Компьютер враг или мой лучший друг. Внеклассное мероприятие "Компьютер - друг или враг?"

27.06.2020

Министерство образования Республики Башкортостан

Башкирский институт развития образования

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой академии наук «Интеллект будущего»

Секция: Информатика

КОМПЬЮТЕР: ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

Выполнили:

МБОУ СОШ с. Вознесенки

Руководитель:

с. Вознесенка

Введение……………………………………………………………...........................3

Глава Ι. Человек и компьютер: анализ совместимости

1.1. Компьютер и человек как могущественная информационная среда…………………………………………………………………………………..5

1.2. Негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей……………………………………………........................................8

Глава ΙΙ. Профилактика заболеваний и комплекс упражнений при работе за компьютером

2.1. Профилактика заболеваний при работе за компьютером………….............Анализ результатов обследования ……………………………........................13

Выводы…………………………………………………………...............................14 Заключение……………………………………………………….............................15

Библиография.............................................................................................................16

Приложения

Введение

Актуальность: за последние несколько лет компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет работы и быта. Огромное число людей постоянно общается с ним. Однако те, кто проводят у экрана монитора по шесть-восемь часов в день, часто имеют весьма слабое представление о том, как это влияет на их здоровье. До сих пор многие родители умиляются, видя, что их ребенок просиживает за компьютером все свободное время .

А ведь компьютер - вещь далеко не безопасная. Платой за неправильное обращение с ним могут стать пониженная работоспособность, ухудшение здоровья, депрессия, проблемы нервной системы. Есть еще целый ряд негативных последствий, которые человек часто никак не связывает с работой на компьютере.

Чтобы избежать все это, нужно должным образом организовать рабочее место, настроить монитор и интерфейс операционной системы. Следует правильно отдыхать, делать правильные упражнения для глаз, гимнастику и пользоваться программами-тренажерами. Как делать все это, а также многое другое для сохранения нашего здоровья, расскажет данная работа. Прочитав ее, вы значительно снизите вероятность стать пациентом врачей после нескольких лет работы за компьютером.

Цель работы: разработка комплекса упражнений для человека, проводящего большую часть времени за компьютером.

Задачи :

1. Провести анкетирование в 9 и 10 классе;

2. Провести анкетирование среди местного населения;

3. Ответить на вопрос: какое воздействие оказывает компьютер на здоровье человека?

4. Разработать комплекс упражнений для профилактики негативного воздействия на здоровье человека.

Объект исследования : влияние компьютера на здоровье человека.

Предмет исследования : негативное воздействие компьютера на человека.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по данному вопросу;

2. Анкетирование;

3. Консультирование;

4. Обобщение и анализ результатов;

5. Сравнение.

За последнее десятилетие компьютер стал неотъемлемой частью в жизни человека. Благодаря компьютеру, мы получаем огромное количество информации, которую можем использовать для реализации своих идей. В то же время сегодня для большинства людей вопрос - пользоваться компьютером или нет, уже не стоит. Было бы нелепым призывать вернуться к свечам, гусиным перьям и счётам. Главный вопрос - если пользоваться, то КАК?

Так или иначе, для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. Как это может отразиться на здоровье, на психике и духовном мире? И что же все-таки представляет собой компьютер? «Друг» он человеку или «враг»?

В связи с актуальностью проблемы и была выбрана тема исследования: «Компьютер: друг или враг?»

ГЛАВА I . ЧЕЛОВЕК И КОМПЬЮТЕР: АНАЛИЗ СОВМЕСТИМОСТИ .

1.1. Компьютер и человек как могущественная информационная среда.

XXI век – век активного развития всего человечества, стремительного роста новейших электронных, цифровых и компьютерных технологий.

Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.

Компьютеры в учреждениях:

Компьютеры в буквальном смысле совершили революцию в деловом мире. Сегодня они стали достоянием и небольших предприятий, магазинов, учреждений, бюро трудоустройству и даже ферм. Секретарь практически любого учреждения при подготовке докладов и писем производит обработку текстов. С помощью компьютерных систем осуществляется введение документации, обеспечивается электронная почта и связь с банками данных .

Представьте себе, что фермер решает вопрос о том, каких из имеющихся у него быков целесообразно оставить для разведения потомства, а каких пустить на продажу. Используя микрокомпьютер, он вводит в него различные данные о физическом состоянии животных и тут же получает перечень лучших производителей своего стада. Хотя компьютеры в сельском хозяйстве, скорее, исключение, чем правило, тем не менее многие фермеры отдают им должное как необходимому инструменту. Имея компьютер, фермер может быстро и легко рассчитать требуемое количество семян для посева и количество удобрений. Компьютер помогает фермеру планировать свой бюджет и вести учёт домашнего скота.

