия была очень и очень существенной. Поставлялся компьютер с 4 Кб памяти, которые можно было расширить до 8, а из разъемов имелись лишь порт для подключения клавиатуры и выходы на телевизор и кассетный микрофон. Причем в комплект входила только плата - и корпус, и клавиатуру, и блок питания - пользователь все должен был купить сам.

Что касается операционной системы, то ее в общем-то... не было. По сути, компьютер имел прошивку под названием System Monitor, которая весила всего 256 байт - четверть килобайта! Основные ее задачи - это дать возможность пользователю работать с командной строкой с помощью клавиатуры и экрана, набирать и запускать программы и смотреть содержимое памяти. Работа поддерживалась только с языком программирования Apple BASIC, кассета с которым, к счастью, была в комплекте. Разумеется, такого понятия как «пиксели» прошивка не знала, и компьютер умел выводить на подключенный телевизор лишь 24 строки по 40 символов в каждой. Графики, конечно же, тоже не было.

Разумеется, в то время существовали «нормальные» операционные системы - к примеру, тот же UNIX V6: это была полноценная ОС с ядром, работающая на языке C и имеющая множество относительно современных функций. Но вот стоила ее лицензия порядка 20 000 долларов, и поэтому пользовались ей в основном в университетах, для обычных домашних ПК она, понятное дело, не подходила чисто по цене.


И хотя компьютер Apple I был вполне себе успешным, на рынке он пробыл менее года. Основная проблема была в том, что он представлял собой конструктор, и просто для начала работы нужно было потратить время на покупку и сборку остальных комплектующих - и далеко не все тогда (да и сейчас) в этом разбирались. Поэтому в 1977 был представлен Apple II - компьютер вида «все-в-одном», уже с интегрированной клавиатурой и в корпусе. Более того - он поддерживал цветную графику и был первым таким домашним ПК. В итоге этот компьютер стал очень популярным, и последняя его версия вышла аж десятью годами позже - в 1986 году был представлен 16-битный IIgs. Разумеется, за все это время под эти ПК было написана не одна операционная система.

Встроенная память тогда была очень дорога (как SSD несколько лет назад), из-за чего выгодно было хранить систему на внешних носителях (хотя и они дешевизной не отличались), поэтому первая система для Apple II называлась DOS - Disk Operating System, или дисковая операционная система. Разумеется, к MS-DOS она не имела ровно никакого отношения, а первая версия для Apple II называлась DOS 3.1 (привет Windows NT, которая тоже начиналась в 3-ей версии). Причина, по которой релиз был не первой версии, достаточно проста: первый билд системы имел номер 0.1, в дальнейшем с каждым новым билдом вторая цифра увеличивалась на один. Когда она становилась 9-ой, то следующий билд обнулял ее и увеличивал уже первую цифру (то есть после 0.9 следовала 1.0). Пол Лафтон, один из программистов этой ОС, решил заменить номер версии номером билда, который на тот момент был 3.1 - поэтому систему и стали называть DOS 3.1, и никакие первые две версии нигде не потерялись.

С учетом того, что дисковод был один, а данные как-то нужно на ПК передавать, было придумано достаточно простое решение: при запуске в Apple II вставлялась дискета с Apple DOS, после чего система с нее полностью загружалась в оперативную память, и дискету можно было вынуть и заменить на любую другую. Сама система была уже куда более продвинутой - хотя и работала на том же BASIC. Она поддерживала имена файлов вплоть до 30 символов, а типов файлов было целых четыре: тип A - Applesoft BASIC, тип B - двоичный, тип I - Integer BASIC, и тип T - текстовый. Изначально система работала только с дисководом Apple Disk II и только с односторонними дискетами на 140 Кб. Для каждого файла на диске сохранялось его имя, тип, флажок защиты от записи, номер первого сектора и размер файла в секторах. В будущем система научилась работать и с жесткими дисками, которые определялись как множество локальных дисков по 140 Кб каждый. Достаточно забавный факт - система не умела работать со временем, поэтому узнать, когда был создан или изменен тот или иной файл, было невозможно.


В общем и целом - система была куда продвинутей совсем уж примитивного System Monitor, но все еще до того же UNIX V6 было далековато. Но большинству пользователей этого вполне хватало, что и сделало Apple II очень популярным.


В 70-80-ых годах была достаточно популярная система p-System, созданная в Калифорнийском университете Сан-Диего (UCSD). Система была достаточно гибкой и легко портируемой, по факту - виртуальной машиной, выполняющей байткод p-code. Самый популярный язык разработки для нее - UCSD Pascal. Марк Аллен и Ричард Гливс, студенты из этого университета, адаптировали ее для процессора 6502 летом 1978 года, после чего, годом позже, вышла система Apple Pascal и одноименный ПК Apple II Pascal, который выпускался порядка 5 лет.

Сама система была достаточно сильно улучшена в сравнении с Apple DOS. Во-первых, изменился способ записи файлов: если в DOS система писала файл в первый попавшийся свободный сектор, то теперь система старалась писать файл, состоящий из нескольких секторов, в последовательные секторы на диске - это существенно повышало скорость чтения.

Во-вторых, система научилась работать со временем, и теперь к меткам файла на диске добавились время его создания и последнего изменения.

В-третьих, были переработаны названия файлов: если раньше они могли включать 30 любых символов, то теперь только 15, и допускались лишь буквы и цифры - это было сделано для того, чтобы на 40-символьном экране уместилась другая информация о файле.

В комплект с ОС шла утилита для обслуживания дисков, компилятор Pascal и ассемблер, работающий куда лучше такового в Apple DOS. И хотя вроде система была куда лучше, чем DOS, была одна достаточно серьезная проблема - она не умещалась на одну дискету в 140 Кб, их требовалось минимум две, желательно вообще три. Поэтому при работе постоянно приходилось менять дискеты, что было достаточно долго и неудобно.


В конце 70-ых на смену популярнейшего MOS 6502 пришел не менее популярный Zilog Z-80, под который даже сейчас, спустя 30 лет, все еще пишут софт. И Microsoft решила не оставаться в стороне, выпустив сопроцессорную плату Z-80 SoftCard. Ее смысл заключался в том, что при ее подключении к Apple II компьютер получал еще один полноценный процессор - Z-80 - и возможность запуска софта для популярной тогда системы CP/M.

По своим возможностям эта система ничуть не уступала UNIX, и была уже достаточно похожа на современные ОС - был и BIOS, и базовая дисковая система, и процессор командой строки. Из-за этого сопроцессорная карта с Z-80 продавалась очень хорошо - ведь по сути пользователям не нужно было покупать новый ПК на этом процессоре, а хватало лишь одной платы, которая стоила, разумеется, дешевле компьютера.

Успех SoftCard привел к тому, что появились аналоги и на других процессорах - так, была плата Stellation Mill, основанная на процессоре 6809, позволявшая запускать систему реального времени OS-9.

В итоге все эти карты существенно продлили срок жизни Apple II, но было понятно, что пора идти дальше, и в 1980 году вышел Apple III с системой SOS - но об этом поговорим уже в следующей статье цикла истории операционных систем от Apple.

В наш век быстро развивающихся технологий, а также компьютерной индустрии иногда трудно бывает усмотреть за возникающими новинками, которыми радуют нас разработчики. Имеющееся разнообразие предлагаемых программ, операционных систем, утилит является таким, что просто бывает, что разбегаются глаза. Однако, чаще всего у пользователя возникает один, основной вопрос – какую операционную систему следует выбрать? Попробуем ответить на этот вопрос, сравнивая системы Windows и Mac OS X .

