JavaScript-библиотеки для создания потрясающей анимации. Сравнение анимации средствами CSS и JavaScript

18.05.2019

Небольшая библиотека для создания анимации на основе JavaScript. С её помощью можно анимировать свойства CSS, SVG-изображения или атрибуты DOM-дерева на веб-странице. Библиотека позволяет контролировать все аспекты анимации и предоставляет много способов для обозначения элементов, которые нужно привести в движение.

Вы полностью контролируете последовательность воспроизведения анимации и управляете синхронизацией анимации разных элементов друг относительно друга. Библиотека поддерживает все современные браузеры, включая IE10 и новее.

В этой серии обучающих статей вы узнаете обо всех функциях Anime.js и сможете применять библиотеку в своих проектах.

Примечание Если вы совсем новичок в JavaScript, предлагаем вам ознакомиться с по этому языку программирования.

Установка библиотеки

Для установки можно использовать команды npm или bower:

Npm install animejs bower install animejs

Вы также можете загрузить библиотеку и включить в свой проект или ссылаться на её последнюю версию через CDN.

После успешной установки вы сможете использовать Anime.js для добавления интересных анимаций к вашим элементам. Давайте начнём с базовых возможностей библиотеки.

Определение целевых элементов

Для создания анимации с помощью Anime.js нужно вызвать функцию anime() и передать ей объект с парами ключ-значение, которые определяют целевые элементы и свойства, которые вы хотите анимировать. Вы можете использовать ключевое слово targets , чтобы дать библиотеке понять, что вам нужно анимировать. Это ключевое слово может принимать значение в разных форматах.

CSS-селекторы : вы можете передавать один или более селекторов в виде значений для ключевого слова targets .

Var blue = anime({ targets: ".blue", translateY: 200 }); var redBlue = anime({ targets: ".red, .blue", translateY: 200 }); var even = anime({ targets: ".square:nth-child(even)", translateY: 200 }); var notRed = anime({ targets: ".square:not(.red)", translateY: 200 });

В первом случае Anime.js будет анимировать все элементы с классом blue . Во втором - blue или red . В третьем случае Anime.js будет анимировать все дочерние чётные элементы с классом square . А в последнем случае библиотека будет взаимодействовать со всеми элементами с классом square , у которых нет класса red .

DOM-узлы (DOM node) или коллекция узлов (NodeList): вы можете также использовать DOM-узел или NodeList в качестве значения для ключевого слова targets . Посмотрите на пример использования DOM-узла для targets .

Var special = anime({ targets: document.getElementById("special"), translateY: 200 }); var blue = anime({ targets: document.querySelector(".blue"), translateY: 200 }); var redBlue = anime({ targets: document.querySelectorAll(".red, .blue"), translateY: 200 }); var even = anime({ targets: document.querySelectorAll(".square:nth-child(even)"), translateY: 200 }); var notRed = anime({ targets: document.querySelectorAll(".square:not(.red)"), translateY: 200 });

В первом случае использовалась функция getElementById() , чтобы обратиться к определённому элементу. Функция querySelector() использовалась для обращения к элементу с классом blue . А функция querySelectorAll() применялась для обращения ко всем элементам внутри документа, которые соответствуют группе определённых селекторов или же, наоборот, не входят в неё.

Существует множество функций, которые вы также можете использовать для выбора целевого элемента. Например, вы можете обратиться к элементам с определённым классом, используя функцию getElementsByClassName() . Или к элементам с определённым тегом, используя функцию getElementsByTagName() .

Любая функция, возвращающая DOM-узел или NodeList, может использоваться для установки значения targets в Anime.js.

Объект: вы можете использовать объекты JavaScript в качестве значения для targets . Ключ этого объекта используется в качестве идентификатора, а значение - в качестве числа, которое нужно анимировать.

Затем вы сможете показать анимацию внутри другого HTML-элемента с помощью дополнительного JavaScript-кода. Ниже приведён пример анимации значений двух разных ключей одного объекта.

Var filesScanned = { count: 0, infected: 0 }; var scanning = anime({ targets: filesScanned, count: 1000, infected: 8, round: 1, update: function() { var scanCount = document.querySelector(".scan-count"); scanCount.innerHTML = filesScanned.count; var infectedCount = document.querySelector(".infected-count"); infectedCount.innerHTML = filesScanned.infected; } });

Код выше будет приводить в движение счётчик сканированных файлов от 0 до 1 000 и счётчик заражённых файлов от 0 до 8. Помните, что вы можете анимировать числовые значения только таким образом. При попытке анимировать ключ из AAA в BOY будет выведено сообщение об ошибке.

