Какие есть профессиональные программы по развитию регионов. Ключевые термины и понятия. Механизм реализации целевых программ

26.12.2017

Разработка региональных программ – целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных уровней.

Типовая структура программы включает: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Поддержка победителей конкурса «Деревня года»

Подпрограмма разделена на пять названий. Часть подпрограммы - это деревня, которая была присуждена в конкурсе «Деревня года». Гранты предоставляются до 80% от присуждаемых призов. Будет оказана поддержка мероприятиям, направленным на восстановление и поддержание развития сельских районов, комплексное управление общественными местами, восстановление и уничтожение общественных зеленых на реконструкцию и строительство местных коммуникаций и общественное освещение, а также материалы пропаганды муниципалитета в связи с конкурсом «Деревня года».

Для федеральных программ также разрабатываются паспорт программы, технико-экономическое обоснование, бюджетная заявка (для программ, финансируемых из бюджета).

Решение крупномасштабных межотраслевых (отраслевых) и региональных проблем, как правило, связано с разработкой и реализацией федеральных целевых программ, которые следует рассматривать в качестве одного из средств структурной и региональной политики государства.

Приложения к заявке должны содержать подтверждение собственности на имущество, бюджет, разбитый по предметам, график действия, фотографическую документацию о текущем состоянии строительства и документацию строительного акта в соответствии с строительным законодательством.

Поощрение участия детей и жилья в общинной жизни в деревне

Субсидия предоставляется до 70% приемлемых квитанций, размер субсидии составляет от 50 до 400 тысяч крон. Дуду поощрял действия с результатами служения детям и женам, а также был представлен выбор детей и жен. Субсидия не будет предоставлена ​​для покупки и покупки небольшого оборудования. Прикрепления - доказательство владения, бюджета, расписания, описание подготовки действий и участия детей и молодежи, включая документацию, фотодокументацию и строительные конструкции в соответствии с строительным законодательством.

Разработке федеральных и региональных программ в промышленности предшествует отбор проблем (целей), включающий обоснование необходимости их решения на федеральном или региональном уровнях. Особое внимание при выборе и ранжировании проблем (целей) по приоритетности обращается на значимость; сложность их решения традиционными методами; невозможность использования формирующегося механизма рыночного саморегулирования; невозможность концентрации ресурсов и требование координации деятельности многочисленных территориальных органов управления и заключения межрегиональных экономических соглашений. (Приложение 6)

Поддержка общинного сотрудничества для обновления и развития сельских районов

Субсидия предоставляется до 70% приемлемых поступлений, верхний предел составляет 200 тысяч крон. Будет оказана поддержка действиям надрегионального значения с уделением особого внимания представлению проектов, направленных на обновление и развитие сельских районов, обмену опытом по подготовке этих проектов и мероприятиям по содействию сотрудничеству и профессиональной подготовке местных и региональных органов власти, ответственных за восстановление и развитие сельских районов. В заявке должны быть указаны сметный бюджет мероприятия, подробный с точки зрения предметов, описание и расписание мероприятия, его цель.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных, решаемых ею задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Поддержка реконструкции небольших религиозных зданий в деревне

Субсидия предоставляется до 70% от фактически начисленных расходов, размер субсидии составляет от 40 до 300 тысяч крон. Поддержка будет оказываться посредством действий, направленных на восстановление небольших религиозных зданий в кадастровой зоне села, которые не отображаются в культурной памяти и принадлежат муниципалитету. Речь идет главным образом об обновлении таких зданий, как часовня, часовня, статуя, статуя, пытка, крест и подготовка ближайшего окружения небольших священных зданий. Предметом запроса может быть одно и несколько небольших зданий.

Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации. Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. «г» п. 2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.

Вложение должно содержать подтверждение собственности, ориентировочную карту с указанием местоположения здания, смету бюджета, заявление о том, что здание не включено в список паспортов, фотографическую документацию о состоянии дел и законах строительного права.

