Новые возможности указанных систем. Примеры создания статического и динамического меню

10.07.2019

По имени файла или папки и по цепочке символов, входящих в имя файла или папки;

По расширению имени файла;

По дате последней модификации;

По размеру;

По отрывку текста из документа или по заголовку какого-либо раздела.

Использование различных вкладок облегчает поиск файлов по определенным критериям.

Для быстрого вызова часто повторяемых команд можно воспользоваться динамическим меню, которое вызывается правой кнопкой мыши. Динамическое меню (рис. 2.8) содержит часто употребляемые команды. Набор команд зависит от выбранного объекта: значка диска, папки или файла, выделенного текста, панели задач или свободного места экрана.

Если щелкнуть правой кнопкой значок диска в окне программы Мой компьютер, то появятся команды: Открыть, Проводник, Найти, Разделение, Форматировать, Вставить, Создать ярлык. Свойства. Так же как и для диска, команды динамического меню для файла зависят от типа файла и дублируют меню Файл. Правую кнопку мыши удобно использовать для перемещения или копирования файла из одного окна в другое папки Мой компьютер или Проводник. После транспонирования значка папки/файла с нажатой правой кнопкой мыши появляется динамическое меню, позволяющее указать цель транспортировки: переместить или скопировать объект, создать значок быстрого вызова.

Папка Мусорная корзина предназначена для удаления ненужных файлов. Основное различие между выполнением команды Удалить в Windows"95 и в других программах состоит в том, что в новой версии операционной системы выбор команды приводит не к удалению файла, а к его перемещению в папку Мусорная корзина. Попавший в нее файл сохраняется до тех пор пока Корзина не будет «очищена». Чтобы удалить любой файл, папку или значок быстрого вызова, можно использовать команду Удалить или переместить значок удаляемого объекта мышью на значок Мусорная корзина. Значок перетаскиваемого объекта исчезнет. Чтобы просмотреть все файлы, находящиеся в Мусорной корзине, необходимо дважды щелкнуть ее значок. Появится окно папки со строкой меню, имеющим стандартный набор команд. Для восстановления файла, папки или значка быстрого вызова необходимо щелкнуть имя восстанавливаемого файла. Если надо восстановить несколько файлов, то имена файлов выделяют при нажатой клавише Ctrl. Затем используют команду Восстановить из меню Файл.

Рис. 2.8. Динамическое меню

В настоящее время для IBM PC-совместимых компьютеров выпускаются тысячи наименований винчестеров, адаптеров, контроллеров и других изделий. В ряде случаев их установка на компьютере вызывает значительные трудности с точки зрения совместимости, требует больших затрат времени пользователя для выбора положения перемычек. Компьютеры с Plug and Play -адаптерами не нуждаются в ручной установке DIP-переключателей. В соответствии с технологией Plug and Play после включения компьютера автоматически определяются названия вновь подключенных устройств или плат и их характеристики, выполняется их конфигурирование и автоматически загружаются соответствующие драйверы. Это может происходить и во время сеанса работы в случае изменения аппаратных средств компьютера. Аналогично фиксируется удаление какого-либо устройства или платы, выгружаются драйверы этого устройства с тем, чтобы они не занимали оперативную память и освободили системные ресурсы.

При инсталляции Windows"95 приложение Setup (Установка) определяет адаптеры и драйверы, которые не поддерживают новую технологию, и автоматически делает соответствующие записи в системных файлах. Даже если ваш компьютер не полностью поддерживает стандарт Plug and Play, Windows"95 поможет настроить аппаратное обеспечение с помощью диалогового окна Свойства с вкладкой Ресурсы рассматриваемого устройства. Для вызова окна Устройства сначала следует активизировать значок Система Панели Управления и двойным щелчком мыши выбрать устройство. В нижнем поле Список конфликтующих устройств указываются устройства, с которыми может конфликтовать рассматриваемое устройство. Рекомендуется установить флажок Использовать автоматическую настройку, чтобы операционная система сама производила настройку системных ресурсов.

Технология Plug and Play содержит три основных компонента: операционную систему, поддерживающую Plug and Play, Plug and Play BIOS и Plug and Play - устройства с соответствующими драйверами. Поэтому полное решение проблемы Plug and Play требует поддержки как на программном, так и на аппаратном уровнях.

В ходе работы с Windows"95 иногда приходится производить перезагрузку системы. Различают «холодную» и «горячую» перезагрузку компьютера. «Холодная» перезагрузка выполняется после выключения питания и его повторного включения. Необходимые для работы программы и параметры считываются в оперативную память заново. «Горячая» перезагрузка производится без выключения питания, одновременным нажатием клавиш Alt+Ctri+Del. В этом случае вся информация, хранящаяся в оперативной памяти и не записанная на жесткий диск, стирается. «Горячую» перезагрузку, как правило, используют в том случае, когда программа «зависла» и не реагирует на нажатие на клавиши и на кнопки мыши. В ряде случаев при нажатии на клавиши Alt+Ctri+Del появляется диалоговое окно Снять Задачу. Если окно позволит закрыть «зависшую» программу, то необходимость в перезагрузке компьютера отпадет.

Перед тем как выключать питание компьютера, необходимо закрыть все открытые документы и приложения. Выключение питания без закрытия документа может привести к потере данных, повреждению открытых файлов и трудностям с их открытием при последующих сеансах работы. После выключения компьютера без правильного выхода из системы возможны нарушения в логической структуре диска. Их исправить можно с помощью программы ScanDisk, расположенной в группе Служебные программы.

Для корректного выхода из Windows надо щелкнуть кнопку Пуск и команду Завершить работу в появившемся меню. Появится диалоговое окно Завершение Работы. Окно содержит кнопки-переключатели: Выключить компьютер. Перезагрузить компьютер. Перезагрузить компьютер в режиме эмуляции MS DOS , Войти в систему под другим именем. Все кнопки закрывают все программы. В нижней части окна Shut Down Windows расположены три кнопки - Да, Нет, Справка. Через небольшой промежуток времени после щелчка мышью кнопки Да компьютер будет подготовлен к выключению: будут очищены внутренние буферы и кэши дисков, обеспечено сохранение данных. Не следует выключать электропитание до тех пор, пока не появится сообщение: «Теперь питание компьютера можно выключить».

Мы ограничимся лишь приведенным выше кратким описанием принципов работы Windows. Реальное ее освоение (еще в большей мере, чем DOS и Norton Commander) - дело практических занятий за компьютером с помощью как многочисленных специальных руководств, так и встроенного справочника.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте место операционных систем среди других видов программного обеспечения.

2. Каковы функции операционной системы?

3. Охарактеризуйте основные ступеньки эволюции операционных систем.

Процесс?

Виртуализация?

Прерывание?

5. Охарактеризуйте функции основных компонент операционных систем.

6. В чем состоит назначение файловой системы ОС?

7. Что такое файл? Какие структуры файлов поддерживаются различными ОС?

8. Что такое каталог (директорий)? Для чего каталоги служат?

9. Какие операции над файлами обеспечиваются операционными системами?

10. Охарактеризуйте команды операционной системы MS DOS.

11. Опишите интерфейс оболочки ОС Norton Commander.

12. Охарактеризуйте стиль работы с помощью оболочки Windows.

13. По каким показателям Windows"95 превосходит Windows 3.11?

14. Опишите типичное окно Windows"95.

15. Какие функции выполняют меню Пуск? Поиск?

16. Как вызвать динамическое меню и каковы его возможности?

§ 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ

Системы программирования - это комплекс инструментальных программных средств, предназначенный для работы с программами на одном из языков программирования. Системы программирования предоставляют сервисные возможности программистам для разработки их собственных компьютерных программ.

В настоящее время разработка любого системного и прикладного программного обеспечения осуществляется с помощью систем программирования, в состав которых входят

Трансляторы с языков высокого уровня;

Средства редактирования, компоновки и загрузки программ;

Макроассемблеры (машинно-ориентированные языки);

Отладчики машинных программ.

Системы программирования, как правило, включают всебя

Текстовый редактор (Edit ), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы;

Загрузчик программ (Load ), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы;

Запускатель программ (Run ), осуществляющий процесс выполнения программы;

Компилятор (Compile ), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок;

Отладчик (Debug ), выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию программы;

Диспетчер файлов (File ), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами:сохранение, поиск, уничтожение и т.п.

