Инфотех. Учебно-методический материал на тему: фонды оценочных средств по междисциплинарному курсу «информационные технологии и платформы разработки информационных систем

03.07.2020

Постановка задачи.

В состав ИС входят различные компоненты: вычислительные, периферийные, программные, информационные, коммуникационные и технологические. Имеется масса возможных вариантов каждой составляющей, что дает множество исходов проектирования системы в целом и ее развития. В связи с этим в качестве основы ИС обычно рассматриваются некоторые сложившиеся комплексы базовых средств, называемые в настоящее время платформами. Основу любой платформы составляют вычислительные и базовые программные средства. От выбора этих составляющих зависят в значительной мере все остальные решения в системе.

В разных частях сложной системы могут использоваться различные платформы: одни - в качестве серверов разных уровней, другие - на рабочих местах пользователей и сотрудников информационных подразделений в качестве рабочих станций. Выбор вариантов платформ является ключевым решением при проектировании информационной системы.

По существу, это всегда важная и сложная проблема, которую нужно решать при построении любых ИС самого различного назначения. Если же ставится задача более строго - обосновать оптимальность избираемых вариантов платформы, то ее постановка и решение требуют проведения достаточно объемных и наукоемких исследований (формирование моделей, определение критериев оптимальности, а также проведение моделирования, в ряде случаев достаточно трудоемкого). Единых рекомендаций по решению этих проблем не существует. Одни фирмы используют эффективные варианты систем, в которых за счёт переноса основных операций с центральной машины на рабочие места повышается степень распараллеливания вычислительного процесса. Другие, напротив, отдают предпочтение консолидированным центральным системам, обеспечивающим распараллеливание процессов за счёт лучшего управления и при этом высокую степень информационной защищённости.

Варианты структур.

Кроме многообразия возможных комбинаций средств, которые могут быть положены в основу ИС, нужно учесть множество вариантов организации системы, технологических процессов, которые в системе могут быть реализованы, и соответствующих им стандартов, а также разнообразие кадровых и управленческих стратегий решений.

Естественными критериями в задачах выбора решений по развитию системы служат экономические показатели. В них основными переменными могут быть затраты. Затраты на приобретение и установку комплекса технических, программных и других средств не исчерпывают все расходы. На обучение персонала, подготовку и содержание помещений, разработку прикладных программ, поддержку техники и другие цели тоже требуются средства, поэтому выбранный простой вариант может оказаться неоптимальным с учетом всех сопутствующих затрат, т.е. по ТСО.

В этих условиях сведение проблемы к выбору между просто центральной и распределенной системой также не отражает ситуации во всей ее полноте. Так, по данным аналитической компании ITG, центральная система на базе мейнфрейма IBM ES/9000 с сетью из 50 и более IBM PC имеет явные преимущества перед распределенной: средняя полная стоимость одного рабочего места пользователя ПК в этой системе ниже примерно в 2 раза, а средняя полная стоимость транзакции примерно в 7-10 раз ниже, чем в сети.

Сплошное разукрупнение осталось позади, и идет уже обратный процесс. Признано, что централизованное обслуживание компьютерных ресурсов при большом числе пользователей экономически выгоднее распределенного. По данным компании ITG, для финансовых систем расходы на одного пользователя в год при децентрализованной системе на базе UNIX-серверов составляют 11,6 тыс. долл., при использовании одного UNIX-сервера -4,9 тыс. долл., а мейнфрейма IBM S/390 - 3,4 тыс. долл. (это относится к уровню в 500 пользователей; при 1000 пользователей преимущество S/390 еще больше возрастает).

По данным отдела больших систем компании «IBM Восточная Европа», при росте числа пользователей в распределенной системе стоимость одного рабочего места возрастает, а в централизованной, напротив, падает. К тому же выпуск новых процессоров приводит к снижению стоимости 1 MIPS: в начале 1999 г. эта цена в разных системах составляла уже 5-6 тыс. долл. и все более снижается. Это приводит к соответствующему снижению порогового числа рабочих мест, при котором содержание одного рабочего места в системах на базе мейнфрейма S/390 оказывается меньше, чем в распределенной системе, и применение мейнфрейма становится выгоднее. Эта граница в начале 1999 г. проходила на уровне 100 рабочих мест.

Стоимость электронной почты в год на одного человека при числе пользователей от 1 до 5 тыс. составляет в децентрализованных системах на базе Windows NT 287 долл., в централизованных системах на базе NT - 149 долл., на базе ОС UNIX -116 долл. и на базе S/390 - 88 долл. Общая стоимость владения (ТСО) за год в расчете на одного пользователя, работающего с приложениями оперативной обработки транзакций при централизованном обслуживании UNIX-серверами, составляет почти 5,5 тыс. долл., а для мейнфреймов - около 3,1 тыс. долл. Распределенные системы на базе Windows NT менее экономичны.

Правда, пытаясь применить эту статистику к российским условиям, нужно вспомнить об отечественной специфике. Здесь в первую очередь следует учесть относительно более низкий уровень оплаты труда в нашей стране, в то время как стоимость труда в «американской» оценке вносит определяющий вклад в общие затраты при большом числе пользователей. Многие другие статьи затрат тоже связаны с уровнем оплаты труда в отрасли. И все же стремление к централизации налицо. Так, в марте 2000 г. установлен суперсервер SUN Enteгрrise 10 000 в управлении Министерства по налогам и сборам по Москве. Он включает:

– 16 процессоров Ultra SPARC 400 МГц;

– 8 Гбайт оперативной памяти;

– основной дисковый массив StorEdge A 5200 объемом 127 Гбайт;

– операционную систему Solaris 7;

– СУБД Oracle 8.1.

К подсистеме «Единый государственный реестр налогоплательщиков» подключаются около 4 тыс. пользователей.

Семинар, прошедший в 2000 г. в Красноярске, показал, что в этом крае заказчики проявляют интерес к системам даже более старшим, чем RISC-серверы, например к платформам AS/400 и S/390.

В то же время явно сохраняется и тенденция разукрупнения систем. Однако потребность высшего руководства системы в ее высокой защищенности и управляемости из центра не может быть удовлетворена дешевыми и доступными системами на основе ПК и приводит к выбору систем на основе UNIX- или более мощных архитектур, характерных для средних машин (например, IBM AS/ 400), или даже мейнфреймов (например, IBM ES/9000).

Разработка стратегии «клиент-сервер» представляет собой стремление совместить достоинства обоих подходов: при наличии мощных средств на рабочих местах иметь управляемую и защищенную систему в целом. На этом пути также имеются некоторые особенности.

Так, при переходе от двухзвенной архитектуры вычислений, включающей сервер и клиентское рабочее место, к трехзвенной, включающей еще и промежуточный сервер приложений, как стоимость разработки систем, так и суммарная цена лицензий на СУБД если и уменьшаются, то не очень сильно. Стоимость же сопровождения приложений снижается существенно: вместо того чтобы устанавливать и настраивать ПО на каждой рабочей станции (пусть и дистанционно, как это происходит в двухзвенном варианте), системный администратор трехзвенной системы будет ставить и настраивать приложение только на серверах. Загрузка клиентских интерфейсов на рабочие станции произойдет автоматически; следовательно, число штатных администраторов можно уменьшить.

В этих условиях на предприятии, которое собирается приобрести новое «клиент-серверное» приложение, возникает вопрос:

что выгоднее - купить двухзвенную систему и взять на работу еще двух системных администраторов для ее обслуживания или приобрести трехзвенную систему, купив заодно еще один компьютер для установки сервера приложений, и принять в штат только одного нового системного администратора? Ответ во многом зависит от того, что обходится дешевле - сервер или работник.

