Филумения - коллекционирование спичечных этикеток. Филуменистика — что это такое? Коллекция спичечных этикеток

18.07.2023

Люди разных национальностей, несмотря на менталитет своих стран, все имеют склонность к коллекционированию. Собирают все подряд, начиная от всем известных марок, монет и пивных банок до эксклюзивных старинных автомобилей. В данной статье мы познакомимся еще с одним распространенным видом коллекционирования.

Если вы ранее в жизни никогда не слышали слово "филуменистика", это не беда. Такое редкое название имеет область собирательства этикеток спичечных коробков либо самих упаковок для спичек. Выпускаются эти зажигающиеся палочки во всех странах мира, так что филуменистов на самом деле немало.

На форумах часто встречаются переписки любителей спичек, которые хвастаются своими коллекциями и выставляют их на обмен либо продажу. Есть даже клуб филуменистов, придя в который, можно получить информацию про редкие экземпляры и историю выпусков той или иной серии упаковок.

Кто придумал спички?

В истории средневекового Китая применялись деревянные палочки с концами, пропитанными серой. Но они поджигались горящим трутом. Потом Жан Шансель, химик из Франции, придумал в 1805 году спичечные головки, которые нуждались в соприкосновении с серной кислотой. Это были так называемые химические спички. Известны в мировом коллекционировании спичечных этикеток собиратели, у которых есть первые, выпущенные в 1813 году в Вене, химические спички мануфактуры Малиарда и Вика.

Считается, что изобретение современных спичек принадлежит Джону Уокеру. Еще в 1826 году по историческим записям его бухгалтерских книг была продана первая упаковка спичек с трением. Это фармацевт и химик из Стоктон-он-Тис в Британии.

Первые коллекционеры

Именно в это время и начинается массовый выпуск данных изделий народного потребления. С появлением упаковок самовозгорающихся палочек тут же появляются и люди, желающие их коллекционировать. В этот же период начинается и формирование клубов, сообществ, экспертов области филуменистики. Это первые специалисты, изучающие выпускаемые товары.

Уже после Второй мировой войны печатается литература, посвященная различным видам спичек, описывающая разные подвиды, каким темам посвящены те или иные этикетки. Сейчас в каждой стране есть свои сообщества, имеющие международные контакты с клубами из других стран. Самым большим и всемирно известным считается The British Matchbox Label & Booklet Society.

Филуменистика - это термин, дословно переводимый с греческого, как philos - "любовь", и lumen - "огонь". Предложение так назвать эту область коллекционирования принадлежит Марджори Эванс. Эта британская коллекционерка объединила сочетание данных слов еще в 1943 году. В Советском Союзе тоже многие увлекались этим интересным делом.

Первоначально данная область собирательства называлась филуменистика. Это считается уже старым названием, сейчас чаще называют коллекционирование другим термином - "филумения".

Виды спичек

Давайте рассмотрим, какие же именно спички привлекают собирателей. Помимо обычных коробков, применяемых в быту, есть еще и специальные, которыми пользуются далеко не все люди.

Штормовые, или по-другому - охотничьи, берут с собой в походы моряки или охотники. Такие спички хорошо горят на сильном ветру и не портятся от сырости.

Термические - дают много тепла при сгорании.

Фотографические - раньше использовались в качестве вспышки.

Каминные - это спички больших размеров. Ими разжигается огонь в каминах.

Газовые - немного меньшего размера, чем каминные. Ими зажигают горелки, работающие на газу.

Сигнальные - при горении пламя имеет яркие контрастные цвета.

Сигарные - они имеют больший размер, нежели обычные экземпляры. Ведь раскурить сигару не так просто, необходимо длительное время.

Следующий вид рассмотрим подробнее.

Декоративные спички

Что собирает филуменист? В большинстве своем это спички, которые выпускаются в ограниченном количестве. Они посвящены каким-то памятным датам, знаменательным событиям в жизни страны или данного города. Да и сами деревянные палочки имеют различные цвета серы. Они могут быть зелеными, розовыми или даже голубыми.