Ядро системы программирования составляет язык. Существующие языки программирования можно разделить на две группы: процедурные и непроцедурные, рис. 2.9.

Процедурные (или алгоритмические) программы представляют из себя систему предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.

Процедурные языки разделяют на языки низкого и высокого уровня.

Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в шестнадцатиричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее. С помощью этих языков удобнее разрабатывать системные программы, драйверы (программы для управления устройствами компьютера), некоторые другие виды программ.

Рис. 2.9. Общая классификация языков программирования

Программы на языках высокого уровня близки к естественному (английскому)

языку и представляют набор заданных команд.

Перечислим наиболее известные системы программирования.

1. Фортран (FORmula TRANslating system - система трансляции формул); старейший и по сей день активно используемый в решении задач математической ориентацииязык.

2. Бейсик (Beginner"s All-purpose Symbolic Instruction Code - универсальный символический код инструкций для начинающих); несмотря на многие недостатки и изобилиеплохо совместимых версий - самый популярный по числу пользователей.

3. Алгол (ALGOrithmic Language - алгоритмический язык); сыграл большую роль в теории, но для практического программирования сейчас почти не используется.

4. ПЛ/1 (PL/I Programming Language - язык программирования первый). Многоцелевой язык; сейчас почти не используется.

5. Си (С - «си»); широко используется при создании системного программного обеспечения.

6. Паскаль (Pascal - назван в честь ученого Блеза Паскаля); чрезвычайно популярен как при изучении программирования, так и среди профессионалов. На его базе созданы несколько более мощных языков (Модула, Ада, Дельфи).

7. Кобол (COmmon Business Oriented Language - язык, ориентированный на общийбизнес); в значительной мере вышел из употребления.

8. Дельфи (Delphi) - язык объектно-ориентированного «визуального» программирования; в данный момент чрезвычайно популярен.

9. Джава (Java) - платформенно-независимый язык объектно-ориентированного программирования, чрезвычайно эффективен для создания интерактивных веб-страниц.

Среди непроцедурных языков наиболее известны

1. Лисп (Lisp);

2. Пролог (PROgramming in LOGic);

3. Оккам (назван в честь философа У. Оккама).

Широкое распространение среди разработчиков программ, а также при обучении программированию, получили системы программирования «Турбо» (Turbo) фирмы Borland, ядром которых являются трансляторы с языков программирования Бейсик, Паскаль, Си, Пролог и др. Интерфейс Турбо-оболочки для любых систем программирования внешне совершенно одинаков и предоставляет пользователю стандартный набор функций и команд, описанных выше и отображаемых в главном меню системы.

Рассмотрим технологию разработки программ с использованием популярной системы программирования Турбо-Паскаль 7 (оставив знакомство с самим языком до следующей главы).

В подобных интегрированных системах программирования сделана попытка предоставить разработчику программ максимум сервисных возможностей. Помимо основных функций система Турбо-Паскаль 7 позволяет настроить компилятор на работу в трех режимах: обычном режиме MS DOS (Real), защищенном режиме (Protected) и в режиме операционной среды Windows (Windows).

После загрузки системы (файл TURBO. EXE), на экране монитора появляется интерфейсное окно, рис. 2.10.

Рис. 2.10. Вид экрана интегрированной среды Турбо-Паскаля версии 7 (монтаж)

Главное меню системы (верхняя строка экрана) содержит команды, которые позволяют осуществлять следующие виды работ:

File - работа с файлами (сохранение, загрузка, связь с операционной
системой);

Edit - работа с текстовым редактором (после загрузки системы по умолчанию
текстовый редактор находится в активном состоянии);

Search - поиск и замена фрагментов текста;

Run -запуск программы на выполнение;

Compile - компиляция программы и установка параметров компиляции;

Debug - установка параметров отладки программы;

Tools - инструментальные программные средства (ненавязчивый сервис);

Options -установка опций интегрированной среды;

Window - работа с окнами;

Help -система помощи и подсказок.

Для начала работы с системой программирования необходимо иметь проект текста программы, который можно набирать на рабочем поле окна системы. Встроенный текстовый редактор прост и максимально приспособлен для набора текстов программ на языке Паскаль. В нем предусмотрена специальная подсветка управляющих структур, команд. Удобна система контекстной помощи (Shift+Fl), которая вызовет подсказку по набираемому текущему тексту программы в любой момент и в любом месте. Впрочем, текст программы можно приготовить в любом текстовом редакторе, хранящем тексты в ASCII-кодах (например, в Лексиконе); необходимо лишь снабдить имя файла расширением.pas.

Если текст (тексты) программы был ранее сохранен на жестком диске или дискете, то он может быть загружен в поле редактирования с помощью пункта меню File .

После окончания формирования текста необходимо откомпилировать программу (пункт меню Compile). Если в программе есть ошибки, то компилятор их укажет. После исправления ошибок можно снова повторить компиляцию.

После удачной компиляции запуск программы осуществляется командой менюRun .

Но на этом этапе чаще всего работа не заканчивается. Сложные алгоритмы требуют тестирования и отладки. Многие программы составляются из отдельных модулей, требуют связи с другими программами и системами и т.д. Для решения всех этих проблем предназначены другие команды системы (Debug , Options и пр.).

Разумеется, программисту, работающему на Паскале, нет нужды самому программировать такие непростые, но часто встречающиеся операции, как вычисление значений математических функций, построение изображений простых геометрических объектов (отрезков прямых, окружностей и т.д.), очистка экрана и множество других. Высокоэффективные, тщательно отлаженные программы таких действий сведены в стандартные модули и надо лишь уметь к ним обратиться. В состав пакета библиотек стандартных модулей входят:Crt - работы с экраном, Graph -работы с графикой и другие, такие как Overlay , String , System , Turbo 3 ,WinAPI , WinCrt , WinDos , WinPrn , WinTypes , WinProcs .

2.2. ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ

С появления первых компьютеров программисты серьезно задумывались над проблемой кодирования компьютерных программ. Уже с конца 40-х годов стали появляться первые примитивные языки программирования высокого уровня. В них программист записывал решаемую задачу в виде математических формул, а затем, используя специальную таблицу, переводил символ за символом, преобразовывал эти формулы в двухлитерные коды. В дальнейшем специальная программа (впоследствии названная интерпретатором) превращала эти коды в двоичный машинный код. Первый компилятор был разработан Г. Хоппер в начале 50-х годов; он осуществлял функцию объединения команд и в ходе трансляции производил организацию подпрограмм, выделение памяти компьютера, преобразование команд высокого уровня (в то время псевдокодов) в машинные команды. В дальнейшем компиляторы и интерпретаторы для языков Ассемблера стали развиваться и прочно вошли в практику компьютерного дела.

Идеи трансляции (перекодирования) одних символов в другие легли в основу создания различных языков программирования с соответствующими трансляторами - компиляторами и/или интерпретаторами. Отличие компиляторов от интерпретаторов заключается в процедуре трансляции текста в машинный код. Компилятор преобразует весь текст программы в последовательный набор машинных команд, который в дальнейшем отправляется на выполнение (пример компилятора с языка Паскаль). Интерпретатор же осуществляет трансляцию по принципу синхронного перевода. Каждая отдельная строка программного текста транслируется, а затем, после ее интерпретации, команды этой строки выполняются (пример языка Бейсик). Современные трансляторы с языков программирования высокого уровня, систем управления базами данных интегрируют в себе возможности и достоинства компиляторов и интерпретаторов, а в системы программирования добавляют различные сервисные утилиты по трансляции и отладке создаваемых программ.

Важнейшим элементом в развитии систем программирования выступили подпрограммы. Появление аппарата подпрограмм существенно облегчило процесс разработки системных и прикладных программ. Подпрограммы позволили формировать библиотеки из наиболее часто употребляемых в программах алгоритмов -процедур и функций. В системах программирования обязательно присутствуют стандартные (встроенные в систему) библиотеки подпрограмм. Например, в их число входят подпрограммы вычисления математических функций sin(х), cos(x), abs(х) и др.