Другим важным фактором в этих условиях является необходимость учета перспективы развития системы. По мере постановки задач пользователями возрастают потребности в ресурсах и система нагружается выше ее номинальных параметров, снижая качество работы. На практике многие требования могут эффективно удовлетворяться как мощными моделями ЭВМ низшего класса, так и маломощными моделями высшего ряда ЭВМ: например, мощным PC или UNIX-машиной, UNIX-машиной или AS/400; AS/400 или ES/9000. Как правило, все семейства машин допускают существенное наращивание ресурсов (производительность. емкость памяти, число процессоров) внутри себя, называемое масштабированием, что всегда дешевле смены платформы. Это позволяет системе существовать достаточно продолжительное время в пределах одной платформы.

Переход же с одной платформы на другую для любой системы не является безболезненным и требует усилий, времени и средств, в ряде случаев весьма значительных. Предприятие теряет в доходах, при этом иногда вся система претерпевает значительные трансформации. На этом основании выбор старших моделей семейства ЭВМ представляется рискованным из-за перспективы быстрого использования возможностей их расширения.

В течение многих лет ИС в нашей стране развивались на основе единых типовых решений. В 90-х гг. уже появились различные варианты платформ, и выбор платформы для системы представляется задачей многокритериальной оптимизации с учетом конкретных условий.

Завершая этот раздел, можно еще раз выделить следующие основные особенности текущего периода и, скорее всего, достаточно продолжительной перспективы производства этих средств:

– создание единого мирового рынка информатизации;

– исчезновение границ в деятельности компаний;

– постоянное развитие технологической базы всех составляющих системы, взаимное проникновение различных технологий;

– отсутствие резких границ между секторами производства:

– используются одни и те же базовые элементы, программные и информационные средства соответственно совместимы и т.д.;

– стирание границ между фирмами (многочисленные корпоративные проекты, совместные предприятия, слияние и взаимное прорастание фирм, частичное участие в капиталах);

– «отрицание отрицания»: создание и введение новых продуктов с лучшими характеристиками в значительной мере подрывают интерес к тем, которые еще продаются. Таким образом, основные составляющие ИТ - операционные среды, системы работы с данными, средства создания прикладных программ и комплексных прикладных систем, а также вычислительные средства - обеспечивают создание живучих структур, допускающих всестороннее развитие.

Особо следует отметить рост мощности и совершенствование эксплуатационных характеристик мощных ЭВМ, с одной стороны, и существенно выросшие мощности средних, мини- и микроЭВМ - с другой стороны. Как следствие, на основе последних стало возможным построение и развитие таких информационных систем и технологий, для которых ранее использовались мощные и сверхмощные универсальные ЭВМ.

Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы (ИС) стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности.

Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, отличающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.

Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков. В основу рассматриваемой классификации положены наиболее существенные признаки, определяющие функциональные возможности и особенности построения современных систем. В зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств, организации функционирования, информационные системы делятся на ряд групп (классов)

По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.

Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.

В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система".

В зависимости от характера обработки данных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. (Например, ИС библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на транспорте, бронирования мест в гостиницах и пр.)

Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информации такие системы принято делить на управляющие и советующие.

Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета.)

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.)

В зависимости от сферы применения различают следующие классы ИС.

Информационные системы организационного управления - предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.).

Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) - служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) - предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС - используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от планирования деятельности до сбыта продукции. Они включают в себя ряд модулей (подсистем), работающих в едином информационном пространстве и выполняющих функции поддержки соответствующих направлений деятельности. Типовые задачи, решаемые модулями корпоративной системы, приведены в таблице 1.1
Таблица 1.1. Функциональное назначение модулей корпоративной ИС. Подсистема маркетинга Производственные подсистемы Финансовые и учетные подсистемы Подсистема кадров (человеческих ресурсов) Прочие подсистемы (например, ИС руководства)
Исследование рынка и прогнозирование продаж Планирование объемов работ и разработка календарных планов Управление портфелем заказов Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Контроль за деятельностью фирмы
Управление продажами Оперативный контроль и управление производством Управление кредитной политикой Ведение архивов записей о персонале Выявление оперативных проблем
Рекомендации по производству новой продукции Анализ работы оборудования Разработка финансового плана Анализ и планирование подготовки кадров Анализ управленческих и стратегических ситуаций
Анализ и установление цены Участие в формировании заказов поставщикам Финансовый анализ и прогнозирование Обеспечение процесса выработки стратегических решений
Учет заказов Управление запасами Контроль бюджета, бухгалтерский учет и расчет зарплаты

Анализ современного состояния рынка ИС показывает устойчивую тенденцию роста спроса на информационные системы организационного управления. Причем спрос продолжает расти именно на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельной функции, например, бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции, считается уже пройденным этапом для многих предприятий.

БЭСТ
Инотек
Инфософт
Супер-Менеджер
Турбо-Бухгалтер
Инфо-Бухгалтер

Concorde XAL Exact
NS-2000 Platinum PRO/MIS
Scala SunSystems
БЭСТ-ПРО
1C-Предприятие
БОСС-Корпорация
Галактика
Парус
Ресурс
Эталон

Microsoft-Business Solutions - Navision,
Axapta D Edwards (Robertson & Blums)
MFG-Pro (QAD/BMS)
SyteLine (COKAП/SYMIX)

SAP/R3 (SAP AG)
Baan (Baan)
BPCS (ITS/SSA)
Oracle Applications (oracle)

Существует классификация ИС в зависимости от уровня управления, на котором система используется.

Информационная система оперативного уровня - поддерживает исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой.

Задачи, цели, источники информации и алгоритмы обработки на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы.

Информационные системы специалистов - поддерживают работу с данными и знаниями, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных информационных систем - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

Информационные системы уровня менеджмента - используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга, контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

Сравнение текущих показателей с прошлыми;
составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;
обеспечение доступа к архивной информации и т.д.

Стратегическая информационная система - компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.

Информационные системы стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы. Они призваны создать общую среду компьютерной телекоммуникационной поддержки решений в неожиданно возникающих ситуациях. Используя самые совершенные программы, эти системы способны в любой момент предоставить информацию из многих источников. Некоторые стратегические системы обладают ограниченными аналитическими возможностями.

С точки зрения программно-аппаратной реализации можно выделить ряд типовых архитектур ИС.

Традиционные архитектурные решения основаны на использовании выделенных файл-серверов или серверов баз данных. Существуют также варианты архитектур корпоративных информационных систем, базирующихся на технологии Internet (Intranet-приложения). Следующая разновидность архитектуры информационной системы основывается на концепции "хранилища данных" (DataWarehouse) - интегрированной информационной среды, включающей разнородные информационные ресурсы. И, наконец, для построения глобальных распределенных информационных приложений используется архитектура интеграции информационно-вычислительных компонентов на основе объектно-ориентированного подхода.

Индустрия разработки автоматизированных информационных систем управления зародилась в 1950-х - 1960-х годах и к концу века приобрела вполне законченные формы.

На первом этапе основным подходом в проектировании ИС был метод "снизу-вверх", когда система создавалась как набор приложений, наиболее важных в данный момент для поддержки деятельности предприятия. Основной целью этих проектов было не создание тиражируемых продуктов, а обслуживание текущих потребностей конкретного учреждения. Такой подход отчасти сохраняется и сегодня. В рамках "лоскутной автоматизации" достаточно хорошо обеспечивается поддержка отдельных функций, но практически полностью отсутствует стратегия развития комплексной системы автоматизации, а объединение функциональных подсистем превращается в самостоятельную и достаточно сложную проблему.

