В конце марта на многих блогах и форумах появился ряд сообщений, в которых системы защиты контента StarForce обвиняли во включении в программный пакет защитных средств так называемых руткитов (rootkits - программ, контролирующих ресурсы компьютера пользователя). Чтобы разобраться, соответствуют ли данные сообщения действительности, корреспондент Ленты.Ру задал ряд вопросов PR-менеджеру компании StarForce Денису Жидкову.
Cтоит отметить, что на сегодня StarForce является одной из самых распространенных в России систем защиты контента. В SF используется привязка данных к уникальным физическим характеристикам носителя, на котором они записаны. В целом, скорость доступа к различным участкам CD или DVD и является ключом, позволяющим произвести валидацию носителя на соответствие требованиям защитной программы.
Здравствуйте, Денис. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как работает система защиты контента StarForce. Например, пользователь покупает некую игру, лицензионный диск с которой защищен системой StarForce. Что происходит с компьютером пользователя в момент активации StarForce и каков, собственно, механизм защиты?
Здравствуйте. StarForce действует так: пользователь устанавливает игру, вместе с которой устанавливается наша защита и сервис ее удаления. К сожалению, в прошлом, не все издатели включали опцию автоматического удаления StarForce. Утилита удаления находится у нас на сайте.
Помимо драйверов в систему входят ядро защиты и виртуальная машина. После установки пользователь вводит серийный номер, система защиты собирает параметры оборудования и на основе этих данных генерирует hardware-код и серийный ключ. Этот серийный ключ программа защиты отправляет на сервер StarForce в том случае, если издатель включил такую опцию. Иногда привязка к оборудованию происходит без соединения с сервером, все зависит от установленных издателем опций.
Непосредственно технология дисковой защиты основана на способе измерения специфических характеристик оптических дисков.
А как насчет защиты интернет-контента?
Этим мы тоже занимаемся: помимо программного обеспечения на оптических носителях, мы обеспечиваем защиту и онлайн-контента, и pdf, и html-продуктам.
Скажите, идея привязки лицензии к параметрам носителя является вашей разработкой?
Безусловно, используемые нами технологии являются нашими разработками и запатентованы. Однако сама идея привязки к параметрам носителя появилась еще во времена пятидюймовых дискет.
Денис, а StarForce вообще легко взломать?
Ломать не строить. И сломать, конечно, можно все, что угодно.
У нас много разных клиентов, которые защищают от нелегального копирования совершенно разные вещи. Соответственно и степень стойкости защиты абсолютно разная. Одним клиентам требуется элементарная защита от нелегального домашнего копирования, другим требуется защита от промышленного пиратства.
Вы даете какие-либо гарантии разработчикам программ? Например, что хотя бы в первые месяцы после релиза StarForce защитит ту или иную программу от пиратского тиражирования?
Да, как раз недавно мы начали давать гарантию от взлома, и пока мы единственные на мировом рынке с подобной услугой. Хочу особенно выделить новый сервис, который мы предлагаем наиболее серьезным клиентам - FrontLine Elite. Эта услуга обеспечивает защиту приложений на всех жизненных этапах продукта (тестирование, рассылка в СМИ, передача в тираж, переиздание, локализации в других регионах).
Отличие Elite от других наших продуктов состоит в том, что мы гарантируем взломостойкость защиты на определенное количество времени. Например, на пик продаж новой игры, срок гарантии составляет как правило от 3 месяцев до полугода.
Предъявляет ли StarForce какие-либо условия к разработчикам продукта с целью повышения уровня защищенности программы?
Да, так как для создания максимально надежной защиты необходим анализ и модернизация исходного кода совместно со специалистами StarForce, а также выполнение клиентами определенных требований в подготовке ПО к защите, таких как подготовка кода, отсутствие незащищенных демоверсий или версий в свободном доступе. Все это будет гарантировать отсутствие пиратских копий на рынке.
Как вы можете прокомментировать недавние сообщения в ряде блогов о том, что системы StarForce якобы устанавливают без ведома пользователя набор драйверов, который контролирует работу системы и может привести к перезагрузке компьютера в случае попытки копирования диска. То есть, проще говоря, SF обвиняли в использовании руткитов (rootkits). Соответствует ли это действительности?
В первую очередь хочу сказать, что любые проблемы, возникающие у конечных пользователей или наших клиентов всегда решаются в нашей службе поддержки. Те пользователи, у кого на самом деле были проблемы с совместимостью, обращались к нам и получили соответствующую помощь. Бывают случаи, когда наши программисты пишут патчи для некоторых конечных (!) пользователей, а это не побоюсь сказать, редкий уровень сервиса в IT индустрии.
Стоит почитать наш форум, чтобы увидеть, что реальных проблем связанных с защитой от нелегального использования у конечных пользователей практически нет. По статистике одного из наших крупнейших клиентов - издателя UBI Soft отчеты об ошибках связанных со StarForce присылают 3 пользователя из миллиона. Кстати в этом году мы ожидаем выход стомиллионной копии CD, защищенного StarForce. Ориентировочно это произойдет в мае - июне.
Тогда кто и зачем распускает такие слухи?
Нельзя забывать, что компьютерное пиратство - один из видов организованной преступности, поэтому и методы против нас используются соответствующие. Регулярно появляющиеся в Интернет форумах или частных блогах заявления о вредоносности StarForce - хорошо организованная кампания, поддерживаемая нашими конкурентами или пиратскими группировками.
StarForce не содержит rootkits, и на нашем сайте вы можете найти пресс-релиз подготовленный лично мной совместно с Марком Руссиновичем - человеком, который нашел rootkits в защите Sony.
А кстати, чем в итоге закончился конкурс, объявленный StarForce, в рамках которого каждому, кто сможет доказать, что SF наносит вред аппаратному обеспечению компьютеров, ваша компания выплатит 1000 долларов?
Что касается конкурса, то он только начался с 1000 долларов, а к концу мероприятия сумма приза достигла 10000 долларов, но желающих не нашлось ни за рубежом, ни в России. Честно говоря, мы нисколько не удивились, так как мы уже давно пытались воспроизвести хоть какие-нибудь неполадки с приводами в нашей тестовой лаборатории, и ничего не добились.
Какую оценку вы можете дать сегодняшней ситуации с пиратством в России и тенденциям, которые наметились на рынках лицензионного и пиратского ПО в России, а также как вы расцениваете действие российских властей по борьбе с нелицензионным ПО? Осуществляет ли ваша компания сотрудничество с властями по этому вопросу?
Ситуация на рынке улучшается, и мы все больше видим лицензионных продуктов в компьютерах пользователей. Мы регулярно проводим акции совместно с крупнейшими российскими издателями по обмену пиратских дисков на лицензионное ПО.
А с властями мы сотрудничаем только на уровне бизнеса - то есть среди наших клиентов есть государственные структуры.
Что касается деятельности российской власти, то позитивное влияние весьма ощутимо в этой отрасли. Можно только высказать пожелание, чтобы деятельность правительства сводилась не только к законодательной или исполнительной ответственности. Сейчас необходима образовательная программа, которая бы помогла людям понять, что человек, покупающий ворованное, во все времена назывался простым словом "барыга".