В настоящее время распространены пользовательские и прикладные библиотеки подпрограмм. Их число увеличивается. Меняется структура библиотечных подпрограмм. В современных языках получили распространение модули (Unit ), представляющие специализированные пакеты взаимосвязанных подпрограмм определенного предназначения, например по работе с клавиатурой, с графикой и пр. Развитие объектно-ориентированного программирования позволило создавать библиотеки объектов и подпрограмм с объектными типами данных (Object ). Примером могут служить оболочки типа TurboVision .

Современная программа представляет набор команд, операторов и выражений, в которых имеются ссылки (прямые или косвенные) на различные подпрограммы из существующих в системе программирования библиотек, модулей, объектов. В этой связи исходный текст программы, как правило, занимает по объему места в памяти в несколько раз меньше, чем его оттранслированный вариант в машинных кодах. Как это происходит?

Рассмотрим один из вариантов трансляции программы с языка программирования Паскаль. Исходный текст программы решения квадратного уравнения представленниже:

program KvadUravn;

var А, В, С, D, XI, Х2: REAL;

writeln("введи А,В,С") ; read(A,B,C);

if D<0 then write("корней нет")

X1:=(-B+sqrt(D))/(2*A);

X2:=(-B-sqrt(D))/(2*A);

write("X1=", X1," X2=", Х2);

Предположив, что этот текст (по отношению к процессу трансляции выступающий как исходный модуль) сформирован одним из текстовых редакторов, попытаемся отправить его на выполнение. Прежде всего его необходимо перевести в машинный двоичный код (называемый абсолютным или загрузочным модулем ). Для этого на первых этапах осуществляется трансляция (в данном случае, как это реализовано в системах программирования Паскаля, компиляция) исходного текста в машинный код (объектный модуль ). Однако, объектный модуль не может быть использован для выполнения программы, поскольку в нем нет программ по выполнению процедур ввода (read) и вывода (write, writeln), а также вычисления функции извлечения квадратногокорня(sqrt). В исходном тексте программы ссылкинауказанные библиотечные подпрограммы отмечены знаком {*}.

Следующий шаг трансляции - компоновка - заключается в подключении к исходному объектному модулю объектных модулей соответствующих подпрограмм в места ссылок на них (исходные тексты этих подпрограмм в системе вовсе отсутствуют). Другими словами, на место процедуры Write помещается подпрограмма, осуществляющая процедуру вывода данных на экран дисплея. Таким образом после компоновки (или, иначе, редактирования связей link editor) возникает абсолютный модуль, намного превышающий по объему размер исходного текста программы, Он и является исполняемым компьютером после его запуска. Расширениями его файлового имени, как правило, являются.com или.ехе.

В силу того, что объектные модули не предназначены для непосредственного исполнения, в них обычно нет привязки составляющих их машинных команд к конкретному месту в ОЗУ. Адреса машинных слов бывают условными, что помогает компоновщику размещать объектные модули в свободныхместах ОЗУ (заменяя условные адреса команд на конкретные).

Многие системы программирования дополнительно содержат промежуточные этапы трансляции. В этих системах на первом шаге предусмотрена трансляция исходного текста в макроассемблерный код, а затем в объектный модуль. Это связано с историей развития языков программирования, а также с тем, что многие подпрограммы удобнее писать на языке Ассемблера, и подключать их легче на этапе линко-вания ассемблерного модуля с ассемблерными библиотеками подпрограмм.

В современных системах программирования, например, Турбо-Паскаль, Турбо-Си весь этот сложный процесс трансляции с компоновкой подпрограмм скрыт от пользователя и осуществляется специальными компиляторами.

Коротко об отладчиках.Эти программы входят в современные системы программирования и предоставляют средства для просмотра и изменения значений переменных в ходе отладки программы, поиска ошибок и т.д. Использование отладчиков значительно облегчает процесс доводки больших программ.

Заметим, что описанный процесс трансляции характерен для компиляции. Последовательно реализованный интерпретатор объектного модуля фактически не создает. В этом его и недостаток, и достоинство (экономия машинной памяти). Впрочем, у современных ЭВМ, в том числе и персональных, проблема малого ОЗУ отходит на второй план, и интерпретация встречается все реже, так как эффективность этого процесса в целом значительно ниже.

Остается непонятным, как детально происходит трансляция. Пользователь может не уметь сам вручную оттранслировать программу (даже столь короткую, как вышеприведенная), но элементарное понимание этого сложного процесса необходимо.

На первом этапе транслятор производит синтаксический анализ исходной программы - проверяет, не нарушены ли формальные правила, содержащиеся в данном языке программирования. Например, в Паскале текст может встретиться либо внутри текстовой константы (т.е. в апострофах), либо внутри комментария. Если такой текст встретился в другом месте, то это явная ошибка. В системе программирования встроены описания всех синтаксически разрешенных конструкций, и транслятор их применяет к исходной программе. Для задания синтаксиса применяются формы Бэкуса-Наура и синтаксические диаграммы, о которых будет рассказано в следующей главе.

Первой фазой синтаксического анализа является лексический анализ. Он заключается в просмотре литер исходной программы и построении из них лексически допустимых единиц - идентификаторов, ключевых слов языка, чисел и т.д. Во второй фазе эти единицы уже рассматриваются как неделимые и проверяется допустимость их сочетания.

Даже если в синтаксическом смысле исходная программа верна, это не означает, что она имеет смысл в рамках данного языка программирования. На следующем этапе семантического анализа транслятор ищет ошибки такого рода: числа употребления слов BEGIN и END не совпадают; переменные не описаны (в языке, требующем обязательного явного описания переменных), т.е. текст программы непонятен (семантика - смысловая сторона языка).

Лишь после того, как в программе все синтаксически правильно и семантически понятно, транслятор переводит операторы программы в машинный код. Это отнюдь не означает, что в программе все благополучно - не исключены ошибки этапа исполнения (деление на ноль, выход за границу массива, переполнение разрядов и т.д.).

Минуло три дня, как от меня... , у него огромный опыт, накопленный за десятилетия работы в Государственном архиве древних актов... в каком-то месте около трех с половиной тысяч лет. До тех пор , пока кто-то не...

  • Документ

    Около половины трех братьев. Пять лет минуло с тех пор десятилетия , будущие взрывные заряды. Но в...

  • Хеннинг манкелль китаец хеннинг манкелль китаец

    Документ

    Не меньше, чем в любой другой. Около половины шестого в тот же день несколько... иероглифы – повесть о жизни трех братьев. Пять лет минуло с тех пор , как Цзы похитил его... , где силы истории подготавливали будущие десятилетия

  • Ответьте на следующие вопросы и пришлите их в виде текстового документа MS Word:

    Охарактеризуйте место операционных систем среди других видов программного обеспечения.

    Каковы функции операционной системы?

    4. Охарактеризуйте стиль работы с помощью графических операционных систем семейства Windows.

    5. Назовите основные объекты Windows и опишите их назначение.

    6. Какие функции выполняют меню Пуск? Поиск?

    7. Как вызвать динамическое меню и каковы его возможности?

    8. Охарактеризуйте назначение пунктов главного системного меню Windows.

    9. В чем заключаются принципы Plug and Play OLE и Drag and Drop?

    10. Опишите типичное окно Windows.

    11. Охарактеризуйте стандартные приложения Windows.

    12. Опишите развитие операционных систем семейства Windows.

    1.Охарактеризуйте место операционных систем среди других видов программного обеспечения.

    В компьютере одновременно работает много программ:
    одна программа выводит изображение на монитор (видеодрайвер)
    другая программа выводит на принтер (драйвер принтера)
    третья - работает с мышью (драйвер мыши)
    четвертая - с клавиатурой
    пятая - с винчестером,
    и т. д.
    А ОС объединяет работу этих программ и управляет ими

    2. Каковы функции операционной системы?

    Основные функции операционной системы:

    1. Обмен данными между компьютером и различными периферийными устройствами (терминалами, принтерами, гибкими дисками, жесткими дисками и т.д.). Такой обмен данными называется "ввод/вывод данных".

    2. Обеспечение системы организации и хранения файлов.

    4. Организация диалога с пользователем.

    3.Охарактеризуйте основные ступеньки эволюции операционных систем.

    Первое поколение.