Создавая свои отделы и управления автоматизации, предприятия пытались "обустроиться" своими силами. Однако периодические изменения технологий работы и должностных инструкций, сложности, связанные с разными представлениями пользователей об одних и тех же данных, приводили к непрерывным доработкам программных продуктов для удовлетворения все новых и новых пожеланий отдельных работников. Как следствие - и работа программистов, и создаваемые ИС вызывали недовольство руководителей и пользователей системы.

Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в достаточно стандартных программных средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться "сверху-вниз", т.е. в предположении, что одна программа должна удовлетворять потребности многих пользователей.

Сама идея использования универсальной программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков по формированию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные "сверху" жесткие рамки не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предприятия: учесть необходимую глубину аналитического и производственно-технологического учета, включить необходимые процедуры обработки данных, обеспечить интерфейс каждого рабочего места с учетом функций и технологии работы конкретного пользователя. Решение этих задач требует серьезных доработок системы. Таким образом, материальные и временные затраты на внедрение системы и ее доводку под требования заказчика обычно значительно превышают запланированные показатели.

Согласно статистическим данным, собранным Standish Group (США), из 8380 проектов, обследованных в США в 1994 году, неудачными оказались более 30% проектов, общая стоимость которых превышала 80 миллиардов долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16% от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189% от запланированного бюджета.

В то же время, заказчики ИС стали выдвигать все больше требований, направленных на обеспечение возможности комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности.

Таким образом, возникла насущная необходимость формирования новой методологии построения информационных систем.

Цель такой методологии заключается в регламентации процесса проектирования ИС и обеспечении управления этим процессом с тем, чтобы гарантировать выполнение требований как к самой ИС, так и к характеристикам процесса разработки. Основными задачами, решению которых должна способствовать методология проектирования корпоративных ИС, являются следующие:

Обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;
гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;
поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы;
обеспечивать преемственность разработки, т.е. использование в разрабатываемой ИС существующей информационной инфраструктуры организации (задела в области информационных технологий).

Внедрение методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС - от замысла до реализации.

Проектирование ИС охватывает три основные области:

Проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;
проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных и т.п.

Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. В общем виде цель проекта можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:

Требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования;
требуемой пропускной способности системы;
требуемого времени реакции системы на запрос;
безотказной работы системы;
необходимого уровня безопасности;
простоты эксплуатации и поддержки системы.

Согласно современной методологии, процесс создания ИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) ИС. На каждом этапе ЖЦ создаются специфичные для него модели - организации, требований к ИС, проекта ИС, требований к приложениям и т.д. Модели формируются рабочими группами команды проекта, сохраняются и накапливаются в репозитории проекта. Создание моделей, их контроль, преобразование и предоставление в коллективное пользование осуществляется с использованием специальных программных инструментов - CASE-средств.

Процесс создания ИС делится на ряд этапов, ограниченных некоторыми временными рамками и заканчивающихся выпуском конкретного продукта (моделей, программных продуктов, документации и пр.).

Обычно выделяют следующие этапы создания ИС: формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение. (Последние два этапа далее не рассматриваются, поскольку выходят за рамки тематики книги.)

Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов, протекающих в организации и реализующих ее цели и задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов и бизнес-функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС. Это фундаментальное положение методологии обеспечивает объективность в выработке требований к проектированию системы. Множество моделей описания требований к ИС затем преобразуется в систему моделей, описывающих концептуальный проект ИС. Формируются модели архитектуры ИС, требований к программному обеспечению (ПО) и информационному обеспечению (ИО). Затем формируется архитектура ПО и ИО, выделяются корпоративные БД и отдельные приложения, формируются модели требований к приложениям и проводится их разработка, тестирование и интеграция.

Целью начальных этапов создания ИС, выполняемых на стадии анализа деятельности организации, является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика. Чтобы специфицировать процесс создания ИС, отвечающей потребностям организации, нужно выяснить и четко сформулировать, в чем заключаются эти потребности. Для этого необходимо определить требования заказчиков к ИС и отобразить их на языке моделей в требования к разработке проекта ИС так, чтобы обеспечить соответствие целям и задачам организации.

Задача формирования требований к ИС является одной из наиболее ответственных, трудно формализуемых и наиболее дорогих и тяжелых для исправления в случае ошибки. Современные инструментальные средства и программные продукты позволяют достаточно быстро создавать ИС по готовым требованиям. Но зачастую эти системы не удовлетворяют заказчиков, требуют многочисленных доработок, что приводит к резкому удорожанию фактической стоимости ИС. Основной причиной такого положения является неправильное, неточное или неполное определение требований к ИС на этапе анализа.

На этапе проектирования прежде всего формируются модели данных. Проектировщики в качестве исходной информации получают результаты анализа. Построение логической и физической моделей данных является основной частью проектирования базы данных. Полученная в процессе анализа информационная модель сначала преобразуется в логическую, а затем в физическую модель данных.

Параллельно с проектированием схемы базы данных выполняется проектирование процессов, чтобы получить спецификации (описания) всех модулей ИС. Оба эти процесса проектирования тесно связаны, поскольку часть бизнес-логики обычно реализуется в базе данных (ограничения, триггеры, хранимые процедуры). Главная цель проектирования процессов заключается в отображении функций, полученных на этапе анализа, в модули информационной системы. При проектировании модулей определяют интерфейсы программ: разметку меню, вид окон, горячие клавиши и связанные с ними вызовы.

Конечными продуктами этапа проектирования являются:

Схема базы данных (на основании ER-модели, разработанной на этапе анализа);
набор спецификаций модулей системы (они строятся на базе моделей функций).

Кроме того, на этапе проектирования осуществляется также разработка архитектуры ИС, включающая в себя выбор платформы (платформ) и операционной системы (операционных систем). В неоднородной ИС могут работать несколько компьютеров на разных аппаратных платформах и под управлением различных операционных систем. Кроме выбора платформы, на этапе проектирования определяются следующие характеристики архитектуры:

Будет ли это архитектура "файл-сервер" или "клиент-сервер";
будет ли это 3-уровневая архитектура со следующими слоями: сервер, ПО промежуточного слоя (сервер приложений), клиентское ПО;
будет ли база данных централизованной или распределенной. Если база данных будет распределенной, то какие механизмы поддержки согласованности и актуальности данных будут использоваться;
будет ли база данных однородной, то есть, будут ли все серверы баз данных продуктами одного и того же производителя (например, все серверы только Oracle или все серверы только DB2 UDB). Если база данных не будет однородной, то какое ПО будет использовано для обмена данными между СУБД разных производителей (уже существующее или разработанное специально как часть проекта);.
будут ли для достижения должной производительности использоваться параллельные серверы баз данных (например, Oracle Parallel Server, DB2 UDB и т.п.).

Этап проектирования завершается разработкой технического проекта ИС.

На этапе реализации осуществляется создание программного обеспечения системы, установка технических средств, разработка эксплуатационной документации.

Этап тестирования обычно оказывается распределенным во времени.

После завершения разработки отдельного модуля системы выполняют автономный тест, который преследует две основные цели:

Обнаружение отказов модуля (жестких сбоев);
соответствие модуля спецификации (наличие всех необходимых функций, отсутствие лишних функций).

После того как автономный тест успешно пройдет, модуль включается в состав разработанной части системы и группа сгенерированных модулей проходит тесты связей, которые должны отследить их взаимное влияние.

Далее группа модулей тестируется на надежность работы, то есть проходят, во-первых, тесты имитации отказов системы, а во-вторых, тесты наработки на отказ. Первая группа тестов показывает, насколько хорошо система восстанавливается после сбоев программного обеспечения, отказов аппаратного обеспечения. Вторая группа тестов определяет степень устойчивости системы при штатной работе и позволяет оценить время безотказной работы системы. В комплект тестов устойчивости должны входить тесты, имитирующие пиковую нагрузку на систему.