Mac против Windows

Главная особенность системы Windows

Ее широкое распространение. Связывается это с тем фактом, что данная операционная система была создана для самих пользователей, она не вынуждает пользователя подстраиваться под имеющуюся систему, наоборот, она подстраивается под имеющиеся потребности пользователя. Это наиболее распространенная во всем мире операционная система, несмотря даже на то, что по сложившемуся общественному мнению она является самой «глючной», «нестабильной», ненадежной» и т.д. Кроме этого, она является платной.

С точки зрения пользователей система Windows устроена примерно таким образом:

  1. Ядро . Осуществляет работу с различными устройствами, управляет процессами и памятью, управляет имеющейся графической подсистемой.
  2. Сама графическая подсистема . Обеспечивает взаимодействие с пользователями.
  3. Текстовая подсистема . Обеспечивает текстовое взаимодействие с пользователями.
  4. Система осуществления удаленного доступа.

Преимущества : Гарантированная стопроцентная поддержка любых видов оборудования, для этой операционной можно найти драйвер любых устройства, да и она сама содержит множество предустановленных драйверов для осуществления быстрого распознавания различного оборудования. Существует большая масса прикладных профессиональных программ, полнофункциональных аналогов которых нет в иных операционных системах, к примеру, Photoshop и Promt.

Понятность и простота интерфейса, что делает ее полностью доступной для применения любому человеку, даже не обладающему первичными навыками работы с персональным компьютером. А приложения пакета под названием Microsoft Office стали уже стандартами для офисных работников. Пользователь может в любое время получить квалифицированную поддержку либо консультацию по его лицензионной операционной системе Windows.

Недостатки : Данная операционная система весьма требовательна к необходимым аппаратным ресурсам персонального компьютера, особенно к нужному объему оперативной памяти. Применяемый графический интерфейс, хоть и является красивым и удобным, однако, при этом, является также громоздким и неповоротливым. В результате, множество пользователей отключает его многочисленные графические навороты.

Указанная система считается гораздо более уязвимой, нежели остальные. Это связывается с самой имеющейся структурой безопасности, к примеру, возможность работать постоянно с правами администратора (что решено частично в версии операционной системы под названием Vista). В то же самое время в системе обязаны работать многие тысячи старых компьютерных приложений, которые написаны были под XP и иные версии Windows.

На запуск любой такой “старой” программы пользователю нужно давать разрешение. Помимо этого, само имеющееся диалоговое окно с запросом о запуске той либо другой программы предоставляет пользователю слишком малое количество информации для принятия необходимого решения. Еще одним немаловажным неудобством является: даже для осуществления удаления ярлыка на рабочем столе необходимо трижды подтвердить собственные намерения. Это может раздражать и приводить к тому, что клавиши “Разрешить” и иные нажимаются просто-напросто бездумно – эффективность всего задуманного механизма защиты сводится практически на нет.

В результате этого, приходится часто иметь дело с большим количеством вирусов, применяющих для проникновения как раз уязвимости этой операционной системы, в том числе и возможные пользовательские ошибки, которые она сама и провоцирует. Операционная система является платной, ее стоимость превышает затраты на приобретение либо скачивание свободно распространяемой операционной системы.

Операционная система Mac OS X

Как широко всем известно, Linux и Mac OS X обладают общими UNIX-корнями. Однако, между ними имеются и весьма важные различия, в отличие от открытой системы UNIX, Mac OS X выступает в качестве проприетарного программного обеспечением, то есть существует запрет на осуществление свободного распространения, внесение различных изменений и так далее. Самая первая Mac OS возникла в 1984 году, что намного ранее возникновения Windows. Сама система Mac OS X является значительно переработанной BSD-UNIX-системой с собственным ядром (XNU).

Преимущества системы Mac OS . Выгодной стороной системы Мас OS выступает практически полное отсутствие компьютерных вирусов для системы Мacintosh. И дело заключается не только в не слишком большой распространенности системы Mac OS X в сравнении с системой Windows, но также еще и в том, что все традиционные компьютерные вирусы не работают просто-напросто в UNIX среде. В теории, естественно, имеются образцы вирусов, способные работать с некоторыми компьютерными приложениями к Mac OS, однако, их количество в сравнении с вредоносным программным обеспечением, которое написано для Windows, является просто ничтожным.

Вирусы могут навредить, только в тех случаях, когда пользователь будет запускать их двойным щелчком клавишей мыши. Программы, которые заражают почту при осуществлении прочтения писем либо открываемую интернет-страницу, до сего времени неизвестны. Наличие простых подтверждений безопасности. Для внесения необходимых изменений в систему Mac OS, к примеру, для обновления установленной операционной системы либо установки какой-либо новой программы, пользователю обычно необходимо ввести только пароль.

Система Windows в подобных случаях является более требовательной

она предлагает осуществить несколько различных подтверждающих действий. Даже осуществление удаленного взлома компьютера, который работает под управлением системы Mac OS, является значительно более сложным, нежели осуществление взлома машины, которая работает под управлением системы Windows, а различные антивирусные программы могут только понадобиться для того, чтобы, ненароком, не переслать инфицированный файл на компьютер под управлением системы Windows, вам же он не сможет принести никакого вреда.

Эргономичный дизайн всех приложений, красота выполнения как самой операционной системы, так и имеющегося аппаратного обеспечения. Предельная простота в повседневном использовании. К большому сожалению, этот превосходный образец до сего времени в нашей стране обладает репутацией элитарного продукта, а по сему и цениться в разы дороже, нежели, к примеру, Windows.

Весьма простое управление. Работать с программными продуктами для Mac, как правило, проще, нежели с программным обеспечением для системы Windows. Одним из ярких примеров является пакет под названием iLife, который установлен на любом компьютере системы Macintosh. Он дает возможность легко управлять музыкой и фотографиями, обрабатывать видео, а также записывать полученные результаты на диски. Тот, кто смог освоить одну из программ для системы Mac OS X, легко сможет справиться и с иным программным обеспечением – приложения для данной операционной системы похожи одно на другое гораздо больше, нежели программы для системы Windows.

С точки зрения пользователей Mac OS устроен примерно таким образом:

  1. Ядро. Обеспечивает работу с различными устройствами, управляет процессами и памятью.
  2. Текстовая подсистема, осуществление работы с системой посредством терминала.
  3. Система осуществления удаленного доступа при работе в текстовом режиме.
  4. Система осуществления удаленного доступа при работе в графическом режиме.
  5. Система осуществления передачи графического окна приложений на иной компьютер.

Недостатки системы Mac OS

Самое первое – это то, что систему Mac OS можно установить только лишь на компьютеры Мacintosh, произведенных компанией Apple. Данные компьютеры обладают, в отличие от ставших нам привычными персональных компьютеров, закрытой архитектурой, то есть данные компьютеры собирает исключительно Apple. Это хорошо, с одной стороны, так как обеспечивается стопроцентная интеграция всего компьютерного оборудования и софта плюс превосходное качество применяемых комплектующих и процесса сборки.

Однако, имеется и обратная сторона медали. Так как изготовитель «Маков» является только один, то и какая-либо конкуренция отсутствует здесь в принципе. Что с точки зрения потребителей не слишком хорошо. Кроме этого, имеется некоторая проблема с процессом установки драйверов. Не под все имеющиеся устройства выпускают драйвера под систему Mac OS , да и сама система распознаёт далеко не всё даже весьма часто применяемое оборудование.

Практически полное отсутствие игр . Их разрабатывают преимущественно для игровых консолей и персональных компьютеров с системой Windows. Хотя выбор доступных игр для Mac весьма скромный, среди них имеются самые настоящие жемчужины, к примеру, авиасимулятор под названием X-Plane 9 либо музыкальная игра под названием Guitar Hero 3.