    40-е годы. Первые цифровые вычислительные машины без ОС. Организация вычислительного процесса решается программистом с пульта управления.

    Второе поколение.

    50-е годы. Появление прообраза ОС - мониторные системы, реализующие систему пакетной обработки заданий.

    Пакетный режим

    Необходимость оптимального использования дорогостоящих вычислительных ресурсов привела к появлению концепции «пакетного режима» исполнения программ. Пакетный режим предполагает наличие очереди программ на исполнение, причём ОС может обеспечивать загрузку программы с внешних носителей данных в оперативную память, не дожидаясь завершения исполнения предыдущей программы, что позволяет избежать простоя процессора.

    Третье поколение.

    1965-1980 г.г. Переход к интегральным схемам. IBM/360. Реализованы практически все основные концепции, присущие современным ОС: разделение времени и многозадачность, разделение полномочий, реальный масштаб времени, файловые структуры и файловые системы. Реализация мультипрограммирования потребовала внесения очень важных изменений в аппаратуру компьютера: привилегированный и пользовательский режимы, средства защиты областей памяти, развитой системы прерываний.

    Разделение времени и многозадачность

    Уже пакетный режим в своём развитом варианте требует разделения процессорного времени между выполнением нескольких программ. Необходимость в разделении времени (многозадачности, мультипрограммировании) проявилась ещё сильнее при распространении в качестве устройств ввода-вывода телетайпов (а позднее, терминалов с электронно-лучевыми дисплеями) (1960-е годы). Поскольку скорость клавиатурного ввода (и даже чтения с экрана) данных оператором много ниже, чем скорость обработки этих данных компьютером, использование компьютера в «монопольном» режиме (с одним оператором) могло привести к простою дорогостоящих вычислительных ресурсов.

    Разделение времени позволило создать «многопользовательские» системы, в которых один (как правило) центральный процессор и блок оперативной памяти соединялся с многочисленными терминалами. При этом часть задач (таких, как ввод или редактирование данных оператором) могла исполняться в режиме диалога, а другие задачи (такие, как массивные вычисления) - в пакетном режиме.

    Четвертое поколение.

    Конец 70-х. Создан рабочий вариант стека протоколов TCP/IP. В 1983 году он был стандартизирован. Независимость от производителей, гибкость и эффективность, доказанные успешной работой Интернет, сделала этот стек протоколов основным стеком для большинства ОС.

    Начало 80-х. Появление персональных компьютеров. Бурный рост локальных сетей. Поддержка сетевых функций стала необходимым условием. 80-е годы. Приняты основные стандарты на коммуникационные технологии локальных сетей: Ethernet, Token Ring, FDDI. Это позволило обеспечить совместимость сетевых ОС на нижних уровнях.

    Начало 90-х. Практически все ОС стали сетевыми. Появились специализированные сетевые ОС (например IOS, работающая в маршрутизаторах)

    Последнее десятилетие. Особое внимание корпоративным сетевым ОС, для которых характерны высокая степень масштабируемости, поддержка сетевой работы, развитые средства обеспечения безопасности, способность работать в гетерогенной среде, наличие средств централизованного администрирования.

    4.Охарактеризуйте стиль работы с помощью графических операционных систем семейства Windows.

    С переходом на персональные компьютеры с процессором 80386 и с увеличенной памятью (не менее 4 Мбайт), на смену Norton Commander и характерному для DOS стилю работы в текстовом режиме пришла оболочка Windows и новый стиль работы с графическим интерфейсом. Идея графического интерфейса Windows заимствована компанией «Microsoft», долгое время специализировавшейся на операционных системах для персональных компьютеров IBM, у операционной системы для компьютеров Apple. Иногда Windows определяют не как оболочку, а как нечто большее, используя термин типа «операционная среда». При этом исходят из того, что если классическая оболочка (такая как Norton Commander) видоизменяет лишь пользовательский интерфейс, то программа типа Windows дополнительно к этому берет на себя управление программами и заданиями, т.е. реализует основные функции операционной системы.

    Принципиально важные особенности Windows по сравнению с MS DOS - это многозадачность (допускается одновременное выполнение нескольких процессов) и возможность обмена данными между работающими программами. Важно и то, что Windows использует расширенную оперативную память (много больше 640 кбайт) и подразумевает единый интерфейс всех прикладных программ. Недаром утвердилось понятие «программировать под Windows», т.е. ориентироваться на стандартный графический интерфейс.

    Название Windows - «окна» - говорит само за себя. Эта оболочка операционной системы построена на основе графических окон, соответствующих программным средствам и группам программных средств, которыми пользователь может управлять, изменять их размеры, перемещать по экрану, открывать и закрывать по своему желанию.

    Оболочка Windows ориентирована на работу с помощью манипулятора «мышь». Все операции в этой среде в высокой степени унифицированы, все программные средства имеют очень схожие интерфейсы и принципы управления, что значительно ускоряет освоение новых программных средств.

    5.Назовите основные объекты Windows и опишите их назначение

    Группа файлов, объединенных по какому-либо критерию (аналог в NC – каталог).

    Документ

    Обычно изображаются на Рабочем столе как листочки бумаги с загнутыми уголками. Документ – любой файл, обрабатываемый с помощью приложений (программ). Документ может содержать текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

    Легко узнать по изогнутой стрелочке в нижнем левом углу пиктограммы. Ярлыки представляют собой высокоэффективное средство ускоренного доступа к объектам. Ярлык можно «нацепить» на любой объект – файл, программу, сетевую папку, диск, значок и поместить в любой области интерфейса пользователя. Двойной щелчок по ярлыку открывает объект, с которым он связан.

    Программы

    В отличие от других объектов имеют каждая свое собственное «лицо» (пиктограмму).

    Эффективное средство интеграции приложений. Его можно представить как некоторое динамическое пространство оперативной памяти для временного размещения данных обмена. Для занесения информации в буфер обмена и ее извлечения Windows имеет в своих меню команды Копировать, Вырезать, Вставить.

    6.Какие функции выполняют меню Пуск? Поиск?

    Меню «Пуск» в HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Windows_XP" \o "Windows XP" Windows XP:

    Отображение имени и HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0)" \o "Аватар (картинка)" аватар пользователя

    Доступ к браузеру и E-mail клиенту

    Доступ к часто используемым программам

    Открытие специальных папок

    Выключение компьютера

    Осуществляет поиск файлов и папок, а также компьютеров в сети

    7.Как вызвать динамическое меню и каковы его возможности?

    Для быстрого вызова часто повторяемых команд можно воспользоваться динамическим меню, которое вызывается правой кнопкой мыши. Динамическое меню (рис) содержит часто употребляемые команды. Набор команд зависит от выбранного объекта: значка диска, папки или файла, выделенного текста, панели задач или свободного места экрана.

    Если щелкнуть правой кнопкой значок диска в окне программы Мой компьютер, то появятся команды: Открыть, Проводник, Найти, Разделение, Форматировать, Вставить, Создать ярлык. Свойства. Так же как и для диска, команды динамического меню для файла зависят от типа файла и дублируют меню Файл. Правую кнопку мыши удобно использовать для перемещения или копирования файла из одного окна в другое папки Мой компьютер или Проводник. После транспонирования значка папки/файла с нажатой правой кнопкой мыши появляется динамическое меню, позволяющее указать цель транспортировки: переместить или скопировать объект, создать значок быстрого вызова.

    (динамическое меню)

    8.Охарактеризуйте назначение пунктов главного системного меню Windows.

    Главное системное меню содержит следующие основные пункты.

    Меню часто запускаемых программ. В этих строках обычно располагаются программы, которые пользуются наибольшим спросом, т.е. запускаются чаще других.

    Все программы.

    Мои документы, Недавние документы, Рисунки, Моя музыка, Мой компьютер. Второй пункт выводит на экран меню, состоящее из открываемых в последнее время документов.

    Панель управления. Содержит в свою очередь подменю из большого числа пунктов, соответствующих средствам настройки системы: Администрирование, Дата и время, и т.п.

    Администрирование, Сетевые подключения, Принтеры и факсы.

    Справка и поддержка. Осуществляет допуск к справочной информации по работе с Windows. Справку можно получить в трех вариантах: по общему содержанию, по предметному указателю, по команде Поиск (поиск перечня разделов, где встречается интересующий термин).