Еще во времена Советского Союза выпускались целые наборы для любителей филуменистики. Это подарочные комплекты коробков, посвященных какой-либо теме. Например, про космос, собак, железную дорогу, автомобили и т. д. Иногда выпускались специально для филуменистов комплекты спичечных этикеток. Например, с 1960 по 1980 год Балабановская экспериментальная спичечная фабрика выпускала для коллекционирования наборы по 100 этикеток. Такая сувенирная продукция содержала как полные наборы, так и без гроссов. Это этикетки с крышек коробков и боковых лент.

Выпуском таких подарочных наборов в советское время занимались и прибалтийские производители этикеток.

Коллекционеры России

Определение слова "филуменистика" еще не было известно в России, да и спички еще не производились, а первые коллекционеры уже привозили из поездок за границу интересные коробки. Сначала это было простое любопытство, да и желание похвастать перед родственниками невиданным чудом, но еще во времена Первой мировой войны были опубликованы в журнале сведения про коллекцию коробков в 1000 экземпляров.

С приходом к власти революционеров такое увлечение считалось пережитком буржуазного строя. Многие коллекции были уничтожены. Только в 30-х годах было дано разрешение официально. А в 1960 годах были организованы первые секции филумении.

Обстановка сейчас

Еще в конце 90-х годов в России было всего два клуба коллекционеров спичечных этикеток. С появлением интернета новый виток развития получила и филумения. В Питере и Москве даже выпускаются журналы "Московский филуменист", "Сфинкс", "Невский филуменист".

Существуют клубы филуменистов в крупных городах, организованы сайты и форумы, на которых обмениваются или продаются интересные коллекции или отдельные экземпляры.

Владимир Михайлович Богданов

Спичечные этикетки и их коллекционирование Кратко о предмете

С обирание спичечных этикеток (филлумения) - сродни коллекционированию марок, открыток, экслибрисов и других предметов малой графики. Мир этикеток с каждым годом становится разнообразнее, интереснее, многограннее. Они все полнее отражают окружающую нас действительность, делаются все документальнее.

Н а рисунках, украшающих спичечные коробки, можно встретить изображения памятников культуры, искусства, истории, сюжеты из фольклора и классических произведений литературы, портреты многих деятелей науки и искусства, выдающихся людей современности, прокладывающих путь прогрессу, национальный орнамент и изображения игрушек. На этикетках начали помещать пословицы и поговорки, лозунги, призывы, предостережения (например, по поводу обращения с огнем, соблюдения правил движения и т. п.). На спичечных миниатюрах иллюстрируются выдающиеся события современности (например, космические полеты, хозяйственные достижения, новейшие успехи техники и т. д.). Встречаемся мы и с изображениями родной нам флоры и фауны.

C ловом, велика изобретательность заказчиков этикеток и исполнителей-художников. И это понятно. В нашей стране спичечная этикетка умело используется как одно из средств агитации, воспитания советских людей. А отсюда и повышенный интерес коллекционеров к этому виду собирательства, кстати говоря, самому дешевому и общедоступному.

C обирание спичечных этикеток - один из старейших видов коллекционирования. Началось оно еще в 30-х годах прошлого столетия, ранее, чем появилась на свет первая почтовая марка, т. е. с выпуском первых портативных коробок с самозагорающимися спичками.

В предлагаемой книжке рассказывается о многих вещах, связанных с коллекционированием спичечных этикеток. Читатель узнает об истории производства спичек и коллекционировании этикеток, о содержании рисунков на спичечных коробках, о видах коллекционирования, о методике оформления коллекций.

А втор не считает свой труд исчерпывающим в этой области. Перед читателем лишь краткие заметки по поводу филлумении - одного из популярных видов собирательства в нашей стране. Автор будет благодарен, если читатели, друзья по увлечению, поделятся мнением о содержании этой книги, помогут автору практическими замечаниями.

Из истории спичек

Ф ридрих Энгельс в своей замечательной книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" указывает на особое значение применения и добывания огня в становлении человеческого общества. Огонь согревал человека, открывал ему новые источники питания, помогал изготавливать посуду и орудия труда, выжигать древесину из стволов деревьев для устройства лодок, отпугивал от жилища опасных зверей.

В начале люди использовали огонь, посланный им природой в виде лесных пожаров, начавшихся от молнии или огненной лавы, извергаемой вулканами. Наши предки научились поддерживать огонь своих костров, переносить горячие уголья на новые места, а спустя тысячелетия сами стали добывать огонь трением. Много позднее людям стали служить для добывания огня сферические осколки горного хрусталя. При ударе камня о камень получались искры, которые не гасли, если попадали на трут - древесный гриб.