Ожидаете ли вы падения уровня заказов от российских разработчиков на фоне улучшения ситуации с пиратством в России? И что вы планируете делать в случае падения спроса на SF среди российских компаний - есть ли у вас, помимо UBI SOFT, иностранные заказчики и планируете ли вы выходить на китайский рынок, где ситуация с пиратством признана одной из самых плачевных в мире?
На российском рынке мы ожидаем стабильного роста и падения заказов вовсе не ожидаем.
И мы не связываем это с ростом или падением объемов контрафактной продукции. Это связано с ростом рынка российского ПО. Чем больше у нас будет выходить программ и игр, тем больше у нас будет клиентов. Наша доля участия на российском рынке программ защиты контента составляет приблизительно 70 процентов, а на мировом около 10. В прошлом году у нас прошла реорганизация офиса в США, поэтому в этом году мы ожидаем значительного прироста продаж в этом регионе. Что касается Китая, наш пекинский офис работает уже не первый год, и потенциал восточного рынка действительно огромен. Если честно, мы с нетерпением ждем конца этого года, чтобы подвести финансовые итоги.
Скажите пожалуйста, над чем в данный момент StarForce ведет работу? Какие разработки готовятся в выпуску?
Основные разработки у нас сейчас ведутся в области технологий лицензирования - DRM. В ближайшее время ожидается выход новых версий Safe"n"Sec - поведенческого анализатора. У нас на сайте любой желающий может скачать полнофунциональную персональную версию с лицензией на 30 дней. Программа богата персональными настройками и обеспечивает надежную защиту ПК от вторжений.
И последний вопрос: вы сами когда-нибудь пользовались пиратским ПО?
Да, у меня когда-то была установлена пиратская операционная система на домашнем компьютере. Теперь я уже давно покупаю ноутбуки с предустановленными ОС и программными пакетами. Ну а пиратские диски с фильмами не покупаю принципиально, предпочитаю ходить в кино.
ВступлениеДля систем защиты информации известна истина: усиление и усложнение оборонительных рубежей практически всегда приводит к урезанию функционала и снижению удобства работы конечного пользователя.
Если человек купил игру (или программу) на CD или DVD, не защищённую от копирования - он может спокойно скопировать её и положить на архивную полку, а в дальнейшем использовать в работе копию оптического носителя. Технологии не стоят на месте - многие пользователи устанавливают эмуляторы CD/DVD-приводов и работают с образами дисков, сохранёнными на винчестере. Опять же, должно соблюдаться условие - оптический диск не защищён от копирования.
Увы, с точки зрения пользовательского удобства - системы защиты от копирования далеки от идеала. Впрочем, по понятным причинам - смотрите утверждение в самом начале главы. Тут вам и драйвер на нулевом уровне (который борется с эмуляторами), и проблема со считыванием диска (царапины, брак при производстве) и возможная "кривая" интеграция защиты (всё, что делается людьми - не идеально). Что же делается разработчиками для того, чтобы на форумах появлялось меньше гневных откликов, поливающих грязью системы защиты от копирования?
Компания StarForce недавно объявила о своей инициативе под названием "технология "Резервная копия". Что это такое и с чем это едят - мы и расскажем в нашем материале...
Технология "Резервная копия"
Следует сразу оговориться - делать полнофункциональную резервную копию защищённого носителя разработчики StarForce нам не дадут. Да, в предложенном названии есть своя доля лукавства, но если отбросить маркетинговые составляющие, я должен сказать, что в целом новый подход (о нём - ниже) добавит выбора конечному пользователю, а вместе с ним - повысит удобство его работы.Итак, говоря о технологии "Резервная копия", компания StarForce подразумевает дополнительную опцию к своему продукту FL Disc (а также FrontLine Universal). На всякий случай поясним - существует несколько видов защиты, из которых выбирает издатель - с привязкой к диску (FL Disc), с активацией продукта по Интернет (FL ProActive) и вариант, когда реализуется и тот, и другой случай (и активация, и привязка к диску) - FL Universal.
Специалисты StarForce поняли, что возможность активации может существенно помочь простому обывателю, приобретающему, например, те же компьютерные игры. Некоторые люди с замиранием сердца ждут результатов проверки подлинности диска, и в случае неудачи - терроризируют службы технической поддержки. А что, если реализовать возможность перехода в режим активации по желанию? Так родилась идея включить данную опцию в продукт FL Disc (повсеместно используемый известными игровыми издателями для защиты компьютерных игр), а также в продукт FrontLine Universal.
Но сначала всё-таки имеет смысл рассказать поподробнее обо всех этих защитах - FL Disc, FL ProActive и FL Universal.
Окно Центра управления системой защиты StarForce - вот так издатели управляют наложением защиты...
FL Disc - решение для распространения на оптических носителях (CD/DVD, CD Keyless / DVD Keyless, CD-R/DVD-R)
FL Disc CD/DVD - защита программных продуктов, распространяемых промышленными тиражами на CD- ROM/DVD-ROM. Защищенное приложение требует ввода дискового ключа конечным пользователем.
FL Disc CD Keyless/DVD Keyless - защита программных продуктов, распространяемых промышленными тиражами на CD-ROM/DVD-ROM. Основное отличие от FL Disc состоит в том, что не требуется ввод дискового ключа при активации защищенного приложения конечным пользователем - достаточно запустить диск в приводе. Проверка на подлинность осуществляется автоматически, что снимает нагрузку с конечного пользователя.
FL Disc CD-R/DVD-R - защита программных продуктов, распространяемых малыми тиражами на CD-R/DVD-R. При активации защищенного приложения конечным пользователем не требуется ввод дискового ключа. При запуске диска, проверка на подлинность осуществляется автоматически. СD-R/DVD-R изготавливаются на сертифицированных заводах компании StarForce и являются необходимым компонентом качественной защиты. Запись дисков может быть осуществлена прямо в офисе заказчика на любом дупликаторе и пишущем приводе CD-RW, DVD-RW.
У этого способа есть свои недостатки - необходимость установки в систему специального драйвера на нулевом уровне - для проверки подлинности диска (идёт сверка подлинности по специальной дорожке и одновременное слежение за попытками работы с эмуляторами). В случае низкого качества изготовления CD (DVD), или же наличия специфического привода у конечного пользователя - могут возникать неприятности, о которых рассказано в сотнях постингов различных форумов служб технической поддержки.
Кстати, в компании StarForce реализовали одну интересную опцию FL Disc: возможность издателя повысить удобство для конечного пользователя - выставление частоты проверки диска (не только при каждом запуске, но и, например, один раз в день или даже один раз в неделю). Правда, издатели пока этим почти не пользуются...
FL ProActive - решение для On-line дистрибуции
FL ProActive совмещает в себе надежные и удобные в использовании технологии защиты и развитый, гибкий механизм DRM. Позволяет реализовать актуальные модели лицензирования ПО (demo, try&buy, try&die, buy only, subscription, rent) и обеспечить обязательную активацию приложения конечным пользователем. Приобретенная лицензия "привязывается" к конфигурации компьютера, на котором установлено приложение, обеспечивая, таким образом, соблюдение пользователем условий лицензионного соглашения.