    Поиск. Осуществляет поиск файлов и папок, а также компьютеров в сети.

    Выполнить. Позволяет осуществить запуск программ по указанному пути.

    9.В чем заключаются принципы Plug and Play OLE и Drag and Drop?

    Plug and Play (включи и работай). Данная технология ориентирована на автоматическое распознавание, установку и настройку любого типа устройств, в том числе, монитор, видеоплату, принтер, звуковую карту, модем, CD-ROM, различные контроллеры жесткого диска. Она позволяет упростить настройку и управление оборудованием, обеспечить надежную без сбоев их работу.

    OLE – Object Link and Embedding (связь и внедрение объектов). Объект OLE – произвольный элемент, созданный средствами какого-либо приложения Windows, который можно поместить (внедрить и/или связать) в документ другого приложения Windows. При этом, внедрив в документ приложения некий объект, созданный в другом приложении, имеется возможность редактировать этот объект средствами «родного» приложения.

    Существуют два способа реализации технологии OLE.

    Первый способ – через буфер обмена.

    Второй способ – командой приложения Вставка/Объект...

    Следует различать операции Внедрить и Связать.

    При внедрении объект становится частью документа-приемника и теряет связь с исходным файлом (если таковой был). Внедренный объект можно редактировать средствами «отца» – OLE-источника, но внесенные изменения не отражаются на исходном файле (и наоборот, «автономные» изменения исходного файла не отражаются на внедренном объекте).

    Связать с приемником можно только объект, который оформлен как файл-документ (т.е. зарегистрирован в файловой системе по точному адресу). При обновлении файла-документа средствами «отца» (OLE-источника) изменения отражаются и в документе-приемнике (либо автоматически, либо по указанию пользователя).

    Drag and Drop – метод, используемый для копирования или перемещения выделенного фрагмента информации, значка, окна, объекта в другое положение. Например, если, выделив участок картинки «ножницами», указать на него курсором мыши, нажав левую или правую кнопку и удерживать ее, то можно «перетащить» участок на новое место. Если во время перетаскивания удерживать нажатой клавишу , фрагмент будет копироваться на новое место. Кроме того, методом Drag and Drop можно изменять границы абзаца и страницы документа, ширину и высоту строк таблицы, составлять пользовательские панели инструментов и выполнять многие другие операции. Drag and Drop используется в технологии OLE, в информационных системах для физического и логического перемещения документов и т.д.

    10.Опишите типичное окно Windows.

    Главным объектом интерфейсной части Windows является окно – прямоугольная часть экрана, которая позволяет просматривать выведенную в ней информацию. Различаются три типа окон:

    Окно программы (приложения);

    Окно документа (окно объекта обработки программы);

    Диалоговое окно (инструмент обработки). Элементы окна Windows представлены на рисунке

    Системное меню содержит команды для изменения размеров окна, его перемещения, минимизации до размеров значка и закрытия.

    Строка состояния содержит разнообразную справочную информацию, зависящую от текущего режима работы.

    Строка горизонтального меню содержит группы команд, объединенных по функциональным признакам. Вызов справочной информации осуществляется через кнопку

    Некоторые кнопки панели инструментов окна (см. рисунок) имеют очевидный смысл.

    Опишем некоторые возможные манипуляции с размерами окон.

    1. При помощи кнопок, расположенных в строке заголовка окна:

    Кнопка Свернуть сворачивает окно в кнопку и помещает ее на Панели задач.

    Чтобы снова развернуть окно, необходимо щелкнуть по данной кнопке;

    Кнопка Развернуть увеличивает размер окна до максимально возможного;

    Кнопка Восстановить изменяет размер окна от максимального до среднего и обратно.

    2. При помощи мыши:

    Подвести указатель мыши к границе окна (вертикальной, горизонтальной, к углу), которую необходимо изменить (указатель примет вид двойной стрелки);

    При нажатой левой клавише мыши переместить указатель в нужном направлении.

    Закрыть окно можно следующими способами:

    Комбинация клавиш и ;

    Щелчок по кнопке Закрыть строки заголовка окна;

    Активизировать системное меню и выбрать команду Закрыть;

    Выполнить команду Файл/Закрыть.

    11.Охарактеризуйте стандартные приложения Windows.

    Существует группа прикладных программ, интегрированных в Windows и называемых стандартными приложениями. Это относительно скромные по возможностям (по сравнению со специализированными) программы, но удобные при выполнении несложных работ. Ссылки на стандартные приложения сосредоточены в папкеСтандартные среди всех программ.

    По мере развития семейства Windows стандартные приложения также совершенствуются. Текстовый редактор Блокнот (Notepad) позволяет работать с небольшими неформатированными текстами, а его более мощная версия WordPad является промежуточным по уровню возможностей редактором текстов между Notepad и мощным текстовым процессором Word. Графический редактор Paint – усовершенствованная версия редактора PaintBrush – позволяет создавать и редактировать несложные изображения, окрашивать их фрагменты, стирать и добавлять новые; кроме того, Paint может быть полезен как промежуточная среда при обмене рисунками между приложениями, когда из рисунка надо вырезать фрагмент и т.п. Программа Imaging обеспечивает: просмотр графических документов и их свойств, масштабирование, работу с фрагментами, получение графического документа путем сканирования изображения на бумаге, добавление комментариев. Калькулятор способен работать в двух режимах: простые вычисления (лишь арифметические операции) и инженерные вычисления (многие математические функции, различные системы счисления, использование скобок и т.д.). В специальных папках среди стандартных приложений имеются игры, в том числе с использованием Интернета, а также средства развлечения, позволяющие просматривать видеофайлы, прослушивать аудиодиски, создавать собственные видеоролики.

    12.Опишите развитие операционных систем семейства Windows.

    На смену системе Windows 95 последовательно пришли:

    ОС Windows 98, Windows NT, семейства систем Windows 2000 (Professional, Server и Advanced Server) и Windows XP (Home Edition, Professional) – и список этот не закрыт. Windows NT и Windows 2000 Server (Advanced Server) нацелены на обслуживание локальных сетей (обсуждение сетевых ОС отложим до гл. 5), а системы Windows 98, Windows 2000 Professional и Windows XP непосредственно продолжают линию Windows 95 и предназначены для организации работы ПК.

    Каждая последующая версия системы типа Windows, сохраняя основные принципы построения пользовательского интерфейса системы Windows 95, обеспечивает, вообще говоря, больше функций для пользователя, чем предыдущая. В то же время каждая следующая версия системы предъявляет все больше требований к быстродействию компьютера, объему оперативной памяти и жесткого диска.

    Новые возможности указанных систем.

    ОС Windows 98 является непосредственным усовершенствованием Windows 95. Общего между ними так много, что их в литературе часто обозначают собирательным именем Windows 9x. Тем не менее, во многих отношениях Windows 98 превосходит предшественницу. У нее более рациональный и более богатый возможностями пользовательский интерфейс и значительно упрощен доступ к ресурсам Интернета. Последнее достигнуто за счет включения в состав Windows 98 программы-обозревателя Internet Explorer 4.0 и возможности выхода в Интернет из различных панелей и окон. В Internet Explorer включены программа для работы с электронной почтой Outlook Express и другие коммуникационные программы. Значительно расширены возможности для использования мультимедиа-приложений, т.е. программ, использующих одновременно графические и звуковые средства отображения, а также движущихся изображений.

    ОС Windows 2000 Professional расширяет возможности пользователя ПК в следующих сферах:

    Установка системы и обновление системных файлов;

    Повышенная безопасность;

    Поддержка работы с Интернетом;

    Поддержка мультимедиа-приложений;

    Работа на переносном компьютере в режиме использования аккумуляторов.

    ОС Windows 2000 Professional может поддерживать компьютер с двумя центральными процессорами и значительно большей оперативной памятью. Новые возможности (по отношению к Windows 9x) связаны с более удобной процедурой установки ОС (включая установку по сети), с большей защищенностью от сбоев. Система поддерживает многоязычный пользовательский интерфейс. Ей свойственна ускоренная многозадачность, т. е. можно одновременно выполнять больше задач, чем в Windows 9x. Система допускает возможность параллельного использования на одном компьютере с системами Windows 9x, включая совместный допуск к папкам и периферийным устройствам. Специальный сервис организуется для переносных компьютеров. Так, она позволяет использовать «спящий режим» путем запоминания текущей настройки рабочего стола, последующего полного отключения питания с восстановлением рабочего состояния по желанию пользователя.