Компьютер в медицине:

В настоящее время многие врачи используют компьютер в качестве помощника при постановке диагноза, т. е. для уточнения того, что именно болит у пациента. Для этого больной тщательно обследуется, результаты обследования сообщаются компьютеру. Через несколько минут компьютер сообщает, какой из сделанных анализов дал аномальный результат. При этом он может назвать возможный диагноз. Конечно, окончательное решение принимает врач, но компьютер ускоряет процесс принятия решения .

Банки медицинских данных позволяют медикам быть в курсе последних научных и практических достижений.

Вычислительная техника используется для обучения медицинских работников практическим навыкам. На этот раз компьютер выступает в качестве больного, которому требуется немедленная помощь. На основании симптомов, выданных компьютером, обучающийся должен определить курс лечения. Если он ошибся, компьютер сразу показывает это.

Компьютеры хранят в своей памяти истории болезни пациентов, что освобождает врачей от бумажной работы, на которую уходит много времени, и позволяет больше времени уделять самим больным.

Компьютер и инвалиды:

Одна из наиболее перспективных областей применения вычислительной техники связана с помощью инвалидам, т. е. слепым, глухим, людям, лишённым возможности передвигаться, или с другими физическими недостатками использовать компьютер для общения, оформления заказов на продукты и даже для проведения видеоигр. Например, люди, у которых парализованы руки, могут работать на компьютере с помощью ног, используя для этого ножной выключатель, напоминающий педаль электрической швейной машины . Инвалиды с парализованными руками и ногами могут использовать устройства, которые вставляются в рот или прикрепляются к голове.

Говорящий компьютер, или компьютер-синтезатор речи, позволяет слепым людям выполнять операции, которые невозможны без помощи компьютера. Благодаря компьютеру утраченную способность видеть они компенсируют способностью слышать. Для тех, кто частично утратил зрение, имеются устройства, воспроизводящие текст в увеличенном масштабе на специальном мониторе.

Компьютер в сфере образования:

Сегодня многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров. Компьютеры в учебных заведениях используются не только для обучения. Администрация школы, например, на основе баз данных , хранящихся в машине, составляет расписание занятий , отчёты и сводки сведений об учащихся. Кроме того, учащимся предоставляется информация о высших учебных заведениях и приобретаемых в них профессиях. Все преподаватели ведут с помощью компьютера классный журнал, а учитель физкультуры ещё следит и за движением спортивного инвентаря , календарём спортивных соревнований и регистрацией их результатов.

Компьютеры как средство общения людей:

Если на одном компьютере работают, хотя бы два человека, у них уже возникает желание использовать этот компьютер для обмена информацией друг с другом.

Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Электронная почта - самая распространенная услуга сети Internet. В настоящее время свой адрес по электронной почте имеют приблизительно 20 миллионов человек. Посылка письма по электронной почте обходится значительно дешевле посылки обычного письма. Сообщение, посланное по электронной почте, дойдет до адресата за несколько часов, в то время как обычное письмо может добираться до адресата несколько дней, а то и недель.

1.2. Негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей.

Один из самых серьезных моментов, который необходимо учитывать в первую очередь, - возможное негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей.

Что грозит обычному пользователю, проводящему все свое свободное время за компьютером? Какие изменения и нарушения происходят в его организме?

творчество-2 человека.

4. Выдвигается ли клавиатура Вашего компьютера или лежит на столе?

Выдвигается-4; лежит на столе-3.

5. Есть ли у Вас компьютерное кресло с регулятором высоты?

Да-3; Нет-4.

6. Размер Вашего монитора (в дюймах) -19.

7. Контролируют ли родители Ваше время работы за компьютером?

Да-1; Нет-6.

8. Если Вы утомились за компьютером, то выполняете ли какие – то упражнения для снятия напряжения?

Да-4; Нет-3.

4. Какую роль играет компьютер в вашей жизни?

Первоочередную – 4; Второстепенную- 3.

Проведя анкетирование с местным населением, мы получили результат. На вопросы анкеты (см. приложение №2) они ответили таким образом (было опрошено 28 человек):

1. Ваше отношение к развитию компьютерных технологий?

Положительное-7; Равнодушное-4;

Отрицательное - нет; Затрудняюсь ответить - нет.

2. Есть ли у Вас компьютер?

Есть, и дома, и на работе – 7; Есть, только на работе - нет;

Есть, только дома – 3; Нет, не имею – 1.

3.Как давно Вы работаете за компьютером (в годах)?

1-2 года-4; 2-4 года-3;

5-10 лет-4 человека.

4. Являетесь ли Вы абонентом Internet ?

Да - 6; Нет – 3;

Не знаю, о чем идет речь - 2.

