ГОСТ 27459-87
Группа Э00
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
МАШИННАЯ ГРАФИКА
Термины и определения
Information processing systems. Computer graphics.
Terms and definitions
МКС 01.040.35
35.140
ОКСТУ 4001
Дата введения 1988-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 N 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 "Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88
2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
4. ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл.1.
Таблица 1
Термин | Определение |
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯОБЩИЕ ПОНЯТИЯ |
|
1. Машинная графика
| Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные |
2. Линейная графика
| Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных |
3. Растровая графика
| Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам |
4. Команда визуализации
| Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства. |
5. Абсолютная команда визуализации
| Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты |
6. Относительная команда визуализации
| Команда визуализации, в которой используются относительные координаты |
7. Адресуемость
| Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства |
8. Адресуемая позиция
| Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
|
9. Закодированное изображение
| Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ |
10. Абсолютная координата
| Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат |
11. Относительная координата
| Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке |
12. Инкрементальная координата
| Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета |
13. Координата пользователя
| Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств |
14. Мировая координата
| Не зависимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных |
15. Координата устройства
| Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства |
16. Нормированная координата
| Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1. |
17. Примитив вывода
| Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения. |
18. Невидимая линия
| Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта |
19. Каркасное представление
| Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет |
20. Сегмент
| Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым. |
21. Маркер
| Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации |
22. Примитив ввода
| Совокупность данных, полученных от устройств ввода. |
23. Виртуальное пространство
| Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств |
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
|
24. Визуализация
| Визуальное представление данных |
25. Изображение
| Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации |
26. Мягкая копия
| Несохраняемое изображение графических данных |
27. Физическое пространство
| Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства |
28. Пространство визуализации
| Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений |
29. Пиксель
| Наименьший элемент поверхности визуализации, которому могут быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения |
30. Абсолютный вектор
| Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах |
31. Относительный вектор
| Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки |
32. Величина инкремента
| Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации |
33. Растровая единица
| Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей |
34. Шаг графопостроителя
| Величина инкремента на графопостроителе |
35. Гашение изображения
| Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов |
36. Мерцание изображения
| Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов |
37. Мигание изображения
| Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки. |
38. Заворачивание изображения
| Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА |
|
39. Поверхность визуализации
| Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения. |
40. Графический терминал
| Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода |
41. Растровый дисплей
| Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики |
42. Векторный дисплей
| Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой |
43. Запоминающая электронно-лучевая трубка
| По ГОСТ 13820 |
44. Плазменная панель
| Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом. |
45. Барабанный графопостроитель
| Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане |
46. Планшетный графопостроитель
| Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных |
47. Растровый графопостроитель
| Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода |
48. Электростатический графопостроитель
| Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов |
49. Пишущий узел графопостроителя
| Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации |
50. Генератор символов
| Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое |
51. Штриховой генератор символов
| Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий |
52. Точечный генератор символов
| Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек |
53. Генератор кривых
| Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое |
54. Генератор векторов
| Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий |
55. Устройство ввода позиций УВП
| Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции |
56. Шаровой указатель
| Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции |
57. Рычажный указатель
| Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции |
58. Устройство типа "колесо"
| Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины. |
59. Устройство типа "мышь"
| Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности. |
60. Планшет
| Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения |
61. Устройство указания
| Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента |
62. Световое перо
| Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации |
63. Световая кнопка
| Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания |
64. Устройство ввода чисел
| Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины. |
65. | Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив. |
66. | Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода. |
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ |
|
67. Повторная генерация изображения
| Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти |
68. Регенерация
| Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым |
69. Частота регенерации
| Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с |
70. Эхо
| Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода |
71. Курсор
| Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция |
72. Трассировка
| Перемещение символа трассировки |
73. Символ трассировки
| Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции |
74. Указание световым пером
| Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации |
75. Символ прицеливания
| Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера |
76. Обнаруживаемый элемент
| Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания |
77. Метод резиновой нити
| Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными |
78. Рисование
| Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге |
79. Метод буксировки
| Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций |
80. Выделение
| Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов |
81. Перенос
| Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор |
82. Масштабирование
| Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. |
83. Поворот
| Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси |
84. Зеркальное отражение
| Поворот примитивов вывода на 180° вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации |
85. Окно
| Заданная часть виртуального пространства |
86. Поле вывода
| Заданная часть пространства визуализации |
87. Видовое преобразование
| Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода |
88. Отсечение
| Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области |
89. Экранирование
| Подавление примитивов вывода или их частей, попадающих внутрь заданной области |
90. Прокручивание
| Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают |
91. Вертикальное прокручивание
| Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз |
92. Трансфокация
| Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя. |
93. Кувыркание
| Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве |
94. Панорамирование
| Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении. |
95. Фоновое изображение
| Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций |
96. Накладываемое изображение
| Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях |
97. Типовая форма
| Бланк, применяемый в качестве основного изображения. |
98. Визуализация типовой формы
| Визуальное представление типовой формы |
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Применение терминов - синонимов стандартизованного термина не допускается.
