Подключение электродвигателя через пускатель. Прямое подключение магнитного пускателя и реверсивное подключение

19.06.2020

Магнитные пускатели – электромеханические устройства, предназначенные для одновременного подключения потребителя электрической энергии к трем питающим фазам. В основе его действия – эффект возникновения магнитного поля при прохождении электрического тока через индуктивную нагрузку (втягивающую катушку). Они применяются, как правило, для управления трехфазными электрическими двигателями, а также, например, в системах аварийного ввода резерва.

Главное различие в схемах подключения и управления магнитным пускателем заключается в том, какой тип втягивающей катушки в нем используется.

Втягивающая катушка магнитного пускателя является его «сердцем», которое инициирует магнитное поле при прохождении через нее электрического тока и втягивает якорь с тремя (иногда пятью) парами подвижных контактов. Тип катушки зависит от величины напряжения срабатывания. Они бывают:

  • Срабатывающими от напряжения 220 V.
  • Рассчитанными на напряжение 380 V.

Клеммы катушки на 220 V подключаются между фазой и нейтралью (заземлением). Трехсот восьмидесяти вольтовые – между фазами. Величина рабочего напряжения катушки обычно написана на ее диэлектрическом выводе рядом с зажимным болтом для провода.

Двухсот двадцати вольтовые катушки при включении между фазами эффектно взрываются.

Как правильно подключить магнитный пускатель

Когда якорь магнитного пускателя втягивается в отверстие электромагнитной катушки, то происходит два действия:

  1. Замыкаются пары подвижных контактов на якоре с неподвижными на корпусе пускателя, за счет чего происходит коммутация питающего напряжения и подключение потребителя (электродвигателя).
  2. Срабатывают группы управляющих контактов (они бывают замыкающимися и размыкающимися), к которым подключены кнопки «Пуск» и «Стоп», а также управляемая клемма электромагнитной катушки.
В зависимости от конструкции магнитного пускателя, управляющие контакты могут располагаться на его корпусе или на свободном конце якоря как дополнительное устройство, но на построение схемы управления это не влияет.

При монтаже магнитного пускателя одна фаза с его питающей клеммы (со стороны электролинии) подается на любую клемму втягивающей катушки. Это соединение постоянное. Вторая клемма электромагнитной катушки подключается к схеме управления.

Трехфазные моторы часто используют в домашних условиях. Для правильного подключения такого устройства необходимо знать его характеристики, преимущества и недостатки, а также .

Для установки высокомощных устройств в однофазную сеть достаточно ознакомиться со следующей .

Если катушка рассчитана на срабатывание от 220 V, то цепь управления коммутирует нейтраль. Если рабочее напряжение электромагнитной катушки 380 V, то в цепи управления протекает ток, «снятый» с другой питающей клеммы пускателя.

Тип цепи управления зависит от того, собираетесь ли вы реверсировать двигатель или нет.

Цепь управления без реверсирования двигателя

Если изменять направление вращения двигателя не требуется, то в цепи управления используются две не фиксируемые подпружиненные кнопки: одна в нормальном положении разомкнутая – «Пуск», другая замкнутая – «Стоп». Как правило, они изготавливаются в едином диэлектрическом корпусе, при этом одна из них красного цвета.

Такие кнопки обычно имеют две пары групп контактов – одну нормально разомкнутую, другую замкнутую. Их тип определяется во время монтажных работ визуально или с помощью испытательного прибора (тестера), включенного в режиме звуковой сигнализации.

Благодаря светорегуляторам можно не только сэкономить на освещении, но и создать интересный световой дизайн квартиры или дома. Учитывая напряжение рабочей сети, подбирают оптимальную , опираясь на его характеристики.

Для организации домашнего освещения используются датчики движения. Как их выбирать, можно прочитать , а особенности схемы его подключения раскрыты .

Провод цепи управления подключается к первой клемме замкнутых контактов кнопки «Стоп». Ко второй клемме этой кнопки подключают два провода: один идет на любой ближайший из разомкнутых контактов кнопки «Пуск», второй – подключается к управляющему контакту на магнитном пускателе, который при отключенной катушке разомкнут. Этот разомкнутый контакт соединяется коротким проводом с управляемой клеммой катушки.

Второй провод с кнопки «Пуск» подключается непосредственно на клемму втягивающей катушки. Таким образом, к управляемой клемме «втягивающей» должно быть подключено два провода – «прямой» и «блокирующий».

Принцип работы магнитного пускателя в такой схеме следующий: при замыкании кнопки «Пуск» клемма втягивающей катушки соединяется с фазой или нейтралью, что вызывает срабатывание магнитного пускателя. При этом замыкаются пары подвижных контактов на якоре с неподвижными и на двигатель подается напряжение.

Одновременно замыкается управляющий контакт и, благодаря замкнутой кнопке «Стоп», управляющее воздействие на втягивающую катушку фиксируется. При отпускании кнопки «Пуск» магнитный пускатель остается замкнутым. Размыкание контактов кнопки «Стоп» вызывает отключение электромагнитной катушки от фазы или нейтрали и электродвигатель отключается.

Схема подключения реверсивного магнитного пускателя

Перед тем, как подключить реверсивный магнитный пускатель, необходимо разобраться в составных элементах предполагаемой цепи.

Для реверсирования двигателя необходимо два магнитных пускателя и три управляющие кнопки. Магнитные пускатели устанавливаются рядом друг с другом. Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1–3–5, а те, к которым подключен двигатель как 2–4–6.


Для реверсивной схемы управления пускатели соединяются так: клеммы 1, 3 и 5 с соответствующими номерами соседнего пускателя. А «выходные» контакты перекрестно: 2 с 6, 4 с 4, 6 с 2. Провод, питающий электродвигатель, подключается к трем клеммам 2, 4, 6 любого пускателя.

При перекрестной схеме подключения одновременное срабатывание обоих пускателей приведет к короткому замыканию. Поэтому проводник «блокирующей» цепи каждого пускателя должен проходить сначала через замкнутый управляющий контакт соседнего, а потом – через разомкнутый своего. Тогда включение второго пускателя будет вызывать отключение первого и наоборот.

В некоторых конструкциях магнитных пускателей есть только пять пар замыкаемых контактов. В этом случае провод блокирующей цепи одного пускателя подключается к постоянно замкнутым контактам кнопки «Пуск» другого. В результате она начинает работать в режиме «пуск – стоп».

Ко второй клемме замкнутой кнопки «Стоп» подключаются не два, а три провода: два «блокирующих» и один питающий кнопки «Пуск», включаемых параллельно друг другу. При такой схеме подключения кнопка «Стоп» выключает любой из скоммутированных пускателей и останавливает электродвигатель.

Все установочные и ремонтные работы в монтажных схемах подключения магнитного пускателя проводятся со снятым напряжением, даже если цепь управления коммутирует нейтраль.

Пример использования реверсивного магнитного пускателя — схема подключения на видео

Для тех, кто нормально относился к изучению школьного курса физики, не составит особого труда разобраться в схемах подключения различного электрооборудования, включая трехфазные электродвигатели. Они подключаются через контакторы или магнитные пускатели. Зарубежная классификация не делает разницы между этими аппаратами, поскольку пускатель является тем же контактором, но укомплектованным дополнительными устройствами для безопасной работы потребителя тока.