Н а смену древним способам добывания огня пришли спички, но долго еще их зажигали при помощи трута _ вещи, совершенно необходимой для спичек тех времен.

В конце XVIII столетия успехи химии дали возможность применить новые методы получения огня с помощью химических компонентов. Вначале обмакивали в серу длинные лучины. Сера застывала на конце в виде желтой головки. Лучину подносили к тлеющему труту или углям, и она сразу загоралась. В России такие спички назывались "маканки".

О дно из ранних упоминаний об этом способе мы найдем в журнале "Экономический магазин" за 1787 год, в статье "Некоторые примечания о сере". "В домоводстве же, - пишет автор, - в особливости сера нужна для огнив и высекания огня; для сего обмакиваются в серу либо концы лучинных спичек, либо проволакиваются сквозь растопленную серу шнуры, или толстые витки, или бумажные узкие полоски, и потом к прильнувшим к труту искрам прикладываются".

Т аким образом, уже во второй половине XVIII века в России существовал термин "спички".

Н о в быту требовались самовозгорающиеся спички. Был предложен такой способ: длинную лучину с головкой из зажигательной смеси на мгновение опускали в сосуд с асбестом, пропитанным серной кислотой. От соприкосновения с кислотой головка вспыхивала и поджигала лучину... Такой способ добывания огня таил массу неприятностей - ведь с серной кислотой шутки плохи. Сам же этот громоздкий и опасный спичечный агрегат именовался весьма звучно - "мгновенный свет" (instantaneus light).

Е ще об одном из видов тогдашних спичек рассказывает Чарлз Дарвин в своем дневнике о путешествии на корабле "Бигль" (1832 г.): "У меня были "прометеевы" спички, которые я зажигал надкусывая. То обстоятельство, что человек может добывать огонь при помощи своих зубов, казалось таким чудом, что люди целыми семьями сбегались посмотреть, как это делается. Раз мне предлагали целый доллар за одну спичку".

П рометеевы спички - свернутая из бумаги небольшая трубочка с зажигательной смесью и крохотным пузырьком серной кислоты на одном конце. Вспышка получалась благодаря соединению серной кислоты со смесью.

Е сть открытия и изобретения, авторы которых не вызывают сомнений. А вот об изобретателе спичек спорят до сих пор. Называют и разные даты их появления - с 1805 по 1830 гг.

В венгерской литературе изобретателем называют Яноша Ирини, во французской - Шарля Сория, в английской - Джона Валкера, в немецкой - Иоганна Каммерера. Разобраться здесь трудно. Каждый автор под современным понятием "спичка" подразумевает разные предметы для получения огня с помощью химических веществ.

С амовозгорающиеся палочки стали называть "LUCIFER" (от латинского - приносящий свет), "CONGREVE" (по имени Вильяма Конгрива, конструктора боевых ракет, приложившего руки и к созданию спичек). В Голландии и поныне спички называются словом "LUCIFER". "Конгревки" были известны и в России. В Англии употреблялось еще слово "МАТСН" (запал). Только впоследствии оно стало соответствовать понятию "спичка".

Н о кому же, в самом деле, надлежит изобретение маленьких палочек с головками, зажигавшимися от трения? Английская этикетка подтверждает появление первых чиркающих спичек в 1826 г. Они были предложены аптекарем Джоном Валкером (John Walker) из Стоктона на Тисе (Stockton-on-Teens). В качестве зажигательного состава он использовал легко воспламеняющийся желтый фосфор.

П о тому же пути шли и другие. Фосфорные спички сразу получили громадное распространение. Начали основываться фабрики, занимавшиеся их изготовлением. Сами изобретатели от своих трудов получили мало - делом занялись капиталисты, нажившие солидные состояния. Но у фосфорных спичек был тот недостаток, что воспламенялись они от трения о любую поверхность, в том числе, друг от друга, вызывая таким образом пожары.

Д елались же спички в малоприспособленных помещениях, без вентиляции. Ядовитый желтый фосфор отравлял организм рабочих, а среди них на спичечных фабриках было в ту пору много детей и подростков.