2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл.1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
2.3. В табл.1 в качестве справочных приведены эквивалентны стандартизованных терминов на английском языке.
3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском и английском языках приведены в табл.2 и 3.
4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы - светлым.
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 2
Термин | Номер термина |
Адресуемость
| |
Вектор абсолютный
| |
Вектор относительный
| |
Величина инкремента
| |
Визуализация
| |
Визуализация типовой формы
| |
Выделение
| |
Гашение изображения
| |
Генератор векторов
| |
Генератор кривых
| |
Генератор символов
| |
Генератор символов точечный
| |
Генератор символов штриховой
| |
Генерация изображения повторная
| |
Графика линейная
| |
Графика машинная
| |
Графика растровая
| |
Графопостроитель барабанный
| |
Графопостроитель планшетный
| |
Графопостроитель растровый
| |
Графопостроитель электростатический
| |
Дисплей векторный
| |
Дисплей растровый
| |
Единица растровая
| |
Заворачивание изображения
| |
Изображение
| |
Изображение закодированное
| |
Изображение накладываемое
| |
Изображение фоновое
| |
Кнопка световая
| |
"Колесо" | |
Команда визуализации | |
Команда визуализации абсолютная
| |
Команда визуализации относительная
| |
Координата абсолютная
| |
Координата инкрементальная
| |
Координата мировая
| |
Координата нормированная
| |
Координата относительная
| |
Координата пользователя
| |
Координата устройства
| |
Копия мягкая
| |
Кувыркание
| |
Курсор
| |
Линия невидимая
| |
Маркер
| |
Масштабирование
| |
Мерцание изображения
| |
Метод буксировки
| |
Метод резиновой нити
| |
Мигание изображения
| |
Окно
| |
Отражение зеркальное
| |
Отсечение
| |
Панель плазменная
| |
Панорамирование
| |
Перенос
| |
Перо световое
| |
Пиксель
| |
Планшет
| |
Поверхность визуализации
| |
Поворот
| |
Позиция адресуемая
| |
Поле вывода
| |
Представление каркасное
| |
Преобразование видовое
| |
Примитив ввода
| |
Примитив вывода
| |
Прокручивание
| |
Прокручивание вертикальное
| |
Пространство визуализации
| |
Пространство виртуальное
| |
Пространство физическое
| |
Регенерация
| |
Рисование
| |
Сегмент
| |
Символ прицеливания
| |
Символ трассировки
| |
Терминал графический
| |
Трансфокация
| |
Трассировка
| |
Трубка запоминающая электронно-лучевая
| |
УВП
| |
Узел графопостроителя пишущий
| |
Указание световым пером
| |
Указатель рычажный
| |
Указатель шаровой
| |
Устройство ввода альтернативы
| |
Устройство ввода позиций
| |
Устройство ввода последовательности позиций
| |
Устройство ввода чисел
| |
Устройство типа "колесо"
| |
Устройство типа "мышь"
| |
Устройство указания
| |
Форма типовая
| |
Частота регенерации
| |
Шаг графопостроителя
| |
Экранирование
| |
Элемент обнаруживаемый
| |
Эхо
|
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 3
Термин | Номер термина |
Absolute command | |
Absolute coordinate | |
Absolute vector | |
Addressability | |
Addressable point | |
Aiming symbol | |
Background image | |
Character generator | |
Choice device | |
Computer graphics | |
Control ball | |
Curve generator | |
Detectable element | |
Device coordinate | |
Device space | |
Directed beam display device | |
Display command | |
Display console | |
Display image | |
Display space | |
Display surface | |
Dot matrix character generator | |
Drum plotter | |
Electrostatic plotter | |
Flatbed plotter | |
Foreground image | |
Form overlay | |
Highlighting | |
Image regeneration | |
Incremental coordinate | |
Incremental vector | |
Increment size | |
Input primitive | |
Light button | |
Light-pen detection | |
Line graphics | |
Normalized device coordinate | |
Output primitive | |
Plasma panel | |
Plotter step size | |
Plotting head | |
Raster display device | |
Raster graphics | |
Raster plotter | |
Refresh rate | |
Relative command | |
Relative coordinate | |
Rubber-banding | |
Storage tube | |
Stroke character generator | |
Stroke device | |
Tracking symbol | |
User coordinate | |
Vector generator | |
Viewing transformation | |
Virtual space | |
Wire frame representation | |
World coordinate | |
РОССТАНДАРТ
ФA по техническому регулированию и метрологии
НОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: www.protect.gost.ru
ФГУП СТАНДАРТИНФОРМ