Спокойно-4; Раздражительно- нет;

С удовольствием - 4; Затрудняюсь ответить - 3.

Да-10; Нет - нет; Затрудняюсь ответить - 1.

Да-2; Нет -5;

8. Сколько приблизительно времени в часах в день Вы проводите за компьютером?

1-2часа-2; 2-4часа- 3;

4-6часов - нет; Более 6 часов-5.

Оказывает - 7; Не оказывает - 2;

Не задумывался над этим - 1; Затрудняюсь ответить - 1.

Считаю возможным-6; Не считаю возможным-4;

Затрудняюсь ответить – 1.

Улучшение состояния образования и науки – 4;

Увеличение возможностей коммуникаций между людьми - 5;

Падение культуры - 4;

Безразличие к судьбам людей - 3;

Снижение профессионализма - нет;

Экономическое процветание - 5;

Деградация человека - 3.

Высокая – 7; Низкая- 1;

Не задумывался над этим - нет; Затрудняюсь ответить - 3.

13. Ваше образование?

Среднее - 7; Высшее- 4.

Выводы

В ходе обработки результатов анкетирования было выявлено, что все, родители и учащиеся, которые прошли анкетирование, положительно относятся к развитию компьютерных технологий. Практически у всех есть компьютер и дома, и на работе; работают с компьютером более 5 лет; спокойно относятся к компьютеру на рабочем месте; не считают возможным отказаться от компьютера в настоящее время; и самое важное, в среднем проводят за компьютером взрослые более 6 часов в день, а учащиеся более 3 часов в день.

Исходя из результатов анкетирования, можно точно утверждать, что дети и их родители нуждаются в комплексе упражнений, который бы снизил возможное негативное влияние компьютера на их здоровье.

Таким образом, была поставлена цель исследовательской работы - разработка комплекса упражнений для человека, проводящего большую часть времени за компьютером.

Изучив имеющуюся литературу по данной проблеме, был разработан комплекс упражнений (см. приложение №3), который снизит возможность заболеваний человека, связанных с взаимодействием человека и компьютера.

Заключение

За последние несколько лет компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет работы и быта. А ведь компьютер - вещь далеко не безопасная. Платой за неправильное обращение с ним становится пониженная работоспособность, депрессия, проблемы нервной системы, заболевания глаз, искривление позвоночника.

По данной проблеме было изучено 10 литературных источников.

В ходе изучения было выявлено, что компьютер оказывает огромное негативное влияние на здоровье человека. Однако, соблюдение несложных правил может существенно уменьшить отрицательное воздействие, а выполнение разработанных в ходе исследования эргономичных упражнений может полностью сократить вред от работы за компьютером.

Библиография.

1. Гелътищева требования к организаций рабочего места учащихся при работе с компьютером / // Нар. образование. -1998, 255 с.

2. Гладченко здоровья операторов и пользователей персонального компьютера / // Владивосток, 1999, 254 с.

3. Зарубина нарушения здоровья пользователей компьютером и возможности их коррекции / // Человек и окружающая среда: сб. материалов. - Пенза, 2001.

4. 3отов опасность применения компьютеров и профилактика заболеваний/ А. А. 3отов, // Экология человека и природы: сб. материалов... конф. - Иваново, 1997, 206 с.

5. Могилева особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М: Издательство «Академия», 2007, 272 с.

6. Смирнов А. Оборотная сторона дисплея / А. Смирнов // Негативное влияние занятий с использованием компьютера на здоровье учащихся, 2005, 185 с.

7. http://www. *****

8. http://www. *****

Приложение 1.

В МБОУ СОШ с. Вознесенки проводится исследование, и мы просим помочь

(ответь честно на наши вопросы).

1. В каком классе Вы обучаетесь? ______

2. Как давно Вы приобрели компьютер? ______

3. Сколько непрерывного времени в день (в среднем) Вы проводите за компьютером? _______

4. Чем Вы больше занимаетесь на компьютере? (подчеркните): играю, печатаю, программирую, выхожу в Интернет, другое _____________

5. Выдвигается ли клавиатура Вашего компьютера или лежит на столе? __________

6. Есть ли у Вас компьютерное кресло с регулятором высоты? _______

7. Размер Вашего монитора (в дюймах) _____

8. Контролируют ли родители Ваше время работы за компьютером? _______

9. Если Вы утомились за компьютером, то выполняете ли какие – то упражнения для снятия напряжения? ________

10. Какую роль играет компьютер в вашей жизни?

а) Первоочередную
б) Второстепенную
в) ____________________________________

11. У вас какие-нибудь интересы в сфере Компьютерного мира?

а) игры
б) обучение, самообразование
в) компьютерная графика
г) компьютерные информационные сети (INTERNET, VIDЕO)
д) творчество (музыка, рисование)
е) _________________________________________

Спасибо за помощь!.