Другими словами, пускатель – это своего рода электротехнический шкаф в миниатюре, в котором помимо контактора установлена тепловая защита и от короткого замыкания. Пускатели имеют 8 величин от «0» до «7», каждая из которых рассчитана на электродвигатели с определенным диапазоном мощности (номинального тока). Благодаря закрытому исполнению (в корпусе), пускатели могут устанавливаться в любом месте. При подключении электромоторов через контактор защитные устройства подбираются отдельно.

Система контактов на контакторе

Вне зависимости от типоразмера и производителя электротехники любой трехфазный контактор имеет стандартную схему контактов и их подключения. Для удобства монтажа все контакты имеют маркировку, указывающую на их предназначение. Маркировка наносится на корпус аппарата и выглядит следующим образом:

  • А1 (ноль) и А2 (фаза) – контакты для управления включением и отключением контактора;
  • Нечетные цифры 1, 3, 5 и маркировка L1, L2, L3 указывают на места ввода трехфазного питания;
  • Четные цифры 2, 4, 6 и маркировка T1, T2, T3 указывают на места подключения проводов, идущих к потребителю тока;
  • 13NO и 14NO это пара блок-контакта для обеспечения функции самоподхвата.

Контакт А2 продублирован в верхней и нижней части корпуса аппарата для удобства коммутации. С этой же целью верхнюю и нижнюю (нечетную и четную) группу силовых контактов также можно использовать для ввода или вывода питания. При монтаже контактора надо быть внимательным, иначе схема не будет работать.

Нельзя допускать неправильное подключение фаз. Если их перепутать при монтаже контактора, вы получите обратное вращение двигателя. Для этого предусмотрены два способа маркировки на изоляции жил кабеля – цифрами и цветом. Числам 1, 2 и 3 соответствуют цвета – желтый, зеленый и красный. Нулевой проводник имеет белый цвет или маркировку цифрой «0». Подключение силовых контактов не представляет никакой сложности. Главное – это правильное подключение управляющего напряжения через кнопочный пост.

Подключение кнопочного поста


Рассмотрим 2 схемы подключения контактора к сети 380 В: для катушки с напряжением питания 380 В и 220 В.

Кнопочный пост имеет две кнопки. «Пуск» с нормально-открытыми и «Стоп» с нормально-закрытыми контактами. Питание к нему (фаза) подается через контакт №4 кнопки «Стоп». Между клеммами №3 «Стоп» и №2 «Пуск» устанавливаем перемычку, продлевая тем самым линию «фаза». Клемма А1 (фаза) контактора соединяется с контактом №1 «Пуск». Нулевая жила управляющего провода подключается на клемму А2. Между дублем контакта А1 и клеммой 14NO устанавливается перемычка. Клемма 13NO соединяется с контактом №2 «Пуск».

В случае, если схему управления необходимо запитать от одной фазы (фаза-ноль), при номинале катушки пускателя 220 В, схема подключения будет выглядеть следующим образом.

При нажатии кнопки «Пуск» происходит срабатывание силовых контактов и подается напряжение на блок-контакт, который обеспечивает рабочее (закрытое) положение силовых контактов, после того, как кнопка будет отпущена. Нажатием кнопки «Стоп» цепь на блок-контакте разрывается, и силовые контакты переходят в нормально-открытое положение. Более подробные описания подключения контакторов с иллюстрациями и видеороликами можно найти в интернете. Сделав эту работу несколько раз, в последующем вы будете выполнять ее автоматически.

Здравствуйте, уважаемые посетители и гости сайта «Заметки электрика».

Сегодня я продолжу Вас знакомить с магнитным пускателем, а именно со схемой его подключения.

Для более подробного и наглядного изучения схемы подключения магнитного пускателя нереверсивного типа применим следующее электрооборудование:

  • магнитный пускатель типа ПМЛ-1100 (нереверсивный)
  • кнопочный пост с 3 кнопками (например, ПКЕ 222-3У2)
  • асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа АОЛ 22-4 мощностью 0,4 (кВт)

Вот, собственно говоря, сам магнитный нереверсивный пускатель типа ПМЛ-1100. С ним Вы уже знакомы.

ПМЛ-1100 относится к пускателям первой величины, т.е. номинальный ток его силовых (главных) контактов равен 12 (А) при напряжении сети 220 (В) и 380 (В). Поэтому этот пускатель с легкостью подходит по техническим характеристикам для пуска нашего двигателя, у которого номинальный ток при схеме соединения обмоток треугольником составляет 1,97 (А). Это видно на бирке, правда не совсем отчетливо, потому что бирка покрыта лаком после очередного ремонта двигателя.

Кнопочный пост для подключения магнитного пускателя

Кнопочный пост ПКЕ 222-3У2 имеет три кнопки:

Кнопочный пост я выбрал такого типа, т.к. другого на момент написания статьи не было в наличии. Для подключения магнитного нереверсивного пускателя достаточно приобрести кнопочный пост с двумя кнопками, например, ПКЕ 212-2У3.

Также можно приобрести два одинарных кнопочных поста типа ПКЕ 222-1У2.

Сейчас в продаже имеется большой выбор различных кнопок от IEK, EKF и других торговых марок. Так что выбирайте на свой «вкус и цвет».

Давайте заглянем во внутрь, выбранного мной, кнопочного поста ПКЕ 222-3У2. Для этого открутим 6 крепежных винтов.

У каждой кнопки поста ПКЕ 222-3У2 имеется два контакта:

  • разомкнутый (нормально-открытый) имеет маркировку (1-2)
  • замкнутый (нормально-закрытый) имеет маркировку (3-4)

Для примера рассмотрим кнопку «Стоп».

Вот фотография замкнутого (нормально-закрытого) контакта кнопки «Стоп»:

А вот фотография разомкнутого (нормально-открытого) контакта кнопки «Стоп»:

Внимание. При нажатии на кнопку разомкнутый (нормально-открытый) контакт замыкается, а замкнутый (нормально-закрытый) контакт — размыкается.

Итак, с кнопками разобрались. Теперь приступим к сборке схемы магнитного пускателя для пуска трехфазного асинхронного двигателя АОЛ 22-4.

1. Источником трехфазного напряжения в моем примере служит испытательный стенд, у которого линейное напряжение сети составляет

220 (В). Это значит, что катушка магнитного пускателя должна иметь номинал 220 (В).

Вот схема подключения магнитного пускателя через кнопочный пост для пуска электродвигателя для моего примера:

Если у Вас линейное напряжение трехфазной цепи не 220 (В), а 380 (В), то у Вас есть два выбора.

В первом случае катушку пускателя нужно выбирать с номиналом на 380 (В) при следующей схеме подключения:

Во втором случае схему управления необходимо запитать от одной фазы (фаза-ноль), при этом номинал катушки пускателя должен быть на 220 (В).

В данной статье я буду собирать схему магнитного пускателя по первому рисунку, т.е. при напряжении трехфазной сети 220 (В) и напряжении катушки пускателя на 220 (В).

Сборку схемы я буду выполнять медным проводом ПВ-1 сечением 1 кв.мм.

2. Первым делом прокладываем три фазных провода от источника трехфазного питания (А, В, С) до соответствующих клемм пускателя: L1 (1), L2 (3), L3 (5).