предоставление информации из БД "Продукция России" : www.gostinfo.ru
ФА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
система "Опасные товары" : www.sinatra-gost.ru
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дата введения 01.07.88
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результаты этой деятельности.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 15971 и ГОСТ 19781.
1. Стандартизованные термины с определениями приведены в табл. 1.
2. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается.
2.1. Для отдельных стандартизованных терминов в табл. 1 приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.
2.2. Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
2.3. В табл. 1 в качестве справочных приведены иноязычные эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.
3. Алфавитные указатели содержащихся в стандарте терминов на русском языке и их иноязычных эквивалентов приведены в табл. 2 - 3.
4. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
Таблица 1
Определение |
|
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ |
|
1. Машинная графика Computer graphics | Совокупность методов и приемов для преобразования при помощи ЭВМ данных в графическое представление или графического представления в данные |
2. Линейная графика | Область машинной графики, в которой изображения генерируются при помощи команд визуализации и координатных данных |
3. Растровая графика | Область машинной графики, в которой изображения генерируются из массива пикселей, упорядоченных по строкам и столбцам |
4. Команда визуализации | Команда, которая изменяет состояние или управляет действием графического устройства. Примечание. Под графическим устройством понимается устройство, обеспечивающее ввод в ЭВМ и (или) вывод из ЭВМ графических данных |
5. Абсолютная команда визуализации Absolute command | Команда визуализации, в которой используются абсолютные координаты |
6. Относительная команда визуализации Relative command | Команда визуализации, в которой используются относительные координаты |
7. Адресуемость | Число адресуемых позиций по каждой оси координат физического пространства |
8. Адресуемая позиция Addressable point | Любая точка физического пространства, которая может быть задана координатами |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
|
9. Закодированное изображение | Представление изображения в форме, удобной для хранения и обработки при помощи ЭВМ |
10. Абсолютная координата Absolute coordinate | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к началу заданной системы координат |
11. Относительная координата Relative coordinate | Одна из координат, определяющих позицию адресуемой точки по отношению к другой адресуемой точке |
12. Инкрементальная координата Incremental coordinate | Относительная координата в случае, если предыдущая адресуемая позиция является точкой отсчета |
13. Координата пользователя | Координата, заданная пользователем и выраженная в системе координат, не зависящая от устройств |
14. Мировая координата World coordinate | Независимая от устройства декартова координата, используемая в прикладной программе для задания графических входных и выходных данных |
15. Координата устройства Device coordinate | Координата, заданная в системе координат, зависящей от устройства |
16. Нормированная координата Normalized device coordinate | Координата, заданная в промежуточной, не зависимой от устройства системе координат и нормированная относительно некоторого диапазона, обычно от 0 до 1. Примечание. Изображение, выраженное в нормированных координатах, располагается в одних и тех же относительных позициях при визуализации на любое устройство |
17. Примитив вывода Output primitive | Базовый графический элемент, который может использоваться для построения изображения. Примечание. Примитивами вывода могут быть, например, точка, отрезок линии, последовательность символов |
18. Невидимая линия | Отрезок линии на проекции трехмерного объекта, отсутствующий на изображении, так как он закрыт поверхностью этого же или другого объекта |
19. Каркасное представление Wire frame representation | Режим визуализации, в котором показываются ребра трехмерного объекта независимо от того, видимы они или нет |
