Метод последовательной детализации позволяет разработать структуру. Пример синквейна на тему форумов

05.05.2019
страница 1

Криворотова Л.Н. ТР 7.0. Основы программирования

Урок 1

Тема: «Построение алгоритмов методом последовательной

детализации.

Основные принципы структурного программирования»

Объяснение нового материала.
1. Разработка алгоритмов методом последовательной детализации.

Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Всякий алгоритм составляется из простых команд-обращений к вспомогательным алгоритмам и структурных команд.

Последовательная детализация – это построение алгоритма «сверху вниз». Сначала строится основной алгоритм и в нем записываются обращения к вспомогательным алгоритмам первого уровня. Затем составляются эти вспомогательные алгоритмы, в которых могут быть записаны обращения к вспомогательным алгоритмам второго уровня, и т.д. Вспомогательные алгоритмы последнего уровня не содержат обращений к другим вспомогательным алгоритмам.

Метод последовательной детализации применяется при любом конструировании сложных объектов. Такая методика позволяет организовать работу коллектива программистов над сложным проектом. Вспомогательный алгоритм создают, следовательно, тогда когда возникает необходимость разбиения задачи на ряд более простых задач или когда есть необходимость многократного использования одного и того же набора действий в одном или разных алгоритмах.

Метод последовательной детализации путем разбиения задачи на подзадачи лежит в основе технологии структурного программирования и широко применяется при использовании структурных языков программирования, таких, как Паскаль или некоторые версии Бейсика.
2. Основные принципы структурного программирования.

Как известно, структурное программирование – новый подход к разработке программ, возникший в 70-х годах как одно из прогрессивных направлений в современном программировании. Этот подход направлен на преодоление трудностей, возникающих при разработке и модификации больших программ.


Структурное программирование предполагает разбиение задачи на подзадачи, каждая из которых может быть решена отдельно. В соответствии с этим программа делится на отдельные подпрограммы (модули), исполняемые по мере необходимости. Этот подход поддерживается большинством современных языков высокого уровня: Basic, Pascal, C, C++ и др.
Основными концепциями структурного программирования являются:

  • Модульное программирование;

  • Разработка структуры программы методом пошагового уточнения «сверху вниз»;

  • Использование структурных алгоритмов. По теореме Дийкстры любой алгоритм можно реализовать через следование (последовательное выполнение блоков), повторение (цикл) и выбор (альтернатива или множественное ветвление).
Как правило, при написании программ используются 7 управляющих конструкций:

  1. Условный переход (альтернатива, «ветвление»);

  2. Множественное ветвление (выбор);

  3. Цикл с параметром (цикл «для»);

  4. Цикл с предусловием условием (цикл «пока»);

  5. Цикл с постусловием (цикл «до»);

  6. Вызов процедур, функций;

  7. Переход к метке (безусловный переход).

Оператор GOTO стал главным объектом критики теоретиков структурного программирования, он нарушает последовательность выполнения команд алгоритма, мешает разобраться в структуре программы. Считается что уровень программиста тем ниже, чем больше используется меток в его программе. Структурные языки содержат специальные управляющие конструкции (структурные операторы), которые позволяют проще и нагляднее выделять стандартные функциональные блоки. Что же касается меток, то они допускаются в пределах одного блока (или один экран). Оператор GOTO используется иногда для повышения быстродействия программы и сокращения ее объема.

Смотрите также:

Построение алгоритмов методом последовательной детализации. Основные принципы структурного программирования

Развитие языков программирования

Основные принципы измерения каталитической активности l-фенилаланин-аммоний-лиазы, выделенной методом клонирования

19. Как называется способ многократного выполнения действий в зави-симости от заданного условия?

а) выбор; б) ветвление;

в) цикл; г) линейный алгоритм;

д) подпрограмма.

20. Метод последовательной детализации позволяет разработать сле-дующую структуру:

а) выбора; б) ветвления;

в) цикла; г) линейную структуру;

д) подпрограмму.

Ответы к тесту:

Урок 61 Наполнение базы данных с использованием формы

Цели урока :

Освоить способы ввода и редактирования данных с использованием формы;

Иметь представление о способах создания форм.

Ход урока

Актуализация знаний

Что такое база данных?

Для чего созданы системы управления базами данных?

Какими объектами управляет база данных?

Перечислите этапы создания базы данных.