Особенности

Главная особенность, которая бросается сразу в глаза – это графический интерфейс системы. К примеру, если в Windows каждой запущенной программе соответствует, как правило, одно окно с открывающимися уже в нем самом вкладками, а также панелями инструментов, то в системе Мас OS применяются «плавающие» панели и окна, которые не привязаны к общему окну, а расположены на рабочем столе. Ещё одним отличительным признаком маковского интерфейса выступает панель dock.

Она представляет собой панель, расположенную в самой нижней части рабочего стола, где расположены значки приложений и файлов, к которым необходим быстрый доступ, а также все запущенные компьютерные приложения. Есть возможность редактировать панель, менять её размеры, добавлять и убирать значки приложений. Дальше следуют имеющиеся особенности программного обеспечения. Перечень программ для системы Mac OS не такой внушительный, как для системы Windows, однако, тем не менее, он не слишком мал, во всяком случае, все главные необходимые приложения для развлечений и работы там имеются, кроме того, сама концепция процесса создания программного обеспечения от Аpple подразумевает, что для осуществления решения одной задачи будет достаточно только одной программы, самое главное, чтобы она безукоризненно работала.

Разработчики графического интерфейса Mac OS считают, что таким образом будет гораздо удобнее пользователям, которые не станут путаться в бесконечном множестве возможных вариантов, а сам компьютер не будет превращаться в свалку весьма сомнительных программ, которые угрожают работоспособности всей работающей системы. Количество имеющихся приложений для Mac в течение последних лет значительно увеличилось, однако, выбор по-прежнему является не настолько большим, как, к примеру, для системы Windows.

Тем не менее, почти для любой необходимой задачи можно выбрать подходящий программный продукт. Необходимо только наличие широкополосного доступа в сеть Интернет, так как найти и приобрести программное обеспечение для Mac OS на дисках (в особенности легальное) весьма сложно.

Итоги

Итак, можно подвести итоги. Если вам нужна очень удобная, функциональная, быстрая систему для творчества и работы и у вас отсутствуют проблемы с деньгами – вашим выбором будет Mac. На нем вы сможете добиться превосходных результатов.

Вы желаете и поиграть во что-нибудь качественное, и документы нужно делать, а заморачиваться на различные компьютерные сложности совсем не охота, да и денег не слишком много? Тогда – Windows, и только он. Прекрасный инструмент, не слишком сложный и удобный в меру. Местами бывают проблемы, но в целом очень достойный инструмент.

PARC уже существовал компьютер с графической платформой, что в те годы было настоящим прорывом в истории операционных систем. Однако специалисты центра использовали ее только для своих нужд и коммерческого применения либо не видели, либо просто не планировали.

Apple же смогла соединить имеющиеся наработки и собственные идеи и создать первую, доступную для широкого круга лиц графическую операционную систему . Данная концепция весьма соответствовала главной тогда для Apple идее - созданию доступного для всех компьютера. Доступного как в техническом плане, так и в плане ценовых возможностей.

Как мы уже упоминали выше, первая версия Mac OS увидела свет в далеком 1984 году, и уже в ней имелся прекрасно известный нам сегодня оконный интерфейс и папки с файлами. Кроме того, было разработано специальное устройство манипулятор, которое давало возможность передвигать курсор по всей области экрана, и называлось оно, как вы уже догадались - компьютерная мышь . Все это прекрасно решало главную задачу, которую разработчики Mac OS ставили перед собой, а именно - создание операционной системы с интуитивным интерфейсом , управлять которой с комфортом сможет любой, даже самый неподготовленный пользователь.

Системные версии платформы с 2.0 по 5.Х вышли в период с 1985 по 1988 год, и все эти версии в сущности мало отличались друг от друга, они содержали в себе лишь мелкие не слишком значительные улучшения. Пожалуй, самая важная опция, которая появилась в тот период - это мультифайндер, давший возможность открывать одновременно несколько программ.

Эта версия платформы была представлена в 1991 году и заслуживает отдельного упоминания. Версия 7.0 была ощутимо усовершенствована и принесла с собой довольно много значительных дополнений. Во-первых, появилось цветное выделение тайтл баров и скроллов, также в 7.0 мультифайндер стал устанавливаться по умолчанию, и однозадачный фандер превратился в историю. Кроме того, иконки стали 256-цветными, была улучшена поддержка мультимедийных функций, интернет коммуникаций и QuickTime .

В истории данной версии можно отметить два обновления:

Операционная система была представлена в 1997 году, она несла в себе значительные улучшения совместимости с мультимедиа и интернетом . Кроме того, в ней появились обновленные иконки, так называемого "платинового" интерфейса , которые были позаимствованы из неудачного проекта по разработке платформы нового поколения "Коупланд". Здесь также была представлена новая файловая система HFS+, а также улучшенная система инсталлеров. Именно совместно с этой версией платформы началась предустановка Microsoft Internet Explorer, что продолжалось аж до версии Mac OS X 10.3. В "восьмерке" особенно можно выделить обновление:

Разработчики постарались на славу, система была улучшена практически во всех частях. В частности появились 32-битные платиновые иконки и новая система оформления. Теперь пользователь получал возможность выбрать "тему" согласно своим предпочтениям. Также появился Sherlock - специальная программа для удобного поиска в интернете и локальных файлах. Кроме того, 8.5 была первой версией, которая не поддерживала 68к Macintosh .


- Mac OS 9

Система была представлена в 1999 году и она стала настоящей классикой - вершиной технических возможностей, стабильности и скорости работы операционной системы Mac OS того времени. Вот лишь часть наиболее значительных изменений, которые принесла Mac OS 9:

Улучшенная панель управления внешним видом;

Усовершенствованная панель управления звуком;

Возможность записи CD в Finder;

Функция Keychains, дающая возможность сохранять все пользовательские пароли в так называемых защищенных "связках ключей".

Mac OS 9, кстати говоря, можно даже сегодня еще встретить на некоторых Macintosh .

Mac OS, безусловно, принесла компании Apple колоссальный успех, а Macintosh завоевал неслыханную популярность. Однако время никогда не стоит на месте и в один момент Apple поняла - пришло время глобальных перемен.

В марте 2000 года миру была представлена кардинально новая, десятая версия Mac OS X, которая была очень далека от Mac OS 9 и даже не поддерживала, предназначенное для "классики" Apple программное обеспечение . Разработчики полностью переписали программный код, основой которого стала операционная система Nextstep.

Dashboard - подборка программ для рабочих столов - виджетов;

Smart Folders - умные папки, содержимым которых в автоматическом режиме становятся файлы, соотетствующие определенным, заданным пользователем критериями;

Automator, который помог упростить выполнения повторяющихся простых действий посредством макросов;

Также были значительно улучшены - Safari, Quick Time, VoiceOver и т.д.

В 10.5 появился QuickLook, давший возможность просматривать содержимое файлов без надобности открывать ассоциированные с ними приложениями. Приложение Spaces позволило добавить в систему виртуальные рабочие столы, на которых можно было закрепить окна приложений и программ, а затем оперативно переключаться между ними.

Программа Boot Camp позволило на "маках" с процессором Intel устанавливать Windows в качестве второй платформы. Приложение Screen Sharing посредством которого пользователи двух "маков" могли создать единый "рабочий стол" — сегодня это называется iChat. Функция Back To My Mac дала возможность удаленного подключения подписчикам сервиса MobileMe.

Кроме новых функций, значительной доработке подверглись почти все системные приложения: Automator, Dashboard, iCal, Mail , Photo Booth, Safari и т.д.

7 версия выпущена 20 июля 2011 года. По сравнения с предыдущей версией в 10.7 разработчики внесли множество изменений:

IChat расширил границы и поддерживает теперь общения с пользователями Yahoo!. Появилась возможность обмениваться уникальными иконками Emoji;

Lion Recovery Disk Assistant позволяет восстановить систему без физического диска.