Поддержка реабилитации на местах

Субсидия предоставляется до 50% затрат, нижний предел на одно действие - 100 тысяч крон, верхний предел - 1 миллион крон. Будет оказана поддержка действиям, направленным на ремонт и обслуживание местных дорог, их частей и аксессуаров в соответствии с Законом о наземных коммуникациях.

Областной закон от 01.01.2001 г. N128-03 «О прогнозировании социально-экономического развития Новгородской области » определяет цели и содержание системы прогнозов социально-экономического развития Новгородской области, а также общий порядок их разработки. В статье 4 («Прогнозирование социально-экономического развития Новгородской области на краткосрочную перспективу») настоящего закона говорится: «Администрация Новгородской области одновременно с разработкой прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу с учетом бюджетных заявок формирует перечни областных целевых программ социально-экономического развития области, намеченных к финансированию за счет бюджетных средств на предстоящий год. Перечни финансируемых областных целевых программ содержат отраслевые программы по узловым проблемам, требующим приоритетной концентрации финансовых ресурсов и гарантированного обеспечения. В приложениях 3 и 4 приведены перечни федеральных и областных целевых программ на 2003 год.

Основной критерий оценки применения подпрограммы - формальное администрирование, размер муниципалитета с предпочтениями от меньшего к большему, отношение затрат на действие к бюджету заявителя, независимо от того, находится ли муниципалитет на территории регионов экономических проблем, устойчивость проекта и соответствие цели подпрограммы.

Поддержка устранения препятствий в зданиях

Цель этой подпрограммы заключается в оказании государственной поддержки инвестиционным и неинвестиционным смягчающим усилиям по устранению барьеров в городских и общественных зданиях и в зданиях с одноранговой службой в сложных сетях безбарьерных городов и городов. Получателем этой подпрограммы является исключительно муниципалитет, где шкалы безбарьерных маршрутов в форме проектов были одобрены График мобильности Национальной программы развития для всех. Поддержка предоставляется для инвестиций в систему или неинвестиционных грантов до 50% от фактической выручки от деятельности в данном году.

Распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 года N 800-р был одобрен Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта РФ, который носит рекомендательный характер. Главное его назначение – обеспечить определенное методологическое единство региональных программ и взаимоувязанность их с целями государственной стратегии экономического и социального развития.

Действие может быть софинансировано регионом, тогда общая сумма поддержки не может превышать 75% выручки. Нижний предел субсидии составляет 100 тысяч крон. Утверждены два гранта. Снятие барьеров при строительстве домов с обслуживанием пейера Удаление барьеров в городских и городских зданиях. Субсидия предоставляется за действия, которые инвестор является муниципалитетом. Действие должно соответствовать подпрограмме подпрограммы и ее названиям субсидий, субсидия не может использоваться для уже застроенных зданий, а доля подпрограммы должна обладать полной собственностью в собственности.

Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического , социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.

Предоставление субсидии - не простой шаг. Участник подпрограммы должен обеспечить условия для использования инвестиций в течение 5 лет с момента окончания действия, а имущество не должно передаваться другому юридическому лицу. Приложение к заявке на грант - подтверждение права собственности на имущество, проектная документация, список ценных работ и материалов, строительные документы, подтверждение одобрения маршрута безбарьерного доступа, утверждение совета и изучение количества социальных или медицинских учреждений, предназначенных для людей с ограниченной способностью движения и ориентации в деревне.

Можно выделить следующие основные этапы разработки целевых программ.

Выбор объекта программы . Это важнейшая стадия, предшествующая разработке программы и во многом предопределяющая ее успех. Нужно исходить из нескольких критериев при выборе объекта: он должен представлять стратегический приоритет, обеспечивать перелом траектории движения данного объекта; программа не должна носить слишком широкий характер, охватывая план развития целой отрасли, но и не быть чрезмерно узкой, не обеспечивая прорыва.

Заявка на рейтинги вводится комиссией, назначенной министром, отвечающим за местное развитие и оценку, по следующим критериям: количество жителей муниципалитета, доля расходов на действие в бюджете заявителя, количество социальных и медицинских учреждений, предназначенных для людей с ограниченной подвижностью.