Теоретическая основа урока

На предыдущем занятии мы рассматривали возможность ввода и редак-тирования данных в режиме таблицы. Таблица включала в себя небольшое количество полей, что позволяло уместить ее на экране монитора. Часто используются таблицы, которые имеют такое количество полей, которое не умещается на экране и приходится использовать ползунок, отчего бывает сложно соотнести записи различных полей.

Проблемы эти могут быть решены с использованием специальной кар-точки (формы), в которой отображается отдельная запись с соответствую-щими полями. Программная среда позволяет организовать удобный и ин-туитивно понятный интерфейс пользователя для работы с данными с по-мощью форм. Формами называются настраиваемые диалоговые окна, со-храняемые в базе данных в виде объектов специального типа. Для работы в режиме формы необходимо, чтобы структура таблицы была уже создана, тогда выбор вкладки Форма автоматически запускает Мастер форм с ис-ходной структурой. Ввод данных в режиме формы автоматически вносит все данные, которые моментально отображаются в таблице. Вид формы можно выбрать из совокупности предлагаемых Мастером, либо разработать самому.

Отработаем навыки на примере созданной таблицы «Байкал». Для этого выполним последовательность действий:

1. Открыть базу данных «Байкал».

2. Активизировать вкладку Форма.

3. Двойным щелчком активизировать функцию Создание формы с помощью мастера.

4. В появившемся окне выбрать нужные поля (в данном случае все).

5. Выбрать внешний вид формы из числа предложенных.

6. Выбрать требуемый стиль.

5. Задать имя формы (по умолчанию используется имя таблицы) и по-лучаем форму:

Перемещение между записями возможно с использованием кнопок «>» следующая запись, также можно перейти сразу к последней записи, либо запустить страницу для ввода новой записи. Аналогично можно двигаться и в обратном направлении, к предыдущей записи и переход к первой записи.

Практическое задание

Создать структуру таблицы «Школа» и ввести данные с помощью соз-данной с помощью Мастера формы.

Урок 62 Фильтрация данных

Цели урока:

Освоить приемы фильтрации данных;

Освоить способы сортировки данных.

Ход урока

Теоретическая основа урока

При открытии таблицы Access выводит записи в последовательности, определенной значениями первичного ключа этой таблицы. Если ключ не определен, то записи выходят в последовательности их ввода. Для измене-ния последовательности записей в таблице используется сортировка. Для сортировки таблицы по значениям только одного поля используются кноп-ки Сортировка по возрастанию и Сортировка по убыванию:

ип

Нужно установить курсор в любом месте поля, по которому произво-дится сортировка, и нажать соответствующую кнопку. Таблица будет от-сортирована по значениям указанного поля.

Для числовых значений сортировка определяется значением каждого разряда числа. Для текстовых данных сортировка осуществляется по сим-волам, определяемым последовательностью букв в алфавите. Курсор уста-навливается в любое место поля и нажимается соответствующая кнопка, сортируются значения находящиеся в этом поде и соответственно меняют значения и все остальные записи.

Сортировка таблицы по нескольким полям выполняется с помощью фильтра. Для этого нужно открыть таблицу и выполнить команду Запи-си/Фильтр/Расширенный фильтр. Появится окно Фильтр. В этом окне в строке Поле из списка полей таблицы нужно выбрать поле, сортировка по которому должна производиться в первую очередь. В строке Сортировка в этом же столбце бланка выбрать тип сортировки (по возрастанию или убы-ванию). В следующем столбце бланка выбирается поле, по которому будет проводиться сортировка во вторую очередь, и для него указывается тип сортировки. И так далее для всех полей, по которым будет проведена сор-тировка. После заполнения бланка сортировки выполнить команду Запи-си/Применить фильтр.

Фильтрация данных необходима для построения записей в нужной по-следовательности, это особенно актуально, если сортируем по одному по-лю, а там находятся одинаковые значения. (Здесь нужно обратить внимание учащихся на то, что окно фильтрации не должно закрываться. Первона-чально задаются условия сортировки, затем с переходом в окно таблицы выбрать команду Записи/Применить фильтр.)

Для выделения отдельных записей используется Фильтр по выделенно-му и Фильтр с исключением выделенного. Устанавливается курсор на оп-ределенной записи и выполняется команда Записи/Фильтр по выделен-ному, на экране останется лишь одна запись. Команда Записи/Исключить выделенное выдает записи без выделенной записи. Отказ от фильтрации возможно с использованием команды Записи/Удалить фильтр.