Приложение 2.

А Н К Е Т А

«Воздействие компьютера на человека»

Уважаемый участник опроса!

Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое отношение к актуальным проблемам развития компьютерных технологий, их воздействия на человека.

Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы при выполнении исследовательской работы учащимися 10 класса в обобщенном виде.

Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который отражает Ваше мнение или напишите свой вариант.

Благодарим за сотрудничество!

1. Ваше отношение к развитию компьютерных технологий:

§ Положительное;

§ Равнодушное;

§ Отрицательное;

§ Затрудняюсь ответить.

2. Есть ли у Вас компьютер?

§ Есть, и дома, и на работе;

§ Есть, только на работе;

§ Есть, только дома;

§ Нет, не имею.

3. Как давно Вы работаете за компьютером (в годах)? (Напишите)

____________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Являетесь ли Вы абонентом Internet ?

§ Не знаю, о чем идет речь.

5. Как Вы относитесь к компьютеру на Вашем рабочем месте (если его у Вас нет, то как бы отнеслись к его установке)?

§ Спокойно;

§ Раздражительно;

§ С удовольствием;

§ Затрудняюсь ответить.

6. Считаете ли Вы владение компьютером необходимым профессиональным требованием?

§ Затрудняюсь ответить.

7. Собираетесь ли Вы приобрести компьютер в ближайшее время?

8. Сколько приблизительно времени в часах в день Вы проводите за компьютером? (Напишите) ____________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как Вы думаете, компьютер оказывает негативное влияние на Ваше здоровье или психику?

§ Оказывает;

§ Не оказывает;

§ Не задумывался над этим;

§ Затрудняюсь ответить.

10. Считаете ли Вы возможным полностью отказаться от работы с компьютером в настоящее время?

§ Считаю возможным;

§ Не считаю возможным;

§ Затрудняюсь ответить.

11. К каким, на Ваш взгляд, социальным последствиям может привести дальнейшее развитие компьютерных технологий (Отметьте не более 3-х вариантов)?

§ Улучшение состояния образования и науки;

§ Увеличение возможностей коммуникаций между людьми;

§ Падение культуры;

§ Безразличие к судьбам людей;

§ Снижение профессионализма;

§ Экономическое процветание;

§ Деградация человека.

Еще варианты____________________________________________________________________________________________________________________

12. Как Вы оцениваете степень использования компьютеров в нашей жизни?

§ Высокая;

§ Низкая;

§ Не задумывался над этим;

§ Затрудняюсь ответить.

13. Ваше образование:

§ Среднее;

§ Высшее.

Приложение 3.

Комплекс упражнений при работе за компьютером.

1. Комплекс упражнений для глаз:

DIV_ADBLOCK403">

Упражнение №2.

Цель упражнения: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

Выполнение упражнения:

▪ Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. Медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

2. Комплекс упражнений для головы и шеи.

Упражнение №1.

Цель упражнения: расслабление мышц шеи и лица.

Выполнение упражнения:

▪ Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц.

▪ Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влево.

▪ Артикуляция звуков О-У-И: вытяните губы трубочкой и, сильно артикулируя, произносите эти звуки. Упражнение способствует укреплению широкой мышцы шеи.

Упражнение №2.

Цель упражнения: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.

Выполнение упражнения:

▪ Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо.

▪ В положении сидя или стоя плавно наклоните шею вперед, максимально приблизив подбородок к груди, затем голову медленно положите на плечо, не поднимая или опуская его, потом медленно отведите назад, на правое плечо и опять наклоните шею вперед. Потом повторите все в другую сторону.

▪ Медленно поверните голову вправо, а затем влево. Через 4-6 плавных поворотов перейдите к резким (8-10 раз).

▪ Положите ладони на затылок, сцепив пальцы. Опустите голову вперед. Небольшими рывками откидывайте голову назад, преодолевая сопротивление рук.

3. Комплекс упражнений для туловища.

Упражнение №1.

Цель упражнения: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.

Выполнение упражнения:

▪ Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз.

▪ Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз. Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз.

▪ Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз.

▪ Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох.

4. Комплекс упражнений для предотвращения развития карпально-туннельного синдрома.

Упражнение №1. «Разговор с ладонью»

DIV_ADBLOCK405">

▪ Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад.

В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.

Упражнение №2. «Приподнимание крышки стола»

Цель упражнения: укрепление разгибающих мышц запястья (мышц, проходящих от запястья вверх к внутренней стороне локтя).

Выполнение упражнения:

▪ Сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение.

Упражнение №3.

Цель упражнения: снятие напряжения в кистях и запястьях.

Выполнение упражнения:

▪ В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья.

▪ Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху.