Подпрограмма предназначена исключительно для некоммерческих организаций, поэтому мы более подробно не даем подробностей. Цель этой подпрограммы заключается в том, чтобы внести вклад в виде субсидии из главы бюджета министерства местного развития на реабилитацию основных функциональных территорий, предоставляемых подразделениями территориальной самосборки, и устранить или уменьшить возможные последствия стихийных бедствий в нарушение свободы, доступности и качества государственного управления. Субсидия служит для реконструкции или ремонта муниципальной и региональной собственности, пострадавшей от облесения или другой катастрофы в этом году.

Структуризация программы, определение подпрограмм, блоков проектов и отдельных проектов. Проект – это основной кирпичик, из которого строится программа. Он должен обеспечить определенный программный результат. При этом определяется набор первоочередных проектов, их выполнение распределяется по годам реализации программы с учетом значимости для конечного результата имеющихся ресурсов.

Подпрограмма перемещения доступна для всех

Поддержка предоставляется в двух грантовых титрах. О состоянии опасности или чрезвычайном положении не сообщается для данного основания. Предел субсидии для одного мероприятия составляет 100 тысяч крон и за титул гранта. 1, как правило, предоставляются субсидии до 90% рынка, в регионах - до 85% рынка. Для названия и названия. 2, муниципальные субсидии предоставляются до 70% и областям до 40% выручки. Звонок предназначен для субъектов бизнеса и муниципалитетов для туристических проектов. Субсидии из государственного бюджета могут достигать не более 50% от общей суммы приемлемых расходов на мероприятия и предоставляются в рамках минимального уровня.

Оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, возможных и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т. п.). Недостаток ресурсов может потребовать уточнения состава проектов, мероприятий и целей программы.

Цель подпрограммы - увеличить вклад туризма в процветание регионов, создать экономические условия для инициирования и поддержки деятельности по развитию внутреннего туризма. Поддержка создания новых продуктов, активное вовлечение целевых групп, снижение сезонности, улучшение инфраструктуры туризма и привлекательность доступности.

Выданные гранты должны быть составлены до конца года. Субсидия может быть запрошена путем заполнения электронной заявки, которая затем вместе с необходимыми приложениями должна быть доставлена ​​в реестр министерства. Министр местного развития призвал к призыву к предложениям по Программе поддержки жилищного строительства, подпрограммам «Регенерация сарая», «Поддерживаемые квартиры», «Ведущее распределение» и «Жилые здания без барьеров».

Маркетинговые исследования, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом. Заведомо убыточные проекты и программы исключаются. Может возникнуть ситуация, когда по результатам расчетов придется решать вопрос, стоит ли браться за неэффективную программу.

Подпрограмма предназначена для восстановления общественного пространства, в том числе 150 квартир, включая улучшение технической и транспортной инфраструктуры, парковки, детских площадок, зеленых насаждений, общественных рекреационных зон. Заявитель всегда является муниципалитетом, субсидия предоставляется до 70% приемлемых расходов на мероприятие, максимум до 4 млн. В общую подпрограмму выделяется 40 млн.

Работает над изменением свинцово-кислотных трубопроводов для снижения содержания свинца в питьевой воде. Заявитель является владельцем или совладельцем или владельцем сообщества. Какая единица жилья. На всю подпрограмму выделяется 10 миллионов крон. Является подпрограммой, целью которой является создание арендованных квартир для обеспечения социального жилья, заявитель может быть юридическим лицом, в том числе муниципалитетом. Всего на всю подпрограмму субсидируемого жилья выделяется 400 миллионов крон.

Создание целевых оргструктур для выполнения программы, подготовка кадров. Обычно создается целевая оргструктура для реализации программ (консорциум , холдинг, финансово-промышленная группа и т. п.). По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор. Целесообразно организовать обучение менеджеров проектов, подпрограмм, программы.