Фильтр программ, которые открывает пользователь и блокировка опасных;

9 версия выпущена 22 октября 2013. Обновленная версия поддерживает нескольких мониторов, а также позволяет использовать Apple TV в качестве монитора. Всем документом теперь присваиваются тэги, которые упрощают процедуру поиска. Обновлены: календарь, браузер Safari, приложение карты, центр уведомлений. Данные о паролях могут быть синхронизированы с облачным сервисом iCloud .

Что ж, если учитывать все достоинства Mac OS у читателя, наверняка, появится резонный вопрос: почему она до сих не так популярна, как ее главный конкурент, известная всем

АЛЕКСАНДР ПОТЁМКИН

Mac OS X или То, что должен знать каждый

про Macintosh, Apple и операционные системы

Мое первое знакомство с Маком происходило заочно: по скриншотам, описаниям и восторженным крикам людей, которые хоть раз работали с ним. Вполне закономерным было желание познакомиться с этим компьютером, и чем быстрее, тем лучше.

Итак, желание осуществилось – нас «познакомили», вот тут все и началось...

Я расскажу историю развития компьютеров Apple (тем самым затронув создание первых персональных компьютеров) и самой фирмы Apple, а также расскажу про последнюю (на момент написания этих строк) версию операционной системы Mac OS X.

Появление первого персонального компьютера (небольшая историческая вводная)

Первым персональным компьютером (в том смысле, что его можно было «взять с собой») следует считать компьютеры Altair. Однако первые Altair сложно назвать полноценными «компьютерами» – раз; компьютерами, «пригодными» для обычного пользователя – два.

О полноценности: все, что из себя представляла эта техника, было обычной «коробкой» с большим количеством переключателей. Более того, собрать такую технику пользователю предлагалось самому, так что особенными пользовательскими качествами такая техника также не обладала.

Небольшое лирическое отступление о развитии компьютеров в 1970-х годах: основными пользователями были компьютерные профессионалы – хакеры. Их карьера в основном начиналась за большими компьютерами фирмы Dell либо IBM (последние популярностью не пользовались). Компьютерное время было весьма дорогим, а тяга к компьютерам – очень высока. Так стали появляться первые компьютеры, собранные «для себя».

Одним из таких компьютеров, пущенных в «промышленное» производство, были компьютеры Altair фирмы MITS. Сразу же после организации этой фирмы она была завалена заказами на год вперед. Люди платили деньги за возможность получить пакет с микросхемами и схемой сбора всех деталей в один блок.

Количество людей, желающих владеть таким «компьютером», неуклонно росло, что увеличивало общий уровень технического образования, а значит, и количество людей, приобщающихся к хакерству.

Такие «коробки» пользовались спросом, однако всегда есть люди, которые хотят сделать что-то свое, сделать лучше. Одним из таких людей был Стив Возняк. Он регулярно посещал собрания хакеров и в конечном итоге решил создать компьютер для собственного удовольствия.

Процессором компьютера стал чип 6502 от MOS Technology (основным критерием при выборе этого чипа была цена), микросхемы, способные работать с этим процессором, ему подарил Дэн Сокол на одном из собраний клуба.

Через некоторое время Возняк собрал свой компьютер так, что все уместилось на одну плату (что было достаточно красивым решением). Кроме того, ему пришлось написать свой Basic, так как единственной на тот момент версией была так называемая Tiny Basic, что совсем не подходило Возняку – ему нужна была полноценная версия. Без интерпретатора языка программирования компьютер не представлял бы из себя особенного интереса.

Друг Возняка Стив Джобс был вдохновлен этой платой и потому решил, что они просто обязаны выпускать свой компьютер так же, как это делали и другие фирмы.

Так было положено начало легендарному компьютеру Apple II, презентация работы которого никого не могла оставить равнодушным к такой технике.

Компания Apple Inc.

Джобсу удалось заполучить в команду менеджера по имени Майк Марккула, который раньше занимался организацией продаж и добился на этом поприще больших успехов. С тех пор как он уволился из Intel, Марккула занимался различными бизнес-проектами.

Джобс попросил его написать бизнес-план для Apple и Марккула включился в работу: с его помощью компании удалось привлечь капитал для инвестиций, переманить Майка Скотта – одного из менеджеров из Fairchild Semiconductor, которому был предложен пост президента фирмы. Кроме того, Марккула также расписывался на документах в качестве первого председателя совета директоров.

Следующим привлеченным в компанию человеком был Джон Скалли – президент отделения Pepsi-Cola, крупнейшего в составе PepsiCo.

У Скалли не было специального технического образования, однако он давно был поклонником передовых технологий и, кроме того, был очарован Джобсом.

Фраза Джобса, обращенная к Скалли: «У вас никогда не возникало желания изменить мир? Или вы намерены провести остаток жизни, продолжая торговать подслащенной водой?» положила начало весьма тесным отношениям между ними, которым в дальнейшем, увы, будет суждено распасться.

Джон Скалли становится президентом компании в апреле 1983 года.

К началу 1980 года годовой оборот фирмы превысил 10 миллионов долларов.

Первые проблемы

После Apple II у компании начались первые неприятности. 19 мая 1980 г. был презентован новый компьютер – Apple III. Технически эта машина была более совершенна, однако именно с нее и начинается череда неудач: после серии задержек продукт был выпущен на рынок в недоработанном виде, в результате чего так и не был «признан» пользователями. Одной из основных причин подобных проблем была следующая: это был первый компьютер, который собирался в условиях «фирмы» командой инженеров, которыми руководил Джобс.

В 1983 году выходит компьютер Lisa, использующий все преимущества графического интерфейса (разработанного в Xerox) и оснащенный 1 Мб оперативной памяти, Motorolla 68000 CPU (32 bit, 5 МГц), 2 приводами для дискет, жестким диском на 5 Мб.

Марккула отстранил Стива (Джобса, Возняк сам отошел от дел после серьезной авиакатастрофы в 1981 году) от работы над этим компьютером, в результате чего вся энергия Джобса была брошена на компьютер Macintosh.

Компьютеры Lisa станут популярными с выходом «Lisa 2» и значительным снижением цены ($3495 против $9995), однако после назначения на должность руководителя проектами Lisa и Macintosh Стив позаботится о закрытии первого проекта.

Джобс активно продвигал свое детище, в результате чего Macintosh стал гораздо более популярным, нежели Lisa. Тому способствовала и грамотная маркетинговая компания, и, что самое главное, сам неутомимый Джобс.

При разработке этого компьютера была сделана одна серьезная ошибка – по цене в более $2500 его нельзя было назвать дешевым компьютером, и в то же время его техническое оснащение (в частности, отсутствие жесткого диска, невозможность присоединения внешних устройств, наличие небольшого количества программ) не позволяло рассматривать этот компьютер как серьезную технику.

NeXT Inc.

«К 1985 году объемы продаж Apple достигли $2 млрд впервые за непродолжительную историю компании начали сокращаться, в то время как рыночная доля персональных компьютеров IBM и совместимых с ней моделей все увеличивалась. Apple попала в непростую ситуацию, требующую немедленного вмешательства старших.

…Apple было крайне необходимо сократить цикл разработки новых моделей, большую часть которого составляли задержки, вызванные неудержимым стремлением Джобса к совершенству. Кроме того, Джобс все чаще стал вмешиваться в деятельность других подразделений компании, уже не довольствуясь властью только над отделением компьютеров Macintosh. Менеджеры всех подразделений завалили Скалли жалобами, суть которых сводилась к одному: либо над Джобсом будет быстро установлен контроль, либо все судно пойдет ко дну.