Затем весь комплект модулей проходит системный тест - тест внутренней приемки продукта, показывающий уровень его качества. Сюда входят тесты функциональности и тесты надежности системы.

Последний тест информационной системы - приемо-сдаточные испытания. Такой тест предусматривает показ информационной системы заказчику и должен содержать группу тестов, моделирующих реальные бизнес-процессы, чтобы показать соответствие реализации требованиям заказчика.

Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.) привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Технический пожарно-спасательный колледж № 57

имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЛАТФОРМЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

для специальностей:

230401 Информационные системы (по отраслям)

базовая подготовка

Москва

2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 7

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 15

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 19

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и предназначена для реализации требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования .

Рабочая программа междисциплинарного курса МДК. 02.01. «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» входит в профессиональный модуль ПМ.02 «Участие в разработке информационных систем», который является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника, в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): участие в разработке информационных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

    Участвовать в разработке технического задания.

    Программировать в соответствии с требованиями технического задания.

    Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.

    Формировать отчетную документацию по результатам работ.

    Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами.

    Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» входит в обязательный цикл общеобразовательных дисциплин федерального компонента рабочего учебного плана по специальностям: 230401 Информационные системы (по отраслям).

    Обучающая система o n-line тестирования -

    4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

    Образовательное учреждение обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине.

    Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.

    Обучение по профессиональному модулю завершается итоговой аттестацией по модулю в форме экзамена.

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

    Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

    Результаты

    (освоенные профессиональные компетенции)

    Участвовать в разработке технического задания

    Разрабатывает техническое задание в соответствии с потребностями заказчика;

    Решение ситуационных задач ориентированных на математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использование алгоритмов обработки информации для различных приложений;

    Выполнение индивидуальных и групповых заданий, направленных на демонстрацию умений решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени

    Защита отчета по лабораторному практикуму

    Собеседование

    Программировать в соответствии с требованиями технического задания

    Выполнение заданий по разработке ИС с использованием языков структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ в соответствии с требованиями технического задания;

    Выполнение заданий по разработке графического интерфейса приложения;

    - решение ситуационных задач по созданию проекта по разработке приложения и формулирование его задачи;

    Выполнение заданий по управлению проектом с использованием инструментальных средств;

    Защита отчета по лабораторному практикуму, контроль самостоятельности составления документации, оценка содержания портфолио студента

    Применять методики тестирования разрабатываемых приложений

    Решение ситуационных задач по проведение тестирования разрабатываемого приложения в соответствии с требованиями технического задания;

    Электронное тестирование

    Защита совместного задания

    Коллоквиум

    Формировать отчетную документацию по результатам работ

    Выполнение заданий по разработке, оформлению и формированию отчетной документации по результатам работ в соответствии с необходимыми нормативными правилами и стандартами

    Защита отчета по лабораторному практикуму,

    текущий контроль самостоятельности составления документации, оценка содержания портфолио студента

    Оформлять программную документацию в соответствии с принятыми стандартами

    Использовать критерии оценки качества и надежности функционирования информационной системы

    Проведение оценки качества и надежности функционирования информационной системы в соответствии с заданными критериями

    Собеседование, Защита расчетной части задания

    Итоговая аттестация по модулю - экзамен

    Результаты

    (освоенные общие компетенции)

    Основные показатели оценки результата

    Формы и методы контроля и оценки

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    проявление интереса к будущей профессии через:

    Повышение качества обучения по профессиональному модулю;

    Участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях;

    Участие в органах студенческого самоуправления;

    Участие в проектной деятельности;

    Участие в конкурсе «Лучший по профессии».

    Наблюдение;

    мониторинг, оценка содержания портфолио студента; результаты участия в конкурсах, конференциях (призовые места; свидетельства об участии; звания лауреатов)

    Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Обоснование, выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области информационных систем;

    Оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач

    Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

    Способность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области информационных систем, способностьнести за них ответственность;

    - нахождение оптимальных решений в условиях многокритериальности процессов разработки и обслуживания информационных систем

    Наблюдение и оценка на лабораторных занятиях; при выполнении работ по учебной практике.

    Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    Получение необходимой информации через ЭУМК по дисциплинам;

    Поиск необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные.

    Тестирование; подготовка рефератов, докладов, эссе.

    Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    Оформление результатов самостоятельной работы и проектной деятельности с использованием ИКТ.

    Подготовка и защита проектов с использованием ИКТ; на блюдение за навыками работы в глобальных и локальных информационных сетях.

    Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    Разработка проектов в командах;

    Участие во внеаудиторной деятельности по специальности

    Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и руководителями практик в ходе обучения и практики;

    Умение работать в группе;

    Наличие лидерских качеств;

    Участие в студенческом самоуправлении;

    Участие в спортивно - и культурно-массовых мероприятиях

    Защита проектов командой; наблюдение и оценка роли обучающихся в группе.

    Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

    Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

    проявление лидерских качеств

    – производить контроль качества выполненной работы и нести ответственность в рамках профессиональной компетентности;

    Проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий;

    - самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

    Оценка качества и сроков выполнения командных работ; тестирование; анкетирование; наблюдение, мониторинг и

    интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

    Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    Самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов.)

    Обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки

    Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля;

    Составление резюме;

    Результаты защиты проектных работ и презентации творческих работ (открытые защиты творческих и проектных работ) ; сдача квалификационных экзаменов и зачетов

    по программам ДПО; контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося.

    Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

    Выполнение практических и лабораторных работ; курсовых, дипломных проектов; рефератов с учетом инноваций в области профессиональной деятельности;

    Анализ инноваций в области разработки технологических процессов;

    Использование «элементов реальности» в работах обучающихся (курсовых, рефератах, докладах и т.п.).

    Оценка лабораторных работ, презентации докладов и рефератов; учебно-практические конференции; конкурсы профессионального мастерства.

    Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    Соблюдение техники безопасности;

    Соблюдение корпоративной этики (выполнение правил внутреннего распорядка);

    Ориентация на воинскую службу с учётом профессиональных знаний.

    своевременность постановки на воинский учет; итоги проведения воинских сборов

    тестирование по ТБ.

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для их промежуточной аттестации на соответствие (или несоответствие) уровня подготовки требованиям соответствующего ФГОС СПО по завершению этапов освоения междисциплинарного курса (далее – МДК) и ориентированы на проверку качества знаний обучающихся, освоивших её полный курс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

города Москвы

Технический пожарно-спасательный колледж

имени Героя Российской Федерации В.М. Максимчука

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по междисциплинарному курсу

«Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» (МДК.02.01) профессионального модуля « Разработка информационных систем» (ПМ.02)

для специальности 230401 Информационные системы (по отраслям)

Москва

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для их промежуточной аттестации на соответствие (или несоответствие) уровня подготовки требованиям соответствующего ФГОС СПО по завершению этапов освоения междисциплинарного курса (далее – МДК) и ориентированы на проверку качества знаний обучающихся, освоивших её полный курс.

ФОС является составной частью учебных и методических документов, обеспечивающих реализацию конкретной ООП.

Задачи ФОС по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»:

Оценка достижений обучающихся в процессе изучения междисциплинарного курса в соответствии с разработанными и принятыми критериями по каждому виду контроля;

Управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков и формирования компетенций, определенных в ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

Контроль и управление процессом достижения целей реализации ООП, определенных в виде общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся;

Оценка способности обучающихся к творческой деятельности, обеспечивающей решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения в квазиреальной деятельности;

Обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.