20. Сегмент | Совокупность примитивов вывода, которой можно манипулировать как единым целым. Примечание. Сегмент может состоять из нескольких отдельных точек, отрезков линий или других примитивов вывода |
21. Маркер | Символ заданного вида, который используют для обозначения конкретной позиции на поверхности визуализации |
22. Примитив ввода | Совокупность данных, полученных от устройств ввода. Примечание. В качестве устройств ввода могут быть: клавиатура, устройство ввода альтернативы, устройство ввода позиции, устройство указания, устройство ввода чисел или устройство ввода массива позиций |
23. Виртуальное пространство | Пространство, в котором координаты примитивов вывода не зависят от устройств |
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
|
24. Визуализация | Визуальное представление данных |
25. Изображение | Совокупность примитивов вывода и (или) сегментов, которая может быть одновременно выведена на поверхность визуализации |
26. Мягкая копия | Несохраняемое изображение графических данных |
27. Физическое пространст во | Пространство, определяемое полным набором адресуемых позиций графического устройства |
28. Пространство визуализации | Часть физического пространства, соответствующая области, доступной для вывода изображений |
29. Пиксель | Наименьший элемент поверхности визуализации, которому может быть независимым образом заданы цвет, интенсивность и другие характеристики изображения |
30. Абсолютный вектор | Вектор, начальная и конечные точки которого заданы в абсолютных координатах |
31. Относительный вектор Incremental vector | Вектор, конечная точка которого задана как смещение относительно его начальной точки |
32. Величина инкремента | Расстояние между соседними адресуемыми позициями на поверхности визуализации |
33. Растровая единица | Единица, определяемая расстоянием между центрами соседних пикселей |
34. Шаг графопостроителя Plotter step size | Величина инкремента на графопостроителе |
35. Гашение изображения | Подавление визуализации одного или более примитивов вывода или сегментов |
36. Мерцание изображения | Преднамеренное периодическое изменение интенсивности одного или более примитивов вывода или сегментов |
37. Мигание изображения | Нежелательные пульсации изображения на экране электронно-лучевой трубки. Примечание. Мигание возникает, когда частота регенерации слишком низка по отношению к характеристикам люминофорного покрытия экрана |
38. Заворачивание изображения | Эффект, при котором часть изображения, выходящая за одну из границ пространства визуализации, появляется у противоположной границы этого пространства |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА |
|
39. Поверхность визуализации | Физическая среда графического устройства, на которой воспроизводятся изображения Примечание. Поверхностью визуализации могут быть экран электронно-лучевой трубки, бумага в графопостроителе |
40. Графический терминал | Терминал, который включает, по крайней мере, одну поверхность визуализации и может включать одно или несколько устройств ввода |
41. Растровый дисплей Raster display device | Дисплей, в котором изображение генерируется с использованием методов растровой графики |
42. Векторный дисплей Directed beam display device | Дисплей, в котором примитивы вывода могут быть сгенерированы в любом порядке, задаваемом программой |
43. Запоминающая электроннолучевая трубка | По ГОСТ 13820 |
44. Плазменная панель | Часть дисплея, которая состоит из сетки электродов в плоской панели, наполненной газом. Примечание. Изображение может существовать длительное время без регенерации |
45. Барабанный графопостроитель | Графопостроитель, который выводит изображение на поверхность визуализации, смонтированную на вращающемся барабане |
46. Планшетный графопостроитель | Графопостроитель, который выводит изображение на плоский носитель данных |
47. Растровый графопостроитель | Графопостроитель, который генерирует изображение на поверхности визуализации с использованием построчного ввода |
48. Электростатический графопостроитель Electrostatic plotter | Растровый графопостроитель, в котором красящее вещество электростатически фиксируется на бумаге при помощи последовательного ряда электродов |
49. Пишущий узел графопостроителя | Часть графопостроителя, которую используют для нанесения следа на поверхность визуализации |
50. Генератор символов Character generator | Функциональное устройство, которое для изображения символов преобразует их кодированное представление в графическое |