▪ Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны.

▪ Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз.

▪ В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз.

Упражнение №4.

Цель упражнения: избавление от усталости рук.

Выполнение упражнения:

▪ Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями.

▪ Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы.

▪ Широко расставить пальцы на напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз.

Классный час на тему «Компьютер – друг или враг»

Класс: 6А

Классный руководитель: Ахмадуллина Л.Г.

Задачи классного часа :

  1. обсудить пользу и вред общения с компьютером;
  2. сформировать понятие о причинах зависимого поведения;
  3. способствовать воспитанию ответственности за своё здоровье и будущее;
  4. продолжить формирование навыков самоконтроля, планирование здорового будущего.

Ход классного часа

Беседа (слайд 1)

Что такое компьютер?

Что является прародителем компьютера?

История создания компьютера?

(слайд 2)

1623г. Первая «считающая машина», созданная Уильямом Шикардом. Это довольно громоздкий аппарат мог применять простые арифметические действия (сложение, вычитание) с 7-значными числами.

1956г. В США создан первый компьютер на транзисторной основе и первый накопитель информации – прототип винчестера – жёсткий диск.

1960г. разработали первый модем.

1963г. изобретён манипулятор – «мышь».

1990г. Рождение сети Интернет. Intel представляет новый процессор. Скорость 27 миллионов операций в секунду.

1999г. Выпуск новых процессоров Pentium III.

2000-2003 гг. Жёсткая конкурентная борьба между Intel и AMD, приведшая к созданию процессоров с ужасающей скоростью 3200 МГц. Это привело и к росту оперативной памяти, объёму жёстких дисков, видеокарт и т.д.

Почему так поставлен вопрос - «Друг или враг»?

Работа в группах

Дать определение слову – друг, враг (учитель записывает определения на доске)

Друг – человек, который поможет в трудной ситуации, к которому можно обратиться с проблемой, с которым интересно общаться.

Враг – человек, который приносит вред здоровью физическому и психическому, из за которого возникают конфликты с близкими людьми.

Работа в группах

  1. Докажите что компьютер друг (мальчики)
  2. Докажите что компьютер друг (девочки)

Учитель записывает ответы на доске

Предполагаемые ответы

друг

враг

  1. работа на компьютере - игра, это интересно
  2. Развивает мышление (рисунки, схемы, знаки)
  3. Развивает память и внимание (яркие, запоминающиеся предметы, действия)
  4. Возможность общения со сверстниками
  5. Возможность продемонстрировать свою индивидуальность, хобби, талант)
  6. Развитие мелкой моторики рук
  7. Быстрый доступ к информации
  8. Возможность дистанционного обучения

1. Нагрузка на зрение
2. Стесненная поза
3. Излучение

4. Воздействие на психику

5. Вызывают агрессию

6. сужение круга интересов

7. уход от реальности

8. Трата денег

(слайд 3) Учитель поддерживает сторону «за», дополняет список

(слайд 4) Учитель поддерживает сторону «против», дополняет список и подводит к понятию зависимости. Обсуждение слайда (обезьяна).

Человечество с каждым днем становится все более зависимым от Интернета. И если лет двадцать назад компьютер был признаком высокого интеллекта его обладателей, то теперь благодаря ему мы практически разучились писать ручкой. Мы стали зависимыми от машин, к сожалению, не только материально, но и, что более важно, психологически.

Сеть INTERNET - она мертва,
Но мне как жизнь она нужна
Тут легче все, тут можно жить
И без проблем тебя любить
Но снова я стою одна
В реальном мире - пустота
Опять заботы и дела,
В реально мире нет тебя...
Вчерашний день как будто сон
Вчера был ты, вчера был комп.
Опять забросив все дела,
Бегу к тебе, но нет тебя
В канале вновь кричит народ,
А ты мне словно кислород,
Тебя мне не хватает - жду
Приди скорей - или умру...

(слайд 5)

Зависимость – это подчинённость другим людям, предметам, веществам, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы.

Зависимые люди, которые уходят от проблем, усугубляют их и наносят вред своему здоровью, а так же благополучию окружающих людей.

(слайд 6)

Нарушение физического здоровья. (слайд)

Упражнение «воронка зависимости». Учитель предлагает назвать свои увлечения. Если увлечение подавляет волю человека, занимает всё свободное время, нарушает режим жизни, это уже зависимость. Подавляются остальные увлечения, радости, заботы человека. Человек лишает себя общения с друзьями, получения информации, отдыха и т.д. В результате превращается в ограниченную личность, лишённую здоровья, духовность.

А что делать, если такая беда приключилась с человеком, он стал зависимым. Но он очень хочет вернуться к нормальной жизни. Где же получить помощь?