3. Затем подключаем провод с одной стороны на клемму L2 (3) пускателя, а с другой стороны — на замкнутый контакт кнопки «Стоп» с маркировкой (4).

Только сейчас заметил, что у выбранного мной кнопочного поста ПКЕ 222-3У2 отсутствует маркировка клемм. Ничего страшного — ведь контакты у кнопок не спрятаны и их видно достаточно хорошо. По тексту ниже я все равно буду указывать маркировку, т.к. в других кнопочных постах она должна быть.

4. Теперь устанавливаем перемычку между замкнутым контактом кнопки «Стоп» с маркировкой (3) и разомкнутым контактом кнопки «Вперед» с маркировкой (2).

5. С клеммы (1) кнопки «Вперед» прокладываем провод на вывод катушки пускателя (А1).

6. Параллельно разомкнутым контактам (1-2) кнопки «Вперед» нужно подключить вспомогательный разомкнутый контакт NO (13) - NO (14) магнитного пускателя ПМЛ-1100.

Т.е. с клеммы (2) кнопки «Вперед» прокладываем провод на вспомогательный контакт NO (13) магнитного пускателя.

7. Со вспомогательного контакта NO (14) магнитного пускателя ПМЛ-1100 делаем перемычку на катушку (А1).

У нас получилось, что разомкнутый контакт кнопки «Вперед» (1-2) и вспомогательный разомкнутый контакт NO (13) - NO (14) магнитного пускателя подключены параллельно.

8. И осталось вывод катушки А2 магнитного пускателя подключить к клемме L3 (5).

В итоге у нас получилось, что с кнопочного поста ПКЕ 222-3У2 выходит всего 3 провода, т.е. для монтажа можно было использовать трехжильный кабель.

9. Соберем кнопочный пост. Вот что у нас получилось.

10. Схема управления магнитным пускателем у нас готова. Осталось подключить на клеммы Т1 (2), Т2 (4), Т3 (6) асинхронный двигатель и проверить схему.

Вот что в итоге у нас получилось.

Данная схема является самой простой. В следующих статьях мы рассмотрим более сложные схемы подключения магнитных пускателей, например, с использованием тепловых реле, блокировок, дополнительных аппаратов защиты и т.п.

Специально для Вас я нарисовал монтажную схему подключения пускателя, которую я собрал в данной статье. Может по ней Вам легче будет ориентироваться в проводах.

Принцип работы схемы магнитного пускателя через кнопочный пост очень прост.

1. Включаем источник трехфазного напряжения на испытательном стенде.

2. Нажимаем кнопку «Вперед».

Магнитный пускатель ПМЛ-1100 срабатывает и замыкает свои силовые (главные) и вспомогательные контакты:

Двигатель начинает вращаться.

Удерживать кнопку «Вперед» не нужно, т.к. при включении магнитного пускателя контакт кнопки «Вперед» шунтируется его же вспомогательным замыкающим контактом NO (13) - NO (14). Катушка пускателя находится под напряжением.

3. Нажимаем красную кнопку «Стоп».

Происходит разрыв цепи (фазы) питания катушки пускателя, соответственно размыкаются силовые (главные) и вспомогательные контакты пускателя. Двигатель останавливается.

Все что я демонстрировал и рассказывал Вам в данной статье я снял на видео. Смотрите, как работает магнитный пускатель:

P.S. На этом статью о схеме подключения магнитного пускателя через кнопочный пост я заканчиваю. Если есть вопросы по материалу статьи, то смело задавайте их в комментариях. Спасибо за внимание.

241 комментариев к записи “Схема подключения магнитного пускателя”

Пардон…Но судя по первой схеме(где показан пускатель с катушкой на 220),ну ни как не может быть катушка на 220,только на 380.

Сергей, Вы не правы. В первой схеме линейное напряжение сети составляет 220 (В), т.е. между фазами — 220 (В). Схема управления запитана с В-С, соответственно, катушки пускателя необходимо брать на 220 (В).

Да ладно, Сергей. Это должен знать любой начинающий электрик.

Не хочу лесть в полемику ну поверъ много нас — электриков,до сих пор не знает.А ты все популярно объяснил да еще с фото.

Для кого вообще расчитан этот детский сад? Что нибудь стояшее предложите на форуме….

Игорь, не нужно так говорить — это не детский сад. Написал эту статью по многочисленным просьбам читателей. Видимо, есть трудности с этой схемой. И не забывайте — у всех уровень знаний разный. Что Вы имеете ввиду под выражением «стоящее»?

если подключать ещё кнопку назад, то через реверс? Староватый кнопочный пост у вас) Сейчас обычно только с трехконтактными кнопками встречаю по работе

Возможно, Паша. и староват кнопочный пост, зато служит верой и правдой десятками лет. А насчет современных кнопок с общим выводом — такие для данной схемы подойдут, а вот для реверса никак.

Виктор, в ближайшее время расскажу о выборе теплового реле и его устройстве.

Ну очень подробно наверно и я бы справилась, хоть совсем не электрик

Висел на столбе электромонтер, сжимал зубами два куска провода. Бежала мимо лиса: «Монтер-монтер, а что это ты на проводах раскачиваешься, хоть бы лестницу поставил!» Молчит монтер, сжимает провода пуще прежнего. А лиса не унимается: «Монтер, ты бы хоть паяльник взял, разве можно зубами?» Молчит монтер. А лиса снова: «Монтер, ты электричество-то выключи, ведь тебя сейчас током долбанет!» Не выдержал монтер, разжал зубы да как гаркнет во все горло: «А ну вали отсюда, дура рыжая, ты еще будешь меня учить работать!» А как разжал зубы — вниз брякнулся и ногу вывихнул. А провода разомкнулись, и во всем городе свет погас.

Так выпьем за то, чтобы не обращать внимания на советы дилетантов.

самое понятное объяснение из всех что нашол в интернете,спасибо огромное! да и вообще весь сайт суперский все просто и понятно

у меня дома 220 необходимо запитать от одной фазы (фаза-ноль), как это сделать о втором случае схему управления необходимо запитать от одной фазы (фаза-ноль), при этом номинал катушки пускателя должен быть на 220 (В).

увас написано входит 380в

купил двиг,аир 100 4 кв не пойму как подключить 220 в однофазную сеть с магнитным пускателем?ни когда с двиг, не имел дело а надо подлючить циркулярку

Роман, у Вас дома однофазная сеть 220 (В). Вы хотите двигатель запускать с помощью магнитного пускателя — я правильно понял? Тогда питающие фазу и ноль подключайте на входные клеммы пускателя L1 и L2 соответственно, а с выходных клемм Т1 и Т2 запитывайте двигатель. Катушка пускателя должна быть на 220 (В).

все сделал как вы написали до пункта 9 а как дальше? как у вас на фото или надо провод какой-то соеденить

Схему управления магнитным пускателем Вы собрали. Теперь подключайте двигатель: на клеммы Т1 (2) и Т2 (4) в сторону двигателя, на клеммы L1 и L2 подключайте питание (фаза и ноль), т.е. все как на картинке, только вместо 3 проводов у Вас получится 2 провода. И не забудьте подключить и рассчитать для двигателя емкость конденсатора.