Для выборки необходимых данных используется команда Запи-си/Фильтр/Изменить фильтр. В появившемся окне на имени требуемого поля задается условие выбора. Здесь могут быть выбраны значения соот-ветствующие данным в поле, могут использоваться знаки «*», либо знаки неравенств. Знак «*» заменяет собой любую последовательность символов, знак «?» замещает один символ.

Практическое задание

Открыть" базу данных «Пруды Пермской области». Найти в базе данных все пруды, находящиеся на территории г. Березников. Выделить записи, имеющих площади больше 4 квадратных километров. Выбрать записи всех прудов появившихся в 20 столетии. Отсортировать записи по значениям объема воды.

Последовательная детализация, сборочный метод. Использованный подход облегчает программирование сложных задач. Его называют метод последовательной (пошаговой) детализации. Другой метод заключается в том, что написанные подпрограммы могут быть объединены в библиотеки подпрограмм и сохранены в памяти компьютера. При написании основной программы можно обратиться к библиотеке. Такой метод называется сборочным программированием.

Слайд 6 из презентации «Вспомогательные алгоритмы» . Размер архива с презентацией 131 КБ.

Информатика 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Базы данных 9 класс» - Вторую таблицу «Районы» создаём импортом из файла к_таблице_Адреса.xls. Уточняем тип данных и маски ввода для соответствующих полей. Типы данных: Счетчик Числовые Текстовые Дата и время Логические Денежные. В каких сферах человеческой деятельности может оказаться необходимым создание и ведение БД? Запрос на выборку информации из одной таблицы «Адреса». ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ темы «Система управления базой данных» в 9 классах. 5 этап Создание запросов на основе связанных таблиц. Что называется БД? Однотабличные и многотабличные БД Что является главным объектом реляционной БД? Назовите другие объекты.

«История развития вычислительной техники» - Задачи: Блез Паскаль (Blaise Pascal, 1623-1662). Аналитическую машину Бэббиджа построили энтузиасты из Лондонского музея науки. Аналитическая машина. МЭСМ и БЭСМ. К первому поколению обычно относят машины, созданные на рубеже 50-х годов. V веку до н.э. абак получил широкое распространение в Египте, Греции, Риме. I поколение ЭВМ. II поколение ЭВМ. . Изобретение включало перфокарту и сортировальную машину. В 1953г. В 1952г. началась опытная эксплуатация отечественного компьютера БЭСМ-1.

«Документ Word 2007» - Відкриває нове вікно з представленням поточного документу. Статистика. “Головна”. Вставка діаграми. Орієнтація сторінки. Клацнути системний значок, Зберегти (далі як у пункті 1). Збільшення або зменшення відступів у багаторівневому списку. Збереження документа. Режим “Стуктура”. Інформатика 9 клас. Вставка графічних примітивів. «Розмітка сторінки». Записування маркосів, отримання доступу до інших операцій з маркосами. Порівняння версій документів.

«Электронные таблицы 9 класс» - Закрепление. Самым распространенным среди пользователей является табличный процессор Microsoft Excel. Автор: Локтев Иван, ученик 9в класса МОУ «СОШ №25», г Балаково 2010г. Мы полагаем, что с использованием электронных таблиц - расчёты произведутся быстрее! Проблема. Активная ячейка – выделенная ячейка. Строки нумеруются целыми числами, а столбцы – буквами латинского алфавита. Структура окна Excel. Каждая книга состоит из рабочих листов. На пересечении столбца и строки располагается – ячейка.

«Информационные ресурсы современного общества» - Покупатели (потребители) услуг. Трудовые. Обучение. Дидактический тип урока – изучение нового материала. Например, 1А, 2АГ. Материальные. Финансовые. Товар – информационные продукты и услуги. МОУ СОШ №2 городского округа город Буй Костромской области. Поиск и подбор информации.

«Условия в Паскале» - Язык блок-схем да нет. Алгоритмический язык если <условие> то <серия 1> кв. Запиши в тетрадь. else. Язык Паскаль (неполное ветвление) IF <условие> THEN<оператор> ; Решение задач. Язык Паскаль (полное ветвление) IF <условие> THEN<оператор_1> ELSE <оператор_2>; Повторение. Задача_1. алг БИД 1 вещ А,В,С нач ввод А,В если А>B то C:=A иначе C:=B кв вывод С кон.