О б этом говорил Карл Маркс в своем "Капитале" (т. I, гл. VIII): "Половина рабочих - дети моложе 13-летнего возраста и подростки моложе 18 лет. Эта мануфактура настолько известна своим вредным влиянием на здоровье рабочих и отвратительными условиями, что только самая несчастная часть рабочего класса - полуголодные вдовы и т. д. - поставляют для их своих детей". И дальше: "Данте нашел бы, что все самые ужасные картины ада, нарисованные его фантазией, превзойдены в этой отрасли мануфактуры" . Химики продолжали поиски менее вредных составов. "Безопасные" спички, т. е. примерно такие, какими мы пользуемся теперь, были впервые показаны на Всемирной выставке в Париже в 1855 г. шведской фабрикой братьев Лундстрем в Йенчепинге.

С остав безвредных головок предложил немецкий химик Рудольф Беттгер. Они загорались только при чирканье о специально приготовленную намазку.

И зделие братьев Лундстрем на Парижской выставке отметили серебряной медалью. С этого времени начался победный путь безопасных спичек по всему земному шару. Повсюду за ними закрепились название "шведских".

Ш ведские капиталисты постепенно прибрали к рукам спичечные фабрики в разных странах. В 20-30 гг. нашего столетия "спичечным королем" слыл Ивар Крейгер. В годы своего финансового могущества он всеми средствами боролся с изобретателями, предлагавшими новые спички, более выгодные для потребителей. Печальная судьба постигла австрийского химика Фердинанда Рингера, изобретшего спичку, которую можно было использовать несколько раз! Его довели до нищеты и гибели. Сам Крейгер, запутавшись в махинациях, покончил жизнь самоубийством. Однако и теперь созданный им спичечный трест "SТАВ" (Svenska Tandstiks Aktiebolaget - в настояще время "Swedish Match" ) владеет большим числом предприятий или контролирует спичечные фабрики в Норвегии, Дании, Бельгии, Голландии, Португалии, Таиланде и других странах.

Выделка фосфорных спичек законодательством некоторых государств впоследствии запрещалась: в Голландии с 1875 г., в Швейцарии с 1899 г., в Германии с 1903 г .
Спички, зажигающиеся при чирканье о любую поверхность, выпускаются и теперь. Это так называемые секвисульфидные. Их головка изготовляется из неядовитого состава.

Производство спичек в России

Н ачалось тоже с "маканок", "серянок", появившихся в XVIII веке. О них вспоминает бытописатель Москвы И. Т. Кокорев даже в сороковых годах прошлого века: "До изобретения фосфорных спичек мелкая промышленность собирала в лесах трут, запасалась кремнями, делала нехитрые серные спички и снабжала этими товарами по крайней мере половину столичных хозяек".

П ервую фабрику "самогарных", фосфорных спичек основал в 1837 г. близ Петербурга лесопромышленник Иван Чурилов. Затем спичечные фабрики (слово "спичка" - уменьшительное от спица - лучина) стали строиться и в других местах, богатых лесом. Спустя пять лет их было девять.

В озросшее число пожаров, происходивших из-за спичек, вызвало правительственный указ о продаже их лишь в жестяных коробках. В коробках, оклеенных налоговой бандеролью, стоимостью в один рубль серебром, разрешалось помещать не более тысячи штук!

У словия оказались слишком тяжелыми для предпринимателей, фабрики закрывались одна за другой, но взамен развилось кустарное производство, появились тайные фабрики, на которых спички выпускались не в металлических коробках.

О б одной из них рассказывается в книге "Подмосковные дорожные заметки" С. Яковлева, изданной в 1862г. в Москве: "...Прежде здесь существовала в имении одного помещика спичечная фабрика, но так как открытое производство на ней было запрещено законом, то и спички работали на ней тайно...". Здесь безвозмездно работали дети крепостных. От взрыва фосфора фабрика сгорела - многие дети остались калеками на всю жизнь.

О граничения в производстве спичек и торговле привели к усиленному ввозу их из-за границы.

Э то наносило большой урон казне. Поэтому, в 1859 г. были полностью отменены все прежние запреты. В целях же борьбы с кустарным и тайным производством правительство запретило свободную продажу фосфора. Фосфор стали отпускать только зарегистрированным фабрикам, платившим налог. Фактически этот налог уплачивал потребитель, так как фабриканты попросту повысили цену на спички. Иностранные изделия обложили столь высокой пошлиной, что ввозить спички в Россию стало невыгодно.