    При работе в сети система позволяет создать на компьютере зеркальную копию документов, хранимых в сети, а затем обрабатывать эти документы, отключившись от сети.

    Продолжение совершенствования ОС Windows в направлениях, указанных выше, привело к созданию ОС Windows XP. У нее обновлен пользовательский интерфейс, который может быть адаптирован к личным приемам работы пользователя, позволяет группировать однотипные приложения под общей кнопкой на Панели задач. Установлены новые или существенно усовершенствованы программы работы с аудио- и видеоданными, а также усилены коммуникативные возможности; в частности, пользователи могут совместно работать с приложениями (при работе в сети). Системные файлы защищены от порчи (перезаписи) при установке новых приложений. Разумеется, каждая новая версия ОС Windows наследует лучшие черты предшественницы.

    Не все шаблоны предлагают возможность использования встроенного в них динамического меню, когда при наведении на пункт меню курсора мыши скрытые подменю раскрываются выпадающим списком. Статические меню могут быть, конечно, самодостаточными, при условии, если структура вашего сайта состоит всего из нескольких разделов. Но такое характерно только для сайтов-визиток. Как правило, уважающий себя сайт имеет достаточно разветвленную структуру, что само по себе заставляет прибегать к раскрывающимся меню, поскольку ширина или высота веб-страницы не бесконечны и не смогут разместить все пункты в одну строку (случай горизонтального положения меню) или в один столбец (случай вертикального меню). Кроме того, замечено, что пользователи очень не уважают меню, в которых больше 5-10 пунктов, для них становится утомительным вчитываться в бесконечный перечень пунктов меню сайта, они уходят с него, даже не дойдя до последнего пункта, даже, быть может, как раз того, что искали на вашем сайте. Поэтому необходимость динамического меню очень серьезно мотивирована. Существует специальное расширение, которое инсталлируется в вашу Joomla и позволяет в режиме конструктора вам самим создать и оформить меню по своему усмотрению. Но даже если вам не нужно динамическое меню, вам вполне достаточно статического, или выбранный вами шаблон сайта уже имеет таковое, не спешите игнорировать эту тему. Она в любом случае позволит вам лучше понимать специфику веб-приложений, когда вы сами поработаете в программе Swmenufree.

    Com_swmenufree5.2_J1.5

    Именно так называется плагин, который мы скачиваем отсюда и устанавливаем уже известным нам способом на своем сайте. После установки в меню «Компоненты» выбираем «SwMenuFree» и переходим в панель управления этой программы. Перед нами окно с множеством настроек и вкладками «Параметры модуля», «Размеры и положение», «Цвет и фон», «Шрифты и отступы», «Границы и эффекты». Особо не стоит пугаться обилия настраиваемых параметров, но оговоримся сразу: работа предстоит творческая.

    В строке «Имя модуля» мы сразу вводим название меню, которое собираемся создать. Это название важно для системы, а не для нас, поскольку после его создания меню с таким именем вы все равно не увидите в списке меню вашего сайта. Дело в том, что мы не создаем новое меню как таковое, а преобразуем содержимое любого, по выбору, из уже созданных в новый, динамический вариант. Мы для ясности использовали название «Динамическое меню».

    В строке «Источник меню» выбираем «Trans Menu», так как этот вариант, из всех трех возможных, самый оптимальный для нашего шаблона. Кто не верит, пусть попробует остальные, чтобы в результате согласиться с нашей версией.

    Строка «Источник меню» позволяет нам выбрать из списка то, уже существующее меню сайта, которое мы хотим представить в динамическом виде. Собственно, выбор не велик, ведь у нас пока всего одно меню – Главное, с системным именем mainmenu. Его-то в этом списке и выбираем.

    В строке «Родитель» оставляем значение TOP. Это означает, что наше меню не является дочерней веткой, а само выступает в качестве родителя, способного «порождать» другие ветки меню.

    Спускаемся в следующий блок настроек – «Параметры таблицы стилей». В строке «Загрузка таблицы» выбираем «Внедрить стиль напрямую в страницу», это позволит нашему меню использовать именно те стили оформления, которые мы сами ему зададим, игнорируя навязываемые шаблоном сайта стили.

    В строке «Суффикс класса модуля» ничего не пишем.

    Следующий блок «Параметры кэширования» игнорируем.

    Блок «Общие параметры модуля». Проставляем флажки так, как показано на рисунке.

    Блок «Размещение и доступ». В строке «Размещение модуля» ставим header1 (это положение горизонтального меню предусмотрено для данного шаблона. Кстати, у нас на данный момент там стоит модуль поиска по сайту, поэтому вам нужно будет предварительно переключить его в другую позицию - banner).

    Другие настройки в этой вкладке не трогаем, пока у нас на сайте всего одно меню, они не актуальны, и значения, по умолчанию выставленные в них, нас вполне удовлетворяют. Хотя, если вы желаете, чтобы ваше главное меню отображалось не на всех страницах сайта, а только на нескольких, - выберите в блоке «Отображение модуля меню на страницах» нужное.

    Переходим в следующую вкладку – «Размеры и положение». Здесь мы сможем настроить высоту, ширину элементов меню и подменю, а также способ расположения на странице.

    Блок «Положение и ориентация меню». В строке «Меню - Выравнивание:» ставим left, т.к. выравнивание текста меню по левому краю считается оптимальным. В строке «Меню / Подменю - Ориентация:» выбираем horizontal/down/right (горизонтально-вниз-вправо). Не забываем после каждого внесенного изменения в настройки нажимать кнопку «Просмотр». После чего вы увидите ваше меню в отдельном окне, в котором оно функционирует и выглядит так, как будет выглядеть на странице после сохранения результатов. Полюбовавшись, можно закрыть это окно.

    Блок «Размеры элементов меню». Здесь все значения равны нулю, что означает размер элементов меню по размеру содержащегося в нем текста. Это очень удачный для нас вариант, т.к. мы создаем горизонтальное меню, а в нем, в отличие от вертикального, все элементы не должны быть одного размера.

    В блоках «Смещения меню верхнего уровня» и «Смещения подменю» можно задать величину смещения элементов меню относительно друг друга. Хотя в этом нет особой объективной необходимости.

    Вкладка «Цвет и фон». Здесь начинается самое интересное. Здесь мы должны проявить максимум творческого подхода, оформив все элементы нашего меню в гармонирующие с фоном шаблона сайта цвета. Фон элементов меню можно заливать цветом и изображениями (вспоминаем PowerPoint!). Причем заливка изображением имеет доминирующее значение над заливкой цветом: если вы зальете обоими вариантами, результирующей окажется заливка изображением. Так как у нас нет никаких изображений, блок «Фоновые изображения» пока пропускаем. А в блоке «Цвет фона» начинаем работать. Чуть ниже находится палитра выбора цветов и подсказка, как это сделать: «Выберите цвет на палитре и нажмите кнопку выбор около поля, к которому вы хотите применить выбранный цвет».

    Не забываем всякий раз просматривать результат. Какие цвета выбрать, смотрите сами, но все же лучше будет после просмотра в отдельном окне нажать кнопку «Сохранить» и перейти на главную страницу сайта (если вы работаете с сайтом в двух вкладках – главная страница и админпанель – как мы предлагали изначально, то не составит трудности переключиться на соседнюю вкладку браузера), чтобы воочию увидеть соответствие выбранного цвета фону шаблона сайта.

    Но мы не можем использовать всех возможностей.

    Изменение структуры меню

    Во-первых, перейдя на главную страницу, мы видим, что у нас два главных меню: одно – новое, над которым мы сейчас работаем, а другое – старое, которое стоит в своей позиции в правой части страницы. Не удивляйтесь, чтобы меню не дублировались, одно из них надо отключить, а именно старое, точнее, отключить модуль его отображения. Идем в «Расширения» - «Модули» и отключаем модуль «Главное меню», щелкнув по зеленой галке в его строке, превратив её в красный круг с белым крестом. Переходим на вкладку, в которой открыта главная страница и видим, осталось одно меню.