Цель ФОС по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» – проверка теоретических знаний и практических навыков будущих выпускников СПО, необходимыми для:

Знания основных видов и процедур обработки информации, моделей и методов решения задач обработки информации;

Знания сервисно-ориентированные архитектур, CRM-систем, ERP-систем;

Знания платформ для создания, исполнения и управления информационной системой;

Умения использования инструментальных средств обработки информации;

Участия в разработке технического задания;

Формирования отчетной документации по результатам работ;

Использования стандартов при оформлении программной документации;

использования критериев оценки качества и надежности функционирования информационной системы.

Основные принципы ФОС по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»:

Системность (системный подход в формировании знаний и умений, циклический характер оценивания);

Надежность (точность, степень постоянства, стабильность, устойчивость результатов оценивания);

Соответствие содержания материалов оценочных средств уровню и стадии обучения;

Наличие четко сформулированных критериев оценки для каждого контрольного мероприятия;

Максимальная объективность используемых процедур и методов оценки;

Использование ФОС не только в качестве средства оценивания, но и обучения.

ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»

для специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)»

ПК, ОК

Наименование темы

Уровень освоения

темы

Наименование

Контрольно-оценочного средства

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

уметь:

  • осуществлять математическую и информационную постановку задач по обработке информации, использовать алгоритмы обработки информации для различных приложений.

знать:

  • основные виды и процедуры обработки информации, модели и методы решения задач обработки информации.

ОК1

ОК2

ПК2.3

Тема 1.2. Подсистемы ИС. Основные концептуальные принципы функционирования и построения. Подсистемы обеспечения работоспособности ИС. Информационное, техническое, программное, математическое и другие виды обеспечения. Их характеристика и состав

Практическая работа № 1. Проведение анализа информационного, технического, программного, математического и иного обеспечения ИС

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 1.2

ОК2

ОК4

ПК2.4

Тема 2.2. Программное обеспечение ИС и его классификация. Серверное и клиентское программное обеспечение ИС. Оптимизация выбора программного состава обеспечения ИС.

Практическая работа № 2. Оптимизация выбора состава программного обеспечения ИС для определенной предметной области

Обязательная контрольная работа

(5 семестр обучения, 36 часов аудиторных занятий)

ОК1

ОК2

ПК2.3

ПК2.4

ПК2.6

Практическая работа № 3. Установка серверного ПО ИС на аппаратные сервера и его дальнейшее сопровождение. Особенности установки ПО ИС.

Обязательная контрольная работа

(5 семестр обучения, 36 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени;

знать:

ОК3

ОК4

ОК9

ПК2.1ПК2.2

Тема 3.1. Серверное программное обеспечение ИС и его виды. Серверы управления (сетевые операционные системы) и задачи, решаемые с их помощью.

Практическая работа № 4.

Обязательная контрольная работа

ОК4

ОК5

ОК9

ПК2.2

ПК2.5

Тема 4.2. Администрирование серверного программного обеспечения, используемые приемы.

Практическая работа № 5. Установка и настройка DNS, DHCP серверов.

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

ОК3

ОК5

ОК9

ПК2.1ПК2.2

ПК2.5

ПК2.6

Тема 4.3. Стандартные и специализированные программные пакеты и утилиты администрирования.

Практическая работа № 6. Создание домена и настройка ActiveDirectory. Создание и управление объектами пользователь, группа. Управление политики безопасности. Управление профилями пользователей.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 4.3

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

уметь:

знать:

ОК2

ОК3

ОК5

ОК6

ОК7

ПК2.1ПК2.3

ПК2.4

ПК2.5

Тема 5.1. Эксплуатация серверного программного обеспечения ЛВС и ее особенности. Управление операционной системой с помощью консоли.

Изменение типа и области действия группы безопасности. Управления учетными записями групп с помощью средств автоматизации.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 5.1

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени.

знать:

  • спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI),файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента.

ОК1

ОК5

ОК6

ОК7

ПК2.1ПК2.3

ПК2.5

Практическая работа № 8. Введение компьютера в домен ActiveDirectory. Управление учетными записями компьютеров посредством специализированной оснастки.

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

Тема 5.2. Настройка и эксплуатация файлового сервера. Настройка и эксплуатация информационного сервера и серверов безопасности.

Практическая работа № 9. Устранение неполадок с учетными записями компьютеров.

Настройка системы разрешений файлов NTFS.

Контроль доступа к файловой системе.

Работа с консолью. Производительность и диспетчер задач.

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени.

знать:

ОК2

ОК3

ОК7

ОК8

ПК2.2

ПК2.6

Тема 6.1. Виды клиентского программного обеспечения. Взаимодействие серверного и клиентского программного обеспечения. Типовое клиентское программное обеспечение и его характеристики.

Практическая работа № 10. Разработка Web приложения для взаимодействия клиентского ПО удаленными базами данных.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 6.1

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

ОК3

ОК5

ОК9

ПК2.1ПК2.2

ПК2.5

Практическая работа № 11. Получение информации об объектах СОМ из системного реестра и файлов ресурсов. Использование СОМ серверов пакета Microsoft Office.

Обязательная контрольная работа

(6 семестр обучения, 60 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения.

знать:

  • объектно-ориентированное программирование.

ОК1

ОК2

ОК3

ОК5

ОК6

ПК2.1ПК2.3

ПК2.6

Тема 7.1. Порядок установки и сопровождения клиентского программного обеспечения. Использование типового клиентского программного обеспечения. Технология СОМ.

Практическая работа № 12.

Зачет

Тема 8.1. Задачи и возможности адаптации клиентской части программного обеспечения. Адаптация клиентской части ПО для решения поставленной задачи.

Практическая работа № 13. JavaScript, CGI программирование интерактивных интерфейсов пользователя.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 8.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

знать:

  • платформы для создания, исполнения и управления информационной системой;
  • основные процессы управления проектом разработки.

ОК1

ОК2

ОК5

ОК9

ПК2.1

ПК2.3

ПК2.4

ПК2.5

Тема 9.1. Средства автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем, их основные типы и классификация.

Этапы жизненного цикла поддерживаемые ими.

Практическая работа № 14. Изучение и применение средств автоматизации проектирования и разработки корпоративных систем (Ramus, Rational Rose, Paradigm Plus, SELECT )

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 9.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени.

знать:

  • платформы для создания, исполнения и управления информационной системой.

ОК2

ОК3

ОК5

ОК6

ПК2.1ПК2.3

Тема 10.1. Программная платформа Microsoft.NET ; Характеристики, много-профильность платформы, ее использование при производстве промышленных корпоративных систем.

Практическая работа № 15. Использование программной платформы Microsoft.NET при разработке промышленных корпоративных систем.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 10.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • использовать языки структурного, объектно-ориентированного программирования и языка сценариев для создания независимых программ, разрабатывать графический интерфейс приложения.

знать:

Спецификации языка, создание графического пользовательского интерфейса (GUI),файловый ввод-вывод, создание сетевого сервера и сетевого клиента.

ОК3

ОК5

ОК6

ОК7

ОК8

ПК2.2ПК2.3

ПК2.4

ПК2.6

Практическая работа № 16. Изучение и работа со средствами построения графического интерфейса пользователя.

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

Тема 11.1. Разработка графического интерфейса пользователя. Приемы и методы.

Практическая работа № 17. Разработка форм ввода данных для корпоративных приложений в рамках конкретной задачи.

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 11.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • решать прикладные вопросы интеллектуальных систем с использованием, статических экспертных систем, экспертных систем реального времени.

знать:

  • сервисно-ориентированные архитектуры, CRM-системы, ERP-системы.