(родители, близкие люди, школьный психолог, телефон доверия)

(слайд 7) Мы так и не пришли с вами к выводу кто же компьютер для человека?

Так как же решить вопрос; «Компьютер – друг или враг»

Учитель: Подводя итоги, хочется предложить вам, небольшой экскурс в историю. Еще не забыты те времена, когда в научных сообществах, на страницах газет и журналов велись дебаты о «книголюбах». Может быть, вы сами, а может быть, ваши бабушки и дедушки, дяди и тети читали книги, что называется, «запоем». Еще не закончив одну, тут же кидались на поиски следующей. Это явление волновало общественность не меньше, чем сейчас «компьютеромания», его тоже изучали и делали всевозможные прогнозы о полной оторванности от реальности и неприспособленности к жизни «книгоманов». И говорили о том, как портится зрение и искривляется позвоночник...

Затем пришла эпоха телевизоров. И все было очень похоже. Разговоры о том, что телевидение заменит театр и кино, книги и музыку. Телезрители сутки напролет сидели перед экранами. «Телевидение, – писали американские научные издания, – это не просто электронная игрушка или одно из многих развлечений. Оно оказывает огромное воздействие на семейные взаимоотношения и традиции, в том числе и на жизнь детей. Фактически у телевизора дети стали проводить больше времени, чем за любым другим занятием (исключая, пожалуй, только сон). Как вы понимаете проблема совсем не в компьютере, а в отношении к нему.

Как вы понимаете правильное отношение к компьютеру?

Какие правила пользования компьютером вы знаете?

Для того, чтобы компьютер был другом и помощником нужно соблюдать правила пользования компьютером.

Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.

Следить за исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное искажение.

Индивидуально подобранные стол и стул позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60 см).

Не ставить компьютерный стол так, чтобы сидеть спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз.

Наиболее вредной считается работа в Интернете.

Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает расслаблять зрение.

Необходимо, делать каждые 15-20 минут перерывы – давать глазам отдохнуть. Делать зарядку для глаз, в которую входят, например, такие упражнения: поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, не поворачивая головы.

Можно подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере.

Спасибо за работу, я желаю, что бы для каждого из вас компьютер стал другом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Компьютеры уже давно проникли во все сферы нашего жизненного пространства. Они стоят и на работе, и дома, и в школе, а иногда даже и в детском саду. С одной стороны, эти технические новшества сильно облегчают нашу работу, а с другой стороны, малоподвижный образ жизни, который мы ведем, приводит к весьма неприятным последствиям. Как говорят американцы, "бесплатный сыр бывает только в мышеловке", поэтому за удобства, скорость и комфорт мы вынуждены платить своим здоровьем.


Самой опасной частью компьютера является его "лицо", то есть монитор . Весь принцип его действия построен на работе электронно-лучевой трубки, которая "одаривает" пользователя двумя видами излучения - рентгеновским и электромагнитным . Рентгеновское излучение настолько мало, что его показатели не превышают естественного радиационного фона. Это значит, что и сидя за компьютером, и прогуливаясь по улице, человек получит одинаковую порцию радов. Поэтому на сегодняшний день гамма-излучение, которое исходит от "мешка с мегабайтами", считается незначительным и безопасным.

Всю "компьютерную общественность" гораздо больше волнует вопрос об электромагнитных полях, которые буквально обволакивают человека, работающего на ПК. Этому вопросу посвящено огромное количество противоречащих друг другу статей, опубликованных во всевозможных специализированных изданиях. Несмотря на обилие накопленного материала, ученые до сих пор не разобрались в том, какое же действие на организм человека оказывает неионизирующее излучение. И хотя его вред никем не доказан, большинство медиков рекомендуют соблюдать определенные меры предосторожности. Прежде всего, это касается выбора монитора.

Еще в 80-ых годах ученые начали разрабатывать параметры безопасности компьютерной техники. Самое широкое распространение получили стандарты требований, принятые Шведской Федерацией Профсоюзов (Тhe Swedish Confederation of Professional Employees), сокращенно ТСО. На сегодняшний день существуют ТСО "92,"95 и "99, что соответствует годам их "выхода в свет". Самыми жесткими стандартами считаются, конечно же, ТСО"99. Производители, чья продукция отвечает всем шведским требованиям, гордо украшают свои мониторы специальными метками. Поэтому, если один из углов монитора украшен ярким кружочком, на котором значится аббревиатура "ТСО"99", это свидетельствует о самом высоком на сегодняшний день стандарте безопасности. Если такой метки нет, то стоит заглянуть в паспорт монитора - сведения о ТСО могут содержаться и там. Если же этот документ не содержит никаких упоминаний о характеристиках электромагнитного излучения, то такой монитор лучше не покупать.