С(W1V2)НА КЛЕМЫ Т1,С(V1U2) НА КЛЕМУ Т2. С(W2U1) СТАВИТЬ СБОРКУ КОНДЕНЦАТОРОВ НА (246МКФ Т.К. АИР 4КВ) И ВКЛЕМУ Т1 ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ? А ПУСКОВОЙ КОНДЕНЦАТОР НУЖЕН КАК НА СХЕМЕ Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети?

Не совсем понял зачем нужны вспомогательные контакты, не могли бы объяснить?

Дмитрий, вспомогательным контактом (13-14) в данной схеме мы шунтируем контакт кнопки «Вперед» (1-2), т.е. кнопку «Вперед» не нужно постоянно удерживать, а достаточно нажать один раз. Смотрите схему. Также вспомогательные контакты (их может быть несколько пар в зависимости от типа пускателя или контактора) используются в схемах сигнализации, дополнительных блокировок и т.п.

Подскажите, как можно собрать схему включения не реверсивного пускателя тип ПМА с предохранителем в эл.цепи.

Можно ли увидеть поэтапное видео сборки схемы подключения нереверсивного магнитного пускателя с сетью 380В и питанием катушки пускателя 220В?

Юрий, все аналогично, только цепь управления будет взята с фазы и нуля. Читайте внимательно, эта схема изображена в статье.

Вместо автомата можно применить предохранители. В чем собственно вопрос?

если подключать так как вы подключали вот здесь — Тепловое реле LR2 D1314. Назначение, устройство, схема подключения. то подключение кнопочного поста и всё остальное останется так же?

Да, кнопочный пост подключается аналогично, только перед кнопкой стоп добавится н.з. контакт теплового реле.

то есть с н.з реле на L2 (3)? , я правильно понял?

С L2(3) пойдет на н.з. контакт теплового реле, а с него на кнопку «Стоп».

спасибо! соберу шкаф, поделюсь результатом

Благодарю за розъяснение материала,всё олчень толково «раздожил по полочкам».

Подскажите, на катушку принципиально важно, что на А1 приходит фаза,а на А2 ноль?

Нет, Андрей, можно и наоборот. На А1 подключить ноль, а на А2 — фазу.

Спасибо, очень полезная статья.

Доброй ночи, простите но я не понячл, в вашей схеме я не нашёл нуля, по схеме смотря вы берете 2 фазы с в и с соответственно, мне интересна схема подключения вот этого пускателя и реле lr2d1314, я просто в деле электричества не давно, и не понимаю, описано все в принципе понятно но как мне запустить 3фазный двигатель при помощи этого пускателя и терминале с постом на 2кнопки?

Павел, в статье приведены схемы с линейным напряжением 220 (В) и 380 (В), а также со схемами управления, подключенными с двух фаз или с фазы и нулем. Нормально-закрытый контакт теплового реле можно подключить между фазой схемы управления и кнопкой «Стоп».

Спасибо за статью, пригодиться на практике, не давно очень было нужно подключить электро двигатель 230/треугольник/400звезда 2,2 kw

поскольку не мог представить данную сборку в голове, решил купить электро магнитный контактор в оболочке IEK и обломался я в обоих оказались дефектные тепловые реле, внимание проверяйте тепловые реле при покупке. Будь у меня такая статься все бы было подключенно и настроено. Спасибо

Не могу понять в схеме вот что, рассмотрим так, пусть первый так нажатия кнопки Вперед, получается путь тока такой (относительно):

L2(3) — клемма (4) — клемма (3) — клемма ОБЩАЯ (2) — клемма (1) — NO(14) — A1 — так как между двумя линиями L3(5) — А2 и A1 теперь есть напряжение то катушка сработает.

Но в ТОЖЕ САМОЕ время путь такой от клеммы ОБЩАЯ(2) — NO(13) — появляется напряжение между NO(13) — NO(14) — но это же одна фаза L2(3). так разве можно.

как я понял что после того как кнопка ВПЕРЕД была отжата, остается один контур L2(3) — клемма(4) — клемма (3) — клемма ОБЩАЯ (2) — NO(13) — NO (14) — A1 — A2 — L3(5).

ООО вроде понял, прошу поправить если не верно: Получается такой Начальный момент времени путь 1:L2(3) — клемма (4) — клемма (3) — клемма ОБЩАЯ (2) — клемма (1) — NO(14) — A1.

Путь 2: клемма ОБЩАЯ(2) — NO(13)

Получается когда срабатывает катушка (под воздействием напряжения A1 и A2) происходит коммутация цепей

И когда кнопка Вперед отжата путь будет такой:L2(3) — клемма (4) — клемма (3) — клемма ОБЩАЯ (2) — NO(13) — NO(14) — А1 — А2 — L3(5)

все хорошо,спасибо,но было бы понятнее цветными проводами))))

Здраствуйте,будет ли статья о подключении с блокировкой? Если да,то когда ее ждать?

Алексей, Вас какая блокировка интересует — механическая или электрическая?

Электрическая,ну допустим,как сблокировать 2 магнитных пукателя,чтобы при срабатывании одного невозможно было включить другой.Будет ли у вас что-то подобное в статьях,я просто в схемах не очень разбираюсь,а у вас и чайник такой как я все понимает.

все хорошо,спасибо,но цветными проводами было бы еще понятнее)))

Спасибо за статью) помогла бедному студенту) по побольше бы таких)

не могли бы вы еще сделать описание, такое же подробное,реверса асинхронного двигателя с коротк.замк ротором, Катушки на 220В

Дима, заходите в разделе Электрооборудование — Электродвигатели, там есть подробная статья с описанием сборки схемы реверса.

Здраствуйте, подскажите пожалуйста схему если катушка контактора на 24 вольта

Владимир, схема аналогичная, только схема управления должна быть запитана через понижающий трансформатор или блок питания 380/24 (В) или 220/24 (В). А зачем такие сложности, ведь дешевле установить контактор на 380 (В) или 220 (В), или это специфика Вашей схемы?

Проблема в том что перед контактором стоит Реле контроля напряжения Elko EP HRN-54N 3-f оно имеет на выходе 24v DC, а с выхода реле контакт подключается на катушку контактора. При перепаде напряжения реле отключает катушку, контактор размыкается.

Наверно все таки проще поменять реле.

сетью 220В называют фазным напряжением а не линейным. линейное напряжение это сеть 380В

Сергей, есть сеть с линейным напряжением 220 (В), и фазным 127 (В) с глухозаземленной нейтралью. Про это тоже не забывайте. Есть сеть с линейным напряжением 220 (В) с изолированной нейтралью.

Спасибо за подсказку. Очень подробно написано и показано наглядно что и как делать. Не часто имею дело с электрикой, но все же иногда приходится. Хорошо что есть такой сайт.

Кто подскажет мне схему подключения от одного кнопочного поста. Включение тэн и вентилятора. А чтоб отключались тэны сразу а вентилятор через задержку времени

Николай, все просто. ТЭНы подключайте напрямую с силовых контактов пускателя, а вентилятор через реле времени или таймер, которые подключите параллельно катушки пускателя (А1-А2).

Ребята сделайте пожалуйста схему включения эл. дивателя с двух мест.

Павел, дополнительные кнопки подключаются в параллель установленным.

А почему при подключении не участвует нулевой рабочий провод и защитный проводник? Ну например при соединении двигателя звездой, неужели не нужно соединять среднюю точку с нулевым проводом (трансформатора), для защиты двигателя от перекоса фаз? а защитный провод в контур заземления?