ОК2

ОК3

ОК5

ОК9

ПК2.1

ПК2.3

ПК2.4

ПК2.5

Тема 12.1. Особенности разработки распределенных приложений корпоративного типа. Технология MicrosoftRemoting.

Практическая работа № 18. Разработка распределенного высоконадежного и безопасного с использованием технологии MicrosoftRemoting

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 12.1

Зачет

(7 семестр обучения, 65 часов аудиторных занятий)

уметь:

  • создавать проект по разработке приложения и формулировать его задачи, выполнять управление проектом с использованием инструментальных средств.

знать:

платформы для создания, исполнения и управления информационной системой.

ОК3

ОК5

ОК6

ОК7

ОК8

ОК9

ОК10

ПК2.2

ПК2.4

ПК2.5

ПК2.6

Тема 13.1. Концепция веб – сервиса. Инструментальные средства Microsoft используемые при создании сервисов.

Практическая работа № 19. Реализация веб-сервиса с использованием технологий и инструментальных средств Microsoft

Экзамен

Защита курсового проекта

Тема 14.1. Особенности и проблемы построения корпоративных приложений на основе сервисно-ориентированной архитектуры. Адаптация общей концепции к технологическим особенностям среды и инструментальных средств Microsoft

Практическая работа № 20. Разработка приложения с использованием технологии Windows Communications Foundation

Контрольный устный (письменный) опрос по теме 14.1

Экзамен

Защита курсового проекта

(8 семестр обучения, 40 часов аудиторных занятий)

Билеты на экзамен

в 8 семестре 4 курса

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

«__»____________2016 г.

Председатель____________

/Ходченко В.С./

ВАРИАНТ 20

по дисциплине

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

/____/Вишневский И.Н./

  1. Клиентского программного обеспечения. Порядок сопровождения.

  2. Архитектура ИС. Структуры ИС (физическая, логическая, программная, функциональная) и их взаимосвязь.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол №_____

«__»____________2016 г.

Председатель____________

/Ходченко В.С./

ВАРИАНТ 22

по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ И ПЛАТФОРМЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

/____/Вишневский И.Н./

  1. Типового клиентского программного обеспечения и его использование.

  2. Информационное, техническое, программное, математическое и другие виды обеспечения. Их характеристика и состав.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол №_____

«__»____________2016 г.

Председатель____________

/Ходченко В.С./

ВАРИАНТ 26

по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ И ПЛАТФОРМЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

/____/Вишневский И.Н./

  1. Создание интерактивных интерфейсов пользователя посредством технологии CGI.
  2. Установка серверного ПО ИС на аппаратные сервера и его дальнейшее сопровождение.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Рассмотрено на заседании ПЦК, протокол №_____

«__»____________2016 г.

Председатель____________

/Ходченко В.С./

ВАРИАНТ 28

по дисциплине

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНООГИИ И ПЛАТФОРМЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

4 курс, 8 семестр

«Утверждаю»

Зам. директора

«__»___________2016 г.

/____/Вишневский И.Н./

  1. Задачи адаптации клиентской части программного обеспечения.
  2. Организация работы ПО ИС в локальных сетях. Особенности настройки и сопровождения. Протокол TCP/IP применительно к ИС.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Преподаватель __________________ Рузанкова И.А.

Темы курсовых проектов

по дисциплине «Информационные технологии и платформы»

в 8 семестре 4 курса

  1. Разработка проекта информационной системы торговой интернет-фирмы.
  2. Разработка проекта информационной системы банкомата.
  3. Разработка проекта информационной системы финансового управления активами организации.
  4. Разработка проекта информационной системы подбора, найма и сопровождения трудовых ресурсов.
  5. Разработка проекта информационной системы управления поставками материальных ресурсов
  6. Разработка проекта информационной системы управления банковскими операциями.
  7. Разработка проекта информационной системы государственной регистрационной фирмы.
  8. Разработка проекта информационной системы государственной службы социальной поддержки безработных.
  9. Разработка проекта информационной системы управления ценами, поставками и оборудованием розничного продовольственного магазина.
  10. Разработка проекта информационной системы обработки заказа клиента в интернет-фирме, включая обработку заказа и проверку, и обработку оплаты.
  11. Разработка проекта информационной системы торговли билетами на транспорте.
  12. Разработка проекта информационной системы регистрации и обработки медицинской информации на примере тестов на артериальное давление и анализы крови.
  13. Разработка проекта информационной системы автоматизации трейдинга.
  14. Разработка проекта информационной системы для малого предприятия связи.
  15. Разработка проекта автоматизированного рабочего места руководителя (менеджера) подразделения организации в информационной сети.
  16. Разработка проекта информационной системы по учету обеспеченности материалами процесса производства предприятия.
  17. Разработка проекта информационной системы "Организация учебного процесса в образовательном учреждении».
  18. Разработка проекта подсистемы регистрации командировочных удостоверений в информационной системе
  19. Разработка проекта информационной системы автотранспортного предприятия
  20. Разработка проекта информационной системы учета договоров и контроля за их исполнением
  21. Разработка проекта информационной системы учета и оптимизации транспортных расходов на предприятии
  22. Разработка проекта информационной системы учета сдельной оплаты труда
  23. Разработка проекта АРМ экономиста по прогнозу закупок на предприятии оптовой торговли
  24. Разработка проекта информационной системы поддержки биржевых торгов
  25. Разработка проекта информационной системы учета материальных ресурсов предприятия
  26. Разработка проекта подсистемы автоматизации складского учета
  27. Разработка проекта подсистемы автоматизации учета платежей по договорам
  28. Разработка проекта информационной системы учета поступления и реализации товаров в розничной торговле
  29. Разработка проекта подсистемы учета реализации товаров в оптовой торговле
  30. Разработка проекта информационной системы автоматизации кассовых операций торгового предприятия
  31. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета выбытия денежных средств с расчетного счета организации
  32. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета повременно-премиальной оплаты труда в организации
  33. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета поступления и выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов в коммерческой организации
  34. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета поступления и выбытия, основных средств на предприятии
  35. Разработка проекта информационной системы учета обмена валют
  36. Разработка проекта информационной системы учета запасов предприятия
  37. Разработка проекта информационной системы учета бартерных операций
  38. Разработка проекта информационной системы учета закупок товаров у населения
  39. Разработка проекта информационной системы учета риэлтерских операций
  40. Разработка проекта АРМ сотрудника кредитного отдела банка
  41. Разработка проекта информационной системы ведения реестра акционеров в банке
  42. Разработка проекта информационной системы учета ценных бумаг на предприятии
  43. Разработка проекта подсистемы учета внутреннего перемещения материалов
  44. Разработка проекта подсистемы учета дебиторов банка
  45. Разработка проекта подсистемы учета операций по импорту товаров
  46. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета расчетов за проживание в общежитии
  47. Разработка проекта информационной системы автоматизации учета реализации и затрат на доставку мебели
  48. Разработка проекта подсистемы учета амортизации основных средств
  49. Разработка проекта информационной системы для гостиницы.
  50. Разработка проекта информационной системы для туристического агентства.
  51. Разработка проекта информационной системы для библиотеки.
  52. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей автомобилями.
  53. Разработка проекта информационной системы для больницы.
  54. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей компьютерной техникой.
  55. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей мебелью.
  56. Разработка проекта информационной системы для учебной части колледжа
  57. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей продовольственными товарами. Попов 4 ис 03
  58. Разработка проекта информационной системы для заказа билетов на самолет.
  59. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей запчастями для автомобилей.
  60. Разработка проекта информационной системы для пункта видеопроката.
  61. Разработка проекта информационной системы для приемной комиссии Колледжа.
  62. Разработка проекта информационной системы для аптеки.
  63. Разработка проекта информационной системы для фирмы, торгующей бытовой техникой.
  64. Разработка проекта информационной системы для автостоянки.
  65. Разработка проекта информационной системы для магазина, торгующего музыкальными CD.
  66. Разработка проекта информационной системы для заказа билетов на поезд.
  67. Разработка проекта информационной системы для фирмы, занимающейся ремонтом бытовой техники. Медведев 4 ис 03
  68. Разработка проекта информационной системы для автопарка.
  69. Разработка проекта информационной системы для отдела кадров фирмы.
  70. Разработка проекта информационной системы для учебной части музыкальной школы.
  71. Разработка проекта информационной системы для учета проживающих в студенческом общежитии.
  72. Разработка проекта информационной системы для поликлиники.
  73. Разработка проекта информационной системы для книжного магазина.
  74. Разработка проекта информационной системы для Центра изучения иностранного языка.
  75. Разработка проекта информационной системы – телефонного справочника для Колледжа.
  76. Разработка проекта информационной системы для супермаркета.
  77. Разработка проекта информационной системы для агентства недвижимости.
  78. Разработка проекта информационной системы для ЖКХ.
  79. Разработка проекта информационной системы для аварийно-спасательного отряда.
  80. Разработка проекта информационной системы для аэропорта.
  81. Разработка проекта информационной системы для Ж/Д вокзала.
  82. Разработка проекта информационной системы торгово-закупочной площади для размещения заказов без проведения торгов
  83. Разработка проекта информационной системы электронного мониторинга
  84. Разработка проекта информационной системы дистрибьюторской сети
  85. Проектирование информационной системы «Почта».
  86. Разработка проекта автоматизированной информационной системы учета оборудования на предприятии.
  87. Разработка проекта автоматизированной информационной системы по ведению и реализации проектов в малоэтажном строительстве.
  88. Разработка проекта автоматизации учета объектов структурированных кабельных сетей предприятия.
  89. Разработка проекта системы мониторинга информационных ресурсов сети Интернет.
  90. Разработка модели информационной системы туристической компании
  91. Разработка информационной системы работы с клиентами автосервиса.
  92. Разработка автоматизированной информационной системы ведения электронных медицинских карт пациентов.
  93. Разработка веб-сервиса оценки эргономики пользовательских интерфейсов веб-сайтов.
  94. Разработка веб-сервиса тестирования обучающихся.
  95. системы « Тьютор".
  96. Разработка проекта информационной системы « Учет рабочего времени сотрудников ГБОУ СПО ТПСК 57»
  97. Разработка проекта интернет сайта "Школа Программирования"
  98. Разработка проекта сайта интернет магазина по продаже ПК и комплектующих.
  99. Разработка проекта информационной системы для автошколы.