Кухня на одну квартиру Входная квартира - для лиц в неблагоприятном социальном положении - 550 тыс. Кто на одном жилом доме Комунитни дом - для лиц старше 60 лет или инвалидов - до 600 тысяч.

  • Пейер - для лиц старше 65 лет или инвалидов - до 600 тыс.
  • Человек.
Для колясок, 800 тысяч. Что делать при строительстве лифта и до 1 мили при строительстве лифта, включая резку. Общая подпрограмма составляет 35 миллионов евро.

Поддержка деятельности по планированию на суше

Министр местного развития только что объявил призыв к предложениям в рамках Программы земельных планов для региональных планов действий. Квоты и субсидии предоставляются до 80% от стоимости, максимальная сумма помощи составляет 400 тысяч. Крайний срок подачи заявки - январь.

Контроль и приемка работ. Необходимо осуществлять внепрограммный контроль за ходом и результатом выполнения программы, с тем чтобы своевременно внести в нее коррективы, проводить приемку каждого законченного проекта, подсистемы, каждой очереди программы, сопоставляя полученные результаты с заданными целями и проектом. Это усилит ответственность за эффективность использования выделенных на программу ресурсов.

План регионального развития. Стратегия Европейского союза для региона Дуная. 5-й отчет об экономической, социальной и территориальной сплоченности. Эти три приоритета взаимодополняют друг друга и способны помочь Европейскому союзу и государствам-членам достичь высокого уровня занятости и социальной сплоченности.

Исследования, разработки и инновации. Изменение климата и энергия. Бедность и социальная изоляция. Для достижения этих целей Европейская комиссия запустила семь флагманских инициатив, которые являются приоритетными для национальных, региональных и местных органов власти.

Разработка и реализация целевых программ осуществляется на основании «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.95 № 000.

Организатором разработки федеральных целевых программ выступают федеральные органы исполнительной власти. Правительство Российской Федерации определяет порядок разработки и реализации федеральных целевых программ. Разработка федеральных целевых программ в первую очередь должна предусматривать:

· решение приоритетных социально-экономических, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;

· согласование ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

Отдельные мероприятия могут потребовать дополнительного технического обеспечения или целенаправленного финансирования. Все эти условия должны быть указаны в перечне мероприятий, иметь соответствующие обоснования и расчеты.

Важнейшим разделом программы является описание механизма ее осуществления. Этот раздел включает:

· стимулирование (перечень льгот) выполнения заказов на поставку продукции и выполнения работ (услуг) для государственных нужд;

· перечень мер по организации управления реализацией программы (выбор головного заказчика и ответственного разработчика программы, назначение руководителя программы, выбор членов координационного совета, осуществляющего контроль за ходом реализации программы в соответствии с сетевым графиком);

· контроль за ходом выполнения программы в соответствии с утвержденным планом, этапами и финансированием реализации региональных программ в промышленности;

· увязка сроков поступления средств на финансирование программы из различных источников (федеральный бюджет, внебюджетный фонд, иностранные и частные отечественные инвестиции, взносы участников программы - министерств, ведомств, территориальных образований, городов, предприятий, государств - членов СНГ (на основе долевого участия), кредитов и отчислений от прибыли предприятий);

· оценка ожидаемых социально-экономических и экологических последствий задержки хода реализации программы и выработка своевременных рекомендаций по предотвращению нарушения сроков решения проблемы.

Несмотря на важность этого раздела, часто раздел о механизме реализации программы заменяется перечнем мероприятий, нацеленных на достижение намеченных результатов, или сводится к перечислению функций органа управления программой. Программы, в которых находят отражение конкретные экономические регуляторы, встречаются редко. И практически нет программ, где эти регуляторы увязывались бы с целевыми установками. Это обстоятельство является одной из причин, по которой большинство программ реализуется с нарушением сроков.

Поэтому рекомендуемые в ходе реализации программы экономические регуляторы должны быть предварительно оценены с точки зрения их совместимости с уже действующими на конкретной территории экономическими регуляторами. В противном случае несовместимые наборы экономических регуляторов могут изменить цель и сферу применения предусмотренного в программе метода регулирования и привести к неожиданному для разработчиков программы результату.

