К чему относится драйвер. Три типа драйверов

23.06.2019

Разнообразный набор драйверов для широкого круга популярных периферийных устройств – непременное условие популярности ОС у пользователей.

Для разработки драйверов производителями внешних устройств необходимо наличие четкого, удобного, открытого и хорошо документированного интерфейса между драйверами и другими компонентами ОС. Драйвер взаимодействует, с одной стороны, с модулями ядра ОС (модулями подсистемы ввода-вывода, модулями системных вызовов, модулями подсистем управления процессами и памятью), а с другой стороны – с контроллерами внешних устройств. Поэтому существует два вида интерфейсов: интерфейс «драйвер-ядро» (Driver Kernel Interface, DKI) и интерфейс «драйвер-устройство» (Driver Device Interface).

Интерфейс «драйвер-ядро» должен быть стандартизован в любом случае. Подсистема ввода-вывода может поддерживать несколько различных интерфейсов DKI/DDI, предоставляя специфический интерфейс для устройств определенного класса. К наиболее общим классам относятся блочные устройства, например, диски, и символьные устройства, такие как клавиатура и принтеры. Может существовать класс сетевых адаптеров и др. В большинстве современных ОС определен стандартный интерфейс, который должен поддерживать все блочные драйверы, и второй стандартный интерфейс, поддерживаемый всеми символьными адаптерами. Эти интерфейсы включают наборы процедур, которые могут вызываться остальной операционной системой для обращения к драйверу. К этим процедурам относятся, например, процедуры чтения блока или записи символьной строки.

Кроме того, подсистема ввода-вывода поддерживает большое количество системных функций, которые драйвер может вызывать для выполнения некоторых типовых действий. Например, это операции обмена с регистрами контроллера, ведения буферов промежуточного хранения данных ввода-вывода, взаимодействия с DMA-контроллером и контроллером прерываний и др.

У драйверов устройств есть множество функций:

1. Обработка запросов записи-чтения от программного обеспечения управления устройствами. Постановка запросов в очередь.

2. Проверка входных параметров запросов и обработка ошибок.

3. Инициализация устройства и проверка статуса устройства.

4. Управление энергопотреблением устройства.

5. Регистрация событий в устройстве.

6. Выдача команд устройству и ожидание их выполнения, возможно, в блокированном состоянии, до поступления прерывания от устройства.

7. Проверка правильности завершения операции.

8. Передача запрошенных данных и статуса завершенной операции.

9. Обработка нового запроса при незавершенном предыдущем запросе (для реентерабельных драйверов).

Наиболее очевидная функция состоит в обработке абстрактных запросов чтения и записи независимого от устройств программного обеспечения, расположенного над ними. Но, кроме этого, они должны выполнять еще несколько функций. Например, драйвер должен при необходимости инициализировать устройство. Ему может понадобиться управлять энергопотреблением устройства и регистрацией событий.

Многие драйверы обладают сходной общей структурой. Типичный драйвер начинает работу с проверки входных параметров. Если они не удовлетворяют определенным критериям, драйвер возвращает ошибку. В противном случае драйвер преобразует абстрактные термины в конкретные. Например, дисковый драйвер преобразует линейный номер кластера в номер головки, дорожки и сектора.

Затем драйвер может проверить, не используется ли это устройство в данный момент. Если устройство занято, запрос может быть поставлен в очередь. Если устройство свободно, проверяется статус устройства, чтобы понять, может ли запрос быть обслужен прямо сейчас. Может оказаться необходимым включить устройство или запустить двигатель, прежде чем начнется перенос данных. Как только устройство включено и готово, начинается собственно управление устройством.