Даже если монитор прошел все проверки на безопасность, то нужно принять дополнительные меры безопасности. Дело в том, что электромагнитное поле излучается во все стороны. Но спереди его "задерживают" кинескоп и защитная маска, а вот с задней и боковых стенок волны распространяются совершенно свободно. Именно поэтому специалисты советуют ставить монитор в угол, а с оставшейся боковой стороны защищать помещение "зеленым поясом" из растений. Особые рекомендации даются тем людям, которые работают в помещениях, где расположено много компьютеров. По гигиеническим нормам расстояние между ними должно быть не менее полутора метров. Это необходимо для того, чтобы уберечь пользователя от "бокового" излучения соседа.

Если вред "компьютерного" электромагнитного излучения еще никем не доказан, то "гиподинамическое действие" компьютера известно всем. Неподвижно сидящие пользователи становятся жертвами различных патологий опорно-двигательного аппарата, самой частой из которых является остеохондроз .

Уже давно доказано, что "замершая поза" губительно сказывается на оплоте нашего организма - позвоночнике . Статистика доказывает, что у 85 % "юзеров" после двух лет активного общения с компьютером появляются всевозможные "остеохондрозные" симптомы. А ведь в предупреждении этого заболевания нет ничего сложного. Все можно исправить активным образом жизни. Совсем не обязательно преодолевать каждый день марафонскую дистанцию. Но проводить 1,5 - 2 часа на свежем воздухе просто необходимо. Люди, которые много и подолгу гуляют, редко страдают от болей в спине. В конце 90-ых годов были проведены исследования, которые доказали, что частота встречаемости остеохондроза у владельцев собак существенно ниже, чем в остальной популяции. Так что основным залогом здоровья вашего позвоночника станут ежедневные пешие прогулки. Кроме того, надо правильно организовать свое рабочее место. Высота стула должна соответствовать длине голени: тогда ступни всей поверхностью "лягут" на пол. Максимальная глубина сиденья должна составлять 2/3 длины бедра. Очень полезно устроить на кресле валик между спинкой и поясницей. Это позволит "разгрузить" поясничный отдел позвоночника. Спину нужно держать прямо, стараясь опираться всей ее поверхностью на спинку кресла. И самое главное: нельзя "замирать" надолго в одной позе. Каждые 15-20 минут нужно проводить разминочные упражнения: встать, пару раз присесть или же просто поменять положение ног. Делать эти, прямо скажем, незамысловатые телодвижения нужно регулярно, в течение всего рабочего дня. Если человек работает в крупном офисе и смущается проводить "зарядку" на своем рабочем месте, то он может пройтись по коридору слегка потягиваясь или совершить марш-бросок по лестнице.

Однако самый большой вред компьютер наносит нашему зрению . Дело в том, что человеческие глаза абсолютно не подготовлены для восприятия компьютерной "картинки". Все окружающие предметы мы видим в отраженном свете. А изображения, возникающие на мониторе, имеют дискретный характер, то есть состоят из миллионов светящихся частичек, которые загораются и потухают через определенные промежутки времени. Поэтому восприятие светящегося монитора становится огромным испытанием для наших глаз.

Существующий Компьютерный Зрительный Синдром (Computer Vision Syndrome) стал настоящим бичом всех пользователей. Он появляется у всех, кто регулярно проводит у экрана компьютера более 6 часов в день. Симптомы этого заболевания можно поделить на две группы. В первую - зрительную - включены снижение остроты зрения, замедленная перефокусировка, двоение предметов, быстрое утомление во время чтения. Вторая группа условно именуется глазной. К ней относятся чувство жжения в глазах, так называемый "песок под веками", боли в области глазниц и лба, боли во время движения глаз, их покраснение. Эта картина знакома большинству "компьютерщиков". И ничего удивительного, ведь все эти болезненные признаки появляются у части пользователей через 2 часа, у большинства через 4 , и у каждого через 6 часов. Надо сказать, что появление всех этих неприятных симптомов можно предотвратить. Нужно лишь знать элементарные правила работы с компьютером. Во-первых, нельзя сидеть близко к экрану. Расстояние от 15-дюймого монитора до глаз не должно быть меньше 60-70 см, а 17-дюймового - 1,5 метров. Ни в коем случае нельзя работать с установленными на максимум яркостью и контрастностью. Нужно "подгонать" эти функции под себя. Здесь могут помочь "компьютерные" линзы и очки, специальное покрытие которых повышает контрастность изображения. Эти оптические приспособления позволяют снизить утомляемость глазных мышц и улучшить аккомодацию хрусталика. Увеличивать контрастность вынуждает слой пыли, поэтому надо ежедневно протирать монитор или влажной тряпкой или специальным химическим раствором. Особые требования предъявляются и к освещенности помещения. Она не должна давать бликов на мониторе. Для этого нужно использовать дополнительное боковое освещение, лучше слева. Однако, в поле зрения пользователя осветительные приборы попадать не должны, так как это усиливает "нагрузку" на глаза. Кроме того, нельзя сидеть за компьютером в сумерках или темноте. Если что-то нужно перепечатывать с бумаги, то листы нужно установить как можно ближе к экрану для того, чтобы уменьшить "разброс" взгляда. Все эти, в общем-то, пустяковые правила сохранят здоровье любого пользователя.