…Наконец, после долгих и мучительных колебаний, Скалли принял решение лишить своего друга и учителя реального влияния над деятельностью компании, удалив его на символическую должность председателя совета директоров Apple. Столь принципиальное изменение баланса сил внутри компании требовало одобрения Майка Марккула и совета директоров Apple. Незадолго до начала заседания совета директоров 10 апреля 1985 года Скалли отозвал Джобса в сторону и рассказал ему о своих планах. Джобс отреагировал словно ребенок, которого отправляют в чужую семью на воспитание против его воли.

…Наконец, после бесконечного обсуждения, начавшегося ранним вечером и завершившегося почти сутки спустя, совет директоров Apple принял единогласное решение отправить Джобса в почетную отставку…» [ 1].

Итак, Стив Джобс «ушел». Впрочем, история его деятельности на этом не заканчивается – он основывает новую фирму, сыгравшую большую роль в развитии операционных систем, а впоследствии и самой компании Apple, так что вкратце о стремительном развитии компании NeXT.

Создание компании

Джобс с помощью семи сооснователей, покинувших Apple вместе с ним, в 1985 году создает компанию NeXT Inc. (позже преобразованную в NeXT Computer Inc.) с уставным фондом в 7 миллионов долларов.

Стив Джобс посещает большинство американских университетов в поисках интересных технологий, так, в Университете Карнеги Милона он знакомится с Avie Tevanian, работающим над ядром Mach.

12 октября 1988 Стив Джобс организовывает шоу в Сан-Франциско, демонстрирует все возможности новой элегантной машины NeXTcube (с магнитооптическим диском на 256 Мб, 68030 процессором, без жесткого диска и привода для дискет) и системы NeXTSTEP (версии 0.8).

18 сентября 1990 Стив Джобс устраивает новое шоу в Сан-Франциско для презентации новой машины и новой системы NeXTSTEP 2.0. Эта дата считается датой официального выхода компьютера NeXT.

Tim Berners-Lee, работающий в CERN, разрабатывает первый веб-клиент (браузер) для NeXTSTEP.

25 апреля 1991 Стив Джобс организовывает шоу в CNIT в Париже, приуроченное к официальному выходу компьютеров NeXT во Франции.

Были произведены многочисленные демонстрации машин NeXT и NeXTSTEP2. В частности, Джобс показал таблицы Lotus 1-2-3, работающие через эмулятор SoftPC, после чего, заметив, что можно сделать и лучше, продемонстрировал революционную программу для работы с таблицами – Improv. Также была продемонстрирована работа графической подсистемы.

Вышедшая 25 мая 1993 года на NeXTWORLD Expo, операционная система NeXTSTEP 3.1 была первой версией NeXTSTEP, работающей на машинах, отличных от NeXT, – на PC 486. Версия NeXTSTEP 3.1 для PC называлась NEXTSTEP 486.

23 ноября 1993 года Sunsoft объявляет о лицензировании части кода NeXTSTEP для будущего использования в операционной системе Solaris. NeXT, в свою очередь, анонсирует порт NeXTSTEP на компьютеры на платформе SUN – SPARC.

Сразу же после этого соглашения SUN инвестирует 10 миллионов долларов в NeXT.

В 1994 году NeXT публикует спецификации программного обеспечения, названные OpenStep, базирующиеся на системе NeXTSTEP 3.2. Инициатива получает поддержку в лице GNU – начато развитие GNUstep.

В апреле 1995 года NeXT выкупает все права на Object-C у Stepstone. В это же время выходит PDO (PDO – Portable Distributed Objects – система для распределенных вычислений) и NetInfo – программа, шедшая стандартно с NeXTSTEP.

В июне 1995 NeXT выпускает NeXTSTEP 3.3J и EOF 1.1J – японские версии программного обеспечения.

20 декабря 1996 года Apple выкупает NeXT за 400 миллионов долларов. Впрочем, некоторые утверждают обратное. Загадочная картина на официальном сайте предшествовала анонсу. В любом случае, это уже другая история, которая начинается 24 марта 2001 года с выходом Mac OS X.

Возвращение основателя

20 декабря 1996 года Стив Джобс возвращается в родную компанию, что последней идет только на пользу.

Стив продолжает политику оригинального дизайна корпуса машины (машины NeXT были «упакованы» в весьма стильный черный корпус) и доводит ее до логического завершения: с момента своего зарождения «Маки» по праву считались самыми простыми и понятными в использовании.

Политика Стива Джобса основывается на том, что компьютер не должен более восприниматься как нечто сложное, скорее, как еще одна часть интерьера, бытовой техники. Именно этим обуславливается исключительный дизайн корпусов последних компьютеров (самый яркий пример – iMac) от Apple, а также серия программ, начинающихся с буквы «i» (iTunes, iMovie, iDVD, iPhoto) – идеология простых программ. Apple видит компьютер как простое, но в то же время весьма мощное средство для выполнения любых задач любыми пользователями.

Macintosh: каков создатель, таков и компьютер...

Маки – творение фирмы Apple под четким руководством Стива Джобса – человека, благодаря бешеной энергии которого и была создана эта «яблочная фирма». Краткой характеристикой Джобса может служить такое описание: самоуверенный, немного эгоистичный и, несомненно, талантливый харизматичный лидер. Однако создателем первого Мака был друг Джобса – Стив Возняк, талантливый хакер (в изначальном значении этого слова) по натуре достаточно спокойный, оригинальный и веселый человек. Пожалуй, именно эти качества можно найти в Маках до сих пор. Каждая машина по-своему оригинальна, имеет свои достоинства и недостатки. Кроме того, основным преимуществом фирма Apple может считать по праву тот факт, что можно взять любого человека с улицы, посадить его за Макинтош и через 15-20 минут он уже сможет выполнять большинство необходимых функций. Однако это уже операционная система, а о ней разговор отдельный.

Операционные системы от Apple

Mac OS 9 (Classic)

На Маках от рождения могут «бегать» две операционные системы – Mac OS X и Mac OS 9 – это родное. Впрочем, последнее творение Apple упорно пытается вытеснить с рынка своей более новой системой («десяткой»).

Приживить на Мак можно любую систему, работающую на процессорах PowerPC, а это как минимум Linux, OpenBSD, NetBSD, QNX, однако в родной системе, по-моему, есть своя прелесть и менять ее особого смысла я не вижу.

Итак, в арсенале компании Apple существует две операционные системы: Mac OS 9 и Mac OS X. Первая из них сейчас именуется классикой, точнее, это более ранняя система, не использующая таких прелестей жизни, как защита памяти и вытесняющая многозадачность.

В одном из описаний этой системы я встретил хорошую аналогию: Mac OS 9 предполагает, что все программы дружески относятся друг к другу и к пользователю, и, кроме того, грамотно написаны. Если кто-то «заявляет», что ему и только ему нужны все ресурсы процессора, причем прямо здесь и сейчас, то система предоставит эти ресурсы. В свое время святой обязанностью программы является «отдать» все позаимствованное, как только это более не будет нужно, и не «лезть» не в свою область памяти. Такой подход может показаться кому-то странным, однако он работал более 10 лет, и до сих пор большинство «макузеров» (от англ. – macintosh user) не собираются покидать свою любимую систему, обосновывая свое решение просто и лаконично: «Нам и здесь неплохо». Впрочем, их можно понять: «девятка» очень простая и гибкая система в отличие от «десятки», в основе которой лежит UNIX. Этот факт мало кому нравится из всех ветеранов Мака, зато очень привлекает пользователей UNIX-систем...

Mac OS X

Итак, «десятка». Мое знакомство началось с Mac OS 9.2.2, и эта система своим устройством успела достаточно сильно меня расстроить, и, возможно, не писал бы я этих строк (с некоторым агитационным оттенком), если бы не попалось бы на мои глаза новое творение «яблочников» – Mac OS X (10.2, известная также как Jaguar). Тут уже есть о чем рассказать.