Управление устройством подразумевает выдачу ему серии команд. Именно в драйвере определяется последовательность команд в зависимости от того, что должно быть сделано. Определившись с командой, драйвер начинает записывать их в регистры контроллера устройства. После записи каждой команды в контроллер, возможно, будет нужно проверить, принял ли контроллер команду и готов ли принять следующую. Такая последовательность действий продолжается до тех пор, пока контроллеру не будут переданы все команды. Некоторые контроллеры способны принимать связные списки команд, находящихся в памяти. Они сами считывают и выполняют их без дальнейшей помощи ОС.

После того как драйвер передал все команды контроллеру, ситуация может развиваться по двум сценариям. Во многих случаях драйвер устройства должен ждать, пока контроллер не выполнит для него определенную работу, поэтому он блокируется до тех пор, пока прерывание от устройства не разблокирует его. В других случаях операция завершается без задержек и драйверу не нужно блокироваться. В любом случае по завершении выполнения операции драйвер должен проверить, завершилась ли операция без ошибок. Если все в порядке, драйверу, возможно, придется передать данные (например, только что прочитанный блок) независимому от устройств программному обеспечению. Наконец, драйвер возвращает информацию о состоянии для информирования вызывающей программы о статусе завершения операции. Если в очереди находились другие запросы, один из них теперь может быть выбран и запущен. В противном случае драйвер блокируется в ожидании следующего запроса.

Для поддержки процесса разработки драйверов операционной системы выпускается так называемый пакет DDK (Driver Development Kit), представляющий собой набор инструментальных средств-библиотек, компиляторов и отладчиков.

Так как набор потенциально поддерживаемых данных ОС периферийных устройств всегда шире набора устройств, которыми ОС должна управлять при установке на конкретной машине, то ценным свойством ОС является возможность динамически загружать в оперативную память требуемый драйвер (без остановки ОС) и выгружать его, если надобность в драйвере отпала. Такое свойство ОС может существенно сэкономить системную область памяти.

Альтернативой динамической загрузке драйверов при изменении текущей конфигурации внешних устройств компьютера является повторная компиляция кода ядра с требуемым набором драйверов, что создает между всеми компонентами ядра статические связи вместо динамических. Например, таким образом решалась данная проблема в ранних версиях ОС UNIX. При статистических вызовах между ядром и драйверами структура ОС упрощается, но этот подход требует наличия исходных кодов модулей ОС, доступность которых скорее является исключением (для некоммерческих версий UNIX). Кроме того, в этом варианте работающую версию ОС надо остановить и заменить новой, что не всегда допустимо в некоторых применениях.

Поэтому поддержка динамической загрузки драйверов является практически обязательным требованием для современных универсальных ОС.

Первоначально термин «драйвер» применялся в достаточно узком смысле – под драйвером понимается программный модуль, который:

Входит в состав ядра ОС, работая в привилегированном режиме;

Непосредственно управляет внешним устройством, взаимодействуя с его контроллером с помощью команд ввода-вывода компьютера;

Обрабатывает прерывания от контроллера устройства;

Предоставляет прикладному программисту удобный логический интерфейс работы с устройством, экранируя от него низкоуровневые детали управления устройством и организации его данных;

Взаимодействует с другими модулями ядра ОС с помощью строго оговоренного интерфейса, описывающего формат передаваемых данных, структуру буферов, способы включения драйвера в состав ОС, способы вызова драйвера, набор общих процедур подсистемы ввода-вывода, которыми драйвер может пользоваться и т.п.

Согласно этому определению драйвер вместе с контроллером устройства и прикладной программой воплощали идею многослойного подхода к организации программного обеспечения. Контроллер представлял низкий слой управления устройством, выполняющий операции в терминах блоков и агрегатов устройства (например, передвижение головки дисковода, побитную передачу байта по двухпроводному кабелю). Драйвер выполнял более сложные операции, преобразуя данные, адресуемые в терминах номеров цилиндров, головок и секторов диска, в линейную последовательность блоков. В результате прикладная программа работала с данными, преобразованными в достаточно понятную форму, – файлами, таблицами баз данных, текстовыми окнами на мониторе и т.п., не вдаваясь в детали представления этих данных в устройствах ввода-вывода.