51. Штриховой генератор символов Stroke character generator | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из отрезков линий |
52. Точечный генератор символов | Генератор символов, который генерирует изображения символов, составленные из точек |
53. Генератор кривых | Функциональное устройство, которое преобразует кодированное представление кривой в графическое |
54. Генератор векторов Vector generator | Функциональное устройство, которое генерирует направленные отрезки прямых линий |
55. Устройство ввода позиций УВП | Устройство ввода, предоставляющее координаты позиции |
56. Шаровой указатель | Шар, вращающийся вокруг своего центра, используемый в качестве устройства ввода позиции |
57. Рычажный указатель | Рычаг, который имеет не менее двух степеней свободы, используемый в качестве устройства ввода позиции |
58. Устройство типа «колесо» «Колесо» | Колесо, вращающееся вокруг своей оси, представляющее значение скалярной величины. Примечание. Пара колес может быть использована в качестве устройства ввода позиции |
59. Устройство типа «мышь» | Устройство ввода позиций, которое приводится в действие перемещением по поверхности. Примечание. Для управления устройством типа «мышь» используют шар или пару колес |
60. Планшет | Устройство ввода позиций, представляющее собой специальную поверхность с механизмом, который позволяет указывать координаты его местоположения |
61. Устройство указания | Устройство ввода, которое используют для указания конкретного примитива вывода или сегмента |
62. Световое перо | Чувствительное к свету устройство указания, которое используют путем наведения его на поверхность визуализации |
63. Световая кнопка | Примитивы вывода, используемые для эмулирования функциональной клавиши при помощи устройства указания |
64. Устройство ввода чисел | Устройство ввода, предоставляющее значение скалярной величины. Примечание. К таким устройствам относится устройство типа «колесо», потенциометр |
Устройство ввода, предоставляющее одно значение из набора альтернатив. Примечание. Таким устройством может быть функциональная клавиатура |
|
Устройство ввода, предоставляющее упорядоченную последовательность координат, которая соответствует траектории движения устройства ввода. Примечание. С устройства ввода позиции данные снимаются с постоянной скоростью |
|
ПРОЦЕССЫ И МЕТОДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ |
|
67. Повторная генерация изображения Image regeneration | Последовательность действий, необходимых для того, чтобы вновь сгенерировать изображение из его представления в памяти |
68. Регенерация | Процесс повторяющегося воспроизведения изображения на поверхности визуализации, в результате которого изображение остается видимым |
69. Частота регенерации | Количество воспроизведений изображения, выполняемых за 1 с |
70. Эхо | Немедленное извещение оператору графического терминала о текущих значениях, которые могут быть представлены устройством ввода |
71. Курсор | Перемещаемая видимая отметка, используемая для указания позиции на поверхности визуализации, над которой будет осуществляться следующая операция |
72. Трассировка | Перемещение символа трассировки |
73. Символ трассировки | Символ на поверхности визуализации, который указывает позицию, соответствующую координатным данным, предоставленным устройством ввода позиции |
74. Указание световым пером Light-pen detection | Обнаружение световым пером света, порожденного примитивом вывода, на поверхности визуализации |
75. Символ прицеливания | Окружность или другая высвечиваемая, на поверхности визуализации фигура, используемая для обозначения области, в которой в данный момент может быть обнаружено присутствие светового пера |
76. Обнаруживаемый элемент Detectable element | Примитив вывода, который может быть обнаружен устройством указания |
77. Метод резиновой нити | Перемещение общих концов набора отрезков прямых линий, при котором другие концы отрезков остаются зафиксированными |
78. Рисование | Создание линий путем перемещения устройства ввода позиций по поверхности визуализации, при котором оно оставляет за собой след, аналогично карандашу при вычерчивании линии на бумаге |