Цели:

Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по составления линейных алгоритмов,

Задачи:

  • учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов;
  • развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Черепаха» - графический учебный исполнитель. « Черепаха» - графический учебный исполнитель.

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Е Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.

1 = Н Точность. Свойство алгоритма. Точность алгоритма означает, что каждая команда должна пониматься однозначно

Алгоритм: 1.Сесть в лодку двум туристам 2.Переплыть 3.Высадить одного туриста 4.Переплыть 5.Сесть в лодку одному туристу 6.Переплыть 7.Высадить одного туриста 8.Переплыть 9.Сесть в лодку одному туристу 10.Переплыть 11.Высадиться всем туристам

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод

Цель урока: формирование у учащихся понятий вспомогательный алгоритм, подпрограмма (процедура) ; умений практического применения этих понятий в среде графического учебного исполнителя. Обучающи е: знать понятия: вспомогательный алгоритм, подпрограмма (процедура) ; уметь строить алгоритмы с использованием процедуры в среде учебного исполнителя Черепашка; Развивающи е: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции; Воспитательные: формировать познавательную активность; способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки. Задачи урока:

Основной Алгоритм алгоритм: Переправа: Сесть в лодку двум туристам Выполнить алгоритм Переправа Выполнить алгоритм Переправа Переплыть Высадиться всем туристам. Переплыть Высадить одного туриста Переплыть Сесть в лодку одному туристу

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи. Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов (должен иметь свое имя). Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.

Основная программа: «Число 1717» нач сделай ЕДИНИЦА сделай СЕМЬ сделай ЕДИНИЦА сделай СЕМЬ кон

Описание вспомогательного алгоритма (процедуры) Определение процедуры в программе называется ее описанием. Формат описания процедуры: процедура нач кон

Процедура ЕДИНИЦА выучи единица { вперёд 100 налево 120 вперёд 30 назад 30 налево 60 вперёд 100 налево 90 перо_подними вперёд 40 налево 90 перо_опусти } Процедура СЕМЬ выучи семь { вперёд 100 налево 90 вперёд 30 налево 90 вперёд 5 назад 5 направо 90 назад 30 налево 90 вперёд 100 налево 90 перо_подними вперёд 40 налево 90 перо_опусти } единица семь единица семь

Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом, или программированием снизу вверх. Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами. Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации, или программированием сверху вниз. . Последовательная детализация, сборочный метод

Домашнее задание: Выучить конспект. параграф 5, № 7 стр.32 (рисунки1,2,6).

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод

Цели:

Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по составления линейных алгоритмов,

Задачи:

  • учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов;
  • развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
  • воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.

Тип урока : урок закрепления знаний и изучение нового материала.

Вид урока : комбинированный урок (лекция и практика).

Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint .

Структура урока:

  1. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Групповая форма работы.

III. Теоретическая часть

Постановка проблемной ситуации. Объяснение с помощью презентации.

IV. Закрепление знаний Практическое задание.

V. Итог урока Рефлексия.

VI. Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми. Проверка домашнего задания.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Учитель : мы продолжаем работать с учебным исполнителем «Черепаха». И прежде чем мы будем решать новые задачи, давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках. Для этого я вам раздам листы, на которых нарисованы ребусы. Ваша задача в парах разгадать свой ребус и написать определение к получившемуся слову.

Выполнение 2 минуты.

Учитель : Давайте проверим, что получилось. (Учащиеся говорят свои ответы, учитель параллельно демонстрирует на экране ребусы).

Черепаха – графический учебный исполнитель.

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Точность. Свойство алгоритма.

Точность алгоритма означает, что каждая команда должна пониматься однозначно.

Какие свойства алгоритмов вы знаете еще (ответы учащихся)

Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы

Давайте попробуем представить себе, как мы с вами совершим поход к реке. Нам предстоит переплыть реку на лодке. Необходим алгоритм переправы через реку, учитывая, что в лодку помещаются только два человека. Давайте попробуем его составить.

Вот ты (ученик) проговаривай команд, а я буду показывать вам на доске.