В описанной схеме драйверы не делились на слои. Постепенно, по мере развития операционных систем и усложнения структуры подсистемы ввода-вывода, наряду с традиционными драйверами в ОС появились так называемые высокоуровневые драйверы, которые располагаются в общей модели подсистемы ввода-вывода над традиционными драйверами. Появление таких драйверов можно считать развитием идеи многоуровневой организации подсистемы ввода-вывода, когда ее функции декомпозируются между несколькими модулями в соседних слоях иерархии (таких примеров много, например семиуровневая модель сетевых протоколов).

Традиционные драйверы, которые стали называть аппаратными, низкоуровневыми или драйверами устройств, освобождаются от высокоуровневых функций и занимаются только низкоуровневыми операциями. Эти низкоуровневые операции составляют фундамент, на котором можно построить тот или иной набор операций в драйверах более высоких уровней.

При таком подходе повышается гибкость и расширяемость функции по управлению устройством. Например, если различным приложениям необходимо работать с различными логическими модулями одного и того же физического устройства, то для этого в системе достаточно установить несколько драйверов на одном уровне, работающих над одним аппаратным драйвером. Несколько драйверов, управляющих одним устройством, но на разных уровнях, можно рассматривать как один многоуровневый драйвер.

На практике используют от двух до пяти уровней драйверов, поскольку с увеличением числа уровней снижается скорость выполнения операций ввода-вывода.

Высокоуровневые драйверы оформляются по тем же правилам и придерживаются тех же внутренних интерфейсов, что и аппаратные драйверы. Как правило, высокоуровневые драйверы не вызываются по прерываниям, так как взаимодействуют с устройством через посредничество аппаратных драйверов.

В модулях подсистемы ввода-вывода, кроме драйверов, могут присутствовать и другие модули, например, дисковый кэш. Достаточно специфичные функции кэша делают нецелесообразным оформление его в виде драйвера, взаимодействующего с другими модулями ОС только с помощью услуг менеджера ввода-вывода. Другим примером модуля, который чаще всего не оформляется в виде драйвера, является диспетчер окон графического интерфейса. Иногда этот модуль вообще выносится из ядра ОС и реализуется в виде пользовательского интерфейса. Таким образом, был реализован диспетчер окон в Windows NT 3.5 и 3.51, но этот микроядерный подход заметно замедляет графические операции, поэтому в Windows 4.0 диспетчер окон и высокоуровневые графические драйверы, а также графическая библиотека GDI были перенесены в пространство ядра.

Аппаратные драйверы после запуска операции ввода-вывода должны своевременно реагировать на завершение контроллером заданного действия путем взаимодействия с системой прерывания. Драйверы более высоких уровней вызываются не по прерываниям, а по инициативе аппаратных драйверов или драйверов вышележащего уровня. Не все процедуры аппаратного драйвера нужно вызывать по прерываниям, поэтому драйвер обычно имеет определенную структуру, в которой выделяется секция обработки прерываний (Interrupt Service Routine, ISR), которая и вызывается от соответствующего устройства диспетчером прерываний.

В унификацию драйверов большой вклад внесла ОС UNIX, в которой все драйверы были разделены на два класса: блок-ориентированные (Block-oriented) и байт-ориентированные (Character-oriented) драйверы. Это более общее деление, чем деление на вертикальные подсистемы. Например, драйверы графических устройств и сетевых устройств относятся к классу байт-ориентированных.

Блок-ориентированные драйверы управляют устройствами прямого доступа, которые хранят информацию в блоках фиксированного размера, каждый из которых имеет свой адрес. Адресуемость блоков приводит к тому, что для дисков, являющихся устройствами прямого доступа, появляется возможность кэширования данных в оперативной памяти. Это обстоятельство значительно влияет на общую организацию ввода-вывода для блок-ориентированных драйверов.