Н овые правила, поощряющие фабричное производство спичек, принесли плоды. Уже в 1865 г. в России действовало 73 фабрики, в 1870 г.- 158, в 1875 г.- 223, в 1887 г. - 360. Затем конкуренция сократила количество предприятий. К 1900 г. только около 130 фабрик продолжали выпускать спички.

С 1888 г. спичечные коробки оклеивались акцизной (налоговой) бандеролью, на которой указывалось "Для помещения не более 75 шт." и "Продажа и покупка без бандероля законом воспрещаются". Бандероли были оранжевого цвета (акциз 1/4 коп.). С апреля 1905 г. акциз повысили до 1/2 коп., и наклейки получили другой цвет - оливковый. С октября 1914 г. акциз равнялся 1 коп., и бандероли стали - черного цвета.

Б езопасные "шведские" спички начали изготовлять в России лишь с 80-х годов прошлого столетия. Появление их связано с именем Василия Андреевича Лапшина. Крестьянин-кустарь, ранее торговавший спичками вразнос, Лапшин каким-то путем попал в Швецию. Ознакомившись с производством, его секретами, предприимчивый крестьянин по возвращении на родину приступил к изготовлению безопасных спичек. Вот так, в 1879 г. в деревне Хотитово Новгородской губернии было положено начало первой лапшинской фабрике. А уж вскоре ему принадлежало семь предприятий.

Л апшинские спички пользовались огромным спросом не только в стране, но и за границей.

Н ередко и в наши дни у коллекционеров спрашивают "А лапшинские этикетки у вас есть?".

О днако встречаются этикетки, которые говорят о том, что производили безопасные спички в то время и другие предприниматели. Например, Лундберг на своей этикетке сообщал: "Прослужив более 5 лет мастером у В. А. Лапшина, я открыл собственную фабрику"... Субботин скромно просил не смешивать его спички со спичками В. А. Лапшина.

П роизводство безопасных спичек требовало капиталовложений. Предприниматели весьма неохотно шли на переоборудование своих фабрик. В 1895 г. из 212 фабрик 72 вырабатывали фосфорные спички, 39 - безопасные, а остальные 101 - те и другие. Более дешевые фосфорные спички покупало, главным образом, население деревень.

В се же спрос на фосфорные спички уменьшался с каждым годом и к 1914 г. их производство прекратилось.

В разное время в России существовало свыше 800 спичечных фабрик. В большинстве своем это были мелкие полукустарные предприятия с небольшим числом рабочих (от 5 до 20). Изготовлялись спички вручную, широко использовался надомный труд деревенской бедноты.

Дата последнего обновления статьи - 8 ноября 2003 года

Статья представляет исправленный и дополненный вариант книги
В. М.Богданова "Спичечные этикетки и их коллекционирование", 1970 г.

Сибирский клуб российских филлуменистов 2003

Публикуются только материалы представленные авторами или с их согласия.
Перепечатка без разрешения авторов запрещена!

Собирание спичечных этикеток появилось практически с появлением первых спичечных упаковок. В некоторых коллекциях сохранились этикетки от "химических" спичек выпускаемых с 1810 по 1815 год. С началом массового производства "чиркающих" спичек, изобретённых англичанином Джоном Валкером (Уолкером) (John Walker ) в 1826-1827 году., коллекционирование этикеток начало приобретать широкий размах. После Первой мировой войны в разных странах возникли общества коллекционеров, начала издаваться филуменистическая литература. Во время Второй мировой войны большинство существовавших филуменистических обществ распалось, но после войны организовались новые. Одно из наиболее известных и старейших действующих филуменистических обществ - Британское общество коллекционеров спичечных этикеток и буклетов (The British Matchbox Label & Booklet Society), объединяющее коллекционеров не только из Великобритании и бывших колоний, но и многих других стран мира.

В России коллекционирование спичечных этикеток появилось еще до начала производства отечественных спичек - русские путешественники привозили спичечные коробки из-за границы как своего рода сувениры.