Расскажем подробнее об активации. Что такое активация - большинство пользователей уже знает. Вы вводите уникальный серийный ключ, затем собирается информация о компонентах вашей системы (CPU, жёсткий диск, сетевая карта и т.д.), и все эти данные отсылаются на сервер активации, где информация о регистрации продукта сохраняется. Вот точный список параметров системы, с которыми работает модуль активации StarForce:
CPUID - уникальный номер установленного в компьютере центрального процессора.
Mac Address - уникальный номер сетевой карты, установленной в компьютер. Если в системе стоит несколько сетевых карт, то привязка осуществляется ко всем номерам карт.
Ram Size - объем установленной в компьютере оперативной памяти.
Computer Name - имя компьютера. Как правило, задается при установке операционной системы.
Volume Serial - серийный номер тома (раздела жёсткого диска), на который установлена операционная система.
Windows PID - уникальный идентификационный номер операционной системы Windows.
Что делать, если человек просто захочет сменить название компьютера или же поставит дополнительную планку памяти в свой компьютер? Нужна ли будет повторная активация?
Каждый из приведённых выше параметров обладает своим весовым коэффициентом (он присваивается непосредственным заказчиком - производителем или издателем защищаемой игры или приложения). При изменении конфигурации - определяется "тяжесть" изменений, и вступает в действие установленная издателем политика урегулирования данной ситуации - требовать ли повторной активации у пользователя или же нет.
Обратите внимание - для режима активации требуется УНИКАЛЬНЫЙ серийный ключ. Его можно указывать на каждой коробке распространяемого продукта, или же высылать покупателю по почте после приобретения продукта (онлайновая дистрибуция).
Также хотелось бы сказать и вот о какой возможности, наверняка приятной для законопослушного конечного пользователя, боящегося, что активация создаст ему дополнительные проблемы. Вы можете планово деактивировать своё лицензионное программное обеспечение (которое будет удалено из системы). После этого вы получите деактивационный ключ, в дальнейшем вводимый вместе с серийным ключом при установке программы в другой системе (например, на новом компьютере).
Деактивация
После этого модуль активации связывается с сервером StarForce и сообщает, что удалённая из одной системы лицензионная программа - установлена в новом месте. Такой перенос лицензии наверняка бывает востребован некоторыми потребителями. Политиками деактивации управляет издатель или распространитель защищаемого продукта.
FL Universal - всё в одном флаконе
FrontLine Universal - комбинация двух указанных выше продуктов (FL Disc и FL ProActive). Как уже говорилось выше, это - единое решение для распространения защищенных продуктов, как на оптических носителях, так и через Интернет.
Технология "Резервная копия"
При желании издатель (или самостоятельно распространяющий свой продукт разработчик), использующий защиту FL Disc (проверка подлинности диска при запуске) может поставлять на оптическом носителе дистрибутив приложения или игры, одновременно защищённый и с помощью технологий, реализованных в FL ProActive. Это и есть та самая опция, именуемая технология "Резервная копия" - когда Вы получаете данный "бонус" непосредственно к FL Disc, не имея нужды в использовании защиты "всё-в-одном" (FrontLine Universal).
Пользователь сам решает, что ему делать: после установки дистрибутива вы можете постоянно использовать проверку носителя при старте программы или же выбрать режим активации.
Выбор способа использования приложения при защите с резервной копией
Активировав продукт (схема с привязкой к текущей конфигурации вашего компьютера), Вы можете положить CD (или DVD) на полку, и спокойно работать с Вашим приобретённым приложением или игрой напрямую с жёсткого диска. Именно этот подход специалисты StarForce называют "технология "Резервная копия". Почему было выбрано такое название? Спросим у самих разработчиков...
Дмитрий Гусев (компания StarForce, должность: интернет мониторинг, PR): "Мы понимаем, что название технологии не совсем отражает её суть. Полнофункциональную резервную копию на данном этапе вам не предоставит ни один издатель, так как это может быть сопряжено с распространением контрафактного ПО. Поэтому предлагается дать возможность пользователю работать с программой вообще без использования лицензионного диска, чем обеспечить его механическую сохранность. В этом случае пользователь всегда может воспользоваться именно оригинальным диском как некой "резервной копией", в случае нарушения работоспособности программы и необходимости её переустановки. Однако есть и другая реализация. В случае порчи лицензии или по своему желанию пользователь делает копию лицензионного диска на "болванку" или в образ диска - и может спокойно продолжать работать именно с этой копией или образом. Данный способ несколько сложнее первого, так как предусматривает необходимость сделать копию диска, однако очень точно отражает название технологии".
Практическое применение
Окно раздела "Параметры защиты" - идёт настройка в процессе наложения защиты
В этом разделе я постараюсь понять - насколько востребован (и в каких случаях) будет свежий маркетинговый ход от StarForce? Чем он был вызван?
Начнём с самого главного - конечно же, с денег. Кто бы что не говорил, а с денег в бизнесе всё начинается, и на них всё так или иначе завязано. У компании StarForce - индивидуальный и дифференцированный подход к клиенту. Для сравнения возьмём гипотетический случай - игровой издатель, пришедший с улицы и желающий осуществить защиту своего продукта тиражом в 100 тысяч экземпляров. Стоимость наложения защиты в случае обычной привязки к диску FL Disc (требующей наличия носителя в приводе при каждом старте приложения) обходится примерно в 0,05 евро за копию.
В случае если это онлайновая дистрибуция игры (в России уже действуют такие сервисы - покупатель скачивает объёмный дистрибутив, заплатив на портале-магазине некоторую сумму) и вы используете FL ProActive - стоимость наложения защиты обойдётся вам примерно в 0,2 евро за копию.
FrontLine Universal. Ещё в начале процесса для издателя немного вырастает себестоимость изготовления тиража - из-за уникальности серийного ключа (на каждой продаваемой коробке нужно указывать свою, уникальную комбинацию). Впрочем, эта мера может быть вынужденной и не связанной с защитой FrontLine Universal - к примеру, когда вы продаёте продукт, требующий регистрации пользовательского аккаунта для сетевой игры. Остаётся вопрос со стоимостью наложения защиты - так вот, в нашем случае (100 тысяч копий игры, поставляемой на дисках, но с возможностью как проверки по носителю, так и активации) вы расстанетесь примерно с 0,26 евро за каждую копию.
Теперь берём наш вариант с применением технологии "Резервная копия". Здесь также требуется уникальный серийный номер при поставке продукта, но общая цена за опцию с возможностью активации - невысока. В этом случае к стоимости защиты FL Disc прибавляется 150 евро, то есть, за одну копию вы заплатите 0,05 евро + 0, 0015 евро (напоминаю, что наш пример - это тираж в 100 тысяч экземпляров).
Совершенно очевидно, что для больших тиражей использование опции "Резервная копия" в рамках FL Disc - более чем оправдано. Тем более что в случае использования FrontLine Universal вместо FL Disc - Вы получаете разницу в два десятка евроцентов с копии для игрового тиража в 100 тысяч экземпляров, а это ни много, ни мало - 20 тысяч евро! Единственная более-менее заметная сложность - это уникальность серийного номера для каждой коробки с продуктом.