Зравствуйте, подскажите пожалуйста решение проблемы. Перебираю старую трёх фазную коптильню. Коптильня будет состоять из 2- х групп тенов и двигателя как лучше смонтировать применив пускатель

Не хорошо иметь управляющую и силовую цепь от одного источника.

Нагрузка на провода фаз разная,на обмотки мотора-масса проблем со временем,а если генератор локальный как на теплоходе,то и на обмотки генератора.

Но спасибо за сайт и за труд!

хотелось бы увидеть схему управления с 4-х мест

помогите у нас на работе кран-балка перестала передвигаться в одну сторону остальные функции работают т.е.не работает одна кнопка на пульте есть подозрение на перегорание катушки магнитного пускателя что подскажите спасибо

Марат, проверьте последовательно всю цепь, которая перестала работать: контакт кнопки, контакты блокировок, катушка пускателя и т.д. Можете скинуть схему мне на почту, я подскажу.

Про реверс есть статьи. Читайте раздел «Электродвигатели».

Хороший сайт, все подробно и по пунктам объясняется, да + еще и с фото. Админ Респект и спасибо за инфу)))))

Евгений, спасибо за поддержку.

Спасибо огромное за статью, очень помогла понять эту схему!)

Здравствуйте,подскажите пожалуйста,как подключить мощный электродвигатель с помощью приставка с выдержки времени.заранее спасибо/

Олег, Вы имеете ввиду схему подключения контактора с применением приставки с выдержкой времени? Тогда укажите тип двигателя и его мощность, тип контактора и приставки. Зачем хотите использовать выдержку — для каких целей?

скажите пожалуйста какой пмл использоват в данной ситуации. Пмл управляет двигателями вытяжной системы здания. При пожаре пульт пожарной сигнализации отключает пмл подавая сигнал на катушку независимого расцепитеия пмл.какие для этого ест пускатели

Муслим, скорее всего в цепь управления катушки пускателя заведен н.з. (замкнутый) контакт от пожарной сигналиции. Когда происходит пожар, то этот контакт размыкается и, соответственно, разрывает цепь питания катушки — пускатель отключает вытяжную вентиляцию. Для выбора нужного пускателя нужно знать характеристики Вашей силовой цепи и цепи управления. Если силовая цепь 380/220 (В), а цепь управления 220 (В), то можно использовать ПМЛ-1100.

спасибо.с пмл ясно.как реализоват это размыкание технически.через пке к пульту пс.чтоб ппс размыкала контакты кнопки стоп на пке при пожаре?

Спасибо Вам большое! Мне, как проектировщику не приходится сталкиваться в жизни с монтажной частью. Однако для создания качественного проекта необходимо понимать что и как работает. Часто читаю Ваши статьи. Хоть поблагодарю)))

Полина, спасибо за поддержку.

Спасибо за ваш сайт, очень полезен по жизни!

Хотелось бы дать один совет коллегам, у вас пост кнопочный в нем кнопки типа КЕ, у нас на производстве станков 30 с такими кнопками замучился постоянно их прикручивать на место на пультах управления, крепятся то они снаружи и работники из-за своей безалаберности частенько их продавливают внутрь и получается, что резьба срывается, долго думал, что можно сделать в итоге поменял пульт управления с кнопками типа SB7 и проблема отошла, хотя SB7 одноразовые, а КЕ хоть отреставрировать можно

Спасибо за сайт.

Подключить 2 пункт управления получилось давно, но хотел бы тепере подключить GSM-розетку. Возможно ли ее подключить к схеме? Да та, чтобы раболи кнопки и GSM-розетка?

(GSM-розетка: звонишь на номер — включается 220В, звонишь еще выключается 220В)

Наверное проще будет сказать, подключить тумблер с 220В.

Александр, в принципе, в ней должно быть встроено реле, выходные контакты которого подключаются в силовую цепь. Но все равно нужно знать тип GSM-розетки, чтобы определить количество выходных контактов и возможность подключения ее в эту схему магнитного пускателя.

Подскажите, а как возможно подключить трех-фазный двигатель в однуфазную сеть с использованием контакторов и рабочего и пускового конденсатора?Без реверса

Какова будет схема?

Сергей, схема будет аналогичная, только силовыми контактами контактора на обмотки двигателя будут подаваться не 3 фазы (3 полюса), а фаза и ноль (2 полюса).

Подскажите где найти схему подключения реверса с 3 кнопками где одна кнопка 3 постовая а остальные две 2х постовые. причем одна кнопка противоход ну т.е. реверз без блокировки

Здравствуйте! А можно ли этот двигатель подключить просто подсоеденив и включив в ризетку? Ну тоесть без этих пускателей. Если да то как?

Александр, можно. Вот в этой статье я рассказывал об этом. Включение двигателя и его реверс осуществляется с помощью кнопочного переключателя.

Расскажите а в чем суть пускателя разве нельзя включить и выключить тот же двигатель например с помощью выключателей?

17.08.2014 в 01:19

Конечно, можно реализовать запуск с помощью автоматических выключателей, но при такой схеме невозможно будет механически реализовать систему защиты электродвигателя. Вы не сможете установить Реле контроля последовательности и выпадения фаз для защиты электродвигателя, так как без электромагнитного расцепителя реле несможет управлять питанием двигателя.

Также реализация схемы реверсивного пуска не представляет себе возможности без использования электромагнитных пускателей.

Вы кода нибудь видели подъемники? Или Кран балку? Оператор совершает управление, передвигаясь в месте с грузом держа в руках небольшой пульт с которого он управляет электромагнитными пускателями, а те уже запускают двигатель в нужном направлении вращения ротора. А теперь мысленно представьте, как это все должно было бы выглядеть, если не использовались электромагнитные пускатели, а ваши автоматические выключатели. Оператор за собой наверно телегу таскал забитую проводами и вашими выключателями, из за которых сделать преднамеренное короткое замыкание было бы как два пальца об асфальт, банально забыв сделать отключение одного автоматического выключателя. Пускатели относятся к категории аппаратам защиты и управления и их не применения в электроустановках дистанционного пуска лишено вообще всякого смысла.

а можешь показать как подключить движок от сети 220 с пускателем и двумя кандерами пусковым и рабочим

помогите уже не знаю что делать запутался в этих кандерах пускателях целый день провозился хелп

Вован, через силовые контакты пускателя подключаете питающее напряжение 220 (В) на двигатель. Кнопкой управляете катушкой пускателя, как в статье. Схема подключения рабочих и пусковых конденсаторов показана вот здесь.

а А2 на какую клемму сажать?

…подскажите, что нужно изменить в схеме, чтобы при отпускании кнопки вперед/назад двигатель останавливался.

Дмитрий, все просто — нужно из схемы исключить блокировочный NO контакт 13-14. Таким образом, при нажатии на кнопку «Вперед» катушка контактора сработает, тем самым запустив двигатель, но из-за отсутствия в схеме блокировочного контакта 13-14, катушка на самоподхват не встанет, т.е. отпустив кнопку, катушка сразу же обесточится и отключит двигатель от сети.

Здравствую,твоя схема понятно,но только я немогу понять какой ток поступает на двигатель,на катушку пускателя понятно 220 с В и С,но на L1,L2,L3 поступает 3 фазы,или это ноль-фаза-земля,тогда ведь в двигатель нужно подключать конденцатор,так или нет,СПАСИБО.