79. Метод буксировки | Перемещение одного или нескольких сегментов по поверхности отображения смещением их вдоль траектории, определяемой устройством ввода позиций |
80. Выделение | Действие, направленное на выделение изображения примитива вывода или сегмента путем модификации его визуальных атрибутов |
81. Перенос | Смещение примитивов вывода на один и тот же вектор |
82. Масштабирование | Увеличение или уменьшение всего изображения или его части. Примечание. Масштабирование можно проводить необязательно с одним и тем же коэффициентом по всем направлениям |
83. Поворот | Вращение примитивов вывода вокруг заданной оси |
84. Зеркальное отражение | Поворот примитивов вывода на 180 вокруг некоторой оси в плоскости поверхности визуализации |
85. Окно | Заданная часть виртуального пространства |
86. Поле вывода | Заданная часть пространства визуализации |
87. Видовое преобразование Viewing transformation | Преобразование, которое привязывает границы и внутреннее содержание окна к границам и внутреннему содержимому поля вывода |
88. Отсечение | Удаление примитивов вывода или их частей, лежащих вне заданной области |
89. Экранирование | Подавление примитивов вывода или их частей, падающих внутрь заданной области |
90. Прокручивание | Перемещение окна в вертикальном или горизонтальном направлениях таким образом, что новые данные появляются внутри поля вывода, а старые исчезают |
91. Вертикальное прокручивание | Прокручивание, ограниченное направлениями вверх и вниз |
92. Трансфокация | Постепенное изменение масштаба изображения с целью создания зрительного ощущения движения всей визуализируемой группы или ее части к наблюдателю или от наблюдателя. Примечание. Коэффициенты масштабирования должны быть одинаковыми по всем направлениям |
93. Кувыркание | Динамическое изображение примитивов вывода, вращающихся вокруг некоторой оси, ориентация которой непрерывно изменяется в пространстве |
94. Панорамирование | Постепенный перенос изображения с целью создания зрительного ощущения движения в горизонтальном направлении. Примечание. Панорамирование может быть ограничено полем вывода |
95. Фоновое изображение Background image | Часть изображения, подобная типовой форме, которая остается неизменной при определенных последовательностях операций |
96. Накладываемое изображение Foreground image | Часть изображения, которая может изменяться при любых операциях |
97. Типовая форма | Бланк, применяемый в качестве основного изображения. Примечание. К бланкам относят ведомость, сетку или карту |
98. Визуализация типовой формы | Визуальное представление типовой формы |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 2
Номер термина |
|
Адресуемость | |
Вектор абсолютный | |
Вектор относительный | |
Величина инкремента | |
Визуализации | |
Визуализация типовой формы | |
Выделение | |
Гашение изображения | |
Генератор векторов | |
Генератор кривых | |
Генератор символов | |
Генератор символов точечный | |
Генератор символов штриховой | |
Генерация изображения повторная | |
Графика линейная | |
Графика машинная | |
Графика растровая | |
Графопостроитель барабанный | |
Графопостроитель планшетный | |
Графопостроитель растровый | |
Графопостроитель электростатический | |
Дисплей векторный | |
Дисплей растровый | |
Единица растровая | |
Заворачивание изображения | |
Изображение | |
Изображение закодированное | |
Изображение накладываемое | |
Изображение типовой формы | |
Изображение фоновое | |
Кнопка световая | |
«Колесо» | |
Команда визуализации | |
Команда визуализации абсолютная | |
Команда визуализации относительная | |
Координата абсолютная | |
Координата инкрементальная | |
Координата мировая | |
Координата нормированная | |
Координата относительная | |
Координата пользователя | |
Координата устройства | |
Копия мягкая | |
Кувыркание | |
Курсор | |
Линия невидимая | |
Маркер | |
Масштабирование | |
Мерцание изображения | |
Метод буксировки | |
Метод резиновой нити | |
Мигание изображения | |
Окно | |
Отражение зеркальное | |
Отсечение | |
Панель плазменная | |
Панорамирование | |
Перенос | |
Перо световое | |
Пиксель | |
Планшет | |
Поворот | |
Поверхность визуализации | |
Позиция адресуемая | |
Поле вывода | |
Представление каркасное | |
Преобразование видовое | |
Примитив ввода | |
Примитив вывода | |
Прокручивание | |
Прокручивание вертикальное | |
Пространство виртуальное | |
Пространство визуализации | |
Пространство физическое | |