Даже в случае массовых дешёвых jewel-игр, продающихся в розницу за пару сотен рублей - многие издатели могут задуматься над применением технологии "Резервная копия". Ведь и дистрибутор, и конечный пользователь наверняка будут согласны заплатить лишние несколько копеек (см. вариант с тиражом в 100 тысяч экземпляров: 0,0015 евро - это и есть пять копеек) за возможность "отвязаться" от проверки диска.
Нельзя не задуматься и ещё над одним аспектом - стоимостью технической поддержки для издателя. Защита с привязкой к проверке диска - известная головная боль для издателей. Какие тут имеются потенциальные источники проблем? Плохие приводы от не отличающихся высоким качеством китайских производителей, специфические прошивки (firmware), брак при производстве CD... Кстати, у известной компании Koch Media, например, допустимая доля брака при производстве оптических носителей составляет 3%. То есть, за рубежом знают, что трое из ста покупателей железно придут обменивать CD или звонить в техническую поддержку. Но это ещё не всё! Драйвер защиты, устанавливающийся в систему, может некорректно работать - конфликтовать с другим программным обеспечением, отказываться функционировать должным образом после установки сервисных пакетов для операционной системы или же под новой операционной системой (игра вышла год назад, а вы купили её только сегодня или же она много месяцев пылилась у вас на полке). Ещё одна цифра - за полгода количество обращений в службу технической поддержки по продукту Splinter Cell: Chaos Theory составило 0.03% от общего тиража. Из этого количества обратившихся - у 80% покупателей возникали проблемы именно с проверкой диска в приводе. Так что издатель, ценящий своё время, деньги и клиентов - возможно, выберет технологию "Резервная копия" при распространении своего продукта.
Но есть один фактор, о котором нельзя не сказать в случае применения технологии "Резервная копия"... Это гипотетическая ситуация, когда два пользователя, сговорившись, начинают покупать одну игру на двоих. В итоге первый - ставит дистрибутив и активирует свою копию, а второй - просто забирает себе диск и работает через схему проверки диска в приводе. Специалисты StarForce (да и автор этих строк тоже) считают, что этот расклад вряд ли сможет очень серьёзно повлиять на потенциальную прибыль, но такой фактор всё равно следует учитывать (ведь некоторых потенциальных клиентов издатель действительно потеряет). Интересная получается ситуация - упустить некоторых потенциальных клиентов, улучшив удобство работы всем остальным легальным пользователям (в случае постоянных проверок диска - возникает естественное желание как-то сохранить его, и порой даже легальный пользователь может искать "на стороне" средства для создания резервной копии или возможность работать без диска). Где найти, а где потерять? Возвращаемся к первой фразе этой статьи: прибавив в одном - убавляем в другом. Поиск золотой середины - извечная проблема человечества на всём пути его развития...
В конце марта на многих блогах и форумах появился ряд сообщений, в которых системы защиты контента StarForce
обвиняли во включении в программный пакет защитных средств так называемых руткитов (rootkits - программ, контролирующих ресурсы компьютера пользователя). Чтобы разобраться, соответствуют ли данные сообщения действительности, корреспондент Ленты.Ру задал ряд вопросов PR-менеджеру компании StarForce Денису Жидкову.
Cтоит отметить, что на сегодня StarForce является одной из самых распространенных в России систем защиты контента. В SF используется привязка данных к уникальным физическим характеристикам носителя, на котором они записаны. В целом, скорость доступа к различным участкам CD или DVD и является ключом, позволяющим произвести валидацию носителя на соответствие требованиям защитной программы.
Здравствуйте, Денис. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как работает система защиты контента StarForce. Например, пользователь покупает некую игру, лицензионный диск с которой защищен системой StarForce. Что происходит с компьютером пользователя в момент активации StarForce и каков, собственно, механизм защиты?
Здравствуйте. StarForce действует так: пользователь устанавливает игру, вместе с которой устанавливается наша защита и сервис ее удаления. К сожалению, в прошлом, не все издатели включали опцию автоматического удаления StarForce. Утилита удаления находится у нас на сайте. Помимо драйверов в систему входят ядро защиты и виртуальная машина. После установки пользователь вводит серийный номер, система защиты собирает параметры оборудования и на основе этих данных генерирует hardware-код и серийный ключ. Этот серийный ключ программа защиты отправляет на сервер StarForce в том случае, если издатель включил такую опцию. Иногда привязка к оборудованию происходит без соединения с сервером, все зависит от установленных издателем опций. Непосредственно технология дисковой защиты основана на способе измерения специфических характеристик оптических дисков.
А как насчет защиты интернет-контента?
Этим мы тоже занимаемся: помимо программного обеспечения на оптических носителях, мы обеспечиваем защиту и онлайн-контента, и pdf, и html-продуктам.
Скажите, идея привязки лицензии к параметрам носителя является вашей разработкой?
Безусловно, используемые нами технологии являются нашими разработками и запатентованы. Однако сама идея привязки к параметрам носителя появилась еще во времена пятидюймовых дискет.
Денис, а StarForce вообще легко взломать?
Ломать не строить. И сломать, конечно, можно все, что угодно. У нас много разных клиентов, которые защищают от нелегального копирования совершенно разные вещи. Соответственно и степень стойкости защиты абсолютно разная. Одним клиентам требуется элементарная защита от нелегального домашнего копирования, другим требуется защита от промышленного пиратства.
Вы даете какие-либо гарантии разработчикам программ? Например, что хотя бы в первые месяцы после релиза StarForce защитит ту или иную программу от пиратского тиражирования?
Да, как раз недавно мы начали давать гарантию от взлома, и пока мы единственные на мировом рынке с подобной услугой. Хочу особенно выделить новый сервис, который мы предлагаем наиболее серьезным клиентам - FrontLine Elite. Эта услуга обеспечивает защиту приложений на всех жизненных этапах продукта (тестирование, рассылка в СМИ, передача в тираж, переиздание, локализации в других регионах). Отличие Elite от других наших продуктов состоит в том, что мы гарантируем взломостойкость защиты на определенное количество времени. Например, на пик продаж новой игры, срок гарантии составляет как правило от 3 месяцев до полугода.
Предъявляет ли StarForce какие-либо условия к разработчикам продукта с целью повышения уровня защищенности программы?
Да, так как для создания максимально надежной защиты необходим анализ и модернизация исходного кода совместно со специалистами StarForce, а также выполнение клиентами определенных требований в подготовке ПО к защите, таких как подготовка кода, отсутствие незащищенных демоверсий или версий в свободном доступе. Все это будет гарантировать отсутствие пиратских копий на рынке.
Как вы можете прокомментировать недавние сообщения в ряде блогов о том, что системы StarForce якобы устанавливают без ведома пользователя набор драйверов, который контролирует работу системы и может привести к перезагрузке компьютера в случае попытки копирования диска. То есть, проще говоря, SF обвиняли в использовании руткитов (rootkits). Соответствует ли это действительности?
В первую очередь хочу сказать, что любые проблемы, возникающие у конечных пользователей или наших клиентов всегда решаются в нашей службе поддержки. Те пользователи, у кого на самом деле были проблемы с совместимостью, обращались к нам и получили соответствующую помощь. Бывают случаи, когда наши программисты пишут патчи для некоторых конечных (!) пользователей, а это не побоюсь сказать, редкий уровень сервиса в IT индустрии.