Алгоритм:

  1. Сесть в лодку двум туристам
  2. Переплыть
  3. Высадить одного туриста
  4. Переплыть
  5. Сесть в лодку одному туристу
  6. Переплыть
  7. Высадить одного туриста
  8. Переплыть
  9. Сесть в лодку одному туристу
  10. Переплыть
  11. Высадиться всем туристам

Какую особенность в этом алгоритме вы можете отметить?

(Учащиеся отмечают повторение команд 2-9 .)

Давайте подумаем, какой недостаток этого алгоритма.

(Потрачено много времени на написание повторяющихся команд )

Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока:

(Учащиеся записывают в тетради число и тему урока )

«Вспомогательные алгоритмы». Итак, кто сможет сказать, о чем будет идти речь на сегодняшнем уроке (ответы учащихся)

Сегодня мы узнаем, какие алгоритмы называются вспомогательными и как оформляются такие алгоритмические структуры.

III. Объяснение нового материала.

Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Переправа. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:

Алгоритм, который мы получили будет называться основным , а алгоритм Переправа будет являться вспомогательным.

Учащиеся записывают в тетради

Вспомогательный алгоритм - это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.

Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой

Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов (должен иметь свое имя).

Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.

IV. Закрепление

Составим алгоритм написания числа 1717 для исполнителя «Черепашка». В языке программирования Лого ключевым словом, обозначающим начало подпрограммы, является, выучи.

Учащиеся за компьютерами пишут подпрограммы для число один и семь, и сверяют написанное с программой на экране.

Здесь главная программа - это команда сброс и все что идет после закрывающей фигурной скобки. От команды выучи и до закрывающей скобки включительно - это подпрограмма.

Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом , или программированием снизу вверх .

Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами.

Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации , или программированием сверху вниз .

Физминутка

Давайте немного отдохнём.

Упражнения для рук и плечевого пояса:

1. Поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6 – 8 раз. Расслабить плечи.

2. Руки согнуть перед грудью. На счет 1 – 2 – пружинящие рывки назад согнутыми руками, на счет 3 – 4 – то же, но прямыми. Повторить 4 – 6 раз. Расслабить плечи.

Упражнения для туловища и ног:

1. На счет 1-2-шаг влево, руки к плечам, прогнуться. На счет 3 – 4 – то же, но в другую сторону. Повторить 3 - 4 раза.

2. Ноги врозь, руки за голову. На счет 1 – резкий поворот налево, на счет 2 – направо. Повторить 3 - 4 раза.

Гимнастика для глаз:

1. Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10 – 15 секунд).

2. Откройте глаза и посмотрите вдаль перед собой (2 – 3 секунды). Переведите взгляд на кончик НОСА (3 – 5 секунд). Повторите 2 раза.

Практическое задание

Написать с использованием процедур программу вывода на экран число 333

  1. Итог урока

1. Какие вопросы были поставлены перед нами?

2. Получены ли ответы на поставленные вопросы?

Рефлексия

Облако "тегов", которые необходимо дополнить. сегодня я узнал...

  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их.

Оценивание работы учеников на уроке.

  1. Домашнее задание

Выучить конспект.

параграф 5, № 7 стр.32 (рисунки1,2).


| Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Ветвления

Уроки 16 - 19
Ветвления
Использование двухшаговой детализации
(§ 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма)
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма
Использование ветвлений

Ветвления





Команда ветвления

Познакомимся еще с одной командой ГРИС. Она называется командой ветвления . Формат команды ветвления такой:

если <условие>

то <серия 1>

иначе <серия 2>

Служебное слово кв обозначает конец ветвления. По-прежнему ГРИС может проверять только два условия: «впереди край?» или «впереди не край?». <серия> - это одна или несколько следующих друг за другом команд. Если <условие> справедливо, то выполняется <серия 1>, в противном случае - <серия 2>. Такое ветвление называется полным. Пример показан на рис. 1.11.

Рис. 1.11. Блок-схема полного ветвления

Неполная форма команды ветвления

В некоторых случаях используется неполная форма команды ветвления (рис. 1.12). Например:

если впереди край

то поворот

Рис. 1.12. Блок-схема неполного ветвления


Неполная форма команды ветвления:

если <условие>

то <серия>

Здесь <серия> выполняется, если <условие> справедливо, в противном случае происходит переход к следующей после ветвления команде алгоритма.

Составим последнюю, сравнительно сложную программу для ГРИС. На этом примере вы увидите, что применение метода последовательной детализации облегчает решение некоторых «головоломных» задач.

Похожие статьи