Кроме того, в коде использовалась функция обратного вызова ключа update , который вызывается на каждый кадр во время выполнения анимации. Здесь она использовалась для обновления количества сканированных и заражённых файлов. Однако вы можете пойти дальше и показать пользователям сообщение об ошибке, когда количество заражённых файлов превысит определённый порог.

Массив: возможность указывать массив JavaScript в качестве значения targets будет полезна, если вам нужно анимировать множество элементов, которые относятся к разным категориям. Например, если вы хотите анимировать DOM-узел, объект и множество других элементов, основанных на CSS-селекторах, то можно это сделать, поместив их в массив, а затем определить массив в качестве значения для targets . Пример ниже должен прояснить ситуацию.

Var multipleAnimations = anime({ targets: , translateY: 250 });

Какие свойства можно анимировать с помощью Anime.js

Теперь вы знаете, как определить разные элементы, которые нужно анимировать. Пришло время узнать, какие свойства и атрибуты могут быть анимированы при использовании библиотеки.

Свойства CSS

К таким, например, относятся ширина, высота и цвет для разных целевых элементов. Финальные значения разных анимируемых свойств вроде background-color определяются с использованием lowerCamelCase. Таким образом background-color превращается в backgroundColor . Код ниже иллюстрирует анимацию положения объекта left и цвета фона (backgroundColor) целевого объекта.

Var animateLeft = anime({ targets: ".square", left: "50%" }); var animateBackground = anime({ targets: ".square", backgroundColor: "#f96" });

Свойства могут принимать разные виды значений, которые они бы приняли при использовании обычного CSS. Например, свойство left может иметь такие значения: 50vh , 500px или 25em . Вы также можете не указывать единицу измерения после числа, но в таком случае ею станет px по умолчанию. Аналогичные действия можно выполнить с background-color , указав цвет в виде шестнадцатеричного значения или при помощи кода RGB или HSL.

CSS-трансформирование

Преобразование по осям X и Y достигается с помощью свойств translateX и translateY . Аналогичным образом можно масштабировать, наклонять или вращать элемент вдоль определённой оси, используя свойства: scale (масштабирование), skew (наклон) или rotate (поворот), соответствующие этой конкретной оси.

Существует возможность определения разных углов или в градусах, или с помощью свойства turn . Значение turn, равное 1, соответствует 360 градусам. Это позволяет сделать вычисления проще, так как вы знаете, на сколько нужно повернуть элементы относительно своей оси. В примере ниже показано, как происходит анимация масштабирования, перехода или поворота как единичного свойства, так и всех сразу.

Var animateScaling = anime({ targets: ".square", scale: 0.8 }); var animateTranslation = anime({ targets: ".square", translateX: window.innerWidth*0.8 }); var animateRotation = anime({ targets: ".square", rotate: "1turn" }); var animateAll = anime({ targets: ".square", scale: 0.8, translateX: window.innerWidth*0.8, rotate: "1turn" });

Атрибуты SVG

Единственное условие заключается в том, что значение атрибутов должно быть числовым. Способность анимировать разные атрибуты открывает возможности для создания некоторых классных эффектов. Поскольку эта статья ознакомительная, в ней будут приведены простые примеры.

Будем учиться анимировать объекты сайта легко и быстро, при помощи двух скриптов. Название которых вы можете наблюдать выше, в заголовке этой статьи. Но в начале, давайте я вам расскажу, для чего нужен каждый из них.

WOW.js – это маленькая библиотека, которая позволяет включать анимацию на определенном этапе прокрутки страницы. Весит очень мало, и к тому же полностью самостоятельна – то есть нет необходимости подключать jQuery или других монстров.

Animate.CSS – скрипт, который непосредственно отвечает за саму анимацию. По сути wow.js берет анимации именно из этой штуки.

Как скачать и подключить.