От развития и прогрессирования близорукости можно обезопасить себя не очень сложным комплексом оздоровительных упражнений , которые просты как все гениальное.

  • Для начала необходимо отвернуться от монитора компьютера и закрыть глаза, быстро 10 раз зажмуриться, не разжимая век, потом также 10 раз интенсивно поморгать. Желательно это проделывать как можно быстрее и как можно шире открывая глаза.
  • Далее нужно закрыть глаза и нарисовать ими восьмерку, сначала вертикальную, затем горизонтальную.
  • После этого надо помассировать виски у края глаз круговыми движениями кончиков пальцев, но здесь есть маленький нюанс: пальцы правой руки необходимо двигать по часовой стрелке, а пальцы левой - против.
  • В заключение этого нехитрого комплекса следуют "приемы дальнозоркости", которые расслабят мышцы хрусталика. Для этого надо повернуться и зафиксировать взгляд на самой отдаленной точке в пределах видимости, а потом плавно перевести взгляд на кончик носа. Повторять "глазные стрелялки" надо по 10-15 раз трижды в день.
Эти упражнения, входящие в тибетскую гимнастику для глаз очень эффективны, не смотря на всю свою незатейливость. Они помогут "юзеру" сохранить то зрение, которое позволит ему не только работать, но и наслаждаться красками окружающего мира.

Некоторые родители категорически отвергают «компьютерную» форму препровождения свободного времени ребенка, а другие не запрещают сидеть за компьютером, но постоянно испытывают внутреннюю тревогу: ребенок допоздна сидит за монитором, мало общается со сверстниками, редко бывает на улице. Так ли это на самом деле? Рассмотрим основные предубеждения, связанные с компьютером.

Первое - постоянное пребывание в «виртуале» вредит развитию ребенка, в том числе интеллектуальному и эмоциональному. Да, с одной стороны, ребенок теряет интерес к самостоятельному мышлению, чтению, ручному труду, он становится пассивным потребителем информации, говорят, «рабом Интернета», но с другой - некоторые дети используют Интернет и в качестве библиотеки. Ведь совсем не обязательно ехать в библиотеку, когда, не выходя из дома, можно получить доступ к не меньшему источнику информации, а подчас и более точному и быстрому.

Предубеждение второе - компьютер не дает ребенку полноценного общения со сверстниками, а некоторым и полностью его заменяет. Не совсем так.

Основная проблема заключается в каждом конкретном ребенке. Некоторым детям, испытывающим сложности в общении со сверстниками в реальном мире, компьютер дает возможность найти в виртуальном мире собеседника и даже друга. И снова мы сталкиваемся с положительной и отрицательной стороной вопроса.

Острым вопросом в любых рассуждениях о пользе компьютера являются компьютерные игры. Что они несут? Пользу или вред? Попробуем рассмотреть этот вопрос поподробнее. Положительные качества игр, как компьютерных, так и простых (например, настольных и дворовых), приблизительно одинаковы. Игры учат ребенка следовать какому-то набору правил, добиваться результатов, и дух соперничества заставляет его улучшать свои навыки. У игрока (все равно -компьютерного или дворового) постепенно формируются такие качества, как воля к победе, терпение, настойчивость в достижении цели. В компьютерных играх ребенок, переходя от простых игр к сложным, будет вынужден больше думать, и в итоге интеллектуальный уровень повысится.

    Первое: нельзя забывать об обязательных перерывах в занятиях на компыотере (каждый час не менее 15 мин), гимнастике для глаз. Нужно постоянно контролировать зрение у врача-окулиста и при первых признаках его ухудшения резко снизить время занятий на компьютере.

    Второе: необходимо проконсультироваться со специалистом перед покупкой компьютера и выяснить характеристики экрана монитора (наименее вредным считается жидкокристаллический монитор).

    Третье: обязательно следите за тем, чтобы ребенок контролировал свою позу во время занятий на компьютере, чтобы у него не возникло нарушений осанки.

Необходимо следить за физическим самочувствием ребенка, состоянием его нервной системы, и если его общее состояние не совсем в норме, то лучше подождать с работой на компьютере до повышения жизненнго тонуса во избежание перегрузок организма.

Похожие статьи