Устройства, с которыми работают байт-ориентированные драйверы, не адресуют данные и не позволяют производить операции поиска данных, они генерируют или потребляют последовательность байта (терминалы, принтеры, сетевые адаптеры и т.п.).

Однако не все устройства, управляемые подсистемой ввода-вывода, можно разделить на блок и байт-ориентированные. Для таких устройств (например, таймер) нужен специфический драйвер.

В свое время ОС UNIX сделала очень важный шаг по унификации операций и структуризации программного обеспечения ввода-вывода. В ОС UNIX все устройства рассматриваются как виртуальные (специальные) файлы, что дает возможность использовать общий набор базовых операций ввода-вывода для любых устройств независимо от их специфики. Подобная идея реализована позже в MS-DOS, где последовательные устройства – монитор, принтер и клавиатура – считаются файлами со специальными именами: con, prn, con.

Понять, что такое драйвер, попробуем на типовом примере взаимодействия прикладной программы с драйвером.

Код прикладной программы исполняется в пользовательском режиме работы процессора. В этом случае имеется ряд серьезных ограничений на доступ к памяти, аппаратному обеспечению и привилегированным инструкциям процессора. Когда возникает необходимость в преодолении этих ограничений, прикладная программа обращается к ядру ОС, код которого исполняется процессором в режиме ядра. Режим ядра лишен всех упомянутых ограничений. Для расширения функциональных возможностей ядра как раз и служат драйверы ядра (kernel mode drivers). Как они работают?

В отличие от прикладной программы, драйвер не является процессом, и не обладает потоком исполнения. Вместо этого любая функция драйвера выполняется в контексте того потока и процесса, в котором она была вызвана. При этом вызов может проистекать от прикладной программы, от драйвера, либо в результате прерывания. В первом случае контекст исполнения драйвера точно известен – это прикладная программа. В третьем случае контекст исполнения случайный, поскольку прерывание (и, соответственно, исполнение кода драйвера) может произойти при выполнении любой прикладной программы. Во втором случае контекст исполнения может быть как известным, так и случайным, это зависит от контекста исполнения функции вызывающего драйвера.

Под вызовом драйвера здесь подразумевается не обычный вызов функции, а передача так называемого запроса в/в. Более подробно см. лекцию 6.

Различают несколько классов драйверов:

Драйвер, получающий запросы в/в из прикладной программы, называют драйвером высшего уровня. Если такой драйвер не пользуется услугами других драйверов, он называется монолитным.

Драйвер, получающий запросы в/в от другого драйвера, называют промежуточным, если он пользуется услугами других драйверов, или драйвером низшего уровня, если услугами других драйверов он не пользуется.

Типы драйверов и характеристики

[Дополнительная информация] Ifs kit Help\Kernel-Mode Drivers\Design Guide\Part1 General Kernel Mode\Windows 2000 and WDM drivers\Kinds of driversили в DDK.

В NTсуществует 2 типа драйверов: драйверы пользовательского режима и драйверы режима ядра. В дальнейшем, говоря «драйвер», мы будем подразумевать драйверы режима ядра. Такие драйверы являются частью исполнительной системы, а более точно – элементами диспетчера в/в (архитектура NT и ее компоненты будут обсуждаться в лекции 2). Как следует из названия, при работе драйвера режима ядра процессор находится в режиме ядра (RING 0) – см. любой справочник по защищенному режиму работы процессора.

Драйвер NT располагается в файле с расширением.sys и имеет стандартный PE-формат (PE - Portable Executable).

Драйверы реализованы как самостоятельные модули с четко определенным интерфейсом взаимодействия с ОС. Все драйверы имеют определенный системой набор стандартных функций драйвера (standard driver routines) и некоторое число внутренних функций, определенных разработчиком.