Устройство системы Mac OS X

«Десятка» – достаточно оригинальная система. Системную архитектуру у Mac OS X проще всего представить в виде многослойного пирога. На первом уровне находится микроядро Mach, над ним находится Darwin, далее Core Services, Application Services. Над ними еще два уровня: Carbon и Cocoa. На самом верху – собственно программы. Итак, рассмотрим каждый из этих подуровней отдельно.

Микроядро Mach

Микроядро отвечает за следующие задачи:

  • управление виртуальной памятью (virtual memory);
  • взаимодействие процессов (IPC);
  • поддержка ввода/вывода (I/O) и прерываний;
  • поддержка взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • управление заданиями и потоками (Tasks & Threads).

Подобный подход предоставляет достаточно четкую, понятную и легко портируемую структуру операционной системы. Модульность системы реализуется через «клиент-серверную» модель – единственным процессом, работающим в защищенном режиме процессора, является микроядро – первоочередная задача заключается в том, чтобы переместить максимальное количество кода на пользовательский уровень. После загрузки микроядро предоставляет все необходимые сервисы для работы серверов, одним из которых является Darwin.

Darwin

Darwin – это то, что дополняет микроядро до полноценной системы. Возможно, наиболее понятным (хотя и несколько грубым) определением будет следующее: Mach – это ядро, системный уровень; Darwin – это оболочка для пользователя со всеми его приложениями.

Такая структура устройства системы пошла с 4.4BSD Lite – первой свободно-распространяемой в исходных кодах *nix-системой, очищенной от кода AT&T – первоначально, UNIX был детищем этой компании, и вышел из ее исследовательских лабораторий; вначале коммуникационный гигант смотрел на распространение этой системы сквозь пальцы, однако затем, как только была осознана возможная экономическая выгода, все, использующие код, написанный в AT&T, были вынуждены убрать его под угрозой судебного преследования.

Core Services, Application Services

На этом уровне расположены общие для всей системы компоненты, такие как Core Foundation, Carbon Core, Apple Events... (уровень Core Services) и Quartz, QuickDraw... (уровень Application Services). Рассказ о каждом из них выходит за рамки задачи общего рассмотрения системы, но общее у них одно – все они являются базой для всех приложений системы, да и для системы в частности.

Carbon, Cocoa

Это тоже весьма интересная технология, достойная особого внимания.

Mac OS X – это «следующий шаг» после Mac OS 9 (Classic), но в то же время это логическое продолжение развитие NeXT (и спецификаций OpenStep). Посему желательно, чтобы приложения каждой из вышеупомянутых систем могли быть портированы на новое творение «яблочной компании» без особых затруднений.

Выход был найден достаточно оригинальный – новая система поддерживает «классические» приложения через среду Carbon, а «новые» (на самом деле – Next-овские) через среду Cocoa. Для того чтобы приложение заработало в новой системе, для приложений NeXT достаточно просто произвести перекомпиляцию, в то время как приложения из классики будут требовать некоторых доработок.

По заявлениям Apple, «карбонизация» есть лишь временное решение – возможность быстрого портирования приложений на новую систему (в противном случае «десятка» бы просто лишилась бы своих основных приложений, начиная от графики и заканчивая MS Office).

«Карбонизированные» приложения не являются сколь либо ущербными – грамотно портированные приложения мало чем уступают своим новым собратьям (например, одно из основных приложений графического взаимодействия системы с пользователем – Finder – написано с использованием именно этой среды), однако же данная среда не поддерживает всех возможностей системы, предоставляемых в полном объеме через вызовы Cocoa.

Существует мнение, что Carbon останется в системе как стандарт на гораздо больший срок, чем это предполагает сама Apple – слишком велико количество «старых» приложений, и немногие фирмы решатся переписывать их с нуля с использованием новых возможностей, которые могут быть не всем нужны, тем более что в большинстве случаев это повлечет за собой огромные финансовые расходы.

Системная архитектура Mac OS X

Системная архитектура Mac OS X, впрочем, как и NextStep/OpenStep, основана на операционной системе UNIX.

Для лучшего понимания работы этой системы рассмотрим более подробно схему работы *nix-системы от загрузки до «приглашения к работе» (графического либо текстового).

Первый начинается сразу после того, как программное обеспечение, прошитое в компьютере (то, что называется BIOS на x86 платформе, Firmware на PowerPC и некоторых других) передает управление программе, записанной на винчестере (или CD/DVD-диске).

Здесь в дело вступает загрузчик. Его задача относительно проста – загрузить ядро в память и передать ему управление. Возможно, предварительно осведомившись у пользователя, не хочет ли он задать какие-либо дополнительные параметры для загрузки ядра, либо указать, что грузить необходимо другой образ.

Второй этап – загрузка ядра. Основной его задачей является определение доступного оборудования и его инициализация. В дальнейшем ядро будет ответственно за работу всех программ – вызовы напрямую к железу компьютера запрещены. Затем ядро запускает только один процесс – init.

Третий этап – работа процесса init (от англ. – «initialization») – заключается в последовательном исполнении команд, записанных в файлах конфигурации (директории /etc).

Первым делом обычно проверяется отсутствие ошибок на диске, затем устанавливаются переменные среды (такие как пути для поиска исполняемых программ, системная языковая кодировка, тип терминала и другие).

Потом запускаются системные «демоны» – программы, исполняющиеся на заднем плане (background) и ожидающие определенного события, например, веб-сервер ожидает поступления подключения на 80 порт, после чего обслуживает поступающие команды.

Напоследок для пользователя готовят терминал, и запускается программа «login», предлагающая ввести логин и пароль для начала работы.

Это был стандартный вариант запуска системы. Существуют и другие варианты: среди основных – так называемый single-mode и графический.

Первый используется для возращения системы к жизни, если что-то произошло. В таком случае доступ разрешен только локальный, при старте осуществляется минимальное количество действий (обычно это монтирование диска в режиме только для чтения, инициализация одного терминала).

Второй, графический, уже своего рода добавка: после основного запуска вместо или вместе с инициализацией текстового терминала также запускается «нечто графическое». В случае стандартной *nix-системы «нечто графическое» – это «X server», в случае Мака – «WindowServer». С этого момента большинство пользователей попадают в родную для них графическую среду.

Идеи, заложенные в Mac OS X

*nix-системы всегда отличались гибкостью, они создавались и разрабатывались как многозадачные, многопользовательские, сетевые ОС. Нормальным взаимодействием с компьютером во время создания этой системы считалась работа за текстовым терминалом, тем или иным образом соединенным с главным компьютером.

Чуть позже компьютеры начали персонализироваться, а количество пользователей увеличиваться. Причем далеко не всем нравился текстовый режим, впрочем, как и командная строка.

Через некоторое время и не без помощи фирмы Apple (а также компании Xerox) пользователи узнали, что интерфейс компьютера может быть еще и графическим, то вбивать команды хотелось все меньшему и меньшему количеству людей.

Спрос рождает предложение, и многие платформы и операционные системы стали добавлять возможность работы в графической среде, и *nix не остался в стороне – был реализован проект графического сервера, который запускается на одной машине (сервере), и обрабатывает подключения к нему на определенном порте (клиентов). Время шло, и компьютер стал все чаще использоваться одним человеком, и идея «раздачи» ресурсов для других машин становилась все менее актуальной, и сервер уже обрабатывал подключения с той же машины, на которой был запущен и сам.