Саша, во всех схемах на двигатель поступает 3 фазы. В первом случае трехфазная сеть выполнена с линейным напряжением 220 (В), а в других — с линейным напряжением 380 (В). Если у Вас однофазное питание 220 (В), тогда нужно применять фазосдвигающий конденсатор (подробнее об этом здесь).

Подскажите, как происходит механическая блокировка пускателей при реверсе?

Как работает блокиратор, как его нажимать — он ведь механический?

Приветствую подскажите как. ПММ 1113 соединить с ПКЕ 212 2У3

Михаил, в ПММ-1113 уже имеются кнопки управления контактором. Я так понимаю, что Вам нужно сделать дистанционное управление этим же контактором с помощью отдельного кнопочного поста ПКЕ212?

совершенно верно мне надо вывести с ПММ 1113 на ПКЕ!? мне бы как нить видео или фотографиями. На ПММ подключен Гидрофор, что бы включать не бегать всегда в машинного отделения хотел на палубе поставить ПКЕ понимаю куда подключить контакты кнопки пуск а вот с кнопкой стоп немного не лады, страшно если подключу не тот контакт? или просто работать не будет?

В ПКЕ можно так же поставить перемычку или надо четырех жильный кабель и просто продублировать каждый контакт?

Михаил, кнопки «Стоп» (н.з. контакт) обоих постов нужно соединить последовательно, а кнопки «Пуск» (н.о. контакт) — параллельно. Для этого Вам достаточно с ПКЕ212 до ПММ-1113 проложить 4-жильный кабель.

а можно обойтись как нить трех жильным?

а можно как нить на фото это показать? извините не сильно понимаю по написанному((((надо очень

Михаил, можно обойтись 3-жильным. Схему скинул Вам на почту. В схеме красным, зеленым и синим цветами указал, как подключить провода второго поста.

Подскажите пожалуйста в чем дело.Живу в своем доме водоснабжение производится насосом с гидроаккомулятором если знаете такое.Допусти работает стиральная машина или печь если насос включается то ему не хватает энергии что бы накачать нужное давление.

А МОЖНО УВИДЕТЬ ТАКУЮ СХЕМУ,ЧТОБ МОЖНО БЫЛО ПОДКЛЮЧИТЬ НАПРИМЕР ЛАМПОЧКУ?НА 220V И ЛАМПА,И КАТУШКА,И ЧТОБ БЫЛО ФАЗА-0

как можно подключить реверс трёхфазного двигателя с помощью ПКЕ 222-3У2 и ПМЛ-150104В?

Юрий, вот Вам подробная статья по сборке схемы реверса.

Спасибо, хорошая статья. Подскажите пожалуйста, как собрать данную схему, если доп. контакты нормально замкнуты (КМИ-11211). Пускатель 380 В.

из первой схемы по которой собран контактор с кнопочным постом, получается, что контактором с катушкой на 220В управляется двигатель на 380В.

По схеме получается, что катушка на 220В, но коммутируется напряжение 380 В м/у фазами В и С.

в статье написано «при напряжении трехфазной сети 220 (В) и напряжении катушки пускателя на 220 В» это как?

Насколько я знаю, в трехфазной сети м/у фазами — 380В, м/у фазами и нулем 220В.

Я так понял, что нулем в данном случае является фаза С?

по первой схеме катушка на 220В, просто-напросто сгорит..

Прежде всего, необходимо разобраться с тем, что представляет собой коммутационное устройство и для чего оно требуется. Тогда справиться с задачей создания схемы на основе МП для освещения, обогрева, подключения насосов, компрессоров или другого электрооборудования станет гораздо проще.

Контакторы или так называемые магнитные пускатели (МП) - это электрооборудование, предназначенное для управления и распределения энергии, подаваемой на электродвигатель. Наличие этого приспособления предоставляет следующие преимущества:

  • Защищает от пусковых токов.
  • В хорошо составленной схеме предусмотрены органы защиты в виде электрических блокировок, цепи самоподхвата, тепловых реле и т.п.
  • Устанавливаются управляющие элементы (кнопки) для возможности пуска двигателя в режиме реверса (обратного хода).

Схемы подключения контактора довольно простые, позволяющие самостоятельно собрать оборудование.

Перед подключением необходимо ознакомиться с принципом работы устройства и его особенностями. Включает контактор МП управляющий импульс, который исходит от пусковой кнопки после ее нажатия. Так осуществляется подача на катушку напряжения. Согласно принципу самоподхвата, контактор удерживается в режиме подключения. Суть этого процесса заключается в параллельном подключении дополнительного контакта к кнопке пуска, что организовывает подачу на катушку тока, поэтому необходимость удерживания в нажатом состоянии кнопки запуска пропадает.

С оборудованием кнопки отключения в схеме становится возможным разрыв цепи катушки управления, что отключает МП. Управляющие кнопки устройства носят название кнопочного поста. Они имеют по 2 пары контактов. Универсализация управляющих элементов сделана для организации возможных схем с моментальным реверсом.

Кнопки маркируются названием и цветом. Как правило, включающие элементы называются «Старт», «Вперед» или «Пуск». Обозначаются зеленым, белым или другим нейтральным цветом. Для размыкающего элемента используется название «Стоп», кнопка агрессивного, предупреждающего цвета, обычно красного.

Цепь необходимо коммутировать нейтралью, при использовании в ней катушки на 220 В. Для вариантов с электромагнитной катушкой с рабочим напряжением 380 В, на цепь управления подается снятый с другой клеммы ток. Поддерживает работу в сети с переменным или постоянным напряжением. Принцип схемы базируется на электромагнитной индукции используемой катушки с вспомогательными и рабочими контактами.

Различают два вида МП с контактами:

  1. Нормально замкнутыми - отключение питания на нагрузке происходит в момент срабатывания пускателя.
  2. Нормально разомкнутыми - подача питания осуществляется только во время работы МП.

Второй тип применяется более широко, поскольку большинство устройств функционирует ограниченный период, пребывая основное время в состоянии покоя.

Состав и назначение частей

В основе конструкции магнитного контактора лежит магнитопровод и катушка индуктивности. Магнитопровод представляет собой разделенные на 2 части металлические элементы в форме «Ш», зеркально друг к другу расположенные внутри катушки. Их средняя часть играет роль сердечника, усиливая индукционный ток.

Магнитопровод оснащен подвижной верхней частью с закрепленными контактами, к которым подводится нагрузка. На корпусе МП закрепляются неподвижные контакты, на которых устанавливается питающее напряжение. Внутри катушки на центральном сердечнике установлена жесткая пружина, препятствующая соединению контактов в выключенном состоянии устройства. При этом положении на нагрузку питание не подается.

В зависимости от конструкции, бывают МП малых номиналов на 110 В, 24 В или 12 В, но более широко используются с напряжением 380 В и 220 В. По величине подаваемого тока различают 8 категорий пускателей: «0» - 6,3 А; «1» - 10 А; «2» - 25 А; «3» - 40 А; «4» - 63 А; «5» - 100 А; «6» - 160 А; «7» - 250 А.