1 шаг. Для работы нам понадобиться скачать скрипты wow.js и animate.css

Файл animate.css – библиотека, в которой прописаны стили для анимации элементов на странице. Для того, чтобы визуально оценить и выбрать вид анимации, обычно, я использую страничку ресурса http://daneden.github.io/animate.css/

2 шаг. Подключаем скрипты

Тег script необходимо всегда добавлять в конец body. Это делается для быстроты загрузки страницы. Каждый раз, когда браузер доходит до тега script, загрузка и рендеринг всего сайта замораживается, пока скрипт не будет загружен. От этого зачастую мы видим сайты, которые долгое время просто белый лист. А так же, если скрипт размещён в конце body, у вас есть гарантия что body - ready и скрипт точно отработает.

Шаг 3. Необходимо инициализировать скрипт добавив вот такой код, сразу после его подключения:

new WOW().init();

На этом подключение заканчивается, и настает пора второго этапа.

Использование WOW.js

Шаг 1. Выбираем элемент, который хотим анимировать и добавляем ему класс class="wow" . В коде ниже, я показал это на примере картинки:

Шаг 2. Выбираем анимацию, и добавляем её дополнительным классом к нашей картинке:

Шаг 3 (не обязательно). Добавляем настройки для анимации если надо, при помощи специальных data-атрибутов:

В коде выше мы указали, что анимация должна срабатывать, когда картинка пройдет 200 пикселей от низа экрана. Но при этом у нее будет задержка в пол секунды, а сама анимация будет занимать по времени ровно 2 секунды.

Настройки WOW.js анимации через атрибуты

data-wow-duration – указываем время проигрывания анимации

data-wow-delay – ставим задержку перед проигрыванием анимации

data-wow-offset – включение анимации, когда элемент проходит определнное количество пикселей от низа экрана

data-wow-iteration – количество повторов анимации

Обращаю ваше внимание на то, что эти атрибуты не обязательные. Если вы их не укажете, анимация будет просто проигрываться по умолчанию, как только элемент появится на экране при прокрутке окна браузера.

Paul is a Design and Perf Advocate

Evangelises Chrome and the mobile web in the Developer Relations team at Google.

В Интернете есть два основных способа создания анимации: с помощью CSS и JavaScript. Какой из них следует выбрать? Это зависит от других характеристик вашего проекта, а также от того, каких эффектов вы стремитесь добиться

TL;DR
  • Используйте анимацию средствами CSS для простых, коротких переходов, таких как переключение состояния элементов пользовательского интерфейса.
  • Используйте анимацию средствами JavaScript, когда требуются такие сложные эффекты, как отскоки, остановка, пауза, перемотка назад или замедление.
  • Если вы выбрали анимацию средствами JavaScript, используйте TweenMax или, если вам требуется более простое решение, TweenLite.

Самую простую анимацию можно создавать как с помощью CSS, так и с помощью JavaScript, однако объем затрат труда и времени будет разным (см. также статью ). У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки, но есть хорошие правила, которым нужно следовать:

  • Используйте CSS при работе с самодостаточными состояниями элементов пользовательского интерфейса небольшого размера. Переходы и анимация, выполненные средствами CSS, идеально подходят для вывода меню навигации на экран сбоку или отображения подсказки. JavaScript можно использовать для контроля состояния, однако сама анимация будет выполнена средствами CSS.
  • Используйте JavaScript, когда требуется высокая степень контроля над анимацией. Когда нужно реализовать динамическое отслеживание положения касания или анимацию, которую необходимо будет остановить, приостановить, замедлить или запустить в обратном направлении, следует пользоваться JavaScript.

Если вы уже используете jQuery или платформу JavaScript, в которой имеются функции создания анимации, возможно, вам будет удобнее пользоваться этими функциями, а не переходить на CSS.

Анимация с помощью CSS

Анимация с помощью CSS, без сомнения, является самым простым способом заставить что-то двигаться на экране.

Далее приведен код CSS, который перемещает элемент на 100 пикселей по осям X и Y. Делается это с помощью переходов CSS, для которых задано выполнение в течение 500 мс. При добавлении класса move значение свойства transform изменяется и начинается переход.