Регенерация | |
Рисование | |
Сегмент | |
Символ прицеливания | |
Символ трассировки | |
Терминал графический | |
Трассировка | |
Трансфокация | |
Трубка запоминающая электронно-лучевая | |
Узел графопостроителя пишущий | |
Указание световым пером | |
Указатель рычажный | |
Указатель шаровой | |
Устройство ввода альтернативы | |
Устройство ввода последовательности позиций | |
Устройство ввода позиций | |
Устройство ввода чисел | |
Устройство типа «колесо» | |
Устройство типа «мышь» | |
Устройство указания | |
Форма типовая | |
Частота регенерации | |
Шаг графопостроителя | |
Экранирование | |
Элемент обнаруживаемый | |
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Таблица 3
Номер термина |
|
Absolute command | |
Absolute coordinate | |
Addressable point | |
Background image | |
Character generator | |
Computer graphics | |
Detectable element | |
Device coordinate | |
Directed beam display device | |
Dot matrix character generator | |
Electrostatic plotter | |
Foreground image | |
Image regeneration | |
Incremental coordinate | |
Incremental vector | |
Light-pen detection | |
Normalized device coordinate | |
Output primitive | |
Plotter step size | |
Raster display device | |
Relative command | |
Relative coordinate | |
Stroke character generator | |
Vector generator | |
Viewing transformation | |
Wire frame representation | |
World coordinate | |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1 Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.87 № 4052 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 5712-86 «Системы обработки информации. Машинная графика. Термины и определения» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.07.88
2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
3. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
4. Переиздание
ГОСТ 27459—87 (ст сэв 5712-86) дата введения 01.07.88 настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области машинной графики. термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для при-менения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу дей-ствия стандартизации или использующих результаты этой деятельности. настоящий стандарт должен применяться совместно с гост 15971—84 и гост 19781-83.
ГОСТ 27459-87
(СТ СЭВ 5712-86)
Дата
введения 01.07.88
Настоящий стандарт
устанавливает термины и определения
понятий в области машинной
графики.
Термины, установленные
настоящим стандартом, обязательны для
применения во всех видах документации и
литературы, входящих в сферу действия
стандартизации или использующих
результаты этой деятельности.
Настоящий
стандарт должен применяться совместно с
ГОСТ 15971-84 и ГОСТ 19781-83.
1.
Стандартизованные термины с определениями
приведены в табл. 1.
2. Для каждого понятия
установлен один стандартизованный термин.
Применение терминов - синонимов
стандартизованного термина не
допускается.
2.1. Для отдельных
стандартизованных терминов в табл. 1
приведены в качестве справочных краткие
формы, которые разрешается применять в
случаях, исключающих возможность их
различного толкования.
2.2.Приведенные
определения можно при необходимости
изменять, вводя в них производные признаки,
раскрывая значения используемых в них
терминов, указывая объекты, входящие в
объем определяемого понятия. Изменения не
должны нарушать объем и содержание понятий,
определенных в данном стандарте.
2.3. В
табл. 1 в качестве справочных приведены
иноязычные эквиваленты стандартизованных
терминов на английском языке.
3.
Алфавитные указатели содержащихся в
стандарте терминов на русском языке и их
иноязычных эквивалентов приведены в табл.
2-3.
4.Стандартизованные термины набраны
полужирным шрифтом, их краткая форма -
светлым.
2-60 (0
Перепечатка
воспрещена
Номер
термина
Адресуемость
7
Вектор
абсолютный
30
Вектор
относительный
31
Величина
инкремента
32
Визуализация
24
Визуализация
типовой
формы
98
Выделение
80
Гашение
изображения
35
Генератор
векторов
54
Генератор
кривых
53
Генератор
символов
50
Генератор символов
точечный
52
Генератор символов
штриховой
51
Генерация изображения
повторная
67
Графика
линейная
2
Графика
машинная
1
Графика
растровая
3
Графопостроитель
барабанный
45
Графопостроитель
планшетный
46
Графопостроитель
растровый
47
Графопостроитель
электростатический
ГОСТ 27459-87 (СТ
СЭВ 5712-86) С. 13
Продолжение табл.