Принцип работы

В нормальном (отключенном) состоянии размыкание контактам магнитопровода обеспечивает установленная внутри пружина, приподнимающая верхнюю часть устройства. При подключении к сети МП, в цепи появляется электрический ток, который, проходя по виткам катушки, генерирует магнитное поле. В результате притяжения металлических частей сердечников пружина подвергается сжатию, допуская замыкание контактов движимой части. После этого ток получает доступ к двигателю, запуская его в работу.

ВАЖНО: Для переменного или постоянного тока, который подается на МП, необходимо выдерживать указанные производителем номинальные значения! Как правило, для постоянно тока предельное значение напряжения составляет 440 В, а для переменного не должно превышать показатель 600 В.

Если нажимается кнопка «Стоп» или другим способом отключается питание МП, то катушка прекращает генерировать магнитное поле. В результате этого пружина легко выталкивает верхнюю часть магнитопровода, размыкая контакты, что приводит к прекращению подачи на нагрузку питания.

Схема подключения пускателя с катушкой 220 В

Для подключения МП используется две отдельные цепи - сигнальная и рабочая. Работой устройства управляют посредством сигнальной цепи. Проще всего рассматривать их по отдельности, чтобы легче было разобраться с принципом организации схемы.

Питание на устройство подается через выведенные на верхнюю часть корпуса МП контакты. Их обозначают в схемах А1 и А2 (в стандартном выполнении). Если устройство рассчитано на работу в сети с напряжением 220 В, то именно на указанные контакты будет подаваться это напряжение. Принципиального различия для подключения «фазы» и «нуля» нет, но обычно на контакт А2 подключается «фаза», поскольку в нижней части корпуса данный вывод дублируется, что облегчает процесс подключения.

Для подачи нагрузки от источника питания используются контакты, расположенные на нижней стороне корпуса и промаркированные как L1, L2 и L3. Не имеет значение тип тока, может быть постоянным или переменным, главное - соблюдение лимита номинала, ограничивающегося напряжением 220 В. Снять напряжение можно с выходов с обозначением T1, T2 и T3, которое можно использовать для питания ветрогенератора, аккумулятора и других приборов.

Самая простая схема

При подсоединении к контактам движимой части МП сетевого шнура с последующей подачей с аккумулятора напряжения, величиной 12 В, на выходы L1 и L3, а на выходы силовой цепи T1 и T3 запитать приборы для освещения, то организовывается простая схема, чтобы осветить помещение или пространство от АКБ. Данная схема является одним из возможных примеров использования МП в бытовых нуждах.

Для подпитки электродвигателя магнитные пускатели используются гораздо чаще. Для организации этого процесса следует подать напряжение от сети 220 В на выходы L1 и L3. Нагрузка снимается с контактов T1 и T3 напряжения того же номинала.

Данные схемы не оборудованы пусковым механизмом, т.е. при организации кнопок не используется. Для прекращения работы подключенного оборудования через МП, необходимо отключать от сети вилку. При организации автоматического выключателя перед магнитным пускателем, можно контролировать время подачи тока без необходимости полного отсоединения от сети. Усовершенствовать схему допустимо парой кнопок: «Стоп» и «Пуск».

Схема с кнопками «Пуск» и «Стоп»

Добавление в схему управляющих кнопок изменяет только сигнальную цепь, не влияя на силовую. Общая конструкция схемы потерпит после таких манипуляций незначительные изменения. Располагаться управляющие элементы могут в разных корпусах или одном. Одноблочная система носит название «кнопочного поста». Для каждой кнопки предусмотрено по паре выходов и входов. Контакты на кнопке «Стоп» - нормально замкнутые, на «Пуск» - нормально разомкнутые. Это позволяет организовывать подачу питания в результате нажатия на вторую и обрывать цепь при инициации второй.

Перед МП данные кнопки встраиваются последовательно. В первую очередь необходимо установить «Пуск», что обеспечивает работу схемы только в результате нажатия первой управляющей кнопки до момента ее удерживания. При отпускании включателя обрывается подача питания, что может не требовать организацию дополнительной прерывающей кнопки.

Суть обустройства кнопочного поста заключается в необходимости организации только нажатия на «Пуск» без необходимости последующего удерживания. Для организации этого вводится шунтирующая пусковую кнопку катушка, которая ставится на самоподпитку, организовывая цепь самоподхвата. Реализация этого алгоритма производится с помощью замыкания в МП вспомогательных контактов. Для их подключения используется отдельная кнопка, а сам момент включения должен быть одновременно с кнопкой «Пуск».

После нажатия на «Пуск» пропускается через вспомогательные контакты питания, замыкая сигнальную цепь. Необходимость удерживания пусковой кнопки отпадает, зато требуется для остановки нажатие соответствующего выключателя «Стоп», что инициирует возврат схемы в нормальное состояние.

Подключение к трехфазной сети через контактор с катушкой на 220 В

Трехфазное питание может подключаться через стандартный МП, который работает от сети с напряжением 220 В. Данную схему допустимо применять для коммутации в работе с асинхронными двигателями. Цепь управления не изменяется, на входные контакты A1 и A2 подается «ноль» или одна из фаз. Через кнопки «Стоп» и «Пуск» пропускается фазный провод, а для выходных нормально разомкнутых контактов оборудуется перемычка.

Для силовой цепи будут вноситься определенные незначительные поправки. Для трех фаз используются соответствующие входы L1, L2, L3, где с выходов T1, T2, T3 выводится трехфазная нагрузка. Для предотвращения перегрева подключаемого мотора в сеть встраивается тепловое реле, которое срабатывает при определенной температуре, размыкая цепь. Этот элемент устанавливается перед двигателем.

Производится контроль температуры на двух фазах, которые отличаются наибольшей нагрузкой. Если температура на любой из этих фаз достигает критического значения, выполняется автоматическое отключение. Ее часто используют на практике, отмечая высокую надежность.

Схема подключения двигателя с реверсным ходом

Некоторые устройства работают с двигателями, которые способны вращаться в обоих направлениях. Если перебросить фазы на соответствующих контактах, то легко добиться такого эффекта от любого моторного устройства. Организация этого может производиться с помощью добавления в кнопочный пост, кроме кнопок «Пуск» и «Стоп», еще одной - «Назад».

Схема МП для реверса организовывается на паре одинаковых устройств. Лучше подобрать пару, оснащенную нормально замкнутыми контактами. Эти детали подключаются параллельно друг к другу, при организации обратного хода мотора в результате переключения на одном из МП сменятся местами фазы. Нагрузка подается на выходы обоих устройств.

Организация сигнальных цепей более сложная. Для обоих приборов используется общая кнопка «Стоп» с последующим расположением элемента управления «Пуск». Подключение последней выполняется к выходу одного из МП, а первой - к выходу второго. Для каждого элемента управления организовываются для самоподхвата цепи шунтирования, что обеспечивает автономную работу прибора после нажатия на «Пуск» без необходимости последующего удерживания. Организация данного принципа достигается через установку на каждом МП перемычки на нормально разомкнутых контактах.

Устанавливается электрическая блокировка для предотвращения подачи питания сразу на обе управляющие кнопки. Это достигается подачей питания после кнопки «Пуск» или «Вперед» на контакты другого МП. Подключение второго контактора аналогичное, используя в первом пускателе его нормально замкнутые контакты.