Критерии оценки знаний студентов

Отлично:

1. Полно раскрыто содержание материала в объёме программы.

2. Чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание.

3. Проведен сравнительный анализ.

4. Ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее (межпредметные связи).

Хорошо:

1. Раскрыто основное содержание материала.

2. В основном правильно даны определения, понятия.

3. Ответ самостоятельный.

4. Материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения.

5. Допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов.

Удовлетворительно:

1. Усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Определения и понятия даны не чётко.

3. Допущены ошибки в выводах.

4. Неумение использовать знания полученные ранее.

Неудовлетворительно:

1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

2. Не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

3. Допущены грубые ошибки в определениях.

Преподаватель Рузанкова И.А.

столбцы 1,2 «Результаты обучения – освоенные умения, усвоенные знания»; «ПК, ОК» заполняется в соответствии с разделом 4 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины»

столбцы 3,4 «Наименование темы», «Уровень освоения темы» заполняется в соответствии с п.2.2 рабочей программы «Тематический план и содержание учебной дисциплины»

примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и (или) темам учебных дисциплин и промежуточной аттестации.


Информационная технология - совокупность методов, производственных про­ цессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, по­ вышения их надежности и оперативности.

Совокупность методов и производственных процессов экономических информа­ционных систем определяет принципы, приемы, методы и мероприятия, регламентирую­щие проектирование и использование программно-технических средств для обработки данных в предметной области.

Цель применения информационных технологий - снижение трудоемкости исполь­зования информационных ресурсов. Под информационными ресурсами понимается со­вокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и высту­пающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы и базы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видеоинформация.

Процесс обработки данных в ЭИС невозможен без использования техниче­ ских средств , которые включают компьютер, устройства ввода-вывода, оргтехнику, линии связи, оборудование сетей. Каждые восемнадцать месяцев мощность микро­процессора удваивалась. Становясь более мощным, компьютер одновременно стал менее дорогим, но пригодным для все более широкого круга приложений. Из инстру­мента больших организаций компьютер стал орудием каждого. Компьютеры осна­щаются встроенными коммуникационными средствами, скоростными модемами, большими объемами памяти, устройствами ввода-вывода изображений, позволяющи­ми воспроизводить высококачественное видео, устройствами распознавания голоса и рукописного текста. Уже реализуется компьютерное телевидение, карманный офис на базе сотовых телефонов, предоставляющий широкий спектр услуг от видеоконферен­ций до пересылки денежных сумм. То есть ключом технологических достижений яв­ляется микропроцессор.

Программные средства обеспечивают создание систем обработки и саму обработ­ку данных в экономических информационных системах. Интерфейс компьютера с пользо­вателем обеспечивает операционная система. Она же обеспечивает пакетный режим рабо­ты, диалоговую и сетевую технологии. Диалоговая технология означает обмен сообщениями между пользователем и приложением в режиме реального времени (инте­рактивном режиме, on-line) или режиме разделения времени.

Техническая платформа определяет тип оборудования, на котором можно уста­новить информационную технологию. Она имеет сложную структуру. Главным компо­нентом технической платформы является тип компьютера, определяемый типом процес­сора: Macintosh, Atary, Sincler, Intel, J2EE т.д. Многие современные информационные технологии используют добавочное оборудование. Например, сетевые информационные технологии зависят от сетевого оборудования: модемов, адаптеров, каналов связи и т.д. В технологии мультимедиа используются приводы CD-ROM, видео карты, звуковые карты. А так как технология мультимедиа может быть использована в сетях ЭВМ, она также за­висит и от сетевого оборудования. Поэтому добавочное оборудование также входит в со­став технической платформы.

Главным компонентом программной платформы является операционная система, работающая на том или ином процессоре. Для обслуживания добавочного оборудования разработаны специальные программные средства (например, драйверы). Многие из них включаются в операционные системы (например, сетевые), и эта тенденция развивается. Например, сетевая операционная система Windows NT работает на многих типах процес­соров: Intel, MIPS, ALPHA, Power PC, Linux - IA-64 (Itanium), 3/390 (Мэйнфреймы от IBM), SuperH, Intel.

Часто вид платформы зависит от использования сервера баз данных. Тогда выде­ляют следующие виды платформ:

Настольная платформа - однопользовательская или для небольшой группы, в кото­рой не используется сервер базы данных;

Корпоративная платформа - для рабочей группы или компании, в которой почти всегда оперируют с одним или несколькими серверами баз данных;

Интернет - платформа - для интернет или интранет приложений, которые исполь­зуют web-сервер.

Вернемся к определению информационной технологии и рассмотрим такой важ­ный компонент, как технологический процесс , обеспечивающий сбор, хранение, обработ­ку, вывод и распространение информации.