2
Термин
Номер
термина
Дисплей
векторный
42
Дисплей
растровый
41
Единица
растровая
33
Заворачивание
изображения
38
Изображение
25
Изображение
закодированное
9
Изображение
накладываемое
96
Изображение
типовой формы
98
Изображение
фоновое
95
Кнопка
световая
63
„Колесо"
58
Команда
визуализации
4
Команда
визуализации
абсолютная
5
Команда
визуализации
относительная
6
Координата
абсолютная
10
Координата
инкрементальная
12
Координата
мировая
14
Координата
нормированная
16
Координата
относительная
11
Координата
пользователя
13
Координата
устройства
15
Копия
мягкая
26
Кувыркание
93
Курсор
71
Линия
невидимая
18
Маркер
21
Масштабирование
82
Мерцание
изображения
36
Метод
буксировки
79
Метод резиновой
нити
77
Мигание
изображения
37
„Мышь"
59
Окно
85
Отражение
зеркальное
84
Отсечение
88
Панель
плазменная
44
Панорамирование
94
Перенос
81
Перо
световое
62
Пиксель
29
Планшет
60
Поворот
83
Поверхность
визуализации
39
Позиция
адресуемая
8
Поле
вывода
86
Представление
каркасное
19
Преобразование
видовое
87
Примитив
ввода
22
Примитив
вывода
С. 14 ГОСТ 27459-87 (СТ СЭВ
5712-86)
Продолжение табл.
2
Термин
Номер
термина
Прокручивание
90
Прокручивание
вертикальное
91
Пространство
виртуальное
23
Пространство
визуализации
28
Пространство
физическое
27
Регенерация
68
Рисование
78
Сегмент
20
Символ
прицеливания
75
Символ
трассировки
73
Терминал
графический
40
Трассировка
72
Трансфокация
92
Трубка
запоминающая
электронно-лучевая
43
УВП
55
Узел
графопостроителя
пишущий
49
Указание световым
пером
74
Указатель
рычажный
57
Указатель
шаровой
56
Устройство ввода
альтернативы
65
Устройство ввода
последовательности
позиций
66
Устройство ввода
позиций
55
Устройство ввода
чисел
64
Устройство типа
„колесо"
58
Устройство типа
„мышь"
59
Устройство
указания
61
Форма
типовая
97
Частота
регенерации
69
Шаг
графопостроителя
34
Экранирование
89
Элемент
обнаруживаемый
76
Эхо
70
АЛФАВИТНЫЙ
УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ НА АНГЛИЙСКОМ
ЯЗЫКЕ
Таблица 3
Термин
Номер
термина
Absolute command Absolute coordinate Absolute vector
Addressability Addressable point Aiming symbol Background
image
ГОСТ 27459-87 (СТ СЭВ 5712-86) С.
15
Продолжение табл. 3
Термин
Номер
термина
Blanking
36
Character
generator
50
Choice device
88
Coded
image
9
Computer graphics
1
Control
ball
71
Curve generator
53
Detectable
element
76
Device coordinate
15
Device space
27
Directed beam
display device
24
Display command
4
Display
console
40
Display image
25
Display space
28
Display
surface
39
Dot matrix character generator
79
Drum
plotter
70
Electrostatic plotter
48
Flatbed
plotter
37
Foreground image
96
Form
flash
98
Form overlay
97
Hidden
line
18
Highlighting
80
Image regeneration
67
Increment
size
32
Incremental coordinate
12
Incremental
vector
78
Input
primitive
57
Light
button
62
Light-pen detection
74
Line
graphics
59
Normalized
device coordinate
16
Output primitive
С. 16 ГОСТ
27459-87 (СТ СЭВ 5712-86)
Продолжение табл.
3
Термин
Номер термина
Panning
94
Pick
device
29
Plasma panel
44
Plotter step
size
34
Plotting head
49
Raster display device
41
Raster
graphics
3
Raster plotter
47
Raster unit
33
Relative
command
6
Relative coordinate
68
Refresh
rate
83
Rubber-banding
82
Schielding
26
Storage tube
43
Stroke character generator
51
Stroke
device
72
Tracking
symbol
73
Translating
93
Tumb wheel
58
User
coordinate
64
Vector generator
54
Viewing
transformation
86
Virtual
space
85
Wire frame representation
19
World
coordinate
14
Wraparound
ГОСТ
27459-87 (СТ СЭВ 5712-86) С. 17
1.
Постановлением Государственного комитета
СССР по стандартам от 28.10.87 № 4052 стандарт
Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ
5712-86 „Системы обработки информации.
Машинная графика. Термины и определения"
введен в действие непосредственно в
качестве государственного стандарта СССР
с 01.07.88
2.
Срок первой проверки - 1993
г., периодичность проверки - 10
лет.
3.
ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который
дана ссылка
Номер термина
ГОСТ
13820-77
43