Все драйверы режима ядра можно разбить на 3 типа:

    Драйверы высшего уровня (highest level drivers)

    Драйверы промежуточного уровня (intermediate drivers)

    Драйверы низшего уровня (lowest level drivers)

Как мы увидим в дальнейшем, такое разбиение обусловлено многоуровневой моделью драйверов (layered driver model). Для сохранения общности изложения, монолитный драйвер можно включить в эту схему, хотя он не использует многоуровневую архитектуру. В этом случае он будет «гибридом» – драйвером, принадлежащим одновременно к нескольким типам. Например, монолитный драйвер, имеющий интерфейс с приложением и осуществляющий доступ к оборудованию, будет одновременно и драйвером высшего, и драйвером низшего уровня.

Кроме того, в зависимости от назначения драйвера, он может являться каким либо специализированным драйвером, т.е. удовлетворять дополнительному набору требований к своей структуре. Можно привести следующие типы специализированных драйверов:

    Драйверы файловой системы

    Сетевые драйверы

Отдельно необходимо упомянуть архитектуру WDM – Windows Driver Model. Эта архитектура позволяет создавать драйверы для Windows 98и Windows 2000, совместимые на уровне двоичного кода.

Можно привести следующие характеристики драйверов:

    Поддержка динамической загрузки и выгрузки (однако могут быть исключения)

    Необходимость следовать определенным протоколам взаимодействия с системой, нарушение которых чаще всего ведет к BSOD

    Возможность «наслоения» драйверов поверх друг друга. В Win2K эта возможность возведена в абсолют, хотя монолитные драйверы все еще поддерживаются

    Поскольку драйверы являются частью ядра ОС, они могут сделать с системой абсолютно все. Основная проблема – закрытость архитектуры ОС.

Хочется затронуть не мало важную тему, тему драйверов. Потому, как не имея понимания, о том что такое драйвер, начинающий пользователь может столкнуться с проблемами. Не удастся запустить принтер например или сканер, копир да и любое устройство, подключаемое к ПК. В общем в этой заметке читайте о том, где скачать, как установить и удалить драйвера.

Что такое драйвер и зачем он нужен

Драйвер - это связующее звено между компьютером и внешним устройством. Драйвер (от англ. driver) - компьютерная программа, при помощи которой операционная система получает доступ к аппаратному обеспечению какого либо устройства и в последствии имеет возможность управлять им.

Драйвера нужны ко всем внешним и внутренним устройствам ПК. Видеокарта, звуковая карта, принтер, сканер и т.д. нуждаются в драйверах (на сленге им нужны дрова) Например мы купили сканер, подключили его к ПК, в левом нижнее углу экрана вылетает сообщение о том, что было обнаружено такое то устройство и даже фирма производитель была определена. Но как только мы попытаемся отсканировать к примеру старые фотографии, то ни чего не произойдёт. Компьютер не знает, как ему взаимодействовать с этим сканером. Вот тут и приходит на помощь драйвер этого сканера. Если в системе будет отсутствовать драйвер звука, то невозможно будет прослушивать музыку. С видео тоже самое, разрешение экрана настроить не удастся играть в игры будет невозможно.

Часть драйверов уже есть в ОС Windows. Нам не нужно специально устанавливать драйвер клавиатуры, мышки даже для простеньких веб камер уже не требуются драйвера. Ну, если у Вас навороченная мышь с кучей дополнительных кнопок или клавиатура с кнопками для мультимедиа, то тут без дополнительных дров не обойтись.

Где хранятся драйвера

В Windows драйверы устройств хранятся в каталоге C:WINDOWSSYSTM32 . Файлы драйверов могут иметь следующие расширения: *.vxt , *.drv , *.sys, *.dll, также *.inf - файл содержит в себе сведения для установки.

Где скачать

Вообще как правило к устройству всегда прилагается диск, на котором есть все необходимые дрова. При покупке материнской платы всегда прилагается диск с необходимым набором оных. Тоже самое касается видео и звуковой карт, если они приобретается отдельно. Если Вы приобретаете системный блок, то проверьте обязательно наличие дисков: на мат. плату, видеокарту (если она не встроенная в мат. плату ). Тоже самое касается звуковой карты, если она встроена в мат. плату, то необходимый драйвер есть на диске к материнке, а если карта устанавливается отдельно, то диск должен быть отдельный.