К началу первой мировой войны в прессе уже были упоминания об огромных по тем временам коллекциях (более 1000 штук).
После революции коллекционирование вообще (и спичечных этикеток, в частности) считалось "буржуазным предрассудком", и большинство коллекций было утрачено. Уже во второй половине двадцатого столетия особой популярностью среди любителей данного хобби пользовались подарочные и коллекционные наборы спичек, которые

в основном посвящены юбилеям и знаменательным датам.
Такие наборы выпускали в ограниченном количестве, поэтому они представляют для филуменистов особую ценность.


Возобновилось коллекционирование спичечных этикеток только в 1930-х годах, с пичечная этикетка издавна является одним из способов донесения населению информации, предупреждений. К примеру, в 1937 году на коробках спичек население оповещали о предстоящей переписи, ведь средства массовой информации тогда были доступны не везде.
При этом спички являлись общедоступным товаром, все ими пользовались в повседневной жизни. Власти вместе с производителями такой продукции решили сделать этикетку более информативной.

В конце 1950-х - начале 1960-х г. в крупнейших городах СССР были созданы секции филумении (при клубах коллекционеров или, во многих случаях, филателистов, филумения была одним из шести официально разрешенных видов коллекционирования, наряду с (филателией, филокартией, нумизматикой и бонистикой). Официально филуменисты курировались ВОФ - (Всесоюзным обществом филателистов). Расцвет филумении в СССР приходится на 1960-1980 годы, когда Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, на которой печатались этикетки для большинства спичечных фабрик, выпускала специальные наборы для филуменистов (по 100 рядовых этикеток в наборе и комплекты этикеток сувенирных наборов - полных или без гроссов - этикеток, помещавшихся на крышках сувенирных коробок - и боковых лент сувенирных коробок). Аналогичные наборы выпускали также и прибалтийские фабрики, печатавшие свои этикетки самостоятельно. В конце 1980-х производство наборов для коллекционеров было прекращено (отчасти, из-за перехода многих фабрик на производство спичек в картонных, а не шпоновых коробках). После 1991 г. увлечение филуменией резко пошло на спад, и большинство филуменистических секций прекратило свое существование. В 1995 году в России работали только два филуменистических клуба - Московский и Санкт-Петербургский. После 2000 года в связи с некоторым ростом благосостояния населения и развитием Интернета филумения в России вновь начала развиваться. Стали выходить журналы Московского и Санкт-Петербургского клубов ("Московский филлуменист", "Невский филлуменист" с мая 2004 г. и "Сфинкс" с сентября 2007 г.) и начался рост значительно поредевшего членства в этих клубах.


Сейчас коллекционирование спичек считается модным направлением. Спички по разновидностям подразделяются на декоративные, каминные, сигнальные, хозяйственные, охотничьи или штормовые. Палочки, которые применяют в производстве спичек, бывают как деревянными, так и восковыми, картонными, даже пластиковыми. Коллекционеров интересуют самые необычные экземпляры.


Стоит отметить, что стоимость спичечных этикеток , например, девятнадцатого столетия не ниже, чем банкнот или монет того периода. Начало двадцатого столетия вообще имеет немало количество советских раритетов в филумении. Сегодня на аукционах можно понаблюдать, как коллекции этикеток практически всегда находят покупателей, поскольку это тоже антиквариат. Редкие спичечные коробки или наборы могут оцениваться несколькими тысячами рублей.

Хорошо известны имена вип-собирателей спичечных этикеток. Среди них голландская королева Вильгельмина и президент Америки Рузвельт. Между тем, кто впервые проявил интерес к крохотным бумажным прямоугольникам стандартного размера 48х39 миллиметров, сказать трудно.

Собирание спичечных этикеток появилось практически с появлением первых спичечных упаковок. В некоторых коллекциях сохранились этикетки от "химических" спичек выпускаемых с 1810 по 1815 год. С началом массового производства "чиркающих" спичек, изобретённых англичанином Джоном Валкером (Уолкером) (John Walker ) в 1826-1827 году., коллекционирование этикеток начало приобретать широкий размах. После Первой мировой войны в разных странах возникли общества коллекционеров, начала издаваться филуменистическая литература. Во время Второй мировой войны большинство существовавших филуменистических обществ распалось, но после войны организовались новые. Одно из наиболее известных и старейших действующих филуменистических обществ - Британское общество коллекционеров спичечных этикеток и буклетов (The British Matchbox Label & Booklet Society), объединяющее коллекционеров не только из Великобритании и бывших колоний, но и многих других стран мира.