Кроме того, архитектура работы с графикой была «многослойна». После запуска X server запускалось приложение, позволяющее пользователю взаимодействовать с компьютером – Window manager (оконный менеджер) в терминологии *nix. Оконный менеджер, в свою очередь, мог запускать дополнительные программы (например, приложения, отвечающие за рабочий стол, за панель снизу экрана и другие мелкие приложения, апплеты). Завершение работы оконного менеджера означает выход из X server.

Такая многослойность вполне в духе *nix-системы, где множество приложений хорошо выполняют свою работу, а их соединение позволяет получить один хороший результат. Однако обратной стороной подобной гибкости является значительная фрагментация системы (что, как показывает практика, может быть хорошо для системы в целом, но не для графического интерфейса), а также потеря производительности.

Именно эти факторы и мешают продвижению *nix-системы:

  • отсутствие единой стандартной графической библиотеки для разработчиков (присутствующей в каждом дистрибутиве и не меняющейся от версии к версии);
  • единого графического интерфейса (выбор – это хорошо, но наличие стандарта необходимо);
  • его продуманности (сейчас зачастую интерфейсы либо копируют коммерческие реализации, такие как Microsoft, Apple, Motif, либо не очень ясны для обычных пользователей);
  • грамотной реализации (качество кода, стабильность работы).

Apple решила выбрать в качестве своей базовой платформы *nix, расширить его под себя и переделать всю графическую систему. Так, одним из нововведений является формат сохранения данных конфигурации – теперь все настройки хранятся в файлах формата XML, более трудного для ручного редактирования, однако родного для «программного» хранения данных; кому приходилось редактировать файлы конфигурации после того, как по ним прошелся автоматический, дружественный к пользователю графический конфигуратор на *nix-платформе, поймет о чем я, для остальных поясню: в результате подобных конфигураций оказывается сбита вся логика построения файла, в ней нередко остается немало мусора, и далеко не все параметры могут быть выставлены корректно.

Кроме того, фирма не может терять наработки прошлых лет, в виде большого количества программного обеспечения, написанного для «классики» (Mac OS до 9 версии включительно) и чуть меньшего для NextStep/OpenStep.

Для этого в новой системе поддерживается два вида библиотек – Carbon и Cocoa. Первая из них – для совместимости с «классикой», вторая объявлена новой и приоритетной. Для того чтобы старое (для «классики» или удовлетворяющее спецификациями OPENSTEP) программное обеспечение заработало в новой системе, необходимо произвести перекомпиляцию с незначительными изменениями (либо и вовсе без них). Кроме того, в качестве еще одной рабочей среды объявлена среда Java – виртуальная машина на Mac OS X считается лучшей реализацией среди прочих, и достаточно тесно интегрирована с системой.

Не следует забывать и про слой BSD, и X server, который компания скоро уже должна выпустить в окончательной версии (на данный момент доступна только beta-версия). Также не была упомянута возможность запуска «классических» приложений, не портированных на новую систему. Так что получается, что сейчас, прямо «из коробки» система способна запускать приложения для «классики», приложения OPENSTEP, Java и огромное количество *nix-приложений (для чего создан отдельный проект переноса так называемых портов с FreeBSD на Darwin, позволяющих установить приложение двумя командами «cd» и «make install») как графических, так и работающих из командной строки.

Дополняя картину, нельзя не упомянуть продукт под названием Virtual PC – эмулятор x86 компьютера на Mac OS (последняя 6 версия эмулирует Pentium II MMX, тактовая частота зависит от мощности самого Мака).

Таким образом, компании удалось сохранить старых разработчиков, а также привлечь новых, среди которых и такие ценные «outsource-кадры», как *nix-хакеры и просто пользователи по всему миру, не требующие оплаты, однако же привносящие весьма ощутимый вклад в развитие системы.

Mac OS X в работе

Desktop

Что нужно от жизни обычному пользователю? Простота настройки, наличие офиса, приложений для работы в Интернете, работа с родным (в нашем случае – русским) языком.

Офисных пакета как минимум два: Microsoft Office (стабильно работающим не замечен) и Open Office. И тот и другой обеспечивают совместимость с документами, созданными на «обычных» компьютерах. Причем Office от Microsoft снабжен даже большим количеством «фич», чем его собрат для Windows.

Приложения для работы в Интернете

Здесь выбор весьма велик, а имена производителей достаточно известны, посему просто приведу название приложения и имя производителя:

Браузеры : Internet Explorer (Microsoft), Safari (Apple), Mozilla (Open Source), Opera (Opera Software) и многие другие.

ICQ : ICQ (ICQ Inc.), Fire.app (Open Source), Proteus.

E-mai l: Outlook Express (Microsoft), Entourage (Microsoft), Mail (Apple).

Локализация

Системной кодировкой является Unicode, так что все грамотно написанные приложения не испытывают никаких затруднений при работе с любым языком (систему можно в любой момент заставить «говорить» как на китайском, так и на украинском; то же относится к любому приложению, если его разработчик озаботился многоязыковой поддержкой).

Кроме того, перекодировка текста предусмотрена на уровне системных вызовов.

Server

Требования системного администратора обычно несколько другие, а именно – не позволять пользователям делать того, что им не нужно, и иметь возможность настроить все необходимые параметры под конкретную задачу, а также поддержка системы up-to-date.

Системе известно такое понятие, как пользователь «root», здесь он также царь и бог и при желании может делать с системой все что угодно (особенно из командной строки).

Настройка системы здесь производится несколько проще, чем в обычном *nix – для этого существуют графические программы. Однако в отличие от обычного *nix, где все графическое обычно вызывает горестную ухмылку Unix-гуру, здесь все продумано.

Во-первых, Apple не зря начала создание своей Unix-системы, наслоив на классическую архитектуру свои настройки. До момента чтения и исполнения /etc/rc*-файлов здесь все идет как обычно, однако затем из этих же файлов происходит вызов скриптов от «яблочной компании». Т.е. фактически происходит так: грузится Mach, грузится init, который затем, как это и положено, отвечает за все процессы в системе, однако запускает большинство этих процессов SystemStarter, который читает и запускает другие файлы (из директории /System/Library/StartupItems). Так вот формат файлов конфигурации для всякого приложения в Mac OS X – это XML. Данный формат файлов чуть хуже читабелен для человека, зато легко читабелен для приложений, кроме того, запись конфигурации в итоге не генерирует «мусор», который обычно всегда можно найти в обычных файлах конфигурации.

Однако отсюда минус: то, что нельзя настроить графически, необходимо делать «руками». Нет, дело не в том, что это сложно сделать (командный интерпретатор tcsh и редактор vi никто не отменял), а в том, что все изменения, внесенные непредусмотренным системой образом, могут быть впоследствии переписаны обновлением системы.

Кроме того, брандмауэр (в серверной версии системы Mac OS X Server) в графической версии его настройки имеет два варианта работы с трафиком: allow/deny. И в том случае, если администратор решит настроить NAT (masquerading в терминах других систем), то правила брандмауэра (стандартного ipfw, кстати) придется прописывать напрямую в конфигурационных файлах, что требует достаточно плотного знакомства с устройством системы.

В общем, можно сказать, что сервер под управлением Mac OS X Server имеет смысл ставить туда, где необходима простота администрирования, возможно, в некоторых случаях в ущерб гибкости. С другими системами такой сервер будет жить очень даже недурно (с системой идет samba, nfs, ssh, ftpd и ранее упоминаемый apache), а его обновление производится не более чем 6 нажатиями мышки (и не вызывает таких печальных последствий, как автоматическое обновление на другой популярной платформе известного производителя ПО), и кроме того, наличие обновлений может проверяться каждый день/неделю/месяц, и пользователю будет предложено установить имеющиеся обновления.

Developer station

Разработчик – человек, которому нужно немного и от системного администратора, и от обычного пользователя, но в первую очередь необходима удобная система разработки (IDE), полная документация и, возможно, примеры реализации.