С дисками всё вроде ясно как 2х2, а что делать если диск затерялся, испортился или ещё чего. Подарили например старый не нужный, но рабочий принтер, а диска к нему нет. Или появилась необходимость преустановить ОС, а дисков вообще нет, не найти. Вот и думай как установить звуковой драйвер, как где взять драйвера для принтера, видеокарты или ноутбука . В этой ситуации повезло тем у кого установлена Win7 (моё мнение об этой системе), та после установки на ПК сама подключится к интернету (при условии,что есть интернет соединение конечно ) и скачает все недостающие дрова. Во всяком случае на принтер я с диска драйвера уже давно не ставил. Всё происходит само собой. А вот для XP придётся искать самим. Хотя в ней вроде тоже есть функция скачивания, но сколько раз я не пробовал толку ни какого. Может что не так делаю подскажите а…?

Чтобы скачать нужно сначала узнать про устройство всю необходимую информацию. Сделать это можно например при помощи программы (это что касается видеокарты ). Ещё одна полезная вещь - это программа она поможет узнать информацию про материнку, да и про видяху тоже.

Можно ещё узнать пройдя по пути6 Пуск - Панель управления - Система- вкладка Оборудование - Диспетчер устройств. В открывшемся окне диспетчера устройств можно выбрать необходимое устройсво и получить информацию о производителе и драйвере этого устройства.

Получаем информацию о видео карте.

После того, как получена информация об устройстве смело можно идти в инет и искать необходимый драйвер.

Найти, скачать и потом установить драйвера можно пройдя вот по этим проверенным ссылкам:

Как установить драйвер

После того, как всё скачено нужно правильно установить драйвер. Если с диска, то просто вставляете его и ждёте когда он автоматически запустится. В случае того, если авто запуск не работает, то открываем диск через мой компьютер и ищем файл setup.exe. Тоже самое касается скаченного драйвера, запускаем setup.exe. Вроде как то всё просто. Но, что делать, если ни как не удаётся установить драйвер . Был у меня случай, когда я не мог переустановить дрова на звук. При этом вылетало сообщение: сбой установки драйвера realtek hd audio .

Ещё сталкивался я с такой пакостью, когда с диска драйвер сканера ну ни в какую не хотел устанавливаться вернее не хотел устанавливаться стандартным способом - это, когда вставил диск и запустил setup.exe. Просто ни с того ни с сего установка останавливалась на середине и полный зависон. Требует вставать шнур в USB и хоть ты тресни. Решение проблемы было найдено, а посему делюсь:)

Вставляем диск, после авто запуска закрываем окно с установкой и идём в уже знакомый диспетчер устройств. Там должно появится неизвестное устройство с жёлтым вопросительным знаком.

Дальше жмём по этому устройству правой кнопкой мыши и выбираем обновить драйвер, а там можно выбрать автоматический поиск система сама найдёт его на диске. Вообще где то я читал, что все дрова нужно устанавливать именно так. Не знаю насколько это верно. Но вот таким образом я подружил свой сканер с компьютером.

Проблемы с драйверами

Драйвера - это неотъемлемая часть программного комплекса компьютера, но и проблем с ними тоже порой хватает. Бывает такое, что драйвера конфликтуют. последствия: Синие экраны , сбои в работе устройств. В обоих случаях необходимо либо переустановить, обновить драйвер устройства либо, если проблемы начались после обновления откатится назад, как это делается видно на скриншоте выше по тексту, кнопочка Откатить . Нередко синие экраны возникают из-за проблем с дровами видяхи. Последующее обновление решает проблему.