Скриншот игры PsiOps от UBI SOFT, диски с которой оснащены системой защиты StarForce.
Стоит почитать наш форум, чтобы увидеть, что реальных проблем связанных с защитой от нелегального использования у конечных пользователей практически нет. По статистике одного из наших крупнейших клиентов - издателя UBI Soft отчеты об ошибках связанных со StarForce присылают 3 пользователя из миллиона. Кстати в этом году мы ожидаем выход стомиллионной копии CD, защищенного StarForce. Ориентировочно это произойдет в мае - июне.
Тогда кто и зачем распускает такие слухи?
Нельзя забывать, что компьютерное пиратство - один из видов организованной преступности, поэтому и методы против нас используются соответствующие. Регулярно появляющиеся в Интернет форумах или частных блогах заявления о вредоносности StarForce - хорошо организованная кампания, поддерживаемая нашими конкурентами или пиратскими группировками. StarForce не содержит rootkits, и на нашем сайте вы можете найти пресс-релиз подготовленный лично мной совместно с Марком Руссиновичем - человеком, который нашел rootkits в защите Sony.
А кстати, чем в итоге закончился конкурс, объявленный StarForce, в рамках которого каждому, кто сможет доказать, что SF наносит вред аппаратному обеспечению компьютеров, ваша компания выплатит 1000 долларов?
Что касается конкурса, то он только начался с 1000 долларов, а к концу мероприятия сумма приза достигла 10000 долларов, но желающих не нашлось ни за рубежом, ни в России. Честно говоря, мы нисколько не удивились, так как мы уже давно пытались воспроизвести хоть какие-нибудь неполадки с приводами в нашей тестовой лаборатории, и ничего не добились.
Какую оценку вы можете дать сегодняшней ситуации с пиратством в России и тенденциям, которые наметились на рынках лицензионного и пиратского ПО в России, а также как вы расцениваете действие российских властей по борьбе с нелицензионным ПО? Осуществляет ли ваша компания сотрудничество с властями по этому вопросу?
Ситуация на рынке улучшается, и мы все больше видим лицензионных продуктов в компьютерах пользователей. Мы регулярно проводим акции совместно с крупнейшими российскими издателями по обмену пиратских дисков на лицензионное ПО. А с властями мы сотрудничаем только на уровне бизнеса - то есть среди наших клиентов есть государственные структуры.
Что касается деятельности российской власти, то позитивное влияние весьма ощутимо в этой отрасли. Можно только высказать пожелание, чтобы деятельность правительства сводилась не только к законодательной или исполнительной ответственности. Сейчас необходима образовательная программа, которая бы помогла людям понять, что человек, покупающий ворованное, во все времена назывался простым словом "барыга".
Ожидаете ли вы падения уровня заказов от российских разработчиков на фоне улучшения ситуации с пиратством в России? И что вы планируете делать в случае падения спроса на SF среди российских компаний - есть ли у вас, помимо UBI SOFT, иностранные заказчики и планируете ли вы выходить на китайский рынок, где ситуация с пиратством признана одной из самых плачевных в мире?
На российском рынке мы ожидаем стабильного роста и падения заказов вовсе не ожидаем. И мы не связываем это с ростом или падением объемов контрафактной продукции. Это связано с ростом рынка российского ПО. Чем больше у нас будет выходить программ и игр, тем больше у нас будет клиентов. Наша доля участия на российском рынке программ защиты контента составляет приблизительно 70 процентов, а на мировом около 10. В прошлом году у нас прошла реорганизация офиса в США, поэтому в этом году мы ожидаем значительного прироста продаж в этом регионе. Что касается Китая, наш пекинский офис работает уже не первый год, и потенциал восточного рынка действительно огромен. Если честно, мы с нетерпением ждем конца этого года, чтобы подвести финансовые итоги.
Скажите пожалуйста, над чем в данный момент StarForce ведет работу? Какие разработки готовятся в выпуску?
Основные разработки у нас сейчас ведутся в области технологий лицензирования - DRM. В ближайшее время ожидается выход новых версий Safe"n"Sec - поведенческого анализатора. У нас на сайте любой желающий может скачать полнофунциональную персональную версию с лицензией на 30 дней. Программа богата персональными настройками и обеспечивает надежную защиту ПК от вторжений.
И последний вопрос: вы сами когда-нибудь пользовались пиратским ПО?
Да, у меня когда-то была установлена пиратская операционная система на домашнем компьютере. Теперь я уже давно покупаю ноутбуки с предустановленными ОС и программными пакетами. Ну а пиратские диски с фильмами не покупаю принципиально, предпочитаю ходить в кино.
За неделю до выхода скачали больше человек, чем было продано оригинальных лицензионных копий в первые дни появления игры на прилавках магазинов. Именно таким образом сегодня интернет-пиратство влияет на игровую индустрию. Может быть, на первый взгляд, это покажется удивительным, но пиратство бьёт по игровой индустрии сильнее, чем по музыкальной, поскольку финансовое положение игровой индустрии намного более шаткое.
Шаткость эта заключается в том, что львиную долю затрат игровой проект "отбивает" в первые 2-3 недели продаж. Если же, "благодаря" взломанным пиратским версиям, начальный уровень продаж низок, игра практически наверняка проваливается с финансовой точки зрения.
Аббревиатура "DRM", расшифровывающаяся как Digital Rights Management, сразу же навевает мысли о "гонке вооружений" между пиратами и разработчиками, желающими защитить контент от взлома. Конечно, взламывающие защиту компьютерных игр пираты обладают намного большими знаниями, чем пираты, выпускающие музыку или фильмы. Для успешного взлома игры требуется целая организованная группа, часть которой снимает защиту, а другие распространяют продукцию в Интернете или издают на пиратских дисках.
Раньше состязания между группами пиратов за то, кто первый выпустит игру, носили чисто спортивный интерес, но в последнее время, конечно, на первый план выходит финансовая подпитка. И взламывая защиту типа StarForce, пираты преследуют сугубо финансовые цели.
Часто индустрия видеоигр переоценивает влияние пиратства, считая, что каждое скачивание игры можно приравнять к потере дохода с одной проданной копии, или даже с нескольких копий. С другой стороны, часть пользователей скачивает или покупает дешёвую пиратскую версию для пробы, и если игра оказывается достойной внимания, геймер для очистки совести покупает ещё и лицензию. Но какими бы не были мотивы геймеров, пиратство является серьёзной проблемой.
Доход мировой индустрии видеоигр в прошлом году составил почти $8 миллиардов. Цифра внушительная, но не следует забывать, что маржа в индустрии видеоигр такова, что компании не могут позволить себе таких крупных убытков, какие, например, наблюдаются у музыкальной индустрии от интернет-пиратства. Единственное, что облегчает страдания игровой индустрии: игры по объёму намного больше музыки, так что воровать их через Интернет не так просто. Особенно в России, где быстрые каналы доступа ещё недостаточно распространены. Если многие пользователи собирают на жёстком диске целые библиотеки ворованной музыки, то с играми так уже не получается.
Игра Colin McRae Rally 2005 защищена StarForce.