Не могу также пропустить и такое приложение, как Virtual PC, – приложение, позволяющее запускать любую x86 операционную систему и эмулирующее Pentium II MMX, S3 Trio 32/64 (4/8/12 Мб), Sound Blaster, Intel 21041 Based Ethernet Adapter и выделяющее то количество жесткого диска и оперативной памяти, которое будет ему указано. Данное приложение можно отнести и к категории для разработчиков (тестирование своей программы под различные системы), и к категории системщика (количество одновременно работающих систем ограничено только системными ресурсами «хоста») и просто для обычного пользователя – «окошки» в «окошке» позволяют работать с приложениями, которые еще не портированы на Мак, или даже играть в игры (правда, не очень ресурсоемкие).

При подготовке статьи были использованы материалы:

  1. Джим Карлтон. Apple. Взгляд изнутри: история интриг, ошибок и эгоизма. Издательство «ЛОРИ», 2001.
  2. Стивен Леви. Хакеры – герои компьютерной революции. (www.cooler.it/hackers)
  3. История развития NeXT. (

Начать, пожалуй, следует с разоблачения одного известного мифа о Macintosh. Многие, почему то считают, что «Macintosh», или сокращенно Mac, представляет из себя компьютер, который предназначен для дизайнеров, и что такая машина может быть пригодной только для профессионалов графических фирм и издательств. Такое утверждение было истинным лет десять назад, но с того времени произошли многие события, которые смогли внести радикальные изменения в целевой аудитории Macintosh, и сделав из него замечательный домашний ПК, а также мощнейшую профессиональную станцию позволяющую производить видеомонтаж, и удобную станцию Unix. Так, Macintosh теперь интересуется гораздо больше пользователей.

Предлагаем вам более детально познакомиться с данной платформой, чтобы расширить свой кругозор и рассеять мифы, которые окружают Mac OS X.

Из чего же состоит «Макинтош»

Прежде всего, это компьютер, которые выпускает компания Apple Computer, как например, ноутбук MacBook или настольный ПК iMac (кроме этих, компания Apple выпускает еще некоторые настольные и портативные модели). Вторым не менее важным компонентом является операционная система Mac OS X, особенности которой и являются основными отличиями «Макинтошей» от компьютеров, работающих на системе Windows. Первая версия этой системы была выпущена в 1984 г. в то же время, когда был выпущен первый персональный компьютер Macintosh. Идеи, первой версии ОС были заимствованы ее авторами у фирмы Xerox.

Если у вас возникли вопросы по Mac OS, или нужна помощь с настройкой вам поможет вызов , из надежной компании.

Система 0.0-1.1 представленная в 1984 г. Это самая первая система Mac.

Последующие операционные системы не претерпели значительных изменений.

Система 7.5 была представлена в 1994 г. Она почти не имела отличий от 7 версии, но в ней появились некоторые усовершенствования, как улучшенная стабильность работы и совместимость с интернет. В ней же был представлен AppleTalk.

Система 8 версии представленная в 1997 г. Это была первая система, которая получила свое официальное название. В ОС 8 входили многие улучшения, в частности это касалось совместимости с интернет и мультимедиа.

Версия системы 8.5 представленная в 1998 г. была улучшена практически во всем. У нее появились улучшенные 32-битные иконки и новая система оформления, теперь каждый пользователь мог выбрать свою "тему" ОС. Кроме того появилась программ Sherlock, позволяющая осуществлять поиск в сети Интернет и локальных файлах. И эта ОС стала первой ос Макинтош, которая поддерживала 68к Macintosh.

ОС "Panther” версии 10.3 была представлена в 2004 г. Многие и сегодня полагают, что эта система является лучшей из всех существующих. В нее вошли многие инновации, такие как FileVault, Exposé, iChat AV, Fast User Switching, был переделан Finder, ее внешний образ также изменился. Были сделаны улучшения в Aqua интерфейсе и система получила весьма профессиональный вид.

Системе "Tiger” Mac версии 10.4 была представлена в 2005 г. В ней было много нововведений, таких как Image, Core Image, Safari 2.0, Dashboard, был обновлен Mail. Сама система стала работать более быстро и стабильно.

Система "Leopard" 10.5 представленная в 2007 г содержит более трехсот инноваций. Это прежде всего TimeMachine, которая представляет из себя систему бэкапа данных, а также Spaces - виртуальные рабочие столы.

Следует заметить, что имеется возможность устанавливать родную для Макинтош систему на некоторые «не-Макинтоши». И это действительно так. Но для того, чтобы сделать такую инсталляцию понадобиться найти версию системы со сломанным модулем защиты, а это будет означать, что вы таким образом нарушите пользовательское соглашение, и также приобретете много проблемами в работе самой этой ОС, которые происходят из-за изменений при удалении защиты.

С 2006 г. в новых компьютерах фирмы Apple процессоры PowerPC от IBM и Motorola стали заменять на процессоры Intel. Так внутренние составляющие Макинтоша часто являются идентичными моделям, которые выпускали другие производители. Единственным отличием является ОС, которой они управляются.
Программа BIOS инициализирует процесс загрузки компьютера и собственно ОС. Главным отличием компьютеров Mac является то, что в них не используется эта программа. Но используются ее аналоги - загрузочная Open Firmware и оболочка Extensible Firmware Interface.

Система Mac считается надежной, ее находится на высоком уровне, поэтому вирусы не так часто проникают в нее.

Откуда появилась операционная система для Макинтош

Сама эта система включает в себя столь интересные компоненты, что ее истории следует уделить особое внимание.

В самом начале была создана ОС, которая называлась просто System (с номером версии). После этого, когда в 1997 году вышла версия 7.6, она получила то название, которое используется сейчас.

Одновременно с этим фирма NeXT, под руководством Стива Джобса, который также являлся одним из основателей компании Apple, занималась разработкой своей операционной системы OpenStep, которая создавалась на базе BSD и ядра Mach. OpenStep была предназначена для сферы финансов, где наиболее важным являлось надежное и бесперебойное функционирование. А система для Макинтош такие качества не имела - она была удобна и проста для изучения и применения, но в ней отсутствовали полноценная многозадачность и защищенная память, поэтому из-за «падения» одной программы зависала вся система. Именно по этой причине фирма Apple пришла к необходимости создания альтернативной ОС и вместе с тем не исключала возможности приобретения готового продукта другой компании, чтобы не начинать строить все с нуля. Именно таким продуктом оказалась система OpenStep, которую компания Apple купила, заплатив за нее 400 миллионов долларов в 1997 г., включив в заказ и самого Стива Джобса, которого после проведения успешной сделки превратился в управляющего Apple и по сей день занимает эту должность.

Внутренняя структура система Макинтош

В результате после многолетних разработок, в 2000 г., компания Apple смогла осуществить выпуск первой версии новой ОС для Макинтош версии 10.0.

Имея в своей основе OpenStep, она приобрела крепкую базу - Unix-ядро системы FreeBSD, а также графический интерфейс, который напоминал «классическую» Mac.

Благодаря чему в новой системе могут быть запущены терминальные приложения, количество которых для платформы Unix огромно. А для того, чтобы обеспечить совместимость с приложениями, которые были написаны для предыдущего поколения системы Mac, у новой системы появилась среда эмуляции. Кроме того новая система работает и с приложениями- Java, так как компания работает в тесном сотрудничестве с фирмой Sun в этом направлении.

У данной системы имеются и других не менее важные компоненты, определяющие ее функциональность и сегодня она представляет из себя эталон для всех разработчиков ПО. Популярность этой системы сегодня растет, как и популярность Linux на мировом рынке операционных систем.

Похожие статьи