Вообще тема драйверов довольно таки обширная и я не стал тупо копировать тексты с других сайтов. Я описал, то что сам пережил, перепробовал не один раз, поэтому на этом всё, если что не дописал прошу прощения я тоже пока ещё не всё знаю, я только учусь Пока, удачи и поменьше проблем с дровами.

(от англ. driver) — это небольшая программа, которая помогает управлять аппаратными устройствами операционной системе, а их немало в современной компьютерной технике. Основной функцией большинства драйверов является перевод языков программирования высокого уровня в электрические сигналы. Языки высокого уровня являются родными для ОС и приложений, но оборудование привыкло понимает электрические сигналы. Драйверы получают от операционной системы данные и переводят их в потоки битов, размещаемые в специальных участках памяти накопителей или в серии лазерных импульсов, если речь идет о принтере.

Драйвер обеспечивает взаимодействие компьютера с оборудованием и устройствами. Без драйверов невозможна нормальная работа подключенного оборудования-например видеоадаптера или веб-камеры.

В большинстве случаев драйвер устанавливается вместе с ОС. Для примера рассмотрим Windows, драйвера в этой операционной системе можно найти и с помощью Центра обновления Windows в Панели управления. Как правило, отсутствующий в ОС Windows драйвер можно найти на диске в комплекте оборудования или устройства или на сайте производителя.

Учитывая, что аппаратные устройства довольно сильно различаются, каждому из них требуется индивидуальный драйвер. Большинство драйверов загружаются при возникновении потребности в устройстве, которым они управляют. В ходе работы драйвера, операционная система направляет ему блоки данных с высоким уровнем приоритета. Исходя из этого, аппаратное устройство выполнит свою работу настолько быстро, насколько это возможно в конкретной конфигурации.

Пользователи очень часто испытывают дискомфорт, что драйверы многих устройств не входят в состав операционной системы и необходимо следить за их обновлениями, особенно это актуально для видеокарт. Постоянные обновления драйверов необходимы потому, что в них часто вносятся различные изменения, а если бы они были интегрированы в ОС, то каждое изменение драйвера требовало бы модификации всей операционной системы в целом. Кроме того, разработка драйверов ложится на плечи создателей оборудования, а не на разработчиков операционной системы. Думаю, это логично, поскольку те, кто разрабатывал и тестировал само устройство под конкретную ОС, должны обеспечить его стабильную работу с предоставленным драйвером.

Обеспечит полную совместимость и работоспособность устройства с вашей операционной системой. Если ваше устройство работает неправильно - скорее всего вам необходимо обновить драйвера или установить их. Драйверы не требуют управления пользователем, не надо путать их с сопроводительным программным обеспечением, достаточно скачать версию драйвера для конкретной модели устройства, соответствующую вашей ОС.

Друзья, сегодня мы поговорим об одних из самых важных элементах любой компьютерной системы – это драйвера для Windows (xp, 7, 8, 10). Наверное, каждый из Вас хотя бы раз в жизни самостоятельно устанавливал драйвер на свой компьютер. Чтобы решить какую-либо проблему, необходимо в первую очередь разобраться с предметной областью. В этой статье, я Вам предлагаю определиться с тем, что же такое драйвера для Windows, для чего они нужны и какие же у них функции.

Драйвер (от англ. driver – водитель, управляющий чем-либо) – это программное обеспечение, которое позволяет организовать связь операционной системы и подключенного к компьютеру аппаратного обеспечения. При подключении любой “железяки” к ПК система требует соответствующий драйвер. Даже к одному и тому же устройству при работе в различных операционных системах требуются разные драйвера.

Хотя производители оборудования и разработчики ОС и не работают в одной команде, однако их объединяем мы – покупатели и пользователи компьютерной техникой. А значит им жизненно необходимо “дружить”, т.е. искать решения по совместимости новых устройств и операционных систем.