Но есть и свои особенности. Индустрия видеоигр достаточно быстро реагирует на пиратов. В старые добрые дни игрушек под DOS игровые разработчики использовали весьма примитивные способы защиты от копирования. Скажем, требование найти в руководстве слово на указанной странице в указанной строке. Когда появились CD-ROM, игра для запуска требовала наличия оригинального диска в приводе, а также ввода CD-ключа при установке. Оба таких способа уже давным-давно не могут защитить издателей и разработчиков от пиратства. Взламываются любые алгоритмы - неважно, аппаратная ли это защита диска или StarForce.
Вполне понятно стремление игровых разработчиков и издателей защищать свои продукты, часто с помощью новых более навязчивых способов защиты. Причём некоторые способы оказываются весьма сомнительным. Как раз одна из таких защит – упомянутая выше несколько раз StarForce (www.star-force.ru ), созданная российскими разработчиками. Кстати, StarForce это ещё и самая распространённая защита лицензионных дисков, использующаяся в России и странах СНГ.
Взлом StarForce необязателен для того, чтобы нанести вред ПК
Так в системе выглядит драйвер StarForce.
Что это за защита? Возможен ли и насколько сложен взлом StarForce ? "Технология расширенного кодирования и активации для CD/CD-R/DVD и распространения электронного ПО," - так описывают разработчики свою систему. Но способы, которыми StarForce и некоторые схожие системы защиты выполняют свои задачи, является одним из самых навязчивых и сомнительных. Для запуска игры необходимо установить в систему специальный драйвер StarForce , который при деинсталляции игры не удаляется и остаётся в компьютере.
StarForce совместно с другими отечественными компаниями ратует за защиту от пиратства и уничтожает контрафактную продукцию.
Драйвер StarForce весьма настойчиво пытается повторно установить себя после ручного удаления или деинсталляции с помощью утилиты, которую можно найти в Интернете.
Новые системы защиты не просто защищают программное обеспечение от запуска пиратских копий. Они часто упреждающе ищут потенциально опасные программы (с точки зрения борьбы с пиратством) в системе и не позволяет им работать. Хорошими примерами можно считать программы вроде Nero, Alcohol 120% и Virtual DAEMON Manager версий ниже 4.00, хотя нам встречались и другие, более агрессивные и жёсткие симптомы поведения подобных защит. Они варьируются от отключения устройств записи в Windows Media Player до запрета доступа к приводу CD как программно, так и аппаратно. Иногда автор тщетно нажимал на клавишу привода, чтобы извлечь лоток: помогала только перезагрузка Windows.
Напомним, что конкретные спецификации того, как работают подобные системы, хранятся в секрете. По понятным причинам. Но результаты работы подобных систем ни для кого секретом не являются и могут быть очень разрушительными. Некоторым пользователям приходится даже переустанавливать систему после сбоев подобных защит.
В интервью сайту Firing Squad создатели защиты StarForce упорно не признавали тот факт, что драйвер вызывает проблемы если не у всех, то у некоторых пользовательских систем. Замалчивать то, что даже не взломанный StarForce может приводить к проблемам - не лучшая политика для разработчиков.
Вот что написали нам из StarForce Technologies: "В части противоборства реверсингу программного кода, мы используем уникальную систему шифрования исполняемых компонентов приложения. Однако наибольший резонанс вызывают драйверы защиты StarForce, наличие которых позволяет свести практически к нулю возможность свободно эмулировать, скачанные из сети пиратские образы лицензионных дисков, т.е. эффективно противостоять домашнему копированию и тиражированию дисков. ". Это лишь часть письма, присланного к нам в редакцию. Целью было пригласить нас провести независимую экспертизу работы драйвера StarForce. Если такая экспертиза будет сделана, мы опубликуем дополнительный материал.
Но уже сегодня результаты неофициального расследования, имеющиеся у нас, позволяют говорить о 30-40% пользователей, имевших какие-либо (не обязательно фатальные) проблемы, связанные с защитой StarForce . С другой стороны, мы можем ответственно заявить, что ни один лицензионный диск из тех, что охраняются StarForce, полученный нашей редакцией от отечественных издательств никогда не вызывал никаких проблем на нашей редакционной конфигурации. Не правда ли странно?
Сомнительная юридическая защита StarForce
Важен и другой момент. Лицензионное соглашение с пользователем (EULA) покрывает издателей и разработчиков системы защиты от любых обязательств, связанных с повреждениями, нанесёнными системой защиты. Другими словами, "мы гарантируем, что проблем не возникнет, но если возникнет, перечитайте ещё раз лицензионное соглашение".
В нашей международной редакции работают игровые журналисты, которые часто встречаются с защитой вроде StarForce и Macrovision. Во время написания игровых обзоров у них то тут, то там возникали проблемы с защитами. Когда разработчики систем защиты утверждают, что никаких проблем не возникает, им приходится только соглашаться с этим, в очередной раз восстанавливая систему.
Что интересно, подобные системы защиты встречаются на всё большем количестве видеоигр, но они, несмотря на все неприятности для конечного пользователя, не особо спасают ситуацию. Мы повидали немало пиратских копий игр, где защита просто снята, да и взломанные exe-файлы сразу же появляются в Интернете. Забавно, что пиратские версии не имеют никакой защиты, поэтому играть в них намного спокойнее и проще. И ваш компьютер не будет страдать от возможных вредных последствий, которые драйвер защиты может нанести системам легальных пользователей. Ещё одна не слишком приятная особенность защиты StarForce, существенная для отечественных геймеров с их медленным Интернетом: исправления, которые выпускают разработчики уже после релиза игр, в большинстве случаев должны нести куски кода защиты. Иногда очень "солидные" - до нескольких десятков мегабайт. Вот на что уходит ваша абонентская плата за трафик в Интернете.
Вполне возможно, настанет день, когда система защиты от копирования нанесёт достаточный ущерб компьютерам пользователей, чтобы заинтересовать судебные органы (в США это дело любят). И смогут ли разработчики защиты прикрыться лицензионным соглашением - спорный вопрос. Ну а пока, если ваш компьютер после установки игры стал вести себя как-то не так, посмотрите, не появилась ли в нём пара скрытых драйверов. Тот же StarForce.
Взлом StarForce глазами пресс-службы
В последнее время защита StarForce, которой многие эксперты дают оценку потенциально опасной, привлекла к себе немало внимания. Защита попала в заголовки изданий после того, как компания стала угрожать подать в суд на журналистов, сообщающих о вредоносном влиянии защиты на систему. В письме нам представители StarForce пишут: "Однако мы испытываем большое давление со стороны конкурентов и пиратского сообщества, которые проводят в сети масштабные пиар-акции, направленные на дискредитацию нашей защиты и всей компании. Мы полагаем, что лучшим решением в данный момент будет именно независимое тестирование. Хочу отметить, что именно западный потребитель является целевой аудиторией подобного исследования".
Keygen для StarForce: по информации разработчика - бесполезная утилита.