В России коллекционирование спичечных этикеток появилось еще до начала производства отечественных спичек - русские путешественники привозили спичечные коробки из-за границы как своего рода сувениры.

К началу первой мировой войны в прессе уже были упоминания об огромных по тем временам коллекциях (более 1000 штук).
После революции коллекционирование вообще (и спичечных этикеток, в частности) считалось "буржуазным предрассудком", и большинство коллекций было утрачено. Уже во второй половине двадцатого столетия особой популярностью среди любителей данного хобби пользовались подарочные и коллекционные наборы спичек, которые

в основном посвящены юбилеям и знаменательным датам.
Такие наборы выпускали в ограниченном количестве, поэтому они представляют для филуменистов особую ценность.


Возобновилось коллекционирование спичечных этикеток только в 1930-х годах, с пичечная этикетка издавна является одним из способов донесения населению информации, предупреждений. К примеру, в 1937 году на коробках спичек население оповещали о предстоящей переписи, ведь средства массовой информации тогда были доступны не везде.
При этом спички являлись общедоступным товаром, все ими пользовались в повседневной жизни. Власти вместе с производителями такой продукции решили сделать этикетку более информативной.

В конце 1950-х - начале 1960-х г. в крупнейших городах СССР были созданы секции филумении (при клубах коллекционеров или, во многих случаях, филателистов, филумения была одним из шести официально разрешенных видов коллекционирования, наряду с (филателией, филокартией, нумизматикой и бонистикой). Официально филуменисты курировались ВОФ - (Всесоюзным обществом филателистов). Расцвет филумении в СССР приходится на 1960-1980 годы, когда Балабановская экспериментальная спичечная фабрика, на которой печатались этикетки для большинства спичечных фабрик, выпускала специальные наборы для филуменистов (по 100 рядовых этикеток в наборе и комплекты этикеток сувенирных наборов - полных или без гроссов - этикеток, помещавшихся на крышках сувенирных коробок - и боковых лент сувенирных коробок). Аналогичные наборы выпускали также и прибалтийские фабрики, печатавшие свои этикетки самостоятельно. В конце 1980-х производство наборов для коллекционеров было прекращено (отчасти, из-за перехода многих фабрик на производство спичек в картонных, а не шпоновых коробках). После 1991 г. увлечение филуменией резко пошло на спад, и большинство филуменистических секций прекратило свое существование. В 1995 году в России работали только два филуменистических клуба - Московский и Санкт-Петербургский. После 2000 года в связи с некоторым ростом благосостояния населения и развитием Интернета филумения в России вновь начала развиваться. Стали выходить журналы Московского и Санкт-Петербургского клубов ("Московский филлуменист", "Невский филлуменист" с мая 2004 г. и "Сфинкс" с сентября 2007 г.) и начался рост значительно поредевшего членства в этих клубах.


Сейчас коллекционирование спичек считается модным направлением. Спички по разновидностям подразделяются на декоративные, каминные, сигнальные, хозяйственные, охотничьи или штормовые. Палочки, которые применяют в производстве спичек, бывают как деревянными, так и восковыми, картонными, даже пластиковыми. Коллекционеров интересуют самые необычные экземпляры.


Стоит отметить, что стоимость спичечных этикеток , например, девятнадцатого столетия не ниже, чем банкнот или монет того периода. Начало двадцатого столетия вообще имеет немало количество советских раритетов в филумении. Сегодня на аукционах можно понаблюдать, как коллекции этикеток практически всегда находят покупателей, поскольку это тоже антиквариат. Редкие спичечные коробки или наборы могут оцениваться несколькими тысячами рублей.

Хорошо известны имена вип-собирателей спичечных этикеток. Среди них голландская королева Вильгельмина и президент Америки Рузвельт. Между тем, кто впервые проявил интерес к крохотным бумажным прямоугольникам стандартного размера 48х39 миллиметров, сказать трудно.

Филумения зародилась сравнительно недавно, но оказалась весьма популярным и увлекательным хобби. Во многом этому способствовала сама простота составления коллекции. Не требовалось особых изысканий и значительных финансовых вложений, достаточно было лишь аккуратно собирать тот материал, который везде был под рукой.