I - выбор приоритетных проблем (целей), требующих программного решения;

II - разработка методов регулирования и стимулирования выполнения целевой программы (осуществляется под каждую проблему, цель или подцель);

III - оценка социально-экономических последствий нарушения сроков реализации целевой программы (в соответствии с разработанным под данную программу «деревом» целей);

IV - оценка результатов решения проблем в предусмотренные программой сроки (с учетом оценки «недополученного» в срок эффекта от решения проблемы).

Из этого следует, что кроме увязки целей, сроков, объемов финансирования, мероприятий и организационных мер на каждом этапе реализации целевой комплексной программы, целесообразно под каждую цель, подцель и задачу предложить конкретный административный или экономический регулятор, который стимулирует реализацию того или иного задания. В противном случае невыполнение какой-либо цели или подцели ставит под сомнение достижение намеченного эффекта. В результате от одного этапа реализации программы к другому будет нарастать показатель упущенной выгоды , что в конечном итоге повлияет на сроки выполнения программы. Игнорирование этого фактора (наряду с недофинансированием принятых программ) дискредитирует программный метод.

Другой причиной нарушения сроков реализации программ является нехватка финансирования. Опыт разработки и реализации целевых программ свидетельствует, что ни одна официально принятая программа никогда не финансировалась в объеме, первоначально предусмотренном соответствующими законодательными и правительственными документами.

Для увязки организационных мер и экономических регуляторов с этапами реализации программы используется модель-схема (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Сопоставимость организационных мер и экономических регуляторов реализации программы

На базе этой модели можно разработать график увязки всех стадий разработки и реализации программы между собой и четко сформулировать цели и задачи как для исполнителей программы, так и для ее заказчиков. Это позволит строго контролировать последовательность как разработки, так и реализации выполнения всех подпрограмм. В результате использования такой модели повысится результативность работы «дирекций программы», которые смогут приступить к ее реализации сразу же после ее утверждения.

Разработка комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.

Методика разработки региональных целевых программ подготовлена в рамках регионального проекта «Оценка эффективности федеральных и региональных целевых программ» (Новгородская область, г.).

Специфика региональных комплексных программ развития

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой .

Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ : межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..

Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.

Специфика региональных программ заключается в том,что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.

Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью , точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Основные задачи региональных программ:
  • выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
  • максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
  • развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  • формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Структура программы регионального развития

Состав и структура комплексной программы социально-экономического развития региона представляют собой перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Разделы программы коплексного развития региона:
  1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.
  2. Оценка и состояния окружающей среды.
  3. Состояние демографической ситуации и в регионе.
  4. Концепция социально-экономического развития региона . Выполненные в предыдущих разделах анализ социально- экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
  5. Основные целевые подпрограммы . Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
  6. Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.
  7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.
  8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
  9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
  10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Разделы программы содержат необходимые обоснования и пояснения. Они формируются в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, последующая — по более продолжительным срокам.

Оформление каждой программы является стандартным: на титульном листе указываются соответствующая краевая, областная, городская администрация; дата выпуска; на листе согласования — утверждающая инстанция и организация, согласование с которыми необходимо.

Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального развития станут осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов, размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы.

Число федеральных региональных программ должно быть невелико; они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например для зоны Севера.

Принципиальное значение имеет увязка процессов разработки и принятия программ с формированием и проведением бюджетной политики. Необходима инвентаризация всех уже начатых на территории России программ с пересмотром приоритетов, сроков, источников их ресурсного обеспечения. Наиболее крупномасштабные комплексные программы должны проходить рассмотрение и утверждаться в высших законодательных органах. В условиях рыночных отношений управление государственными региональными программами не должно ограничиваться существующими органами исполнительной власти — могут утверждаться на договорных началах специальные государственные, частные, смешанные независимые компании, консорциумы, агентства со специальными полномочиями и ответственностью.


Похожие статьи