Нам сложно представить себе PR-акции, спонсируемые пиратами и теми, кто зарабатывает, осуществляя взлом и удаление StarForce. Но разработчики, безусловно, правы, считая, что правильным выходом будет независимое тестирование. С другой стороны, во-первых, ни одна "железная" лаборатория в мире, будь то Tom"s Hardware Guide, iXBT или "Компьютера", не в силах обеспечить полноценное независимое тестирование на тысячах разных конфигураций "железа" и софта, а во-вторых, уже собрана и продолжает собираться интересная статистика по StarForce. Мы предлагаем тем, кто использует игры, защищённые StarForce, оставить своё мнение в нашем . Возможно от этого будет зависеть, как ваши ПК будут работать в будущем. Ведь не заводить же отдельный компьютер для игр?
Игра "Блицкриг 2" находится под защитой StarForce.
Да, StarForce это весьма агрессивная антипиратская защита, устанавливающая в систему скрытый драйвер (!) параллельно с установкой игры. Этот драйвер, по информации Boycott StarForce , "даёт привилегии нулевого уровня (системный уровень) любому коду, работающему на третьем уровне (пользовательский уровень).
Таким образом, с помощью драйвера защиты любой вирус или "троян" может получить привилегии операционной системы и полностью взять управление на себя. Ещё со времён Windows NT/2000 в операционных системах линейки Windows обеспечивается высокая стабильность и безопасность благодаря разделению привилегий, но с драйверами StarForce старые "дыры" и нестабильность систем Windows 9x/Me возвращаются на круги своя, а любая программа (или вирус) могут добраться до ядра вашей системы, используя драйверы StarForce как лазейку (backdoor)."
Методы, используемые защитой StarForce, приводят и к более прямым и ощутимым проблемам, как для игровых журналистов, так и для обычных пользователей, которые штурмуют форумы технической поддержки и поголовно записываются в кампанию бойкота StarForce (это можно сделать ). Чуть выше мы писали, что нашим коллегам даже доводилось сталкиваться с ситуацией, когда невзломанный StarForce блокировал лоток оптического привода и не позволял нормально работать с диском до перезагрузки.
Пройдитесь по форумам технической поддержки игр, которые используют систему защиты StarForce (кстати, их список можно посмотреть ), и вы увидите практически бессчётные ветки, начатые пользователями, у которых возникли проблемы после установки игры с защитой StarForce. Конечно, там же есть сообщения и тех пользователей, кто не обнаружил каких-либо проблем, так что представители StarForce честно приводят в пример нормально работающие системы.
Игра Postal 2 находится под защитой StarForce.
Что интересно, в этих дискуссиях иногда появляются лица, которые буквально с фанатизмом опровергают все жалобы и доводы пострадавших пользователей. Но всё становится понятно, если вспомнить, что работники PR-отдела StarForce были пойманы за руку при составлении подобных ответов от имени простых смертных.
Кульминация проблем со StarForce ещё не наступила, но некоторые издатели уже решили отказаться от использования сомнительной системы в своих играх, в ответ на протесты геймерского сообщества. Впрочем, проблема пиратства, которая привела к появлению StarForce, остаётся. Так, потребность в эффективных системах защиты может привести издателей к тому, что они перейдут на ещё более сомнительные методы, включающие скрытые драйверы и руткиты. Ну, а там уже и до вирусов и "троянов" рукой подать.
Пока на рынке существует пиратство, у издателей есть право защищать свои продукты. Впрочем, как мы уже наглядно увидели по скандалу с Sony BMG, это право не должно пересиливать право потребителя на то, чтобы системы защиты не мешали нормальной жизни и работе.
Игра Street Racing Syndicate находится под защитой StarForce.
Система защиты StarForce никогда досконально не тестировалось в нашей лаборатории, так что мы не можем достоверно подтвердить, связаны ли описанные проблемы с установкой защиты. Но если собрать все факты и жалобы, связанные с играми разных разработчиков и издателей, то проблемы как-то очень удачно совпадают, если в игре используется защита StarForce.
Сайт кампании бойкота StarForce является хорошим местом для получения дополнительной информации о StarForce, а также о ходе кампании против этой защиты.
Какие игры защищены StarForce?
Игра UFO: Aftershock защищена StarForce.
Ниже приведён список игр, на которые установлена защита. Проверьте, не пользуетесь ли вы такой игрой:
Игры под защитой | |
7 Sins | Защита StarForce |
American Conquest: Divided Nation | Защита StarForce |
Anstoss 4 | Защита StarForce |
Bandits: Phoenix Rising | Защита StarForce |
Bet on Soldier | Защита StarForce |
Beyond Divinity | Защита StarForce |
Black Mirror | Защита StarForce |
Blitzkrieg 2 | Защита StarForce |
Blitzkrieg: Rolling Thunder | Защита StarForce |
Breed | Защита StarForce |
Brian Lara International Cricket 2005 | Защита StarForce |
Broken Sword 3: The Sleeping Dragon | Защита StarForce |
Brothers in Arms: Earned in Blood | Защита StarForce |
Castle Strike | Защита StarForce |
Chaos League | Защита StarForce |
Chaos League: Sudden Death | Защита StarForce |
Codename: Outbreak | Защита StarForce |
Codename: Panzers - Phase One | Защита StarForce |
Codename: Panzers - Phase Two | Защита StarForce |
Cold War | Защита StarForce |
Colin McRae Rally 2005 | Защита StarForce |
Cossacks II: Napoleonic Wars | Защита StarForce |
Cross Racing Championship 2005 | Защита StarForce |
Curse: The Eye of Isis | Защита StarForce |
Cycling Manager 3 | Защита StarForce |
Cycling Manager 4 | Защита StarForce |
D-Day | Защита StarForce |
Dead to Rights | Защита StarForce |
Demonic Speedway | Защита StarForce |
Desert Rats vs Afrika Korps | Защита StarForce |
Domination | Защита StarForce |
Emergency Fire Response | Защита StarForce |
Enigma: Rising Tide | Защита StarForce |
Etherlords II | Защита StarForce |
Fire Chief | Защита StarForce |
Fire Department | Защита StarForce |
Freedom Force vs The Third Reich | Защита StarForce |
Gangland | Защита StarForce |
Garfield | Защита StarForce |
Gooka: The Mystery of Janatris | Защита StarForce |
GT Legends | Защита StarForce |
GTR: FIA GT Racing Game | Защита StarForce |
Heroes of Might and Magic V | Защита StarForce |
Horse Race Manager | Защита StarForce |
Icewind Dale: Heart of Winter | Защита StarForce |
Keepsake | Защита StarForce |
Kicker Manager 2004 | Защита StarForce |
Kill Switch | Защита StarForce |
King Kong | Защита StarForce |
Knights of the Temple 2 | Защита StarForce |
Korea: Forgotten Conflict | Защита StarForce |
LMA Professional Manager 2005 | Защита StarForce |
Lock On: Flaming Cliffs | Защита StarForce |
Medieval Lords | Защита StarForce |
Namco Museum 50th Anniversary | Защита StarForce |
Neuro Hunter | Защита StarForce |
Nibiru | Защита StarForce |
Obscure | Защита StarForce |
Pac Man World 2 | Защита StarForce |
Pac Man World 3 | Защита StarForce |
Pariah | Защита StarForce |
Pax Romana | Защита StarForce |
Perimeter | Защита StarForce |