Так,например, в Windows имеется своя база драйверов “по умолчанию”. Купив новую видеокарту и подключив ее, операционная система попытается наладить с ней контакт и установит стандартный VGA-драйвер. Система загрузится и Вы сможете продолжить пользоваться ПК.

Это говорит о том, что ОС нашла подходящий драйвер в своей базе. Базовые функции устройства будут доступны – изображение на экране будет. Но все возможности видео адаптера, такие как например 3D-функции, будут недоступны. Для полноценной работы с новым устройством Вам необходимо будет установить “родной” драйвер от производителя оборудования.

Предназначение драйвера для Windows

Основное предназначение драйверов – это налаживание взаимодействия между аппаратными устройствами и операционной системой. Но это не все. Кроме выполнения своих основных функций драйвера имеют ряд настроек, которые оказывают существенное влияние на производительность системы в целом.

Изменить параметры функционирования устройством можно в окне управления драйвером. Нажимаем “Пуск ” –> правой кнопкой щелкаем по пункту “Компьютер ” –> выбираем в открывшемся меню пункт “Управление” –> в правой части появившегося окошка выбираем ”Диспетчер устройств ”(или находим поиском виндовс) –> в списке находим необходимое устройство и два раза кликаем по нему –> переходим на вкладку “дополнительно ” и проводим необходимы настройки.

Здесь же можно и обновить их, выполнив поиск на компьютере (заранее скачав) или в интернете.

Внимание! Введу особой важности драйверов для работы ОС и их влияния на общую производительность Вашего компьютера, советую всем регулярно обновлять драйвера. Производители оборудования регулярно выкладывают на своем сайте свежие обновления, которые содержат исправления ошибок и дополнительные функции.

Три типа драйверов

Драйвера для всех устройств можно разделить на три типа.

  • 1. Специальное программное обеспечение (драйвера) для системных устройств . К этой группе драйверов относятся программы, которые отвечают за взаимодействие с такими компонентами компьютера, как процессор, различные контроллеры, шины данных и тактов, в общем почти все, что расположено непосредственно на материнской плате.

Без этой группы драйверов функционирование ПК невозможно. Насколько они важны для Вашего компьютера, уверен, Вы понимаете, отсюда и вывод, что-либо настраивать в этих программах мы не будем. Внесение неправильных настроек может привести к краху всей системы.

  • 2. Программное обеспечение для внешних устройств . Тут все просто, сюда относятся все что мы подключаем к нашему компьютеру с внешней стороны: клавиатуры, мышки, принтеры, сканеры, USB-флешки, веб-камеры, все гаджеты, и все что подключается по интерфейсу USB.

Многие из этих устройств устанавливаются автоматически. В системе имеется драйвер по-умолчанию, т.е. функционировать эти устройства смогут. Для некоторых система потребует найти драйвер самостоятельно и указать источник для установки и настройки оборудования.

Это наиболее важная для нас группа программ, так как именно здесь разработчики предоставляют массу возможностей по тонкой индивидуальной настройки соответствующих адаптеров. внося изменения в значения соответствующих параметров возможно повысить скорость и качество работы оборудования. Не забывайте их обновлять.

Альтернативные драйвера для Windows (xp, 7, 8, 10)

В Интернете существует немало людей, которые занимаются разработкой “своих” драйверов для устройств или доработкой “родных”. Есть сообщества, которые выкладывают в общий доступ неплохие решения, конкурируя с производителем устройства, а иногда и существенно превосходя его.

Единственное “НО” – это отсутствие какой-либо гарантии на качество альтернативных драйверов. Пользователь подбирает и устанавливает их на свой страх и риск.

Альтернативные драйвера, как правило, разрабатываются в основном для расширения функционала таких устройств, как видео и звуковые адаптеры:

  • Разгон видеокарты (повышение производительности адаптера);
  • Увеличение числа настроек устройства для получения необходимого качества работы (например звуковой платы);
  • Добавление других языков в программу управления устройством;
Похожие статьи