Обитание в современной городской цивилизации не требует ежедневного использования спичек, а ещё несколько лет назад спички были одним из самых ходовых товаров, который требовался всем. Хозяйки, которым необходимо было поджечь газовую плиту, охотники и рыболовы, собирающихся разводить костёр в походе, дачники и промышленники, а также курильщики всегда держали запас спичек. Спичечные коробки продавались миллионами. Представьте, сколько этикеточек от спичечных коробков было придумано и выпущено.

Название филумении и филуменистов оказалось перевернутым. Древнегреческое fileo - люблю - часто становится второй частью слов, обозначающих любителей тех или иных предметов и тем, причём зачастую в гротескном или даже медицинском значении преивеличенного значения, которое те или иные "филы" придают своему увлечению. Но в филумении любовь вышла на первое место, а вторым корнем стал lumen - свет, огонь. Из-за повторения буквы "l" в конце одного корня и в начале другого, в прежние годы использовалось также написание филлумения, однако сейчас устоялось написание с одной "л".

Коллекционеры-филуменисты собирают обычно этикетки в соответствии с какой-то определённой тематикой. Кто-то выбирает географию или этикетки, посвящённые одной стране. Многочисленная группа коллекционеров собирает этикетки технической и военной тематики.

Но одной из самых любимых тем филуменистов является Москва и всё, что с ней связано. В XX веке были напечатаны тысячи и тысячи различных этикеток на темы: «Московский Кремль», «Московское метро», «Москва в прошлом», «Москва современная», «Выдающиеся москвичи»...

Некоторые собирают этикетки только от сувенирных спичечных коробков. Такие этикетки глянцевые, многоцветные, очень красивые. Иные же коллекционируют этикетки исключительно на тему «Космос». Когда-то сувенирные спичечные этикетки часто продавались в магазинах «Союзпечать», и предназначались они специально для коллекционеров. Но ни в прошлом, ни сейчас, собрать все выпускающиеся спичечные этикетки совершенно невозможно.


Тому же, кто все-таки захочет стать коллекционером-филлуменистом придется много потрудиться. Думаете, просто составить коллекцию спичечных этикеток? Ведь совершенно недостаточно разыскать коробки с этикетками нужной тематики. Надо будет еще и очень многое узнать. Следует знать, например, что этикетки лучше помещать не в альбомах, а на отдельных листах плотной бумаги. Такие листы можно быстро поменять местами, удобно размещать в коробках по алфавиту или по темам. Можно будет без труда найти необходимый вам лист. И выставку можно устроить, взяв из коллекции несколько листов, с приклеенными на них спичечными этикетками, и разместив листы на стендах.

Размер листов плотной бумаги должен быть приближен к международному стандарту: 28 на ЗО сантиметров. Именно такого формата чаще всего видишь листы на филлуменистических выставках. Все листы должны быть единого формата, разноформатные листы довольно плохо смотрятся. Необходимо знать и то, что нельзя приклеивать этикетки клеем. С течением времени клей обесцветит краску, она потускнеет и вообще может исчезнуть. Особенно любит «съедать» краску канцелярский клей. К тому же, если надо поменять приклеенные этикетки местами, это будет уже невозможно сделать. Этикетки приклеиваются при помощи «ножек» - полосок тонкой прозрачной бумаги. Вплотную друг к другу этикетки не следует размещать. Необходимые надписи под этикетками делаются крупными буквами. Каждый раздел коллекции начинается, конечно же, титульным листом с надписями, поясняющими содержание раздела.


Следует также помнить, что ценность всякого собрания заключается не в количестве экземпляров, а в том, какова содержательная сторона коллекции, как проведена ее систематизация, сколько в коллекции редких экземпляров. У многих возникает закономерный вопрос: как снять этикетки, приклеенные к коробкам, не повреждая? Для этого спичечную коробку с этикеткой нужно опустить на 2-3 секунды в крутой кипяток. Этикетка отклеится и одновременно продезинфицируется. Просушить этикетку можно на газетном листе, затем ее следует положить между двумя фотопленками без эмульсионного слоя и зажать прессом. Этикетка разгладится и выглядеть будет совершенно новой. Чтобы краска в кипятке не полиняла, в воде стоит растворить немного соли, на кончике ножа на один стакан воды.

Похожие статьи