Box { -webkit-transform: translate(0, 0); -webkit-transition: -webkit-transform 500ms; transform: translate(0, 0); transition: transform 500ms; } .box.move { -webkit-transform: translate(100px, 100px); transform: translate(100px, 100px); }

Если, как в приведенном выше фрагменте, для управления анимацией создаются отдельные классы CSS, включать и выключать каждую анимацию можно будет с помощью JavaScript:

Box.classList.add("move");

Это позволит достичь очень хорошей сбалансированности ваших приложений. Основное внимание можно уделить управлению состоянием с помощью JavaScript. В остальном же нужно просто задать соответствующие классы для целевых элементов, а анимацию при этом будет выполнять браузер. Если выбрать этот путь, то можно будет принимать события transitionend для элемента. Однако это не подходит для старых версий Internet Explorer; версия 10 была первой, в которой эти события стали поддерживаться. Все остальные браузеры поддерживают это событие довольно давно.

Код JavaScript, который требуется для приема события окончания перехода, выглядит следующим образом:

Var box = document.querySelector(".box"); box.addEventListener("transitionend", onTransitionEnd, false); function onTransitionEnd() { // Handle the transition finishing. }

Помимо использования переходов CSS, также можно использовать анимацию CSS, которая позволяет намного точнее контролировать отдельные ключевые кадры, продолжительность и проходы анимации.

Note: Если анимация для вас дело новое, вам следует знать, что ключевые кадры ― это старый термин, используемый со времен, когда анимацию рисовали вручную. Аниматоры создавали особые кадры для фрагмента действия, которые назывались ключевыми кадрами. В них фиксировались такие вещи, как самая крайняя часть некоего движения, а затем рисовались все отдельные кадры между ключевыми кадрами. Сегодня при создании анимации средствами CSS имеется схожий процесс, когда мы указываем браузеру, какие значения должны быть у свойств CSS в определенных точках, а браузер заполняет промежутки.

Например, вы можете точно также анимировать квадрат с помощью переходов, но при этом анимация будет проходить без каких-либо действий пользователя (например, нажатия) и повторяться бесконечно. Кроме того, одновременно можно изменять несколько свойств:

/** * This is a simplified version without * vendor prefixes. With them included * (which you will need) things get far * more verbose! */ .box { /* Choose the animation */ animation-name: movingBox; /* The animation’s duration */ animation-duration: 1300ms; /* The number of times we want the animation to run */ animation-iteration-count: infinite; /* Causes the animation to reverse on every odd iteration */ animation-direction: alternate; } @keyframes movingBox { 0% { transform: translate(0, 0); opacity: 0.3; } 25% { opacity: 0.9; } 50% { transform: translate(100px, 100px); opacity: 0.2; } 100% { transform: translate(30px, 30px); opacity: 0.8; } }

При создании анимации средствами CSS вы определяете саму анимацию независимо от целевого элемента, после чего требуемая анимация выбирается с помощью свойства animation-name.

Анимация с помощью CSS все еще сильно зависит от браузера, пр том что для ее обозначения в Chrome, Safari, Opera, Safari Mobile и Android Browser используется префикс -webkit- . В Internet Explorer и Firefox префиксы не используются. Есть много средств, позволяющих создавать требуемые версии CSS с префиксами, при этом версию без префикса можно написать в исходных файлах.

Анимация с помощью JavaScript

Создавать анимацию с помощью JavaScript сложнее, чем писать переходы или анимацию средствами CSS, однако JavaScript, как правило, дает разработчику намного более широкие возможности. Обычно используется функция requestAnimationFrame , а затем на каждом кадре анимации вручную определяется значение каждого свойства анимируемого элемента.

Note: В сети можно встретить публикации кода, в котором для анимации используется функция setInterval или setTimeout. Это ужасное решение, поскольку анимация не будет синхронизирована с частотой экрана и поэтому весьма велика вероятность появления дрожания и пропусков изображения. Использовать такой код нежелательно в любых ситуациях, а вместо него рекомендуется использовать функцию requestAnimationFrame, которая синхронизируется надлежащим образом.

Function Box () { var animationStartTime = 0; var animationDuration = 500; var target = document.querySelector(".box"); this.startAnimation = function() { animationStartTime = Date.now(); requestAnimationFrame(update); }; function update() { var currentTime = Date.now(); var positionInAnimation = (currentTime - animationStartTime) / animationDuration; var xPosition = positionInAnimation * 100; var yPosition = positionInAnimation * 100; target.style.transform = "translate(" + xPosition + "px, " + yPosition + "px)"; if (positionInAnimation

Похожие статьи