    Во-вторых, мы не можем настроить оформление подменю, поскольку у нас пока их нет. Поэтому нам нужно перестроить структуру нашего меню так, чтобы основные элементы стали подпунктами.

    Для этого идем в меню настройки: «Меню» - «Главное меню». Перед нами список основных элементов меню. Давайте два из них оставим основными, а остальные переведем в разряд подменю. Нам нужно будет последовательно открывать каждое из «приговоренных» к роли подменю основных элементов меню и в строке «Родительский пункт меню» щелкнуть тот элемент, чьим подменю мы делаем данный элемент. На рисунке показан уже результат пяти последовательных выборов для каждого элемента (бывшие основные элементы «Форум», «Галерея», «Загрузка», «Блог категории», «Демонстрация», чьим родительским элементом раньше являлся невидимый пункт «Вверху», стали «детьми» основного пункта «Возможности»).

    Чтобы лучше понять механизм этих изменений, рекомендую после каждогоизменения статуса элемента меню и его сохранения выходить на главную страницу, нажимать F5 и смотреть на результат. Двух-трех раз, думаю, будет достаточно. Можно пойти даже далее и еще усложнить меню, например, сделав родителем двух последних элементов подпункт «Загрузка». В результате мы будем иметь трехуровневую иерархию в своем меню.

    Количество уровней, которые можно создать подобным образом – не ограничено, но больше трех уровней делать не рекомендуется.

    Теперь возвращаемся в панель управления SwMenuFree и донастраиваем оставшиеся элементы подменю, а также цвет шрифта и цвет границ в соответствующих одноименных блоках вкладки «Цвет и фон». Следует пояснить, что цвет меню, подменю и шрифта устанавливается для двух вариантов: вне курсора и когда на подпункт (пункт и его содержимое) наведен курсор мыши. Эти цвета, разумеется, должны различаться.

    Вкладка «Шрифты и отступы». Здесь можно выбрать вид шрифта и отступы от границы ячейки меню до текста этой ячейки. Рекомендую здесь ничего не менять, кроме толщины шрифта, поскольку обычное начертание сливается подчас с фоном заливки (в блоке «Плотность шрифта» выбираем bold).

    Вкладка «Границы и эффекты». На рисунке указаны наши настройки.

    Жмем сохранить. Меню готово. Вам больше не нужно заходить в панель управления SwMenuFree, разве что если вы решите поменять цвет оформления при текущем шаблоне или при смене шаблона сайта, т.к. при этом настройки оформления меню не сохраняются.

    Но мы еще не рассмотрели возможность заливки фона рисунком.

    Заливка фона меню рисунком

    Этот способ сложнее, но возможности оформления дает неограниченные. Для создания изображений мы воспользуемся GIMP (помнится, в 5 занятии мы с его помощью создавали логотип сайта, вернее, пытались создать).

    Нам нужно создать прозрачное изображение размером 200 ×200px. «Файл» - «Создать».

    Настройки диалогового окна, как на рисунке. Теперь берем инструмент «Прямоугольное выделение» (нажимаем клавишу R) и рисуем на нашем прозрачном изображении рамку выделения шириной пикселей 100 и высотой 25 пикселей. В панели инструменов, в строке «Размер», при перемещении мыши вы видите изменяющиеся цифры высоты и ширины создаваемого выделения, в зависимости от этих значений мы и направляем нашу мышку в ту или иную сторону, пока значения не будут равны 100 и 25 пикселей соответственно. Получившееся выделение мы должны залить темно-коричневым цветом, воспользовавшись инструментом «Плоская заливка» (Shift+B) и выбрав нужный цвет в палитре. Палитра вызывается на экран щелчком по прямоугольнику цвета переднего плана в панели инструментов. (Вообще все кнопки панели обладают подсказками, достаточно задержать курсор на каком-либо значимом элементе панели – тут же выскакивает подсказка).

    В палитре нужно щелкнуть курсором в подходящий цвет и согласиться с выбором. После этого щелкаем внутри выделения – и оно заливается выбранным цветом.

    Теперь нам нужно выделить полоску толщиной 3 пикселя по нижнему краю нашей заливки. Мы делаем это, как только что выделяли первую область, ориентируясь на цифры в панели инструментов (в строке «Размер»). Если вы уже отпустили курсор, а цифры все не те, скажем, больше или меньше нужных, подводим курсор к границе выделения. Как только он меняет форму, придавливаем левую кнопку мыши и тащим курсор вниз или вверх. Отпустив мышь, видим, что таким образом мы увеличили или уменьшили область выделения. Пробуем еще раз, доведя область выделения до нужных нам размеров. Заливаем её оранжевым цветом.

    Теперь делаем слой частично прозрачным: меню «Окна» - «Панели» - «Слои». В появившейся панели видим прямоугольник текущего слоя, выделяем его щелчком и перемещаем ползунок в строке «Непрозрачность» так, чтобы значение стало равным 80. Наша заливка стала немного прозрачной. Теперь из всей этой заливки нам нужно вырезать тонкую полоску высотой 25 пикселей и шириной 3 пикселя. Берем инструмент «Кадрирование» и, как до этого инструментом выделения, охватываем нужный прямоугольник, опять же ориентируясь на размеры в панели. Если промахнулись, исправляем ошибку, так же, как и с выделением, в плане исправления погрешностей это идентичные инструменты. (Для работы с мелкими объектами лучше увеличить масштаб изображения до 200-400%. Выпадающий список с возможными размерами масштаба – в строке состояния окна с изображением, промахнуться трудно.) После того, как нужные размеры достигнуты, щелкаем внутри выделенного прямоугольника и получаем наше первое готовое изображение для кнопки меню. Не удивляйтесь, что оно такое маленькое, браузер повторит его столько раз, сколько нужно для заполнения всей площади кнопки. Сохраняем его в формате.png на Рабочем столе под именем а2.

    Создаем еще одно прямоугольное изображение 25 на 3 пикселя, только залитое сплошным коричневым цветом, тем же, что и первое. Сохраняем его под именем a1.png.

    Идем в админку сайта, запускаем SwMenuFree. Вкладка «Цвет и фон». Блок «Фоновые изображения». Строка «Меню - фон:», кнопка «Выбор». Нам нужно теперь загрузить наши изображения на сайт. В появившемся окне жмем кнопку «Обзор». Указываем наш рисунок a1.png на Рабочем столе и жмем кнопку Upload. Он загружается в папку на сайте. Чтобы вставить его в качестве фона пункта меню, щелкаем прямо по загруженному на сайт изображению и жмем OK. То же самое, но только в строке «Меню - фон при наведении:» проделываем с изображением a2.png.

    Если все сделали правильно, получилось очень оригинальное меню: в спокойном состоянии меню однотонное, а при наведении курсора в нижней части элемента меню появляется оранжевая полоса. Когда быстро ведешь по меню мышкой, эта полоса стремительно пробегает по всему меню.

    Контрольные вопросы:

    1. Назовите преимущества динамического меню над статическим.
    2. Что такое «родитель» в терминологии динамического меню.
    3. Каким образом можно изменить структуру уже созданного меню?
    4. В чем заключается специфика работы в расширениях joomla, иначе говоря, веб-приложениях?
    5. Что произойдет, если после настройки меню в приложении SwMenuFree, подключить сайт к другому шаблону? Перечислите возможные проблемы.

    Контрольные задания:

    1. Продумайте дизайн изображений для вашего меню.
    2. Создайте в GIMP четыре изображения: два для меню, два для подменю.
    3. Установите изображения на ваше меню.
    4. Вышлите ссылку на ваш сайт для контроля.

    Вопросы к экзамену

    обновлено: 17.0 8.1 2

    1. Понятие, основные функции, типы операционных систем.

    2. Функции операционной системы.

    3. Операционное окружение.

    5. Машинно-зависимые свойства операционных систем.

    6. В чем состоит назначение файловой системы ОС?

    7. Что такое файл? Какие структуры файлов поддерживаются различными ОС?

    8. Что такое каталог (директорий)? Для чего каталоги служат?

    9. Какие операции над файлами обеспечиваются операционными системами?

    10. Охарактеризуйте команды операционной системы MS DOS.