Для проектирования и эксплуатации экономических информационных систем разрабатывают технологический процесс проектирования и обработки данных. Техно логический процесс проектирования определяет последовательность шагов проекти­рования функциональных подсистем ЭИС. Он состоит из нескольких крупных этапов, таких как :

    исследование и обоснование необходимости создания экономической информационной системы, разработка технического задания,

    разработка эскизного проекта,

    разработка технического проекта,

    разработка рабочего проекта,

    внедрение и Доработка рабочего проекта,

    эксплуатация системы.

Схема данных графически отображает путь данных при решении задач от момента их возникновения до передачи потребителю и определяет этапы обработки, а также при­меняемые носители данных.

Меню действий - это горизонтальный список объектов на экране, представляю­щих группу действий, доступных пользователю для выбора. После выбора пользователем действия может появиться выпадающее меню.

Схема программы отображает последовательность операций в программе, то есть ее алгоритм.

Схема взаимодействия программ показывает путь активации программ и взаимо­действий с соответствующими данными. Каждая программа показывается только один раз. Наличие этой схемы объясняется тем, что посредством меню можно выбрать любое действие, хотя в реальной задаче может существовать определенная последовательность действий, которую нельзя нарушать. Например, нет смысла пользоваться не актуализиро­ванной базой данных.

Схема работы системы отображает управление операциями и потоками данных и представляет технологический процесс обработки данных в экономических информаци­онных системах. Эта схема, в отличие от предыдущей, показывает все возможные после­довательности операций обработки данных, при этом одна и та же программа может ис­пользоваться несколько раз.

Технологический процесс обработки данных определяет последовательность опе­раций обработки данных, начиная с момента возникновения данных и до получения ре­зультатов. Он состоит из операций и этапов.

Операция - это совокупность элементарных действий, выполняемых на одном ра­бочем месте, которая приводит к реализации определенной функций обработки данных. Под операцией понимается любой процесс, связанный с обработкой данных. Операция реализуется программой или подпрограммой.

Этап - это совокупность взаимосвязанных операций, которая реализует закончен­ную функцию обработки данных. В технологическом процессе выделяют следующие эта­пы: первичный, основной и заключительный.

На первичном этапе производятся заполнение и формирование первичного доку­мента, их сбор, визуальный контроль, регистрация, кодирование, комплектование, подсчет контрольных сумм, перенос на машинный носитель. Этот этап называют часто до машин­ным и все операции практически выполняются вручную. ,

Визуальный контроль проверяет четкость заполнения, наличие подписей, отсутствие пропусков реквизитов и т.д. В случае ошибок предусматривается операция исправления, которую обычно выполняет источник данных.

Для сокращения объема вводимой информации и промежуточных файлов вводится операция кодирования, т.е. присвоения кодов одному или нескольким реквизитам. Обыч­но кодируются наименования, для чего разработаны специальные, справочники и класси­фикаторы.

Комплектование данных - вынужденная операция. При вроде больших объемов данных их разбивают на комплекты (пачки). Каждой пачке присваивается номер, который также вводится. Комплектование облегчает поиск и исправление, ошибок, обеспечивает контроль полноты вводимых данных, позволяет прервать процесс ввода или подготовки данных на машинном носителе.

Подсчет контрольных сумм выполняется по группам реквизитов или по всему до­кументу (записи) для обеспечения достоверности данных. Существуют и другие методы программного контроля введенных данных.

Операция переноса на машинный носитель выполнялась на больших ЭВМ. Ос­новными носителями были перфоленты, перфокарты, магнитные ленты. В настоящее время эта операция часто совмещается с непосредственным вводом в компьютер с клавиатуры, сканированием документа, распознаванием штрих - кодов, а также с получением данных по сети или по запросу из базы данных.

Основной этап содержит операции ввода данных в ЭВМ, контроля безопасности данных и систем, сортировки, фильтрации, корректировки, группировки, анализа, расчета, формирования отчетов и вывода их. Так как все операции выполняются компьютером, этот этап называют машинным.

Операция ввода данных - одна из основных и сложных операций технологическо­го процесса. Экономические данные могут быть представлены в.виде бумажного доку­мента, в образе электронного документа, штрих-кода, электронной таблицы, могут быть запрошены из базы данных, получены по сети, вводиться с клавиатуры, а в перспективе может осуществляться речевой ввод. Ввод обязательно сопровождается операцией кон­троля, так как неверные данные нет смысла обрабатывать. Сами данные могут быть лю­бого типа: текстовые, табличные, графические схемы, в виде знаний, объектов реального мира и т.д. При этом одна подсистема ЭИС обычно имеет дело с разнородными данными, приходящими из различных источников. После ввода и контроля данные могут быть за­писаны в файл, показаны на дисплее, переданы в базу данных, переданы по сети. Чаще всего данные записываются в файл или базу.

Контроль безопасности данных и систем подразделяется на контроль достоверности данных, контроль безопасности данных и компьютерных систем. Контроль достоверности данных выполняется программно во время ввода и обработки. Средст ва безопасности данных и программ защищают их от копирования, искажения, несанкционированного доступа. Средства безопасности компьютерных систем обеспечивают защиту от кражи, вирусов, неправильной работы пользователей, несанкционированного доступа.

Сортировка используется для упорядочения записей файла по ключу.

Запись - это минимальная единица обмена между программой и внешней памятью. Обычно одна за­пись содержит информацию одного документа (например, индивидуальная экзаменацион­ная ведомость) или его законченной части (например, строка в экзаменационной ведомости группы).

Файл - совокупность записей. Структура записи и файла определяются пользователем при проектировании.

Ключ записи - реквизит или группа реквизитов, слу­жащих для идентификации записей. Например, рассортировать записи экзаменационной ведомости по оценкам. Ключом является оценка. Сортировка упрощает дальнейшую об­работку. В качестве утилиты она присутствует во всех файловых системах.

Фильтрация - операция выбора записи по заданному фильтру - критерию выбора записи. В результате выполнения операции пользователю выдаются записи, удовлетво­ряющие одному или нескольким условиям (критериям выбора). Например, выбрать из файла экзаменационной ведомости отличников.

Корректировка - операция актуализации файла или базы. Она содержит операции просмотра, замены, удаления, добавления нового. Эти операции применяются к отдель­ным реквизитам, записи, группе записей, файлу, базе.

Группировка , или разрез, сводка, - операция соединения записей, сходных по од­ному либо нескольким ключам, в относительно самостоятельные новые объекты - груп­пы. В Excel эта операция называется консолидацией.

Анализ - операция, реализующая метод научного исследования, основанный на расчленении целого на составляющие части, разбор, рассмотрение чего-либо для выявле­ния закономерностей и зависимостей в данных. Для проведения анализа используются экономико-математические, статистические методы, методы выявления тенденций, про­гнозирования, моделирования, построение графиков, диаграмм.

Расчет - операция, позволяющая выполнить требуемые вычисления для получе­ния результатов или промежуточных данных.

Формирование отчетов - операция оформления результатов для вывода и пере­дачи потребителю в привычном для него виде.

Вывод - операция вывода результатов на печать, в базу данных, файл, дисплей, по сети ЭВМ.

Заключительный этап содержит следующие операции: визуальный контроль ре­зультатов, размножение, подпись и передача потребителю. Этот этап также называют по­сле машинным . Если компьютер установлен на рабочее место информационного работ­ника заключительный этап может содержать только операцию контроля (четкость вывода, непротиворечивость результатов и т.д.). Все остальные операции могут выполняться на машинном этапе, так как уже существует система электронной подписи, а потребителем является сам информационный работник либо результаты передаются по сети или запи­сываются в базу.

Появление моделей бизнеса и переход к проектированию ЭИС на базе бизнес -процессов изменяет состав этапов проектирования, их назначение, структуру и содержа­ние. Эти вопросы рассматриваются при проектировании ЭИС.

Похожие статьи