Perimeter: Emperor"s Testament | Защита StarForce |
Pferdehof - Pferd und Pony | Защита StarForce |
Pop Star Academy | Защита StarForce |
Postal 2: Apocalypse Weekend | Защита StarForce |
Prince of Persia: The Two Thrones | Защита StarForce |
Pro Rugby Manager | Защита StarForce |
Psi-Ops | Защита StarForce |
Pure Pinball | Защита StarForce |
Rally Championship Xtreme | Защита StarForce |
Restaurant Empire | Защита StarForce |
Restricted Area | Защита StarForce |
Revolution | Защита StarForce |
Runaway: A Road Adventure | Защита StarForce |
Scrapland | Защита StarForce |
Second Sight | Защита StarForce |
Silent Hunter 3 | Защита StarForce |
Silent Storm | Защита StarForce |
Silkolene Honda Motocross GP | Защита StarForce |
Singles 2: Triple Trouble | Защита StarForce |
Singles: Flirt Up Your Life | Защита StarForce |
Sniper Elite | Защита StarForce |
Soldiers Heroes of World War 2 | Защита StarForce |
Sommerspiele 2004 | Защита StarForce |
Space Rangers 2 | Защита StarForce |
Splinter Cell 3: Chaos Theory | Защита StarForce |
Star Wolves | Защита StarForce |
Steel Saviour | Защита StarForce |
Still Life | Защита StarForce |
Street Racing Syndicate | Защита StarForce |
Sudeki | Защита StarForce |
SuperPower 2 | Защита StarForce |
Syberia II | Защита StarForce |
The Fall: Last Days of Gaia | Защита StarForce |
The Moment of Silence | Защита StarForce |
The Suffering: Ties That Bind | Защита StarForce |
The Westerner | Защита StarForce |
TOCA 2 | Защита StarForce |
TrackMania | Защита StarForce |
TrackMania Nations | Защита StarForce |
TrackMania Sunrise | Защита StarForce |
Traitors Gate 2: Cypher | Защита StarForce |
UFO: Aftershock | Защита StarForce |
V8 Supercars 2 | Защита StarForce |
Virtual Skipper 3 | Защита StarForce |
Virtual Skipper 4 | Защита StarForce |
Vivisector | Защита StarForce |
Wildlife Park | Защита StarForce |
Wintersport Pro 2006 | Защита StarForce |
World Racing 2 | Защита StarForce |
World War II: Frontline Command | Защита StarForce |
Worms 4: Mayhem | Защита StarForce |
X3: Reunion | Защита StarForce |
XIII | Защита StarForce |
Xpand Rally | Защита StarForce |
Xuan-Yuan Sword 4 | Защита StarForce |
Взлом StarForce – не самая главная опасность
Тому кто докажет, что StarForce наносит вред, обещают $10 000.
Безусловно, проблемы, связанные с использованием StarForce, существуют - это глупо скрывать и на это глупо закрывать глаза. Конечно, неприятно, если на ваш компьютер без вашего ведома, или даже спросив, устанавливают систему защиты, которая, в теории, "позволяет практически свести к нулю возможность свободно эмулировать, скачанные из сети пиратские образы лицензионных дисков", а на практике мешает работе программного обеспечения, созданного далеко не для тех целей, которые ему инкриминируют разработчики. Да и применительно к России, проблема заключается вовсе не во взломе StarForce или потенциальном взломе.
Дело в том, что существует и ещё одна проблема, даже более важная для наших русскоговорящих читателей, нежели для посетителей англоязычной интернациональной версии сайта. Заключается проблема в том, что в России StarForce - это едва ли не единственная защита, которая ставится на официально локализованные и отечественные разработки. Причём, во многом благодаря мощности и доступности StarForce отечественная игровая индустрия имеет возможность более или менее спокойно развиваться, а отечественные издатели - вести дела с зарубежными партнёрами.
Так что, не всё в деле StarForce так однозначно. Особенно с точки зрения русского игропрома и русского геймера...
Чего мы добиваемся, говоря о StarForce? Давайте обсудим! Говоря о связанных со StarForce проблемах, мы ни в коем случае не пропагандируем пиратство или нелицензионные игры. Но мы поддерживаем мнение простых игроков, которые считают, что издатели должны прямо указывать на дисках, что система защиты несёт в себе потенциальную возможность нанести вред компьютеру пользователя. Например, на коробке с Quake 4 написано: "NOTICE: This game contains technology intended to prevent copying that may conflict with some disk and virtual drives.", что переводится как "Внимание: эта игра содержит технологию, призванную защитить её от копирования, которая может конфликтовать с некоторыми дисками и виртуальными приводами".
Требование это в РФ можно легализовать только через закон о "Защите прав потребителей". А именно:
Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 настоящего Закона.
И главное:
3. Если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.
В последнее время всё
больше и больше выпускаемых программ на
российском рынке выходят на дисках,
защищенных системой StarForce– это почти все
игры, выпускаемые фирмами 1 C, Pyccобит и др.
Возникает естественный вопрос – как
копировать диски, защищенные StarForce? Ведь
диски имеют свой срок действия, и купив
лицензионный диск через несколько месяцев
интенсивного использования может
оказаться, что диск стал нерабочим… Для
этой цели всегда можно создать архивную
копию диска, если это конечно не
запрещается лицензионным соглашением.
Немного теории
Как говорят, знание
нескольких принципов заменяет знание
многих фактов. Будем и мы придерживаться
этого постулата.
Защита определяет
оригинальный диск по времени чтения разных
участков диска. На диске, как известно есть
спиральная дорожка, по которой
ориентируется луч лазера при чтении и
записи. При производстве дисков StarForce эта
самая дорожка имеет не стандартную
конфигурацию, таким образом изменятся
плотность данных в разных секторах и
следовательно, время их чтения тоже будет
разное. На всех CD-R и CD-RW дисках эта
направляющая дорожка наносится при
производстве, а не при записи диска.
Следовательно, все подобные носители
однозначно отбраковываются StarForce-ом.
Записать диск защищенный StarForce, который
работал бы как оригинальный из-за этого
нельзя!.
Но существуют программы
позволяющие создать образ диска – обычный
файл или несколько, включающих в себя
информацию о физической структуре диска (о
плотности секторов) и позволяющие в
дальнейшем эмулировать задержки чтения.
Немного о софте
Для создания образов можно
использовать:
- BlindWrite Suite (www.blindwrite.com)
— программа для создания образов дисков и
их последующей записи; - Alcohol 120% (http://www.alcohol-soft.com)-позволяет
создавать образы и записывать их на диски,
а также может создать на компьютере до 31
«виртуальных» CD-ROM, в которые можно
монтировать файлы-образы дисков и
работать с ними как с обычными приводами. - Программа DAEMON Tools
(www.daemon-tools.net)
предназначена только для создания
виртуального диска и эмуляции, с её
помощью нельзя создать образ диска или
записать его на CD. - Конечно, другие программы, которых
достаточно много и найти которые не
составляет труда. На данный момент не во
всех реализована функция эмуляции
физической структуры диска, но я думаю
через некоторе время что-то подобное
будет реализовано в большинстве
распрстраненных программах-эмуляторах CD/DVD