При отсутствии нормально замкнутых контактов в МП, установив приставку можно их добавить в устройство. При такой установке работа контактов приставки выполняется одновременно с другими за счет соединения с основным блоком. Иными словами, разомкнуть нормально замкнутый контакт после включения кнопки «Пуск» или «Вперед» невозможно, что предотвращает обратный ход. Для смены направления нажимается кнопка «Стоп», а только после этого задействуется другая - «Назад». Любое переключение должно выполняться через кнопку «Стоп».

Заключение

Магнитный пускатель - это очень полезное устройство для любого электрика. Прежде всего, с его помощью легко работать с асинхронным двигателем. При использовании катушки на 24 В или 12 В, питая от обычной АКБ при соблюдении соответствующих мер безопасности, получается даже запустить оборудование, рассчитанное на большие токи, например, с нагрузкой в 380 В.

Для работы с магнитным пускателем при составлении схемы важно учитывать особенности прибора и внимательно следить за характеристиками, которые указываются производителем. На выходы категорически запрещается подавать ток большего значения по напряжению или силе, чем указано в маркировке.

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

После публикации статьи про схему подключения магнитного пускателя мне очень часто стали приходить вопросы о том, как осуществить управление двигателем с двух или трех мест.

И не удивительно, ведь такая необходимость может возникнуть довольно часто, например, при управлении двигателем из двух разных помещений или в одном большом помещении, но с противоположных сторон или на разных уровнях высот, и т.п.

Вот я и решил написать об этом отдельную статью, чтобы вновь обратившимся с подобным вопросом каждый раз не объяснять, что и куда необходимо подключить, а просто давать ссылочку на эту статью, где все подробно разъяснено.

Итак, у нас имеется трехфазный электродвигатель, управляемый через контактор с помощью одного кнопочного поста. Как собрать подобную схему я очень подробно и досконально объяснял в статье про - переходите по ссылочке и знакомьтесь.

Вот схема подключения магнитного пускателя через один кнопочный пост для приведенного выше примера:

Вот монтажный вариант этой схемы.

Будьте внимательны! Если у Вас линейное (межфазное) напряжение трехфазной цепи составляет не 220 (В), как в моем примере, а 380 (В), то схема будет выглядеть аналогично, только катушка пускателя должна быть на 380 (В), иначе она сгорит.

Также цепи управления можно подключить не с двух фаз, а с одной, т.е. использовать какую-нибудь одну фазу и ноль. В таком случае катушка контактора должна иметь номинал 220 (В).

Я немного изменил предыдущую схему, установив для силовых цепей и цепей управления отдельные автоматические выключатели.

Для моего примера с маломощным двигателем это не было критической ошибкой, но если у Вас двигатель гораздо бОльшей мощности, то такой вариант будет не рациональным и в некоторых случаях даже не осуществимым, т.к. сечение проводов для цепей управления в таком случае должно быть равно сечению проводов силовых цепей.

Предположим, что силовые цепи и цепи управления подключены к одному автомату с номинальным током 32 (А). В таком случае они должны быть одного сечения, т.е. не менее 6 кв.мм по меди. А какой смысл для цепей управления использовать такое сечение?! Токи потребления там совсем мизерные (катушка, сигнальные лампы и т.п.).

А если двигатель будет защищен автоматом с номинальным током 100 (А)? Представьте тогда, какие сечения проводов необходимо будет применить для цепей управления. Да они просто напросто не влезут под клеммы катушек, кнопок, ламп и прочих устройств низковольтной автоматики.

Поэтому, гораздо правильнее будет — это установить отдельный автомат для цепей управления, например, 10 (А) и применить для монтажа цепей управления провода сечением не менее 1,5 кв.мм.

Теперь нам нужно в эту схему добавить еще один кнопочный пост управления. Возьму для примера пост ПКЕ 212-2У3 с двумя кнопками.

Как видите, в этом посту все кнопки имеют черный цвет. Я все же рекомендую для управления применять кнопочные посты, в которых одна из кнопок выделена красным цветом. Ей и присваивать обозначение «Стоп». Вот пример такого же поста ПКЕ 212-2У3, только с красной и черной кнопками. Согласитесь, что выглядит гораздо нагляднее.

Вся суть изменения схемы сводится к тому, что кнопки «Стоп» обоих кнопочных постов нам необходимо подключить последовательно, а кнопки «Пуск» («Вперед») параллельно.

Назовем кнопки у поста №1 «Пуск-1» и «Стоп-1», а у поста №2 — «Пуск-2» и «Стоп-2».

Теперь с клеммы (3) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-1» (пост №1) делаем перемычку на клемму (4) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-2» (пост №2).

Затем с клеммы (3) нормально-закрытого контакта кнопки «Стоп-2» (пост №2) делаем две перемычки. Одну перемычку на клемму (2) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-1» (пост №1).

А вторую перемычку на клемму (2) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-2» (пост №2).

И теперь осталось сделать еще одну перемычку с клеммы (1) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-2» (пост №2) на клемму (1) нормально-открытого контакта кнопки «Пуск-1» (пост №1). Таким образом мы подключили кнопки «Пуск-1» и «Пуск-2» параллельно друг другу.

Вот собранная схема и ее монтажный вариант.

Теперь управлять катушкой контактора, а также самим двигателем можно с любого ближайшего для Вас поста. Например, включить двигатель можно с поста №1, а отключить с поста №2, и наоборот.

О том, как собрать схему управления двигателем с двух мест и принцип ее работы предлагаю посмотреть в моем видеоролике:

Ошибки, которые могут возникнуть при подключении

Если перепутать, и подключить кнопки «Стоп» не последовательно друг с другом, а параллельно, то запустить двигатель можно будет с любого поста, а вот остановить его уже на вряд ли, т.к. в этом случае необходимо будет нажимать сразу обе кнопки «Стоп».

И наоборот, если кнопки «Стоп» собрать правильно (последовательно), а кнопки «Пуск» последовательно, то двигатель запустить не получится, т.к. в этом случае для запуска нужно будет нажимать одновременно две кнопки «Пуск».

Схема управления двигателем с трех мест

Если же Вам необходимо управлять двигателем с трех мест, то в схему добавится еще один кнопочный пост. А далее все аналогично: все три кнопки «Стоп» необходимо подключить последовательно, а все три кнопки «Пуск» параллельно друг другу.

С нескольких мест, то смысл остается прежним, только в схему добавится, помимо кнопок «Стоп» и «Пуск» («Вперед»), еще одна кнопка «Назад», которую необходимо будет подключить параллельно кнопке «Назад» другого поста управления.

Рекомендую: на постах управления, помимо кнопок, выполнять световую индикацию наличия напряжения цепей управления («Сеть») и состояние двигателя («Движение вперед» и «Движение назад»), например, с помощью тех же , про преимущества и недостатки которых я не так давно Вам подробно рассказывал. Примерно вот так это будет выглядеть. Согласитесь, что смотрится наглядно и интуитивно понятно, особенно когда двигатель и контактор находятся далеко от постов управления.

Как Вы уже догадались, количество кнопочных постов не ограничивается двумя или тремя, и управление двигателем можно осуществлять и с бОльшего числа мест — это все зависит от конкретных требований и условий рабочего места.

Кстати, вместо двигателя можно подключить любую нагрузку, например, освещение, но об этом я расскажу Вам в следующих своих статьях.

P.S. На этом, пожалуй и все. Спасибо за внимание. Есть вопросы — спрашивайте?!

Похожие статьи