    11. Опишите интерфейс оболочки ОС Norton Commander.

    12. Охарактеризуйте стиль работы с помощью оболочки Windows.

    13. По каким показателям Windows"95 превосходит Windows 3.11?

    14. Сопровождение операционных систем.

    15. Какие функции выполняют меню Пуск? Поиск?

    16. Как вызвать динамическое меню, и каковы его возможности?

    17. Какие события в развитии технической базы вычислительных машин стали вехами в истории операционных систем?

    18. В чем состояло принципиальное отличие первых мониторов пакетной обработки от уже существовавших к этому времени системных обрабатывающих программ? трансляторов, загрузчиков, компоновщиков, библиотек процедур?

    19. Машинно-независимые свойства операционных систем.

    20. Как эволюционировало отношение к концепции мультипрограммирования на протяжении всей истории ОС?

    21. Защищенность и отказоустойчивость операционных систем.

    22. Чем объясняется особое место ОС UNIX в истории операционных систем?

    23. Опишите историю сетевых ОС.

    24. В чем состоят современные тенденции развития ОС?

    25. Поясните определение операционной системы как расширенной машины.

    26. В соответствии с определением ОС ее главными функциями являются предоставление удобств пользователю и эффективное управление ресурсами компьютера. Какая их этих двух функций должна была доминировать в мультипрограммных ОС времен IBM/360? А в первых ОС для персональных компьютеров?

    27. В чем состоит отличие в виртуальных машинах, предоставляемых операционной системой простому пользователю и прикладному программисту?

    28. Сравните интерфейс прикладного программиста с операционной системой и интерфейс системного программиста с реальной аппаратурой. Что можно сказать о разнообразии и мощности интерфейсных функций, имеющихся в распоряжении каждого из них?

    29. Назовите абстрактно сформулированные задачи ОС по управлению любым типом ресурса. Конкретизируйте эти задачи применительно к процессору, памяти, внешним устройствам.

    30. Вставьте пропущенные определения: ?Пользователю... ОС не требуется знать, на каком из компьютеров сети хранятся файлы, с которыми он работает, а пользователю... ОС эти сведения обычно необходимы?.

    31. Стандартные программы операционной системы.

    32. Какой минимум функциональных возможностей надо добавить к локальной ОС, чтобы она стала сетевой?

    33. Перечислите основные сетевые службы. Какие из них, как правило, встроены в операционную систему?

    34. Поддержка приложений других операционных систем, способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования, понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы.

    35. Поясните значение следующих терминов применительно к сетевым ОС: ?сервис?, ?сервер?, ?клиент?, ?служба?, ?оболочка?, ?услуга?, ?редиректор?. Какие из них употребляются как синонимы?

    36. Может ли сетевая оболочка работать над сетевой ОС?

    37. В каких случаях может оказаться полезным наличие сразу нескольких серверных (клиентских) частей файловых служб?

    38. Виды пользовательского интерфейса.

    39. Может ли выделенный сервер обращаться с запросами к ресурсам клиентских станций?

    40. Приведите примеры одноранговых ОС и ОС с выделенным сервером.

    41. Какие из приведенных ниже терминов являются синонимами? О привилегированный режим;

    О защищенный режим; О режим супервизора; О пользовательский режим; О реальный режим; О режим ядра.

    42. Можно ли, анализируя двоичный код программы, сделать вывод о невозможности ее выполнения в пользовательском режиме?

    43. В чем состоят отличия в работе процессора в привилегированном и пользовательском режимах?

    44. В идеале микроядерная архитектура ОС требует размещения в микроядре только тех компонентов ОС, которые не могут выполняться в пользовательском режиме. Что заставляет разработчиков операционных систем отходить от этого принципа и расширять ядро за счет перенесения в него функций, которые могли бы быть реализованы в виде процессов-серверов?

    45. Какие этапы включает разработка варианта мобильной ОС для новой аппаратной платформы?

    46.Опишите порядок взаимодействия приложений с ОС, имеющей микроядерную архитектуру.

    47. Какими этапами отличается выполнение системного вызова в микроядерной ОС и ОС с монолитным ядром?

    48. Может ли программа, эмулируемая на?чужом? процессоре, выполняться быстрее, чем на? родном??

    49. Файловая структура MS DOS.

    50. Виды пользовательского интерфейса MS DOS.

    51. Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы MS DOS.

    52. Средства управления и обслуживания. Установка и сопровождение операционных систем.

    Давайте повторим: статическая информация это папки (разделы) и файлы (страницы) в структуре сайта, динамическая информация - это инфоблоки Информационный блок - специальный инструмент "1С-Битрикс: Управление сайтом" с помощью которого заносится информация в Базу данных.
    .

    Значит, статическое меню:

    • Использует файлы и папки из структуры сайта
    • Пункты доступны для редактирования
    • Файл .тип_меню.menu_ext.php не подключается

    А динамическое меню:

    • Основано на инфоблоке
    • Его пункты не видны при редактировании
    • В настройках компонента Компонент - это программный код, оформленный в визуальную оболочку, выполняющий определённую функцию какого-либо модуля по выводу данных в Публичной части. Мы можем вставлять этот блок кода на страницы сайта без непосредственного написания кода. указано использование файла .тип_меню.menu_ext.php

    Как мы уже знаем из в предыдущем уроке, основное меню нашего сайта - динамическое, имеет горизонтальный шаблон, тип left , наследуется всеми разделами сайта.

    Создаем статическое меню

    Разместим на нашем демо-сайте статическое меню :

    • создаем новый раздел Мода
    • в административном разделе в папке /moda создаем пустой файл .left.menu_ext.php , чтобы основное динамическое меню не показывалось в нашем разделе;
    • в разделе Мода создаем и наполняем содержимым несколько страниц;
    • статическое меню формируется автоматически, если при создании страниц будет отмечена опция "Добавить пункт меню";
    • отключаем использование кеша Кеш - это некое хранилище для ускорения просмотра информации на сайте. Когда пользователь просматривает информацию на сайте, то она не всегда запрашивается из базы данных, а берется из кеша.
      для того, чтобы компонент меню обновлялся сразу при изменении данных.

    В результате мы получаем статическое меню в нашем разделе Мода, а на всех остальных страницах сайта по-прежнему работает основное динамическое меню.


    Создаем динамическое меню

    Существует несколько способов размещения на сайте динамического меню. Мы рассмотрим три из них - два попроще, и один для опытных пользователей.

    1. Самый простой способ - добавить к каталогу демо-сайта свои разделы и подразделы. Они сразу автоматически добавятся в основное меню.
    2. Посмотрите, как это сделать, в коротком видеоролике:

    3. Второй способ применяется, если нужно настроить меню на собственный инфоблок:
    • добавляем инфоблок с его разделами и элементами
    • в Публичной части создаем нужный раздел
    • в визуальном редакторе размещаем в разделе компонент Каталог Комплексный компонент осуществляет вывод полного каталога товаров из определенного инфоблока. Его функциональность объединяет возможности нескольких одностраничных компонентов: фильтра, компонента сравнения, вывода элементов раздела, топа элементов, связанных элементов и др. Расположив комплексный компонент на странице, можно получить полнофункциональный каталог. Компонент является стандартным и входит в дистрибутив модуля.

      Внимание ! Компонент не работает с инфоблоками, не имеющими структуры разделов. Если по логике проекта информация не должна иметь структурного деления, то необходимо создать один раздел верхнего уровня и уже в нём размещать элементы инфоблока.

      В визуальном редакторе компонент расположен по пути Контент > Каталог > Каталог .

      Компонент относится к модулю Информационные блоки.

      Порядок секций в форме настройки компонента может меняться в зависимости от выбранного шаблона.

      для работы с инфоблоками
    • указываем в параметрах компонента наш созданный инфоблок в качестве источника данных
    • в разделе сайта будет показан наш инфоблок в виде каталога с его собственным меню

    Эти действия подробно показаны в видеоролике:

  • Этим способом можно создать динамическое меню, основанное на произвольном инфоблоке. Но он предполагает изменения в коде. Поэтому рекомендуется только для самых опытных и "продвинутых" контент-менеджеров.

    Потребуется внести изменения в код. Будьте внимательны и аккуратны!

  • Похожие статьи